Рабочая программа по русскому языку для 3класса
методическая разработка по русскому языку (3 класс) по теме
Программа составлена на основе авторской программы В.П. Канакиной
УМК "Школа России"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy_yazyk.docx | 96.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Тростенецкая средняя общеобразовательная школа Новооскольского района Белгородской области»
«Согласовано» Руководитель межшкольного методического объединения учителей начальных классов _____________/Гурова Е.А./ Протокол № ___ от «__»____________2013г. | «Согласовано» Заместитель директора по УР МБОУ «Тростенецкая СОШ» _____________/_Голубина С.И../ «____»____________2013г. | «Утверждаю» Директор МБОУ «Тростенецкая СОШ» __________ / Терехова Т.В/ Приказ№_______от «____»_______________2013г. |
Рабочая программа
учителя начальных классов
Власовой Людмилы Николаевны
по учебному предмету
«Русский язык»
для 3класса
(базовый уровень)
2013 – 2014 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку (систематический курс) для 3общеобразовательного класса разработана на основе Примерной программы начального общего образования (М. : Просвещение, 2011), авторской программы «Русский язык» (Канакина В.П. ,Горецкий В.Г., Дементьева М.Н., Стефаненко Н.А. , Бойкина М.В..–М. : Просвещение, 2011), в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта начального образования, учебного плана МБОУ «Тростенецкая средняя общеобразовательная школа» на 2013-2014 учебный год, с учетом рекомендаций ОГАОУ ДПО «Белгородский институт развития образования», изложенных в инструктивно – методическом письме «О преподавании предметов в начальной школе в условиях перехода на ФГОС в Белгородской области в 2013-2014 учебном году».
Преподавание ведется по УМК «Школа России» (руководитель проекта А.А. Плешаков).
Общая характеристика учебного предмета.
Язык играет в жизни общества и каждого человека уникальную роль:
- он является основным средством общения между людьми;
- с его помощью сохраняется информация, накопленная человечеством в различных областях науки и культуры;
- язык является основным средством познания окружающего мира;
- владение родным и государственным языком — это один из критериев самоидентификации человека как представителя национальности, народности, государства;
- использование языка в различных ситуациях общения свидетельствует о культурном уровне человека.
Целями изучения предмета «Русский язык» являются:
- ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;
- формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета:
- развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
- формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;
- формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;
- воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
Для реализации программного содержания используются:
- Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. Учебник. 3 класс. Учебник для общеобразов. учреждений в 2-х Ч.– М.: Просвещение, 2013
- Канакина В.П. Русский язык. Рабочая тетрадь.в 2-х Ч. 3 класс.– М.: Просвещение, 2013
C целью выявления степени усвоения программного материала планируется проведение 14 контрольных работ:
- диктант – 4
- словарный диктант – 4
- тестирование – 2
- контрольная работа – 4
Количество слов для словарных диктантов: 10-12 слов
Количество слов в текстах, предназначенных для контрольных диктантов :в конце года 55 – 65
Тексты, предназначенные для изложения, в каждом классе увеличиваются соответственно на 15 – 20 слов.
В конце учебного года проводится комплексная контрольная работа на межпредметной основе
Для реализации поставленных ФГОС НОО задач в рабочую программу включена работа над проектами.
Проекты:
- Рассказ о слове
- Семья слов
- Составляем орфографический словарь
- Тайна имени
- «Зимняя страничка
- Имена прилагательные в загадках
Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствуют требованиям Федерального компонента государственного стандарта начального образования.
Описание места учебного предмета в учебном плане.
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 675 часов для обязательного изучения русского языка на ступени начального образования, из них в 3 классе 170 учебных часа из расчета 5 учебных часов в неделю (34учебные недели)
В течение года возможно изменение количества часов на изучение тем программы в связи с совпадением уроков расписания с праздничными днями, сроками изменения каникул и другими особенностями функционирования образовательного учреждения.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета «Русский язык».
Ведущее место предмета «Русский язык» в системе общего образования обусловлено тем, что русский язык является государственным языком Российской Федерации, родным языком русского народа, средством межнационального общения. Изучение русского языка способствует формированию у учащихся представлений о языке как основном средстве человеческого общения, явлении национальной культуры и основе национального самосознания.
В процессе изучения русского языка у учащихся начальной школы формируется позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, стремление к его грамотному использованию, понимание того, что правильная устная и письменная речь являются показателем общей культуры человека. На уроках русского языка ученики получают начальное представление о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета, учатся ориентироваться в целях, задачах, условиях общения, выборе адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативной задачи.
Русский язык является для учащихся основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. Успехи в изучении русского языка во многом определяют результаты обучения по другим школьным предметам.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Личностные
- Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
- Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
- Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
- Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
- Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
- Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
- Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
- Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
- Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
- Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные
- Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
- Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
- Использование знаково-символических средств представления информации.
- Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.
- Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.
- Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
- Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
- Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.
- Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
- Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
- Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
- Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
- Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
Предметные
- Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.
- Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.
- Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.
- Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета.
- Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов.
- Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное.
- Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
- Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи;
- Формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка
Содержание учебного предмета
Виды речевой деятельности
Слушание (аудирование). Осознание целей и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на слух основной и второстепенной информации предъявляемого текста, определение его основной мысли, передача его содержания по вопросам.
Говорение. Использование языковых средств в устной речи в соответствии с целями и условиями общения. Практическое овладение диалогической формой речи. Формирование умений начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями разных типов (описание, повествование, рассуждение) на доступные детям темы. Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.
Чтение. Чтение и понимание учебного текста (орфографических правил, грамматических понятий, формулировок вопросов и заданий), перечитывание текста по заданию, выборочное чтение с целью нахождения необходимого учебного материала.
Письмо. Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами. Изложение содержания прослушанного и прочитанного текста (подробное, сжатое, выборочное). Изложение текста-повествования, повествования с элементами описания. Создание письменных высказывании разных стилей, жанров и типов речи (письмо, записка, поздравление, отзыв, инструкция). Создание небольших текстов (сочинений) по интересной детям тематике (на основе впечатлений, литературных произведений, сюжетных картин, серий картин, просмотра фрагмента видеозаписи и т. п.)
Текст. Осознание текста как результата речевой деятельности (на практическом уровне). Признаки текста. Выделение в тексте темы, основной мысли. Составление плана текста. Особенности текста-повествования и текста-описания. Создание простейших текстов различного типа в соответствии условиями общения в учебной и бытовой сферах, текстов образного характера (после детальной предварительной подготовки).
