Рабочая программа по русскому языку 3класс
рабочая программа по русскому языку (3 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Календарно-тематическое планирование
уроков русского языка
1 четверть (45ч)
№ | Тема | Дата | ||
Повторение изученного во 2 классе (16ч) | ||||
1. | Обобщение знаний о речи и предложении | |||
2. | Обобщение знаний о главных членах предложения | |||
3. | Текст- единица речи и языка | |||
4. | Слова – называющие предметы, признаки предметов и их действия | |||
5. | Распознавание слов по вопросам, точное употребление слов в предложении | |||
6. | Имена собственные. Заглавная буква | |||
7. | Однокоренные слова | |||
8. | Звуки и буквы. Гласные буквы е, ё, ю, я | |||
9. | Слово и слог Словарный диктант №1 | |||
10. | Мягкий знак – показатель мягкости согласных | |||
11. | Слова с сочетаниями ча, ща, жи,.ши. чу, щу, чк, чн | |||
12. | Разделительный ь-знак | |||
13. | Звонкие и глухие согласные звуки. Обозначение их буквами | |||
14. | Ударные и безударные гласные звуки. Обозначение их буквами | |||
15. | Диктант №1 | |||
16. | Работа над ошибками | |||
Предложение и словосочетание (10 ч) | ||||
17. | Типы предложений по цели высказывания | |||
18. | Восклицательные предложения | |||
19. | Р/ р №1 Обучающее изложение | |||
20. | Работа над ошибками | |||
21. | Упражнение в правильном построении предложений и оформлении их на письме | |||
22. | Употребление в тексте разных по цели высказывания и интонации предложений Словарный диктант №2 | |||
23. | Главные и второстепенные члены предложения Связь слов в предложении | |||
24. | Упражнение в установлении связи слов в предложении. Закрепление знаний о главных и второстепенных членах предложения | |||
25. | Словосочетание | |||
26. | Предложение и словосочетание | |||
Текст (3 ч) | ||||
27. | Текст. Тема текста | |||
28. | Основная мысль текста | |||
29. | Заголовок текста | |||
Состав слова (16ч) | ||||
30. | Однокоренные слова | |||
31. | Корень слова | |||
32. | Р/ р №2 Обучающее сочинение | |||
33. | Работа над ошибками | |||
34. | Понятие об окончании | |||
35. | Окончание и его роль в предложении Словарный диктант №3 | |||
36. | Ознакомление со словообразовательной ролью приставок и суффиксов | |||
37. | Закрепление знаний о суффиксах и приставках как значимых частях слова | |||
38. | Суффикс – значимая часть слова; образование слов с помощью суффикса | |||
39. | Приставка – значимая часть слова | |||
40. | Суффикс и приставка | |||
41. | Сложные слова. Упражнение в разборе слов по составу | |||
42. | Диктант № 2 | |||
43. | Работа над ошибками. Совершенствование знаний о суффиксе и приставке | |||
44. | Р/ р №3 Обучающее изложение | |||
45. | Работа над ошибками |
2 четверть (35 ч)
Тема | Дата | |
Правописание слов со звонкими и глухими согласными в корне (10ч) | ||
1. | Особенности проверочных и проверяемых слов с парными согласными в корне | |
2. | Проверка слов с парными согласными в корне Словарный диктант №4 | |
3. | Проверка слов с глухими и звонкими согласными на конце и в середине слова | |
4. | Проверка слов с парными согласными в корне | |
5. | Упражнение в написании слов с глухими и звонкими согласными | |
6. | Упражнение в правописании слов с парными согласными в корне | |
7. | Упражнение в правописании слов с парными согласными в корне | |
8. | Упражнение в написании слов с глухими и звонкими согласными | |
9. | Диктант № 3 | |
10. | Работа над ошибками | |
Правописание слов с проверяемыми безударными гласными в корне слова (16 ч) | ||
11. | Безударные гласные в корне слова | |
12. | Правописание слов с проверяемыми безударными гласными в корне слова | |
13. | Обобщение знаний об особенностях проверочных слов и способов проверки | |
14. | Р/р №4 Обучающее изложение | |
