Тема: «Проверка ОСП по сильной позиции и по словарю».
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему
Цель: - формировать умение проверять орфограммы слабых позиций по словарю.
Задачи урока:
- создать содержательные и организационные условия для самостоятельного применения учащимися комплекса знаний и способов действий при нахождении в слове слабых позиций, проверки ОСП по словарю;
- отрабатывать способ работы с орфографическим словарём, алгоритм действий при списывании слова из орфографического словаря;
- формировать умение работать в группе, в паре;
- осуществлять взаимопроверку и самоконтроль;
- обогащать словарный запас учащихся, развивать речь.
Тип урока: решение частных учебных задач
Предполагаемые результаты:
В результате изученной темы дети должны:
· знать о возможности проверки ОСП по словарю;
· уметь проверять ОСП по словарю;
· владеть алгоритмом списывания слов из орфографического словаря;
· знать написание изученных словарных слов.
Оборудование:
Ноутбук, мультимедийный проектор, компьютерная презентация, листы для работы в группах, маркеры, магниты, заготовки для графического диктанта, оценочные листы, карточки для групповой работы, словари.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_2_klass_2015_proverka_osp_po_slovaryu.doc | 80.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок
Тема: «Проверка ОСП по сильной позиции и по словарю».
Цель: - формировать умение проверять орфограммы слабых позиций по словарю.
Задачи урока:
- создать содержательные и организационные условия для самостоятельного применения учащимися комплекса знаний и способов действий при нахождении в слове слабых позиций, проверки ОСП по словарю;
- отрабатывать способ работы с орфографическим словарём, алгоритм действий при списывании слова из орфографического словаря;
- формировать умение работать в группе, в паре;
- осуществлять взаимопроверку и самоконтроль;
- обогащать словарный запас учащихся, развивать речь.
Тип урока: решение частных учебных задач
Предполагаемые результаты:
В результате изученной темы дети должны:
- знать о возможности проверки ОСП по словарю;
- уметь проверять ОСП по словарю;
- владеть алгоритмом списывания слов из орфографического словаря;
- знать написание изученных словарных слов.
Оборудование:
Ноутбук, мультимедийный проектор, компьютерная презентация, листы для работы в группах, маркеры, магниты, заготовки для графического диктанта, оценочные листы, карточки для групповой работы, словари.
Ход урока
- Создание учебной мотивации
Поприветствуем друг друга. Желаю вам успешной работы на уроке.
- Постановка учебной задачи.
У: Сделайте предположение. Чем мы сегодня будем заниматься?
Д: Будем проверять ОСП по словарю.
У: Тема нашего урока: «Проверка ОСП по словарю».
У: Зачем нужно проверять слабые позиции?
Д: Для того, чтобы не допускать ошибок при записи слов.
- Актуализация знаний.
Создание ситуации успеха.
У: Давайте заполним нашу «Лестницу знаний» и вспомним, когда звуки в словах бывают в слабой позиции.
«Лестница знаний» заполняется по мере выполнения заданий.
Работа в группах
Задание №1 (1группа)
Ученики другого второго класса утверждают, что записали слова, в которых все гласные звуки в слабой позиции. Проверьте работу!
пальто
удар
пенал
мышь
жизнь
Выберите схему для обозначения слабой позиции гласных.
Первая ступенька лестницы
Исключение
[ у ]
Задание №2 (2группа)
Определить, почему эти слова, объединили в группу?
Запишите в скобках звук, который работает на конце слова. Дополните группу своим примером.
город- [ ]
сугроб-[ ]
этаж-[ ]
улов-[ ]
Сам Самыч очень обрадовался, что тоже смог определить признак, по которому эти слова собрали в группу. И даже сам дополнил группу еще одним словом. Оцените его работу.
медведь – [ м, и д в е д ]
Выберите схему для обозначения слабой позиции согласных.
Вторая ступенька лестницы.
… .
Задание №3 (3группа)
Разделите слова на две группы. 1 группа согласный в слабой позиции, 2 группа согласные в сильной позиции.
булавка
обзор
близкий
редкий
красный
зверь
Выберите схему для обозначения слабой позиции согласных.
Табличку исключений для слабых позиций согласных.
Задание №4 (4группа)
Подчеркнуть все орфограммы в высказывании.
1 человек от группы выполняет задание на компьютере.
Высохла и стала седой редкая трава.
Самопроверка с экрана.
