Конспект урока на тему "Суффикс -л- в глаголах прошедшего времени. Изменение глаголов прошедшего времени по родам .\" 3 класс
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме
Школа 2100
Скачать:
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Челябинской области
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Челябинский педагогический колледж №1»
Технологическая карта урока
Русский язык
Челябинск, 2016 г
Тема: Суффикс -л- в глаголах прошедшего времени. Изменение глаголов прошедшего времени по родам
Цели:
– Развитие умений отличать глаголы прошедшего времени от глаголов других времён по признаку – наличию суффикса -л-, изменять глаголы в прошедшем времени по родам и числам.
Планируемые результаты:
Личностные: формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; осознавать роль языка и речи в жизни людей; понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать; осознание ответственности за произнесенное и написанное слово;
Предметные: развивать умение работать с учебником. На основе анализа объектов делать выводы; воспринимать на слух тексты в исполнении учителя и учащихся; самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, ключевым словам; видеть в словах изученные орфограммы по их опознавательным признакам.
Оборудование: учебник 3 класс, 2 часть, Р.Н. Бунеев.
Этапы урока. Методы и приемы | Время | Содержание урока Деятельность учителя | Деятельность ученика | Планируемые результаты (УУД) |
Орг. момент | 30 сек | Здравствуйте, садитесь | Приветствие учителя | Л.: Положительное отношение к школе и учебной деятельности |
Мотив момент Методы: словесный, Приемы: беседа, диалог, | 2 минут | Ребята, у нас сегодня очень интересный урок, нам предстоит узнать много нового и интересного. Вспомните, о чем мы говорили на прошлом уроке? | Слушают, отвечают на вопросы, формулируют свои высказывания. | |
Постановку учебной задачи Методы: словесный, практический, наглядный. Приемы: беседа, диалог, упражнение. | 10мин | – Откройте тетрадь. – Что надо записать? (Дату.) Комментированная запись числа. – Напишите «Классная работа». Словарная работа. 1. Грамматическая загадка. – У этого слова есть синонимы: независимость, воля; есть антоним: рабство. – Какое это слово? (Свобода.) 2. – Найдите однокоренное с ним слово в одном из предложений из упр. 350. Прочитайте его по слогам. 3. – Запишите по схемам словосочетания с этим словом. Сущ. + свобода (любовь к свободе, борьба за свободу); Гл. + свобода (мечтать о свободе, писать о свободе); Прил. + свобода (полная свобода, политическая свобода). 4. Письменный опрос. Учитель читает незаконченное предложение. Ученики «дописывают» его: пишут одно-два слова в тетрадях. Глаголы обозначают ... (действия предметов). Глаголы изменяются ... (по временам). Летел, мечтал, плясали – это глаголы в ... (прош. вр.). Глаголы настоящего времени отвечают на вопрос ... . 5. Выполнение задания № 2, тема 10 в рабочей тетради. – Как определили настоящее время? 6. Упр. 352 – самостоятельное выполнение. Проверка коллективная. Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки): – Что тебе нужно было сделать? – Удалось тебе выполнить задание? – Ты сделал всё правильно или были недочёты? – Ты составил всё сам или с чьей-то помощью? – Какой был уровень задания? – Какие умения формировались при выполнении этого задания? – Какую отметку ты бы себе поставил? – Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу. – Откройте учебник на с. 108. Прочитайте слова в зелёной рамке. – Почему слова разбиты на три группы? (Имеют близкое значение, это синонимы.) – А что общего у глаголов во всех трёх группах? Подсказка, если не определят сразу: когда происходит действие? (Это глаголы в прошедшем времени.) – Сформулируйте тему урока. (Глаголы прошедшего времени.) Запись на доске. – Составим план урока. | Формулируют тему и цели урока. Работают с учебником, отвечают на вопросы, формулируют свои высказывания. | Познавательные УУД 1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов. 2. Представлять информацию в виде схемы. 3. Выявлять сущность, особенности объектов. 4. На основе анализа объектов делать выводы. 5. Обобщать и классифицировать по признакам. 6. Ориентироваться на развороте учебника. 7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации. Регулятивные УУД 1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника. 2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. 3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план). 4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. |
