Конспект урока на тему "Суффикс -л- в глаголах прошедшего времени. Изменение глаголов прошедшего времени по родам .\" 3 класс
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме


Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Челябинской области

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Челябинский педагогический колледж №1»

Технологическая карта урока

Русский язык

Челябинск, 2016 г

Тема: Суффикс -л- в глаголах прошедшего времени. Изменение глаголов прошедшего времени по родам 

Цели:

– Развитие умений отличать глаголы прошедшего времени от глаголов других времён по признаку – наличию суффикса -л-, изменять глаголы в прошедшем времени по родам и числам.

Планируемые результаты:

Личностные:  формировать  мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; осознавать роль языка и речи в жизни людей; понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать; осознание ответственности за произнесенное и написанное слово;

Предметные:  развивать умение работать с учебником. На основе анализа объектов делать выводы; воспринимать на слух тексты в исполнении учителя и учащихся; самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, ключевым словам; видеть в словах изученные орфограммы по их опознавательным признакам.

Оборудование: учебник 3 класс, 2 часть, Р.Н. Бунеев.

Этапы урока. Методы и приемы

Время

Содержание урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Планируемые результаты

(УУД)

Орг. момент

30 сек

Здравствуйте, садитесь

Приветствие учителя

Л.: Положительное отношение к школе и учебной деятельности

Мотив момент

Методы: словесный,

Приемы: беседа, диалог,

 2

минут

Ребята, у нас сегодня очень интересный урок, нам предстоит узнать много нового и интересного.

Вспомните, о чем мы говорили на прошлом уроке?

Слушают, отвечают на вопросы, формулируют свои высказывания.

Постановку учебной задачи

Методы: словесный, практический, наглядный.

Приемы: беседа, диалог, упражнение.

10мин

– Откройте тетрадь.

– Что надо записать? (Дату.)

Комментированная запись числа.

– Напишите «Классная работа».

Словарная работа.

1. Грамматическая загадка.

– У этого слова есть синонимы: независимость, воля; есть антоним: рабство.

– Какое это слово? (Свобода.)

2. – Найдите однокоренное с ним слово в одном из предложений из упр. 350. Прочитайте его по слогам.

3. – Запишите по схемам словосочетания с этим словом.

Сущ. + свобода (любовь к свободе, борьба за свободу);

Гл. + свобода (мечтать о свободе, писать о свободе);

Прил. + свобода (полная свобода, политическая свобода).

4. Письменный опрос.

Учитель читает незаконченное предложение. Ученики «дописывают» его: пишут одно-два слова в тетрадях.

Глаголы обозначают ... (действия предметов).

Глаголы изменяются ... (по временам).

Летел, мечтал, плясали – это глаголы в ... (прош. вр.).

Глаголы настоящего времени отвечают на вопрос ... .

5. Выполнение задания № 2, тема 10 в рабочей тетради.

– Как определили настоящее время?

6. Упр. 352 – самостоятельное выполнение. Проверка коллективная.

Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки):

– Что тебе нужно было сделать?

– Удалось тебе выполнить задание?

– Ты сделал всё правильно или были недочёты?

– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?

– Какой был уровень задания?

– Какие умения формировались при выполнении этого задания?

– Какую отметку ты бы себе поставил?

 Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу.

– Откройте учебник на с. 108. Прочитайте слова в зелёной рамке.

– Почему слова разбиты на три группы? (Имеют близкое значение, это синонимы.)

– А что общего у глаголов во всех трёх группах? Подсказка, если не определят сразу: когда происходит действие? (Это глаголы в прошедшем времени.)

– Сформулируйте тему урока. (Глаголы прошедшего времени.) Запись на доске.

– Составим план урока.

Формулируют тему и цели урока.

Работают с учебником, отвечают на вопросы, формулируют свои высказывания.

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Решение частных зада

Практическая работа

Методы: словесный, практический, наглядный.

Приемы: беседа,  диалог, упражнение.

15 мин

Наблюдение над отличительным признаком глаголов прошедшего времени – суффиксом -л-.

Упр. 353 – продолжение работы со словами в зелёной рамке.

Выполняется коллективно по «шагам».

– Различие в оттенках значения синонимов. (Например, в 1-м столбике слова горевал, сокрушался передают очень сильные страдания.)

– У всех глаголов прошедшего времени на конце или перед -ся есть буква л.

– Почему эта буква выделена жирным шрифтом? Ответ на этот вопрос вы найдёте в тексте в серой рамке на следующей странице.

