РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ 3 КЛАССА
рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ 3 КЛАССА
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ 3 КЛАССА | 792 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГИМНАЗИЯ № 19 ИМЕНИ Н.З. ПОПОВИЧЕВОЙ
Г. ЛИПЕЦКА
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ 3 КЛАССА
учителя начальных классов Островской Светланы Петровны
Эксперт программы:
заместитель директора
____________ /Вострикова Л.И.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Цели
• развитие речи, мышления, воображения школьников, способность выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, развитие интуиции и «чувства языка»;
• освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка; овладение элементарными способами анализа изучаемых явлений языка;
• овладение умениями правильно читать и писать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания;
• воспитание эмоционально-ценностного отношения к родному языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к родному слову, стремления совершенствовать свою речь.
Задачи
• формирование умений и навыков на основе полученных знаний, необходимых для того, чтобы правильно, точно и выразительно говорить, читать, писать и слушать на родном языке;
• развитие логического и абстрактного мышления;
• воспитание у детей патриотического чувства по отношению к родному языку: любовь и интерес к нему, осознание его красоты, гордости и уважения к языку как части русской культуры.
Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273 (п. 5 ч. 3 ст. 47 и п. 1. ч. 1 ст. 48).
- Федеральный государственный образовательный стандарт НОО.
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2012г. №1067 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013/14 учебный год».
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014г. №253 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».
- Устав МБОУ гимназии №19 г. Липецка.
- Локальный акт гимназии «Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных предметов, курсов, (модулей) МБОУ гимназии №19 им. Н.З. Поповичевой г. Липецка, реализующего основную образовательную программу начального общего образования» в соответствии с ФГОС НОО.
- Учебный план МБОУ гимназии №19 им. Н.З. Поповичевой г. Липецка на 2016-2017 учебный год.
- КУГ МБОУ гимназии № 19 им.Н.З. Поповичевой г. Липецка на 2016– 2017 учебный год.
Сведения о программе (примерной, авторской), на основании которой разработана рабочая программа, с указанием обоснования выбора данной программы и информации о внесенных изменениях в примерную или авторскую программу
Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, авторской программы Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, О. В. Пронина.
Выбор авторской программы: Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, О. В. Пронина для разработки данной рабочей программы мотивирован тем, что она:
• построена с учётом принципов системности, научности, доступности и преемственности;
• способствует формированию ключевых компетенций обучающихся;
• обеспечивает условия для реализации практической направленности, учитывает возрастную психологию обучающихся.
Программа реализована в учебнике «Русский язык», 3 класс. Авторы: Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Издательство: Москва «БАЛАСС», 2013 год.
Данная рабочая программа соответствует программе по русскому языку Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина.
Формы организации образовательного процесса
классно-урочная.
Технологии обучения
• здоровьесберегающие;
• информационно-коммуникативные;
• проблемно-диалогическое обучение;
• дифференцированное обучение.
Формы контроля
• устный опрос;
• письменный опрос;
• самостоятельная (проверочная) работа: контрольные диктанты, контрольное списывание, работы по развитию речи, словарные диктанты,
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА: ОПИСАНИЕ РОЛИ ДАННОГО ПРЕДМЕТА В ДОСТИЖЕНИИ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
В курсе русского языка реализуются следующие сквозные линии развития учащихся средствами предмета.
Линии, общие с курсом литературного чтения:
- овладение функциональной грамотностью на уровне предмета (извлечение, преобразование и использование текстовой информации);
- овладение техникой чтения, приёмами понимания и анализа текстов;
- овладение умениями, навыками различных видов устной и письменной речи.
В 3-м классе расширяется понятие о предложении: дети знакомятся с повествовательными, вопросительными и побудительными, восклицательными и невосклицательными предложениями, с их использованием в разных речевых ситуациях; с логическим ударением и его ролью в речи; учатся выделять из предложений словосочетания, т. е. практически осваивают понятие о связи слов в предложении. Вводится понятие о главных и второстепенных членах предложения (без дифференциации последних). Дети учатся находить в предложениях подлежащее и сказуемое, видеть второстепенные члены предложения и понимать их роль в речи.
Дети знакомятся с однородными членами предложения, с интонацией перечисления; узнают, что однородными могут быть как главные члены предложения, так и второстепенные, что связываются между собой однородные члены с помощью интонации, а также с помощью союзов (и, а, но) или без помощи союзов. Формируется умение ставить запятые в предложениях с однородными членами.
Внимание детей обращается на смысловую роль знаков препинания: они помогают правильно выразить мысль и понять написанное, то есть помогают письменному общению.
Все полученные знания и умения делают возможным и логичным введение понятия о сложном предложении на примере бессоюзной конструкции из двух частей и начало развития умения ставить запятую между частями сложного предложения.
В течение всего учебного года продолжается развитие читательских умений детей на материале текстов учебника, формирование типа правильной читательской деятельности при чтении художественных и учебно-научных текстов. Вводится понятие абзаца как смысловой части текста.
ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Реализация данной программы в классе ориентирована на организацию учебного процесса, как сотрудничества учителя и учащихся, детей между собой. В этом сотрудничестве и осуществляется первичное постижение родного языка как предмета изучения, анализа различных его сторон. Центральным звеном изучения является раскрытие коммуникативной функции языка, средством осуществления которой является речь.
Программа предполагает систематическое обращение к языковому опыту учащихся, опору на «чутье языка», обогащение речи новыми лексическими и грамматическими категориями. Развитие речи детей связано с характером коммуникативной деятельности и в первую очередь с развитием содержания потребности общения: с развитием познавательных мотивов общения, интереса к явлениям мира и миру людей, личностных мотивов общения, то есть направленностью на новые стороны действительности.
Программа курса «Русский язык» предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Русский язык» на этапе начального общего образования являются деятельностно ориентированные принципы:
• учащийся должен уметь самостоятельно ставить цели и организовывать свою деятельность для их достижения;
• уметь контролировать и оценивать свои и чужие действия;
• должны быть сформированы умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки;
• принцип управляемого перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности ученика;
• принцип опоры на предшествующее (спонтанное) развитие;
• креативный принцип: способность и потребность самостоятельно находить решение не встречавшихся, ранее, учебных и внеучебных задач.
На изучение предмета «Русский язык» в 3 классе отводится 136 часов, из расчета 4 учебных часа в неделю.
ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Ведущее место предмета «Русский язык» в системе общего образования обусловлено тем, что русский язык является государственным языком Российской Федерации, родным языком русского народа, средством межнационального общения. Изучение русского языка способствует формированию у учащихся представлений о языке как основном средстве человеческого общения, явлении национальной культуры и основе национального самосознания.
В результате изучения курса русского языка и родного языка обучающиеся на ступени начального общего образования научатся осознавать язык как основное средство человеческого общения и явление национальной культуры, у них начнёт формироваться позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому и родному языку, стремление к его грамотному использованию, русский язык и родной язык станут для учеников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей.
Одним из результатов обучения русскому языку является осмысление и присвоение учащимися системы ценностей.
Ценность добра – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, в том числе с помощью языка; осознание постулатов нравственной жизни (будь милосерден, поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой).
Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.
Ценность красоты и гармонии – осознание красоты и гармоничности русского языка, его выразительных возможностей.
Ценность истины – осознание ценности научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений; приоритетности знания, установления истины, самого познания как ценности.
Ценность семьи. Понимание важности семьи в жизни человека; осознание своих корней; формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, взаимной ответственности, уважение к старшим, их нравственным идеалам.
Ценность труда и творчества – осознание роли труда в жизни человека, развитие организованности, целеустремлённости, ответственности, самостоятельности, ценностного отношения к труду в целом и к литературному труду, творчеству.
Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своего языка; интерес к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.
Ценность человечества – осознание себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур и языков.
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КОНКРЕТНОГО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА: ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ, ПРЕДМЕТНЫЕ
Личностные
– осознавать роль языка и речи в жизни людей;
– эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
– понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
– осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
– эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
– чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
– любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
– интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
– интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
– интерес к изучению языка.
Метапредметные
- умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства её осуществления;
- умение включаться в обсуждение проблем творческого и поискового характера, усваивать способы их решения;
- умение понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способность конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
- освоение начальных форм самонаблюдения в процессе познавательной деятельности;
- умение создавать и использовать знаково-символические модели для решения учебных и практических задач;
- формирование первоначального уровня пользования словарями.