Решение частных зада Практическая работа Методы: словесный, практический, наглядный. Приемы: беседа, диалог, упражнение. | 15 мин | Наблюдение над отличительным признаком глаголов прошедшего времени – суффиксом -л-. Упр. 353 – продолжение работы со словами в зелёной рамке. Выполняется коллективно по «шагам». – Различие в оттенках значения синонимов. (Например, в 1-м столбике слова горевал, сокрушался передают очень сильные страдания.) – У всех глаголов прошедшего времени на конце или перед -ся есть буква л. – Почему эта буква выделена жирным шрифтом? Ответ на этот вопрос вы найдёте в тексте в серой рамке на следующей странице. – Прочитайте текст. – Что же такое -л-? (Это суффикс прошедшего времени глагола.) – По этому суффиксу вам всегда легко будет найти глагол прошедшего времени. Это самый яркий отличительный признак прошедшего времени. | Работают с учебником, отвечают на вопросы, формулируют свои высказывания. Работают с упражнением в учебнике, отвечают на вопросы, формулируют свои высказывания, анализируют выполненное упражнение. | Личностные результаты 1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции. 2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. 3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и понимать других. 2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 3. Оформлять свои мысли в устной форме. 4. Умение работать в паре. . |
Физ. мин. | 2мин | |||
Закрепление знаний Методы: словесный, практический, наглядный. Приемы: диалог, упражнение. | 13мин | Работа в учебнике. 1. Упр. 354. Сначала дети устно находят лишнее слово, зачёркивают его простым карандашом. Затем самостоятельно записывают, выполняя все задания. Коллективная проверка. Образец записи: Встречает, празднует, трещит (наст. вр.) Прочитает, засмеётся, оживёт (наст. вр.) Вытащила, рассказала, уточнила (прош. вр.) 2. Наблюдение за изменением глаголов в прошедшем времени по родам. а) Работа на доске под руководством учителя. На доске записано: Фонарь светил... Лампа светил... Солнце светил… Огоньки светил... – Прочитайте. Согласны ли вы с таким написанием? Чего не хватает? (Окончаний у глаголов.) – Допишите их. Прочитайте только глаголы. Сделайте вывод: как изменяются глаголы в прошедшем времени? (Глаголы в прошедшем времени изменяются по родам в единственном числе и по числам.) б) Практическая работа. – Запишите такие же пары слов, изменяя глагол плыл. Поставьте ударение. (Лодка плыла. Человек плыл. Бревно плыло. Листья плыли.) 3. Письмо по памяти. Упр. 355. Подготовка к письму по памяти проводится по заданиям к упражнению. Дополнительное задание: указать число и род глаголов в прошедшем времени. Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки): – Что тебе нужно было сделать? – Удалось тебе выполнить задание? – Ты сделал всё правильно или были недочёты? – Ты составил всё сам или с чьей-то помощью? – Какой был уровень задания? – Какие умения формировались при выполнении этого задания? – Какую отметку ты бы себе поставил? – Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу. | Работают с учебником, отвечают на вопросы, формулируют свои высказывания. | Личностные результаты 1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции. 2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. 3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и понимать других. 2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 3. Оформлять свои мысли в устной форме. 4. Умение работать в паре. |
Итог урока Методы: словесный, Приемы: беседа, | 2 мин | – Прочитайте ещё раз тему урока. – Сформулируйте, какие задачи мы решали на уроке. (Определяли признаки глаголов прошедшего времени, наблюдали, как они изменяются.) – Какой получили результат? (В глаголах прошедшего времени есть суффикс -л-, они изменяются по родам и числам.) | Отвечают на вопросы, анализируют, проводят самооценивание. | |
Рефлексия Методы: словесный, Приемы: диалог, | 1мин | – Что у вас получалось сегодня лучше всего? – В чём испытали затруднения? – Кто сегодня получил отметку в дневник? – За что? | Отвечают на вопросы, анализируют полученные знания. | |
Домашнее задание | 1. Упр. 5, с. 117–118. Звуко-буквенный анализ слова взял. 2. Задание № 3, тема 10 в рабочей тетради. | Записывают домашнее задание. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 4 классе. "Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам"
Урок русского языка в 4 классе. "Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам"...
Конспект урока русского языка для 3 класса на тему "Изменение глаголов прошедшего времени по родам"
Урок разработан на основе программы "Перспектива" по ФГОС НОО по учебнику Климановой. Тип урока - урок открытия нового знания. На уроке использованы элементы Сингапурской методики, а именн...
Тема урока: «Изменение глаголов прошедшего времени по родам». 3 класс
На основе наблюдения и сравнения окончаний глаголов в прошедшем времени сделать вывод об изменении глаголов прошедшего времени по родам....
Урок русского языка в 3 классе "Изменение глаголов прошедшего времени по родам"
Урок посвящён 70-летию ВОВ...
Технологическая карта урока русского языка «Изменение глаголов прошедшего времени по родам» 3 класс
Предмет: русский языкКласс: 3-аТема урока: «Изменение глаголов прошедшего времени по родам»Цель урока: Воспитывать самостоятельность, волевые качества, взаимоуважение при работе в парах, чувство прекр...
Урок в 4 «А» классе по теме: «Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам.»
Урок в 4 «А» классе по теме: «Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам.»...
Конспект по русскому языку, 3 класс "Изменение глаголов прошедшего времени по родам. Закрепление" УМК "Перспектива"
Конспект по русскому языку, 3 класс "Изменение глаголов прошедшего времени по родам. Закрепление" УМК "Перспектива"...