разработка
методическая разработка по русскому языку (2 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Урок русского языка, 2 б класс
«Обобщение и систематизация знаний об имен прилагательных»
Дата: 14.03.2017г.
Место проведения: на базе МБОУ СОШ № 2 им. Т.Б. Куулар
Цель: закрепить знания об имени прилагательном.
Задачи:
- познакомить с ролью имен прилагательных в речи, развивать умение употреблять прилагательные в речи
- дать первоначальное представление о согласовании прилагательного с существительным
- формировать универсальные учебные компетенции (личностные, познавательные, коммуникативные, регулятивные)
- развивать умение работать в группах
1. Вводно- мотивационный этап.
Сегодня мы продолжим путешествие в страну имён прилагательных. Вспомним о законах этой страны. О том, что имена прилагательные помогают сделать нашу речь красивой, помогают наиболее точно обрисовать предмет. Таким предметом для нас станет березка. Вы понаблюдаете за ней и в конце урока скажете, что с ней произошло.
2. Чистописание.
Но вдруг подул ветерок и принёс нам березовые листочки.
На них изображены элементы одной буквы.
- Посмотрите на алфавит и догадайтесь, какая это буква?
- (Вв)
- Посмотрите, как я пишу эту букву.
На что надо обратить внимание при написании буквы?
- Встанем, в воздухе пропишем один раз В в.
- Сейчас пропишем в тетради три пары букв. Сели красиво, мы стройные, как березки. (Правила посадки).
- Подчеркните лучшую букву в своей тетради. Допишите буквы аккуратно и правильно, не забывая о наклоне.
Вывод: Мы написали красивую букву, и на нашей берёзке появляется первый листик. (Вв)
3. Комплексная работа со словом.
- Ребята, посмотрите на этот листик. Дождь смыл элементы букв. Чтобы угадать слово, вспомним, что на дворе чудесное время года. А какое?
Тает снежок, ожил лужок.
День прибывает. Когда это бывает?
- (Весной).
- Учитель пишет слово на доске, дети пишут в тетрадь
- Весна — замечательное и прекрасное время года. Природа просыпается, оживает. Почки набухают. В листочки одевается березка. Все мы радуемся приходу весны, солнышку. Поэты называют весну «утром года»
- Ученик читает стихотворение Г.Ладонщикова «Отшумела злая вьюга»
- Составим схему слова весна. Один ученик у доски. Совпадает ли произношение с написанием? Почему? (Безударный гласный)
- Встали.
Гласный ставь под ударение, чтоб развеять все сомненья.
- Какие буквы можно спутать? (Под гласной Е прикрепляем красный кружок)
- Как проверим безударный гласный?
- Вывод. Проговариваем правило о правописании безударного гласного.
На березе появляется следующий листок со схемой слова (=о—о)
4. Словарная работа.
- Безударные гласные всегда можно проверить? Поработаем с перфокартами над непроверяемыми гласными. Старайтесь грамотно вставить буквы, чтобы солнышко вам улыбнулось. На работу у вас 1,5 минуты. (Правила посадки).
На разноцветных солнышках написаны словарные слова:
вет р п года
п года вес ло
обл ко вет р
в рона обл ко
вес ло в рона
- Самопроверка и обратная связь. На доске ответы:
е о
о е
а е
о а
е о
Дети поднимают зеленый сигнал, если нет ошибок. У кого одна ошибка? Две? В каких словах допустили ошибку? Можно ли проверить написание этих слов?
Читаем орфографически слово и прикрепляем на стенд «Пиши грамотно»
- Вывод. Итак, написание этих слов надо запоминать, чаще повторять.
- На березе прикрепляем очередной лист с изображением солнышка.
5. Физминутка.
Наши нежные цветки распускают лепестки.
Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.
Наши алые цветки закрывают лепестки.
Тихо засыпают, головой качают.
Весной бабочка проснулась,
Улыбнулась, потянулась.
Раз — росой она умылась,
Два — изящно покружилась,
Три — качнула и присела
И к цветочку полетела.
