рабочая программа по русскому языку 3класс
рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему

Рабочая программа по русскому языку составлена в соответствии с требованиями ФГОС

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 3» г. Пикалёво


Утверждена

 Приказом № ____от_______

Директор школы

                   

                      Л. И. Гришкина


Согласована

__________  г

з/д по УВР


                  Шитова О.Н.


Рассмотрена и рекомендована к утверждению

Протокол № 1 от 31.08.2012 г.

ШМО учителей нач.классов

Рабочая программа

по русскому языку

Учитель:  Шитова Ольга Николаевна

3 класс

2012 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по русскому языку для 3 класса составлена на основе авторской программы С.В.Ломакович Л.И.Тимченко (система  Д.Б.  Эльконина  — В.В.  Давыдова), на основании учебного плана «МБОУ СОШ №3»г. Пикалево   Программа соответствует федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования.

Цели и задачи предмета

Специфика курса « Русский   язык » состоит в том, что основная задача, отвечающая его предметному конструкту, — усвоение  системы  понятий науки о  языке , овладение способами действий с языковыми единицами и формирование на этой основе мышления и сознания учащихся — подчинена цели формирования коммуникативной компетенции школьников, которая является важной составляющей общих метапредметных компетенций, определяющих успешность ученика в овладении другими предметными курсами начальной школы.

Предмет « Русский   язык » в  системе  Д.Б.  Эльконина  — В.В.  Давыдова  представляет собой полноценный образовательный концентр, в рамках которого закладываются основы языкового мышления, первоначально осваиваются все виды речевой деятельности.

Основными целями изучения курса « Русский   язык » являются:

-формирование основ научного мышления ребенка на основе системных знаний о  языке , отражающих сущность  языка  как  системы  и важнейшего средства человеческого общения;

-овладение коммуникативными компетенциями в каждом из видов речевой деятельности: умение оценивать соответствие используемых средств природе  языка , отбирать их с учетом условий и особенностей языкового общения, стилевой целесообразности, а также знание и последовательное соблюдение языковых норм, правил речевого этикета.

Достижение указанных целей осуществляется в процессе коллективной деятельности, которая стимулирует развитие как диалогической, так и монологической речи учащихся.

Для достижения поставленных целей изучения  русского   языка  в начальной школе по  системе  Д.Б.  Эльконина  — В.В.  Давыдова   программой  предусмотрено решение следующих задач:

-осознание закономерностей  русской  графики и орфографии, овладение на этой основе общим способом решения орфографических задач, применяемым для проверки орфограмм в разных значимых частях слова, а также основами пунктуационной грамотности;

-усвоение  системы  основных понятий науки о  языке  в области фонетики, лексики, морфемики, морфологии, синтаксиса и овладение способами анализа основных единиц  языка ;

-обучение осмысленному слушанию и правильному осознанному чтению;

-овладение действиями говорения и письма: обнаруживать умение отпирать языковые средства с учетом условий и особенностей речевого общения, создавать тексты разных жанров и стилевой принадлежности, демонстрировать достаточный лексический запас, умение строить предложения и текст, соблюдать нормы  языка , следовать правилам речевого общения;

-совершенствование каллиграфических умений учащихся, привитие культуры оформления письменных работ;

-формирование познавательного интереса к  русскому   языку , воспитание позитивного эмоционально-ценностного и бережного отношения к нему.

Общая характеристика предмета

Ценностные ориентиры.

В предлагаемом курсе  по   русскому   языку  для 1-4  классов  изучение систематического курса начинается не с отдельных частных правил, а с общего принципа решения целого  класса  задач (проверки орфограмм), который затем последовательно конкретизируется на материале проверки разных типов орфограмм (безударных гласных, сомнительных согласных, непроизносимых согласных) во всех частях слова. Таким образом, решается задача формирования системного знания, при котором усвоение материала оказывается более качественным, так как оно осуществляется главным образом в процессе понимания, а не заучивания.

Вместе с тем понять общий принцип проверки орфограмм, овладеть им и распространить его на все указанные случаи ребёнок сможет только в том случае, если у него сформировано представление о некоторой  системе  лингвистических понятий (соотношение буквы и звука в слове, слабые и сильные позиции звуков, значимые части слова и пр.), на которую этот принцип опирается. В предлагаемом курсе последовательность и глубина вводимых лингвистических понятий диктуется логикой формирования действия письма. Своеобразие  программы  определяет то, что формирование этого практического действия опирается на языковую теорию — общий (фонематический) принцип, лежащий в основе  русского  письма. Усвоение этого принципа позволяет раскрыть перед учеником ряд существенных для  языка  явлений: между звуковой оболочкой слова и его лексическим значением, а также связь между звуковым составом слова и его буквенной записью: буквы соответствуют не реальным звукам, а фонемам, различающим значения слов. Эти знания необходимы для постановки орфографической задачи (она отражена в понятии об орфограмме) и определения общего способа орфографического действия, который затем распространяется на решение ряда орфографических задач. В процессе этой работы школьник неизбежно выходит за рамки фонетики и орфографии, обращаясь к разнообразным свойствам слова как центральной единицы  языка : к его лексическим и грамматическим значениям, к морфемному составу (из каких значимых частей слово состоит, как образовано, каким членом предложения является). Понятно, что, изучая слово, ученик анализирует и другие единицы  языка : звуки (фонемы), морфемы, части речи, словосочетания, предложения. Это значит, что он овладевает различными способами языкового анализа: лексическим, морфемным, словообразовательным, морфологическим и синтаксическим. Метод обучения письму на основе введения младших школьников в теорию  языка  обеспечивает формирование теоретического типа мышления с самого начала их обучения в процессе решения практических, жизненно важных для них задач, создавая надежные предпосылки для успешного усвоения собственно языковой теории и способов действий с единицами  языка  как в начальной, так и в основной школе.

