Рабочая программа по русскому языку с ОВЗ 3 класс
рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему

Шефер Татьяна Николаевна

Рабочая программа по русскому языку с ОВЗ 3 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_russkomu_yazyku_s_ovz.doc414 КБ

Предварительный просмотр:

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

КАЛИНИНГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ

ГУРЬЕВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЛУГОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

«Утверждаю»                                                                                                        

Директор школы                                                                                        

_______Н.А. Киреева                                                                        

 «___»  ______2016г.                                                                      

Рабочая программа

по предмету:   «Русский язык»

для  ученика 3 в  класса МБОУ Луговской СОШ

(с интеллектуальными нарушениями)

учителя:   Шефет Татьяны Николаевны

2016-2017  учебный год


2. Пояснительная записка

Рабочая программа по письму и развитию речи для учащихся с умственной отсталостью, обучающихся в общеобразовательном 3 классе   разработана на основе «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией доктора педагогических наук В. В. Воронковой «Подготовительный класс 1—4 классы», допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации 4-е издание М.: Просвещение, 2006. - 192 с.   и обеспечена учебником «Аксенова А.К., Якубовская Э.В. Русский язык 3 класс. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Москва «Просвещение» 2010г» и рабочей тетрадью «Читай, думай, пиши» для 3 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида  Авторы: Аксенова А. К., Галунчикова Н. Г., Якубовская Э. В. созданной на основе учебной программы по русскому языку для 3 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, составляющей учебно-методический комплект с учебником "Русский язык" для 3 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.

Программа адресована учащимся 3 класса МБОУ Луговская СОШ речи для учащихся с умственной отсталостью.

В младших классах умственно отсталым школьникам даются самые элементарные сведения по грамматике, усвоение которых важно для выработки у них достаточно осмысленного отношения к основным элементам языка. Овладение элементарными знаниями по грамматике прежде всего необходимо для приобретения практических навыков устной и письменной речи, формирования основных орфографических и пунктуационных навыков, в воспитании интереса к родному языку. Учащиеся должны приобрести ряд грамматических умений в области фонетики, морфологии и синтаксиса. Обучение грамматике способствует их умственному и речевому развитию.

Обучение грамматике будет действенным при установлении тесной связи между изучением ее элементов и речевой практикой учащихся.

Умения анализировать, обобщать, группировать, систематизировать даже элементарный языковой материал, давать простейшие объяснения должны способствовать коррекции мышления, развитию познавательной деятельности школьников.

Программа по грамматике, правописанию и развитию речи включает разделы: «Звуки и буквы», «Слово», «Предложение», «Связная речь».

На каждом году обучения по всем разделам программы определяется уровень требований, учитывающий умственные и возрастные возможности школьников.

Звуки и буквы. Фонетико-фонематические нарушения умственно отсталых школьников затрудняют овладение ими грамматикой и правописанием.

Во 2-4 классах звукобуквенный анализ является основой формирования фонетически правильного письма и письма по правилу.

Учащиеся приобретают начальные сведения по фонетике и графике: о звуках и буквах, о гласных и согласных, об алфавите, о слоге и переносе по слогам, о гласных ударных и безударных, о согласных звонких и глухих, твердых и мягких, непроизносимых и двойных и др.

Умственно отсталые школьники овладевают фонетическим составом родной речи, пониманием соотношений между произношением и письмом, которое является не фонетическим, а фонематическим, т. е. передающим основные звуки, а не их варианты, в процессе обучения на уроках и специальных занятиях по коррекции имеющихся у них отклонений психофизического развития. Овладение правописанием безударных гласных, звонких и глухих согласных в конце слова осуществляется на уровне фонетических занятий не на основе анализа морфемного состава слова, а путем сопоставления ударных и безударных гласных, согласных в конце и середине слова с согласными перед гласными.

Слово. В процесс е практических грамматических упражнений во 2-4 классах изучаются различные разряды слов названия предметов, действий, признаков. В 4 классе дается понятие о родственных словах, составляются гнезда родственных слов, выделяется общая часть - корень.

Предложение. Изучение предложения имеет особое значение для подготовки умственно отсталых школьников к жизни, к общению.

Понятие о предложении учащиеся получают на конкретном речевом материале в процессе разбора предложения, по словам и составления предложения из слов. Упражняясь в составлении предложений на предложенную тему, по картинке, по опорным словам, распространяя предложения по вопросам, по смыслу, восстанавливая нарушенный порядок слов в предложении, учащиеся должны осознать, что в предложении выражается мысль в законченном виде, слова расположены в определенном порядке и связаны между собой. Эту связь можно установить с помощью вопросов.

В 3 классе дети учатся составлять и различать предложения по интонации и овладевают пунктуационными навыками постановки точки, вопросительного и восклицательного знаков.

В 4 классе дается понятие о главных и второстепенных членах предложения, что важно для усвоения основной грамматической темы 5 класса - имени существительного (различение именительного и винительного падежей).