На березе появился листик с изображением улыбающегося лица.
6. Беседа.
- Улыбнулось из-за тучки весеннее солнце. На поляне появились первые цветы. Земля нарядилась в праздничный убор.
- В поле сестрички стоят,
Желтые глазки на солнце глядят.
У каждой сестрички — белые реснички.
- Что это? (Ромашка). Символом чего является ромашка на наших уроках? (Части речи)
Прикрепляем листик с изображением ромашки на березу.
- С какими частями речи мы уже знакомы?
- Чтобы изобразить красоту нашей природы, родного края, какую часть речи мы должны использовать в своем описании? (Имя прилагательное)
- Вспомним, какие слова называются именами прилагательными? (ответ ученика)
- Обратимся к алгоритму: (стоя повторяют)
Имя прилагательное
обозначает признак предмета
отвечает на вопросы какой? Какая? Какое? Какие?
связано с именем существительным
- Приведите примеры имен прилагательных о весне. Какая весна?
- Ответы детей.
- Знакомимся с новым словом — ДОЛГОЖДАННАЯ (напечатано на карточке, поставлено ударение). Читаем слово по слогам, с ударением. Слово помещаю на доску под словом весна.
7. Работа с учебником. На березе появился листик со страницей и номером упражнения.
- Прочитайте задание. Найдите в первом предложении словосочетание существительного и прилагательного. (Записываем первое словосочетание на доске — весенняя гроза).
- Выберите из оставшихся предложений любые два подобных словосочетания. На работу вам 3 минуты. (Правила посадки вспоминаем).
- Проверка. Какие словосочетания выписали?
Докажите, пользуясь алгоритмом, что пышный — это имя прилагательное.
8. Физминутка.
Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышет.
Ветерок всё тише, тише,
Деревцо всё выше, выше.
- И наша березка становится красивой и нарядной.
9. Работа по обогащению лексического запаса учащихся.
- Посмотрите на доску, где изображены цветы. Охарактеризуйте их устно.
- ромашка
По цвету: - пион
- роза
- Выполним упражнение «Фотоглаз»
Дети видят слово в течение 5 секунд и пишут его по памяти. Слова: жёлтая, розовый, алая.
- Проверим. На доску прикрепляю записанные слова напротив цветов.
Чтение прилагательных орфографически.
- Кто не допустил ошибок, просигнальте. Работа над типичными ошибками.
- Вывод. Повторим наш алгоритм «Имя прилагательное»
На березу вешаю лист с изображением фотоаппарата.
10. Работа с сорбонками.
- Потренируемся в правописании безударных гласных в именах прилагательных.
- Работа в парах в течение 2 минут. Примеры слов: р чной, м рской, з лёный...
- Просигнальте, кто не допустил ошибок. 1-2 ошибки. В каких словах были допущены ошибки. Подбор проверочных слов.
- Вывод. Гласный ставь под ударение, чтоб развеять все сомненья.
На березе появляется листик со значком, изображающим парную работу.
11. Работа в группах.
- Вам надо охарактеризовать предметы, изображенные на карточках, и отвечающих на вопрос какой?
Надо сравнить их, отметить, чем они отличаются. На работу у вас 3 минуты.
- Проверка. Один ученик из каждой группы отвечает на вопросы. (Предметы отличались цветом, размером, высотой, вкусом, формой).
- Вывод. Итак, еще раз мы убедились, что имена прилагательные предназначены для того, чтобы охарактеризовать предмет, наиболее точно его описать.
На березе появляется очередной лист с изображением символа групповой работы.
12. Итоговая самостоятельная работа.
- Идет наш урок, березка меняется, одеваясь в зеленый наряд.
Сейчас вы будете работать самостоятельно. Вам нужно подобрать несколько имен прилагательных к имени существительному и записать их. У 1 варианта — березка (какая?) - ...
У 2 варианта — солнышко (какое?) - ...
На работу у вас будет 3 минуты. Вспоминаем правила посадки. Критерии оценки.