Органически сочетается с изучением  системы  языковых понятий и овладением предметными действиями также задача формирования других видов речевой деятельности. В связи с этим решаются задачи обогащения словарного запаса учащихся: толкование лексических значений слов, угадывание слов по их толкованию, решение кроссвордов, отгадывание загадок, определение прямых и переносных значений слов в тексте, подбор однокоренных слов, синонимов и антонимов, нахождение в тексте и составление тематических групп слов, наблюдение над их лексической сочетаемостью, объяснение происхождения отдельных слов. В работе над структурным разнообразием устной и письменной речи учащихся предусмотрено формирование таких умений, как вычленение предложений из текста, употребление в собственной речи предложений, разных по цели высказывания, правильное оформление их на письме; распространение предложений словами и словосочетаниями; использование в их составе однородных членов для наиболее полного раскрытия мысли.

Работа со словом и предложением в связи с формированием разных видов речевой деятельности учащихся предполагает анализ этих единиц в составе текста. Текст предстает перед учащимися как особый предмет изучения и предполагает овладение разными способами работы с ним. Это выявление признаков его связности и формирование на этой основе умения озаглавливать текст, отражая в названии предмет сообщения, тему или же главную ею мысль, анализ структуры текста, восполнение его недостающих частей, восстановление деформированных текстов, отнесение текста к одному из трех типов — описанию, повествованию или рассуждению, составление плана текста. В курсе предусмотрен переход от репродуктивных форм работы с текстом — устного и письменного изложения текста по заданному или коллективно составленному плану — к заданиям, предполагающим авторство, — созданию собственных текстов (сочинений на заданную тему). Более доступными для младших школьников являются изложения и сочинения повествовательного характера, которые постепенно осложняются включением элементов описания и рассуждения (комбинированные тексты). Коммуникативная направленность обучения  языку  реализуется также в предусмотренных  программой  навыках деловой речи: написание письма, объявления, приглашения и т. д. В процессе работы с письменным текстом отрабатываются орфографические и пунктуационные навыки: письмо текстов под диктовку, списывание, свободное письмо (сочинение). Работа с текстом охватывает не только письменные, но и устные формы речи — говорение и слушание. Учащиеся осваивают формулы речевого этикета, обучаются искусству диалогической речи: умению обмениваться мнениями, воспринимать отличную от своей точку зрения, убеждать, отстаивать собственное мнение.

Задаче умелого использования языковых средств в собственной речи подчинена работа с текстами разной стилевой принадлежности: обучаясь диалогу, ученики осваивают отдельные особенности разговорного стиля. При написании письма, объявления, приглашения ученики овладевают первоначальными умениями составления официально-деловых текстов. Работая с толковым словарем, они имеют дело со словарной статьей как образцом научного стиля и учатся строить свои толкования, а также учебные тексты, ориентируясь на специфические особенности текстов в их учебниках. Определяя оттенки переносных значений слов в текстах художественных произведений, ученики выявляют такую отличительную особенность этих текстов, как образность, и пробуют свои силы в художественном описании. В связи с этим в  программе  по развитию речи для 4  класса  предусмотрено формирование понятия о стиле, а также систематизация сложившихся у учащихся представлений о стилевом разнообразии  русской  речи

Место предмета в учебном плане

На изучение русского языка в 3 классе в учебном плане определено 5 часов в неделю, по программе- 170 уроков за учебный  год.

                                         

 

                     Требования к результатам освоения содержания курса

Личностными результатами изучения курса « Русский   язык » выпускниками начальной школы являются:

осознание себя членом общества и государства, чувство любви к родной стране, выражающееся в интересе к ее  языку , к культуре народа и его истории, к родной природе, к другим народам, населяющим страну, и их  языкам , а также в желании изучать родной  язык , овладевать богатствами, в том числе средствами и правилами языкового общения, в бережном отношении к нему;

осознание и принятие базовых человеческих ценностей, первоначальных нравственных представлений: толерантности, сотрудничества и взаимопомощи, уважительного отношения к  языку  и культуре своего и других родов;

овладение культурой языкового поведения как элементом общей культуры человека, усвоение правил языкового общения со взрослыми, сверстниками и младшими детьми в сообществах разного типа ( класс , школ семья, общественные места и пр);

способность к оценке собственного речевого поведения.