Связная речь. Уже во 2-4 классах особое внимание уделяется формированию у школьников навыков связной устной и письменной речи, так как их возможности излагать свои мысли правильно, полно и последовательно весьма ограниченны. Работа по развитию фонематического слуха и правильного произношения, обогащению и уточнению словаря, обучению построению предложения создает предпосылки формирования умения высказываться в устной и письменной форме.

Во 2-4 классах проводятся подготовительные упражнения: ответы на последовательно поставленные вопросы, подписи под серией рисунков, работа с деформированным текстом и др.

Начинают формироваться навыки связных устных и письменных высказываний: сочинений и изложений, доступных  учащимся по тематике, словарю и грамматическому строю.

Графические навыки. У учащихся совершенствуются графические навыки, трудности формирования которых у умственно отсталых школьников часто бывают связаны с недостаточным развитием движений мелких мышц руки и малой их координированностью.  Работа эта заключается в закреплении написания строчных и прописных букв и их соединений, что предупреждает появление при письме графических ошибок, в списывании с рукописного и печатного текста.

Рабочая тетрадь содержит большое количество игровых упражнений, занимательных текстов, графических заданий, направленных на повышение мотивации в овладении речевыми, графическими и орфографическими навыками

Рабочая программа в соответствии с Региональным базисным учебным планом для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида рассчитана на 5 часов в неделю и составляет 170 часов в год.

Рабочей программой предусмотрены контрольные и проверочные работы, словарные диктанты и уроки развития речи по изучаемым темам.

Резервные уроки (4 за год) отводятся на отработку и выполнение видов письменных работ, вызвавших у учащихся трудность

В Рабочей программе в разделе Приложения  сформулированы  нормы оценок при устных ответах, при проверке письменных работ Проверка ЗУН учащихся, обучающихся по программам специальных (коррекционных) учреждений по письму и развитию речи (Приложение 1.)

Примерные тексты для контрольного списывания после прохождения тем в 3 классе (Приложение 2), текст итогового диктанта за год (Приложение 3) .

Формы контроля знаний, умений и навыков

Виды

контроля

Диктант

Контрольное списывание

Развитие речи

Словарный диктант

Проверочная работа

Резерв

1 четверть

2

3

5

1

-

1

2 четверть

3

1

4

4

1

2

3 четверть

3

1

5

3

1

-

4 четверть

2

1

4

3

1

1

Всего за год

10

6

18

11

3

4

3. Основное содержание тем по предмету письмо и развитие речи  в 3 классе

ПОВТОРЕНИЕ

Употребление простого предложения. Большая буква в начале предложения, точка в конце. Составление предложений по вопросу, картинке, на тему из слов, данных в нужной форме вразбивку. Выделение предложений из речи и текста.

ЗВУКИ И БУКВЫ

Звуки и буквы. Порядок букв в русской азбуке. Алфавит. Расположение в алфавитном порядке нескольких слов. Составление списков учащихся по алфавиту. Нахождение слов в словаре.

Звуки гласные и согласные. Слогообразующая роль гласных. Деление слова на слоги. Гласные и, е, ю, я, э в начале слова и после гласных. Перенос части слова при письме.

Ударение. Постановка ударения в двусложных и трехсложных словах. Гласные ударные и безударные.

Согласные твердые и мягкие. Различение твердых и мягких согласных при обозначении мягкости буквами и, е, ё, ю, я.

Обозначение мягкости согласных в конце и середине слова буквой ь.

Разделительный ь перед гласными е, ё, я, ю, и.

Шипящие согласные. Сочетание гласных с шипящими. Правописание жи, ши, ча, ща, чу, щу.

Парные звонкие и глухие согласные. Написание звонких и глухих согласных на конце слова. Проверка написания путем изменения формы слова (гриб— грибы).

СЛОВО

Закрепление знаний о словах, обозначающих названия предметов, умение выделять их в тексте, различать по вопросам кто? что? и правильно употреблять в речи в различных формах в зависимости от связи их с другими словами в предложениях (по вопросам кого? чего? кому? чему? и др.).

Расширение круга собственных имен: названия городов, сел, деревень, улиц. Большая буква в этих названиях. Знание своего домашнего адреса, адреса школы.

Закрепление знаний о словах, обозначающих действия, умения находить их в тексте, различать по вопросам что делает? что делал? что сделал? что будет делать? что сделает?, правильно согласовывать их в речи со словами, обозначающими предметы.

Подбор к данному предмету ряда действий и определение предмета по ряду действий.

Слова, обозначающие признаки (качества) предметов:

называние признака (качества) данного предмета по вопросам: какой? какая? какое? какие?;

нахождение слов, обозначающих признаки (качества), в тексте и правильное отнесение их к словам, обозначающим предметы;

подбор и называние ряда признаков (качеств) данного предмета и определение предмета по ряду признаков (качеств), сравнение двух предметов по их качествам (снег белый, а уголь черный; камень твердый, а вата мягкая);

согласование слов, обозначающих признаки, со словами, обозначающими предметы.

