Урок по теме "Определение лица, числа и времени глагола "
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Разработка урока русского языка по  теме "Определение лица, числа и времени глагола" по системе развивающего обучения Л. В. Занкова

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opredelenie_litsa_chisla_i_vremeni_glagola.docx24.9 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Определение лица, числа и времени глагола.

Тип урока: урок общеметодологической направленности.

Цели: выявление теоретических основ построения учебного содержания, формирование способности к систематизации и обобщению изученных знаний.

Задачи:

  • Деятельностные:
  • завершить  картину «Осенний пейзаж»;
  • открыть новый  способ «шифровки» слова;
  • показать работу в парах, группах.
  • Образовательные:
  • формировать умение находить глаголы  в тексте;
  • развивать орфографическую зоркость.
  • Развивающие: развивать  творческое мышление, воображение.
  • Воспитательные: приучать детей к самоконтролю, самооценке, прививать любовь к природе.

УУД: личностные: 

Формирование:

-  предпосылок для готовности самостоятельно оценить успешность своей деятельности на основе предложенных критериев;

- интереса к познанию окружающего мира;

-  выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;

- учебно-познавательного интереса к нахождению разных способов решения учебной задачи;

-способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

метапредметные:

познавательные: 

- осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с заданиями учителя с использованием медиаресурсов;

- находить в содружестве с одноклассниками разнообразные способы решения учебной задачи;

- анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;

- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

- проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.

регулятивные: 

- самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном, словесно-образном и словесно-логическом уровнях;

– самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение в конце действия с наглядно-образным, словесно-образным и словесно-логическим материалом;

коммуникативные: 

- строить сообщение в соответствии с учебной задачей;

-  ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

-  учитывать другое мнение и позицию;

-  умению договариваться, приходить к общему решению (при работе в группе, в паре);

-  контролировать действия партнера;

- адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач.

Оборудование: 

  • заготовка картины;
  • интерактивная доска;
  • раздаточный материал (рыбный скелет, осенние листья с заданием, снежинки с конвертом).

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Самоопределение

- Здравствуйте, ребята. Поприветствуйте гостей. Подарите друг другу улыбки. Пусть хорошее настроение сохранится до конца урока.

– Сегодня у нас будет урок творчества. А результатом творческой деятельности является создание или открытие нового, интересного. Какие качества необходимы творческому человеку?

– Я приготовила для вас небольшой сюрприз. Приоткроем окно в природу?

– Я начала писать картину, а ваша задача – (её завершить). Это наша творческая задача. (Прикрепить цель)

– Но для этого необходимо выполнить ряд заданий.

Отвечают на вопрос: Смекалка, воображение, фантазия.

Формулируют задачу урока

2.Орфографическая минутка

– Отгадайте слова, запишите их, поставьте ударение, подчеркните орфограммы:

б) Проверим, пронесем эти слова через трубу.

– Кто выполнил задание правильно? Кто ошибся?

Давайте оценим свою работу.  Заполните первую строку карточки, где мы себя оцениваем.

– Что объединяет данные слова?

– Почему я предложила вам именно глаголы?

- На каком этапе работы с глаголом мы находимся?

– Работаем мы не первый урок, я думаю, что мы можем проверить свои знания.

Помогите мне сформулировать основную учебную  задачу – повторить и закрепить знания об изменении глаголов.(Прикрепить вторую цель).

- Ребята, на каждой парте есть заготовка рыбки. Такая же заготовка есть и у меня на доске. Нашим рыбкам не достаёт деталей. Попробуйте собрать их.

Проверка: собираем скелет рыбы на интерактивной доске (приём фишбоун)

Дополните осенний пруд жителями.

Отгадывают слова.

Записывают в тетрадях, действуя по инструкции учителя.

Проверяют запись слов, исправляют ошибки (при наличии).

Оценивают свою Де на данном этапе.

-Это глаголы.

- Мы работаем с частью речи глагол.

- Знаем, что глаголы изменяются по лицам и числам, по родам.

Формулируют цель урока: повторить и закрепить знания об изменении глаголов.

Учащиеся собирают рыбный скелет – обобщают знания о глаголе.

Фиксируют рыбок на полотне.

 3. Пробное действие

- Ребята, приходилось ли вам расшифровывать слова?  Как можно шифровать слова?

– Хотите узнать новый способ «шифровки» слова?

– Научимся расшифровывать слова. Это поможет развить орфографическую зоркость. (Прикрепить третью цель.)

На слайде: АЗЭНЪ

– Замените каждую букву другой, а какой, подумайте.
– Разгадав слово, вы узнаете гостью нашего урока.
– Что у вас получилось?

Проверьте по образцу (слайд): ОСЕНЬ

– Тема урока: «Определение лица, числа и времени глагола».
– Осень, наша гостья, приготовила вам задание, и его нужно выполнить, работая самостоятельно.

- Ребус, чтение наоборот, пропущены гласные

Действуют по инструкции учителя, получают слово «осень».