Метапредметными результатами изучения курса « Русский   язык » являются:

способность регулировать свою познавательную и учебную деятельность;

способность к поиску, оцениванию и использованию информации, представленной в текстовых и разнообразных знаковых формах (схемах, таблицах и пр.);

способность использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей языковых единиц и языковых отношений, работать с моделями изучаемых единиц и явлений  языка ;

способность создавать учебные тексты — описывать и характеризовать факты изучаемой предметной области (единицы  языка  и языковые явления) результаты своей исследовательской и практической деятельности;

способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения;

умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач.

Предметными результатами изучения курса « Русский   язык » являются:

понимание  языка  как  системы  единиц, являющейся важнейшим средством человеческого общения, сформированность основных понятий науки о  языке ;

освоение средств и способов научно-познавательной деятельности: выявление существенных признаков единиц  языка  и речи, а также характера отношений между ними (нахождение, сравнение, классификация и т.п.) представление единиц  языка  и речи через совокупность их признаком свойств; упорядочение, группировка и надлежащее предъявление результата анализа;

•способность оценивать и контролировать действия с единицами  языка  и речи;

•овладение разными видами речевой деятельности;

овладение нормами  русского  литературного  языка  (орфоэпическими лексическими, грамматическими) и правилами речевого этикета;

умение применять орфографические и пунктуационные правила (в объеме изученного).

                   

 Требования к уровню подготовки учащихся 3 класса

Личностные:

осознание этических норм и владение культурой общения в разных ситуациях общения с различными адресатами общения (сверстниками, взрослыми—близкими, знакомыми, малознакомыми, незнакомыми людьми);

способность понимать другого человека (сверстника и взрослого), становиться в его позицию и рассматривать свои действия и их результат с точки зрения этого человека;

понимание своей причастность к  русскому  народу, уважительное отношение к его культуре и самобытности; уважение родного  языка  и других  языков  и культур, прежде всего тех, которые функционируют в России;

способность к критическому мышлению, умение формировать и отстаивать собственное мнение по поводу того или иного предмета, сопоставлять его с другими мнениями, уважать их.

Метапредметные:

умение пользоваться  языком  как средством общения, познания, приобщения к культуре народа — носителя  русского   языка , эффективно применять разные виды речевой деятельности (слушания, говорения, чтения, письма) в различных сферах общения;

умение вместе с одноклассниками составлять план анализа изучаемого объекта, планировать последовательность собственных действий с изучаемым объектом;

способность осуществлять информационный поиск для решения разнообразных задач (вопросы к одноклассникам и к учителю, обращение к aвторитетному источнику — словарям, энциклопедиям, Интернету); работать информацией, представленной в виде таблиц, схем, моделей;

умение сравнивать, различать языковые явления (произношение, значение, форма слова, построение предложения и т.п.), контролировать своё языковое поведение в учебном и внеучебном общении;

умение работать с текстом: распознавать отдельные элементы текста, понимать причинно-следственные связи, основную мысль текста; планировать свое высказывание, подбирать речевые средства с учетом коммуникативной задачи, придерживаться правил речевого поведения, речевого этикета, имеющих национальную специфику;

способность различать способ и результат своих действий;

умение оценивать результаты своей работы и результаты работ одноклассников, выяснять причины допущенных ошибок;

Предметные:

владение способами нахождения значимых частей слова: окончания, основы, корня, приставки и суффикса, разбора слова по составу: выделять окончание, основу, корень, приставку и суффикс;

владение способом определения принадлежности слова к той ил иной части речи;

умение устанавливать связь между словами в предложении, вычленять из предложения словосочетания;

умение проводить элементарный синтаксический разбор предложений; определять его тип по цели высказывания и эмоциональной окрашенности выделять главные и второстепенные члены, однородные члены предложения;

умение применять обобщенные способ проверки орфограмм слабы позиций: в корнях слов, частотных приставках и суффиксах, в окончания существительных, прилагательных и глаголов;

умение применять правила написания букв о, е и ё после шипящих окончаниях и суффиксах существительных, прилагательных и глаголов;

правильно писать слова с непроверяемыми орфограммами, предусмотренные  программой ;

умение грамотно и каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку текст в 55—65 слов с изученными орфограммами;

писать изложение описательного и повествовательного характера в 60—75 слов по коллективно составленному плану с пропуском неизученных орфограмм;

умение различать типы текстов: описание, повествование и рассуждение;

умение устно составлять текст-рассуждение по заданному тезису; находить в комбинированных текстах элементы описания, повествования и рассуждения;

умение оформлять устные и письменные тексты в соответствии с принятыми нормами; соблюдать культуру оформления письменных работ.

