Проверка орфограмм слабых позиций с помощью словаря
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Тыпхеева Туяна Ивановна

Урок русского языка на тему "Проверка орфограмм слабых позиций с помощью словаря"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Урок русского языка32.69 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Дульдургинская сош»

Урок: русский язык

Класс: 2 «а » класс.        

Учитель:  Тыпхеева Туяна  Ивановна

Учебник: В.В.Репкин., Т.В.Некрасова., Е.В.Восторгова

                  (система Эльконина – Давыдова)

Тема: «Проверка орфограмм слабых позиций с помощью словаря»

Тип урока: Решение частных учебных задач.

Цель: Продолжить изучение способа работы с орфографическим словарем. 

Задачи: 

1.Систематизировать знания о способе проверки орфограмм слабых позиций  при помощи орфографического словаря  по алгоритму;  

 2. Развивать орфографическую зоркость, речь;

3. Воспитывать культуру письма, формировать языковую компетентность;

                       

Планируемые результаты освоения ООП

Предметные результаты

                     УУД

Личностные результаты

Знания: признаки сильных и слабых позиций согласных и гласных звуков  

 Умения: проверять орфограммы по словарю, при помощи алгоритма последовательности действий при списывании слов из словаря, закрепить умение «орфографического чтения».

Регулятивные: формировать умение работать в группе; составлять план и последовательность действий, предвосхищать результат.

Познавательные: развивать умение практического исследования языка; устанавливать аналогии, использовать знаково  – символические средства.       Коммуникативные: договариваться, задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и совместной работы с партнерами, взаимоконтроль и оценка своих действий и окружающих.

Мотивация учебной деятельности, навыки сотрудничества, находить выход в различных ситуациях.

                 Деятельность учителя

                 Деятельность учеников

1. Вводно –мотивационный этап:                      Приветствие, создание рабочей атмосферы, организация рабочего места        

 2. Операционно-содержательный этап

1.Создание учебной ситуации.                            На слайде кроссворд.

1.Дом зеленый тесноват:                                    

   Узкий, длинный, гладкий

   В доме рядышком сидят                  

   Круглые ребятки         (горох)

2. В лес идет – домой глядит

   Из лесу идет –в лес глядит.(топор)

3.Сама пестрая,

   Ест зеленое

   Дает белое   (корова)

4. Непоседа пестрая

   Птица длиннохвостая

   Птица говорливая,

   Самая болтливая.  (сорока)

- Что на слайде?

- Заполните его , отгадав загадки.

2. Постановка учебной задачи.                           

г_рох, т_пор, к_рова, с_рока

- Как записаны слова?

   

- Как узнать, какие буквы вставить?

-Почему словарь называют орфографическим?

- Какой секрет словаря вы открыли?

- Значит, вы должны очень хорошо знать что?

- Повторите хором алфавит.

3. Анализ условий решения учебной задачи.

 

- А теперь вспомните алгоритм действия при списывании слов из словаря

- Запишите слова в тетрадях, а я на доске.

    Г_рох-горох

   Т_пор-топор

   К_рова- корова

  С_рока- сорока

-  Проверьте свою работу и оцените ее на полях по линеечке

- А теперь обменяйтесь тетрадями с соседом,  проверьте работу и оцените ее по линеечке.

- Теперь заполним кроссворд

Физминутка

3.Рефлексивно-оценочный этап

- Поработаем по группам.

- Вспомните правила работы в группе

Текст на партах

 На ул_ц_ тр_щ_л  м_ро_. Хол_дн_ и гол_дн_ птиц_м з_мой. Р_бята, п_м_гит_ птиц_м п_р_ж_ть зиму!

- Прочитайте текст, каждая группа должна выбрать по два слова из текста и записать без пропуска букв, если вы не знаете как проверить, то поставьте  знак ?

1гр. Ул_ц_ -

Тр_щ_л -

2гр. Холл_дн_-

Гол_дн_-

3гр. Птиц_м-

З_мой-

4гр.  Р_бята-

         П_м_гит_-

5гр.  Птиц_м

        П_р_ж_ть-

Дети выходят к доске и читают слова с листа А4

- По ходу на слайде появляется запись

- Какой сделаем вывод, посмотрев на текст?

-Какую учебную задачу поставим на следующий урок?

-Оцените работу своей группы.

Д/з Озаглавьте текст, спишите его.

            Договор

             1.Слушать

             2.Наблюдать

             3.Оценивать

             4.Умная речь

Слайд 1 (кроссворд)

-Кроссворд

 Слайд 2 (загадки)

Слайд 3 (отгадки)

- с пропуском орфограмм слабых позиций с «дырками»

-надо обратиться к орфографическому словарю.

- потому что при помощи него проверяем орфограммы.

- в словаре слова расположены в алфавитном порядке.

- алфавит

(на партах карточки с алфавитом)

Слайд 4

Алгоритм действия при написании слов из словаря:

1.Запишите слово, пропуская орфограммы слабых позиций.

2.Найдите слово в словаре.

3.Прочитайте слово орфографически.

