Проблемно-диалогический урок по русскому языку "Перенос слова"
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему
Проблемно-диалогический урок по русскому языку "Перенос слова"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
perenos_slov.docx | 26.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Тип урока: урок открытия нового знания (урок ОНЗ) Технология построения урока: проблемно-диалогическая. Автор урока: Голышева Г.Ю. Тема: «Перенос слов». Цель: познакомить обучающихся с основными правилами переноса слов. Задачи: 1. Формирование предметных умений: правописные умения: - делить слова на части для переноса; - каллиграфически правильно писать; учебно-языковые умения: - делить слова на слоги; речевые умения: - составлять предложения из слов; - правильно списывать слова и предложения; - проверять написанное, сравнивая с образцом; 2. Формирование метапредметных умений: личностные умения: - принимать и осваивать социальную роль ученика; - устанавливать связь между целью деятельности и ее мотивом (зачем?); - нравственно - этическая ориентация. регулятивные умения: - готовить рабочее место, все необходимое для включения в учебную деятельность; - определять и формулировать цель деятельности на уроке; - проговаривать последовательность действий на уроке; работать по плану; - высказывать свое предположение на основе учебного материала; - отличать верно выполненное задание от неверного; - осуществлять самоконтроль; - совместно с учителем и одноклассниками давать эмоциональную оценку деятельности на уроке; познавательные умения: - ориентироваться в учебнике, в тетради; - ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания / незнания); - находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт; - проводить анализ учебного материала; - делать выводы в результате совместной работы учителя и класса; коммуникативные умения: - донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной форме; - слушать и понимать речь других; - учиться работать в паре. | |||
Ход урока: | |||
Этапы урока: | Содержание деятельности учителя. | Содержание деятельности учащихся. | УУД |
1.Мотивационно-организационный момент. Задачи:эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала. | Солнце красное проснулось Посмотрите все ль в порядке - Раз готовы, то тогда – Начинаем урок русского языка. Повернитесь друг к другу, улыбнитесь, пожмите руки и пожелайте удачи на уроке. Садитесь. (Проверка готовности к уроку, правила посадки учащихся.) | Учащиеся проверяют свою готовность к уроку. | Регулятивные УУД: готовить рабочее место, все необходимое для включения в учебную деятельность. |
2.Актуализация знаний. Создание проблемной ситуации. Задачи: создать проблемную ситуацию; обеспечить мотивацию и принятие учащимися цели учебно-познавательной деятельности; актуализировать опорные знания и умения; воспитать сотрудничество в совместной деятельности; формировать орфографическую зоркость. 3.Открытие новых знаний Задачи: решение проблемы детьми; нахождение путей решения. | - Откройте тетради, запишите число. 1. Чистописание. - По традиции мы начинаем наш урок русского языка с чистописания. Но чтоб определить какую букву или сочетание букв мы будем прописывать сегодня , посмотрите на картинки. (На доске три картинки: дорога, дом, девочка). - Назовите, что изображено на картинках? На какую букву начинаются эти слова? - Давайте вспомним, как пишутся заглавная и строчная буквы «дэ». (Учитель вывешивает образец написания букв, проводит анализ написания данных букв, прописывает сам сочетание - . Просит одного из учеников прописать дальше на доске.) 2. Работа со словами. Повторение предыдущего материала. Запишите слова : д.рога, дом, дев.ч(?)ка. Вставьте пропущенные буквы, подчеркните их. Придумайте устно предложение с каждым из слов. - Какое из данных слов лишнее? Почему? - На прошлом уроке мы узнали….что? из чего состоят слова? - Что такое слог? Как определить количество слогов в слове? Давайте вспомним правило: «Слова делятся на слоги. Сколько в слове гласных, столько и слогов – это знает каждый из учеников!» Как называются слова, состоящие из одного слога? Трех слогов? Пяти? 3.Игра. Работа в парах. Давайте поиграем. На партах у вас конверт со словами.Распределите слова на колонки по количеству слогов. Какая пара выполнит первая встает и поднимает руки домиком. Слова: машина, облако, яйцо, обезьяна, стол, мел, стакан, лось, река. (Учитель проверяет и отмечает пару ребят жетонами). 4.