конспект урока
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему
Предварительный просмотр:
МБОУ «Школа-лицей» им. Героя Советского Союза Ф.Ф. Степанова г. Саки Учитель начальных классов Захарова Оксана Владимировна Урок по русскому языку во 2 классе « Правописание мягкого знака в конце и середине слова перед другими согласными»
Открытый урок по русскому языку во 2-б классе
Тема: « Правописание мягкого знака в конце и середине слова перед другими согласными»
14 декабря 2017 г. Захарова Оксана Владимировна Тема: Правописание мягкого знака в конце и середине слова перед другими согласными. Цели урока: уточнение представлений учащихся о способах обозначения на письме мягкости согласных звуков; развитие умения обозначать мягкость согласных в конце слова и в середине слова мягким знаком; развивать умения составлять предложения; воспитывать любовь к родному языку, бережное отношение к природе. Планируемые результаты: учащиеся научатся обозначать мягкость согласных звуков на конце слова и в середине слова перед другими согласными, объяснять причины расхождения количества звуков и букв в словах с мягким знаком, строить сообщения в устной и письменной форме, оценивать свои достижения при выполнении заданий; анализировать, делать выводы. Личностные результаты. Проявляют доброжелательность, эмоциональную отзывчивость, внимание, помощь в ходе учебной деятельности. Познавательные УУД. Формирование умения ставить познавательную цель урока; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; самостоятельно находить нужную информацию в материале учебника; осуществлять анализ, синтез, сравнение, классификацию. Регулятивные УУД. Умение определять цель деятельности урока; планировать свои действия для решения задач, ориентироваться в учебнике; волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном. Коммуникативные УУД. Потребность в общении с учителем; умение слушать и вступать в диалог, использовать речь для регуляции своего действия; осуществлять взаимоконтроль. Личностные УУД. Формирование социальной роли ученика, положительного отношения к учению; применяют правила делового сотрудничества: считаются с мнением другого человека, проявляют терпение и доброжелательность, доверие к соучастнику деятельности. Ресурсы: словарные слова, презентация к уроку, карточки, учебник, тетрадь. Тип урока: решение учебной задачи. Методы: по источнику познания: словесный, наглядный, практический; по степени взаимодействия учителя и учащихся: самостоятельная работа, работа в парах, работа в группах. Формы обучения: фронтальная, работа в парах, группах, индивидуальная. Принципы обучения: доступности, наглядности, дифференцированного подхода. Педагогические технологии: элементы мультимедиа-технологии, здоровьесберегающие.
Ход урока
- Организационный момент. ( 1 слайд) Добрый день ребята! Я рада вас видеть и очень хочу начать работу с вами. Хорошего вам настроения и успехов! У нас сегодня необычный урок. На уроке у нас гости – давайте поздороваемся с ними. Все ли готовы к уроку? ( проверяем наличие учебника, тетради, карточки, пенала, дневника) Какое сейчас время года? ( 2 слайд) Покажите, что вы замёрзли и съёжились, отогрелись и расслабились. Вам случайно попали снежком в лицо, изобразите огорчение. Изобразите, как дети лепят снеговика: ставят снежные комы друг на друга. Молодцы! Какие красивые снеговики у вас получились. Вы пришли весёлые домой. С таким же отличным настроением мы поработаем сегодня на уроке. Присаживайтесь.