Предметные
– ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);
– находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
– делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
– строить рассуждения;
– вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;
– пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
– извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
– осуществлять анализ и синтез;
– устанавливать причинно-следственные связи.
Содержание рабочей программы
№ п/п | Тема урока | Содержание | Требования к уровню подготовки | Контрольные мероприятия |
Раздел №1. Повторение | ||||
1. | Вводный урок. Знакомство с новым учебником «Русский язык». Что мы знаем о слове. | Ознакомление с разделами, темами, содержанием учебника русского языка для 3 класса. | Уметь: - читать и понимать учебные тексты; | |
2 | Что мы знаем о тексте. Признаки текста. | Закрепление знаний о различении предложения и текста. | Читать художественные тексты учебника, осмысливая их до чтения, во время - делить текст на -составлять простой -видеть в словах изученные орфограммы и другие «опасные» для написания места; -графически обозначать выбор тех или иных написаний; - -писать слова с изученными непроверяемыми написаниями; - писать текст под диктовку; - правильно списывать текст; -видеть в словах изученные орфограммы и другие «опасные» для написания места; -графически обозначать выбор тех или иных написаний; - писать слова с изученными непроверяемыми написаниями; - писать текст под диктовку; - правильно списывать текст. | |
3 | Что мы знаем о слове, предложении, тексте. | Закрепление знаний о различении предложения и текста. | ||
4-5 | Признаки текста. Орфограммы. По каким признакам можно обнаружить орфограммы в словах и между словами. | Закрепление знаний о правописании безударных гласных. | ||
6. | Повторяем изученные орфограммы и их графическое обозначение. Контрольное списывание. | Закрепление знаний о правописании безударных гласных. Развитие умения списывать текст. | ||
7. | Развитие умения писать заглавную букву в словах. Работа над ошибками. | Правописание безударных гласных. | ||
8 | Развитие умения писать заглавную букву в словах. | Развитие навыка употребления прописной буквы в начале предложения, в именах собственных. | ||
9. | Развитие умения писать заглавную букву в словах. Словарный диктант. | |||
10. | Проверочный диктант № 1. | Диктант с грамматическим заданием. | ||
Раздел №2. Слово. Части слова. Корень. Чередование согласных звуков в слове. | ||||
11. | Повторение понятий корень слова, однокоренные слова. Понятие о чередовании согласных звуков в корне слова. | Развитие умения находить и исправлять ошибки; выделение значимых частей слова (корень). | ||
12. | Однокоренные слова с чередующимися согласными звуками в корне. | Освоение орфограммы, алгоритма действий при вы- боре способа проверки и правильном написании слов с чередующимися согласными звуками в корне. | Понимать, что для правильного написания слов целесообразно подбирать однокоренные слова, в том числе в словах с чередующимися согласными в корне. Знать правило написания парных звонких и глухих согласных. Уметь подбирать однокоренные слова, в том числе с чередующимися согласными в корне. Уметь письменно пересказывать текст. | |
13. | Развитие речи. Творческая работа. Составление связного текста из деформированных предложений. | Развитие навыка работы с деформированными предложениями. | ||
Раздел №3. Правописание проверяемых согласных букв в корне слова. Удвоенные согласные в корне слова | ||||
14. | Правописание проверяемых согласных букв в корне слова. | Правописание парных звонких и глухих согласных. | Уметь: - правильно писать слова с проверяемыми согласными; -владеть способами проверки; -правильно писать слова с удвоенными согласными буквами в корне; -письменно пересказывать текст; -писать подробное изложение доступного текста. Уметь правильно оформлять предложение на письме, составлять предложения из слов, предложения на заданную тему. Уметь самостоятельно анализировать изученные языковые явления и выполнять проверочную работу. Знать правило написания удвоенных согласных. Уметь работать со словарем, применять теоретические знания в практической деятельности. Уметь исправлять написанное. Уметь чувствовать красоту и выразительность речи; формировать интерес к письму, к созданию собственных текстов; осознание ответственности за произнесённое и написанное слово. Усваивать способы решений различных проблем, использовать знаково-символические модели для решения учебных и практических задач; включаться в обсуждение проблем творческого характера. | |
15. | Развитие умения видеть изучаемую орфограмму в словах, правильно писать слова и графически обозначать орфограмму. | Правописание безударных гласных, парных звонких и глухих согласных. | ||
16. | Развитие умения видеть изучаемую орфограмму в словах, правильно писать слова и графически обозначать орфограмму. | |||
17. | Развитие умения видеть изучаемую орфограмму в словах, правильно писать слова и графически обозначать орфограмму. | Разные способы проверки слов | ||
18. | Орфография. Понятие об удвоенных согласных буквах. | Правописание удвоенных согласных. | ||
19. | Понятие об удвоенных согласных буквах. | Правописание удвоенных согласных. | ||
20. | Правописание слов с удвоенными согласными буквами в корне. | Правописание удвоенных согласных. | ||
21 | Правописание слов с удвоенными согласными буквами в корне. | |||
22 | Правописание слов с удвоенными согласными буквами в корне. | |||
Раздел №4. Непроизносимые согласные в корне слова | ||||
23. | Словарный диктант. Наблюдение за словами с непроизносимым согласным звуком в корне. | Правописание непроизносимых согласных. | Знать правило написания проверяемых согласных в корне слова. Уметь: - подбирать однокоренные слова; - обозначать на письме непроизносимые согласные звуки. Знать правило написания слов с непроизносимыми согласными звуками. Уметь правильно писать слова с непроизносимыми согласными в корне. Уметь: - писать под диктовку текст; - находить и исправлять ошибки. Понимать необходимость грамотного письма в жизни. Формировать собственный интерес к изучению родного языка, к письменной форме общения. Уметь применять правила правописания при создании собственных текстов. | |
24. | Правило написания букв, обозначающих непроизносимые согласные звуки в корне слова. | Правописание непроизносимых согласных. | ||
25. | Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне. | Правописание непроизносимых согласных. | ||
26. | Слова, в которых нет непроизносимого согласного звука. | Правописание непроизносимых согласных. | ||
27. | Формулирование обобщенного правила «Правописание проверяемых согласных в корне слова». | Разные способы проверки правописания слов. | ||
28. | Правописание проверяемых согласных в корне слова. | Правописание непроизносимых согласных. | ||
29. | Правописание проверяемых согласных в корне слова. | Правописание непроизносимых согласных. | ||
30. | Контрольный диктант № 2. | Написание под диктовку текста. | Диктант с грамматическим заданием. | |
31. | Анализ ошибок и коррекция знаний. | Разные способы проверки слов. | ||
Раздел №5. Безударные гласные в корне слова | ||||
32. | Правописание безударных гласных в корне слова. Подбор проверочных слов к словам с двумя безударными гласными в корне. | Правописание безударных гласных в корне слова. Разные способы проверки. | Уметь находить корень в - правильно писать -подбирать проверочные слова, -составлять текст по плану. - писать текст под диктовку; - находить и исправлять ошибки плану; - находить и исправлять ошибки Знать правила написания безударных гласных. | |
33. | Развитие умения видеть в словах орфограммы - безударные гласные. Развитие речи. Обучающее сочинение по наблюдениям. | Правописание безударных гласных в корне слова. Разные способы проверки. | ||
34-35. | Упражнения в правописании слов с безударными гласными в корне. | Правописание безударных гласных в корне слова. Разные способы проверки. | ||
36. | Развитие умения видеть в словах орфограммы - безударные гласные. | Правописание безударных гласных в корне слова. Разные способы проверки. | Уметь: - составлять простой - писать текст под - находить и исправлять ошибки. Уметь выделять два корня. Знать правила написания сложных слов с соединительной гласной. | |
37. | Развитие умения видеть в словах орфограммы - безударные гласные. | Правописание безударных гласных в корне слова. Разные способы проверки. | ||
38. | Контрольный диктант №3. | Написание под диктовку текста. | Диктант с грамматическим заданием. | |
Раздел №6. Сложные слова и их правописание | ||||
