Проверка орфограмм слабых позиций с помощью словаря
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Тыпхеева Туяна Ивановна

Урок русского языка на тему "Проверка орфограмм слабых позиций с помощью словаря"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Урок русского языка32.69 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Дульдургинская сош»

Урок: русский язык

Класс: 2 «а » класс.        

Учитель:  Тыпхеева Туяна  Ивановна

Учебник: В.В.Репкин., Т.В.Некрасова., Е.В.Восторгова

                  (система Эльконина – Давыдова)

Тема: «Проверка орфограмм слабых позиций с помощью словаря»

Тип урока: Решение частных учебных задач.

Цель: Продолжить изучение способа работы с орфографическим словарем. 

Задачи: 

1.Систематизировать знания о способе проверки орфограмм слабых позиций  при помощи орфографического словаря  по алгоритму;  

 2. Развивать орфографическую зоркость, речь;

3. Воспитывать культуру письма, формировать языковую компетентность;

                       

Планируемые результаты освоения ООП

Предметные результаты

                     УУД

Личностные результаты

Знания: признаки сильных и слабых позиций согласных и гласных звуков  

 Умения: проверять орфограммы по словарю, при помощи алгоритма последовательности действий при списывании слов из словаря, закрепить умение «орфографического чтения».

Регулятивные: формировать умение работать в группе; составлять план и последовательность действий, предвосхищать результат.

Познавательные: развивать умение практического исследования языка; устанавливать аналогии, использовать знаково  – символические средства.       Коммуникативные: договариваться, задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и совместной работы с партнерами, взаимоконтроль и оценка своих действий и окружающих.

Мотивация учебной деятельности, навыки сотрудничества, находить выход в различных ситуациях.

                 Деятельность учителя

                 Деятельность учеников

1. Вводно –мотивационный этап:                      Приветствие, создание рабочей атмосферы, организация рабочего места        

 2. Операционно-содержательный этап

1.Создание учебной ситуации.                            На слайде кроссворд.

1.Дом зеленый тесноват:                                    

   Узкий, длинный, гладкий

   В доме рядышком сидят                  

   Круглые ребятки         (горох)

2. В лес идет – домой глядит

   Из лесу идет –в лес глядит.(топор)

3.Сама пестрая,

   Ест зеленое

   Дает белое   (корова)

4. Непоседа пестрая

   Птица длиннохвостая

   Птица говорливая,

   Самая болтливая.  (сорока)

- Что на слайде?

- Заполните его , отгадав загадки.

2. Постановка учебной задачи.                           

г_рох, т_пор, к_рова, с_рока

- Как записаны слова?

   

- Как узнать, какие буквы вставить?

-Почему словарь называют орфографическим?

- Какой секрет словаря вы открыли?

- Значит, вы должны очень хорошо знать что?

- Повторите хором алфавит.

3. Анализ условий решения учебной задачи.

 

- А теперь вспомните алгоритм действия при списывании слов из словаря

- Запишите слова в тетрадях, а я на доске.

    Г_рох-горох

   Т_пор-топор

   К_рова- корова

  С_рока- сорока

-  Проверьте свою работу и оцените ее на полях по линеечке

- А теперь обменяйтесь тетрадями с соседом,  проверьте работу и оцените ее по линеечке.

- Теперь заполним кроссворд

Физминутка

3.Рефлексивно-оценочный этап

- Поработаем по группам.

- Вспомните правила работы в группе

Текст на партах

 На ул_ц_ тр_щ_л  м_ро_. Хол_дн_ и гол_дн_ птиц_м з_мой. Р_бята, п_м_гит_ птиц_м п_р_ж_ть зиму!

- Прочитайте текст, каждая группа должна выбрать по два слова из текста и записать без пропуска букв, если вы не знаете как проверить, то поставьте  знак ?

1гр. Ул_ц_ -

Тр_щ_л -

2гр. Холл_дн_-

Гол_дн_-

3гр. Птиц_м-

З_мой-

4гр.  Р_бята-

         П_м_гит_-

5гр.  Птиц_м

        П_р_ж_ть-

Дети выходят к доске и читают слова с листа А4

- По ходу на слайде появляется запись

- Какой сделаем вывод, посмотрев на текст?

-Какую учебную задачу поставим на следующий урок?

-Оцените работу своей группы.

Д/з Озаглавьте текст, спишите его.

            Договор

             1.Слушать

             2.Наблюдать

             3.Оценивать

             4.Умная речь

Слайд 1 (кроссворд)

-Кроссворд

 Слайд 2 (загадки)

Слайд 3 (отгадки)

- с пропуском орфограмм слабых позиций с «дырками»

-надо обратиться к орфографическому словарю.

- потому что при помощи него проверяем орфограммы.

- в словаре слова расположены в алфавитном порядке.

- алфавит

(на партах карточки с алфавитом)

Слайд 4

Алгоритм действия при написании слов из словаря:

1.Запишите слово, пропуская орфограммы слабых позиций.

2.Найдите слово в словаре.

3.Прочитайте слово орфографически.

4.Прочитайте орфографически,  не глядя в словарь.

