Урок русского языка в 4 классе "Обобщение по теме Глагол"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему
Конспект урока русского языка в 4 классе. УМК "Школа России". Материал содержит зарличные задания по проверке усвоения темы "Глагол"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Обобщение по теме "Глагол" 4 класс | 47.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока
Обобщение знаний о глаголе
Предмет
Русский язык, УМК «Школа России»
Класс
4 «А»
Учитель
Негляд Наталья Ильинична
.
Тип урока
Урок – обобщения
Цель урока
Отрабатывать умения распознавать орфограммы в глаголах и других частях речи, обосновывать их написание, определять грамматические признаки глаголов; развивать речь
Формируемые УУД
- Познавательные – структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; построение логической цепи рассуждений; доказательство;
- Коммуникативные- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
- Регулятивные- сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия; выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения;
4. Личностные – установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом
Необходимое оборудование
Компьютер, проектор; индивидуальные раздаточные карточки;
Подробный конспект урока.
Ход и содержание урока
- Организационный момент
- Проверка домашнего задания.( Упр.244 с.115) -слайд 2
-Назовите глаголы, в которых нельзя определить форму времени и числа (почитать, почитать).
Что можете сказать о этих глаголах? ( Одинаково пишутся и произносятся, но имеют разное значение).
Какие глаголы изменяются по лицам и числам? ( получает)
Какие глаголы в единственном числе изменяются по родам? (привыкла)
- Словарная работа
слайд 3
Учитель: разделите данные слова на группы
цвет
поздравит
яркий
удивлять
белила
красота
радостные
солнечная
Учитель: По какому признаку вы разделили слова?
Слайд 4
В каком случае слово “ белила” – это глагол, а в каком – существительное?
Уч-ся:
– Мама белила потолок. В этом случае “белила” – это глагол.
– Для ремонта купили белила. Здесь уже это слово выступает как существительное.
Учитель:
– Как называются такие слова? (Омонимами.)
– Приведите свои примеры.
(Ответы: ели, окуни, покрывала, пила, жгут, дуло и др.)
Вы выделили 3 части речи. А о какой сегодня пойдёт речь на уроке, вы скажете, когда отгадаете ключевое слово
IV.Самоопределение к деятельности Слайд 5
- Составьте слово , которое будет ключевым на сегодняшнем уроке.
Первая буква обозначает парный согласный звук к звуку [ к].
Вторая буква – глагольный суффикс прошедшего времени.
Третья буква обозначает безударный гласный звук, который запоминаем в слове картина.
Четвертую букву пишем на конце слова плуг.
Пятая буква – окончание глагола прошедшего времени в среднем роде.
Шестая буква обозначает непарный звонкий согласный звук.
Ответ – глагол
- Чему будет посвящен сегодняшний урок? ( Обобщение изученного по теме « Глагол»).
- Какие орфограммы мы будем повторять, какие умения закреплять?
(НЕ с глаголами, безудар. , првопис. Гл. 2 лица ед.ч., определ. спряж. гл., опред.вид гл., время, лицо, число, род)
V.Работа по теме урока
1. Лексическая и орфографическая работа
Учитель:
– Ребята, а что произойдёт, если из нашей речи исчезнут глаголы?
– Действительно, они всю работу взяли на себя.
Задание. Перед вами текст. слайд 6
Предлагаю побывать в весеннем лесу, насладиться его красками и звуками. Вам необходимо вставить подходящие по смыслу глаголы.
Весна! Кругом ______________ молодая травка. ___________ весёлый ручеёк._____________, а кругом всё ________________. Скоро _______________цветки мать – и – мачехи. ____________ в лесу и ______________ чудный аромат первоцветов. ____________ вокруг них мохнатые пчёлы.
Слова для справок: жужжат, зелене…т, зажелте..т, стоишь, посмотр…шь, расцвета…т, журчит, вдыха..шь.
(ВСТАВЬТЕ ПРОПУЩЕННЫЕ БУКВЫ) устно
(Восстановленный текст: слайд 7
Весна! Кругом зеленеет молодая травка. Журчит весёлый ручеёк. Посмотришь, а кругом всё расцветает. Скоро зажелтеют цветки мать – и – мачехи. Стоишь в лесу и вдыхаешь чудный аромат первоцветов. Жужжат вокруг них мохнатые пчёлы.)
Учитель: Разделите глаголы на группы, запишите их в тетради.
(После выполнения задания идёт проверка.)
Уч-ся:
– Мы распределили слова в две группы: глаголы настоящего времени и глаголы будущего времени.
– А мы выписали глаголы 2-го и 3– го лица.
– Ещё можно было сгруппировать их по спряжениям:
– А я выписала глаголы с приставкой и без неё.
– Глаголы в форме единственного и множественного числа.
Учитель: слайд 8
– Назовите глаголы, обозначающие цвет. (Зеленеет, зажелтеют.)
– Какие из слов передают звуки леса? (Жужжат, журчит.)
– Ребята, а какой человек может увидеть красоту и услышать звуки леса?
– Посмотрим, есть ли среди вас такие.
– Напишите самостоятельно по 1 глаголу звучания и цвета вместе с существительными.
– Укажите морфологические признаки одного глагола. (Проверка)
2.Повторение изученного о глаголах по вопросам:
Слайд 9
- Назовите начальную форму глагола.