Систематический курс
Фонетика и орфография.
Формирование орфографической зоркости, использование разных способов проверки орфограмм в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря.
Применение правил правописания и пунктуации:
- проверяемые безударные гласные в корне слова;
- парные звонкие и глухие согласные в корне слова;
- непроизносимые согласные;
- непроверяемые гласные и согласные в корне слова (на ограниченном перечне слов); (непроверяемые буквы-орфограммы гласных и согласных звуков в корне слова
- гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках;
- разделительные ъ и ь;
- мягкий знак после шипящих на конце имён существительных (речь, рожь, мышь);
- безударные падежные окончания имён существительных (кроме существительных на -мя, -ий, -ье, -ия, -ов, -ин);
- безударные падежные окончания имён прилагательных;
- раздельное написание предлогов с именами существительными;
- раздельное написание предлогов с личными местоимениями;
- раздельное написание частицы не с глаголами;
- раздельное написание предлогов с другими словами;
- знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательные знаки;
- знаки препинания (запятая) в предложениях с однородными членами;
Основные виды учебной деятельности обучающихся
Выполнение звукобуквенного анализа слова (определение количество слогов, выполнение элементарной транскрипции, нахождение ударных и безударных слогов, соотношение количества и порядка расположения букв и звуков, характеристика согласных и гласных звуков).
Лексика.
Многозначность слова. Прямое и переносное значение слова. Омонимы. Способы разграничения многозначных и омонимичных слов. Синонимы. Отличия однокоренных слов от синонимов и омонимов. Антонимы.
Происхождение слов. Использование сведений о происхождении слов при решении орфографических задач.
Основные виды учебной деятельности обучающихся
Различение прямого и переносного значения слова; нахождение в тексте синонимов и антонимов; различение однокоренных слов от омонимов и синонимов.
Морфемика и словообразование.
Образование слов с помощью суффиксов. Образование слов с помощью приставок. Образование слов с помощью приставки и суффикса одновременно. Сложные слова с соединительными гласными.
Чередования звуков, видимые на письме (исторические чередования). Системность подобных чередований при словообразовании и словоизменении.
Разбор слова по составу.
Основные виды учебной деятельности обучающихся
Сравнение слов, связанных отношениями производности: объяснение, какое из них от какого образовано, указывая способ словообразования (с помощью приставки, с помощью суффикса, с помощью приставки и суффикса одновременно, сложением основ с соединительным гласным).
Выполнение разбора слова по составу на основе словообразовательного анализа (вычленение окончания и основы, в составе основы находить корень, приставку, суффикс).
Обнаружение регулярных исторических чередований (чередований, видимых на письме).
Морфология. Понятие о частях речи.
Имя существительное как часть речи. Категориальное значение (значение предметности). Разряды по значению (на уровне наблюдения). Одушевленность. Значение числа. Изменение по числам. Значение рода. Синтаксическое значение падежа (изменение слова для связи с другими словами в предложении). Склонение как изменение по числам и падежам.
Синтаксическая функция имен существительных в предложении.
Три склонения существительных. Правописание безударных падежных окончаний. Написание о-ё после шипящих и ц в падежных окончаниях существительных. Написание существительных с суффиксом -ищ-.
Морфологический разбор имени существительного.
Имя прилагательное как часть речи. Категориальное значение (значение признака). Начальная форма. Зависимость от имени существительного в значениях числа, рода и падежа. Значение числа. Склонение (твердый и мягкий варианты).
Синтаксическая функция имен прилагательных в предложении.
Правописание безударных падежных окончаний. Традиционное написание окончания -ого.
Местоимение как часть речи (общее представление). Категориальное значение (значение указания на имя). Личные местоимения. Изменение по лицам и числам.
Глагол как часть речи (значение действия). Категориальное значение. Неопределенная форма глагола как его начальная форма. Суффикс неопределенной формы -ть (-ти, -чь). Суффикс -л- глагола прошедшего времени. Другие глагольные суффиксы -а, -е, -и, -о, -у, -я, постфиксы -ся (сь). Изменение по временам. Изменение по числам. Изменение в прошедшем времени по родам. Изменение в настоящем и будущем времени по лицам. Связь форм лица с личными местоимениями.
Синтаксическая функция глаголов в предложении.
Различение написания -ться и -тся в глаголах, стоящих в неопределенной форме и в формах 3 л. ед. и мн. ч.
Числительное
Общее представление о числительных. Значение и употребление в речи количественных и порядковых числительных.
Основные виды учебной деятельности обучающихся
Различение частей речи: существительного, прилагательного, глагола, местоимения, предлога.
Упражнения в различении на письме приставки и предлоги.
Изменение существительного по числам и падежам; определение их рода.
Различение названия падежей.
Изменение прилагательного по числам, падежам и родам.
Изменение глаголов по временам и числам; в прошедшем времени — по родам; в настоящем и будущем времени — по лицам.
Синтаксис.
Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их сходства и различия). Определение в словосочетании главного и зависимого слов при помощи вопроса. Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и невосклицательные.
Формирование умения составлять схему предложения.
Простое предложение. Нахождение главных членов предложения: подлежащее и сказуемое. Различение главных и второстепенных членов предложения. Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении. Предложения распространённые и нераспространённые. Синтаксический анализ простого предложения с двумя главными членами.
Нахождение однородных членов и самостоятельное составление предложений с ними без союзов и с союзами и, а, но. Использование интонации перечисления в предложениях с однородными членами.
Нахождение в предложении обращения (в начале, в середине или в конце предложения).
Сложное предложение (общее представление). Различение простых и сложных предложений.
Основные виды учебной деятельности обучающихся
Упражнения в нахождении в составе предложения всех словосочетаний; умение в словосочетании находить главное слово и зависимое, ставить от первого ко второму вопрос.
Нахождение в предложении основы (подлежащего и сказуемого) и второстепенных членов предложения (дополнения, обстоятельства, определения).
Постановка смысловых и падежных вопросов к разным членам предложения.
Лексикография.
Использование учебных словарей: толкового, словаря устойчивых выражений, орфографического (словарь «Пиши правильно»), обратного, орфоэпического (словарь «Произноси правильно»), этимологического (Словарь происхождения слов) для решения орфографических и орфоэпических задач, а также задач развития речи.
Основные виды учебной деятельности обучающихся
Работа со словарями (орфографическим, обратным, произношения, толковым, этимологическим, устойчивых выражений).
Развитие речи.
Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение?
Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация с учётом ситуации общения. Овладение умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т.п.). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), в том числе при обращении с помощью средств ИКТ.
Практическое овладение монологической формой речи. Умение строить устное монологическое высказывание на определённую тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение).
Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста.
Последовательность предложений в тексте.
Последовательность частей текста (абзацев).
Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев).
План текста. Составление планов к заданным текстам. Создание собственных текстов по предложенным и самостоятельно составленным планам.
Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности.
Знакомство с жанрами письма и поздравления.
Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учётом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; использование в текстах синонимов и антонимов.
Знакомство с основными видами изложений и сочинений (без заучивания учащимися определений): изложение подробное и выборочное, изложение с элементами сочинения; сочинение-повествование, сочинение-описание, сочинение-рассуждение.
Основные виды учебной деятельности обучающихся
Определение темы и основной мысли (основное переживание) текста, составление план текста и использование его при устном и письменном изложении, при устном и письменном сочинении.
Членение текста на абзацы, оформляя это членение на письме.
Оформление писем элементарного содержания.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Наименование раздела и тем | Часы учеб ного време ни | Плано вые сроки прохожде ния | Характеристика основной деятельности ученика |
Наша речь и наш язык | 2час | |||
1 | Виды речи. Речь, ее назначение. Речь – отражение культуры человека | 1 | 02.09 | Различать язык и речь. Объяснять, в каких случаях жизни мы пользуемся разными видами речи и что такое хорошая речь. Рассказывать о сферах употребления в России русского языка и национальных языков. Анализировать высказывания о русском языке (высказывание А.Куприна). Находить выразительные средства русской речи в поэтических строках А.Пушкина. |
2 | Р.Р. Составление текста по рисунку | 2 | 03.09 | |
Текст. Предложение. Словосочетание | 14час | |||
3 | Текст как единица языка и речи. Типы текста | 1 | 05.09 | Составлять текст по рисунку (рассматривать рисунок, определять его тему, обсуждать содержание предстоящего рассказа по рисунку, выделять части в содержании рассказа, записывать составленный текст). Различать текст и предложение, текст и набор предложений. Определять тему и главную мысль текста. Подбирать заголовок к заданному тексту и определять по заголовку содержание текста. Выделять части текста и обосновывать правильность их выделения. Различать типы текстов: повествование, описание, рассуждение. Восстанавливать деформированный текст (с нарушенным порядком предложений), подбирать к нему заголовок, определять тип текста, записывать составленный текст. Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику. Отличать предложение от группы слов, не составляющих предложение. Анализировать непунктированный текст, выделять в нем предложения. Выделять в письменном тексте диалог. Наблюдать над значением предложений, различных по цели высказывания (без терминологии), находить их в тексте, составлять предложения такого типа. Соблюдать в устной речи логическое (смысловое) ударение и интонацию конца предложения. Классифицировать предложения по цели высказывания и по интонации. Анализировать содержание таблицы и составлять сообщение о типах предложений. Обосновывать знаки препинания в конце предложений. Находить обращения в предложении и наблюдать за выделением обращения в письменной речи. Устанавливать при помощи вопросов связь между членами предложения. Различать и выделять главные и второстепенные члены в предложении, распространенные и нераспространенные предложения. Распространять нераспространенные предложение второстепенными членами. Читать и составлять модели предложения, находить по ним предложения в тексте. Работать с памяткой «Как разобрать предложение по членам». Планировать свои действия при разборе предложения по членам на основе заданного алгоритма. Обсуждать алгоритм разбора предложения по членам и разбирать предложение по членам. Различать простые и сложные предложения, объяснять знаки препинания внутри сложного предложения. Составлять из двух простых предложений одно сложное. Различать словосочетание и предложение. Выделять в предложении словосочетания. Устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении. Составлять предложения из деформированных слов, словосочетаний по рисунку, по заданной теме, по модели. Узнавать в тексте незнакомые слова, определять их значение по толковому словарю. Распознавать многозначные слова, слова в прямом и переносном значении. Находить синонимы, антонимы среди других слов, в предложении, тексте, подбирать к слову синонимы и антонимы. Работать с толковым словарем, словарями синонимов и антонимов; находить в них необходимую информацию о слове. Распознавать омонимы, объяснять их лексическое значение. Находить в тексте и в предложении фразеологизмы, объяснять их значение, отличать фразеологизм от неустойчивого словосочетания. Работать со словарем фразеологизмов. Выбирать слова в соответствии с целью и адресатом высказывания. Устранять однообразное употребление слова в данном и в собственном тексте. Узнавать изученные части речи среди других слов и в предложении, классифицировать их, приводить примеры слов изученных частей речи. Определять грамматические признаки изученных частей речи и обосновывать правильность их выделения. Распознавать имя числительное по значению и по вопросам (сколько? который?), объяснять значение имен числительных в речи. Распознавать однокоренные слова, выделять в них корень. Различать, сравнивать однокоренные слова и слова-синонимы, слова с омонимичными корнями. Различать слово и слог, звук и букву. Проводить звуковой и звукобуквенный разбор определенного слова. Определять наличие в слове изученных орфограмм. Находить и отмечать в словах орфограммы. Подбирать несколько проверочных слов с заданной орфограммой. Группировать слова по типу орфограммы. Формулировать определения однокоренных слов и корня слова. Различать однокоренные слова, группировать однокоренные слова (с общим корнем), выделять в них корень, подбирать примеры однокоренных слов. Различать однокоренные слова и синонимы, однокоренные слова и слова с омонимичными корнями, однокоренные слова и формы одного и того же слова. Находить чередующиеся звуки в корне слова. Различать сложные слова, находить в них корни. Формулировать определение окончания, выделять окончание в слове, доказывать значимость окончания в слове. Различать однокоренные слова и формы одного и того же слова. Формулировать определения приставки и суффикса. Объяснять значение приставок и суффиксов в слове. Выделять в словах приставки и суффиксы. Образовывать слова с помощью приставки или суффикса. Выделять в словах основу слова. Работать с памяткой «Как разобрать слово по составу». Обсуждать алгоритм разбора слов по составу.