- Проверка. Ученик читает свои прилагательные, а остальные дети добавляют.
- Мы подобрали красивые имена прилагательные. Они помогли нам описать предметы. Что происходит с нашей речью? (Она становится образной, выразительной, яркой и запоминающейся).
На березе - листок с изображением 1 и 2 варианта.
13. Итоги урока.
- Какие слова называются именами прилагательными?
- С какой частью речи они связаны?
- Для чего служат имена прилагательные в речи?
- Мы наблюдали за березкой. Как изменилась она с приходом весны?
- Пришло время «весеннего лучика». Отгадаем загадки и расшифруем слово.
В итоге на доске появилось слово — МОЛОДЦЫ.
Самоанализ урока.
Общие сведения: МБОУ СОШ № 2 им.Т.Б. Куулара, класс 2 «б», тема урока «Обобщение и систематизация знаний об имен прилагательных»
Цель: закрепить знания об имени прилагательном.
Задачи:
- познакомить с ролью имен прилагательных в речи, развивать умение употреблять прилагательные в речи
- дать первоначальное представление о согласовании прилагательного с существительным
- формировать УУД
- развивать умение работать в группах
Оборудование урока:
- были использованы такие средства обучения как учебники, наглядные плоскостные и мультимедийные;
- классная доска к уроку была оформлена (разнообразные записи, план урока, схемы);
Содержание урока:
- содержание урока соответствует программе, задачам урока;
- он способствует формированию универсальных учебных компетенций (личностные, познавательные, коммуникативные, регулятивные);
- учащиеся работали впервые с согласованием прилагательного и существительного. На уроке формировались и закреплялись навыки употребления прилагательных в речи, отрабатывалась орфограмма «Безударный гласный в корне слова проверяемый и непроверяемый ударением»;
- словарная работа, выразительное чтение стихотворения, лексическая работа способствовали развитию творческих сил и способностей учащихся;
- развивались общеучебные и специальные умения и навыки — каллиграфические, работа по алгоритму и т.д.;
- межпредметные связи осуществлялись при анализе стихотворения, во время наблюдения за березой;
- соблюдались внутрипредметные связи - комплексная работа со словом, сравнение частей речи и их взаимодействие;
- содержание урока способствовало развитию интереса к учению.
Тип и структура урока:
- был выбран комбинированный тип урока;
- это пятый урок по теме;
- осуществлялась связь урока с предыдущими уроками — повторение правил, словарных слов, правило о прилагательном;
- этапы урока были логически взаимосвязаны, подводились итоги каждого этапа;
- наблюдалось соответствие структуры урока данному типу;
- целостность и завершенность урока обеспечивалась особым планом (на березе), игровым моментом.
Реализация принципов обучения:
- принцип направленности обучения на комплексное решение задач;
- научность обучения выражалось в опережающем теоретическом материале, связь с жизнью — наблюдения за цветами, деревом; с практикой — работа с сорбонками;
- принцип доступности обучения реализовывался при работе в группах, в парах, с перфокартами;
- каждый вид наглядности использовался для создания игровой ситуации на уроке, усиления интереса к изучаемому материалу;
- соблюдался принцип систематичности и последовательности формирования знаний, умений и навыков;
- достигалась сознательность, активность и самостоятельность учащихся, руководство учением школьников осуществлялось через формирование УУД;
- в полной мере осуществлялось развитие учащихся на уроке;
- преобладал поисковый, творческий характер познавательной деятельности ;
- реализовывались индивидуализация и дифференциация обучения;
- стимулировалось положительное отношение учащихся к учению.
Методы обучения:
- применяемые методы соответствовали задачам урока;
- методы коллективной работы способствовали активизации учения школьников;
- самостоятельная работа обеспечивала развитие познавательной самостоятельности учащихся.
- эффективность использованных методов и приемов обучения высокая.
