Проверка орфограмм слабых позиций с помощью словаря
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему
Урок русского языка на тему "Проверка орфограмм слабых позиций с помощью словаря"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок русского языка | 32.69 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Дульдургинская сош»
Урок: русский язык
Класс: 2 «а » класс.
Учитель: Тыпхеева Туяна Ивановна
Учебник: В.В.Репкин., Т.В.Некрасова., Е.В.Восторгова
(система Эльконина – Давыдова)
Тема: «Проверка орфограмм слабых позиций с помощью словаря»
Тип урока: Решение частных учебных задач.
Цель: Продолжить изучение способа работы с орфографическим словарем.
Задачи:
1.Систематизировать знания о способе проверки орфограмм слабых позиций при помощи орфографического словаря по алгоритму;
2. Развивать орфографическую зоркость, речь;
3. Воспитывать культуру письма, формировать языковую компетентность;
Планируемые результаты освоения ООП
Предметные результаты | УУД | Личностные результаты |
Знания: признаки сильных и слабых позиций согласных и гласных звуков Умения: проверять орфограммы по словарю, при помощи алгоритма последовательности действий при списывании слов из словаря, закрепить умение «орфографического чтения». | Регулятивные: формировать умение работать в группе; составлять план и последовательность действий, предвосхищать результат. Познавательные: развивать умение практического исследования языка; устанавливать аналогии, использовать знаково – символические средства. Коммуникативные: договариваться, задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и совместной работы с партнерами, взаимоконтроль и оценка своих действий и окружающих. | Мотивация учебной деятельности, навыки сотрудничества, находить выход в различных ситуациях. |
Деятельность учителя | Деятельность учеников |
1. Вводно –мотивационный этап: Приветствие, создание рабочей атмосферы, организация рабочего места 2. Операционно-содержательный этап 1.Создание учебной ситуации. На слайде кроссворд. 1.Дом зеленый тесноват: Узкий, длинный, гладкий В доме рядышком сидят Круглые ребятки (горох) 2. В лес идет – домой глядит Из лесу идет –в лес глядит.(топор) 3.Сама пестрая, Ест зеленое Дает белое (корова) 4. Непоседа пестрая Птица длиннохвостая Птица говорливая, Самая болтливая. (сорока) - Что на слайде? - Заполните его , отгадав загадки. 2. Постановка учебной задачи. г_рох, т_пор, к_рова, с_рока - Как записаны слова?
- Как узнать, какие буквы вставить? -Почему словарь называют орфографическим? - Какой секрет словаря вы открыли? - Значит, вы должны очень хорошо знать что? - Повторите хором алфавит. 3. Анализ условий решения учебной задачи.
- А теперь вспомните алгоритм действия при списывании слов из словаря - Запишите слова в тетрадях, а я на доске. Г_рох-горох Т_пор-топор К_рова- корова С_рока- сорока - Проверьте свою работу и оцените ее на полях по линеечке - А теперь обменяйтесь тетрадями с соседом, проверьте работу и оцените ее по линеечке. - Теперь заполним кроссворд Физминутка 3.Рефлексивно-оценочный этап - Поработаем по группам. - Вспомните правила работы в группе Текст на партах На ул_ц_ тр_щ_л м_ро_. Хол_дн_ и гол_дн_ птиц_м з_мой. Р_бята, п_м_гит_ птиц_м п_р_ж_ть зиму! - Прочитайте текст, каждая группа должна выбрать по два слова из текста и записать без пропуска букв, если вы не знаете как проверить, то поставьте знак ? 1гр. Ул_ц_ - Тр_щ_л - 2гр. Холл_дн_- Гол_дн_- 3гр. Птиц_м- З_мой- 4гр. Р_бята- П_м_гит_- 5гр. Птиц_м П_р_ж_ть- Дети выходят к доске и читают слова с листа А4 - По ходу на слайде появляется запись - Какой сделаем вывод, посмотрев на текст? -Какую учебную задачу поставим на следующий урок? -Оцените работу своей группы. Д/з Озаглавьте текст, спишите его. | Договор 1.Слушать 2.Наблюдать 3.Оценивать 4.Умная речь Слайд 1 (кроссворд) -Кроссворд Слайд 2 (загадки) Слайд 3 (отгадки) - с пропуском орфограмм слабых позиций с «дырками» -надо обратиться к орфографическому словарю. - потому что при помощи него проверяем орфограммы. - в словаре слова расположены в алфавитном порядке. - алфавит (на партах карточки с алфавитом) Слайд 4 Алгоритм действия при написании слов из словаря: 1.Запишите слово, пропуская орфограммы слабых позиций. 2.Найдите слово в словаре. 3.Прочитайте слово орфографически. 4.Прочитайте орфографически, не глядя в словарь. 5.Диктуйте и записывайте слово по слогам, проговаривая каждый слог орфографически точно. 6.Проверьте. отмечая дугами слоги. 7.Подчеркните в написанном слове орфограммы. Работа в тетрадях -самопроверка взаимопроверка слайд5(повтор слайда 1) Работа в группах Договор 1.Слушать 2.Наблюдать 3.Оценивать 4.Умная речь Слайд 6 На ул_ц_ тр_щ_л м_ро_. Хол_дн_ и гол_дн_ птиц_м з_мой. Р_бята, п_м_гит_ птиц_м п_р_ж_ть зиму! Работа в группах (листы А4) Самостоятельная работа - На улиц? Тр_щал м_ро?. Хол?дн? и гол?д? птиц?м з?мой. Ребята, п?м?гит? птиц?м п?р?жить зиму! -Не все орфограммы умеем проверять без словаря. - Научиться проверять орфограммы без словаря. Оценивание работы в группах |
Самоанализ урока
Во 2 «а» 25 учащихся. Из них обучаются на высоком уровне – 6 ч., на среднем -12ч., на н/ среднего – 7ч.