39 | Знакомство с понятием «Сложные слова». | Уметь: - правильно писать сложные слова с соединительными гласными; - распознавать существительные и прилагательные; - читать художественные тексты учебника, осмысливая их до чтения, во время чтения и после; - находить и исправлять ошибки. Формировать уважительное отношение к родному языку, стремиться к совершенствованию собственной речи. Находить средства для достижения поставленной цели. | ||
40 | Соединительные гласные о и е в сложных словах. | |||
41 | Образование сложных слов. Словарный диктант. | |||
42 | Сложные слова - имена существительные и имена прилагательные, их использование в речи для характеристики людей. | Слово и его значение. | ||
43. | Употребление в речи и правописание сложных слов. Словарный диктант | Слово и его значение. | ||
44. | Употребление в речи и правописание сложных слов. Развитие речи. Свободный диктант. | |||
Раздел №7. Части слова. Приставка | ||||
45. | Приставка, ее роль в слове (повторение). Развитие умения находить в словах приставки. | Выделение значимых частей слова (корень). | Уметь: - находить исправлять ошибки; - находить в слове приставки. | . |
Раздел №8. Безударные гласные в приставках | ||||
46 | Правописание безударных гласных в приставках. | Правописание безударных гласных. | Знать: - правило написания приставок с безударной гласной; - правило написания разделительных Ъ и Ь. Уметь: - находить в слове приставки; - правильно переносить слова с удвоенной согласной: на стыке приставки и корня; в корне; - правильно писать слова с разделительными ъ и ь, правильно их переносить; - находить окончание и основу в слове; - разбирать по составу доступные слова; - писать под диктовку текст. Формировать интерес к изучению языка; чувствовать прекрасное - умение чувствовать красоту и выразительность речи. Включаться в обсуждение проблем, усваивать способы их решения. | |
47 | Приставки про- и пра-, по- и па-. | Значение приставок. | ||
48 | Почему появляется удвоенная согласная буква на стыке приставки и корня? | Правописание удвоенных согласных. | ||
49 | Различение и правописание слов с удвоенной согласной буквой в корне и на стыке приставки и корня. | Правописание удвоенных согласных. | ||
Раздел№9. Разделительные твёрдый и мягкий знаки | ||||
50 | Звук Й и его обозначение на письме. Правописание слов с разделительными ъ и ь. | Употребление разделительных ь и ъ знаков. | Уметь применять на практике изученные правила. Уметь писать под диктовку текст. Понимать необходимость грамотного письма в жизни. Формировать собственный интерес к изучению родного языка. | |
51 | Правописание слов с разделительными Ъ и Ь знаками. | Упражнения в употреблении орфограммы «Разделительные Ъ И Ь». | ||
52 | Правописание слов с разделительными Ъ и Ь знаками. | Развитие и проверка умений и навыков самостоятельного выполнения заданий по изученной теме. | ||
53 | Упражнения в правописании слов с Ъ и Ь. | |||
54 | Контрольный диктант № 4. | Написание текста под диктовку. | Контрольный диктант. | |
Раздел №10. Части слова. Основа и окончание слова. | ||||
55 | Понятие об окончании и основе слова. | Выделение значимых частей слова (окончание). | Уметь: - находить окончание и основу в слове; - разбирать по составу доступные слова. Уметь образовывать слова с помощью суффикса. Уметь разбирать по составу доступные слова. Стремиться к совершенствованию собственной речи. Конструктивно действовать в ситуации неуспеха. Находить средства для достижения поставленной задачи. | |
56 | Развитие умения находить в слове окончание. | Выделение значимых частей слова (окончание). | ||
57 | Как найти в слове основу? | Выделение, значимых частей слова (основа). | ||
58 | Развитие умения находить в слове окончание и основу. | |||
Раздел №11. Части слова. Суффикс. | ||||
59 | Суффикс и его роль в слове. | Выделение значимых частей слова (суффикс). Значение суффиксов. | Уметь разбирать по составу доступные слова. | |
60 | Развитие умения находить в слове суффикс. Обобщение и систематизация знаний о частях слова. | Выделение значимых частей слова (суффикс). Значение суффиксов. | ||
Раздел №12. Разбор слова по составу. | ||||
61 | Упражнения в разборе слов по составу. Словарный диктант. | Выделение значимых частей слова. | Уметь: - образовывать слова с помощью суффикса; - правильно списывать текст. Уметь контролировать и анализировать выполнение своей проверочной работы. | . |
62 | Упражнения в разборе слов по составу. | Выделение значимых частей слова. | ||
63 | Упражнения в разборе слов по составу. | Выделение значимых частей слова. | ||
Раздел №13. Части речи в русском языке. | ||||
64 | Части речи в русском языке. | Уметь: - распознавать имена - производить их -читать художественные тексты. | ||
Раздел №14. Имя существительное, как часть речи. | ||||
65 | Определение имени существительного. | Имя существительное, его значение и употребление. | Знать определение имени существительного. Уметь: - читать художественные тексты; - образовывать слова с помощью суффиксов. | |
66 | Роль имен существительных в речи. Развитие речи. Творческая работа: составление текста. | Различение имен существительных, отвечающих на вопросы кто? и что? | ||
Раздел №15. Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые. | ||||
67 | Понятие об одушевленных и неодушевленных именах существительных. | Различение имен существительных одушевленных и неодушевленных. | Уметь: - распознавать имена - читать художественные тексты. Формировать интерес к письму и изучению родного языка. | |
68 | Урок-обобщение. Что мы знаем об именах существительных. Имена существительные мужского, среднего и женского рода. | |||
Раздел № 16. Род имён существительных. | ||||
69 | Род - постоянный признак имен существительных. | Различение имен существительных мужского, женского и среднего рода. | Знать определение имени существительного. Уметь: - определять род - находить и выделять окончание в слове. Учиться передавать красоту родного языка в устной и письменной форме. Учиться планировать и контролировать учебную деятельность в соответствие с поставленной задачей. | |
70 | Окончания имен существительных мужского, среднего и женского рода. | |||
71 | Изменение имен существительных по числам. | Изменение существительных по числам. | ||
Раздел №17. Число имён существительных. | ||||
72 | Образование множественного числа имен существительных. Словарный диктант. | Изменение существительных по числам. | Уметь: - образовывать имена существительные с помощью суффиксов; - письменно пересказывать текст, составлять план; - выделять в слове - делить текст на части, озаглавливать части, | |
73 | Окончание имен существительных в единственном и множественном числе. | Изменение существительных по числам. | ||
74-75 | Разбор имени существительного как части речи. Образование имен существительных с уменьшительно-ласкательным значением. | Морфологические признаки имён существительных. Упражнения в образовании имён существительных. | ||
Раздел № 18. Словообразование имён существительных. | ||||
76 | Образование имен существительных от основ существительных и глаголов. | Упражнения в образовании имён существительных. | Уметь: - образовывать имена существительные с помощью суффиксов; - письменно пересказывать текст, составлять план; - выделять в слове - делить текст на части, озаглавливать части, пересказывать текст по плану; - писать подробное изложение; - распознавать имена существительные в Уметь выполнять морфологический разбор имени существительного. Уметь четко, ясно, последовательно излагать свои мысли в устной и письменной форме при написании небольшого текста, изложения. Уметь применить ЗУН по теме. Выражать своё отношение к героям произведения, к их поступкам. Включаться в обсуждение заданий творческого характера. | |
77 | Развитие речи. Сочинение сказки по серии картинок с использование имен существительных с разными суффиксами. | |||
78 | Разбор имен существительных по составу. | Выделение значимых частей слова. | ||
79 | Развитие речи. Творческая работа. | Изложение текста (повествование). | ||
80 | Развитие речи. Обучающее изложение «Мурлыка». | Самоконтроль и самоанализ при выполнении письменной работы. | ||
81 | Разбор имен существительных по составу. | |||
Раздел №19. Местоимение как часть речи. | ||||
82 | Понятие о местоимении. | Местоимение; значение, употребление. | Уметь распознавать личные местоимения. Знать определение местоимения. Уметь распознавать личные местоимения. Стремиться к совершенствованию собственной речи. Уметь контролировать и анализировать выполнение своей работы. | |
83 | Местоимения 1,2, 3-го лица. Правописание предлогов с местоимениями. | Местоимение; значение, употребление. | ||
84 | Разбор местоимения как части речи. | Местоимение; значение, употребление. | ||
85 | Роль личных местоимений в речи о себе. Развитие речи. Обучающее сочинение «О себе» | Местоимение; значение, употребление; наблюдение за местоимениями в речи. | ||