Предлог. Умение находить предлоги к, от, под, над, о (об) и писать их раздельно со словами (с помощью учителя).

Разделительный ъ.

Правописание слов с непроверяемыми написаниями в корне; умение пользоваться словарем, данным в учебнике.

ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Практическое знакомство с построением простого предложения. Составление предложений с употреблением винительного падежа (вижу кого? или что?), родительного падежа (кого? или чего? нет у кого?), дательного падежа (кому? чему?), предложного падежа (где? с предлогами в и на, о ком? о чем?), творительного падежа (кем? чем?).

Выделение в тексте или составление предложений на заданную учителем тему.

Умение закончить предложение или дополнить его по одному-двум вопросам.

Составление предложений из слов, данных в начальной форме (столяр, строгать, доска).

Умение ответить на заданный вопрос, пользуясь словами этого вопроса, и записать ответ.

СВЯЗНАЯ ПИСЬМЕННАЯ РЕЧЬ

Умение восстанавливать несложный деформированный текст по картинкам.

Последовательное расположение данных учителем предложений по смыслу (в более легких случаях — самостоятельно).

Коллективное составление текстов изложений с последовательной записью предложений, сформулированных под руководством учителя.

Коллективные ответы на вопросы по картинке, по теме, данной учителем.

ПИСЬМО И ЧИСТОПИСАНИЕ

Выработка навыка правильного письма и списывания с постепенным ускорением темпа письма.

Четкое и графически правильное написание строчных букв и их соединений:

1-я группа — и, й, ш, п, т, н, г, р, у;

2-я группа — л, м, ц, щ, ь, ы;

3-я группа — б, а, ю, ф, б, в, д, з;

4-я группа — с, е, ё, ч, ъ, я;

5-я группа — э, х, ж, к;

письмо заглавных букв:

1-я группа - И, Ц, Ш, Щ, Ч, Л. М, А;

2-я группа - О, С, 3, X, Е, Ж, Э, Я;

3-я группа - У, Н, К, Ю, Р, В;

4-я группа — Г, П, Т, Б, Ф, Д.

Выполнение письменных упражнений по учебнику в соответствии с заданием. Списывание сплошного и печатного текста целыми словами и словосочетаниями.  Списывание слов и предложений со вставкой в них пропущенных букв или слов. Выборочное списывание по указанию учителя. Письмо под диктовку предложений с соблюдением изученных правил правописания. Восстановление нарушенного порядка слов в предложении

УСТНАЯ РЕЧЬ

Правильное составление простых распространенных предложений и сложных с союзом и.

Связное высказывание по плану в виде вопросов, назывных предложений, по картинному плану (серии картинок).

Повторение пройденного за год.

СПИСОК СЛОВ, КОТОРЫЕ УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ УСВОИТЬ:

  1. к л а с с

 Арбуз, валенки, воскресенье, вторник, газета, вчера, город, дневник, дорога, желтый, завод, завтра, картина, картофель, класс, комната, корзина, костер, мебель, медведь, месяц, неделя, овощи, огород, одежда, песок, погода, понедельник, портфель, посуда, праздник, пятница, рассказ, рисую, Родина, сапоги, сегодня, среда, суббота, тарелка, товарищ, черный, четверг, шел, яблоко, язык.

4. Учебно-тематический план.

Тема

Количество часов

1

Повторение

10

2

Звуки и буквы

6

3

Порядок букв в русской азбуке

4

4

Гласные и согласные звуки и буквы

5

5

Гласные буквы е.ё, и, э. ю. я

7

6

Ударение в словах

7

7

Слог, как часть слова

6

8

Перенос слов при письме

4

9

Твердые и мягкие согласные

6

10

Мягкий знак на конце и в середине слова

7

11

Гласные после шипящих

8

12

Парные звонкие и глухие согласные

6

13

Парные звонкие и глухие согласные на конце слова

10

14

Разделительный  мягкий знак

9

15

Название предметов

9

16

Большая буква в именах собственных

6

17

Названия действий

8

18

Названия признаков

8

19

Предлоги

8

20

Предложение

21

21

Повторение изученного за год

10

Итого за год:

170 часов

5. Календарно-тематическое планирование уроков по письму и развитию речи  в  3 классе.

Раздел учебника

к/ч

№№ урока

Дата проведения урока

Тема урока

Используемый дидак.

материал

Примечания

Словарные слова

1 четверть-40 часов

1

Повторение

10

Упражнений в учебнике - 31

Огород,

овощи.

1

Употребление простого предложения в речи

2

Большая буква в начале предложения, точка в конце

3

Оформление предложения на письме

4

Составление предложений по вопросу

5

Составление предложений по картинке

6

Составление предложений на тему из слов, данных в нужной форме вразбивку

7

Выделение предложений из речи и текста.

