конспект урока
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

конспект урока(русский язык, 2 класс)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mbou.docx30.25 КБ

Предварительный просмотр:

 

МБОУ «Школа-лицей» им. Героя Советского Союза Ф.Ф. Степанова г. Саки                                                                  Учитель начальных классов  Захарова Оксана Владимировна                                                                                             Урок по русскому языку во  2  классе                                                                                                                                                        « Правописание мягкого знака в конце и  середине слова перед другими согласными»                        

Открытый урок по русскому языку во  2-б классе                            

Тема: « Правописание мягкого знака в конце и середине слова перед другими согласными»                                                            

14 декабря 2017 г.  Захарова Оксана Владимировна                                                           Тема: Правописание мягкого знака в конце и середине слова перед другими согласными.                                                                                                                                Цели урока: уточнение представлений учащихся о способах обозначения на письме мягкости согласных звуков; развитие умения обозначать мягкость согласных в конце слова и в середине слова мягким знаком; развивать умения составлять предложения; воспитывать любовь к родному языку, бережное отношение к природе.                                                                                                                Планируемые результаты: учащиеся научатся обозначать мягкость согласных звуков на конце слова и в середине слова перед другими согласными, объяснять причины расхождения количества звуков и букв в словах с мягким знаком, строить сообщения в устной и письменной форме, оценивать свои достижения при выполнении заданий; анализировать, делать выводы.                                                                                                                                                                Личностные результаты. Проявляют доброжелательность, эмоциональную отзывчивость, внимание, помощь в ходе учебной деятельности.                                                                                       Познавательные УУД. Формирование умения ставить познавательную цель урока; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; самостоятельно находить нужную информацию в материале учебника; осуществлять анализ, синтез, сравнение, классификацию.                                                                                                                       Регулятивные УУД. Умение определять цель деятельности урока; планировать свои действия для решения задач, ориентироваться в учебнике; волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном.                                                                                            Коммуникативные УУД. Потребность в общении с учителем; умение слушать и вступать в диалог, использовать речь для регуляции своего действия; осуществлять взаимоконтроль.                                                                                        Личностные УУД. Формирование социальной роли ученика, положительного отношения к учению; применяют правила делового сотрудничества: считаются с мнением другого человека, проявляют терпение и доброжелательность, доверие к соучастнику деятельности.                                        Ресурсы: словарные слова, презентация к уроку, карточки, учебник, тетрадь.                                         Тип урока: решение учебной задачи.                                                                                          Методы: по источнику познания: словесный, наглядный, практический; по степени взаимодействия учителя и учащихся: самостоятельная работа, работа в парах, работа в группах.                                                                                                      Формы обучения: фронтальная, работа в парах, группах, индивидуальная.                                                                                               Принципы обучения: доступности, наглядности, дифференцированного подхода.                                                                                                                                                Педагогические технологии: элементы мультимедиа-технологии, здоровьесберегающие.                                                                                                                                                