15. | Работа над ошибками | |
16. | Упражнение в проверке безударных гласных Словарный диктант №5 | |
17. | Отработка умения делить текст на части | |
18. | Слова с буквой е в корне, которая проверяется буквой ё | |
19. | Контрольное списывание | |
20. | Работа над ошибками | |
21. | Правописание слов с двумя безударными гласными | |
22. | Правописание слов с двумя безударными гласными | |
23. | Слова, сходные по звучанию | |
24. | Правописание слов с безударными гласными. | |
25. | Диктант № 4 | |
26. | Работа над ошибками | |
Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне (9 ч) | ||
27. | Правила проверки слов с непроизносимыми согласными Словарный диктант №6 | |
28. | Правописание слов с непроизносимыми согласными | |
29. | Р/ р №5 Обучающее изложение | |
30. | Работа над ошибками | |
31. | Правописание слов с непроизносимыми согласными | |
32. | Правописание слов типа чудесный, опасный | |
33. | Диктант № 5 | |
34. | Работа над ошибками | |
35. | Обобщение правил о правописании корня |
3 четверть (50ч)
№ | Тема | Дата |
Правописание предлогов и приставок (7 ч) | ||
1. | Приставка | |
2. | Правописание приставок | |
3. | Правописание безударных гласных в приставках | |
4. | Предлоги и приставки Словарный диктант №7 | |
5. | Упражнения в распознавании предлогов и приставок | |
6. | Р/ р №6 Обучающее сочинение | |
7. | Работа над ошибками | |
Разделительный ъ - знак (5ч) | ||
8. | Разделительный твёрдый знак | |
9. | Разделительные ъ и ь | |
10. | Обобщение знаний о правописании разделительных ъ и ь | |
11. | Диктант № 6 | |
12. | Работа над ошибками | |
Части речи. Имя существительное (24ч) | ||
13. | Понятие о частях речи | |
14. | Местоимение (общее понятие) | |
15. | Упражнения в распознавании частей речи Словарный диктант №8 | |
16. | Изменение имён существительных, имён прилагательных, глаголов по числам | |
17. | Части речи и их правильное употребление | |
18. | Имя существительное и его роль в речи | |
19. | Имена существительные, отвечающие на вопрос кто? и имена существительные отвечающие на вопрос что? | |
20. | Р/ р №7 Обучающее изложение | |
21. | Работа над ошибками | |
22. | Род имён существительных | |
23. | Род имён существительных во множественном числе | |
24. | Определение рода имён существительных в тексте | |
25. | Родовые окончания имён существительных | |
26. | Изменение имён существительных по числам Словарный диктант №9 | |
27. | Изменение окончаний имён существительных в зависимости от связи с другим словом | |
28. | Общее понятие о склонении имён существительных. Падежи | |
29. | Упражнения в определении падежей | |
30. | Упражнения в определении падежей имён существительных | |
31. | Р/ р №8 Обучающее изложение | |
32. | Работа над ошибками | |
33. | Мягкий знак на конце существительных после шипящих | |
34. | Упражнения в написании слов с шипящими на конце | |
35. | Диктант № 7 | |
36. | Работа над ошибками | |
Имя прилагательное (14 ч) | ||
37. | Общее понятие об имени прилагательном | |
38. | Употребление в речи имён прилагательных Словарный диктант №10 | |
39. | Прилагательные – антонимы. Прилагательные – синонимы | |
40. | Закрепление знаний о прилагательном | |
41. | Изменение имён прилагательных по родам | |
42. | Р/ р №9 Обучающее изложение | |
43. | Работа над ошибками | |
44. | Родовые окончания имён прилагательных | |
45. | Изменение имён прилагательных по числам | |
46. | Упражнение в правописании окончаний имён прилагательных | |
47. | Упражнение в правописании окончаний имён прилагательных | |
48. | Диктант № 8 | |
49. | Работа над ошибками | |
50. | Обобщение знаний об имени прилагательном |
4 четверть (40ч)
№ | Тема | Дата | |
Глагол (24 ч) | |||
1. | Глагол, его роль в языке | ||
