"Знакомство с буквой Ее"
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) по теме

Конспек урока по обучению грамоте

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt.doc69 КБ

Предварительный просмотр:

УРОК ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ

«ЗНАКОМСТВО С БУКВОЙ Е,е»

Тема: «Знакомство с буквой Е,е.»

Тип урока: изучение нового материала 

Цель: познакомить с буквой Е, е.

Задачи:

1)     учить проводить звуковой анализ,  активизировать познавательную активность;
2)     развивать фонематический слух , речевую и мыслительную деятельность учащихся, умение работать с моделями слов ;                                                                  3)    воспитывать мировоззренческую направленность активности на уроке через предложенные задания.

Тип урока:   комбинированный.

Используемые методы и приёмы: объяснительно-иллюстративный, частично–поисковый, игра. 

Формы работы: фронтальная, самостоятельная, работа в парах.

Оборудование: мультимедиапроектор, интерактивная доска, компьютер;

 плакат «Буква Е,е», учебник «Букварь, 1ч.» авт. Л.Е. Журова, А.О. Евдокимова,  «Я учусь читать и писать»  авт. М.И. Кузнецова;

фишки синие, зеленые, красные; букварь 1 ч., тетрадь «Я учусь читать и писать» (авт. М.И. Кузнецова)

Этап урока

Содержание, методические приёмы

Характеристика деятельности

1.Организационный момент.(2 мин)

Посмотри-ка, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте, все ль в порядке?
Книжки, ручки и тетрадки?

Личностные УУД

Познавательные УДД

Коммуникативные УДД

Регулятивные УДД

2.Актуализация опорных знании.

(4 мин)

3. Выявление причин затруднения и постановка цели деятельности

(5мин)

  1. Коллективная работа

Игра «Парашютисты»

- Сегодня чудесный осенний день и буквы отправились прыгать с парашютом.

После прыжка они долго парили в воздухе.   Но им пора было приземляться на землю. Приземлиться буква может только на тот участок «земли», где находится схема слова, в котором есть звук, обозначаемый этой буквой. Давайте поможем буквам приземлиться.

Слайд 1

(рисунки и схемы к словам рак, клюква,      мяч, горох, самолёт)

- Что общего у этих букв?

- Назовите признаки гласных

(дети читают по строчкам стихотворение).

- На какие две группы можно разделить эти буквы?

1) после твердых и мягких согласных;

2) обозначают один звук, могут обозначать два звука

2. Индивидуальная работа.

Придумайте задание, которое мы могли бы выполнить-

1) «Разделить буквы на две группы заглавные и срочные».

1 ученик – гласные заглавные и строчные

 (работает на доске)

2) разделить на группы буквы, которые пишутся после твёрдых и мягких согласных

2 ученик – (работает на доске)-Повторить правило работы в парах все работаю в парах на парте у детей 2 конверта )

 Проверка: Повторить правило проверки по образцу

-У какой буквы не нашлось пары? (э)

- Как вы думаете, есть ли пара у буквы э?

-Какова же цель нашего урока? (Познакомиться с новой буквой, узнать букву-пару букве э )

Какие задачи перед собой поставим, ? (    1.Слушаем звуки в словах,

  1. запоминаем букву, которой обозначаем звук,
  2.  после каких согласных пишем букву,
  3. а на уроке письма учимся её правильно  писать, что бы далее научиться  грамотно и правильно писать и читать)

Развитие познавательных интересов и инициативы школьника

Участвовать  в  учебном  диалоге,  оценивать процесс

и результат решения коммуникативной задачи. Включаться в групповую работу.  

Участвовать  в  обсуждении  

высказывать собственное мнение и аргументировать его

Формирование умения учебного сотрудничества

Умение осуществлять действие по образу и заданному правилу

4.Открытие нового знания.(8 мин)

Физкультминутка

«Ветер дует нам в лицо»

5.Первичное закрепление

(5 мин)

6. Самостоятельная работа(5 мин)

  1. Выделение звука [э] в словах. 

И сегодня к нам на урок пришли два гостя. Отгадайте кто они.

Царь зверей раскатисто рычит,

Всех зверей собрать спешит,

На камень грациозно сев,

Скажите, кто же это - … (лев)

Не мышь, не птица

В лесу резвится,

На деревьях живет

И орешки грызет. (белка)

Открываются картинки на экране

Жили в зоопарке лев и белка. Днем в зоопарке было весело, а вечером белка читала книги, а лев рычал. Однажды лев заболел и на него напала скука. Каждый день одно и то же! Надоело! Тогда лев спросил белку:»Почему тебе не скучно никогда?» Я читаю книги, -ответила белка. Если вои книги помогу побороть скуку, сказал Лев, я их тоже почитаю. Сегодня лев и белка гости нашего урока. Сегодня мы попробуем доказать льву, что тот кто много читает скуки не знает. Мы познакомимся с новой буквой  и поможем льву научиться читать.

Смори, сказала белка, ты большой, а имя у тебя короткое, а я маленькая, а имя у меня длиннее. Лев не поверил. Давайте докажем правоту белки, выполнив звукобуквенный анализ.

(один ученик на интерактивной доске, выделяет интонационно каждый звук и обозначает их фишками)-все выкладывают на парте.

  1. Обозначение звука [э] буквой Ее.                      

-Давайте заменим второй звук буквой э

(нельзя, т .к буква э не стоит после мягкого согласного , мы слышим звук э, но обозначим его буквой е

-это правило русского языка, которое мы сегодня и открываем

-замените звуковую карточку буквой е

Знакомство с буквой

1)Работа по плакату.