|
4. | Предложение. Признаки предложения | 2 | 06.09 | |
5. | Тестирование №1 по теме « Изученное во 2 классе» (входной контроль) | 3 | 07.09 | |
6. | Работа над ошибками. Виды предложений по цели высказывания и интонации | 4 | 09.09 | |
7. | Р.Р. Коллективное составление небольшого рассказа по репродукции картины К.Е. Маковского «Дети, бегущие от грозы» | 5 | 10.09 | |
8. | Повествовательные, вопросительные, побудительные предложения. Работа над ошибками | 6 | 12.09 | |
9 | Восклицательные предложения | 7 | 13.09 | |
10 | Обращение (общее понятие) | 8 | 14.09 | |
11 | Главные и второстепенные члены предложения. Связь слов в предложении | 9 | 16.09 | |
12 | Распространённые и нераспространённые предложения | 10 | 17.09 | |
13 | Разбор предложения по членам | 11 | 19.09 | |
14 | Простое и сложное предложения. Союзы в сложном предложении | 11 | 20.09 | |
15 | Контрольный диктант №1 по теме: «Правописание изученных орфограмм» | 12 | 21.09 | |
16 | Работа над ошибками. Словосочетание. Связь слов в словосочетании | 13 | 23.09 | |
17 | Р.Р. Коллективное составление небольшого рассказа по репродукции картины В.Д. Поленова «Золотая осень» | 14 | 24.09 | |
Слово в языке и речи | 19час | |||
18 | Работа над ошибками. Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова | 1 | 26.09 | |
19 | Синонимы и антонимы | 2 | 27.09 | |
20 | Омонимы. Словарный диктант №1 | 3 | 28.09 | |
21 | Слово и словосочетание | 4 | 30.09 | |
22 | Фразеологизмы | 5 | 01.10 | |
23 | Р.Р. Подробное изложение с языковым анализом текста («Ёлочка» упр. 88) | 6 | 03.10 | |
24 | Обобщение и углубление представлений об изученных частях речи. Имя существительное | 7 | 04.10 | |
25 | Глагол | 8 | 05.10 | |
26 | Имя числительное | 9 | 07.10 | |
27 | Р.Р. Составление текста – натюрморта по репродукции картины И.Т. Хруцкого «Цветы и плоды» | 10 | 08.10 | |
28 | Работа над ошибками. Имя числительное | 11 | 10.10 | |
29 | Однокоренные слова | 12 | 11.10 | |
30 | Слог, звуки и буквы. Гласные звуки и буквы для их обозначения | 13 | 12.10 | |
31 | Правописание слов с ударными и безударными гласными в корне слова | 14 | 14.10 | |
32 | Согласные звуки и буквы для их обозначения | 15 | 15.10 | |
33 | Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласным звуком в конце слова и в корне слова | 16 | 17.10 | |
34 | Мягкий разделительный Ь | 17 | 18.10 | |
35 | Р.Р. Изложение повествовательного текста по вопросам (упр. 129) | 18 | 19.10 | |
36 | Проект «Рассказ о Слове» | 19 | 21.10 | |
Состав слова | 16час | |||
37 | Контрольная работа №1 по теме: «Предложение. Части речи. Звуки и буквы» | 1 | 22.10 | |
38 | Работа над ошибками. Корень слова. Однокоренные слова | 2 | 24.10 | |
39 | Сложные слова | 3 | 25.10 | |
40 | Формы слова. Окончание | 4 | 26.10 | |
41 | Формы слова. Окончание | 5 | 05.11 | |
42 | Приставка (общее представление) | 6 | 07.11 | |
43 | Приставка - значимая часть слова | 7 | 08.11 | |
44 | Обобщение знаний о роли приставки в слове | 8 | 09.11 | |
45 | Р.Р. Сочинение по репродукции картины А.А. Рылова «В голубом просторе» | 9 | 11.11 | |
46 | Работа над ошибками. Суффикс (общее представление) | 10 | 12.11 | |
47 | Суффикс- значимая часть слова | 11 | 14.11 | |
48 | Образование слов с помощью суффикса | 12 | 15.11 | |
49 | Основа слова | 13 | 16.11 | |
50 | Обобщение знаний о составе слова. Изменяемые и неизменяемые слова, их употребление в речи. | 14 | 18.11 | |
51 | Разбор слова по составу | 15 | 19.11 | |
52 | Проект «Семья слов» | 16 | 21.11 | |
Правописание частей слова | 29 час | |||
53 | Общее представление о правописание частей слова | 1 | 22.11 | |
54 | Правописание слов с безударными гласными в корне | 2 | 23.11 | |
55 | Правописание безударных гласных в корне слова | 3 | 25.11 | |
56 | Правописание безударных гласных в корне слова. Словарный диктант №2 | 4 | 26.11 | |
57 | Правописание глухих и звонких согласных на конце слов | 5 | 28.11 | |
58 | Правописание глухих и звонких согласных в корне слов | 6 | 29.11 | |
59 | Правописание глухих и звонких согласных на конце слов | 7 | 30.11 | |
60 | Правописание глухих и звонких согласных в корне слов | 8 | 02.12 | |
61 | Правописание глухих и звонких согласных в корне слов | 9 | 03.12 | |
62 | Правописание слов с непроизносимым согласным звуком в корне | 10 | 05.12 | |
63 | Правописание слов с непроизносимым согласным звуком в корне | 11 | 06.12 | |
64 | Правописание слов с непроизносимым согласным звуком в корне | 12 | 07.12 | |
65 | Правописание слов с непроизносимым согласным звуком в корне | 13 | 09.12 | |
66 | Правописание слов с непроизносимым согласным звуком в корне | 14 | 10.12 | |
67 | Правописание слов с непроизносимым согласным звуком в корне | 15 | 12.12 | |
68 | Правописание слов с удвоенными согласными | 16 | 13.12 | |
69 | Правописание слов с удвоенными согласными | 17 | 14.12 | |
70 | Правописание суффиксов и приставок | 18 | 16.12 | |
71 | Правописание суффиксов и приставок | 19 | 17.12 | |
72 | Правописание суффиксов и приставок | 20 | 19.12 | |
73 | Контрольная работа№2 по теме «Правописание приставок и суффиксов». | 21 | 20.12 | |
74 | Работа над ошибками. Правописание приставок и предлогов. | 22 | 21.12 | |
75 | Правописание приставок и предлогов. | 23 | 23.12 | |
76 | Правописание приставок и предлогов. | 24 | 24.12 | |
77 | Правописание слов с разделительным твердым знаком | 25 | 26.12 | |
78 | Контрольный диктант №2 по теме: ««Правописание корней слов» (промежуточный контроль) | 26 | 27.12 | |
79 | Работа над ошибками | 27 | 28.12 | |
80 | Проект «Составляем орфографический словарь» | 28 | 13.01 | |
81 | Р.Р. Составление текста по репродукции картины В.М. Васнецова «Снегурочка» | 29 | 14.01 | |
Части речи | 76час | |||
