Конспект урока по русскому языку "Разделительные Ъ и Ь."
план-конспект урока по русскому языку на тему
Конспект урока по русскому языку "Разделительные Ъ и Ь."
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока по русскому языку "Разделительные Ъ и Ь." | 79.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Русский язык
РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЕ Ъ И Ь
Урок 52 (47).
Тема: Звук [й'] и его обозначение на письме. Правила правописания разделительных ъ и ь
Цель:
– развитие умения различать в звучащей речи отдельные звуки, слышать звук [й'];
– развитие умения писать слова с разделительным ъ, обозначать орфограмму, различать написания с разделительным ъ и разделительным ь, объяснять выбор разделительного знака.
Задачи:
1. Обучающие:
- продолжать учить писать слова с разделительными Ъ и Ь знаками;
- различать части слова;
- уметь находить и обозначать орфограмму в слове
2. Развивающие:
- обогащение словарного запаса;
- развитие логического мышления;
3. Воспитывающие:
- умение работать в малых группах (обсуждать, договариваться, приходить к единому мнению);
- уважительное отношение друг к другу;
- внимание;
- самостоятельность.
Материально-техническое обеспечение: учебник Русский язык 3 класс, Р.Н. Бунеева и др., дидактический материал к этому учебнику.
Этапы урока. | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формирование УУД, ТОУУ (технология оценивания учебных успехов) |
Ход урока Ι. Актуализация знаний. 2.Словарная работа. | Цель: включение в учебный процесс. У: Прозвенел уже звонок. Здравствуйте, дети, открывайте тетради и записывайте число и классная работа (Комментированная запись числа). Запишите слова с буквой ь, обозначающие: – дни недели; – название кустарника – название южного плодового дерева; – название морского животного; Что объединяет все эти слова? Запишите слова под диктовку: Вьюга, подъем, соловьи, бурьян, объявить, отъехать. Выделите приставки и корень. Как вы думаете, где и когда пишутся разделительные Ъ и Ь? | Дети здороваются с учителем. Открывают тетради и записывают число. Ученик диктует с места. Дети записывают такие слова: Понедельник, воскресенье, Сирень, Апельсин, Дельфин. Д: Обозначают предметы, во всех словах есть буква ь. Дети пишут слова и отмечают, что Ъ пишется после приставки,а Ь в корне. | Познавательные УУД 1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов. 2. Представлять информацию в виде схемы. 3. Выявлять сущность, особенности объектов. 4. На основе анализа объектов делать выводы. 5. Обобщать и классифицировать по признакам. 6. Ориентироваться на развороте учебника. 7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации. Регулятивные УУД 1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника. 2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. 3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план). 4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. |
II. Формулирование проблемы, планирование деятельности. 1.Вспоминаем то, что знаем. 2.Работа с правилом. | Наблюдение над словами с разделительным ъ и ь. Ребята, давайте выполним упр.№163. (Совершенствуется умение слышать звук [й'] в словах, определять, как он обозначен на письме.) Выполняется под руководством учителя. Как вы думаете, ребята, Почему урок, тема которого – разделительные ь и ъ, мы начинаем с повторения обозначения звука [й']?