                                                      Содержание

Повторение и обобщение материала, изученного во 2 классе

Правила русской графики. Понятие об орфограмме. Орфограмма сильных позиций, их проверка по специальным правилам. Орфограммы слабых позиций. Основной закон русского письма. Общий способ проверки орфограмм слабых позиций. Состав слова: основа слова и окончание, корень слова. Проверка орфограмм слабых позиций в корне слова по сильной позиции, по специальному правилу и по словарю.

Текст. Признаки связного текста. Текст-описание и текст-повествование.

Решение орфографических задач в значимых частях основы (продолжение) Приставки и суффиксы как значимые части основы. Образование слов с помощью приставок и суффиксов. Нахождение в простых по составу словах приставок и суффиксов. Подбор слов с теми же приставками и с теми же суффиксами. Приставки и предлоги. Проверка орфограмм слабых позиций в приставках. Правописание приставок в-, с-, о-, да-, за-, но-, на-, от-, об-, под-, над-, про- в соответствии с основным законом русского письма. Буква Ъ после приставок на согласный. Особенность написания приставок на... 3-...С-.

Проверка орфограмм слабых позиций в суффиксах. Написание суффиксов по сильной позиции (на примере суффиксов -ник, -ость, -ечк). Проверка орфограмм в суффиксах -ек и -ик с учетом беглого гласного. Проверка орфограмм слабых позиций в значимых частях основы: в корне, приставке, суффиксе.

Проверка орфограмм слабых позиций в окончаниях русских слов

Лексическое и грамматическое значения слова. Значение основы (что слово называет) и значения, которые выражаются окончанием (грамматические значения).

Формирование понятия о частях речи. Общее грамматическое значение слов (предмет, признак предмета, количество, действие), его отличие от лексического значения. Набор грамматических значений слова как выражение общего грамматического значения.

Имя существительное. Общее грамматическое значение предмета и его выражение в грамматических значениях числа, рода и падежа. Значение числа: единственное и множественное число. Изменение слов, обозначающих предметы, по числам. Значение рода этих слов (мужской, женский, средний). Значение падежа: изменение слов, обозначающих предметы, для связи с другими словами в предложении. Набор падежей, падежные слова и падежные вопросы.

Построение грамматической модели слов, обозначающих предметы. Введение названия имя существительное.

Правописание окончаний имен существительных. Соответствие правописания падежных окончаний существительных основному закону русского письма. Проверка орфограмм в падежных окончаниях по сильной позиции. То же окончание и разные окончания. Четыре набора падежных окончаний существительных. Определение типа склонения по начальной форме слова. Последовательность действий при проверке орфограмм в окончаниях существительных. Правописание Ь после шипящих на конце существительных.

Имя прилагательное. Общее грамматическое значение признака предмета и его выражение в грамматических значениях числа, рода и падежа. Зависимость грамматических значений рода, числа

и падежа слов, обозначающих признак предмета, от грамматических значений существительных.

Построение грамматической модели слов, обозначающих признак предмета. Введение названия имя прилагательное.

Правописание окончаний имен прилагательных. Проверка орфограмм слабых позиций в окончаниях прилагательных по сильной позиции (путем подстановки проверочного слова). Буквы О и Е после шипящих и Ц в падежных окончаниях существительных и прилагательных. Традиционное написание окончания -ого.

Глагол. Общее грамматическое значение действия и его выражение в грамматических значениях времени, числа, лица или рода.

Построение грамматической модели слов, обозначающих действия. Введение названия глагол. Неопределенная форма глагола. Основа и окончание неопределенной формы.

Правописание окончаний глаголов. Изменение глаголов по временам., Орфограммы в окончаниях прошедшего времени. Написание этих окончаний по сильной позиции. Изменение слов, называющих действия, по лицам и числам. Орфограммы сильных позиций в личных окончаниях: буква Ь на конце слов 2-го лица единственного числа, буква Ё после шипящих.

Правописание личных окончаний глаголов. Два набора личных окончаний (I и II спряжения). Соответствие написания личных окончаний глаголов основному закону русского письма. Определение типа спряжения по 3-му лицу множественного числа. Ограниченность этого способа. Определение спряжения по неопределенной форме глагола. Последовательность действий при проверке орфограмм слабых позиций в окончаниях глаголов.

Обобщение и систематизация изученного по орфографии

Понятие об орфограмме, типы орфограмм. Орфограммы, не связанные с обозначением звуков буквами (интервалы между словами, перенос слов, большая буква), правила, регулирующие их написание.

Орфограммы сильных позиций (разделительные знаки, гласные после шипящих и Ц, сочетания чк, чн, щн, буква Ь после шипящих на конце русских слов), правила, регулирующие их написание.

Орфограммы слабых позиций. Способы проверки орфограмм слабых позиций по сильной позиции, по правилу, с помощью орфографического словаря. Последовательность действий при проверке орфограмм слабых позиций во всех значимых частях слова.