Ход  урока                                                                                            

  1. Организационный момент.  ( 1 слайд)                                                                                                        Добрый день ребята! Я рада вас видеть и очень хочу начать работу с вами. Хорошего вам настроения и успехов! У нас сегодня необычный урок. На уроке у нас гости – давайте поздороваемся с ними. Все ли готовы к уроку?  ( проверяем наличие учебника, тетради, карточки, пенала, дневника)                                             Какое сейчас время года? ( 2 слайд) Покажите, что вы замёрзли и съёжились, отогрелись и расслабились. Вам случайно попали снежком в лицо, изобразите огорчение. Изобразите, как дети лепят снеговика: ставят снежные комы друг на друга. Молодцы! Какие красивые снеговики у вас получились. Вы пришли весёлые домой. С таким же отличным настроением мы поработаем сегодня на уроке.                                                                          Присаживайтесь.                                                                                                                  
  2. Работа по теме урока. Постановка учебной задачи.                                                         Послушайте загадки:                                                                                                                            - И мальчишки, и девчонки очень любят нас зимой,                                                               Режут лёд узором тонким, не хотят идти домой.                                                                  Мы изящны и легки, мы – фигурные … (коньки).     ( 3 слайд)                                               - Ты откуда, ты откуда. Прилетел к нам красногрудый?                                                              - Облетел я всю Сибирь.                                                                                                     Как зовут тебя?... ( снегирь).                                         (4 слайд)                                      - Что объединяет эти слова?  ( ь  знак в середине и в конце слова)                                  Кто готов назвать тему нашего урока? ( Правописание ь в конце и середине слова перед другими согласными).              ( 5 слайд)                                       Цели и задачи урока ( ответы детей):                                                                           - сегодня мы побываем в гостях у буквы мягкий знак;                                                                                                                 - будем обозначать мягкость согласных звуков на конце слова и в середине слова перед другими согласными; писать слова с мягким знаком, а из слов составлять предложения; работать по карточкам и по учебнику…                                                                                                            
  3. Актуализация опорных знаний.                                                                              Чистописание:                                                                                                                        - Пальчиковая гимнастика « Мы во двор пришли гулять»                                                           Раз, два, три, четыре, пять ( загибаем пальчики по одному)                                                            Мы во двор пришли гулять. ( «идём» по столу указательным и средним пальчиками)                                                                                                                         Бабу снежную лепили, (« Лепим» комочек двумя ладонями)                                                          Птичек крошками кормили, (крошащие движения всеми пальцами)                                         С горки мы потом катались, (кулачком правой руки скользим от плеча левой руки вниз к запястью)                                                                                                   А ещё в снегу валялись. ( кладём ладошки на стол то одной стороной, то другой)                                                                                                                                           И снежками мы кидались (имитируем движения по тексту)                                                             Все в снегу домой пришли. (отряхиваем левой рукой правую от плеча к запястью)                                                                                                                         Съели суп и спать легли. (движения воображаемой ложкой, руки под щёки)                                                                                               Дети открывают тетради, записывают число и классная работа в тетрадях.                                                                                                                                  Нарисуем мягкий знак                                                                                                             Нежно капелькой                                                                                                         Вот так:                                                                                                                                                  Букву капелька смягчит                                                                                                              Слово мягко прозвучит.                                                                                             Теперь обведите тот мягкий знак, какой у вас получился красивее остальных.                                                                                                                                 Ребята, к нам на урок за вашей помощью обратилась очень красивая девочка, а кто она вы узнаете, если отгадаете загадку:                                            - Она Буратино учила писать,                                                                                                    И ключ золотой помогала искать.                                                                                                Та девочка - кукла с большими глазами,                                                                             Как неба лазурного высь, волосами,                                                                     На милом лице – аккуратненький нос.                                                                                                                       Как имя её? Отвечай на вопрос. ( Мальвина).                                                       Правильно, Мальвина. Она написала нам письмо. Давайте его прочитаем.                                                                                                                                 « Дорогие ребята, помогите мне переубедить Буратино в том, что мягкий знак очень важен в русском языке. Дело в том. Что он заляпал кляксой моё имя в письме и не хочет его исправлять, считая, что ничего не изменилось. И теперь моё имя не Мальвина, МАЛВИНА.»                                                                                                                                                                                Ну что, ребята, попробуем убедить Буратино в том, что он не прав и мягкий знак очень важен в русском языке.                                                                       Учёные, изучающие русский язык сказали, что буква мягкий знак    «талантливая».                                                                                                                     Как вы думаете, почему её так назвали – талантливая?                                                                  Ответы детей:                                                                                                          - у неё нет собственного звука,                                                                                                    - но может влиять на звук, стоящий перед ней,                                                                       - не может стоять в начале слова                                                              – не имеет заглавной буквы.                                    (6  слайд)                                      Даже сочинили стихотворение про мягкий знак.  ( 7 слайд )                                                    Давайте прочитаем его все вместе.                                                                               « Мягкий знак – хитрый знак                                                                                Не сказать его никак.                                                                                                                          Он не произносится,                                                                                                                     Но в слово часто просится.                                                                                               Почему у дома угол                                                                                                                                   Превратился сразу в уголь?                                                                                                                                   Без пожара, просто так?                                                                                           ( Это сделал мягкий знак!)                                                                                                Назовите в этом стихотворении слова с мягким знаком « уголь          ( 5 букв, 4 звука); сказать (7 букв, 6 звуков)».  (слова вывешиваются на доску на карточках)                                                                                Сколько в каждом слове  букв, а звуков ? Почему? ( мягкий знак звука не обозначает)                                                                                                
  4. Физминутка для глаз.                                                                                                                                              
  5. Словарная работа. Групповая (по карточкам).                                                                                                                       В русском языке есть слова и с непроверяемыми безударными гласными. Как называются эти слова? (словарные).                                                    – Почему? (проверяем по словарю).                                                                                           1 карточка: метель, перчатка, ветер, пенал, коньки.      (е, е, е, е, о)                                                                   2 карточка: погода, декабрь, пальто, север, медведь.    (о, е, а, е, е)                                                                3 карточка: сапоги, весело, иней, месяц.                         (а, е, е, я)                                                  4 карточка: ребята, собака, тетрадь, январь.                   ( е, о, е, я)                                                     5 карточка: февраль,  учитель, одежда, заяц.                  ( е, е, о, я )                                                      6 карточка: рисунок, пингвин,  валенки, варежки.         (и, и, е, е )                                                      Представитель каждой группы ( 6 учеников) выходит к доске и записывает буквы, которые вставили в слова.                                                         Запишите эти слова в тетрадь, каждая группа свои слова.    ( 8 слайд)                               Есть среди них слова с мягким знаком в конце слова?     Прочитайте.                        А слова с мягким знаком в середине?        Назовите.                            
  6. Закрепление знаний и способов действий.                                           Работа с предложениями. Работа в парах.                                                                                    Похозяйничала зима над предложениями. Вставьте в словах мягкий знак и составьте из слов предложения. А затем запишите предложения в тетрадь. Работайте в паре друг с другом.                                                                                              1 карточка ( 3 шт.): бегут, на, ребята, коньках, каток, кататься, на.                                                   Бегут ребята на каток кататься на коньках.                                                                                                                           Сидит, на, снегирь, рябине.                                                                                                                           Сидит на рябине снегирь.                                                                                                                2 карточка (3 шт.): поймал, окуньков, Игорь, пять, на, речке.                                                          Игорь поймал на речке пять окуньков.                                                                                                                       плывёт, крупный, вот, карась.                                                                                                                Вот плывёт крупный карась.                                                                                                              3 карточка: (3 шт.): сильная, на, метель, улице, началась.                                      На улице началась сильная метель.                                                                                                  олень, на, вышел, большой, поляну.                                                                                      На поляну вышел большой олень.                                                                                                   4 карточка (4 шт.): на, медведь, впадает, зиму, в, спячку.                                                      На зиму медведь впадает в спячку.                                                                                            в, окунь, живёт, пруду, нашем.                                                                                                 В нашем пруду живёт окунь.                                                                    Давайте проверим какие предложения у вас получились. Есть ли в ваших предложениях слова с мягким знаком? Где он находится? (в конце слова или в середине слова).                                                                                              
  7. Физкультминутка «Ёлочка»                                                                                                
  8. Работа по учебнику.                                                                                                                        Самостоятельное выполнение упр. 206. (Взаимопроверка – поменялись тетрадями ).                                                                                                            Правильные слова записаны на доске.                                                                                               Резервное упр. 205.                                                                                                                    
  9. Составим стихотворение о Ь знаке (сенкан):                                                                                                                              1. Что?                  Мягкий знак.                                                                                                                                   2. Какой?              Конечный, серединный.                                                                             3. Что делает?      Заканчивает, смягчает, пишется.                                                                               4. Очень важный нужный знак, без него словам никак.                                                                   5. Ерь  (старое название буквы мягкий знак в русском алфавите).                                 Надеюсь, мы смогли убедить Буратино в важности мягкого знака в русском языке. И теперь он будет правильно писать имя Мальвины.                                    
  10. « Микрофон» - сказать по одному слову с мягким знаком. ( Коньки, снегирь, тень, Игорь…..)                                                                                                                          
  11. Рефлексия. Итог урока.                                                                                                                               – У какой буквы мы сегодня побывали в гостях?                                                                                                                             - Что мы о ней узнали? (может стоять в середине или в конце).                                                                – Какие задания выполняли?                                                                                                    - Какое задание вам хотелось бы повторить на следующих уроках?                                                                                  – Буква мягкий знак довольна вашей работой. А вы?                                                               - Похлопайте в ладоши те , у кого сейчас хорошее настроение.                                                                                    - Каким бы цветом вы раскрасили своё настроение на уроке?                                                            - Сегодня на уроке хорошо работали: (имена детей).                                                                                                            
  12. Объяснение домашнего задания.                                 ( 9 слайд)                                           1 уровень: выучить правило стр.125, словарные слова.                                                                                                                                                       2 уровень: выучить правило стр. 125, упр. 207 стр.126.                                                                                                                                            3 уровень: написать небольшой текст на тему «Пришла зима».                                          По выбору учащихся.                                                                                                                        

