Конспект урока по русскому языку "Разделительные Ъ и Ь."
план-конспект урока по русскому языку на тему

Горяшкиева Галина Сергеевна

Конспект урока по русскому языку "Разделительные Ъ и Ь."

Скачать:


Предварительный просмотр:

Русский язык

РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЕ Ъ И Ь

Урок 52 (47).

Тема: Звук [й'] и его обозначение на письме. Правила правописания разделительных ъ и ь

Цель:

 – развитие умения различать в звучащей речи отдельные звуки, слышать звук [й'];

 – развитие умения писать слова с разделительным ъ, обозначать орфограмму, различать написания с разделительным ъ и разделительным ь, объяснять выбор разделительного знака.

Задачи:

1. Обучающие:

  • продолжать учить писать слова с разделительными Ъ и Ь знаками;
  • различать части слова;
  • уметь находить и обозначать орфограмму в слове

2. Развивающие: 

  • обогащение словарного запаса;
  • развитие логического мышления;

3. Воспитывающие: 

  • умение работать в малых группах (обсуждать, договариваться, приходить к единому мнению);
  • уважительное отношение друг к другу;
  • внимание;
  • самостоятельность.

Материально-техническое обеспечение: учебник Русский язык 3 класс, Р.Н. Бунеева и др., дидактический материал к этому учебнику.

Этапы урока.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД,

ТОУУ (технология оценивания учебных успехов)

Ход урока

Ι. Актуализация знаний.

2.Словарная работа.

Цель: включение в учебный процесс.

У: Прозвенел уже звонок.
Сядьте тихо и неслышно,
И скорей начнём урок.
Будем мы читать, трудиться,
Ведь заданья нелегки.
Нам, друзья, нельзя лениться,
Так как мы ученики!

Здравствуйте, дети, открывайте тетради и записывайте число и классная работа (Комментированная запись числа).

Запишите слова с буквой ь, обозначающие:

– дни недели;

– название кустарника

– название южного плодового дерева;

– название морского животного;

Что объединяет все эти слова?

Запишите слова под диктовку:

Вьюга, подъем, соловьи, бурьян, объявить, отъехать.

Выделите приставки и корень. Как вы думаете, где и когда пишутся разделительные Ъ и Ь?

Дети здороваются с учителем. Открывают тетради и записывают число. Ученик диктует с места.

Дети записывают такие слова:

Понедельник, воскресенье, Сирень, Апельсин, Дельфин.

Д: Обозначают предметы, во всех словах есть буква ь.

Дети пишут слова и отмечают, что Ъ пишется после приставки,а Ь в корне.

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

II. Формулирование проблемы, планирование деятельности.

1.Вспоминаем то, что знаем.

2.Работа с правилом.

Наблюдение над словами с разделительным ъ и ь.

Ребята, давайте выполним упр.№163. (Совершенствуется умение слышать звук [й'] в словах, определять, как он обозначен на письме.) Выполняется под руководством учителя.

Как вы думаете, ребята, Почему урок, тема которого – разделительные ь и ъ, мы начинаем с повторения обозначения звука [й']?

 

Вспомните, какую «работу» выполняет ь в словах?

б) Упр. 164.(Развивается умение выявлять различия в правописании букв разделительного ъ и ь для указания на наличие звука [й'] в словах.

Выполняется по «шагам» – заданиям в упражнении.

– Чем отличаются слова в 1-м и 2-м столбике?

– Почему в 1-м столбике пишется буква ь, а во 2-м – ъ?

– Вспомните и сформулируйте правило написания разделительного ь и ъ.

Какой можно сделать вывод?

Прочитайте про себя (затем вслух) правило на с. 134.

– Запишите слова семья, разъезд (один ученик работает на доске).

– Выполните графическое обозначение орфограммы. (Выделим нужные части слова, подчеркнём буквы ь и ъ одной чертой, а двумя чертами – буквы, перед которыми мы написали ь и ъ: семья, разъезд.

3. Работа над алгоритмом и его применением.

а) Прочитайте название в рамке после правила.

– Что вы поняли из названия? Что будет вам предложено дальше?

– Прочитайте алгоритм.

– Сколько в нём «шагов»?

– С чего нужно начинать поиск орфограмм-букв разделительного ь и ъ знака?