- Работа по теме урока. Постановка учебной задачи. Послушайте загадки: - И мальчишки, и девчонки очень любят нас зимой, Режут лёд узором тонким, не хотят идти домой. Мы изящны и легки, мы – фигурные … (коньки). ( 3 слайд) - Ты откуда, ты откуда. Прилетел к нам красногрудый? - Облетел я всю Сибирь. Как зовут тебя?... ( снегирь). (4 слайд) - Что объединяет эти слова? ( ь знак в середине и в конце слова) Кто готов назвать тему нашего урока? ( Правописание ь в конце и середине слова перед другими согласными). ( 5 слайд) Цели и задачи урока ( ответы детей): - сегодня мы побываем в гостях у буквы мягкий знак; - будем обозначать мягкость согласных звуков на конце слова и в середине слова перед другими согласными; писать слова с мягким знаком, а из слов составлять предложения; работать по карточкам и по учебнику…
- Актуализация опорных знаний. Чистописание: - Пальчиковая гимнастика « Мы во двор пришли гулять» Раз, два, три, четыре, пять ( загибаем пальчики по одному) Мы во двор пришли гулять. ( «идём» по столу указательным и средним пальчиками) Бабу снежную лепили, (« Лепим» комочек двумя ладонями) Птичек крошками кормили, (крошащие движения всеми пальцами) С горки мы потом катались, (кулачком правой руки скользим от плеча левой руки вниз к запястью) А ещё в снегу валялись. ( кладём ладошки на стол то одной стороной, то другой) И снежками мы кидались (имитируем движения по тексту) Все в снегу домой пришли. (отряхиваем левой рукой правую от плеча к запястью) Съели суп и спать легли. (движения воображаемой ложкой, руки под щёки) Дети открывают тетради, записывают число и классная работа в тетрадях. Нарисуем мягкий знак Нежно капелькой Вот так: Букву капелька смягчит Слово мягко прозвучит. Теперь обведите тот мягкий знак, какой у вас получился красивее остальных. Ребята, к нам на урок за вашей помощью обратилась очень красивая девочка, а кто она вы узнаете, если отгадаете загадку: - Она Буратино учила писать, И ключ золотой помогала искать. Та девочка - кукла с большими глазами, Как неба лазурного высь, волосами, На милом лице – аккуратненький нос. Как имя её? Отвечай на вопрос. ( Мальвина). Правильно, Мальвина. Она написала нам письмо. Давайте его прочитаем. « Дорогие ребята, помогите мне переубедить Буратино в том, что мягкий знак очень важен в русском языке. Дело в том. Что он заляпал кляксой моё имя в письме и не хочет его исправлять, считая, что ничего не изменилось. И теперь моё имя не Мальвина, МАЛВИНА.» Ну что, ребята, попробуем убедить Буратино в том, что он не прав и мягкий знак очень важен в русском языке. Учёные, изучающие русский язык сказали, что буква мягкий знак «талантливая». Как вы думаете, почему её так назвали – талантливая? Ответы детей: - у неё нет собственного звука, - но может влиять на звук, стоящий перед ней, - не может стоять в начале слова – не имеет заглавной буквы. (6 слайд) Даже сочинили стихотворение про мягкий знак. ( 7 слайд ) Давайте прочитаем его все вместе. « Мягкий знак – хитрый знак Не сказать его никак. Он не произносится, Но в слово часто просится. Почему у дома угол Превратился сразу в уголь? Без пожара, просто так? ( Это сделал мягкий знак!) Назовите в этом стихотворении слова с мягким знаком « уголь ( 5 букв, 4 звука); сказать (7 букв, 6 звуков)». (слова вывешиваются на доску на карточках) Сколько в каждом слове букв, а звуков ? Почему? ( мягкий знак звука не обозначает)
- Физминутка для глаз.
- Словарная работа. Групповая (по карточкам). В русском языке есть слова и с непроверяемыми безударными гласными. Как называются эти слова? (словарные). – Почему? (проверяем по словарю). 1 карточка: метель, перчатка, ветер, пенал, коньки. (е, е, е, е, о) 2 карточка: погода, декабрь, пальто, север, медведь. (о, е, а, е, е) 3 карточка: сапоги, весело, иней, месяц. (а, е, е, я) 4 карточка: ребята, собака, тетрадь, январь. ( е, о, е, я) 5 карточка: февраль, учитель, одежда, заяц. ( е, е, о, я ) 6 карточка: рисунок, пингвин, валенки, варежки. (и, и, е, е ) Представитель каждой группы ( 6 учеников) выходит к доске и записывает буквы, которые вставили в слова. Запишите эти слова в тетрадь, каждая группа свои слова. ( 8 слайд) Есть среди них слова с мягким знаком в конце слова? Прочитайте. А слова с мягким знаком в середине? Назовите.