8

Р/р Составление рассказа по серии картинок

Уч. с.16, упр. 31

9

Составление и запись предложений на тему

10

Контрольное списывание

Уч. с.16

2

Звуки и буквы

6

Упражнений в учебнике - 18

Корзина

11

Место звука в слове

12

Упражнения в определении количества букв и звуков в словах

13

Упражнения в нахождении сходных по буквам слов

14

Упражнения в нахождении пар слов, различных по одной букве

15

Р\р Ответы на вопросы с опорой на картинки. Запись составленного текста

Уч. С.25, упр. 18

16

Диктант по теме «Звуки и буквы»

3

Порядок букв в русской азбуке

4

Упражнений в учебнике - 14

17

 Порядок букв в русской азбуке. Алфавит.

18

Расположение в алфавитном порядке нескольких слов.

19

Составление списков учащихся по алфавиту.

20

Нахождение слов в словаре.

4

Гласные и согласные звуки и буквы

5

Упражнений в учебнике - 16

Неделя

21

Звуки гласные и согласные.

22

Упражнения в определении типа звуков

23

Слогообразующая роль гласных.

24

Р\р расстановка предложений по порядку расположения картинок

Уч. стр.38. упр. 13

25

Контрольное списывание

Уч.

стр.33

5

Гласные буквы е.ё, и, э. ю. я

7

Упражнений в учебнике - 25

Яблоко

26

Гласная  И в начале слов

27

Гласные Е, Ё в начале слов

28

Гласные Ю, Я, Э  в начале слов

Словарный диктант.

29

Гласные и, е, ю, я, э в начале слова и после гласных.

30

Р/р Расстановка предложений по смыслу

31

Упражнения в нахождении гласных в словах и предложениях

32

Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Гласные буквы е, ё, и, э. ю. я»

6

Ударение в словах

7

Упражнений в учебнике - 24

Одежда  

33

Ударение.

34

Гласные ударные и безударные.

35

Постановка ударения в двусложных словах.

36

Постановка ударения в трехсложных словах.

37

Постановка ударения в двусложных и трехсложных словах.

38

Р/р Ответы на вопросы к тексту

Уч. стр.58, упр.23

39

Контрольное списывание

Уч. стр.59

40

РЕЗЕРВНЫЙ УРОК

2 четверть – 40 часов

7

Слог, как часть слова

6

Упражнений в учебнике - 20

Месяц

41

Деление слова на слоги.

42

Упражнения в делении слов на слоги

43

Упражнения в делении слов на слоги

44

Упражнения в делении слов на слоги

45

Р/р Ответы на вопросы  с опорой на картинки

Уч. стр.67

упр.19

46

Проверочная работа по теме « Деление слов на слоги, ударение»

8

Перенос слов при письме

4

Упражнений в учебнике - 13

47

Перенос части слова при письме.

48

Упражнения в переносе слов

Словарный диктант.

49

Упражнения в переносе слов

50

Р/р Составление  рассказа по картинке и вопросам

Уч. стр. 75. упр.13

9

Твердые и мягкие согласные

6

.

Упражнений в учебнике - 22

Посуда

Тарелка 

51

Согласные твердые и мягкие

52

Различение твердых и мягких согласных

53

Различение твердых и мягких согласных при обозначении мягкости буквами и, е, ё, ю, я.

54

Упражнения в различении твердых и мягких согласных при обозначении мягкости буквами и, е, ё, ю, я.

55

Контрольный диктант по теме «Твердые и мягкие согласные»

56

Р/р Ответы на вопросы к тексту

Уч. стр. 86, упр.21

10

Мягкий знак на конце и в середине слова

7

Упражнений в учебнике - 26

Картофель

Ранец

Портфель

Мебель

57

Обозначение мягкости согласных в конце слова буквой ь.

58

Упражнение в написании слов с ь на конце слов

59

Обозначение мягкости согласных в середине слова буквой ь.

60

Упражнение в написании слов с ь в середине слов

61

Разделительный ь перед гласными е, ё, я, ю, и.

62

Упражнение в написании слов с разделительным ь перед гласными е, ё, я, ю, и

Словарный диктант.

63

Контрольное списывание

Уч. стр.97

11

Гласные после шипящих

8

Упражнений в учебнике - 26

Картина

Товарищ

Родина 

64

Шипящие согласные Различение шипящих согласных на письме

65

Сочетание гласных с шипящими.

66

Правописание жи, ши,

67

Правописание ча, ща,

68

Правописание чу, щу.

69

Упражнения в правописании жи, ши, ча, ща, чу, щу.

Словарный диктант.

70

Упражнения в правописании жи, ши, ча, ща, чу, щу.

71

Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Правописание жи, ши, ча, ща, чу, щу»

12

Парные звонкие и глухие согласные

6

.

Упражнений в учебнике - 17

Класс

Дневник

72

Парные звонкие и глухие согласные

73

Различение парных согласных в словах

74

Упражнение в различении парных согласных в словах

Словарный диктант.