4.Работа по теме урока

- Ребята, спинка стула каждого ученика украшена листочком. Неслучайно. Возьмите свой листочек и прочтите задание.

Жёлтая листок. Вставьте в предложение подходящий по смыслу глагол в прошедшем времени. Укажите род, выделите окончание.

Ветер с деревьев …. листву.

Запишите предложение в тетрадь.

Красный листок. Вставьте в предложение подходящий по смыслу глагол в прошедшем времени. Укажите род, выделите окончание.

Осень … реку тонким льдом.

Запишите предложение в тетрадь.

Коричневый листок. Вставьте в предложение подходящий по смыслу глагол в прошедшем времени. Укажите род, выделите окончание.

Солнце теперь … меньше.

Запишите предложение в тетрадь.

Проверка.

- У меня получились вот такие предложения:

Ветер с деревьев срывал листву.

Осень покрыла реку тонким льдом.

Солнце теперь светило меньше.

– Кто ошибся? Оцените свою работу.

Сделаем вывод.

Дополните нашу иллюстрацию листочками.

Дети срывают листок, читают задание, выполняют его.

Проверяют выполненную работу.

Оценивают свою деятельность на данном этапе.

Дерево «одевают» листьями.

5. Работа в группе

Осень - время года, когда еще встречаются листья на деревьях, а кое-где пролетают снежинки. По периметру нашего  кабинета развешаны снежинки с заданиями.

Объединитесь в группы. Выберите из группы того, кому доверяете выбор снежинки.

Задание

  1. Собрать стихотворение, указав последовательность строк цифрой.
  2. Найти глаголы, указать у них время, лицо, число.

Проверьте по образцу.

Осень с дождиком нагрянет -

Лес красивый голым станет.

Мы тепла и солнца просим,

Но дождём нас мочит осень.

Осень пришла, облака изменились.

Лес готовится ко сну.

Снова дождинки в танец пустились,

Будут сверкать на мосту.

– Кто выполнил работу верно? Кто ошибся?
– Оцените свою работу. Молодцы.

Дополните наш пейзаж снежинками.

Дети объединяются в  группы. Выполняют задания по инструкции.

Делают вывод. В н.в и б.в. глаголы изменяются по лицам и числам, а в п.в – по родам и числам.

Дополняют пейзаж снежинками

6.Рефлексия

– Посмотрите на картину. Чего-то не хватает?

– Чтобы солнышко засеяло, нужно оценить нашу деятельность на уроке. Предлагаю ответить на вопросы.

- Какие задачи мы перед собой ставили?

- Как их решали?        

- Какие знания о глаголе мы повторили?

- Как изменяются глаголы в настоящем и будущем времени?

- Как глаголы изменяются в прошедшем времени?

Оцените свою Де на уроке. (Солнышко улыбается)

– Мне хочется подарить вам на память солнышко. Пусть оно прикоснётся к вашему сердцу и зажжёт маленький огонёк доброты. Ведь доброта, как и солнце, обладает волшебной силой. Прикоснётся солнышко к нам своими лучами – и на душе становится тепло.

Детям раздаются бейджики с изображением солнца.

- У солнца не хватает лучиков.
Дети отвечают на вопросы.

Оценивают работу коллектива.

Завершают пейзаж.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок русского языка. Употребление мягкого знака в глаголах 2-го лица единственного числа

Открытый урок русского языка. Употребление мягкого знака в глаголах 2-го лица единственного числа...

урок русского языка в 4-м классе по УМК "Перспективная начальная школа" по теме "Учимся различать форму 2-го лица множественного числа настоящего времени и повелительную форму глаголов"

учить различать форму 2 го лица мн. ч. и повелительную форму глагола;развивать умения определять тип и место орфограммы в слове и объяснять ее написание; разбирать слова по составу;способствовать восп...

Урок русского языка. "Мягкий знак в окончании глаголов второго лица единственного числа". 4 класс.

Цель: обеспечить усвоение учащимися правила написания мягкого знака у глаголов в форме 2 лица единственного числа настоящего и будущего времени....

Урок русского языка "Упражнение в определении времени глагола"

Конспект открытого урока по русскому языку 2 класс УМК "Занков"...

Урок русского языка : "Лицо и число глагола".

Урок русского языка по теме : Лицо и число глагола. Цели урока: • Познакомить с изменением глаголов по числам и лицам; • учить распознавать лицо глагола; • развивать мышление, внимание, речь, познават...

Урок русского языка в 4 классе. Изменение глаголов настоящего и будущего времени по лицам и числам.

На уроке совершенствуется умение употреблять глаголы настоящего и будущего времени, определять лицо и число глаголов; прививается интерес к изучаемой теме и ответственное отношение к учению....

Конспект урока по русскому языку на тему: "Изменение глаголов настоящего и будущего времени по лицам и числам (спряжение)", 4 класс, УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: познакомить учащихся с изменениями глаголов настоящего и будущего времени по лицам и числам. Планируемые результаты: Предметные:знать как изменяются глаголы в настоящем...