2. | Роль глагола в предложении Словарный диктант №11 | ||
3. | Глаголы- синонимы. Глаголы-антонимы | ||
4. | Употребление глаголов в прямом и переносном смысле | ||
5. | Изменение глаголов по числам | ||
6. | Р/ р №10 Обучающее сочинение | ||
7. | Работа над ошибками | ||
8. | Понятие о временных формах глагола | ||
9. | Упражнение в распознавании времени глаголов | ||
10. | Неопределённая форма глагола | ||
11. | Неопределённая форма глагола | ||
12. | Изменение глаголов по временам | ||
13. | Глаголы прошедшего времени | ||
14. | Употребление глаголов прошедшего времени | ||
15. | Правописание частицы не с глаголами Словарный диктант №12 | ||
16. | Правописание частицы не с глаголами | ||
17. | Правописание частицы не с глаголами | ||
18. | Повторение правил о написании корня и окончаний | ||
19. | Обобщение и систематизация знаний учащихся о частях речи | ||
20. | Диктант № 9 | ||
21. | Работа над ошибками | ||
22. | Р/ р №11 Обучающее изложение | ||
23. | Работа над ошибками | ||
24. | Обобщение знаний о словах, предложениях | ||
Повторение изученного в течение года (16ч) | |||
25. | Обобщение знаний о предложении и тексте | ||
26. | Повторение различных текстов. Уточнение представлений об особенностях текста | ||
27. | Обобщение знаний о роли приставок, суффиксов и окончаний | ||
28. | Состав слова | ||
29. | Правописание слов с приставками, с разделительными ъ и ь знаками | ||
30. | Словарный диктант №13 Правописание слов с безударной гласной, непроизносимой согласной | ||
31. | Упражнение в написании проверяемых и непроверяемых гласных корня | ||
32. | Диктант № 10 | ||
33. | Работа над ошибками | ||
34. | Повторение сведений о частях речи | ||
35. | Р/ р №12 Обучающее изложение | ||
36. | Работа над ошибками | ||
37. | Части речи. Имя существительное | ||
38. | Части речи. Имя прилагательное | ||
39. | Части речи. Глагол. | ||
40. | Обобщение знаний по курсу русского языка за 3 класс |
Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку составлена на основе Федерального компонента образовательного стандарта начального общего образования по русскому языку, авторской программы Т.Г.Рамзаевой, а также учебника «Русский язык. 3 класс» (автор Т.Г.Рамзаева).
Создание рабочей программы обусловлено тем, что раздел «Состав слова» дополнен темами «Правописание суффиксов -ик-, -ек-» и «Сложные слова»; перераспределены часы между разделами программы; увеличено количество часов на повторение в конце года Темы «Правописание суффиксов -ик-, -ек-» и «Сложные слова» внесены в раздел «Состав слова», так как слова с данными орфограммами часто встречаются в речи. Перераспределение часов между разделами программы обусловлено уровнем подготовки детей данного класса.
Рабочая программа по русскому языку соответствует базисному учебному плану МБОУ «Нахабинская гимназия № 4».
Учебный предмет "Русский язык" занимает ведущее место в начальном образовании, поскольку направлен на формирование функциональной грамотности младших школьников. От успехов в изучении русского языка во многом зависит качество подготовки ребенка по другим школьным предметам. На уроках русского языка дети овладевают общеучебными навыками, умениями, связанными с полноценной речевой деятельностью. Фактически все специальные речевые умения младшего школьника - умение анализировать прочитанное, устанавливая причинно-следственные связи и обобщая существенное, умение составлять план, создавать текст, передавать его содержание - являются для него и общеучебными умениями.
Цель курса — открыть детям родной язык как предмет изучения, воспитать у младших школьников чувство сопричастности к сохранению чистоты, выразительности, уникальности родного слова, пробудить интерес и стремление к его изучению.