75

Р/р Сочинение  по образцу

Уч. упр.15 стр. 114

76

Контрольный диктант за 1 полугодие

77

Работа над ошибками диктанта

78

Проверочная работа по темам « «Правописание жи, ши, ча, ща, чу, щу» и «Парные звонкие и глухие согласные»

79-80

РЕЗЕРВНЫЕ УРОКИ

3 четверть – 50 часов

13

Парные звонкие и глухие согласные на конце слова

10

Упражнений в учебнике - 31

Завод

Рассказ

Город

Праздник 

81

Парные звонкие и глухие согласные на конце слова

82

Способ проверки написания путем изменения формы слова

83

Упражнение в проверке написания путем изменения формы слова (гриб— грибы).

84

Написание звонких и глухих согласных на конце слова.

85

Р/р. Восстановление деформированных предложений

Уч. с. 126. упр. 24

86-87

Упражнения в написании звонких и глухих согласных на конце слова.

88

Р/р Сочинение по опорным словам на заданную тему

Уч. с.128. упр.29

89

Упражнения в написании звонких и глухих согласных на конце слова.

90

Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Парные звонкие и глухие согласные на конце слова»

14

Разделительный  мягкий знак

9

.

Упражнений в учебнике - 29

Сапоги

Газета

Валенки

Погода 

91

Упражнение в произношении, чтении слогов и слов с разделительным мягким знаком

92

Правило о разделительном мягком знаке

93

Разделительный ь перед гласными е, ё, я, ю, и

94-95

Упражнения в правильном написании  разделительного мягкого знака перед гласными е, ё, я, ю, и

Словарный диктант.

96

Р/р Сочинение по картине и опорным вопросам

Уч. стр.142, упр.29

97

Перенос слов с с разделительным мягким знаком

98

Упражнение в переносе слов с с разделительным мягким знаком

99

Контрольное списывание

Уч.

с 142

15

Название предметов

9

Упражнений в учебнике - 29

Язык

Комната 

100

Слова, отвечающие на вопросы Кто? Что?

101-

102

Упражнения в постановке вопроса к словам, обозначающим названия предметов

103-104

Выделение  в тексте слов, обозначающих названия предметов

105

Изменение слов по вопросам

106

Р/р Изложение зрительно воспринятого текста по вопросам

Уч. стр.155 упр.29

107-108

Упражнение в правильном употреблении слов, обозначающих предметы в речи в различных формах

16

Большая буква в именах собственных

6

Большая буква в этих названиях..

Упражнений в учебнике - 19

Медведь

109

Большая буква в именах людей, кличках животных, названиях городов, сел, деревень, улиц

110

Расширение круга собственных имен: названия городов, сел, деревень, улиц.

111-112

Упражнения в употреблении имен собственных

Словарный диктант.

113

Домашний адрес, адрес школы

114

Контрольный диктант по теме «Большая буква в именах собственных»

17

Названия действий

8

 

Упражнений в учебнике - 28

Вчера

Сегодня

Завтра

Рисовать 

115

Закрепление знаний о словах, обозначающих действия

116

Отработка умения находить слова, обозначающие действия в тексте

117-118

Упражнения в различении слов, обозначающих действия предметов по вопросам что делает? что делал? что сделал? что будет делать? что сделает?

Словарный диктант.

119

Упражнения в согласовании слов, обозначающих действия предметов со словами, обозначающими предметы.

120

Подбор к данному предмету ряда действий и определение предмета по ряду действий

121

Р/р Сочинение по картине и вопросам

Уч. упр.22, стр. 172

122

Проверочная работа по теме «Названия действий»

18

Названия признаков

8

Упражнений в учебнике - 26

Черный

Желтый

Дорога

123

Слова, обозначающие признаки (качества) предметов: называние признака (качества) данного предмета по вопросам: какой? какая? какое? какие?;

124

Нахождение слов, обозначающих признаки (качества), в тексте

125

Правильное отнесение слов, обозначающих признаки к словам, обозначающим предметы

126

Подбор и называние ряда признаков (качеств) данного предмета и определение предмета по ряду признаков (качеств),

127

Сравнение двух предметов по их качествам

128

Контрольный диктант за 3 четверть по теме «Названия признаков»

129

Р/р Сочинение по картине и вопросам

Уч. с. 186. упр. 24

130

Согласование слов, обозначающих признаки, со словами, обозначающими предметы.

4 четверть – 40 часов

19

Предлоги

8

Упражнений в учебнике - 21

Арбуз

131

Выделение предлогов в речи

132

Правило написания предлогов со словами

133

Упражнения в  нахождении  предлогов к, от, под, над, о (об) в тексте

134-135

Упражнения в раздельном написании предлогов со словами (с помощью учителя).

 Словарный диктант.

136-137

Разделительный ъ. Упражнения в  написании слов с ъ в словах и предложениях

138

Р/р Сочинение по картине и опорным словам

Уч. с. 196, упр. 20

20

Предложение

21

Упражнений в учебнике - 60

Костер

Песок

139

Практическое знакомство с построением простого предложения

140

Составление предложений с употреблением винительного падежа (вижу кого? или что?)

