Правописание парных глухих и звонких согласных в корне слова
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему
Урок проведён для слушателей курсов в рамках стажировочной площадки ЛОИРО
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок русского языка 3 класс | 56 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Правописание слов с парными глухими и звонкими согласными в корне.
3 класс
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Методы ведения урока: деятельностный.
Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная.
Средства обучения:
- компьютер, мультимедиапроектор, презентация к уроку, карточки для индивидуальной работы, сигнальные карточки.
Дидактическая цель: Создать условия для систематизации знаний и способов действий учащихся по теме «Правописание слов с парными глухими и звонкими согласными в корне».
Предметные задачи урока:
-развивать умение проверять слова с парными по глухости-звонкости согласными звуками в корне;
-сравнивать искомую букву в проверочном и проверяемом словах.
-отрабатывать последовательность действий при обозначении согласных звуков буквами.
Метапредметные задачи урока:
Регулятивные:
-уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;
-проговаривать последовательность действий;
-оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки;
-планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;
-вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и учёта характера сделанных ошибок.
Коммуникативные:
-уметь оформлять свои мысли в устной форме;
-слушать и понимать речь других.
Познавательные:
-уметь ориентироваться в своей системе знаний: строить логическую цепь рассуждения, доказывать, сравнивать, делать выводы;
-находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Личностные задачи урока:
- уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Планируемые результаты:
Дети учатся:
- понимать и принимать учебную задачу;
- проверять парные звонкие и глухие согласные в корне слова разными способами;
- сопоставлять произношение и написание слов;
- подбирать проверочное слово;
- находить примеры слов на изученную орфограмму;
- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке
Умения, характеризующие эти результаты:
- принимать учебную задачу, выполнять ее;
-определять проверяемое и проверочное слово;
- владеть разными способами проверки парных звонких и глухих согласных в корне слова.
Ход урока:
- Организационный момент. (1 минута)
- Мотивация учебной деятельности.
-Ребята, посмотрите на экран и догадайтесь по картинкам, что за пословица в них спрятана. (слайд 1)
(Без труда не выловишь и рыбки из пруда)
- А какую пословицу вы еще знаете с таким смыслом? ( Терпенье и труд всё перетрут)
-Правильно. А как вы понимаете эти пословицы? ( Только стараясь можно достигнуть своих целей. Всякое дело требует усилий)
-А почему я выбрала именно эти пословицы к этому уроку? ( Надо стараться, чтобы всё получилось на уроке.)
- 3. Формирование темы урока и постановка цели, проблемы урока.
-Молодцы. Посмотрите на экран. (2 слайд)
Без труда не выловишь и ры…ки из пруда.
Терпенье и тру… всё перетрут.
-Здесь записаны наши пословицы, но в двух словах пропущены буквы. Какие буквы пропущены, объясните. ( Рыбки- рыба, труд-труды)
-А что объединяет эти буквы? (Это парные согласные)
-Подумайте и сформулируйте тему нашего урока. (Правописание парных согласных в корне слова)
-Какие задачи можем перед собой поставить на этом уроке?
(Находить слова с парной согласной, уметь подбирать к ним проверочные слова, правильно писать слова с этой орфограммой)
-А сколько всего пар парных согласных в русском языке? (6 пар)
-Давайте их вместе вспомним. Я читаю стихотворение, а вы мне поможете, назвав все пары правильно.
В нашем русском языке
Ходят парами б-п, в-ф, г-к, д-т, ж=ш, з-с (хором)
Эти пары у людей вызывают интерес.
Часто «хитрые подружки»
Подменить хотят друг дружку.
Как узнать писать какую-
Эту букву иль другую?
С толку сбить хотят ребят!
Предстоит сегодня вам
Всё расставить по местам.
-Какое правило мы будем отрабатывать сегодня на уроке? (Правописание парных согласных в корне слова)
-А зачем нам надо хорошо знать это правило? ( Чтобы правильно писать слова, не допускать ошибок)
4. Первичное закрепление.
- Работа в паре.
-Ребята, нам что-то пришло! Кто знает, что обозначают эти буквы? (СМС – 3 слайд)
(СМС- это письмо, сообщение)
-Давайте прочитаем, что в нём написано. У вас на столах такие же смс. ( 4 слайд)
Был морос . Опустил я в прорупь хвост. Ловись рыпка!!!
-Ребята, а от какого сказочного героя пришло нам это смс? (волк)
-А кто помнит, как называется сказка, из которой этот герой? ( Лиса и волк, Лисичка-сестричка и серый волк) 5 слайд
-А кто написал эту сказку? ( Это русская народная сказка)
- Что вас смущает в этом сообщении? ( В нём допущены ошибки)
-Как вы думаете, какое задание вам предстоит выполнить? ( Исправить ошибки) Что нужно сделать, чтобы правильно подобрать букву? (Подобрать проверочное слово)
-А как мы можем подбирать проверочные слова?
- подобрать однокоренное слово
- подобрать уменьшительно-ласкательное слово
- подобрать название действия
- подобрать признак
- изменить форму слова или поставить слово во множественное число
-Правильно. Работать будете в парах. Исправляем ошибки, подбираем проверочные слова. Советуемся друг с другом. Кто готов - поднимает руку.
- Проверяем. Сколько ошибок обнаружили? (три) Давайте их назовем, объясним написание буквы, подберём проверочное слово.
