Урок русского языка в 4 классе. Изменение глаголов настоящего и будущего времени по лицам и числам.
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему
На уроке совершенствуется умение употреблять глаголы настоящего и будущего времени, определять лицо и число глаголов; прививается интерес к изучаемой теме и ответственное отношение к учению.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Тема: Изменение глаголов настоящего и будущего времени по лицам и числам.
Цели: совершенствовать умение употреблять глаголы настоящего и будущего времени, определять лицо и число глаголов; развивать умение анализировать, обобщать, сравнивать, делать выводы на основе полученной информации; прививать интерес к изучаемой теме, ответственное отношение к учению, совершенствовать умение работать в паре.
Оборудование: лестница самооценки, смайлики, памятки «Глагол», «Разбор по членам предложения», таблички с опорными словами, таблички для обратной связи, раздаточный материал, презентация.
Ход урока.
1.Оргмомент.
-Прочитайте предложение: Кто хочет – может!
-Как вы его понимаете? (Было бы хотенье, будет и уменье.) Я думаю, что сегодня на уроке вы постараетесь хорошо работать, и у вас всё получится.
-Начнём с минутки чистописания.
2.Минутка чистописания.
-Какие слова спрятались среди элементов букв? (Глагол, время, лицо, число).
-Запишите эти слова, соблюдая соединения, наклон и высоту элементов.
-Как вы думаете, почему мы прописываем эти слова? (Это опорные слова урока.)
-Предположите тему нашего урока.
Тема урока: Изменение глаголов настоящего и будущего времени по лицам и числам.
3.Орфографическая разминка. Игра «Выбывание слов».
-Прочитайте слова.
Отгоняет, не смогли, свистит, объясняешь, бежать, намело, оторвутся, ящерица.
-Проверьте, как вы умеете смотреть и видеть. Какая орфограмма объединяет эту группу слов? (Безударная гласная в корне, кроме слова оторвутся). Докажите написание слов.
-Проведём игру на выбывание слов.
А) Ящерица – имя существительное, а остальные слова - глаголы.
Б) Бежать – глагол неопределённой формы.
В) Не смогли – отрицательная форма - частица не, пр. вр., мн. ч.
Г) Намело – прошедшее время, суффикс –л-, ср. р., ед. ч.
Д) Оторвутся – будущее время, возвратный глагол - частица –ся, мн. ч.
Е) Объясняешь – наст. вр., 2 лицо, единств. число.
Отгоняет, свистит – 3 л., ед. ч., наст. время. Запишите эти слова, разберём их по составу.
-Молодцы, много существенных признаков увидели в словах.
4.Упражнение в определении времени, лица и числа глаголов.
А) Работа с предложением.
-Прочитайте предложение.
Каждый день с книгой частицу мудрости прибавляет.
-Как понимаете пословицу?
-Разберём орфограммы.
-Прочитайте предложение ещё раз. Запишите его по памяти.
-Поменяйтесь тетрадями. Взаимопроверка в парах.
-Разберём предложение по членам предложения и частям речи. (1 чел. у доски)
Памятки.
Б) Работа с однокоренными словами.
-Прочитайте слова:
Молчу, молчание, молчун, молчок, молчаливый, молчаливость, замолчим, промолчишь, неумолчно, отмолчится, умолчат, неумолчный.
-Что можно сказать об этих словах? (Они однокоренные. Здесь слова разных частей речи.)
-На какие группы их можно разделить?
-Назовите имена существительные (прилагательные, глаголы.)
-Какое слово осталось? (Неумолчно.) Это наречие.
-Выпишите только глаголы. (Молчу, замолчим, промолчишь, отмолчится, умолчат.)
-Что означает слово отмолчится? А умолчат?
-Какая орфограмма во всех словах? (Безударная гласная в корне слова).
-Подберите проверочное слово. (Молча.) А среди данных слов? (Неумолчно, неумолчный.)
-Устно дайте характеристику каждому глаголу (время, лицо, число).
-Разберём их по составу.
Физминутка для глаз «Цветик-семицветик».
В) Работа с синонимами.
-Прочитайте слова. К какой части речи относятся? Докажите.
-Подберите к данным глаголам близкие по значению и напишите их в том же лице и числе:
Шагаешь - …, сердишь - …, пылает - …, барабанят - …, смотрите - …, сохраняю - ….
Слова для справок: гореть, идти, стучать, злить, глядеть, беречь, спешить.
Работа в парах.
-Как называются такие слова? (Синонимы.)