82 | Работа над ошибками. Части речи (повторение и углубление знаний) | 1 | 16.01 | Распознавать имена существительные среди слов других частей речи, определять лексическое значение имен существительных. Различать среди однокоренных слов имена существительные. Выделять среди имен существительных одушевленные и неодушевленные (по вопросу и по значению). Находить среди имен существительных в тексте устаревшие слова, объяснять их значение. Распознавать собственные и нарицательные имена существительные, определять значение имен собственных. Обосновывать написание заглавной буквы в именах собственных. Определять число имен существительных. Изменить форму числа имен существительных. Распознавать имена существительные, изменение форму одного числа. Определять род имен существительных. Классифицировать имена существительные по роду и обосновывать правильность определения рода. Правильно записывать имена существительные с шипящим звуком на конце и контролировать правильность записи. Изменять имена существительные по падежам. Запоминать названия падежей. Определять падеж имен существительных. Распознавать именительный (родительный и др.) падеж, в котором употреблено имя существительное, по падежному вопросу и предлоге. Составлять предложение (словосочетание), употребляя в нем имя существительное в заданной падежной форме. Сопоставлять и различать внешние сходные падежные формы (именительный и винительный падежи, родительный и винительный падежи имен существительных одушевленных мужского рода и др.). Составлять сообщение об изученных падежах именсуществительных. Определять начальную форму имени существительного. Распознавать, пользуясь памяткой, изученные признаки имени существительного по заданному алгоритму и обосновывать правильность их определения. |
Имя существительное | 30час | |||
83 | Понятие об имени существительном как части речи | 1 | 17.01 | |
84 | Одушевленные и неодушевленные имена существительные | 2 | 18.01 | |
85 | Представление об устаревших словах в русском языке | 3 | 20.01 | |
86 | Р.Р. Подробное изложение текста по вопросам ( упр. 21) | 4 | 21.01 | |
87 | Собственные и нарицательные имена существительные | 5 | 23.01 | |
88 | Правописание имен собственных | 6 | 24.01 | |
89 | Правописание имен собственных | 7 | 25.01 | |
90 | Проект «Тайна имени» | 8 | 27.01 | |
91 | Число имён существительных Имена существительные, имеющие форму одного числа | 9 | 28.01 | |
92 | Р.Р. Изложение текста по плану (упр. 38) | 10 | 30.01 | |
93 | Род имён существительных | 11 | 31.01 | |
94 | Имена существительные общего рода (первое представление) | 12 | 01.02 | |
95 | Ь на конце имён существительных после шипящих | 13 | 03.02 | |
96 | Ь на конце имён существительных после шипящих | 14 | 04.02 | |
97 | Р.Р. Подробное изложение повествовательного текста. Составление устного рассказа по серии картин (упр. 63) | 15 | 06.02 | |
98 | Работа над ошибками. Словарный диктант №3 | 16 | 07.02 | |
99 | Изменение имён существительных по падежам | 17 | 08.02 | |
100 | Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. Неизменяемые имена существительные | 18 | 10.02 | |
101 | Р.Р. Составление текста по репродукции картины И.Я. Билибина «Иван – Царевич и Лягушка – Квакушка» | 19 | 11.02 | |
102 | Работа над ошибками. Именительный падеж | 20 | 13.02 | |
103 | Родительный падеж | 21 | 14.02 | |
104 | Дательный падеж | 22 | 15.02 | |
105 | Винительный падеж | 23 | 17.02 | |
106 | Творительный падеж | 24 | 18.02 | |
107 | Предложный падеж | 25 | 20.02 | |
108 | Р.Р.Сочинение по картине К.Ф. Юона «Конец зимы. Полдень» | 26 | 21.02 | |
109 | Работа над ошибками. Все падежи. Морфологический разбор имени существительного | 27 | 22.02 | |
110 | Контрольная работа №3 по теме «Имя существительное» | 28 | 24.02 | |
Работа над ошибками. Морфологический разбор имени существительного | 29 | 25.02 | ||
111 | Проект «Зимняя страничка» | 30 | 27.02 | |
Имя прилагательное | 19час | |||
112 | Работа над ошибками. Имя прилагательное как часть речи | 1 | 28.02 | Распознавать имена прилагательные среди других частей речи. Определять лексическое значение имен прилагательных. Выделять словосочетания с именами прилагательными из предложения. Подбирать к именам существительным подходящие по смыслу имена прилагательные, а к именам прилагательным – имена существительные. Распознавать сложные имена прилагательные и правильно их записывать (серебристо-белый и др.). Определять, каким членом предложения является имя прилагательное. Определять род имен прилагательных, классифицировать имена прилагательные по роду. Наблюдать зависимость рода имени прилагательного от формы рода имени существительного. Изменять имена прилагательные по родам в единственном числе. Писать правильно родовые окончания имен прилагательных. Определять форму числа имен прилагательных, изменять имена прилагательные по числам. Подбирать имена прилагательные для сравнения признаков предметов. Анализировать таблицу в учебнике «Изменение имен прилагательных по падежам». Определять начальную форму имени прилагательного. Определять падеж имен прилагательных по падежу имен существительных. Правильно произносить и писать имена прилагательные мужского и среднего рода в родительном падеже. Разбирать имя прилагательное как часть речи в том порядке, какой указан в памятке «Порядок разбора имени прилагательного». Определять изученные грамматические признаки имени прилагательного и обосновывать правильность их выделения. |
113 | Значение и употребление имен прилагательных в речи. | 2 | 01.03 | |
114 | Сложные имена прилагательные, обозначающие цвета и оттенки цвета | 3 | 03.03 | |
115 | Роль прилагательных в тексте. Текст – описание. | 4 | 04.03 | |
116 | Р.Р. Сопоставление содержания и выразительных средств в искусствоведческом тексте и в репродукции картины М.А. Врубеля «Царевна – Лебедь» | 5 | 06.03 | |
117 | Род имен прилагательных. Изменение имен прилагательных по родам в единственном числе | 6 | 07.03 | |
118 | Изменение имен прилагательных по родам в единственном числе | 7 | 10.03 | |
119 | Родовые окончания имен прилагательных (-ый, -ой, -ая, -яя, -ое, -ее) | 8 | 11.03 | |
120 | Родовые окончания имен прилагательных (-ый, -ой, -ая, -яя, -ое, -ее) | 9 | 12.03 | |
121 | Число имен прилагательных | 10 | 13.03 | |
122 | Изменение имен прилагательных по числам | 11 | 14.03 | |
123 | Изменение имён прилагательных по падежам | 12 | 15.03 | |
124 | Изменение имён прилагательных по падежам. Начальная форма имени прилагательного | 13 | 17.03 | |
125 | Обобщение знаний об имени прилагательном. Морфологический разбор имени прилагательного. | 14 | 18.03 | |
126 | Р.Р. составление сочинения - отзыва по репродукции картины А.А. Серова «Девочка с персиками» | 15 | 19.03 | |