Задачи обучения русскому языку в начальных классах разнообразны и тесно взаимосвязаны:
овладение речевой деятельностью в разных ее видах (чтение, письмо, говорение,
слушание);
усвоение основ знаний из области фонетики и графики, грамматики (морфология
и синтаксис), лексики (словарный состав языка), морфемики (состав слова);
формирование каллиграфических, орфографических и пунктуационных навыков,
речевых умений, обеспечивающих восприятие, воспроизведение и создание высказываний в устной и письменной форме;
обогащение словарного запаса, умение пользоваться словарями разных типов;
эстетическое, эмоциональное, нравственное развитие школьника;
пробуждение познавательного интереса к родному слову, стремления совершенствовать свою речь.
В программу русского языка отобраны знания из области фонетики, графики, лексики, морфемики, грамматики (морфологии, синтаксиса), а также орфографии и пунктуации, которые наиболее часто используются (или которые уместно было бы использовать) детьми 7-10 лет в процессе речевого общения. Такой принцип отбора программного материала по русскому языку можно определить как частотно-речевой. Наряду с лингвистическими знаниями в программу включены и элементарные сведения из области речеведения: текст, тема и основная мысль текста, заголовок, структура, типы речи (повествование, описание, рассуждение), стили и изобразительно-выразительные средства речи.
Поскольку все стороны языка — фонетическая, грамматическая, словообразовательная, лексическая - взаимосвязаны, то в каждом классе проводится изучение всех подсистем языка. Системно-концентрический принцип построения курса позволяет осуществить усвоение учебного материала крупными частями (блоками), выделение из целостной системы обязательно основывается на связях и зависимости между его компонентами.
Успешность обучения русскому языку во многом зависит от методов обучения. Создание на уроке атмосферы творческого поиска благотворно влияет на общее развитие учащихся, на формирование у них интереса к русскому языку и познавательных умений: поставить задачу и найти способ ее решения, провести анализ языкового материала в целях выделения существенных признаков изучаемого понятия или составных частей правила, сравнить, обобщить, точно сформулировать вывод, применить правило в условиях той или иной степени сложности). Важно формировать у детей общие подходы к решению орфографических, грамматических и речевых задач.
Примерное количество слов для словарных диктантов: во 2-м классе - 8-10; в 3-м классе - 10-12; в 4-м классе -12-15.
Количество слов в текстах, предназначенных для контрольных диктантов: 1-й класс в конце учебного года - 15-17; 2-й класс в конце первого полугодия - 25-30, 2-й класс в конце учебного года - 35-45; 3-й класс в конце учебного года - 55-65; 4-й класс в конце первого полугодия - 65-70; 4-й класс в конце учебного года - 75-80.
Тексты, предназначенные для изложения, в каждом классе увеличиваются на 15-20 слов.
Общая структура рабочей программы в сравнении с авторской программой
№ | Тема | Количество часов | |
Авторская программа | Рабочая программа | ||
1. | Повторение | 16ч | 16ч |
2. | Предложение. Словосочетание | 11ч | 10ч |
3. | Текст | 3ч | 3ч |
4. | Состав слова | 15ч | 16ч |
5. | Правописание слов со звонкими и глухими согласными в корне | 10ч | 10ч |
6. | Правописание слов с проверяемыми безударными гласными в корне | 18ч | 16ч |
7. | Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне | 7ч | 9ч |
8. | Правописание приставок и безударных гласных в корнях слов с приставками | 7ч | 7ч |
9. | Разделительный « Ъ » | 5ч | 5ч |
10. | Части речи. Имя существительное | 24ч | 24ч |
11. | Имя прилагательное | 14ч | 14ч |
12. | Глагол | 24ч | 24ч |
13. | Повторение в конце учебного года | 12ч | 16ч |
Итог: | 170ч. | 170ч |
Контроль за выполнением практической части программы по русскому языку
№ | Название работы | Количество за год | |
1. | Диктант | 10 | |
2. | Словарный диктант | 12 | |
3. | Контрольное списывание | 1 | |
4. | Проверочная работа | - | |
5. | Изложение | 9 | |
6. | Сочинение | 3 |
Содержание рабочей программы по русскому языку
№ | Тема | Содержание | Кол-во часов |