Предложение и словосочетание

Роль предложений в общении между людьми. Типы предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные предложения. Правильное интонирование этих предложений. Произнесение предложений с восклицательной интонацией. Знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный и восклицательный знаки). Связь слов в предложении. Нахождение в предложении словосочетаний — пар слов, связанных между собой по смыслу и грамматически (с помощью вопросов).

Подлежащее и сказуемое — главные члены предложения, смысловая и грамматическая связь между ними. Две работы сказуемого: сообщение о подлежащем и соотнесение содержания предложения с моментом речи (с помощью значения времени слов-названий действий). Способ определения главных членов предложения. Порядок действий при их определении. Тире между подлежащим и сказуемым.

Второстепенные члены предложения: слова, которые по смыслу и грамматически зависят от главных и других второстепенных членов. Предложения распространенные и нераспространенные.

Однородные члены предложения — группа равноправных слов, грамматически независимых друг от друга. Однородные члены предложения — главные и второстепенные. Интонация перечисления между однородными членами и ее обозначение на письме с помощью запятой. Соединение однородных членов с помощью запятой. Соединение однородных членов с помощью союзов и или а, но. Запятая перед союзами а и но. Запятая при повторяющихся союзах.

Составление схем предложений и построение предложений по заданным схемам.

Словосочетание как номинативная единица, его отличие от слова и предложения. Грамматическая (подчинительная) связь между словами в словосочетании. Строение словосочетания: главное и зависимое слово. Смысловая связь между словами в словосочетании (определительные, дополнительные и обстоятельственные отношения).

Развитие речи

Тематические группы слов. Связь между словами в предложении по их лексическому значению.

Употребление в речи предложений, разных по цели высказывания. Распространение предложений словами и словосочетаниями. Составление предложений с однородными членами.

Устное и письменное изложение повествовательных текстов но готовому или коллективно составленному плану.

Сочинение описательного и повествовательного характера по сюжетным картинкам, на заданную тему (с опорой на жизненный опыт учащихся). Составление простейших сравнительных описаний (устно). Комбинированный текст. Описание с элементами повествования. Повествование с элементами описания.

Текст-рассуждение, его строение (тезис, аргументы, вывод). Изложение тезиса, его аргументация. Формулирование выводов. Текст-рассуждение, содержащий элементы повествования и описания. Составление рассуждения по предложенному тезису.

Использование в текстах предложений распространенных и нераспространенных, предложений с однородными членами, связанных союзами и без них.

Написание письма, составление устных и письменных приглашений, поздравлений. Их оформление в соответствии с нормами этики.

Диалог. Реплики диалога. Чтение диалога по ролям. Правильное интонирование предложений, разных по цели высказывания. 'Запись диалога. Списывание небольших диалогов. Этика диалогической речи.

Повторение изученного за год

Значимые части слова. Способы проверки орфограмм (по сильной позиции, по правилу, по словарю) в разных значимых частях основы. Работа окончания в слове. Грамматические значения, которые выражаются окончаниями различных слов-названий. Правописание падежных и личных окончаний слов.

Предложение в речевом общении. Главные и второстепенные члены предложения. Предложения с однородными членами. Запятая между однородными членами предложения. Словосочетание, его строение, смысловые отношения между словами.

Текст. Типы текстов: повествование, описание и рассуждение. Комбинированный текст.

Чистописание

Дальнейшее закрепление гигиенических и технических навыков письма. Письмо трудных для учащихся строчных и заглавных букв и их соединений. Упражнения в безотрывном соединении букв:  аг,  ся,  че,  од,  он,  ов,  Ли,  Не,   Св и др.   Переход на ускоренное связное ритмичное письмо слов, предложений и небольших текстов.

Слова с непроверяемыми написаниями

Автобус, вместе, вокруг, восток, герой, горох, дорога, желтый, завтрак, земляника, картина, картофель, квартира, коллектив, коллекция, компьютер, Кремль, кровать, лагерь, лестница, магазин, малина, месяц, метро, молоток, морковь, обед, овощи, огород, огурец, однажды, орех, осина, отец, песок, погода, помидор, потом, праздник, приветливо, пшеница, ракета, растение, рисунок, север, сирень, солома, топор, трактор, трамвай, троллейбус, ужин, улица, черный, четверг, чувство, яблоко.

Календарно-тематическое планирование

Содержание

Кол-во

часов

Характеристика учебной деятельности

Дата

 1

Повторение и систематизация материала, изученного во 2 классе

    14

Составление рассказов о летнем отдыхе

1

Составлять текст по заданной теме.

03.09

Стартовая проверочная работа

1

04.09

Анализ проверочной работы. Составление плана повторения

1

05.09

Понятие об орфограмме

1

Находить и отмечать в словах орфограммы.

06.09

Классификация орфограмм

1

Группировать слова по типу орфограммы.

