Закрепление. Изменение глаголов по временам. Неопределенная форма глагола. 3 класс. УМК «Перспектива».
учебно-методический материал по русскому языку (4 класс) на тему

Семенова Надежда Валентиновна

Закрепление. Изменение глаголов по временам. Неопределенная форма глагола. 3 класс. УМК «Перспектива».

  Обобщение и систематизация знаний. Технологическая карта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Русский язык.4 класс.83.71 КБ

Предварительный просмотр:

Составитель урока: учитель начальных классов ГБОУ СОШ № 655 Приморского района Семенова Надежда Валентиновна.        

Тема

Закрепление. Изменение глаголов по временам. Неопределенная форма глагола. 3 класс.

 УМК «Перспектива».

Тип

Обобщение и систематизация знаний

Цель

Создать условия для закрепления и обобщения знаний учащихся о глаголе как части речи, неопределённой форме глагола, временах  глагола. 

Задачи

1.Закрепить и обобщить знания о временах глагола,  неопределенной форме глагола;  закрепить умение различать временные формы глагола и правильно их употреблять, различать существенные признаки глагола.

2. Воспитывать активную творческую личность, умеющую видеть, ставить и разрешать учебные проблемы.

3. Способствовать созданию атмосферы хорошего настроения при организации работы на уроке; способствовать формированию личностных, коммуникативных, регулятивных умений

Формы работы учащихся 

Фронтальная, групповая, в парах, индивидуальная.

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

*  Знать :грамматические признаки глагола.

Уметь: определять временные формы глагола.

*Ставить цель и удерживать в течение урока.

*Находить необходимую информацию.

*Выделять критерии выполнения работы.

*Проводить взаимооценку и самооценку.

* Умение слушать и слышать собеседника; умение формулировать свою позицию.

* осознание ответственности за общее дело;

*следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям.

Ресурсы

Учебник, карточки с  заданием, компьютер, эл.доска.

Ӏ Актуализация необходимых знаний и мотивация познавательной деятельности.

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1.Создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности  включения в учебную деятельность, с  помощью приёма: эмоциональное  
вхождение  в урок.  

2. О какой части речи рассказывается  в стихотворении?

Интересная часть речи

В русском языке живет.

Кто что делает расскажет,

Чертит, пишет иль поет.

Вышивает или пашет,

Или забивает гол.

Варит, жарит, моет, чистит –

Все расскажет нам ....  (Слайд)

 

- А что мы уже знаем о глаголе?  Расскажите о глаголе по плану.

- Определить тему урока поможет отрывок из известного стихотворения. (Слайд)

- Перед вами три части стихотворения. Подчеркните в каждой глаголы.

- На какие группы можно разделить глаголы этого стихотворения?

- Запишите глаголы 1 колонка - глаголы будущего времени;  2 колонка - глаголы настоящего времени; 3 колонка - глаголы прошедшего времени.

- Проверим.

- Какой глагол не попал ни в один из столбиков? Почему?

- Попробуйте сформулировать тему урока. (Слайд)

- Какова цель урока? (Слайд)

Проверка готовности к уроку, приветствие.

...глагол.

1. Самостоятельная часть речи.

2. Обозначает                                     действие.

3. Вопросы:                                         « что делать?», «что сделать?».

4.В предложении является            сказуемым.

5. Изменяется                             по временам, по родам(в прошедшем времени), .....

Читают стихотворение вслух.

Была я малышкой,
Играла пустышкой,
Гуляла с братишкой
И с няней-мартышкой.

Сейчас я живу
В небольшом зоопарке
Я в школу бужу
По утрам малышей,
Кормлю их, купаю
От ног до ушей.

В понедельник или в среду
Всё я брошу и уеду,
Чтоб оставить  их одних,
Безобразников моих.

Подчеркивают глаголы.

Глаголы этого стихотворения можно разделить на три группы - по временам.

Записывают глаголы по заданию.

По одному человеку от колонки читают записанные глаголы.

