Урок русского языка. "Мягкий знак в окончании глаголов второго лица единственного числа". 4 класс.
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме
Цель: обеспечить усвоение учащимися правила написания мягкого знака у глаголов в форме 2 лица единственного числа настоящего и будущего времени.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka.doc | 73.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по русскому языку для 4 класса
Коваленковой Любови Евгеньевны
Программа А.М.Зелениной, Т.А.Хохловой, утверждённой МО РФ, Москва, 2005.
Авторы учебника: А.М.Зеленина, Т.Е.Хохлова
Тема «Мягкий знак в окончании глаголов второго лица единственного числа»
Цель: обеспечить усвоение учащимися правила написания мягкого знака у глаголов в форме 2 лица единственного числа настоящего и будущего времени.
Задачи:
Предметные
- расширить представления детей о роли мягкого знака;
- формировать орфографическую зоркость в правописании личных окончаний глаголов;
- способствовать усвоению детьми новой орфограммы;
Метапредметные
- создать у учащихся мотивацию к уроку;
- формировать умение формулировать тему урока;
- формировать умение принимать учебную задачу;
- развивать умение наблюдать, сравнивать, анализировать и делать выводы;
- мотивировать детей к развитию устной речи;
- развивать умение работать в паре;
- формировать умение слушать и вступать в диалог;
Личностные
- формировать патриотическое отношение к Родине через постижение народной мудрости, срытой в пословицах.
- формировать способность детей к саморазвитию и самооценке результатов выполненных действий.
Ход урока
Деятельность учителя | Деятельность ученика |
Организационный момент | |
Проверим посадку за столом | Записывают в тетради число, классная работа. |
1.Этап мотивации к учебной деятельности | |
На доске на карточках словарные (однокоренные) слова:,решите, дежуришь, обедаем, заморозят, желает, сверкают, нарисуешь. Для чего работаем над словарными словами? Что у них общего? По каким признакам можно разделить? А я разделю ещё на 2 группы: окончания глаголов в сильной позиции и в слабой. Когда личные окончания глаголов являются орфограммой? | Объясняют правописание непроверяемых гласных в корне слова. Демонстрируют у доски: по временам, по лицам, по числам, по спряжению. Устанавливают, постоянный или непостоянный данный признак. |
2. Этап актуализации и пробного учебного действия | |
На доске записан текст. Прочитайте. Бред.шь по лесу, всё замеча.шь. Посто.шь у одинокой берёзки, поглад.шь рукой её белый холодный ствол и ид.шь дальше. Найдите глаголы с безударной гласной в окончании. Выпишите глаголы с орфограммой в окончании . Объясните его правописание. Что я вам хотела сказать? Что знаем о правописании личных окончаний глаголов 2 л., ед., ч.? Выделите последний звук в данных глаголах. Дайте ему характеристику. Почему же пишется Ь? Мы готовы ответить на этот вопрос? С чем встретились? | Читают текст. Выписывают глаголы с безударной гласной в личном окончании глагола, выделяют окончание и объясняют его правописание. Будем изучать правописание личных окончаний глаголов 2 лица единственного числа. Заполняют графу в таблице «Знаю» (1 спр., - ешь (-ёшь), 2 спр., - ищь) Звук Ш – согл., глух.,парный, всегда тв,. Нет. С затруднением. |
3.Этап выявления места и причины затруднения | |
Почему мы не можем ответить на данный вопрос? | Мы не знаем какую роль играет мягкий знак в данных глаголах. |
4. Этап построения проекта выхода из затруднения | |
Каким видите путь решения проблемы? А как это будем делать? Ф и з м и н у т к а. | Ставим цель. Заполняют графу в таблице «Хочу знать». Нужно выполнить подобные задания. |
5. Этап реализации построенного проекта | |
Дан один набор слов на карточках: метель, читать, воробьи, вьюга, беречь, зажечь, глушь, дочь. Такие же слова на карточках на доске. Какое задание я хочу вам предложить? Даю ещё два слова: молчишь, читаешь. Какой группе слов они относятся? В результате работы на интерактивной доске появляется кластер. | Работают в парах. Объединить слова по признакам. Демонстрируют у доски 4 группы. Объясняют признак. Метель, читать – показатель мягкости Вьюга, воробьи – разд. Ь Дочь, глушь –грамматический показатель сущ. Ж.р. с основой на шип. Беречь, зажечь – грамматический показатель гл. н.ф. на - ЧЬ. Соотносят с каждой группой слов и приходят к выводу, что Ь у глаголов 2 л., ед., ч. является грамматическим показателем. |