07.09

Правила, регулирующие написание орфограмм

1

Обсуждать алгоритм орфографических действий при решении орфографической задачи.

10.09

Основной принцип русской орфографии

1

Объяснять, доказывать правильность написания слов с изученными орфограммами.

11.09

Проверка орфограмм слаб. позиций с помощью однокоренных слов

1

Подбирать проверочные слова.

12.09

Проверка орфограмм слаб. позиций с помощью словаря

1

Пользоваться орфографическим словарём.

13.09

Предложение и текст. Признаки связного текста

1

Различать текст и предложение. Выделять части текста. Различать типы текстов.  

14.09

Текст - описание

1

Распознавать текст-описание.

17.09

Проверка орфограмм при свободном письме

1

Объяснять, доказывать правильность написания слов с изученными орфограммами.

18.09

Контрольный диктант  по итогам повторения

1

Контролировать правильность записи текста.

19.09

Анализ ошибок. Постановка задачи на письмо приставок и суффиксов

1

20.09

 2

Проверка орфограмм слабых позиций в приставках и суффиксах

   22

Приставка и суффикс как значимые части основы

1

Объяснять значение приставок и суффиксов.

21.09

Роль приставок и суффиксов в образовании новых слов

1

Образовывать новые слова с помощью приставок и суффиксов.

24.09

Омонимия и синонимия приставок и суффиксов

1

25.09

Последовательность действий при выделении приставок и суффиксов

1

Выделять в словах приставки и суффиксы.

26.09

Отработка способов определения значимых частей слова

1

Производить разбор слова по составу.

27.09

Изложение

1

Составлять письменный пересказ данного текста.

28.09

РНО. Приставки и предлоги

1

Сравнивать и различать одинаково звучащие приставки и предлоги.

01.10

Проверочная работа «Значимые части слова»

1

02.10

Распространение основного закона письма на правописание приставок

1

Устанавливать, как пишутся приставки с  безударными гласными и ударными.

03.10

Способ проверки орфограмм слабых позиций в приставках

1

Объяснять правописание приставок по сильной позиции.

04.10

Правописание Ъ и Ь после приставок

2

Устанавливать, когда после приставок пишется разделительный Ъ, когда Ь.

05-08.10

Проверочная работа «Орфограммы в приставках»

1

09.10

Основной закон письма в правописании суффиксов

1

Формулировать основной закон письма в правописании суффиксов.

10.10

Проверка орфограмм в суффиксах

1

Применять способ проверки орфограмм в суффиксах.

11.10

Суффиксы – омонимы и синонимы

1

12.10

Орфограммы О, Ё после шипящих в суффиксах

1

15.10

Правописание суффиксов

2

Применять способ проверки орфограмм в суффиксах.

16-17.10

Написание –нн в словах с суффиксом -н

1

18.10

Контрольная работа № 2

1

19.10

Анализ контрольной работы

1

22.10

 3

Проверка орфограмм слабых позиций в окончаниях

    82

Постановка задачи на письмо окончаний без пропусков

1

23.10

Изменение слов, отвечающих на вопросы кто? что? по числам и падежам

1

Изменять слова по падежам.

24.10

Проверка орфограмм в основе путём изменения по падежам

1

25.10

Определение падежной формы слов

1

26.10

Падежные окончания

1

29.10

Роль предлогов в выражении падежных значений

1

30.10

Своеобразие значений, выражаемых окончаниями

1

31.11

Изложение

1

Составлять письменный пересказ данного текста.

09.11

РНО. Значение рода слов, отвечающих на вопросы кто? что?

1

Классифицировать слова по родам.

12.11

Способы определения рода

1

Составлять алгоритм действий для определения рода.

13.11

Зависимость значений рода, числа и падежа слов, называющих признаки

1

14.11

Способ определения грамм. значений слов, называющих признаки

1

15.11

Род переменный и постоянный

1

Определять род, классифицировать слова по роду.

16.11

Зависимость значений рода, числа слов – названий действий

1

19.11

Выражение значения лица в окончаниях слов– названий действий

1

20.11

Орфограмма Ь после шипящих в окончаниях 2 лица ед. числа

1

21.11

Формирование понятия о грамматическом значении времени

1

22.11

Изменение слов – названий действий по временам

1

Определять форму времени.

23.11

Неопределённая форма слов – названий действий

1

Выделять неопределённую форму.

26.11

Введение названий «существительное, прилагательное, глагол»

1

Соотносить слова-названия, вопросы, на которые они отвечают с частями речи.

27.11

Определение в тексте разных частей речи

1

Находить в тексте разные части речи.

28.11

Контрольный  диктант по теме  «Части речи»

1

29.11

Омонимия падежных окончаний

1

30.11

Синонимия падежных окончаний

1

03.12

Набор падежных окончаний существительных

1

04.12

Определение набора окончаний по начальной форме

1

05.12

Ь после шипящих на конце существительных

2

Правильно записывать им. сущ. с шипящим звуком на конце

06-07.12

Постановка задачи на проверку орфограмм в окончаниях существительных

1

10.12

Падежные окончания существительных

1

Формулировать правило проверки окончаний существительных.