Постановка учебной проблемы. Ребята, у меня рассыпалась пословица, помогите её собрать. На доске карточки со словами: словом, камень, и, растопишь, ласковым - Это русская пословица. Как вы понимаете данное высказывание? - Давайте запишем аккуратно и красиво эту пословицу в тетрадь. - Какая проблема перед нами встала? - Как поступить, если при написании слово не помещается на строке? - Как вы думаете, переносить слово с одной строки на другую нужно по правилам, или так, как захочет пишущий? 5. Формирование проблемы, планирование предстоящей работы: - Как вы думаете, ребята, чему на уроке мы будем учиться? - Для чего нам надо знать, как переносить слова? - Какова же тема нашего урока? (Тему учитель прописывает на доске). - По какому плану будем работать? 6. Открытие новых знаний. Работа с учебником. - Вспомните, о чем мы сегодня говорили вначале урока? О чем вспоминали? - Какие у вас есть предположения как можно разделить слова : «камень», «растопишь»? Итак, какое первое правило у нас появилось?( продолжите): Чтоб перенести слово с одной строки на другую, нужно слово …… -Разделите все слова пословицы черточкой по слогам. Какое слово вам не нужно было делить на слоги, обведите его в кружочек? - Почему его не надо делить на слоги? В русском языке есть много слов состоящих из одного слога, например лес, еж, день. Можно ли их разделить на слоги и перенести? Таким образом, у нас появилось ещё одно правило. Какое? 2 правило, продолжите:Слова, состоящие из одного слога переносить ….. Итак, мы уже знаем 2 правила, но есть ещё одно. Отгадайте загадку: Всегда он в работе, Кто это или что? - Правильно «язык». Вот ещё один к вам интересный вопрос, как вы думаете, а это слово можно переносить при письме? Кто из вас прав или нет, позволит разобраться наш верный друг- помощник, учебник. Откройте учебник на стр.14 и прочитайте правило про себя. Расскажите его друг другу. И ответьте на вопрос : Можно ли перенести слово «язык»? - Почему нельзя переносить слово «язык»? Итак, мы узнали третье правило переноса (продолжите) : Одну букву …..на строке. 7. Подведение промежуточного итога урока. - Итак, вот мы и узнали с вами три правила переноса слов. Кто может и желает их рассказать? Учитель награждает жетонами. Первый пункт плана мы выполнили…изучили правила, теперь осталось научиться их применять. Но перед тем, как мы продолжим урок, давайте немного отдохнем. | Записывают дату. Называют, что изображено на картинках. - Все слова начинаются на букву Д. Все ребята прописывают у себя в тетрадях. Учащиеся записывают слова. Устно придумывают предложения с данными словами. Предлагают несколько вариантов. («девочка» – т.к. обозначает живой предмет; «дом», т.к . это не словарное слово и состоит из 1 слога. - Слова состоят из слогов. Слог – это часть слова, удобная для произношения. Количество слогов определяют по количеству гласных. - односложные, трехсложные…. Учащиеся выполняют задание: 1гр. – стол, мел, лось 2гр. – яйцо, река, стакан 3гр. – машина, облако 4гр. – обезьяна Предлагают свои варианты, один из учеников расставляет карточки в правильном порядке, и объяснят значение пословицы. Ласковым словом и камень растопишь. Записывают пословицу в тетрадь.(Во время записи предложения, у некоторых учащихся слова: «камень», «растопишь» не помещаются на строке) - Слово не помещается на строке. - Слово надо перенести на другую строку. - По правилам. - Мы будем учиться переносить слова. Бывают случаи при написании слов, когда не хватает места на строке и тогда слово надо переносить. - Тема урока: « Перенос слов». - 1)Узнаем правила и 2)будем учиться их применять. - При переносе слова надо поделить на части – слоги. Например, ка-мень, рас-топишь или расто-пишь. - разделить по слогам. Лас/ко/вым сло/вом и ка/мень рас/то/пишь. «и» - это тоже маленькое слово. Оно состоит из 1 буквы, 1 слога. - нет. - нельзя. - язык. Возникает 2 предположения: 1)нет 2) да, т. к. 2 слога «я-зык» Оказывается, нельзя. Слово язык нельзя переносить так как одну букву при переносе не оставляют на одной строке. - не переносят и не оставляют…. Учащиеся рассказывают правила. | Личностные УУД: принимать и осваивать социальную роль ученика; Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания / незнания); Коммуникативные УУД: умение работать в парах. Регулятивные УУД: - определять и формулировать цель деятельности на уроке; - проговаривать последовательность действий на уроке; работать по плану; Личностное УУД: устанавливать связь между целью деятельности и ее мотивом (зачем?); Познавательные УУД: ориентироваться в учебнике, в тетради; Регулятивные УУД: высказывать свое предположение на основе учебного материала; Коммуникативные УУД: . донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной форме; Познавательные УУД: - находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт; - делать выводы в результате совместной работы учителя и класса; - проводить анализ учебного материала. |