4.Прочитайте орфографически,  не глядя в словарь.

5.Диктуйте и записывайте слово по слогам, проговаривая каждый слог орфографически точно.

6.Проверьте. отмечая дугами слоги.

7.Подчеркните в написанном слове орфограммы.

Работа в тетрадях

-самопроверка

взаимопроверка

слайд5(повтор слайда 1)

Работа в группах

             Договор

             1.Слушать

             2.Наблюдать

             3.Оценивать

             4.Умная речь

Слайд 6

 На ул_ц_ тр_щ_л  м_ро_. Хол_дн_ и гол_дн_ птиц_м з_мой. Р_бята, п_м_гит_ птиц_м п_р_ж_ть зиму!

Работа в группах

(листы А4)

Самостоятельная работа

- На улиц? Тр_щал  м_ро?. Хол?дн? и гол?д? птиц?м  з?мой. Ребята, п?м?гит? птиц?м п?р?жить зиму!

-Не все  орфограммы умеем проверять без словаря.

- Научиться проверять орфограммы без словаря.

Оценивание работы в группах

                                                   

Самоанализ урока

Во 2 «а» 25 учащихся. Из них обучаются на высоком уровне – 6 ч., на среднем -12ч., на н/ среднего – 7ч.

Данный урок конкретизации открытого способа действия (урок решения частных задач) 8 по счету в разделе «Проверка орфограмм слабых позиций с помощью орфографического словаря».

Цель: Продолжить изучение способа работы с орфографическим словарем.

Задачи: 

1.Систематизировать знания о способе проверки орфограмм слабых позиций  при помощи орфографического словаря по алгоритму;  

 2. Развивать орфографическую зоркость, речь;

3. Воспитывать культуру письма, формировать языковую компетентность;

Первый этап урока – создание учебной ситуации. На этом этапе предлагается конкретно-практическая задача, опирающая на прошлый опыт ребенка (отгадывание загадок кроссворда.) Каждый ученик  индивидуально решает поставленную задачу, не испытывает при этом трудности. В результате достигается эмоциональное удовлетворение детей своими знаниями.

Затем дети, организуя поиск, приняли учебную задачу. Они идут методом проб и ошибок,  т.е.  чтобы заполнить кроссворд должны правильно записать слова, проверив их по словарю, записать по алгоритму (актуализация опорных знаний)

На рефлексивно - оценочном этапе урока дана работа по группам где дети сталкиваются с неизвестным ( не все слова можно проверить по словарю). т.е. создается проблемная ситуация. Таким образом, подвела  детей к постановке учебной задачи на следующий урок. Подведены итоги совместной деятельности в группе и индивидуальной деятельности детей по линеечке.

Форма организации учебной  деятельности: групповая, индивидуальная. Были применены:  поисковый метод, проблемный метод, исследовательский, принципы наглядности, доступности, систематизации, связь с жизнью, ИКТ.

Самоанализ урока

Данный урок постановочный или вводный в разделе «Позиционное чередование согласных звуков».

Во 2 «а» 25 учащихся. Из них обучаются на высоком уровне – 6 ч., на среднем -12ч., на н/ среднего – 7ч. 

Цель урока: Выявление факта о возможности у согласных звуков сильных и слабых позиций и необходимости письма с пропусками орфограмм слабых позиций на месте согласных звуков.

Для достижения цели поставлены следующие задачи:

1. На основе анализа, наблюдения установить факт позиционного чередования согласных звуков и выявить о  возможности у согласных звуков сильных и слабых позиций.

 2. Развивать орфографическую зоркость, речь.

3. Воспитывать культуру письма, формировать языковую компетентность.

Первый этап постановочного урока – создание «ситуации успеха». На этом этапе предлагается конкретно-практическая задача, опирающая на прошлый опыт ребенка. (По реке плыли большие плоты.) Каждый ученик  индивидуально решает поставленную задачу, не испытывает при этом трудности. В результате достигается эмоциональное удовлетворение детей своими знаниями.

Второй этап –возникновение ситуации «ителлектуального разрыва». Детям предлагается похожая по внешним признакам конкретно-практическая задача, которую они уже решить не могут т.к. она ориентирована уже на новый способ действия. (задав детям такие вопросы, как: почему не пропустили буквы согласных звуков? И просмотрев  видеосюжет подвела их к постановке новой учебной задачи.

Третий этап – фиксация «разрыва»  в графико – знаковой форме и формулирование учебной задачи в словесной форме. На этом этапе дети вместе с учителем формулируют то , чего им сейчас не хватает, тогда и появляется учебная задача : «Что же мы будем делать дальше?» т.е. искать ответ на вопрос: «Есть ли у согласных сильные и слабые позиции?»

Организовала деятельность учащихся таким образом, чтобы они сами, самостоятельно, путем наблюдения, сравнения, анализа, практических действий выявили факт чередования согласных звуков и возможности у согласных сильных и слабых позиций и необходимости письма с пропуском орфограмм слабых позиций согласных звуков.