86 | Закрепление знаний о местоимении. | |||
87 | Развитие речи. Свободный диктант «Паучок» | |||
Раздел №20. Имя прилагательное как часть речи. | ||||
88 | Определение имени прилагательного. | Имя прилагательное; значение, употребление. | Знать: -определение имени -правило написания Стремиться к совершенствованию собственной речи. Уметь контролировать и анализировать выполнение своей работы. | |
89 | Роль имен прилагательных в речи. Связь имен прилагательных с именами существительными. | Имя прилагательное; значение, Употребление. | ||
90 | Разбор имени прилагательного как части речи. | Выделение значимых частей слова. | ||
Раздел №21. Правописание безударных гласных в окончаниях имён прилагательных. | ||||
91 | Окончания имен прилагательных в мужском, женском, среднем роде и во множественном числе. | Имя прилагательное; значение, употребление. | Уметь осуществлять проверку прилагательных с безударными окончаниями. Понимать значимость изучения правил русского языка. Уметь применять правила при создании собственных текстов. | |
92 | Как проверить правописание безударных гласных в окончаниях имен прилагательных. | Правописание безударных окончаний прилагательных. | ||
93 | Развитие умения писать безударные гласные в окончаниях имен прилагательных. Знакомство с антонимами. | Правописание безударных окончаний прилагательных. | ||
Раздел № 22. Разбор имён прилагательных по составу. | ||||
94 | Словообразование имен прилагательных. | Значение суффиксов и приставок имен прилагательных. | Уметь определять значение суффиксов -н-, -еньк-, -оват-, -еват-. Уметь выделять значимые части слова. Осознавать значимость изучения орфограмм русского языка. Уметь находить и исправлять ошибки. Уметь применять изученные правила при выполнении проверочной работы. Конструктивно действовать в ситуации неуспеха. | |
95 | Разбор имен прилагательных по составу. Сочинение по опорным сочетаниям слов. | Выделение значимых частей слова. | ||
96 | Развитие умения писать безударные гласные в окончаниях имен прилагательных. | |||
97 | Развитие умения писать безударные гласные в окончаниях имен прилагательных. | |||
98 | Диктант № 5 по теме «Имя прилагательное». | Диктант с грамматическим заданием. | ||
Раздел №23. Глагол как часть речи. | ||||
99 | Анализ ошибок и коррекция знаний. Определение глагола как части речи. | Глагол, значение и употребление. | Знать определение глагола. Уметь: - распознавать глаголы и выполнять их - изменять глаголы Стремиться к совершенствованию собственной речи. | |
100 | Изменение глагола по временам. | Изменение глагола по временам. | ||
101 | Суффикс -л- в глаголах прошедшего времени. Изменение глаголов прошедшего времени по родам. | Изменение глаголов по родам и числам в прошедшем времени. | ||
102 | Изменение глаголов по числам. | Изменение глаголов по числам. | ||
Раздел №24. Правописание частицы не с глаголами. | ||||
103 | Употребление частицы не с глаголами. Правило написания частицы не с глаголами. | Правописание не с глаголами. | Знать правило написания не с глаголами. Уметь писать не с глаголами раздельно. | |
104 | Развитие речи. Свободный диктант. | |||
Раздел № 25. Неопределённая форма глагола. | ||||
105 | Понятие о неопределенной форме глагола. | Знать определение неопределенной формы глагола. Уметь: - писать ь на конце глаголов в неопределенной форме после шипящих; - образовывать глаголы настоящего, прошедшего и будущего времени. | ||
106 | Неопределенная форма глагола. Правописание глаголов в неопределенной форме. | Правописание глаголов в неопределенной форме. | ||
107 | Образование форм времени от неопределенной формы глагола. | Образование форм времени от неопределенной формы глагола. | ||
108-109 | Разбор глагола как части речи. | Разбор глагола как части речи. | Уметь находить и исправлять ошибки. Уметь контролировать и анализировать собственное написание диктанта. | |
110 | Контрольный диктант № 6 по теме «Глагол». | Диктант. | ||
111 | Анализ ошибок и коррекция знаний. | . | ||
112 | Развитие речи. Контрольное изложение «Перелетные птицы» | Контрольное изложение | ||
113 | Обобщение и закрепление изученных знаний. | |||
Раздел № 26. Предложение. Виды предложений по цели высказывания. | ||||
114 | Виды предложений по цели высказывания. | Разновидности предложений по цели высказывания. | Уметь определять вид предложения по цели высказывания. Уметь: - правильно произносить предложения с восклицательной и невосклицательной интонацией; - определять вид предложения по интонации. | |
115 | Интонация в предложениях, различных по цели высказывания. Логическое ударение. Восклицательные и невосклицательные предложения. | Знаки препинания в конце предложения. Разновидности предложений по эмоциональной окраске. | ||
Раздел №27. Главные и второстепенные члены предложения. | ||||
116 | Грамматическая основа предложения. Подлежащее и сказуемое. | Главные и второстепенные члены предложения. | Знать названия и определение членов предложения: главных (подлежащее и сказуемое) и второстепенных (без дифференциации). Уметь: - разбирать предложения по членам; - выделять подлежащее и сказуемое; - выделять сочетания слов. Уметь ставить вопросы к второстепенным членам, определять, какие относятся к подлежащему и какие к сказуемому. Формировать чувство прекрасного, совершенствовать собственную речь. Уметь включаться в обсуждение заданий творческого характера. | |
117 | Развитие умения находить в предложении подлежащее и сказуемое. | Главные и второстепенные члены Предложения. | ||
118 | Понятие о второстепенных членах предложения. | Главные и второстепенные члены предложения. | ||
119 | Составление схем предложения и предложений по схемам. Предложения распространенные и нераспространённые. | Главные и второстепенные члены предложения. | ||
120 | Разбор предложений. Контрольный словарный диктант. | |||
Раздел №28. Предложения с однородными членами. | ||||
121 | Однородные подлежащие и сказуемые. Упражнение в нахождении однородных членов предложений и их графическом обозначении. | Однородные члены предложения. | Уметь: - правильно произносить предложения с интонацией перечисления; находить в предложениях однородные члены; правильно ставить знаки препинания между однородными членами предложения. | |
122 | Роль знаков препинания в письменной речи. Запятая в предложениях с однородными членами. | Запятая в предложениях с однородными членами. | ||
123 | Развитие умения ставить запятую в предложениях с однородными членами. | Запятая в предложениях с однородными членами. | ||
124 | Главные и второстепенные однородные члены предложения. Определение однородных членов предложения. | Запятая в предложениях с однородными членами. Однородные члены предложения. | ||
125 | Обобщение и закрепление изученных знаний. | |||
126 | Промежуточная аттестация. | Диктант с грамматическим заданием. | ||
Раздел № 29. Простые и сложные предложения | ||||
127 | Понятие о простом и сложном предложении. | Главные и второстепенные члены предложения. Однородные члены предложения. | Уметь: - читать и понимать учебно-научные тексты; - письменно пересказывать текст; - ставить запятую в предложениях с однородными членами. Уметь чувствовать красоту и выразительность русской речи, стремиться к совершенствованию собственной речи. Уметь планировать учебную деятельность в соответствие с условиями её реализации. Уметь находить и исправлять ошибки. | |
128 | Запятая в сложном предложении без союзов. Схема сложного предложения. | |||
129 | Развитие умения различать сложные предложения и простые предложения с однородными членами и ставить в них запятые. | Главные и второстепенные члены предложения. Однородные члены предложения. | ||
130 | Разбор простого и сложного предложений. Развитие речи. Свободный диктант. | Главные и второстепенные члены предложения. Однородные члены предложения. | ||
131 | Обобщение и закрепление изученных знаний. Контрольное списывание. | |||
132 | Обобщение и закрепление изученных знаний. Контрольный словарный диктант. | |||
Раздел № 30. Повторение. | ||||
133 | Повторение знаний о предложении, тексте, частях речи. | Различение предложения и текста. Значение и употребление знаменательных частей речи. | Уметь видеть в словах изученные орфограммы; правильно писать слова с ними. Формировать ответственность за произнесённое и написанное слово. Определять наиболее эффективные способы достижения результата. Уметь находить и исправлять ошибки. | |
134 | Повторение изученных орфограмм и состава слова. | Правописание слов с изученными орфограммами. Выделение значимых частей слова. | ||
135 | Повторение изученных орфограмм и их графическое обозначение. | Разные способы проверки правописания слов. | ||
136 | Повторение изученных орфограмм и их графическое обозначение. | Разные способы проверки слов. |
Тематическое планирование.