127. | Работа над ошибками. Обобщение знаний об имени прилагательном. | 16 | 20.03 | |
128 | Контрольный диктант №3 по теме «Имя прилагательное» | 17 | 21.03 | |
129 | Работа над ошибками. Обобщение знаний об имени прилагательном | 18 | 22.03 | |
130 | Проект «Имена прилагательные в загадках» | 19 | 01.04 | |
Местоимение | 5час | |||
131 | Личные местоимения 1,2,3лица | 1 | 03.04 | Распознавать личные местоимения среди других частей речи. Определять грамматические признаки личных местоимений: лицо, число, род (у местоимений 3-го лица единственного числа). Заменять повторяющиеся в тексте имена существительные местоимениями. Работать с памяткой «Порядок разбора личного местоимения». Пользуясь памяткой, разбирать личное местоимение как часть речи. |
132 | Лицо и число личных местоимений | 2 | 04.04 | |
133 | Изменение местоимений 3 лица по родам | 3 | 05.04 | |
134 | Роль местоимений в предложении. Морфологический разбор местоимений | 4 | 07.04 | |
135 | Р.Р. Составление письма. | 5 | 08.04 | |
Глагол | 21час | |||
136 | Глагол как часть речи | 1 | 10.04 | Распознавать глаголы среди других частей речи. Различать глаголы, отвечающие на определенный вопрос. Определять лексическое значение глаголов. Узнавать неопределенную. форму глагола по вопросам. Образовывать от глаголов в неопределенной форме однокоренные глаголы. Распознавать число глагола. Изменять глаголы по числам. Распознавать время глагола. Изменять глаголы по временам. Образовывать от неопределенной формы глагола временные формы глаголов. Определять род и число глаголов в прошедшем времени. Правильно записывать родовые окончания глагола в прошедшем времени (-а, -о). Раздельно писать частицу НЕ с глаголами. Правильно произносить глаголы в прошедшем времени с частицей НЕ. |
137 | Значение и употребление глаголов в речи. | 2 | 11.04 | |
138 | Р.Р. Составление текста по сюжетным рисункам | 3 | 12.04 | |
139 | Работа над ошибками. Упражнение в определении лексического значения глаголов | 4 | 14.04 | |
140 | Начальная (неопределённая) форма глагола | 5 | 15.04 | |
141 | Начальная (неопределённая) форма глагола | 6 | 17.04 | |
142 | Изменение глаголов по числам | 7 | 18.04 | |
143 | Изменение глаголов по числам. Словарный диктант №4 | 8 | 19.04 | |
144 | Изменение глаголов по временам | 9 | 21.04 | |
145 | Изменение глаголов по временам | 10 | 22.04 | |
146 | Изменение глаголов по временам | 11 | 24.04 | |
147 | Р.Р. Выборочное подробное изложение повествовательного текста по опорным словам и самостоятельно составленному плану (упр. 213) | 12 | 25.04 | |
148 | Работа над ошибками. Изменение глаголов по временам | 13 | 26.04 | |
149 | Род глаголов в прошедшем времени. | 14 | 28.04 | |
150 | Родовые окончания глаголов. | 15 | 29.04 | |
151 | Правописание частицы НЕ с глаголами | 16 | 30.04 | |
152 | Правописание частицы НЕ с глаголами | 17 | 02.05 | |
153 | Обобщение знаний о глаголе. Морфологический разбор глагола | 18 | 03.05 | |
154 | Морфологический разбор глагола . | 19 | 05.05 | |
155 | Контрольная работа №4 по теме «Глагол» | 20 | 06.05 | |
156 | Работа над ошибками. Морфологический разбор глагола. | 21 | 07.05 | |
Повторение | 14час | |||
157 | Части речи | 1 | 08.05 | Находить в учебнике в процессе самостоятельной работы с толковым словариком значение слова, составлять собственные толковые словарики; находить основание для классификации слов; прогнозировать наличие определённых орфограмм, моделировать алгоритмы применения орфографических правил; наблюдать над использованием в жизни норм речевого этикета, анализировать и корректировать тексты; расширять активный и пассивный словарь при работе с информацией (учебные книги ,художественная, справочная литература, телевидение, Интернет; совместно обсуждать алгоритм при выполнении работы над ошибками, использовать результат обсуждения в практической деятельности; анализировать собственный опыт использования средств устного общения. |
158 | Части речи | 2 | 10.05 | |
159 | Р.Р.Обучающее изложение повествовательного текста (упр. 241) | 3 | 12.05 | |
160 | Работа над ошибками. Обобщение изученного о слове, предложении | 4 | 13.05 | |
161 | Правописание окончаний имен прилагательных | 5 | 14.05 | |
162 | Контрольный диктант №4 по теме «Правописание изученных орфограмм»» | 6 | 15.05 | |
163 | Работа над ошибками. Правописание приставок и предлогов | 7 | 16.05 | |
164 | Правописание значимых частей слова | 8 | 17.05 | |
165 | Однокоренные слова | 9 | 19.05 | |
166 | Р.Р. Изложение повествовательного теста (упр. 265) | 10 | 20.05 | |
167 | Работа над ошибками. Однокоренные слова | 11 | 21.05 | |
168 | Правописание безударных гласных Комплексная контрольная работа на межпредметной основе. | 12 | 22.05 | |
169 | Тестирование №2 по теме « Изученное в 3 классе» (итоговый контроль) | 13 | 23.05 | |
170 | Работа над ошибками. Правописание безударных гласных | 14 | 24.05 |
Описание материально- технического обеспечения образовательного процесса
Приборы и инструменты классные 1-4кл. | ||
Наименование | Технические характеристики | Кол-во на кабинет |
Линейка классная 1 м. деревянная | Предназначен для работы у доски | 1/100% |
Библиотечный фонд | ||
Словари, справочники, методическая литература | Книгопечатная продукция Канакина В.П. ,Горецкий В.Г., Дементьева М.Н., Стефаненко Н.А. , Бойкина М.В. Русский язык. Программа.–М. : Просвещение, 2011 Учебники
Рабочие тетради
Методические пособия 1.Поурочные планы. Русский язык. (Электронное пособие)- Волгоград:Учитель,2009 2.Дмитриева О.И. Поурочные разработки по русскому языку. -М.: ВАКО,2013 3.Волина В. Весёлая грамматика [Текст] / В. Волина. – М., 1995. 4. Канакина В.П., Щеголев Г.С. Русский язык. Сборник диктантов и самостоятельных работ 5. Зубарева Л.В., Плешакова. Развивающие задания и упражнения (Электронное пособие по русскому языку)-Волгоград: Учитель ,2010 6.Дьячкова Г.Т., Каркошкина Т.Н., Чаус Е.А. Олимпиадные задания( Электронное пособие) -Волгоград:Учитель,2010 | 100% |
III.Наглядные пособия (таблицы) для начальной школы | ||
Наименование | Технические характеристики | Кол-во на кабинет |
Русский язык 1 - 4 классы | ||
1.Комплект таблиц "Русский алфавит" (4 таблицы+224 карт.)