У: Итак, вы хорошо умеете видеть слабые позиции в словах. А сейчас переходим на следующую ступеньки «Лестницы знаний».
О чем она рассказывает?
Д: О том, что мы умеем проверять ОСП по словарю.
У: А почему я поставила знак ?
Д: Знаем не все слова.
- Решение частных задач
У: Выполняя задания в группах, мы встречались со словами, написание которых мы проверяли по орфографическому словарю. Какие это слова?
ПАЛЬТО, ПЕНАЛ, ГОРОД, ЭТАЖ
На ваших партах лежат заготовки. Как вы думаете, какое задание я вам сейчас предложу?
Д: Будет графический диктант. Мы покажем, знание словарных слов.
Графический диктант
У: Работать будем с десятью словами.
Ваша задача записать букву, которой обозначим звук в слабой позиции.
Главное условие-тишина. Если не можете обозначить звук в слабой позиции, пропускаем слово.
1.Книга, тетрадь в переплете для стихов, рисунков.
2.Кусок ткани, обычно квадратный.
3.Сельская местность, сельское население.
4.Питательное белое сладкое вещество, добываемое из свёклы.
5.Домашнее животное из семейства млекопитающих, к которому относится волк и лисица.
6.Документ, дающий право пользоваться чем-то за плату.
7.Человек, выполняющий какие-либо обязанности в классе.
8.Всеядная птица, серая с чёрным или чёрная, родственница ворона.
9. Зверек из отряда грызунов, безбилетный пассажир.
10. Ребёнок женского пола.
Учитель диктует слова:
1.альбом 2.платок 3.деревня 4.сахар 5.собака 6.билет 7. дежурный 8.ворона
9. заяц 10. девочка
Самопроверка
У: Проверим выполненное задание с доски. Оцените себя, используя оценочную линейку. Критерий-правильность.
У: Кто справился без ошибок?
Индивидуальное задание
1 человек работает за компьютером
У: Оцените вашего товарища
У: У вас на партах орфографические словари. У меня в руках словарь С.И.Ожегова. Посмотрите, какой он толстый. Как же здесь найти слова?
Д: Надо знать секреты.
У: Вспомните секреты словаря, которые мы открыли
Д: Слова в словаре расположены в алфавитном порядке. Это главный секрет.
У: Что нам нужно очень хорошо знать?
Д: Алфавит.
- Динамическая пауза
Гимнастика для глаз «У кого лучше зрение и память».
Работу выполняют стоя.
Рассмотрите плакат в течение минуты.
Затем называем буквы в алфавитном порядке.
Один человек работает у доски.
Цель:
-правильно назвать букву и найти её глазами.
Б О Е Ц К Я
Ж И С А Г Ю
Н Д Й Т Х Ь Ш
П У В М Ч Э Ы
З Л Р Ф Ё Ъ Щ
У: Молодцы, алфавит мы повторили.
- Решение частных задач
Прежде, чем мы начнем проверять ОСП по словарю, давайте вспомним алгоритм работа с новым словарным словом:
1.Алгоритм работы со словом:
- Запиши слово при помощи транскрипции.
- Запиши слово с пропуском ОСП.
- Найди слово в словаре.
- Подчеркни буквы звуков в слабой позиции.
- Прочитай слово орфографически.
- Повтори слово орфографически.
- Запиши слово без пропусков.
- Сравни с записью в словаре. Если есть ошибки, исправь их.
2.Работа в парах
У: Итак, начнём с первого слова. Отгадайте загадку.
У: Запишем слово метро при помощи транскрипции
У: Где искать слово: до или после слова столица? Почему? До или после слова Родина? До или после слова Москва? О каком секрете словаря нужно помнить?
Д: Если первые буквы в словах одинаковые будем сравнивать вторые. Если и они одинаковые, будем сравнивать третьи.
У: Попробуйте найти это слово. Как будем искать: метро или митро?
Д: Митро. Потому что буква И встречается раньше буквы Е.
У: Найдите слово, укажите его адрес. Далее работаем по алгоритму.
У: Отгадайте загадку.
У: А теперь запишем при помощи транскрипции слово Москва.
У: А знаете ли вы, как можно не прибегая к орфографическому словарю, решить орфографическую задачу? Поможет нам этимологический словарь.
У: Город Москва построен на реке Москве, а сама река вытекала из болота, которое называлось «Московская лужа». Места здесь были топкие.
Слово Москва произошло от старославянского слово « моск». Что означает «топкий, вязкий».