141

Составление предложений с употреблением родительного падежа (кого? или чего? нет у кого?)

142

Составление предложений с употреблением дательного падежа (кому? чему?)

143

Составление предложений с употреблением предложного падежа (где? с предлогами в и на, о ком? о чем?)

144

Составление предложений с употреблением творительного падежа (кем? чем?)

145

Р/р Восстановление деформированного текста

Уч. с. 203. упр. 17

146-147

Выделение в тексте предложений на заданную учителем тему.

148-149

Упражнения в умении  закончить предложение или дополнить его по одному-двум вопросам

150-

Составление предложений из слов, данных в начальной форме

151

Проверочная работа по теме «Предложение»

152

Составление предложений по образцу

Словарный диктант.

153

Контрольное списывание

154-155

Ответы на заданный вопрос, пользуясь словами этого вопроса, запись ответа.

156

Р/р Восстановление деформированных предложений

157-158

Составление предложений по схеме и словами под ней

159

Контрольный диктант по теме «Предложение»

160

РЕЗЕРВНЫЙ УРОК

21

Повторение изученного за год

10

Упражнений в учебнике - 23

161

Восстановление нарушенного порядка слов в предложении.

162

Оформление предложения на письме

163

Алфавит. Расположение в алфавитном порядке нескольких слов.

164

Контрольный диктант за год

165

Упражнения в правописании жи, ши, ча, ща, чу, щу.

166

Написание звонких и глухих согласных на конце слова.

167

Большая буква в именах людей, кличках животных, названиях городов, сел, деревень, улиц.

Словарный диктант.

168

Перенос слов. Ударение

169

Р/р Сочинение по серии  картинок с данным началом текста

Уч. с. 234, упр. 22

170

Упражнения в  написании слов с ъ в словах и предложениях

6.Основные требования к уровню усвоения учебного предмета к концу 3 года обучения

Учащиеся должны уметь:

составлять предложения, выделять предложения из речи и текста, восстанавливать нарушенный порядок слов в предложении;

анализировать слова по звуковому составу;

различать гласные и согласные, сходные согласные, гласные ударные и безударные;

определять количество слогов в слове по количеству гласных, делить слова на слоги, переносить части слова при письме;

списывать текст целыми словами;

писать под диктовку текст (20—25 слов), включающий изученные орфограммы.

Учащиеся должны знать:

алфавит.

8. Список литературы:

  1. «Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией доктора педагогических наук В. В. Воронковой «Подготовительный класс 1—4 классы», допущена Министерством образования и науки Российской Федерации 4-е издание М.: Просвещение, 2006. - 192 с.  
  2. Учебник «Аксенова А.К., Якубовская Э.В. Русский язык 3 класс. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Москва «Просвещение» 2010г»
  3. Рабочая тетрадь «Читай, думай, пиши» для 3 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида в 2 частях. Авторы: Аксенова А. К., Галунчикова Н. Г., Якубовская Э. В. 4.  Справочное пособие по русскому языку : 3 класс (1 – 4), 2 кл. (1 – 3)/ О.В.Узорова, Е.А.Нефедова. – М. : ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2002

4.  Узорова О. В., Нефедова Е. А. Задания по русскому языку для повторения и закрепления учебного материала: 3 класс. – М.: Астрель, 2005

5..   Узорова О. В., Нефедова Е. А. 3000 примеров по русскому языку: 3 класс. – М.: Астрель, 2004

6.    Ушакова О. Д. Словарик иностранных слов. – СПб: Литера, 2005

7.    Ушакова О. Д. Этимологический словарик школьника. – СПб: Литера, 2005

8.    Ушакова О. Д. Толковый словарик школьника. – СПб: Литера, 2005


Приложения к Рабочей программе.

Приложение 1.

Проверка ЗУН учащихся, обучающихся по программам специальных (коррекционных) учреждений по письму и развитию речи        

Оценка устных ответов

НОРМЫ ОЦЕНОК В СПЕЦИАЛЬНЫХ КОРРЕКЦИОННЫХ КЛАССАХ 8 ВИДА (РУССКИЙ ЯЗЫК).

Контрольный диктант. Объем соответствует количеству слов по чтению

Негрубые ошибки:

-исключение из правил

-повторение одной и той же буквы (букваарь)

-перенос слов

-единичный пропуск буквы на конце слова.

-две негрубые ошибки + одна ошибка.

Однотипные ошибки:

-Первые три однотипные ошибки = 1 ошибке, но каждая следующая подобная считается за отдельную ошибку.

-При трех поправках оценка снижается на 1 балл.

Ошибкой в диктанте следует считать:

-написание правил орфографии при письме слов;

-пропуск и искажение букв в словах;

-замену слов;

-отсутствие знаков препинания в пределах программы данного класса;

-неправильное написание слов, которые не проверяются правилом (списки таких слов даны в программе каждого класса).