- Глагол оставить, т.к. не определить время, значит, это глагол в неопределенной форме.

- Изменение глаголов по временам. Неопределенная форма глагола. Повторение.

- Знать времена глагола, уметь их различать, тренироваться в определении времени глагола.

- Предлагаю вам сегодня связать тему урока с нашим городом.  Мы всегда с вами стараемся узнать о нем побольше, на разных уроках.

Совершим небольшую познавательную экскурсию.

        ӀӀ. Обобщение и систематизация знаний.        

1. Первая остановка называется "Восхитительный Петербург"

Прочитайте слова и словосочетания на карточке. (Слайд)

Подумайте, все ли слова вам понятны. В случае затруднения пользуйтесь толковым словарем.

- Найдите среди данных слов и словосочетаний синонимы к  записанным ниже глаголам. (Слайд)

- Найдите среди этих групп слов глаголы речи

                                                  глаголы чувства

                                                  глаголы движения

- В какой форме стоят все глаголы?

- Какая часть слова служит показателем этой формы?      Выделите эту часть.

- Что вы знаете про неопределенную форму глагола?

Работаем в парах. Задание:

Распределить глаголы в 2 столбика(по вопросам)

2.Вторая остановка - "Удивительные кони".

-Кто догадался, о каких удивительных конях мы поговорим?

(Слайд)

- Прочитайте отрывок из стихотворения Николая Брауна "Кони на Аничковом мосту"

- Бронза - это сплав меди с другими металлами.

Это стихотворение о вечном споре, поединке между человеком и диким животным.

Вы обратили внимание, что ключевыми словами в этом стихотворении  являются глаголы. С помощью глаголов автор показывает борьбу человека и диких животных.

-  Прочитайте самую напряжённую часть стихотворения. Какое глагольное время использует автор?

- Найдите значение слова "прядают" в словаре.

- Окончания глаголов будто копыта коней.  Выделите окончания.

- Прочитайте строчки, выделенные жирным шрифтом.

- Почему такое сравнение диких животных со стихиями? Знаете ли вы, через какие испытания водой, сталью и огнем прошёл наш город?

- Глагол в форме какого времени ещё встретился в этом стихотворении? Назовите его.

- Какая часть слова может подсказать, что перед нами глагол в форме прошедшего времени?

-Как изменяются глаголы прошедшего времени?

- Измените глагол по родам.

3.Маленькая остановочка "На скамеечке"

Физминутка.

Учитель называет глаголы,  а дети выполняют действия, которые они обозначают:

шагаем – стоим;

руки поднимаем – опускаем;

приседаем – тянемся вверх;

смеёмся – плачем;

кричим – молчим;

стоим – садимся.

 - Какая имеется особенность в словах, используемых на разминке?

4.Остановка" Скачок в прошлое"

- О каком времени глагола мы не упоминали?

- Вы удивитесь, чтобы поговорить о глаголах будущем времени, мы отправимся в прошлое. Представим себя предсказателями при дворе Екатерины Второй. Вас попросили предсказать, какой памятник будет поставлен Петру Первому. Для этого в тексте все глаголы надо поставить в форму будущего времени. Работаем в группах.

 Итак, вы взяли волшебный шар и начали предсказывать...

 

(Слайд)

- Кто назвал памятник Петру Медным всадником?

5.Остановка "Утро на 5"            (Слайд)

- Такая передача идет каждое рабочее утро на петербургском телевидении. На передачу приглашают людей разных профессий.  

Работа в группах.

Представьте себя ведущим программы «Утро на 5». Героем программы может быть актер, спортсмен, писатель, политик, учитель и т.д. Из вашего интервью остались только глаголы, которые отражают специфику его работы. Одноклассникам необходимо отгадать, кто был в гостях (род деятельности).

(Слайд)

Глядеть, произносить, взмыть, восторгаться, подняться в воздух, приходить в восхищение, взирать, вещать, взметнуться, изъявить, облечь в слова, замечать, выразить, взвиться.