№ | Тема урока | Кол-во часов | Виды учебной деятельности | |
Раздел №1 Повторение (10 часов). | ||||
1 | Вводный урок. Знакомство с новым учебником «Русский язык». Что мы знаем о слове. | 1 | Определение значения слова по словообразовательным морфемам. Понимание и доказывание отличий предложения от текста. Использование прямого и обратного порядка слов при составлении предложений. Распознавание главных и второстепенных членов предложений. Составление текста. Владение орфографической зоркостью. Осваивание содержания изученных орфографических правил и алгоритмы их использования. Распознавание орфограммы. | |
2 | Что мы знаем о тексте. Признаки текста. | 1 | ||
3 | Что мы знаем о слове, предложении, тексте. | 1 | ||
4-5 | Признаки текста. Орфограммы. По каким признакам можно обнаружить орфограммы в словах и между словами. | 2 | ||
6 | Повторяем изученные орфограммы и их графическое обозначение. Контрольное списывание. | 1 | ||
7 | Развитие умения писать заглавную букву в словах. Работа над ошибками | 1 | ||
8 | Развитие умения писать заглавную букву в словах. | 1 | ||
9 | Развитие умения писать заглавную букву в словах. Словарный диктант. | 1 | ||
10 | Проверочный диктант № 1. | 1 |
11 | Повторение понятий корень слова, однокоренные слова. Понятие о чередовании согласных звуков в корне слова. | 1 | Определение значения слова по словообразовательным морфемам. Понимание отличий предложения от текста. Использование прямого и обратного порядка слов при составлении предложений. Распознавание главных и второстепенных членов предложения. Составление текстов. | |||
12 | Однокоренные слова с чередующимися согласными звуками в корне. | 1 | ||||
13 | Развитие речи. Творческая работа. Составление связного текста из деформированных предложений. | 1 | ||||
Раздел №3. Правописание проверяемых согласных букв в корне слова. Удвоенные согласные в корне слова (9 часов). | ||||||
14. | Правописание проверяемых согласных букв в корне слова. | 1 | Владение орфографической зоркостью. Осваивание содержания изученных орфографических правил и алгоритмы их использования. Распознавание орфограммы. | |||
15. | Развитие умения видеть изучаемую орфограмму в словах, правильно писать слова и графически обозначать орфограмму. | 1 | Определение значения слова по словообразовательным морфемам. Понимание отличий предложения от текста. Использование прямого и обратного порядка слов при составлении предложений. Распознавание главных и второстепенных членов предложения. Составление текстов. | |||
16. | Развитие умения видеть изучаемую орфограмму в словах, правильно писать слова и графически обозначать орфограмму. | 1 | ||||
17. | Развитие умения видеть изучаемую орфограмму в словах, правильно писать слова и графически обозначать орфограмму. | 1 | ||||
18. | Орфография. Понятие об удвоенных согласных буквах. | 1 | Владение орфографической зоркостью. Осваивание содержания изученных орфографических правил и алгоритмы их использования. Распознавание орфограммы. | |||
19. | Понятие об удвоенных согласных буквах. | 1 | ||||
20. | Правописание слов с удвоенными согласными буквами в корне. | 1 | ||||
21 | Правописание слов с удвоенными согласными буквами в корне. | 1 | ||||
22 | Правописание слов с удвоенными согласными буквами в корне. | 1 | ||||
Раздел №4. Непроизносимые согласные в корне слова (9 часов). | ||||||
23. | Словарный диктант. Наблюдение за словами с непроизносимым согласным звуком в корне. | 1 | Определение значения слова по словообразовательным морфемам. Понимание отличий предложения от текста. Использование прямого и обратного порядка слов при составлении предложений. Распознавание главных и второстепенных членов предложения. Составление текста. Овладение орфографической зоркостью. Осваивание содержания изученных орфографических правил и алгоритмы их использования. Распознавание орфограммы. | |||
24. | Правило написания букв, обозначающих непроизносимые согласные звуки в корне слова. | 1 | ||||
25. | Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне. | 1 | ||||
26. | Слова, в которых нет непроизносимого согласного звука. | 1 | ||||
27. | Формулирование обобщенного правила «Правописание проверяемых согласных в корне слова». | 1 | ||||
28. | Правописание проверяемых согласных в корне слова. | 1 | ||||
29. | Правописание проверяемых согласных в корне слова. | 1 | ||||
30. | Контрольный диктант № 2. | 1 | ||||
31. | Анализ ошибок и коррекция знаний. | 1 | ||||
Раздел №5 Безударные гласные в корне слова (7 часов). | ||||||
32. | Правописание безударных гласных в корне слова. Подбор проверочных слов к словам с двумя безударными гласными в корне. | 1 | Овладение орфографической зоркостью. Осваивание содержания изученных орфографических правил и алгоритмы их использования. | |||
33. | Развитие умения видеть в словах орфограммы - безударные гласные. Развитие речи. Обучающее сочинение по наблюдениям. | 1 | ||||
34-35. | Упражнения в правописании слов с безударными гласными в корне. | 2 | ||||
36. | Развитие умения видеть в словах орфограммы - безударные гласные. | 1 | Овладение орфографической зоркостью. Осваивание содержания изученных орфографических правил и алгоритмы их использования. | |||
37. | Развитие умения видеть в словах орфограммы - безударные гласные. | 1 | ||||
38. | Контрольный диктант №3. | 1 | ||||
Раздел №6. Сложные слова и их правописание (6 часов). | ||||||
39 | Знакомство с понятием «Сложные слова». | 1 1 | Овладение орфографической зоркостью. Осваивание содержания изученных орфографических правил и алгоритмы их использования. | |||
40 | Соединительные гласные о и е в сложных словах.. | 1 | ||||
41 | Образование сложных слов. Словарный диктант. | |||||
1 | ||||||
42 | Сложные слова - имена существительные и имена прилагательные, их использование в речи для характеристики людей. | 1 |
43. | Употребление в речи и правописание сложных слов. Словарный диктант | 1 | Выполнение заданий проверочной работы. |
44 | Употребление в речи и правописание сложных слов. Развитие речи. Свободный диктант. | 1 | Овладение орфографической зоркостью. | ||
Раздел №7 Части слова. Приставка (1 час). | |||||
45 | Приставка, ее роль в слове (повторение). Развитие умения находить в словах приставки. | 1 | Распознавание орфограммы в приставках. Выполнение анализа слова по составу. | ||
Раздел №8. Безударные гласные в приставках (4 часа). | |||||
46 | Правописание безударных гласных в приставках. | 1 | Распознавание орфограммы в приставках. Выполнение анализа слова по составу. | ||
47 | Приставки про- и пра-, по- и па-. | 1 | |||
48 | Почему появляется удвоенная согласная буква на стыке приставки и корня. | 1 | |||
49 | Различение и правописание слов с удвоенной согласной буквой в корне и на стыке приставки и корня. | 1 | |||
Раздел№9. Разделительные твёрдый и мягкий знаки (5 часов). | |||||
50 | Звук Й и его обозначение на письме. Правописание слов с разделительными ъ и ь знаками. | 1 | Распознавание орфограммы в приставках. Выполнение анализа слова по составу. | ||
51 | Правописание слов с разделительными Ъ И Ь знаками. | 1 | |||
52 | Правописание слов с разделительными Ъ и Ь знаками. | 1 | |||
53 | Упражнения в правописании слов с Ъ и Ь. | 1 | |||
54 | Контрольный диктант № 4. | 1 | |||
Раздел №10. Части слова. Основа и окончание слова (4 часа). | |||||
55 | Понятие об окончании и основе слова. | 1 | Поиск однокоренных слов. Выделение морфемы слова. Выполнение анализа слова по составу. Образование слова с помощью приставок. | ||
56 | Развитие умения находить в слове окончание. | 1 | |||
57 | Как найти в слове основу. | 1 | |||
58 | Развитие умения находить в слове окончание и основу. | 1 | |||
Раздел №11 Части слова. Суффикс (2 часа). | |||||