Данный урок конкретизации открытого способа действия (урок решения частных задач) 8 по счету в разделе «Проверка орфограмм слабых позиций с помощью орфографического словаря».
Цель: Продолжить изучение способа работы с орфографическим словарем.
Задачи:
1.Систематизировать знания о способе проверки орфограмм слабых позиций при помощи орфографического словаря по алгоритму;
2. Развивать орфографическую зоркость, речь;
3. Воспитывать культуру письма, формировать языковую компетентность;
Первый этап урока – создание учебной ситуации. На этом этапе предлагается конкретно-практическая задача, опирающая на прошлый опыт ребенка (отгадывание загадок кроссворда.) Каждый ученик индивидуально решает поставленную задачу, не испытывает при этом трудности. В результате достигается эмоциональное удовлетворение детей своими знаниями.
Затем дети, организуя поиск, приняли учебную задачу. Они идут методом проб и ошибок, т.е. чтобы заполнить кроссворд должны правильно записать слова, проверив их по словарю, записать по алгоритму (актуализация опорных знаний)
На рефлексивно - оценочном этапе урока дана работа по группам где дети сталкиваются с неизвестным ( не все слова можно проверить по словарю). т.е. создается проблемная ситуация. Таким образом, подвела детей к постановке учебной задачи на следующий урок. Подведены итоги совместной деятельности в группе и индивидуальной деятельности детей по линеечке.
Форма организации учебной деятельности: групповая, индивидуальная. Были применены: поисковый метод, проблемный метод, исследовательский, принципы наглядности, доступности, систематизации, связь с жизнью, ИКТ.
Самоанализ урока
Данный урок постановочный или вводный в разделе «Позиционное чередование согласных звуков».
Во 2 «а» 25 учащихся. Из них обучаются на высоком уровне – 6 ч., на среднем -12ч., на н/ среднего – 7ч.
Цель урока: Выявление факта о возможности у согласных звуков сильных и слабых позиций и необходимости письма с пропусками орфограмм слабых позиций на месте согласных звуков.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
1. На основе анализа, наблюдения установить факт позиционного чередования согласных звуков и выявить о возможности у согласных звуков сильных и слабых позиций.
2. Развивать орфографическую зоркость, речь.
3. Воспитывать культуру письма, формировать языковую компетентность.
Первый этап постановочного урока – создание «ситуации успеха». На этом этапе предлагается конкретно-практическая задача, опирающая на прошлый опыт ребенка. (По реке плыли большие плоты.) Каждый ученик индивидуально решает поставленную задачу, не испытывает при этом трудности. В результате достигается эмоциональное удовлетворение детей своими знаниями.
Второй этап –возникновение ситуации «ителлектуального разрыва». Детям предлагается похожая по внешним признакам конкретно-практическая задача, которую они уже решить не могут т.к. она ориентирована уже на новый способ действия. (задав детям такие вопросы, как: почему не пропустили буквы согласных звуков? И просмотрев видеосюжет подвела их к постановке новой учебной задачи.
Третий этап – фиксация «разрыва» в графико – знаковой форме и формулирование учебной задачи в словесной форме. На этом этапе дети вместе с учителем формулируют то , чего им сейчас не хватает, тогда и появляется учебная задача : «Что же мы будем делать дальше?» т.е. искать ответ на вопрос: «Есть ли у согласных сильные и слабые позиции?»
Организовала деятельность учащихся таким образом, чтобы они сами, самостоятельно, путем наблюдения, сравнения, анализа, практических действий выявили факт чередования согласных звуков и возможности у согласных сильных и слабых позиций и необходимости письма с пропуском орфограмм слабых позиций согласных звуков.
На рефлексивно –оценочном этапе урока дана работа по группам с целью выявления усвоения нового материала. Подведены итоги совместной деятельности в группе и индивидуальной деятельности детей по линеечке.
Форма организации уч. деятельности: групповая, индивидуальная.Были применены поисковый метод, проблемный метод, исследовательский, принципы наглядности. Доступности, систематизации, связь с жизнью, ИКТ.