11.12

Проверка орфограмм в значимых частях слова

1

12.12

Способ проверки орфограмм слабых позиций в окончаниях существительных

1

Формулировать правило проверки окончаний существительных.

13.12

Порядок действий при проверке орфограмм слабых позиций в окончаниях существительных

1

Формулировать правило проверки окончаний существительных.

14.12

Проверка орфограмм в падежных окончаниях существительных

1

Объяснять правописание падежных окончаний существительных.

17.12

Изложение

1

Составлять письменный пересказ данного текста.

18.12

РНО. Буквы О,Ё после шипящих в окончаниях существительных

2

19-20.12

Орфограммы в окончаниях существительных множ. числа

2

21-24.12

Буквы Ы, И после Ц в окончаниях существительных множ. числа

1

25.12

Контрольный диктант

1

Писать диктант и проверять написанное.

26.12

РНО. Соответствие правописания окончаний прилагательных основному закону письма

1

27.12

Порядок действий при проверке орфограмм слабых позиций в окончаниях прилагательных

1

Формулировать способ проверки орфограмм слабых позиций в окончаниях прилагательных

28.12

Отработка способа проверки орфограмм слабых позиций в окончаниях прилагательных

1

Формулировать способ проверки орфограмм слабых позиций в окончаниях прилагательных.

10.01

Изложение по заданному плану

1

Составлять письменный пересказ данного текста.

11.01

РНО. Отработка способа проверки орфограмм слабых позиций в окончаниях прилагательных

1

Формулировать способ проверки орфограмм слабых позиций в окончаниях прилагательных

14.01

О и Е после шипящих в окончаниях прилагательных

1

15.01

Окончание –ОГО в прилагательных

1

16.01

Контрольная работа №3 «Проверка орфограмм в окончаниях имен существительных и прилагательных» и анализ работы

2

17-18.01

Постановка задачи на проверку орфограмм в окончаниях глаголов

1

Наблюдать за изменением окончаний глаголов и устанавливать, от чего это зависит.

21.01

Значения лица и числа глаголов

1

Определять число глаголов, изменять глагол по лицам и числам.

22.01

Спряжение глаголов (наборы личных окончаний)

2

23-24.01

Определение спряжения глаголов по суффиксу неопр.формы

1

25.01

Проверка орфограмм слабых позиций в личных окончаниях глаголов

1

28.01

Орфограмма шипящий+О в окончаниях глаголов

1

29.01

Порядок действий при проверке орфограмм слабых позиций в личных окончаниях глаголов

1

30.01

Проверка орфограмм слабых позиций в окончаниях глаголов

1

31.01

НЕ с глаголами

1

Раздельно писать частицу НЕ с глаголом.

01.02

Проверка орфограмм слабых позиций во всех значимых частях глаголов

1

04.02

Изложение

1

Составлять письменный пересказ данного текста.

05.02

РНО. Глаголы на –ЕТЬ, -АТЬ 2 спряжения

1

06.02

Проверка орфограмм слабых позиций в окончаниях глаголов с учётом глаголов-исключений

2

07-08.02

Постфикс –ся, -сь в глаголах

1

11.02

ТСЯ, ТЬСЯ на письме глаголов

2

Объяснять правописание глаголов на ТСЯ, ТЬСЯ.

12-13.02

Проверка орфограмм слабых позиций во всех значимых частях русских слов

2

14-15.02

Обобщение и систематизация изученного

1

18.02

Контрольное списывание

1

19.02

Контрольная работа №4 «Проверка орфограмм в окончаниях глаголов»

1

20.02

Отработка способа проверки орфограмм слабых позиций при работе с текстом

1

21.02

Текст - рассуждение

1

Распознавать текст-рассуждение.

22.02

Особенности текста - рассуждения

2

26-27.02

Структура текста - рассуждения

1

28.02

Анализ текста - рассуждения

1

01.03

Составление текста - рассуждения

1

Составлять текст-рассуждение на заданную тему.

04.03

Комбинированный текст: рассуждение с элементами описания

1

05.03

Контрольная работа № 5 по теме «Текст»

1

06.03

 4

Предложение и словосочетание

    52

Грамматическая и смысловая связь слов в предложении

1

Устанавливать при помощи вопросов связь между словами в предложении.

07.03

Предложения, разные по цели высказывания

1

Наблюдать над значением предложений, различных по цели высказывания.

11.03

Грамматическое значение предложения

1

12.03

Грамматические формы предложения

1

13.03

Роль глаголов в выражении грамматического значения предложения

1

14.03

Изложение

1

Составлять письменный пересказ данного текста.

15.03

РНО. Главные члены предложения

1

Выделять главные члены предложения.