5.Диктуйте и записывайте слово по слогам, проговаривая каждый слог орфографически точно.

6.Проверьте. отмечая дугами слоги.

7.Подчеркните в написанном слове орфограммы.

Работа в тетрадях

-самопроверка

взаимопроверка

слайд5(повтор слайда 1)

Работа в группах

             Договор

             1.Слушать

             2.Наблюдать

             3.Оценивать

             4.Умная речь

Слайд 6

 На ул_ц_ тр_щ_л  м_ро_. Хол_дн_ и гол_дн_ птиц_м з_мой. Р_бята, п_м_гит_ птиц_м п_р_ж_ть зиму!

Работа в группах

(листы А4)

Самостоятельная работа

- На улиц? Тр_щал  м_ро?. Хол?дн? и гол?д? птиц?м  з?мой. Ребята, п?м?гит? птиц?м п?р?жить зиму!

-Не все  орфограммы умеем проверять без словаря.

- Научиться проверять орфограммы без словаря.

Оценивание работы в группах

                                                   

Самоанализ урока

Во 2 «а» 25 учащихся. Из них обучаются на высоком уровне – 6 ч., на среднем -12ч., на н/ среднего – 7ч.

Данный урок конкретизации открытого способа действия (урок решения частных задач) 8 по счету в разделе «Проверка орфограмм слабых позиций с помощью орфографического словаря».

Цель: Продолжить изучение способа работы с орфографическим словарем.

Задачи: 

1.Систематизировать знания о способе проверки орфограмм слабых позиций  при помощи орфографического словаря по алгоритму;  

 2. Развивать орфографическую зоркость, речь;

3. Воспитывать культуру письма, формировать языковую компетентность;

Первый этап урока – создание учебной ситуации. На этом этапе предлагается конкретно-практическая задача, опирающая на прошлый опыт ребенка (отгадывание загадок кроссворда.) Каждый ученик  индивидуально решает поставленную задачу, не испытывает при этом трудности. В результате достигается эмоциональное удовлетворение детей своими знаниями.

Затем дети, организуя поиск, приняли учебную задачу. Они идут методом проб и ошибок,  т.е.  чтобы заполнить кроссворд должны правильно записать слова, проверив их по словарю, записать по алгоритму (актуализация опорных знаний)

На рефлексивно - оценочном этапе урока дана работа по группам где дети сталкиваются с неизвестным ( не все слова можно проверить по словарю). т.е. создается проблемная ситуация. Таким образом, подвела  детей к постановке учебной задачи на следующий урок. Подведены итоги совместной деятельности в группе и индивидуальной деятельности детей по линеечке.

Форма организации учебной  деятельности: групповая, индивидуальная. Были применены:  поисковый метод, проблемный метод, исследовательский, принципы наглядности, доступности, систематизации, связь с жизнью, ИКТ.

Самоанализ урока

Данный урок постановочный или вводный в разделе «Позиционное чередование согласных звуков».

Во 2 «а» 25 учащихся. Из них обучаются на высоком уровне – 6 ч., на среднем -12ч., на н/ среднего – 7ч. 

Цель урока: Выявление факта о возможности у согласных звуков сильных и слабых позиций и необходимости письма с пропусками орфограмм слабых позиций на месте согласных звуков.

Для достижения цели поставлены следующие задачи:

1. На основе анализа, наблюдения установить факт позиционного чередования согласных звуков и выявить о  возможности у согласных звуков сильных и слабых позиций.

 2. Развивать орфографическую зоркость, речь.

3. Воспитывать культуру письма, формировать языковую компетентность.

Первый этап постановочного урока – создание «ситуации успеха». На этом этапе предлагается конкретно-практическая задача, опирающая на прошлый опыт ребенка. (По реке плыли большие плоты.) Каждый ученик  индивидуально решает поставленную задачу, не испытывает при этом трудности. В результате достигается эмоциональное удовлетворение детей своими знаниями.

Второй этап –возникновение ситуации «ителлектуального разрыва». Детям предлагается похожая по внешним признакам конкретно-практическая задача, которую они уже решить не могут т.к. она ориентирована уже на новый способ действия. (задав детям такие вопросы, как: почему не пропустили буквы согласных звуков? И просмотрев  видеосюжет подвела их к постановке новой учебной задачи.

Третий этап – фиксация «разрыва»  в графико – знаковой форме и формулирование учебной задачи в словесной форме. На этом этапе дети вместе с учителем формулируют то , чего им сейчас не хватает, тогда и появляется учебная задача : «Что же мы будем делать дальше?» т.е. искать ответ на вопрос: «Есть ли у согласных сильные и слабые позиции?»

Организовала деятельность учащихся таким образом, чтобы они сами, самостоятельно, путем наблюдения, сравнения, анализа, практических действий выявили факт чередования согласных звуков и возможности у согласных сильных и слабых позиций и необходимости письма с пропуском орфограмм слабых позиций согласных звуков.

На рефлексивно –оценочном этапе урока дана работа по группам с целью выявления усвоения нового материала. Подведены итоги совместной деятельности в группе и индивидуальной деятельности детей по линеечке.