59 | Суффикс и его роль в слове. | 1 | Подбор однокоренных слов. Выделение морфемы слова. Выполнение анализа слова по составу. Образование слова с помощью приставок. Использование словообразовательных словарей. | ||
60 | Развитие умения находить в слове суффикс. Обобщение и систематизация знаний о частях слова. | 1 | |||
Раздел №12. Разбор слова по составу (2 часа). | |||||
61 | Упражнения в разборе слов по составу. Словарный диктант. | 1 | Подбор однокоренных слов. Выделение морфемы слова. Выполнение анализа слова по составу. Образование слов с помощью приставок и суффиксов. | ||
62 | Упражнения в разборе слов по составу. | 1 | |||
63 | Упражнения в разборе слов по составу. | 1 | |||
Раздел №13. Части речи в русском языке (1 час). | |||||
64 | Части речи в русском языке. | 1 | Распознавание самостоятельных частей речи. Овладение орфографической зоркостью. | ||
Раздел №14. Имя существительное как часть речи (2 часа). | |||||
65 | Определение имени существительного. | 1 | Знание существенных признаков частей речи. Распознавание существительного как части речи по вопросу и общему значению. | ||
66 | Роль имен существительных в речи. Развитие речи. Творческая работа: составление текста. | 1 | |||
Раздел №15. Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые (2 часа). | |||||
67 | Понятие об одушевленных и неодушевленных именах существительных. | 1 | Правильное употребление в речи существительных одушевленных и неодушевленных. | ||
68 | Урок-обобщение. Что мы знаем об именах существительных. Имена существительные мужского, среднего и женского рода. | 1 | |||
Раздел № 16. Род имён существительных (3 часа). | |||||
69 | Род - постоянный признак имен существительных. | 1 | |||
70 | Окончания имен существительных мужского, среднего и женского рода. | 1 | |||
71 | Изменение имен существительных по числам. | 1 | |||
Раздел №17. Число имён существительных (4 часа). | |||||
72 | Образование множественного числа имен существительных. Словарный диктант. | 1 | |||
73 | Окончание имен существительных в единственном и множественном числе. | 1 | |||
74 | Разбор имени существительного как части речи. Образование имен существительных с уменьшительно-ласкательным значением. | 1 | |||
75 | Разбор имени существительного как части речи. Образование имен существительных с уменьшительно-ласкательным значением. | 1 | |||
Раздел № 18. Словообразование имён существительных (8 часов). | |||||
76 | Образование имен существительных от основ существительных и глаголов. | 2 | |||
77 | Развитие речи. Сочинение сказки по серии картинок с использование имен существительных с разными суффиксами. | 1 | |||
78 | Разбор имен существительных по составу. | 1 | |||
79 | Развитие речи. Творческая работа. | 1 | |||
80 | Развитие речи. Обучающее изложение «Мурлыка». | 1 | Составление рассказа. Различение описания, повествования, рассуждения. Нахождение ключевых слов и словосочетаний. Использование орфографического словаря. | ||
81 | Разбор имен существительных по составу. | 1 | |||
Раздел №19. Местоимение как часть речи (6часов). | |||||
82 | Понятие о местоимении. | 1 | Применение существенных признаков частей речи. Распознавание местоимение как часть речи. Определение их синтаксической роли. Сопоставление местоимения с другими частями. | ||
83 | Местоимения 1,2, 3-го лица. Правописание предлогов с местоимениями. | 1 | |||
85 | Разбор местоимения как части речи. | 1 | |||
84 | Разбор местоимения как части речи. | 1 | |||
85 | Роль личных местоимений в речи о себе. Развитие речи. Обучающее сочинение «О себе» | 1 | |||
86 | Закрепление знаний о местоимении. | 1 | |||
87 | Развитие речи. Свободный диктант «Паучок» | 1 | |||
Раздел №20. Имя прилагательное как часть речи (3 часа). | |||||
88 | Определение имени прилагательного. | 1 | Определение существенных признаков частей речи. Распознавание имени прилагательного как части речи. Выполнение морфологического разбора имени прилагательного. Использование орфографического словаря. | ||
89 | Роль имен прилагательных в речи. Связь имен прилагательных с именами существительными. | 1 | |||
90 | Разбор имени прилагательного как части речи. | 1 | |||
Раздел №21. Правописание безударных гласных в окончаниях имён прилагательных (3 часа). | |||||
91 | Окончания имен прилагательных в мужском, женском, среднем роде и во множественном числе. | 1 | Употребление имен прилагательных с существительными. Использование в речи. Использование словаря антонимов русского языка. | ||
92 | Как проверить правописание безударных гласных в окончаниях имен прилагательных. | 1 | |||
93 | Развитие умения писать безударные гласные в окончаниях имен прилагательных. Знакомство с антонимами. | 1 | |||
Раздел № 22. Разбор имён прилагательных по составу (5 часов). | |||||
94 | Словообразование имен прилагательных. | 1 | Выполнение анализа слова по составу. Составление рассказов. Различение описания, повествования, рассуждения. Нахождение ключевых слов и словосочетаний. Использование орфографического словаря. | ||
95 | Разбор имен прилагательных по составу. Сочинение по опорным сочетаниям слов. | 1 | |||
96 | Развитие умения писать безударные гласные в окончаниях имен прилагательных. | 1 | |||
97 | Развитие умения писать безударные гласные в окончаниях имен прилагательных. | 1 | |||
98 | Диктант №5 по теме «Имя прилагательное». | ||||
Раздел №23. Глагол как часть речи (4 часа). | |||||
99 | Анализ ошибок и коррекция знаний. Определение глагола как части речи. Определение глагола как части речи. | 1 | Распознавание глагола как части речи. Изменение глаголов по родам в прошедшем времени. | ||
100 | Изменение глагола по временам. | 1 | |||
101 | Суффикс -л- в глаголах прошедшего времени. Изменение глаголов прошедшего времени по родам. | 1 | |||
102 | Изменение глаголов по числам. | 1 | |||
Раздел №24. Правописание частицы не с глаголами (2 часа). | |||||
103 | Употребление частицы не с глаголами. Правило написания частицы не с глаголами. | 1 | Овладение орфографической зоркостью.
| ||
104 | Развитие речи. Свободный диктант. | 1 | |||
Раздел № 25 Неопределённая форма глагола (9 часов). | |||||
105 | Понятие о неопределенной форме глагола. | 1 1 | Распознавание неопределённой формы глагола. Владение орфографической зоркостью. Использование орфографического словаря. | ||
106 | Неопределенная форма глагола. Правописание глаголов в неопределенной форме. | 1 | |||
107 | Образование форм времени от неопределенной формы. глагола. | 1 | Использование в речи формы настоящего, будущего и прошедшего времени. Выполнение морфологического разбора глагола. Составление рассказов. Различение описания, повествования, рассуждения. Нахождение ключевых слов и словосочетаний. Использование орфографического словаря. | ||
108- 109 | Разбор глагола как части речи. | 2 | |||
110 | Контрольный диктант № 6 по теме «Глагол». | 1 | |||
111 | Анализ ошибок и коррекция знаний. | 1 | |||
112 | Развитие речи. Контрольное изложение «Перелетные птицы» | 1 | |||
113 | Обобщение и закрепление изученных знаний. | 1 |
ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
Информация об учебнике, учебно-методических материалах, материально- техническом обеспечении образовательного процесса
1. Е.В.Бунеева, Р.Н.Бунеев, О.В.Пронина «Русский язык» 3 класс. – М.:Баласс, 2013.
2. Бунеева Е. В. Слова с непроверяемыми написаниями. 3 класс. - М.: Баласс, 2013.
3. Е.В.Бунеева, Н.А. Исаева. Русский язык 3класс. Методические рекомендации для учителя. Издательство: Москва, «БАЛАСС».
4. Комплект таблиц «Основные правила и понятия 1-4 класс». Издательство «Образование».
5. Комплект таблиц «Русский язык 3 класс». Издательство «Образование».
6. Орфографический словарь, словарь антонимов русского языка.
7. Музыкальная аппаратура, телеаппаратура, интерактивная доска, компьютер, мультимедийное оборудование, ИКТ-презентации, диски, репродукции картин художников.