| Комплект таблиц из 4 листов +224 кар. Таблицы отпечатаны на плотном полиграфическом картоне 250-280 гр./м2, форматом 68x98 см. Печать односторонняя. Мелование одностороннее. Красочность 4+0(полноцвет). В комплект альбома входит брошюра с методическими рекомендациями для учителя (1 экз.). Содержание комплекта: 1. Русский алфавит. 2. Русский алфавит с названиями букв. 3. Русский алфавит. Прописи. 4. Русский алфавит в картинках. Раздаточный материал - карточки 224 шт. | 1/100%
|
2.Комплект таблиц "Основные правила и понятия 1-4 класс" (7 таблиц)
| Комплект таблиц из 7 листов. Таблицы отпечатаны на плотном полиграфическом картоне 250-280 гр./м2, форматом 68x98 см. Печать односторонняя. Мелование одностороннее. Красочность 4+0(полноцвет). В комплект альбома входит брошюра с методическими рекомендациями для учителя (1 экз.). Содержание комплекта: 1. Части речи. 2. Состав слова. 3. Члены предложения. 4. Образец фонетического разбора. 5. Алфавит (азбука) 6. Приставки пиши слитно. 7. Суффиксы. | 1/100%
|
3.Комплект таблиц "Русский язык 3 класс" (9 таблиц)
| Комплект таблиц из 9 листов. Таблицы отпечатаны на плотном полиграфическом картоне 250-280 гр./м2, форматом 68x98 см. Печать односторонняя. Мелование одностороннее. Красочность 4+0(полноцвет). В комплект альбома входит брошюра с методическими рекомендациями для учителя (1 экз.). Содержание комплекта: 1. Мягкий знак после шипящих. 2. Правописание непроизносимых согласных в корне. 3. Род имен существительных. Число имен существительных. 4. Род имен прилагательных. 5. Число имен прилагательных. 6. Правописание окончаний имен прилагательных. 7. Правописание НЕ с глаголами. 8. Части речи. 9. Разделительный Ъ знак. | 1/100%
|
4.Комплект таблиц "Словарные слова" (5 таблиц)
| Комплект таблиц из 5 листов. Таблицы отпечатаны на плотном полиграфическом картоне 250-280 гр./м2, форматом 68x98 см. Печать односторонняя. Мелование одностороннее. Красочность 4+0(полноцвет). В комплект альбома входит брошюра с методическими рекомендациями для учителя (1 экз.). Содержание комплекта: 1. Словарные слова с непроверяемыми гласными 1 2. Словарные слова с непроверяемыми гласными 2 3. Словарные слова с непроверяемыми гласными 3 4. Словарные слова с двойными согласными. 5. Словарные слова с непроверяемыми согласными. | 1
|
IV. ТСО | ||
Мультимедийный компьютер | 1/100% | |
Мультимедиа проектор | 1/100% |
Приложение
Контрольный диктант №1 Хлеб. Лежит на столе тёплый душистый хлеб. Кто дарит нам это чудо? Золотые руки людей растят хлеб. Весной они пашут землю, сеют хлеба. Всё лето они ухаживают за посевами. Люди хотят получить хороший урожай. Они хотят подарить всем хлеба побольше. Задание В третьем предложении обозначить части речи. | Диктант№3 по теме «Имя прилагательное». Ранняя весна С земли сошел последний снег. Наступает радостное время года. Земля холодная. Ласковое весеннее солнце согревает все вокруг. Синее небо высокое. По небу плывет легкое облачко. Крепкий лед на реке потемнел. Сонный лес стоит голый. Пахучие почки уже набухли. На вербах отпали тонкие чешуйки, показались серенькие барашки. На земле лежит прошлогодняя листва, сухие травинки. В вершинах деревьев шумит весенний ветер. Счастливое время. Слова для справок: облачко, чешуйки, прошлогодняя. Грамматические задания 1. Выделите окончания прилагательных в тексте, обозначьте падеж. 2. Шестое предложение разберите по членам предложения. 3. Разберите прилагательное «счастливое» как часть речи. |
Диктант№2 по теме «Правописание корней слов» Гроза в лесу. К вечеру тяжёлые тучи закрыли небо. В лесу резко потемнело. Сильный ветер загудел в вышине. Деревья зашумели. Крупные капли дождя застучали по листьям. Сверкнула молния. Разразилась гроза. Дождь полил ручьями. Я спрятался под широким кустом и ожидал конца ненастья. Вдруг на дороге показалась высокая фигура. Это был лесник. Он привёл меня в избу. Слова для справок: разразилась, привёл, фигура. Задание 1. Запишите в один столбик слова, родственные слову снег (I вариант), стол (II вариант), а в другой столбик — изменения этого слова. 2. Запишите 4 слова с непроверяемыми орфограммами (из словаря). Подчеркните орфограммы. | Диктант №4 по теме «Правописание изученных орфограмм» Весной. Весеннее солнце пригрело землю. Зазвенела весенняя капель. У домов галдят крикливые воробьи. С пригорков побежали говорливые ручейки. На полях зазеленели хлеба. Ветки ивы покрылись золотыми шарами. В лесу зацвели голубенькие подснежники. Синички весело перелетали с ветки на ветку. Они искали в складках коры деревьев червячков. Тетерева слетелись на поляны. Птицы чертили по земле крыльями и затевали шумные игры. Скоро прилетят на родину журавли. (64 слова) Задание. Выполнить разбор 3 предложения. Разобрать по составу слово крикливые. Определить время глагола в 1 предложении. |
Словарный диктант №1 Праздник, вместе, орех, овес, восток, восточный, заря, пшеница, ракета, овощи, помидор, горох | Словарный диктант №3 Пирог, шоссе, пороша, чувство, лестница. четверг, север, берег, интересно, килограмм, аккуратно, комната |
Словарный диктант №2 Погода, понедельник, трактор, черный, четыре, восемь, картофель, компьютер, вторник, среда, столица, обед. ужин | Словарный диктант №4 Коллекция, самолет, однажды, рябина, трамвай, солома, потом, приветливо, ромашка, сирень, поэт, воскресенье |
Тестирование №1 по теме « Изученное во 2 классе» 1. Какие ряды слов нельзя считать предложениями?