Форма организации уч. деятельности: групповая, индивидуальная.Были применены поисковый метод, проблемный метод, исследовательский, принципы наглядности. Доступности, систематизации, связь с жизнью, ИКТ.

Алгоритм действия при написании слов из словаря:        

1.Запишите слово, пропуская орфограммы слабых позиций.

2.Найдите слово в словаре.

3.Прочитайте слово орфографически.

4.Прочитайте орфографически,  не глядя в словарь.

5.Диктуйте и записывайте слово по слогам, проговаривая каждый слог орфографически точно.

6.Проверьте. отмечая дугами слоги.

7.Подчеркните в написанном слове орфограммы.

Алгоритм действия при написании слов из словаря:        

1.Запишите слово, пропуская орфограммы слабых позиций.

2.Найдите слово в словаре.

3.Прочитайте слово орфографически.

4.Прочитайте орфографически,  не глядя в словарь.

5.Диктуйте и записывайте слово по слогам, проговаривая каждый слог орфографически точно.

6.Проверьте. отмечая дугами слоги.

7.Подчеркните в написанном слове орфограммы.

Алгоритм действия при написании слов из словаря:        

1.Запишите слово, пропуская орфограммы слабых позиций.

2.Найдите слово в словаре.

3.Прочитайте слово орфографически.

4.Прочитайте орфографически,  не глядя в словарь.

5.Диктуйте и записывайте слово по слогам, проговаривая каждый слог орфографически точно.

6.Проверьте, отмечая дугами слоги.

7.Подчеркните в написанном слове орфограммы.

 На ул_ц_ тр_щ_л  м_ро_.  Хол_дн_ и гол_дн_ птиц_м з_мой. Р_бята, п_м_гит_ птиц_м п_р_ж_ть зиму!

 На ул_ц_ тр_щ_л  м_ро_. Хол_дн_ и гол_дн_ птиц_м з_мой. Р_бята, п_м_гит_ птиц_м п_р_ж_ть зиму!

 На ул_ц_ тр_щ_л  м_ро_. Хол_дн_ и гол_дн_ птиц_м з_мой. Р_бята, п_м_гит_ птиц_м п_р_ж_ть зиму!

 На ул_ц_ тр_щ_л  м_ро_. Хол_дн_ и гол_дн_ птиц_м з_мой. Р_бята, п_м_гит_ птиц_м п_р_ж_ть зиму!

 На ул_ц_ тр_щ_л  м_ро_. Хол_дн_ и гол_дн_ птиц_м з_мой. Р_бята, п_м_гит_ птиц_м п_р_ж_ть зиму!

 На ул_ц_ тр_щ_л  м_ро_. Хол_дн_ и гол_дн_ птиц_м з_мой. Р_бята, п_м_гит_ птиц_м п_р_ж_ть зиму!

 На ул_ц_ тр_щ_л  м_ро_. Хол_дн_ и гол_дн_ птиц_м з_мой. Р_бята, п_м_гит_ птиц_м п_р_ж_ть зиму!

 На ул_ц_ тр_щ_л  м_ро_. Хол_дн_ и гол_дн_ птиц_м з_мой. Р_бята, п_м_гит_ птиц_м п_р_ж_ть зиму!

          Алфавит        

Аа  Бб  Вв  Гг  Дд  Ее Ее                                                                  Жж Зз  Ии  Йй  Кк  Лл                                                                        Мм Нн Оо  Пп  Рр  Сс                                                                  Тт  Уу  Фф  Хх  Цц  Чч                                                                   Шш Щщ ь ы ъ Ээ Юю Яя

       

          Алфавит

Аа  Бб  Вв  Гг  Дд  Ее Ее                                                                  Жж Зз  Ии  Йй  Кк  Лл                                                                        Мм Нн Оо  Пп  Рр  Сс                                                                  Тт  Уу  Фф  Хх  Цц  Чч                                                                   Шш Щщ ь ы ъ Ээ Юю Яя

 

Портфолио                        

    класса

 Содержание:

  1. Сведения об  учителе

2.Повышение квалификации

3.Тема самообразования

4. Динамика учебных достижений обучающихся

5.Достижения учащихся

6.Участие в конкурсах.

7. Выступления, доклады, семинары, мастер-классы

8.Разработки уроков, внеклассных мероприятий.

9.Деятельность учителя в качестве классного руководителя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок русского языка 2 класс "Проверка орфограмм слабых позиций в корне слова"

Система Д.Б.Эльконина -В.В.ДавыдоваРабота по усвоению учащимися каждой операцией при проверке орфограмм в корне слова....

«Проверка орфограмм слабых позиций с помощью родственных слов».

Данный план-конспект урока можно использовать на уроках русского языка....

Конспект урока по русскому языку для 3 класса по теме "Проверка орфограмм слабых позиций в окончании предметов и признаков"

Тема «Проверка орфограмм слабых позиций в окончании предметов и признаков»Триединая цель урока:...

Проверка орфограмм слабых позиций по словарю

Данная презентация знакомит детей со словарями русского языка...