На рефлексивно –оценочном этапе урока дана работа по группам с целью выявления усвоения нового материала. Подведены итоги совместной деятельности в группе и индивидуальной деятельности детей по линеечке.

Форма организации уч. деятельности: групповая, индивидуальная.Были применены поисковый метод, проблемный метод, исследовательский, принципы наглядности. Доступности, систематизации, связь с жизнью, ИКТ.

Алгоритм действия при написании слов из словаря:        

1.Запишите слово, пропуская орфограммы слабых позиций.

2.Найдите слово в словаре.

3.Прочитайте слово орфографически.

4.Прочитайте орфографически,  не глядя в словарь.

5.Диктуйте и записывайте слово по слогам, проговаривая каждый слог орфографически точно.

6.Проверьте. отмечая дугами слоги.

7.Подчеркните в написанном слове орфограммы.

Алгоритм действия при написании слов из словаря:        

1.Запишите слово, пропуская орфограммы слабых позиций.

2.Найдите слово в словаре.

3.Прочитайте слово орфографически.

4.Прочитайте орфографически,  не глядя в словарь.

5.Диктуйте и записывайте слово по слогам, проговаривая каждый слог орфографически точно.

6.Проверьте. отмечая дугами слоги.

7.Подчеркните в написанном слове орфограммы.

Алгоритм действия при написании слов из словаря:        

1.Запишите слово, пропуская орфограммы слабых позиций.

2.Найдите слово в словаре.

3.Прочитайте слово орфографически.

4.Прочитайте орфографически,  не глядя в словарь.

5.Диктуйте и записывайте слово по слогам, проговаривая каждый слог орфографически точно.

6.Проверьте, отмечая дугами слоги.

7.Подчеркните в написанном слове орфограммы.

 На ул_ц_ тр_щ_л  м_ро_.  Хол_дн_ и гол_дн_ птиц_м з_мой. Р_бята, п_м_гит_ птиц_м п_р_ж_ть зиму!

 На ул_ц_ тр_щ_л  м_ро_. Хол_дн_ и гол_дн_ птиц_м з_мой. Р_бята, п_м_гит_ птиц_м п_р_ж_ть зиму!

 На ул_ц_ тр_щ_л  м_ро_. Хол_дн_ и гол_дн_ птиц_м з_мой. Р_бята, п_м_гит_ птиц_м п_р_ж_ть зиму!

 На ул_ц_ тр_щ_л  м_ро_. Хол_дн_ и гол_дн_ птиц_м з_мой. Р_бята, п_м_гит_ птиц_м п_р_ж_ть зиму!

 На ул_ц_ тр_щ_л  м_ро_. Хол_дн_ и гол_дн_ птиц_м з_мой. Р_бята, п_м_гит_ птиц_м п_р_ж_ть зиму!

 На ул_ц_ тр_щ_л  м_ро_. Хол_дн_ и гол_дн_ птиц_м з_мой. Р_бята, п_м_гит_ птиц_м п_р_ж_ть зиму!

 На ул_ц_ тр_щ_л  м_ро_. Хол_дн_ и гол_дн_ птиц_м з_мой. Р_бята, п_м_гит_ птиц_м п_р_ж_ть зиму!

 На ул_ц_ тр_щ_л  м_ро_. Хол_дн_ и гол_дн_ птиц_м з_мой. Р_бята, п_м_гит_ птиц_м п_р_ж_ть зиму!

          Алфавит        

Аа  Бб  Вв  Гг  Дд  Ее Ее                                                                  Жж Зз  Ии  Йй  Кк  Лл                                                                        Мм Нн Оо  Пп  Рр  Сс                                                                  Тт  Уу  Фф  Хх  Цц  Чч                                                                   Шш Щщ ь ы ъ Ээ Юю Яя

       

          Алфавит

Аа  Бб  Вв  Гг  Дд  Ее Ее                                                                  Жж Зз  Ии  Йй  Кк  Лл                                                                        Мм Нн Оо  Пп  Рр  Сс                                                                  Тт  Уу  Фф  Хх  Цц  Чч                                                                   Шш Щщ ь ы ъ Ээ Юю Яя

 

Портфолио                        

    класса

 Содержание:

  1. Сведения об  учителе

2.Повышение квалификации

3.Тема самообразования

4. Динамика учебных достижений обучающихся

5.Достижения учащихся

6.Участие в конкурсах.

7. Выступления, доклады, семинары, мастер-классы

8.Разработки уроков, внеклассных мероприятий.

9.Деятельность учителя в качестве классного руководителя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок русского языка 2 класс "Проверка орфограмм слабых позиций в корне слова"

Система Д.Б.Эльконина -В.В.ДавыдоваРабота по усвоению учащимися каждой операцией при проверке орфограмм в корне слова....

«Проверка орфограмм слабых позиций с помощью родственных слов».

Данный план-конспект урока можно использовать на уроках русского языка....

Проверка орфограмм слабых позиций по словарю

Данная презентация знакомит детей со словарями русского языка...

Методическая разработка «Проверка орфограмм слабой позиции по словарю»

laquo;Проверка орфограмм слабой позиции по словарю»...