6 слайд – без ошибок ( мороз-морозец, прорубь-проруби, рыбка-рыба)
-Обведите карандашом те ошибки, которые вы не заметили. Если вы всё правильно сделали, поставьте себе на смс плюсик, если нет, то не ставим.
-Кто выполнил всё правильно и заработал плюс? Молодцы, а те кто не все ошибки заметил, тем надо быть более внимательным.
5. Физ. минутка
6. Работа с учебником
-А теперь открываем тетради и учебники на стр. 67 , смотрим упражнение 122. Давайте прочитаем задание к упражнению.
-Мы будем записывать эти слова в строчку, через запятую, называя парную согласную и подбирая проверочное слово. Его мы будем записывать в скобках. Подчёркивать вставленную букву.
Рыбка-рыба, тропка-тропинка, утюг-утюги, паук-пауки, мороз-морозец, ребус-ребусы, ягодка-ягоды, ветка-веточка.
-Отлично мы с вами исправили ошибки в смс, выполнили упражнение, а теперь давайте вспомним правило. Прочитаем его в разделе «Вспомните» (чтение правила)
7. Применение знаний и умений в новой ситуации. Игра.
- Индивидуальная работа
-А теперь немного поиграем. Посмотрите на экран. (ДИСК) на экране Лоси-воздухоплаватели. Им никак не спуститься на землю, так как они никак не могут подобрать слова со своей буквой. Плохо знают правило! Давайте им поможем. Но нам нельзя ошибиться! А то шары могут лопнуть и лоси попадут на землю совсем неприятным путём. Поэтому мы сначала потренируемся. У вас на столах фотографии наших лосей. Давайте сначала прочитаем все слова.
-Как вы думаете, какая задача стоит перед вами? ( Нам нужно правильно подобрать слова)
-Работаем самостоятельно. Проводим стрелочки от слов к подходящим шарам. Кто сделает-поднимает руку.
-А теперь вы будете называть слова , подбирать к ним проверочное слово, подходить к компьютеру и подвешивать их к нужной корзине. А остальные проверять свою работу.
Кто справился без ошибок - поставьте себе плюс. Остальные должны быть более внимательными.
- Самостоятельная работа по раздаточному дидактическому материалу.
(Осуществляется дифференцированный подход)
-Мы с вами весь урок отрабатывали нашу орфограмму, искали ошибки в смс, помогали лосям спуститься, повторяли правило, что настало время проверить как вы усвоили это правило.
1 уровень. Напиши пропущенную букву в слове, а рядом проверочное слово.
Сторо_, моро_, горо_, отря_, сугро_, лё_, ду_, чертё_, велосипе_, шка_, хле_.
2 уровень. Разбежались слова. Помогите их собрать.
Где растет морковь?
На________________.
Буквы пишут где?
В __________________.
Утром чистим что мы?
_______________.
Надеваем в холод?____________.
Любим все __________,________.
И читаем на ночь ______________. Слова для справок: зу_ки, тетра_ках, сала_ки, сне_ки, гря_ках, ска_ки, шу_ки.
- Прочитайте все задания и выберите то, которое вам по силам.
- Когда выполните задание, переверните листок и проверьте свою работу. (На обратной стороне ответы)
Перед вами лежат карточки с текстом. В тексте слова с пропущенными буквами. Вам нужно списать этот текст, вставить пропущенные буквы, в скобках написать проверочные слова.
Краси… ( ) лес осенью. Деревья надевают яркий наря… ( ). Ё…. ( ) нашёл под берё…кой ( ) гри… ( ). Птицы улетели на ю…( ).
-Проверяем. Называем проверочные слова. У кого все выполнено правильно, поставьте плюс.
8. Домашнее задание.
-Дома вы будете отрабатывать правило, которое мы сегодня закрепляли. Учебник с. 68, упр.124
9. Рефлексия. Подведение итогов урока.
-Какая тема урока у нас сегодня была? (Правописание парных согласных в корне слова)
-Давайте ещё раз вспомним правило.
-Чему мы учились на уроке? (Находить слова с парной согласной, уметь подбирать к ним проверочные слова, правильно писать слова с этой орфограммой)
-Давайте подведём итог вашей работы. Сколько плюсов вы набрали сегодня на уроке. Кто набрал три? два? один?
-Дайте характеристику урока.
-Вы сегодня замечательно потрудились. Молодцы. Урок окончен.
-
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Правописание слов с парными глухими и звонкими согласными в корне.
Конспект учебног занятия использованием ЦОР по теме: "Правописание слов с парными глухими и звонкими согласными в корне"....
Правописание парных глухих и звонких согласных в корне слова
Конспект урока русского языка для 3 класса (УМК Школа России)...
Конспект урока "Правописание слов с парными глухими и звонкими согласными в корне".
Тема урока: Правописание слов с парными глухими и звонкими согласными в корне.Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.Методы ведения урока: деятельностный.Формы организации по...
Правописание слов с парными глухими и звонкими согласными в корне
Дидактическая цель: Создать условия для систематизации знаний и способов действий учащихся по теме «Правописание слов с парными глухими и звонкими согласными в корне»....
Правописание слов с парными глухими и звонкими согласными в корне слова ,3 класс
Конспект урока по русскому языку , 3 класс Повторение изученного материала...