-На какие вопросы отвечают ?
-Какие какие имеют окончания? ( -ть, -ти)
-Назовите постоянные и непостоянные признаки. ( постоянные – совершенный и несовершенный вид, спряжение; непостоянные – время, род ,число, лицо;
- Я читаю предложение, а вы договорите:
1. НЕ с глаголами пишется….(раздельно)
2. у глаголов нет ….(предлогов)
3. Работа по таблице слайд 10
4.Самостоятельная работа Слайд 11.
Нам надо определить спряжение. Для этого выполнить упражнение «График» (детям раздаются листочки с системой координат)
1.В.
смотрит
строишь
едем
думает
красит
бегаешь
чертит
сияет
ругает
зеленеет
2.В.
вертят
рубишь
мокнет
откроет
возит
бреет
схватит
плавает
делает
оденут
- Соедините точки. Обменяйтесь листочками и проверьте графики. Если вы правильно определили спряжение, то график должен выглядеть так:слайд 12
5.Физкультминутка
6.Тест КАРТОЧКИ
ВЗАИМОПРОВЕРКА слайд 13
«5» -нет ош.
«4» - 1-2 ош.
«3» - 3 ош.
«2» - 4 и более ош.
7 . Роль глагола в предложении. Слайд 14
Учитель: У вас есть возможность самим придумать задание к тексту. (На экране появляется текст.)
Ярко светит солнце и греет землю. На траве сияет, переливается роса. Просыпаются весёлые шмели, разноцветные бабочки. От цветов льётся душистый запах, он привлекает насекомых. Птицы, звери радуются тёплым лучам.
Уч-ся:
– Можно выполнить синтаксический разбор предложений.
– Я предлагаю выделить орфограммы.
- Морфологический разбор гл. или др ч.р.
– Ещё мы сможем доказать правильность постановки запятых.
– Можно, например, придумать продолжение рассказа.
Учитель: Молодцы, очень интересные задания. Их мы сможем использовать на следующих уроках.
А сейчас вам необходимо выбрать предложение, соответствующее схеме, и записать его.
[ = — ] , [ — = ] .
Уч-ся:
– Это четвёртое предложение, т. к. в нем две грамматические основы:
первая – “льётся запах”, вторая – “он привлекает”. Такое предложение называется сложным.
(Уч-ся выполняют задание в тетради, а один – у доски.)
Учитель: Как вы думаете, зачем мы выполнили это задание?
Уч-ся: Чтобы доказать, что сказуемое чаще всего в предложении выражено глаголом.
VI. Рефлексия слайд 15
- Спишите, Вставьте пропущенные буквы, Над глаголами укажите лицо, число.
Вырастает первая тра…ка. Появляются первые цветоч…ки. Летят с юга перелётные птицы. Мы слыш…м их радос…н…. пение.
Снег та..т и больше (не) пада…т. Уход..т зимн… х…л…да. Со…нце хорошо пригрева….т землю.
Зима и в…сна несколько недель спор….т друг с другом. Но вот весна поб….жда…т, гон…т зиму.
- Проверка выполненного.
На какие правила встретились слова?
VII. Подведение итогов урока слайд 16
– Удалось ли нам обобщить знания о глаголе?
– Какое задание вызвало у вас затруднение?
– Над чем вам ещё необходимо поработать?
– А смогли добиться хорошего результата, потому что мы вместе. А это великая сила. Ведь “С маленькой удачи начинается большой успех”.
VIII. Домашнее задание слайд 17
Упр. 246 (с.116), составить устный ( по желанию письменный) рассказ на предложенные в упражнении темы)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка.2 класс Обобщение по теме «Знаем - повторим, не знаем - узнаем». программа "Гармония"
Урок для 2 класса программа "Гармония" можно использовать и по другим программам. Разработан с целью закрепления способов обозначения звука Й, а также о словах, обозначающих предмет, признак, действие...
Урок русского языку 3 класс, 2 четверть. Тема: Глагол как часть речи (обобщение). Неопределенная форма глагола. Проверочная работа по теме: «Глагол»
Урок построен в соответствии с требованиями ФГОС...
Технологическая карта урока русского языка 2 класс ФГОС по теме "Глагол как часть речи и употребление его в речи"
Этапы уроков, методы, деятельность учителя,и учеников...
урок русского языка 3 класс Обобщение знаний о глаголе
Задания данного урока позволят учащимся повторить и закрепить свои знания о глаголе, развивают творческие способности учащихся, развивают интерес к предмету....
Урока русского языка 4 класс "Обобщение знаний о глаголе"
Подробная разработка урока русского языка в 4 классе по теме "Обобщение знаний о глаголе" с представлением всего дополнительного материала....
Технологическая карта урока русского языка 3 класс " Обобщение знаний о глаголе. Морфологический разбор глагола."
Технологическая карта урока русского языка в 3 классе ТемаОбобщение знаний о глаголе. Морфологический разбор глагола. Цели Образовательные: закрепить знания о глаголе; закрепить умения опре...
Конспект урока по русскому языку 3 класс "Обобщение знаний о глаголе. (урок 1)"
Конспект урока по русскому языку 3 класс "Обобщение знаний о глаголе. (урок 1)"...