2. Каким членом предложения является слово занималась. Тихая теплая заря занималась над землей.
3. Какое слово не родственное , лишнее?
4. Найди выражение в переносном значении.
5. В каком слове допущена ошибка.
6. Сколько звуков в слове большое ?
Тестирование №2 по теме «Изученное в 3классе» А1. Из каких значимых частей состоят слова? 1) из главных и второстепенных членов 2) из окончания, основы, корня, приставки, суффикса 3) из синонимов и антонимов 4) из ударных и безударных гласных А2. Выбери верную формулировку. 1) Предложения"— это разные тексты. 2) Предложения — это разные диктанты. 3) Предложение состоит из слов, связанных по смыслу. 4) Предложения — это простые и сложные слова. A3. Укажи вариант, где перечислены части речи. 1) корень, суффикс, приставка, окончание, основа 2) ударные и безударные слоги в словах 3) подлежащее и сказуемое 4) существительное, прилагательное, глагол, местоимение, наречие, числительное, предлог, союз А4. Сколько звуков в слове УСТНЫЙ? 1) 4 3) 6 2) 5 4) 7 А5. Укажи вариант, где ударными являются вторые слоги. 1) озеро, стрекозы, насекомые, маленькая 2) сильный, дерево, жёлтый, колокол 3) история, великий, пословица, вредитель 4) природа, ученик, петушок, неуклюжий А6. В чём заключён общий смысл всех однокоренных слов? 1) в суффиксе 3) в основе 2) в приставке 4) в корне А7. Что такое основа слова? 1) корень 2) часть слова без окончания 3) всё слово 4) приставка и корень А8. Определи правильный порядок перечисления орфограмм в приведённых словах. Тра..ка, к..рабль, с..ёмка, заб..лел, дерев...я, трос..ник. 1) непроизносимая согласная, разделительный Ь, проверяемая безударная гласная, разделительный Ъ, непроверяемая безударная гласная, сомнительная согласная 2) непроизносимая согласная, сомнительная согласная, разделительный Ь, непроверяемая безударная гласная, проверяемая безударная гласная, разделительный Ъ 3) сомнительная согласная, непроверяемая безударная гласная, разделительный Ъ, проверяемая безударная гласная, разделительный Ь, непроизносимая согласная 4) проверяемая безударная гласная, разделительный Ь, непроизносимая согласная, сомнительная согласная, непроверяемая безударная гласная, разделительный Ъ | 7. Укажите, какие буквы названы правильно: а) г — гэ; б) к — кэ; в) м — эм; г) с — сэ; д) х — эх. 8. Найдите звонкие согласные звуки: а) [ф]; б) [ж]; в) [л]; г) [н]; д) [ц]; е) [ч]. 9. Укажите, в каком слове есть твердый согласный звук: а) семья; б) чаща; в) цель; г) зелень; д) линия. 10. Расположи части текста в таком порядке , чтобы получился связный текст. Неудачный охотник. О Вдруг на льдине появился белый медведь. О Он решил напасть на молодого моржа. О В эту минуту моржи - сторожа громко заревели. О С разных сторон к врагу попрыгали клыкастые самцы. О На льдине отдыхала стая моржей. О Они мычали, ревели, хрюкали и даже ржали. О Белый разбойник еле ноги унес. А9. В каком предложении допущена ошибка в написании предлога и приставки? 1) Полестнице я до брался до узкой открытой двери чердака и вошёл. 2) Я был уверен, что на чердаке что-то спрятано. 3) Лестница подо мной прогибалась, поскрипывала. 4) Так впервые я залез на чердак. А10. Сколько глаголов среди приведённых слов? Пробежит, одуванчики, большое, наблюдать, вершина, далёкий, толкал, жизнь, стройная, бьют, ребятишки, скорлупка, известный, краснеют, шёл, снегопад, лёгкий, маленький, березняк. 1) 5 3) 7 2)6 4) 8 В1. Какое из слов имеет несколько значений? 1) телевизор 3) стена 2) ключ 4) айсберг В2. Определи падеж имени прилагательного в предложении. Пушистому котёнку налили в блюдце молока. 1) винительный 3) творительный 2) предложный 4) дательный В3. Укажи вариант, в котором допущена ошибка. 1) камыш 3) мелоч 2) мираж 4) силач С1. Сколько мягких согласных звуков в словах данного предложения? Митя мечтает стать волшебником. 1) 5 3) 7 2) 6 4) 8 С2. Определи время глагола в предложении. Свежий ветерок разносит по лесу весенние запахи. 1) прошедшее 3) будущее 2) настоящее 4) нельзя определить |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку.3класс
Рабочая программа по русскому языку. 3 класс. Учебник "Русский язык" Рамзаева Т.Г....
рабочая программа по русскому языку 3класс
Рабочая программа по русскому языку составлена в соответствии с требованиями ФГОС...
Рабочая программа по русскому языку 3класс
По учебнику Т.Г.Рамзаевой...
рабочая программа по русскому языку 3класс Пнш
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» составлена в соответствии с Законом РФ «Об образовании» ст.32 п.7, примерной программой по русскому языку и на основе У...
Рабочая программа по русскому языку (система Л.В.Занкова),3класс
Рабочая программа по русскому языку разработана для учителей, работающих по системе Л.Занкова в 3 классе....
Рабочая программа по русскому языку. 3класс
УМК "Гармония".Автор Соловейчик...
Рабочая программа по русскому языку 3класс "Перспектива"
Рабочая программа по русскому языку 3класс "Перспектива"...