1. | Повторение | Предложение, текст, слово - единицы речи (общее понятие). Однокоренные слова. Звуки и буквы. Алфавит. Звуки гласные и согласные. Двойная роль букв «Е», «Ё», «Ю», «Я». Слог. Правила переноса слов. Обозначение мягкости согласных в конце и середине слова. Разделительный «Ь» и «Ь» - показатель мягкости согласных. Сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк, чн, чт. Слова с двойными согласными. Обозначение безударных гласных, парных звонких согласных в корнях слов. Проверка путём изменения формы слова и подбора однокоренных слов. | 16ч |
2. | Предложение. Словосочетание | Виды предложений по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные) и по интонации (восклицательные, невосклицательные, вопросительные). Подлежащее и сказуемое - главные члены предложения. Второстепенные члены предложения. Связь слов в предложении. Распространённые и нераспространённые предложения. Точка, вопросительный и восклицательный знаки в конце предложений. Словосочетание. Связь слов в словосочетании. Главное и зависимое слово в словосочетании. | 10ч |
3. |
Текст | Тема и основная мысль текста. Заголовок. Связь предложений в тексте с помощью личных местоимений и союзов И, А, НО, текстовых синонимов. Виды текстов: повествование, рассуждение (ознакомление). Опорные слова в тексте. | 3ч |
4. | Состав слова | Общее понятие о значимых частях слова – корне, приставке, суффиксе, окончании. Наблюдения за изменением формы слова с помощью окончаний и образованием слов с помощью приставок и суффиксов. Однокоренные слова и формы одного и того же слова (сопоставление). Единообразное написание корня в однокоренных словах. Суффикс как значимая часть слова. Наблюдения за лексическим значением слов, образованных с помощью суффиксов, и их употреблением в речи. Правописание (ознакомление). Приставка как значимая часть слова. Правописание гласных и согласных в приставках О-, ОБ-(ОБО-), ОТ-(ОТО-), ДО-, ПО-, ПОД-, ПРО-, ЗА-, НА-, НАД-, В-(ВО-), С-(СО-), ВЫ-, ПЕРЕ-. Употребление в речи слов с приставками. Приставки и предлоги (сопоставление). Распознавание орфограмм в разных частях слова и особенности проверки их написания. | 16ч |
5. | Правописание слов со звонкими и глухими согласными в корне | Правописание парных звонких и глухих согласных. Способы проверки парных глухих и звонких согласных. Проверка парных глухих и звонких согласных путём изменения формы слова или подбора однокоренных слов. Чередование согласных в корне слова. | 10ч |
6. | Правописание слов с проверяемыми безударными гласными в корне | Способы проверки безударных гласных в корне. Проверка безударных гласных путём изменения формы слова или подбора однокоренных слов. Слова с проверяемыми и непроверяемыми гласными в корне. Правописание непроверяемых гласных в однокоренных словах. Слова с безударной гласной Е, проверяемой гласной Е. Правописание слов с двумя безударными гласными в корне. | 16ч |
7. | Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне | Правописание непроизносимых согласных в корне слова. Правило проверки написания слов с непроизносимыми согласными. Способы проверки орфограмм в корнях слов. | 9ч |
8. | Правописание приставок и безударных гласных в корнях | Распознавание орфограмм в разных частях слова и особенности проверки их написания. Правописание безударных гласных в приставке и в корне слова. | 7ч |
9. | Разделительный «Ъ» | Разделительный «Ъ» в словах с приставками. Сопоставление разделительных «Ъ» и «Ь». | 5ч |
10. | Части речи. Имя существительное | Общее знакомство с частями речи (имена существительные, прилагательные, глаголы, предлоги; местоимения, наречия, числительные, союзы). Имя существительное как часть речи: общее значение, вопросы, роль в предложении. Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые. Имена существительные собственные и нарицательные. Заглавная буква в собственных именах существительных. Род имён существительных. Правописание безударных гласных в родовых окончаниях имён существительных. Изменение имён существительных по числам и падежам. Склонение имён существительных с ударными окончаниями в единственном числе. Распознавание падежей. Мягкий знак после шипящих на конце имён существительных женского рода и его отсутствие на конце имён существительных мужского рода. Имена существительные, которые употребляются только в единственном числе или только во множественном числе. | 24ч |