За ошибку в диктанте не считаются:

-ошибки на те разделы орфографии и пунктуации, которые ни в данном классе, ни в предшествующих классах не изучались (такие орфограммы учителю следует оговорить с учащимися перед письменной работой, выписать трудное для них по написанию слово на доске);

-единичный пропуск точки в конце предложения, если первое слово следующего предложения написано с заглавной буквы;

-единичный случай замены одного слова без искажения смысла.

За одну ошибку в диктанте считается:

-два исправления;

-две пунктуационные ошибки;

-повторение ошибок в одном и том же слове, например, в слове “ножи” дважды написано в конце “ы”. Если же подобная ошибка встречается в другом слове, она считается за ошибку.

Выставление оценок за контрольный диктант.

“5” - не ставится при 3-х исправлениях, но при 1 негрубой ошибке можно.

“4” - 2 орфогр. и 2 пункт. ошибки или 1 орфогр. и 3 пункт.

“3” - 3 - 4 орфогр. и 4 пункт., а также при 5 орфогр. ошибках допускается “3”.

“2” - более 5 - 8 орфогр. ошибок.

“1” - более 8 орфогр. ошибок.

Оценки за грамматические знания.

“5” - все верно.

“4” - не менее 3/4 верно.

“3” - не менее 1/2 верно.

“2” - не выполнено больше половины.

“1” - не сделано ни одно задание.

Оценки за словарный диктант При количестве 15 - 20 слов

“5” - нет ошибок

“4” - 1 - 2 ошибки

“3” - 3 - 4 ошибки..

“2” - 5 - 7 ошибок

“1” - более 7 ошибок.

Количество слов для словарного диктанта.

1класс - 7 - 8 слов

2 класс - 10 -12 слов

3 класс - 12 - 15 слов

4 класс - до 20 слов

Оценки за контрольное списывание.

“5” - нет ошибок

“4” - 1 - 2 ошибки или 1 исправление (1 класс)

1 ошибка или 1 исправление (2 - 4 класс)

“3” - 3 ошибки и 1 исправление (1 класс)

2 ошибки и 1 исправление (2 - 4 класс)

“2” - 4 ошибки (1 класс)

3 ошибки (2 - 4 класс)

Оценка устных ответов по русскому языку.

Устный опрос является одним из методов учета ЗУН вспомогательной школы. При оценке устных ответов по грамматике принимается во внимание:

  • правильность ответов по содержанию, свидетельствующая о осознанности усвоения изученного материала;
  • полнота ответа;
  • умение практически применять свои знания;
  • последовательность изложения и речевое оформление ответа.

Оценка «5» ставится ученику, если он обнаруживает понимание материала, может с помощью учителя обосновать, самостоятельно сформулировать ответ, привести необходимые примеры;

  • допускает единичные ошибки, которые сам исправляет.

Оценка «4» ставится, если ученик даёт ответ, в целом соответствующий требованиям оценки «5», но допускает неточности в подтверждении правил примерами и исправляет их с помощью учителя; делает некоторые ошибки в речи; при работе с текстом или разборе предложения допускает одну –две ошибки, которые исправляет при помощи учителя.

Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знания и понимание основных положений данной темы, но излагает материал недостаточно полно и последовательно; допускает ряд ошибок в речи; затрудняется самостоятельно подтвердить правила примерами и делает это с помощью учителя; нуждается в постоянной помощи учителя.

Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей или наиболее существенной части изученного материала; допускает ошибки в формулировке правил, искажающие их смысл; в работе с текстом делает грубые ошибки, не использует помощь учителя.

Оценка «1» за устные ответы не ставятся.

Приложение 2.

Примерные тексты для контрольного списывания после прохождения тем в 3 классе.

Повторение.

1.Прочитай, для чего нужны хвосты.

Лошади и коровы хвостом мух отгоняют. У птиц и рыб хвост вместо руля. А лиса хвостом след заметает.

2. Спиши, но не спеши, без ошибок напиши.

3.Проверь, правильно ли ты списал. Поставь себе отметку.

Звуки и буквы.

1.Прочитай, у кого ещё кроме птиц, есть гнёзда.

        У белочки гнездо в дупле. Мышка строит гнёздышко в норке. Ёжик делает себе гнездо в ямке.

2.Спиши, но не спеши, без ошибок напиши.

3.Проверь, правильно ли ты списал. Поставь себе отметку.

Порядок букв в русской азбуке.

1.прочитай, как правильно начать разговор по телефону.

        Сначала вежливо поздоровайся. Назови своё имя. Попроси к телефону того, с кем хочешь поговорить.

2.Спиши, но не спеши, без ошибок напиши.

3.Проверь, правильно ли ты списал. Поставь себе отметку.

4. Постарайся соблюдать правила разговора по телефону.

Гласные и согласные звуки и буквы.

  1. Прочитай и запомни правила беседы.

Учись говорить спокойно.

Умей слушать собеседника.

Не доводи спор до ссоры.