Вспомните, какую «работу» выполняет ь в словах? б) Упр. 164.(Развивается умение выявлять различия в правописании букв разделительного ъ и ь для указания на наличие звука [й'] в словах. Выполняется по «шагам» – заданиям в упражнении. – Чем отличаются слова в 1-м и 2-м столбике? – Почему в 1-м столбике пишется буква ь, а во 2-м – ъ? – Вспомните и сформулируйте правило написания разделительного ь и ъ. Какой можно сделать вывод? Прочитайте про себя (затем вслух) правило на с. 134. – Запишите слова семья, разъезд (один ученик работает на доске). – Выполните графическое обозначение орфограммы. (Выделим нужные части слова, подчеркнём буквы ь и ъ одной чертой, а двумя чертами – буквы, перед которыми мы написали ь и ъ: семья, разъезд. 3. Работа над алгоритмом и его применением. а) Прочитайте название в рамке после правила. – Что вы поняли из названия? Что будет вам предложено дальше? – Прочитайте алгоритм. – Сколько в нём «шагов»? – С чего нужно начинать поиск орфограмм-букв разделительного ь и ъ знака? – От чего зависит выбор разделительного знака? Как проверить правильность написания? | Учащиеся выполняют упражнение в тетрадях. Примерные рассуждения учеников: в слове прибой звук [й'] слышится после гласного [о], на письме звук [й'] обозначен буквой «и краткое». В слове ладья звук [й'] слышится после согласного [д'] и перед гласным [а]. Звук [й'] обозначен буквой я, на наличие этого звука в слове указывает разделительный ь. Ученики самостоятельно списывают слова и подчёркивают буквы, которые обозначают звук [й']. Если после согласного звука перед гласным есть звук [й'], то в слове пишется ь или ъ. ВЬЮГА!! Обозначает мягкость согласного звука, разделяет согласный и гласный звуки. В первом столбике слова с мягким знаком, в корне. А во втором – с Ъ знаком между приставкой и корнем. Разделительный ь пишется в корне слова, ъ – между приставкой и корнем. Ученики читают текст в оранжевой рамке. Один ученик работает у доски, выделяет приставку, корень, подчеркивает Ь и Ъ. На этой же странице дети знакомятся с алгоритмом действий при написании слов с Ъ и Ь знаками. Выбор разделительного знака зависит от места в слове. Обозначить части слова, подчеркнуть буквы, перед которыми пишутся разделительный ъ и ь. | Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и понимать других. 2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 3. Оформлять свои мысли в устной форме. 4. Умение работать в паре. |
ΙII. Развитие умений – применение знания. | Применяем алгоритм, выполняя упр.№165. Осложнённое списывание с проговариванием вслух. (2–3 примера разбираются коллективно, затем самостоятельно. | Ученики выполняют упр.№165. Примерное рассуждение: Например: зав_южить. В этом слове я слышу звук [й'] после согласного [в'] и перед гласным [у]. Значит, здесь орфограмма-разделительный знак. Определю, какую букву надо писать – ь или ъ. В слове корень вьюж-. Орфограмма в корне, значит, надо писать разделительный ь. Пишу, обозначаю: завьюжило. | Личностные результаты 1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции. 2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. 3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. |
ĪV. Рефлексия. | Ребята, давайте оценим свою сегодняшнюю работу. Вопросы к ученикам, выполнявшим работу: – Что вам нужно было сделать в задании? – Удалось ли правильно решить поставленные задачи? – Вы сделали всё правильно или были ошибки, недочёты? – Вы решили всё сами или с чьей-то помощью? -- Какого уровня сложности было задание? -- Оцените свою работу. - Есть ли у ребят какие-либо дополнения, замечания? Согласны ли вы с такой самооценкой? | Дети: На сегодняшнем уроке мы учились правильно выбирать разделительный знак с помощью нового правила и алгоритма действий. В нашей работе были незначительные недочеты, над которыми мы поработаем. | |
V. Итог урока | Выполнили ли мы план сегодняшнего урока? Чему новому научились? Какие новые знания открыли для себя? Все ли получалось? Над чем еще нужно поработать? | Дети отмечают, какие действия в течение урока у них получалось выполнить хорошо, а какие – еще требуют работы. | |
VΙ. Домашнее задание. | С.135 упр.№166, выучить алгоритм действий на с. 134 | Ученики записывают домашнее задание в дневник. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"
Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний. Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...
Конспект урока по русскому языку. Использование здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка. «Сравниваем части речи: имя существительное и имя прилагательное»
Урок - закрепление и обобщение знаний об имени существительном и имении прилагательном....
Русский язык. Конспект урока по русскому языку в 1 классе "Русский алфавит, или азбука".
Открытый урок по русскому языку в 1 классе "Русский алфавит, или азбука"...
Конспект урока по русскому языку на тему: " Вводный урок по курсу русского языка" 1 класс
Конспект урока по русскому языку на тему: " Вводный урок по курсу русского языка" 1 класс...
Конспект урока по русскому языку 1 класс "Русский алфавит, или Азбука" (2 урок)
Конспект урока по русскому языку 1 класс "Русский алфавит, или Азбука" (2 урок)...
Конспект урока по предмету: Конспект урока по русскому языку (4 класс) «Слова, обозначающие действие предмета»
Конспекты уроков были составлен для детей, обучающихся по1 и по 2 варианту адаптированной основной общеобразовательной программы.Для учащихся характерна повышенная утомляемость. Нарушено переключение ...
План - конспект урока по русскому языку (3 класс) . Открытый урок по русскому языку по теме "Двойные согласные"
Авторская разработка урока русского языка в 3 классе на тему "Двойные согласные" по учебнику С.В. Ивановой....