Зная это, можно без помощи словаря записать слово Москва. И таких примеров много в русском языке.
У: Подберите к слову слова-признаки.
Д: Москва - старая, молодая, красивая, шумная, любимая.
У: Запишем, проговаривая.
У: Прочитайте пословицы о Москве.
3.Письмо по памяти. Взаимопроверка.
Москва - мать городов русских. Москвой-столицей весь народ гордится. |
У: Итак, продолжаем работу со словами, в которых проверить ОСП можно только по словарю.
4.Работа в группах
У: Перед вами необычный «перекрёсток». Это кроссворд. Отгадайте загадки и отгадки впишите в кроссворд. Слова нужно вписывать в каждую клеточку по букве. При записи слова пересекутся. Только учтите: слова должны быть записаны правильно! Иначе «перекрёсток» не получится. Поэтому, когда будете записывать слова, не торопитесь. Здесь есть слова, написание которых мы знаем, а написание некоторых слов проверьте по словарю. Один ученик в группе вписывает одно слово, а остальные помогают и контролируют.
Задания кроссворда.
По горизонтали:
1. Дом зелёный тесноват:
Узкий, длинный, гладкий.
В доме рядышком сидят
Круглые ребятки. (Горох)
2. Быть занудой не люблю,
Не строгаю, не пилю,
Я в решеньях очень скор.
Потому, что я – (Топор)
По вертикали:
3. Посреди двора
Стоит копна:
Спереди вилы,
Сзади – метла. (Корова)
4. Сидит на суку, тараторит.
Со всеми птицами спорит.
Всё ей вокруг интересно,
Всем эта птица известна.
Кто это? (Сорока)
У: Слово горох для нас новое, запишем его в словарики!
5. Разгадываем ребусы.
У: Последнее слово, которое мы разгадали- работа. Я подобрала близкое по значению слово к слову работа, составила высказывание, используя фразеологизм.
У: Объясните следующие фразеологизмы:
Работать, спустя рукава. Работать, не покладая рук. |
У: Как во фразеологическом словаре объясняется этой фразеологизм?
Д: Зачитывают статьи из фразеологического словаря.
- Итоговая рефлексия.
У: Что важного было сегодня на уроке?
Д: Мы учились проверять ОСП по словарю.
У: Что будем делать завтра?
У: Скажите, я могу на «Лесенке» зачеркнуть вопросительный знак и поставить восклицательный?
Д: Нет. Можно убрать вопросительный знак, но ставить восклицательный ещё рано. Мы будем тренироваться проверять ОСП по словарю.
У: Кто - нибудь хочет кого-нибудь похвалить?
А сейчас заполним оценочные листы. Оцените себя в умении проверять ОСП по словарю. А затем я оценю вас.
№п/п | Мои умения | Моя оценка | Оценка учителя |
1. | Умею находить в словах слабые позиции | ||
2. | Знаю «секреты» словаря | ||
3. | Могу найти слово в орфографическом словаре | ||
4. | Владею алгоритмом действий при списывании слов из словаря. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка "Проверка орфограмм слабых позиций по орфографическому словарю". 2 класс.
Урок по системе развивающего обучения...
Урок русского языка во 2-м классе по теме "Слабая и сильная позиция согласного. Парные согласные по звонкости-глухости"
Урок открытия новых знаний....
«Приведение звука к сильной позиции как общий способ проверки орфограмм слабых позиций» (Система Эльконина – Давыдова)
Тип урока : постановка учебной задачи...
Урок русского языка.2 класс Тема: Родственные слова. Слабая и сильная позиция гласных.
Урок русского языка по учебнику Н.В.Нечаевой 2 класс...
Проверка орфограмм слабых позиций с помощью словаря
Урок русского языка на тему "Проверка орфограмм слабых позиций с помощью словаря"...
Конспект урока по русскому языку на тему "Бывают ли у согласных звуков слабые и сильные позиции?"
Цели деятельности учителя: знакомство учащихся с орфограммами согласных звуков в слабой и сильной позициях.Планируемые результатыПредметные:- знать определения: слабая и сильная позиции согласных звук...
Технологическая карта урока русского языка УМК «Планета знаний» Тема: «Орфограммы в корне слова. Слабая и сильная позиция звуков в словах» 2 «В» класс
В ходе урока дети узнают о слабой и сильной позиции (местоположении) звуков в словах, познакомятся с понятием "орфограмма",в результате выполнения ряда заданий коллективно составят алг...