18.03

Подлежащее и сказуемое

1

Объяснять способ нахождения главных членов предложения.

19.03

Последовательность действий при определении грамматической основы предложения

1

Объяснять способ нахождения главных членов предложения.

20.03

Корректура текста с нарушением связи между подлежащим и сказуемым

1

Характеризовать роль подлежащего и сказуемого в предложении, устанавливать их связь.

21.03

Отработка умения находить грамматическую основу предложения

2

Выделять главные члены предложения.

22-2.04

Проверочная работа «Грамматическая основа предложения»

1

03.04

Понятие о составном сказуемом

2

05-04.04

Глагол – связка. Пропуск глагола - связки

2

08-09.04

Контрольное списывание

1

10.04

Обобщение знаний о предложении

1

11.04

Главные и второстепенные члены предложения

1

Различать главные и второстепенные члены предложения.

12.04

Предложения распространённые и нераспространённые

2

Различать распространённые и нераспространённые предложения.

15-16.04

Однородные члены предложения

1

Распознавать предложения с однородными членами предложения.

17.04

Сочинительная связь. Знаки препинания в предложении с однородными членами предложения

2

Обосновывать постановку знаков препинания.

19-18.04

Знаки препинания в предложениях с повторяющимися союзами

1

Обосновывать постановку знаков препинания.

22.04

Изложение

1

Составлять письменный пересказ данного текста.

23.04

РНО. Понятие о сложном предложении

1

Выделять предложения, в которых 2 и более  грамматические основы.

24.04

Сложное предложение с сочинительными союзами

1

25.04

Сложное предложение с подчинительными союзами

1

26.04

Отработка правописных навыков: орфографических и пунктуационных

2

Формулировать вывод о расстановке знаков препинания в сложном предложении.

29-30.04

Контрольный диктант и анализ ошибок

2

Писать диктант и проверять написанное.

2.05-03.05

Постановка учебной задачи: как работают в языке словосочетания

1

06.05

Словосочетание – строительный материал для предложения

1

Выделять в предложении словосочетание.

07.05

Словосочетание и слово

1

Устанавливать при помощи вопросов связь слов в словосочетании.

8.05

Строение словосочетания

1

10.05

Изложение

1

Составлять письменный пересказ данного текста.

13.05

РНО. Рефлексия: предложение и словосочетание

1

Сравнивать предложение и словосочетание.

14.05

Словосочетания глагольные и именные

1

15.05

Начальная форма словосочетания

1

16.05

Значение словосочетания

1

17.05

Контрольная работа по теме «Предложение и словосочетание»

1

20.05

Анализ ошибок

1

21.05

Анализ словосочетаний

1

Устанавливать связь слов в предложении по вопросам.

22.05

Правописание личных окончаний глаголов и окончаний существительных

1

23.05

Роль словосочетаний в языке

1

Устанавливать роль словосочетаний в языке.

24.05

Контрольная работа за 2012-2013 уч.г.

2

28-27.05

Работа с текстами разных видов

1

Различать тексты разных видов.

29.05

Итоговый урок

1

30.05

 Контрольных работ и контрольных диктантов за год -10,

 контрольных списываний- 2,

 изложений – 8,

 сочинения проводятся на учебном предмете «Литературное чтение»

Учебно-методические средства обучения

Ломакович С.В. Тимченко Л.И. Русский язык. 3 класс В двух частях -М: Вита Пресс, 2012

Ломакович С.В. Тимченко Л.И. Рабочая тетрадь по русскому языку № 1,2

3 класс- М: Вита Пресс, 2012

Тимченко Л.И. Контрольные работы  по русскому языку 3 класс- М: Вита Пресс, 2012

Ломакович С.В. Тимченко Л.И. Обучение русскому языку в начальной школе 3 класс Пособие для учителя – Москва: Вита Пресс, 2003

                                 

                                 Технические средства обучения

Нетбуки детские

Проектор

Экран

Принтер

Устройства вывода звуковой информации (колонки) для озвучивания всего класса

6.         Компьютер учительский

            7.       Программа «e-Learninq-klass»

            8.      Программа «Кирилл и Мифодий»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку.3класс

Рабочая программа по русскому языку. 3 класс. Учебник "Русский язык" Рамзаева Т.Г....

рабочая программа по русскому языку 3класс Пнш

Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» составлена в соответствии с Законом РФ «Об образовании» ст.32 п.7, примерной программой по русскому языку и на основе У...

Рабочая программа по русскому языку. 3класс

УМК "Гармония".Автор Соловейчик...

Рабочая программа по русскому языку 3класс "Перспектива"

Рабочая программа по русскому языку 3класс "Перспектива"...

Рабочая программа по русскому языку 3класс

Рабочая программа по русскому языку 3класс УМК "Школа России"...

Рабочая программа по русскому языку. 3класс.

Рабочая программа по русскому языку. УМК "Школа России"....