Ь Грамматический показатель
Показатель Разделительный сущ. Ж.р. гл. н.ф. гл. 2л., ед. ч. мягкости мягкий знак с шипящим на - ЧЬ согласного на конце слова | |
Что узнали о правописании Ь знака в окончаниях –ешь -ишь? Сверим своё открытие знания с правилом в учебнике (с.84) Изобразите правило графически. | Заполняют графу в таблице «Узнал» ( Ь в окончаниях –ешь, -ишь указывает на форму гл. 2 л, ед.ч,) Читают правило и составляют схемы-модели в парах. Затем выходят к доске, демонстрируют модель и проговаривают правило. |
6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи | |
Закрепим новое знание. Глаголы какого спряжения получились? Почему у данного окончания пишется Ь на конце? От чего зависит выбор гласной в безударном личном окончании глагола? Прочитайте глаголы 1 спряжения. Прочитайте глаголы 2 спряжения. Назовите глаголы- исключения. Что написала на конце глаголов? Почему? Ф и з м и н у т к а д л я з р е н и я | 1.Выполняют устно задание №6, с. 46, рабочая тетрадь №2. (Читают глагол с пропущенным окончанием и объясняют будет ли он соответствовать окончанию –ИШЬ.) 2.Работают в парах. Задание № 7. (там же) Образуют от гл. н.ф глагол 2 л., ед.ч., Объясняют по алгоритму: 1. читаю гл. в н.ф.; 2.определяю спряжение; 3.образую гл. 2л., ед.ч.; 4.объясняю орфограммы; |
7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону. | |
Для чего работаем с пословицами? Задание. Собери пословицу. Вставь пропущенные окончания глаголов 2 л., ед.ч. 1.Чужим умом … дом. 2.Лишнее …, последнее … . 3.От умного …, от глупого … . 4.На час … - за день … . Слова для справок:
Предъявляю эталон. У кого совпало выполненное задание с эталоном? Оцените уровень своих знаний. Объясните смысл пословиц. | Учимся народной мудрости. Самостоятельно работают по карточке. Подбирают подходящие по смыслу глаголы и записывают пословицы, выделяя окончания. Ставят оценки: «5» - без ошибок, «4» - 1 ошибка, «3» - 2-3 ошибки. |
8. Этап включения в систему знаний и повторения. | |
Задание. Запишите предложение, объясните написание пропущенных орфограмм, раскройте скобки, объясните постановку знаков препинания. Составьте схему предложения. | Предложение записано на доске. (За) .кном кружатся ре.кие сн.жинки, а ты смотр… на них и рису… пальцем по стеклу. |
9.Этап рефлексии учебной деятельности | |
Какую цель ставили? Чему учились? Кто научился так, чтобы научить другого? Д/з рабочая тетрадь №2 с. 47, задание 8. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 4 классе по теме "Мягкий знак в окончаниях глаголов 2 лица единственного числа".
Конспект урока русского языка по теме "Мягкий знак в окончаниях глаголов 2 лица единственного числа" по программе "Школа России". На уроке учитель ставит проблемную ситуацию, подводит учащихся ...
Презентация и конспект урока по теме: Закрепление правописаний окончаний глаголов 2 лица единственного числа
На данном уроке активно применяется исследовательская деятельность учащихся....
Конспект урока по теме: Закрепление правописание окончаний глаголов 2 лица единственного числа
Тема: Закрепление правописание окончаний глаголов 2 лица единственного числа:Главная дидактическая цель и реализация учебной задачи с позиции здоровье сбережения т. е. создание здоровье сберегающего п...
Употребление мягкого знака в глаголах второго лица единственного числа.
Упражнения в правописании глаголов второго лица единственного числа....
Конспект урока по теме: "Закрепление правописание окончаний глаголов 2 лица единственного числа"
Главная дидактическая цель и реализация учебной задачи с позиции здоровье сбережения т. е. создание здоровье сберегающего пространства на уроке, как сформировать знания у учащихся, преодолевая утомляе...
Конспект по русскому языку для учащихся 4 класса по теме: «Употребление мягкого знака в глаголах второго лица единственного числа»
План-конспект урока по русскому языку 4 классТема: «Употребление мягкого знака в глаголах второго лица единственного числа».УМК «Школа России» В.П.Канакина, В.Г.Горецкий, Русск...
Проверочная работа по русскому языку «Правописание ь знака в окончаниях глаголов 2 лица единственного числа», 4 класс.
Проверочная работа по русскому языку «Правописание ь знака в окончаниях глаголов 2 лица единственного числа», 4 класс....