приложение
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Название темы | Кол-во часов | Дата проведения | |
По плану | Фактически | |||
1 триместр: 10 учебных недель и 2учебных дня. Всего 42 часа, из них: контрольных диктантов– 3, контрольное списывание – 1. | ||||
Раздел №1 Повторение (10 часов) | ||||
1 | Вводный урок. Знакомство с новым учебником «Русский язык». Что мы знаем о слове. | 1 | 01.09 | 01.09 |
2 | Что мы знаем о тексте. Признаки текста. | 1 | 02.09 | 02.09 |
3 | Что мы знаем о слове, предложении, тексте. | 1 | 05.09 | 05.09 |
4 | Признаки текста. Орфограммы. По каким признакам можно обнаружить орфограммы в словах и между словами. | 1 | 06.09 | 06.09 |
5 | Признаки текста. Орфограммы. По каким признакам можно обнаружить орфограммы в словах и между словами. | 1 | 08.09 | 08.09 |
6 | Повторяем изученные орфограммы и их графическое обозначение. Контрольное списывание. | 1 | 09.09 | 09.09 |
7 | Развитие умения писать заглавную букву в словах. Работа над ошибками. | 1 | 12.09 | 12.09 |
8 | Развитие умения писать заглавную букву в словах. | 1 | 13.09 | 13.09 |
9 | Развитие умения писать заглавную букву в словах. Словарный диктант. | 1 | 15.09 | 15.09 |
10 | Проверочный диктант № 1. | 1 | 16.09 | 16.09 |
Раздел № 2 Слово. Части слова. Корень. Чередование согласных звуков в слове ( 3 часа) | ||||
11. | Повторение понятий корень слова, однокоренные слова. Понятие о чередовании согласных звуков в корне слова. | 1 | 19.09 | 19.09 |
12. | Однокоренные слова с чередующимися согласными звуками в корне. | 1 | 20.09 | 20.09 |
13. | Развитие речи. Творческая работа. Составление связного текста из деформированных предложений. | 1 | 22.09 | 22.09 |
Раздел №3. Правописание проверяемых согласных букв в корне слова. Удвоенные согласные в корне слова (9 часов). | ||||
14. | Правописание проверяемых согласных букв в корне слова. | 1 | 23.09 | 23.09 |
15. | Развитие умения видеть изучаемую орфограмму в словах, правильно писать слова и графически обозначать орфограмму. | 1 | 26.09 | 26.09 |
16. | Развитие умения видеть изучаемую орфограмму в словах, правильно писать слова и графически обозначать орфограмму. | 1 | 27.09 | 27.09 |
17. | Развитие умения видеть изучаемую орфограмму в словах, правильно писать слова и графически обозначать орфограмму. | 1 | 29.09 | 29.09 |
18. | Орфография. Понятие об удвоенных согласных буквах. | 1 | 30.09 | 30.09 |
19. | Понятие об удвоенных согласных буквах. | 1 | 03.10 | 03.10 |
20. | Правописание слов с удвоенными согласными буквами в корне. | 1 | 04.10 | 04.10 |
21 | Правописание слов с удвоенными согласными буквами в корне. | 1 | 06.10 | 06.10 |
22 | Правописание слов с удвоенными согласными буквами в корне. | 1 | 07.10 | 07.10 |
Раздел №4. Непроизносимые согласные в корне слова (9 часов). | ||||
23 | Словарный диктант. Наблюдение за словами с непроизносимым согласным звуком в корне. | 1 | 17.10 | 17.10 |
24 | Правило написания букв, обозначающих непроизносимые согласные звуки в корне слова. | 1 | 18.10 | 18.10 |
25 | Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне. | 1 | 20.10 | 20.10 |
26 | Слова, в которых нет непроизносимого согласного звука.. | 1 | 21.10 | 21.10 |
27 | Формулирование обобщенного правила «Правописание проверяемых согласных в корне слова». | 1 | 24.10 | 24.10 |
28 | Правописание проверяемых согласных в корне слова. | 1 | 25.10 | 25.10 |
29 | Правописание проверяемых согласных в корне слова. | 1 | 27.10 | 27.10 |
30 | Контрольный диктант № 2. | 1 | 28.10 | 28.10 |
31 | Анализ ошибок и коррекция знаний. | 1 | 31.10 | 31.10 |
Раздел №5 Безударные гласные в корне слова (7 часов). | ||||
32 | Правописание безударных гласных в корне слова. Подбор проверочных слов к словам с двумя безударными гласными. | 1 | 01.11 | 01.11 |
33 | Развитие умения видеть в словах орфограммы - безударные гласные. Развитие речи. Обучающее сочинение по наблюдениям. | 1 | 03.11 | 03.11 |
34-35 | Упражнения в правописании слов с безударными гласными в корне. | 2 | 04.11 07.11 | 04.11 07.11 |
36 | Развитие умения видеть в словах орфограммы - безударные гласные. | 1 | 08.11 | 08.11 |
37. | Развитие умения видеть в словах орфограммы - безударные гласные. | 1 | 10.11 | 10.11 |
38 | Контрольный диктант №3. | 1 | 11.11 | 11.11 |
Раздел №6. Сложные слова и их правописание (4 часов). | ||||
39 | Знакомство с понятием «Сложные слова». | 1 | 14.11 | 14.11 |
40 | Соединительные гласные о и е в сложных словах. | 1 | 15.11 | 15.11 |
41 | Образование сложных слов. Словарный диктант. | 1 | 17.11 | 17.11 |
42 | Сложные слова - имена существительные и имена прилагательные, их использование в речи для характеристики людей. | 1 | 18.11 | 18.11 |
II триместр. 11 учебных недель. Всего 44 часа, из них: контрольных диктантов – 1. | ||||
43. | Употребление в речи и правописание сложных слов. Словарный диктант | 1 | 28.11 | 28.11 |
44 | Употребление в речи и правописание сложных слов. Развитие речи. Свободный диктант. | 1 | 29.11 | 29.11 |
Раздел №7 Части слова. Приставка (1 час). | ||||
45 | Приставка, ее роль в слове (повторение). Развитие умения находить в словах приставки. | 1 | 01.12 | |
Раздел №8. Безударные гласные в приставках (4 часа). | ||||
46 | Правописание безударных гласных в приставках. | 1 | 02.12 | 02.12 |
47 | Приставки про- и пра-, по- и па-. | 1 | 05.12 | 05.12 |
48 | Почему появляется удвоенная согласная буква на стыке приставки и корня? | 1 | 06.12 | 06.12 |
49 | Различение и правописание слов с удвоенной согласной буквой в корне и на стыке приставки и корня. | 1 | 08.12 | 08.12 |
Раздел№9. Разделительные твёрдый и мягкий знаки (5 часов). | ||||
50 | Звук Й и его обозначение на письме. Правописание слов с разделительными ъ и ь знаками. | 1 | 09.12 | 09.12 |
51 | Правописание слов с разделительными Ъ и Ь знаками. | 1 | 12.12 | 12.12 |
52 | Правописание слов с разделительными Ъ и Ь знаками. | 1 | 13.12 | 13.12 |
53 | Упражнения в правописании слов с Ъ и Ь. | 1 | 15.12 | 15.12 |
54 | Контрольный диктант № 4. | 1 | 16.12 | 16.12 |
Раздел №10. Части слова. Основа и окончание слова (4 часа). | ||||
55 | Понятие об окончании и основе слова. | 1 | 19.12 | 19.12 |
56 | Развитие умения находить в слове окончание. | 1 | 20.12 | 09.01 |
57 | Как найти в слове основу? | 1 | 22.12 | 09.01 |
58 | Развитие умения находить в слове окончание и основу. | 1 | 23.12 | 10.01 |
Раздел №11 Части слова. Суффикс (2 часа). | ||||
59 | Развитие умения находить в слове окончание и основу. | 1 | 26.12 | 10.01 |
60 | Развитие умения находить в слове суффикс. Обобщение и систематизация знаний о частях слова. | 1 | 27.12 | 12.01 |
Раздел №12. Разбор слова по составу ( 3 часа) | ||||
61 | Упражнения в разборе слов по составу. Словарный диктант. | 1 | 29.12 | 12.01 |
62 | Упражнения в разборе слов по составу. | 1 | 30.12 | 13.01 |
63 | Упражнения в разборе слов по составу. | 1 | 09.01 | 13.01 |
Раздел №13. Части речи в русском языке (1 час). | ||||
64 | Части речи в русском языке. | 1 | 10.01 | 16.01 |
Раздел №14. Имя существительное как часть речи (2 часа) | ||||
65 | Определение имени существительного. | 1 | 12.01 | 16.01 |
66 | Роль имен существительных в речи. Развитие речи. Творческая работа: составление текста. | 1 | 13.01 | 17.01 |
Раздел №15. Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые (2 часа). | ||||
67 | Понятие об одушевленных и неодушевленных именах существительных. | 1 | 16.01 | 19.01 |
68 | Урок-обобщение. Что мы знаем об именах существительных. Имена существительные мужского, среднего и женского рода. | 1 | 17.01 | 20.01 |
Раздел № 16. Род имён существительных (3 часа). | ||||
69 | Род - постоянный признак имен существительных. | 1 | 19.01 | 23.01 |
70 | Окончание имен существительных в единственном и множественном числе. | 1 | 20.01 | 24.01 |