– Прочитайте текст.

– Что же такое -л-? (Это суффикс прошедшего времени глагола.)

– По этому суффиксу вам всегда легко будет найти глагол прошедшего времени. Это самый яркий отличительный признак прошедшего времени.

Работают с учебником, отвечают на вопросы, формулируют свои высказывания.

Работают с упражнением в учебнике, отвечают на вопросы, формулируют свои высказывания, анализируют выполненное упражнение.

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре.

.

Физ. мин.

2мин

Закрепление знаний

Методы: словесный, практический, наглядный.

Приемы: диалог, упражнение.

13мин

Работа в учебнике.

1. Упр. 354. Сначала дети устно находят лишнее слово, зачёркивают его простым карандашом. Затем самостоятельно записывают, выполняя все задания. Коллективная проверка.

Образец записи:

Встречает, празднует, трещит (наст. вр.)

Прочитает, засмеётся, оживёт (наст. вр.)

Вытащила, рассказала, уточнила (прош. вр.)

2. Наблюдение за изменением глаголов в прошедшем времени по родам.

а) Работа на доске под руководством учителя. На доске записано:

Фонарь светил...

Лампа светил...

Солнце светил…

Огоньки светил...

– Прочитайте. Согласны ли вы с таким написанием? Чего не хватает? (Окончаний у глаголов.)

– Допишите их. Прочитайте только глаголы.

Сделайте вывод: как изменяются глаголы в прошедшем времени?

(Глаголы в прошедшем времени изменяются по родам в единственном числе и по числам.)

б) Практическая работа.

– Запишите такие же пары слов, изменяя глагол плыл. Поставьте ударение. (Лодка плыла. Человек плыл. Бревно плыло. Листья плыли.)

3. Письмо по памяти.

Упр. 355. Подготовка к письму по памяти проводится по заданиям к упражнению. Дополнительное задание: указать число и род глаголов в прошедшем времени.

Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки):

– Что тебе нужно было сделать?

– Удалось тебе выполнить задание?

– Ты сделал всё правильно или были недочёты?

– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?

– Какой был уровень задания?

– Какие умения формировались при выполнении этого задания?

– Какую отметку ты бы себе поставил?

 Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу.

Работают с учебником, отвечают на вопросы, формулируют свои высказывания.

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре.

Итог урока

Методы: словесный,

Приемы: беседа,

2 мин

– Прочитайте ещё раз тему урока.

– Сформулируйте, какие задачи мы решали на уроке. (Определяли признаки глаголов прошедшего времени, наблюдали, как они изменяются.)

– Какой получили результат? (В глаголах прошедшего времени есть суффикс -л-, они изменяются по родам и числам.)

Отвечают на вопросы, анализируют, проводят самооценивание.

Рефлексия

Методы: словесный,

Приемы: диалог,

1мин

– Что у вас получалось сегодня лучше всего?

– В чём испытали затруднения?

– Кто сегодня получил отметку в дневник?

– За что?

Отвечают на вопросы, анализируют полученные знания.

Домашнее задание

1. Упр. 5, с. 117–118. Звуко-буквенный анализ слова взял.

2. Задание № 3, тема 10 в рабочей тетради.

Записывают домашнее задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 4 классе. "Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам"

Урок русского языка в 4 классе. "Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам"...

Конспект урока русского языка для 3 класса на тему "Изменение глаголов прошедшего времени по родам"

Урок разработан на основе программы "Перспектива" по ФГОС НОО по учебнику Климановой.  Тип урока - урок открытия нового знания. На уроке использованы элементы Сингапурской методики, а именн...

Тема урока: «Изменение глаголов прошедшего времени по родам». 3 класс

На основе наблюдения и сравнения окончаний глаголов в прошедшем времени сделать вывод об изменении глаголов прошедшего времени по  родам....

Технологическая карта урока русского языка «Изменение глаголов прошедшего времени по родам» 3 класс

Предмет: русский языкКласс: 3-аТема урока: «Изменение глаголов прошедшего времени по родам»Цель урока: Воспитывать самостоятельность, волевые качества, взаимоуважение при работе в парах, чувство прекр...

Урок в 4 «А» классе по теме: «Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам.»

Урок в 4 «А» классе по теме: «Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам.»...

Конспект по русскому языку, 3 класс "Изменение глаголов прошедшего времени по родам. Закрепление" УМК "Перспектива"

Конспект по русскому языку, 3 класс "Изменение глаголов прошедшего времени по родам. Закрепление" УМК "Перспектива"...