     2.Спиши, но не спеши, без ошибок напиши.     

    3.Проверь, правильно ли ты списал. Поставь себе отметку.

Твёрдые и мягкие согласные.

1.Спиши, но не спеши, без ошибок напиши.   

        На рябине птицы клевали ягоды. Ягоды падали на землю. Катя собрала их на нитку. Получились красные бусы.

2.Проверь, правильно ли ты списал. Поставь себе отметку.

Ударение в слове.

  1. Рассмотри картинки. Прочитай названия птиц.

           

снегирь          синица             зяблик                    дятел

     2.Спиши, но не спеши, без ошибок напиши.     

    3.Проверь, правильно ли ты списал. Поставь себе отметку.

    4.Скажи, чем кормятся птицы в лесу.

Слог как часть слова

1.Прочитай, чем можно и чем нельзя кормить птиц.

        Птиц кормят разными семечками. Семена дробят, но не жарят. Любят птицы белый хлеб. А чёрный хлеб им вреден.

     2.Спиши, но не спеши, без ошибок напиши.     

    3.Проверь, правильно ли ты списал. Поставь себе отметку.

Перенос слов при письме

1.Рассмотри картинки и прочитай.

                  

Чудо-птичка.

        Был мороз. Маленькая птичка ныряла в прорубь. Там она искала пищу. Это была оляпка.

     2.Спиши, но не спеши, без ошибок напиши.     

    3.Проверь, правильно ли ты списал. Поставь себе отметку.

Мягкий знак на конце и в середине слова

  1. Спиши, но не спеши, без ошибок напиши.     

Принесла крольчиха деткам – крольчатам сладкую морковь. Быстро  съели крольчата угощение. А как оно называется, спросить забыли.

2.Написал? А теперь всё внимательно проверь.

Гласные после шипящих

  1. Спиши, но не спеши, без ошибок напиши.     

У гадюки родились детки. Маленьким змейкам только один день. Но малыши уже умеют шипеть,  и очень ядовиты.

2.Написал? А теперь всё внимательно проверь.

    3. Поставь себе отметку.

Парные звонкие и глухие согласные

1. Спиши, но не спеши, без ошибок напиши.     

Жила коза с козлятами. Она часто уходила в лес за кормом. Козлята были дома одни.

2.Написал? А теперь всё внимательно проверь.

    3. Из какой сказки эти предложения? Какой у сказки конец?

Звонкие и глухие согласные на конце слова

1. Спиши, но не спеши, без ошибок напиши.     

Сидит волк у проруби. Опустил в воду хвост. Ждёт, когда рыба клюнет. А хвост примёрз.

2.Написал? А теперь всё внимательно проверь. Поставь себе отметку.

    3. Скажи, из какой сказки эти предложения? Кто обманул волка?

Разделительный мягкий знак

1. Спиши, но не спеши, без ошибок напиши.     

Бежит речка через рощу. Мчатся к ней навстречу ручьи. Пьют из речки воду растения и животные.

2.Написал? А теперь всё внимательно проверь. Поставь себе отметку.

Слово

1. Спиши, но не спеши, без ошибок напиши.     

Стоит на поляне дуб. Он весь в снегу. А вокруг следы зайца. Это он спал под дубом.

2.Написал? А теперь всё внимательно проверь. Поставь себе отметку.

Большая буква в именах собственных

1. Спиши, но не спеши, без ошибок напиши.     

В наш класс пришёл новый ученик. Его зовут Костя Дёмин. Он приехал из Тулы.

2.проверьте друг у друга написанное. Поставьте отметки.

Приложение 3.

Примерные годовые контрольные работы по русскому языку (программа специальных (коррекционных) учреждений YIII вида)

Контрольный диктант

3 класс

        Кончился учебный год. Наступило жаркое лето.  Каждый день ходим на берег ручья.  Мы плаваем в прохладной воде, лежим на песке. Хорошо полежать у ручья в тени деревьев.  (27 слов)

Примечание: грамматические задания подбирает учитель в соответствии с программой по русскому языку и подготовленности учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку для 2 класса по учебнику "Русский язык", авторы Канакина В. П., Горецкий В. Г

Рабочая программа по русскому языку для 2 класса по учебнику "Русский язык", авторов Канакиной В.П., Горецкого В.Г., составлена на 175 часов в год ( 5 часов в неделю, 35 учебных недель) с указанием ст...

Рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 4 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

Рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 3 коррекционный класс (8 вида).

Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...

.Адаптированная рабочая программа по русскому языку для 3 класса «Русский язык» начального общего образования

.Адаптированная рабочая программа по русскому языку для 3 класса  «Русский язык»  начального общего образования...

Рабочая программа внутрипредметного модуля "Изучаем русский язык" к рабочей программе по русскому языку для 3 класса

В настоящее время одной из особенностей контингента учащихся, посещающих общеобразовательные учреждения, является значительное число детей с билингвизмом (двуязычием). Это обусловлено как происходящим...