- Закрепление знаний и способов действий. Работа с предложениями. Работа в парах. Похозяйничала зима над предложениями. Вставьте в словах мягкий знак и составьте из слов предложения. А затем запишите предложения в тетрадь. Работайте в паре друг с другом. 1 карточка ( 3 шт.): бегут, на, ребята, коньках, каток, кататься, на. Бегут ребята на каток кататься на коньках. Сидит, на, снегирь, рябине. Сидит на рябине снегирь. 2 карточка (3 шт.): поймал, окуньков, Игорь, пять, на, речке. Игорь поймал на речке пять окуньков. плывёт, крупный, вот, карась. Вот плывёт крупный карась. 3 карточка: (3 шт.): сильная, на, метель, улице, началась. На улице началась сильная метель. олень, на, вышел, большой, поляну. На поляну вышел большой олень. 4 карточка (4 шт.): на, медведь, впадает, зиму, в, спячку. На зиму медведь впадает в спячку. в, окунь, живёт, пруду, нашем. В нашем пруду живёт окунь. Давайте проверим какие предложения у вас получились. Есть ли в ваших предложениях слова с мягким знаком? Где он находится? (в конце слова или в середине слова).
- Физкультминутка «Ёлочка»
- Работа по учебнику. Самостоятельное выполнение упр. 206. (Взаимопроверка – поменялись тетрадями ). Правильные слова записаны на доске. Резервное упр. 205.
- Составим стихотворение о Ь знаке (сенкан): 1. Что? Мягкий знак. 2. Какой? Конечный, серединный. 3. Что делает? Заканчивает, смягчает, пишется. 4. Очень важный нужный знак, без него словам никак. 5. Ерь (старое название буквы мягкий знак в русском алфавите). Надеюсь, мы смогли убедить Буратино в важности мягкого знака в русском языке. И теперь он будет правильно писать имя Мальвины.
- « Микрофон» - сказать по одному слову с мягким знаком. ( Коньки, снегирь, тень, Игорь…..)
- Рефлексия. Итог урока. – У какой буквы мы сегодня побывали в гостях? - Что мы о ней узнали? (может стоять в середине или в конце). – Какие задания выполняли? - Какое задание вам хотелось бы повторить на следующих уроках? – Буква мягкий знак довольна вашей работой. А вы? - Похлопайте в ладоши те , у кого сейчас хорошее настроение. - Каким бы цветом вы раскрасили своё настроение на уроке? - Сегодня на уроке хорошо работали: (имена детей).
- Объяснение домашнего задания. ( 9 слайд) 1 уровень: выучить правило стр.125, словарные слова. 2 уровень: выучить правило стр. 125, упр. 207 стр.126. 3 уровень: написать небольшой текст на тему «Пришла зима». По выбору учащихся.
Ребята, сегодня на уроке я разглядела в ваших глазах огонёк любознательности. Хочу пожелать вам, чтобы этот огонёк не угасал с годами, а открытия, которые вы совершаете день за днём, помогли бы вам преодолеть все трудности учёбы, преграды, которые встретятся на вашем жизненном пути.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"
Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний. Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...
Конспект урока окружающий мир на тему "Равнины и горы". В конспекте указаны этапы урока и виды деятельности учителя и учащихся.
В конспекте урока расписаны этапы урока и виды деятельности учащихся на каждом из них. Знакомство с новым материалом подводится через решение проблемной ситуации. На уроке дети работают в парах, групп...
План-конспект урока по физической культуре для 4 класса. Конспект - урока: Использование современных танцевальных фитнес программ на уроке физической культуры
Цель: Повысить интерес к занятиям физическими упражнениями, через музыкально - двигательную деятельность учащихся, содействовать поддержанию и развитию их активности.Задачи:1.Формировать двигате...
План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"
Урок литературного чтения в 1 классе «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...
Конспект интегрированного урока для 1 класса (окружающий мир - математика). Конспект урока по математике для 4 класса
Урок можно проводить как в классе так и в условиях выездной школы.Тема: Как появилась наука геометрия.Ожидаемый результат: ученик, который умеет отличать кривую линию от прямой. Ребенок, у котор...
План-конспект урока математики по теме "Сложение вида 61+7 и соответствующие случаи вычитания; план-конспект урока чтения по теме "Е. Пермяк. Случай с кошельком"
Возможно, урок в помощь начинающему педегогу коррекционной школы....