2)Упражнение «На что похожа буква?»

На месте: выложить букву из палочек.

Работа  в тетради «Учусь писать и читать» с. 35. Закрасить участки с буквами Е,е и

(резервное задание)

Выполнить разбор слов, выделенные звуки обозначить буквами.

Упражнения в словообразовании:

 - Подумайте, какое слово может получиться, если изменить вторую букву?

ПРОВЕРКА: составить у доски  схему из кубиков, образовать новые слова.

е

а

- Почему  в слове балка первая фишка поменяла цвет?  Кто знает, что такое балка?        

Показ  рисунка «Балка»                                                                                                                                 

у

Развитие познавательных интересов и инициативы школьника

Моделировать буквы из набора элементов,  различных материалов. Писать печатные и письменные прописные буквы.

Обозначать  гла-сный   звук  буквой,   выбирая букву  гласного  звука  в  зависимости  от  твердости  или мягкости предшествующего согласного. Соотносить звуко-буквенную модель (модель звукового состава слова с проставленными в ней гласными буквами) со словами-названиями картинок.

Умение слушать и вступать в диалог.

Умение осуществлять действие по образу и заданному правилу.

Волевая саморегуляция

как способность к волевому усилию при правильной посадке за партой, работе с книгой.

7.Самостоятельная работа(5 мин)

Дифференцированные задания

1 группа (сильные)- Прочитайте предложение. Подумайте, какие буквы пропущены? Вставьте, объясните.        

Б…лка п…сенки поёт  да ор…шки все грызёт.

  2 группа (средние)-упражнение «Догадайся, где какое слово написано»

3 группа (не читающие)  и «Где какое слово?»- работа по схемам

Проверка:  коллективная        слайд 3,4 /слайд2, 3

3.Пропедевтика изучения йотированных гласных.

1) - Сегодня на уроке мы много говорили про льва и белку, в названии каких животных есть буква е?

Ему композитор посвятил ему песню «Улыбка», мама называла его Крошка- Енот

Он обычно спит в дупле,
А не на сырой земле.
Не помыв, не тянет в рот.

Даже вкусное…

(Енот)

- В этом слове тоже есть буква е, но она выполняет особую работу. Про это будем говорить на следующем уроке.

Развитие познавательных интересов и инициативы школьника

Обозначать  гла-сный   звук  буквой,   выбирая букву  гласного  звука  в  зависимости  от  твердости  или мягкости предшествующего согласного. Соотносить звуко-буквенную модель (модель звукового состава слова с проставленными в ней гласными буквами) со словами-названиями картинок. Писать печатные и письменные прописные буквы

 Формирование умения учебного сотрудничества.

Умение договариваться  и находить общее решение

Умение осуществлять действие по образу и заданному правилу

Рефлексия(2 мин)

Продолжите предложение.

Сегодня на уроке

  • я  узнал (а),..
  • я понял (а)…
  • я научился (ась)…
  • мне было интересно…

Хочется узнать, с каким настроением вы заканчиваете урока. Возьмите листочки, которые соответствуют вашему настроению и прикрепите к нашему осеннему деревцу.

Красный лист- хорошее настроение, мне было интересно и легко работать.

Желтый листик- у меня не все получалось, настроение спокойное

Зеленый листик-у меня грустное настроение, потому что мне было не интересно.

- Спасибо за урок.

Участвовать  в  учебном  диалоге,  оценивать процесс

и результат решения коммуникативной задачи. Включаться в групповую работу.  

Участвовать  в  обсуждении  

высказывать собственное мнение и аргументировать его

Умение слушать собеседника

Умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Знакомство с буквой У у, звуком [у]. Письмо заглавной и строчной букв У у.

урок по обучению грамоте и письму по УМК Перспектива...

Знакомство с буквой В (в). Состав числа 10. Письмо печатными буквами.

Интегрированный урок грамоты по программе "Начальная школа XXI века" под редакцией Н.Ф. Виноградовой.  Цели урока: ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ   -познакомиться с новой согласной буквой;   - учить звуковому ана...

ЗНАКОМСТВО С БУКВОЙ К (к). РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ. СОСТАВЛЕНИЕ И ПИСЬМО СЛОВ ПЕЧАТНЫМИ БУКВАМИ – интегрированный урок чтения и письма.

Дифференцированное обучение позволяет раскрыть внутренний мир ребенка и предполагает сочетание фронтальных, групповых и индивидуальных заданий для повышения качества обучения и развития каждого ученик...

Урок по предмету литературное чтение в период обучения грамоте (1 класс) «Знакомство с буквой Ю. Обозначение звуков [Й], [У] буквой Ю»

На этом уроке дети побывают на Дне рождения новой буквы Алфавита.Познакомятся с новыми звуками и узнают что они обозначаются хитрой буквой. Дети работают с лентой букв, слоговой таблицей, словами и те...

Интегрированный урок обучения грамоте и письму в 1 классе на тему «Знакомство с буквой Ш (ш). Письмо заглавной и строчной буквы Ш (ш), слов и предложений»

Цель урока:познакомить с новой буквой.Задачи:-научить находить место звука в словах; писать заглавную и строчную букву  Ш (ш);  -развивать моторику руки, логическое мышление, внимание,...

Знакомство с буквой «В, в». Письмо заглавной и строчной буквы «В, в».

Урок проходил в 1 А классе по образовательной модели «Начальная школа XXI века», учебник «Букварь» Л. Е. Журовой ...