Алгоритм действия при написании слов из словаря:
1.Запишите слово, пропуская орфограммы слабых позиций.
2.Найдите слово в словаре.
3.Прочитайте слово орфографически.
4.Прочитайте орфографически, не глядя в словарь.
5.Диктуйте и записывайте слово по слогам, проговаривая каждый слог орфографически точно.
6.Проверьте. отмечая дугами слоги.
7.Подчеркните в написанном слове орфограммы.
Алгоритм действия при написании слов из словаря:
1.Запишите слово, пропуская орфограммы слабых позиций.
2.Найдите слово в словаре.
3.Прочитайте слово орфографически.
4.Прочитайте орфографически, не глядя в словарь.
5.Диктуйте и записывайте слово по слогам, проговаривая каждый слог орфографически точно.
6.Проверьте. отмечая дугами слоги.
7.Подчеркните в написанном слове орфограммы.
Алгоритм действия при написании слов из словаря:
1.Запишите слово, пропуская орфограммы слабых позиций.
2.Найдите слово в словаре.
3.Прочитайте слово орфографически.
4.Прочитайте орфографически, не глядя в словарь.
5.Диктуйте и записывайте слово по слогам, проговаривая каждый слог орфографически точно.
6.Проверьте, отмечая дугами слоги.
7.Подчеркните в написанном слове орфограммы.
На ул_ц_ тр_щ_л м_ро_. Хол_дн_ и гол_дн_ птиц_м з_мой. Р_бята, п_м_гит_ птиц_м п_р_ж_ть зиму!
На ул_ц_ тр_щ_л м_ро_. Хол_дн_ и гол_дн_ птиц_м з_мой. Р_бята, п_м_гит_ птиц_м п_р_ж_ть зиму!
На ул_ц_ тр_щ_л м_ро_. Хол_дн_ и гол_дн_ птиц_м з_мой. Р_бята, п_м_гит_ птиц_м п_р_ж_ть зиму!
На ул_ц_ тр_щ_л м_ро_. Хол_дн_ и гол_дн_ птиц_м з_мой. Р_бята, п_м_гит_ птиц_м п_р_ж_ть зиму!
На ул_ц_ тр_щ_л м_ро_. Хол_дн_ и гол_дн_ птиц_м з_мой. Р_бята, п_м_гит_ птиц_м п_р_ж_ть зиму!
На ул_ц_ тр_щ_л м_ро_. Хол_дн_ и гол_дн_ птиц_м з_мой. Р_бята, п_м_гит_ птиц_м п_р_ж_ть зиму!
На ул_ц_ тр_щ_л м_ро_. Хол_дн_ и гол_дн_ птиц_м з_мой. Р_бята, п_м_гит_ птиц_м п_р_ж_ть зиму!
На ул_ц_ тр_щ_л м_ро_. Хол_дн_ и гол_дн_ птиц_м з_мой. Р_бята, п_м_гит_ птиц_м п_р_ж_ть зиму!
Алфавит
Аа Бб Вв Гг Дд Ее Ее Жж Зз Ии Йй Кк Лл Мм Нн Оо Пп Рр Сс Тт Уу Фф Хх Цц Чч Шш Щщ ь ы ъ Ээ Юю Яя
Алфавит
Аа Бб Вв Гг Дд Ее Ее Жж Зз Ии Йй Кк Лл Мм Нн Оо Пп Рр Сс Тт Уу Фф Хх Цц Чч Шш Щщ ь ы ъ Ээ Юю Яя
Портфолио
класса
Содержание:
- Сведения об учителе
2.Повышение квалификации
3.Тема самообразования
4. Динамика учебных достижений обучающихся
5.Достижения учащихся
6.Участие в конкурсах.
7. Выступления, доклады, семинары, мастер-классы
8.Разработки уроков, внеклассных мероприятий.
9.Деятельность учителя в качестве классного руководителя.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка "Проверка орфограмм слабых позиций по орфографическому словарю". 2 класс.
Урок по системе развивающего обучения...
Открытый урок русского языка 2 класс "Проверка орфограмм слабых позиций в корне слова"
Система Д.Б.Эльконина -В.В.ДавыдоваРабота по усвоению учащимися каждой операцией при проверке орфограмм в корне слова....
«Проверка орфограмм слабых позиций с помощью родственных слов».
Данный план-конспект урока можно использовать на уроках русского языка....
Конспект урока по русскому языку для 3 класса по теме "Проверка орфограмм слабых позиций в окончании предметов и признаков"
Тема «Проверка орфограмм слабых позиций в окончании предметов и признаков»Триединая цель урока:...
«Приведение звука к сильной позиции как общий способ проверки орфограмм слабых позиций» (Система Эльконина – Давыдова)
Тип урока : постановка учебной задачи...
Проверка орфограмм слабых позиций по словарю
Данная презентация знакомит детей со словарями русского языка...