-Какое слово лишнее? (Спешить.)
-Подберите к нему синоним. (Торопиться).
-Определите лицо и число глаголов. Выделите окончания.
Проверка: средства обратной связи.
Г) Работа с пословицами.
-Прочитайте пословицы:
Труд всегда …, а лень только ….
Мир …, а война ….
-Можно понять, о чём идёт речь? Почему?
-Слова какой части речи пропущены? (Глаголы.) Какую работу выполняют глаголы? (Обозначают действия предметов.)
-Обратите внимание, в предложениях есть союз а. Что мы о нём знаем? (Перед ним всегда ставится запятая.) Союз а противопоставляет однородные члены предложения или части сложного предложения.
-Какими эти слова должны быть по значению? (Противоположными, пропущены антонимы.)
Слова для справок: строить, давать, разрушать, брать.
-Запишите, определите лицо и число глаголов.
-Подчеркните антонимы. Чем они являются в предложениях?
Д) Работа с фразеологизмами.
-Послушайте стихотворения:
Глеб у доски повесил нос,
Краснеет до корней волос.
Он в этот час, как говорится,
готов сквозь землю провалиться.
О чём же думал он вчера,
Когда баклуши бил с утра?
Если у вас язык заплетается,
То лучше держать язык за зубами,
Иначе потом будете корить себя:
«Кто дёрнул меня за язык?»
-Какие устойчивые выражения встретились?
-О чём эти стихи? Что хотел сказать автор? (Стыдно не знать урок.)
-Я желаю вам, чтобы вы никогда не оказывались в такой ситуации, всегда были готовы к уроку.
-А эти стихи – это ваше домашнее задание. Ваша задача – найти значение каждого фразеологизма и письменно объяснить.
Е) Работа в парах с фразеологизмами.
-К данным фразеологизмам подбери и запиши близкий по значению глагол в том же лице и числе.
Вставляет палки в колёса Обмануть
Обведёшь вокруг пальца мешать
Выбьетесь из сил запомнить
Пропускает мимо ушей устать
Зарубит на носу не замечать
5.Итог.
-Какую тему мы закрепляли?
-Какой вид работы вам больше всего понравился?
-Посмотрите на лестницу самооценки. Оцените свою работу на уроке.
-На какой ступеньке вы находитесь? Почему вы так считаете?
Отметки.
Д/з: найти и письменно объяснить значение фразеологизмов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка 3 класс Изменение глаголов по лицам и числам
Урок русского языка по системе развивающего обучения Л.В Занкова, поможет учащимся уточнить и обобщить сведения о глаголе, познакомит с изменением глаголов по лицам и числам, сформирует умение распозн...
Конспект открытого урока по русскому языку 3 класс УМК "Планета Знаний"."Изменение глаголо настоящего и будущего времени по лицам и числам"
Урок русского языка 3 класс УМК «Планета Знаний».Учитель: Котова Мария АлексеевнаТема: «Изменение глаголов настоящего и будущего времени по лицам и числам»I.Орг.моментПрозвенел у нас звонок,Начинается...
Конспект урока по русскому языку "Изменение глаголов настоящего и будущего времени по лицам и числам" 4 класс УМК "Школа России"
Конспект урока для 4-го класса по Русскому языку.Тема: "Изменение глаголов настоящего и будущего времени по лицам и числам"УМК "Школа России"...
Дидактическое средство к уроку русского языка 3 класс "Изменение глаголов по временам"
Дидактическое средство создано при помощи приложения Microsoft PowerPoint и платформы «LearningApps»...
Конспект урока по русскому языку на тему: "Изменение глаголов настоящего и будущего времени по лицам и числам (спряжение)", 4 класс, УМК "Школа России"
Цели деятельности учителя: познакомить учащихся с изменениями глаголов настоящего и будущего времени по лицам и числам. Планируемые результаты: Предметные:знать как изменяются глаголы в настоящем...
Технологическая карта урока русского языка «Изменение глаголов настоящего и будущего времени по лицам и числам (спряжение)» (4 класс)
Цель урока: формирование навыка спряжения глагола в настоящем времениЗадачи урокаДидактические:Знать понятие «спряжение», личные местоимения, времена глаголаУметь определять спряжение глаг...
Технологическая карта урока русского языка «Изменение глаголов настоящего и будущего времени по лицам и числам (спряжение)» (УМК «Школа России», 4 класс)
Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование навыка изменения глаголов настоящего и будущего времени по лицам и числам.Задачи урокаДидактические:формировать умение изменять ...