– От чего зависит выбор разделительного знака?

 Как проверить правильность написания?

Учащиеся выполняют упражнение в тетрадях.

Примерные рассуждения учеников: в слове прибой звук [й'] слышится после гласного [о], на письме звук [й'] обозначен буквой «и краткое». В слове ладья звук [й'] слышится после согласного [д'] и перед гласным [а]. Звук [й'] обозначен буквой я, на наличие этого звука в слове указывает разделительный ь.

Ученики самостоятельно списывают слова и подчёркивают буквы, которые обозначают звук [й'].

Если после согласного звука перед гласным есть звук [й'], то в слове пишется ь или ъ.

ВЬЮГА!!

Обозначает мягкость согласного звука, разделяет согласный и гласный звуки.

В первом столбике слова с мягким знаком, в корне. А во втором – с Ъ знаком между приставкой и корнем.

Разделительный ь пишется в корне слова, ъ – между приставкой и корнем.

Ученики читают текст в оранжевой рамке.

Один ученик работает у доски, выделяет приставку, корень, подчеркивает Ь и Ъ.

На этой же странице дети знакомятся с алгоритмом действий при написании слов с Ъ и Ь знаками.

Выбор разделительного знака зависит от места в слове.

Обозначить части слова, подчеркнуть буквы, перед которыми пишутся разделительный ъ и ь.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре.

ΙII. Развитие умений – применение знания.

Применяем алгоритм, выполняя упр.№165.

Осложнённое списывание с проговариванием вслух. (2–3 примера разбираются коллективно, затем самостоятельно.

Ученики выполняют упр.№165. Примерное рассуждение: Например: зав_южить. В этом слове я слышу звук [й'] после согласного [в'] и перед гласным [у]. Значит, здесь орфограмма-разделительный знак. Определю, какую букву надо писать – ь или ъ. В слове корень вьюж-. Орфограмма в корне, значит, надо писать разделительный ь. Пишу, обозначаю: завьюжило.

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

ĪV. Рефлексия.

Ребята, давайте оценим свою сегодняшнюю работу.

Вопросы к ученикам, выполнявшим работу:

– Что вам нужно было сделать в задании?

– Удалось ли правильно решить поставленные задачи?

– Вы сделали всё правильно или были ошибки, недочёты?

– Вы решили всё сами или с чьей-то помощью?

-- Какого уровня сложности было задание?

-- Оцените свою работу.

- Есть ли у ребят какие-либо дополнения, замечания? Согласны ли вы с такой самооценкой?

Дети: На сегодняшнем уроке мы учились правильно выбирать разделительный знак с помощью нового правила и алгоритма действий. В нашей работе были незначительные недочеты, над которыми мы поработаем.

V. Итог урока

Выполнили ли мы план сегодняшнего урока?

Чему новому научились?

Какие новые знания открыли для себя?

Все ли получалось?

Над чем еще нужно поработать?

Дети  отмечают, какие действия в течение урока у них получалось выполнить хорошо, а какие – еще требуют работы.

VΙ. Домашнее задание.

С.135 упр.№166, выучить алгоритм действий на с. 134

Ученики записывают домашнее задание в дневник.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний.   Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...

Русский язык. Конспект урока по русскому языку в 1 классе "Русский алфавит, или азбука".

Открытый урок по русскому языку в 1 классе "Русский алфавит, или азбука"...

Конспект урока по русскому языку на тему: " Вводный урок по курсу русского языка" 1 класс

Конспект урока по русскому языку на тему: " Вводный урок по курсу русского языка" 1 класс...

Конспект урока по русскому языку 1 класс "Русский алфавит, или Азбука" (2 урок)

Конспект урока по русскому языку 1 класс "Русский алфавит, или Азбука" (2 урок)...

Конспект урока по предмету: Конспект урока по русскому языку (4 класс) «Слова, обозначающие действие предмета»

Конспекты уроков были составлен для детей, обучающихся по1 и по 2 варианту адаптированной основной общеобразовательной программы.Для учащихся характерна повышенная утомляемость. Нарушено переключение ...

План - конспект урока по русскому языку (3 класс) . Открытый урок по русскому языку по теме "Двойные согласные"

Авторская разработка урока русского языка в 3 классе на тему "Двойные согласные" по учебнику С.В. Ивановой....