Организация учебной работы на уроке:
- постановка учебных задач осуществлялась на каждом этапе;
- умело сочетались разные формы: индивидуальная, групповая, классная;
- осуществлялось чередование разных видов деятельности учащихся;
- был организовывался контроль за деятельностью учащихся (самопроверка, взаимопроверка, коллективное обсуждение);
- правильно оценивались знания и умения учащихся;
- осуществлялось развитие логического мышления, критичность мысли, умений сравнивать, делать выводы;
- был использован прием создания проблемной ситуации;
- подводились итоги этапов и всего урока.
Система работы учителя:
- правильно было распределено время на уроке, логика перехода от одного этапа к другому, управление учебной работой учащихся, владение классом, соблюдение дисциплины;
- учащимся показаны рациональные способы учебной работы;
- правильно определен объем учебного материала на урок;
- поведение учителя на уроке: спокойный, доброжелательный тон, такт, грамотная речь, эмоциональность, характер общения демократичный, объективность;
- учитель создавал нужный психологический микроклимат.
Система работы учащихся:
- организованность и активность на разных этапах урока;
- адекватность эмоционального отклика;
- учащиеся умеют работать в парах, группах, владеют навыками самостоятельной работы;
- доброжелательное отношение к учителю, предмету, уроку;
- уровень усвоения основных знаний и умений средний;
- наличие умений творческого применения знаний, умений и навыков.
Общие результаты урока:
- план урока выполнен в полном объеме;
- задачи урока решены.
МБОУ СОШ № 1 пгт.Каа-Хем
Открытый урок
по русскому языку
«Обобщение и систематизация знаний об имен прилагательных»
2 «б» класс
Дата проведения: 14.03.2017
Место проведения: на базе МБОУ СОШ № 2 им.Т.Б. Куулар.
Провела учитель начальных классов
МБОУ СОШ № 1
Салчак А.Д
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка разработка: "Рабочая тетрадь по экономике", 1 год обучения.
Рабочая тетрадь в двух частях....
Разработка программМетодическая разработка реализации первой части программы «Разговор о правильном питании»
Разработка рабочей программы по курсу Правильное питание. 1 часть . 2 класс...
Разработка урока по математике « Математический теремок» Тема урока: «ЗНАКИ «ПЛЮС» (+), «МИНУС» (–), «РАВНО» (=)» Разработка урока по математике « Математический теремок» Тема урока: «ЗНАКИ «ПЛЮС» (+), «МИНУС» (–), «РАВНО» (=)»
Цели урока: познакомить учащихся со знаками «+», «–», «=»; учить детей понимать значение данных знаков, читать равенства; работать над развитием внимания, логического мышления учащихся; при...
Методическая разработка педагога ДО Романовской А.Л. по теме: "Разработка сценария интегрированного занятия "Ярмарка" (художественное слово, театр, музыка и ДПИ) для детей первого года обучения (7-8 лет) в объединении ДПИ "Радуга""
данное методическое пособие рассказывает о том как разработать сценарий интегрированного занятия по ДПИ с использованием синтеза искусств...
"Развитие графомоторных навыков у дошкольника и младшего школьника". Методическая разработка урока №1:"Письмо букв 1-й группы и ш й И Ш Й". Методическая разработка урока №2: "Письмо строчных букв п т р г"
Содержание методической разработки занятий нацелено на понимание обучающимися того, что язык это основное средство человеческого общения, формированию правильной устной и пись...
"Развитие графомоторных навыков у дошкольника и младшего школьника". Методическая разработка урока №3:"Письмо строчных и заглавных букв". Методическая разработка урока №4: "Письмо строчной буквы "я" и Заглавных "А Я""
Содержание методической раработки занятий нацелено на формирование навыка скорого, каллиграфического письма и выстроения взаимосвязи между звуковым восприятием, моторным навыком и графическим изображе...
2016 г. Конкурс "Авторские методические разработки" Методическая разработка "Можно жить без ссор"
Детские конфликты – это не просто негативные явления в детской жизни, это особые, значимые ситуации общения. И от того, насколько взрослые (педагоги и родители) будут готовы к правильному руково...
- Мне нравится (1)