11. | Имя прилагательное | Имя прилагательное как часть речи: общее значение, вопросы, роль в предложении. Имена прилагательные, близкие и противоположные по смыслу. Употребление в речи прилагательных – антонимов. Изменение имён прилагательных по родам и числам при сочетании с именами существительными. Правописание окончаний –ИЙ, -ЫЙ, -ОЙ, -АЯ, -ЯЯ, -ОЕ, -ЕЕ, -ИЕ, -ЫЕ. | 14ч |
12. | Глагол | Глагол как часть речи: общее значение, вопросы, роль в предложении. Начальная форма. Глаголы совершенного и несовершенного вида (ознакомление без термина). Изменение глаголов по числам и временам. Настоящее, прошедшее и будущее время. Окончания глаголов в прошедшем времени. Правописание НЕ с глаголами. Глаголы, близкие и противоположные по смыслу (антонимы и синонимы). Выбор наиболее точного глагола для выражения мысли. Многозначность глаголов. Употребление глаголов в прямом и переносном смысле. | 24ч |
13. |
Повторение в конце учебного года | Текст и предложение. Повествовательные, побудительные, вопросительные предложения. Состав слова. Правописание звонких, глухих, непроизносимых согласных, безударных гласных в корне слова. Разделительные «Ъ» и «Ь». Части речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол | 16ч |
Основные требования к уровню знаний и умений учащихся
В конце третьего года обучения учащиеся должны знать:
части слова: корень, окончание, приставку, суффикс;
части речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол, предлог;
члены предложения: главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные.
В конце третьего года обучения учащиеся должны уметь:
грамотно и каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку текст (55-65 слов), включающий изученные орфограммы;
производить разбор слов по составу;
подбирать однокоренные слова разных частей речи;
распознавать части речи, их грамматические признаки;
изменять имена существительные по числам;
склонять в единственном числе имена существительные с ударными окончаниями;
изменять имя прилагательное по родам и числам в соответствии с родом и числом существительного;
изменять глагол по временам ( простые случаи) и в прошедшем времени – по родам;
распознавать и употреблять в тексте синонимы, антонимы;
устанавливать по вопросам связь между словами в предложении, вычленять словосочетания;
распознавать главное и второстепенное слово в словосочетании;
производить синтаксический разбор предложений;
интонационно правильно произносить предложения;
писать изложение в 60-75 слов по коллективно (или самостоятельно) составленному плану;
определять тему и основную мысль текста;
делить текст на части, соблюдать красную строку;
устанавливать связь между частями текста;
устанавливать связь между предложениями в каждой части текста;
озаглавливать текст с опорой на тему или его основную мысль;
распознавать текст – повествование, описание, рассуждение;
писать (после предварительной подготовки) сочинение повествовательного характера по сюжетной картинке, личным наблюдениям;
составлять устный ответ – рассуждение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку.3класс
Рабочая программа по русскому языку. 3 класс. Учебник "Русский язык" Рамзаева Т.Г....
рабочая программа по русскому языку 3класс
Рабочая программа по русскому языку составлена в соответствии с требованиями ФГОС...
рабочая программа по русскому языку 3класс Пнш
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» составлена в соответствии с Законом РФ «Об образовании» ст.32 п.7, примерной программой по русскому языку и на основе У...
Рабочая программа по русскому языку. 3класс
УМК "Гармония".Автор Соловейчик...
Рабочая программа по русскому языку 3класс "Перспектива"
Рабочая программа по русскому языку 3класс "Перспектива"...
Рабочая программа по русскому языку 3класс
Рабочая программа по русскому языку 3класс УМК "Школа России"...
Рабочая программа по русскому языку. 3класс.
Рабочая программа по русскому языку. УМК "Школа России"....