4.Физминутка Здоровьесберегающая технология | На зарядке первый класс. Мы на месте пошагаем раз-два-три… Руки кверху поднимаем раз-два-три… А теперь тихонько сели И опять скорей за дело! | Повторяют движения за учителем. | |
5.Закрепление учебного материала Задача: закрепление новых знаний и умений. | 8. Применение нового знания. Продолжаем работать. Мы познакомились с тремя правилами переноса и теперь попробуем научиться их применять. Давайте выполним 1 упражнение на стр.14. Прочитайте стихотворение Александра Шибаева «Мы изучали перенос». - Какие слова переносил мальчик? Правильно ли он это делал? А как надо было переносить? Можно ли переносить эти слова? Почему? Какое это правило? 9. Игра «Третий лишний». Найдите лишнее слово, объясните почему, опираясь на полученные сегодня знания? А) картина, кот, кисть. Б) яма, море, карась. В) соль, еда, стая Игра « Найди ошибку». Работа у доски Внимательно прочитайте слова. Все слова разделены знаком переноса. Всё ли верно, исправьте. Как нужно правильно переносить то или иное слово? Слова: у-тюг, мо-ло-ко, мор-оз, ста-я, бан-тик, ца-рь, ко-ро-ва. 10. Самостоятельная работа. Выполните 2 упр. на стр. 14 самостоятельно. В упр. нужно разделить слова для переноса и списать. Один из учеников идет работать к закрытой доске. -Какие слова не надо выписывать почему? Учитель проверяет ученика, а учащиеся меняются тетрадями в парах и тоже проверяют друг друга. Поставьте отметку в виде смайлика соседу. | Один из учеников читает текст вслух. - Слова «едва, опять». Мальчик переносил слова неправильно. Эти слова переносить нельзя. Третье правило. Учащиеся за правильные ответы получают жетоны. А) картина -можно переносить Б) яма – нельзя перенести В) нет лишнего слово, все слова нельзя переносить. Учащиеся находят ошибки, выходят к доске, исправляют и объясняют, ориентируясь на правила. Ошибки: утюг, мо-роз, стая, царь. Один работает у доски, все остальные у себя в тетрадях. - усы, укол, лук, крот, моя.(Не надо выписывать) Учащиеся меняются тетрадями и проверяют друг друга, оценивая. | Регулятивные УУД: отличать верно выполненное задание от неверного. Регулятивные УУД: осуществлять самоконтроль; - совместно с учителем и одноклассниками давать эмоциональную оценку деятельности на уроке Коммуникативные УУД: Умение работать в парах. |
6.Итог урока. Рефлексия. Задача: обобщить полученные на уроке сведения. . | 11. Рефлексия учебной деятельности. - Итак, наш урок подходит к концу… - С какой проблемой на уроке мы столкнулись? -Чему новому вы сегодня научились? -Какие правила переноса вы узнали? - Что осталось для вас непонятным? Как оцениваете свою работу? Покажите символом – смайликом своё настроение. Вы, друзья мои, старались. (Вручаются жетончики) Спасибо за урок! Готовимся к следующему уроку. | - Мы не знали, как делить слова для переноса. Три правила. Учащиеся оценивают свою работу. | Коммуникативные УУД: умеют в коммуникации строить понятие для окружающих высказывания; соотносят свое настроение с изображением смайликов Личностные УУД: нравственно- этическая ориентация |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по русскому языку "Слово и его значение"
Урок по УМК "Перспектива" 1 класс...
Урок по русскому языку «Слова со сходными значениями. Синонимы.» 2 класс (ПНШ)
Урок с презентацией по русскому языку. Программа "Перспективная Начальная Школа".Цели урока:Познакомить детей с синонимами, показать их роль и значение в нашей речи; формировать умение находить ...
Разработка урока по русскому языку "Слова с сочетаниями жи, ши, ча, ща, чу, щу".
Разработка урока по русскому языку на тему:" Слова с сочетаниями жи, ши, ча, ща, цу, щу". 2 класс....
План-конспект урока по русскому языку "Слова, которые выражают различные чувства и их роль в речи" (2 класс)
План-конспект по системе "Школа-2100". К нему прилагется презентация и раздаточный материал....
Технологическая карта урока по русскому языку «СЛОВО. УДВОЕННЫЕ БУКВЫ СОГЛАСНЫХ В КОРНЕ СЛОВА»
Технологическая карта урока в формате ФГОС...
Открытый урок по русскому языку «Слова-предметы и слова-признаки»
Урок русского языка во 2 классе по программе "Начальная школа 21 век"...
конспект урока по русскому языку "Слова, обозначающие признак предмета. Связь слов в предложении"
урок предназнвчен для детей с умстенной отсалостью 7,8 класс...