Ребята, сегодня на уроке я разглядела в ваших глазах огонёк любознательности. Хочу пожелать вам, чтобы этот огонёк не угасал с годами, а открытия, которые вы совершаете день за днём, помогли бы вам преодолеть все трудности учёбы, преграды, которые встретятся на вашем жизненном пути.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний.   Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...

Конспект урока окружающий мир на тему "Равнины и горы". В конспекте указаны этапы урока и виды деятельности учителя и учащихся.

В конспекте урока расписаны этапы урока и виды деятельности учащихся на каждом из них. Знакомство с новым материалом подводится через решение проблемной ситуации. На уроке дети работают в парах, групп...

План-конспект урока по физической культуре для 4 класса. Конспект - урока: Использование современных танцевальных фитнес программ на уроке физической культуры

Цель: Повысить интерес к занятиям физическими упражнениями, через музыкально - двигательную деятельность учащихся, содействовать поддержанию и развитию их активности.Задачи:1.Формировать двигате...

План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"

Урок литературного чтения в 1 классе  «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...

Конспект интегрированного урока для 1 класса (окружающий мир - математика). Конспект урока по математике для 4 класса

Урок можно проводить как в классе так и в условиях выездной школы.Тема:  Как появилась наука геометрия.Ожидаемый результат: ученик, который умеет отличать кривую линию от прямой. Ребенок, у котор...