Устно подбирают синонимы к глаголам :

смотреть - ..................

говорить - ...................

высказать - ........................

восхищаться - ......................

взлететь - ..........................

Называют: говорить, ...

                   восхищаться, .....

                   взлететь, .....

- Все глаголы стоят в неопределенной форме.

- Суффикс -ть-

- Глаголы неопределенной формы отвечают на вопросы что делать? и что сделать? и являются начальной формой глагола.

Работают в парах. Распределяют глаголы в 2 столбика(по вопросам).

Проверка.

- Мы поговорим о конях на Аничковом мосту, скульптор Клодт.

Один ученик читает вслух

Веленью мастера покорны,
Взвились на воздух вихрем чёрным
Четыре бронзовых коня.

И в тот же миг четыре юных
Могучих всадника, с земли
...поводья, словно струны,
В единоборстве напрягли.

Напрасно кони бьют копытом,
Сорваться с места норовят,
И ржут, и прядают сердито,
И рвут поводья, и храпят.

Поводья натянув тугие,
Смиряют дикий нрав коня…
Так город мой смирял стихии
Воды, и стали, и огня.

Читают 3-е четверостишие. Называют глаголы, определяют, что эти глаголы стоят в форме настоящего времени.

Выделяют окончания.

Читают строчки, выделенные жирным шрифтом.

Отвечают(наводнения, блокада)

Глагол взвились в форме прошедшего времени встретился в этом стихотворении.

- Суффикс -л-.

- Глаголы прошедшего времени в единственном числе изменяются по родам.

Взвился, взвилась, взвилось.

Слова обозначают противоположные действия.

Мы не упоминали о глаголах будущего времени.

Работают в группах.

Читают текст по предложению, изменяя временную форму глаголов на форму будущего времени.

Медный всадник

На Сенатской площади стоит памятник Петру Первому. А.С Пушкин назвал его Медным всадником. Французский скульптор Этьен Фальконе работал над памятником 12 лет. Ему помогала его ученица Анн - Мари Колло. Около двух лет понадобилось для того, чтобы доставить из окрестностей Петербурга огромный валун - "Гром - камень".Он и стал пьедесталом для бронзовой конной статуи. Скульптор придал гранитному валуну форму набегающей волны.

Отвечают.

Работа в группах рассказать с помощью глаголов о профессиях разных времён.

У каждой группы описание профессии. Ученики читают только глаголы, другие группы пытаются отгадать, о какой профессии  идёт речь.

1 группа - парикмахер(употребить глаголы настоящего времени)

2 группа - свечник(употребить глаголы прошедшего времени)

3 группа - наблюдатель Мира(употребить глаголы будущего времени)

4 группа - хирург(употребить глаголы настоящего времени)

5 группа- коробейник(употребить глаголы прошедшего времени)

6 группа - погодная полиция(употребить глаголы будущего времени)

ӀV. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

- Достигли мы поставленных  целей?

- Какое задание было самым трудным?

- Выполнив домашнее задание, вы  узнаете, как ещё изменяются глаголы и на следующем уроке расскажете о сделанных выводах.

-  Оцените сами свою работу на уроке.

слышал краем уха, хлопал ушами, шевелил мозгами, считал ворон

http://katti.ucoz.ru/_pu/56/56564554.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образование временных форм от неопределенной формы глагола.

конспект урока для 4 кл. авт.Зеленина, в соответствии с ФГОС...

урок русского языка в 3 классе "Образование форм времени от неопределенной формы глагола"

Урок русского языка в 3 классе, образовательная система "Школа 2100"...

Конспект урока русского языка "Неопределенная форма глагола. Общее представление о неопределенной форме как начальной глагольной форме" (УМК "Школа России", 3 класс)

Цели деятельности учителя: формирование умений определять неопределенную (начальную) форму глагола по вопросам; формирование представления о понятии «неопределенная форма глагола», развити...