71 | Изменение имен существительных по числам. | 1 | 23.01 | 26.01 |
Раздел №17. Число имён существительных (4 часа). | ||||
72 | Образование множественного числа имен существительных. Словарный диктант. | 1 | 24.01 | 27.01 |
73 | Окончания имен существительных мужского, среднего и женского рода. | 1 | 26.01 | 30.01 |
74 | Разбор имени существительного как части речи. Образование имен существительных с уменьшительно-ласкательным значением. | 1 | 27.01 | 31.01 |
75 | Разбор имени существительного как части речи. Образование имен существительных с уменьшительно-ласкательным значением. | 1 | 30.01 | 02.02 |
Раздел № 18. Словообразование имён существительных (7 часов). | ||||
76 | Образование имен существительных от основ существительных и глаголов. | 1 | 31.01 | 03.02 |
77 | Развитие речи. Сочинение сказки по серии картинок с использование имен существительных с разными суффиксами. | 1 | 02.02 | 06.02 |
78 | Разбор имен существительных по составу. | 1 | 07.02 | |
79 | Развитие речи. Творческая работа. | 1 | 09.02 | |
80 | Развитие речи. Обучающее изложение «Мурлыка». | 1 | 10.02 | |
81 | Разбор имен существительных по составу. | 1 | 13.02 | |
Раздел №19. Местоимение как часть речи (4 часов). | ||||
82 | Понятие о местоимении. | 1 | 10.02 | 14.02 |
83 | Местоимения 1,2, 3-го лица. Правописание предлогов с местоимениями. | 1 | 13.02 | 16.02 |
84 | Разбор местоимения как части речи. | 1 | 14.02 | 17.02 |
85 | Роль личных местоимений в речи о себе. Развитие речи. Обучающее сочинение «О себе» | 1 | 16.02 | 20.02 |
86 | Закрепление знаний о местоимении. | 1 | 17.02 | 21.02 |
III триместр. 12 учебных недель и 3 учебных дня. Всего 50 часов, из них: контрольных диктантов – 3, изложений – 1, контрольных словарных диктантов – 2, контрольных списываний – 1 | ||||
87 | Развитие речи. Свободный диктант «Паучок» | 1 | 27.02 | |
Раздел №20. Имя прилагательное как часть речи (1 час). | ||||
88 | Определение имени прилагательного. | 1 | 28.02 | |
Раздел №20. Имя прилагательное как часть речи (2 часа). | ||||
89 | Роль имен прилагательных в речи. Связь имен прилагательных с именами существительными. | 1 | 02.03 | |
90 | Разбор имени прилагательного как части речи. | 1 | 03.03 | |
Раздел №21. Правописание безударных гласных в окончаниях имён прилагательных (3 часа). | ||||
91 | Окончания имен прилагательных в мужском, женском, среднем роде и во множественном числе. | 1 | 06.03 | |
92 | Как проверить правописание безударных гласных в окончаниях имен прилагательных. | 1 | 07.03 | |
93 | Развитие умения писать безударные гласные в окончаниях имен прилагательных. Знакомство с антонимами. | 1 | 09.03 | |
Раздел № 22. Разбор имён прилагательных по составу (5 часов). | ||||
94 | Словообразование имен прилагательных. | 1 | 10.03 | |
95 | Разбор имен прилагательных по составу. Сочинение по опорным сочетаниям слов. | 1 | 13.03 | |
96 | Развитие умения писать безударные гласные в окончаниях имен прилагательных. | 1 | 14.03 | |
97 | Развитие умения писать безударные гласные в окончаниях имен прилагательных. | 1 | 16.03 | |
98 | Контрольный диктант № 5 по теме «Имя прилагательное». | 1 | 17.03 | |
Раздел №23. Глагол как часть речи (4 часа) | ||||
99 | Анализ ошибок и коррекция знаний. Определение глагола как части речи. | 1 | 20.03 | |
100 | Изменение глагола по временам. | 1 | 21.03 | |
101 | Суффикс -л- в глаголах прошедшего времени. Изменение глаголов прошедшего времени по родам. | 1 | 23.03 | |
102 | Изменение глаголов по числам. | 1 | 24.03 | |
Раздел №24. Правописание частицы не с глаголами (2 часа) | ||||
103 | Употребление частицы не с глаголами. Правило написания частицы не с глаголами. | 1 | 27.03 | |
104 | Развитие речи. Свободный диктант. | 1 | 28.03 | |
Раздел № 25 Неопределённая форма глагола (9 часов). | ||||
105 | Понятие о неопределенной форме глагола. | 1 | 30.03 | |
106 | Неопределенная форма глагола. Правописание глаголов в неопределенной форме. | 1 | 31.03 | |
107 | Образование форм времени от неопределенной формы глагола. | 1 | 10.04 | |
108-109 | Разбор глагола как части речи. | 2 | 11.04 13.04 | |
110 | Контрольный диктант № 6 по теме «Глагол». | 1 | 14.04 | |
111 | Анализ ошибок и коррекция знаний. | 1 | 17.04 | |
112 | Развитие речи. Контрольное изложение «Перелетные птицы» | 1 | 18.04 | |
113 | Обобщение и закрепление изученных знаний. | 1 | 20.04 | |
Раздел № 26 Предложение. Виды предложений по цели высказывания (2 часа). | ||||
114 | Виды предложений по цели высказывания. | 1 | 21.04 | |
115 | Интонация в предложениях, различных по цели высказывания. Логическое ударение. Восклицательные и невосклицательные предложения. | 1 | 24.04 | |
Раздел №27 Главные и второстепенные члены предложения (5 часов) | ||||
116 | Грамматическая основа предложения..Подлежащее и сказуемое. | 1 | 25.04 | |
117 | Развитие умения находить в предложении подлежащее и сказуемое. | 1 | 27.04 | |
118 | Понятие о второстепенных членах предложения. | 1 | 28.04 | |
119 | Составление схем предложения и предложений по схемам. Предложения распространенные и нераспространённые. | 1 | 01.05 | Объединение 02.05 |
120 | Разбор предложений. Контрольный словарный диктант. | 1 | 02.05 | |
121 | Однородные подлежащие и сказуемые. Упражнение в нахождении однородных членов предложений и их графическом обозначении | 1 | 04.05 | |
Раздел №28. Предложения с однородными членами (6 часов). | ||||
122 | Роль знаков препинания в письменной речи. Запятая в предложениях с однородными членами. | 1 | 05.05 | |
123 | Развитие умения ставить запятую в предложениях с однородными членами. | 1 | 08.05 | Объединение 12.05 |
124 | Главные и второстепенные однородные члены предложения. Определение однородных членов предложения. | 1 | 09..05 | |
125 | Обобщение и закрепление изученных знаний. | 1 | 11.05 | Объединение 15.05 |
126 | Промежуточная аттестация. | 1 | 12.05 | 11.05 |
Раздел № 29 Простые и сложные предложения (6 часов). | ||||
127 | Понятие о простом и сложном предложении. | 1 | 15.05 | Объединение 15.05 |
128 | Запятая в сложном предложении без союзов. Схема сложного предложения. | 1 | 16.05 | |
129 | Развитие умения различать сложные предложения и простые предложения с однородными членами и ставить в них запятые. | 1 | 18.05 | |
130 | Разбор простого и сложного предложений. Развитие речи. Свободный диктант. | 1 | 19.05 | |
131 | Обобщение и закрепление изученных знаний. Контрольное списывание. | 1 | 22.05 | |
132 | Обобщение и закрепление изученных знаний. Контрольный словарный диктант. | 1 | 23.05 | |
Раздел № 30 Повторение (7 часов). | ||||
133 | Повторение знаний о предложении, тексте, частях речи. | 1 | 25.05 | |
134 | Повторение изученных орфограмм и состава слова. | 1 | 26.05 | |
135 | Повторение изученных орфограмм и их графическое обозначение. | 1 | 29.05 | |
136 | Повторение изученных орфограмм и их графическое обозначение. | 1 | 30.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку.3класс
Рабочая программа по русскому языку. 3 класс. Учебник "Русский язык" Рамзаева Т.Г....
рабочая программа по русскому языку 3класс
Рабочая программа по русскому языку составлена в соответствии с требованиями ФГОС...
Рабочая программа по русскому языку 3класс
По учебнику Т.Г.Рамзаевой...
рабочая программа по русскому языку 3класс Пнш
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» составлена в соответствии с Законом РФ «Об образовании» ст.32 п.7, примерной программой по русскому языку и на основе У...
Рабочая программа по русскому языку для 3класса
Программа составлена на основе авторской программы В.П. КанакинойУМК "Школа России"...
Рабочая программа по русскому языку (система Л.В.Занкова),3класс
Рабочая программа по русскому языку разработана для учителей, работающих по системе Л.Занкова в 3 классе....
Рабочая программа по русскому языку. 3класс
УМК "Гармония".Автор Соловейчик...