программа по русскому языку 3 класс
рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему
Программа по русскому языку для 3 класса,составлена на основе программы "Школа России" по ФГОС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 96.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования МР «Печора»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа» п. Каджером
(наименование учредителя и образовательного учреждения)
УТВЕРЖДАЮ Директор школы __________Л.В. Годун «_31____» августа ___2017г. |
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
РУССКИЙ ЯЗЫК
(наименование учебного предмета)
БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
(уровень образования)
________ 3 класс___________
(класс)
Составлена на основе программы для общеобразовательной школы:
Русский язык 3 класс
(наименование программы)
В.П. Канакина,В.Г. Горецкий,М.В Бойкина,
М.М.Дементьева, Н .А. Стефаненко .
(автор программы)
п. Каджером
2017 г.
1.Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку для 3 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, Примерной образовательной программы начального общего образования, авторской программы В.П. Канакиной, В. Г. Горецкого, 2011г., М.: «Просвещение».
Цели и задачи курса
Целями изучения предмета «Русский язык» в начальной школе являются:
• ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;
• формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета:
• развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
• формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;
• формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;
• воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
2. Общая характеристика учебного предмета.
Систематический курс русского языка представлен в программе следующими содержательными линиями:
• система языка (основы лингвистических знаний): лексика, фонетика и орфоэпия, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис);
• орфография и пунктуация;
• развитие речи.
В программе выделен раздел «Виды речевой деятельности». Его содержание обеспечивает ориентацию младших школьников в целях, задачах, средствах и значении различных видов речевой деятельности (слушания, говорения, чтения и письма).
Учащиеся научатся адекватно воспринимать звучащую и письменную речь, анализировать свою и оценивать чужую речь, создавать собственные монологические устные высказывания и письменные тексты в соответствии с задачами коммуникации. Включение данного раздела в программу усиливает внимание к формированию коммуникативных умений и навыков, актуальных для практики общения младших школьников.
Значимое место в программе отводится темам «Текст», «Предложение и словосочетание. Работа над текстом предусматривает формирование речевых умений и овладение речеведческими сведениями и знаниями по языку, что создаст действенную основу для обучения школьников созданию текстов по образцу (изложение), собственных текстов разного типа (текст-повествование, текст-описание, текст-рассуждение) и жанра с учётом замысла, адресата и ситуации общения, соблюдению норм построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и главной мысли и др.), развитию умений, связанных с оценкой и самооценкой выполненной учеником творческой работы.
Работа над предложением и словосочетанием направлена на обучение учащихся нормам построения и образования предложений, на развитие умений пользоваться предложениями в устной и письменной речи, на обеспечение понимания содержания и структуры предложений в чужой речи. На синтаксической основе школьники осваивают нормы произношения, процессы словоизменения, формируются грамматические умения, орфографические и речевые навыки.
Раздел «Лексика » предусматривает формирование у младших школьников представлений о материальной природе языкового знака (слова как единства звучания и значения); осмысление роли слова в выражении мыслей, чувств, эмоций; осознанию словарного богатства русского языка и эстетической функции родного слова; овладению умением выбора лексических средств в зависимости от цели, темы, основной мысли, адресата, ситуаций и условий общения; осознанию необходимости пополнять и обогащать собственный словарный запас как показатель интеллектуального и речевого развития личности.
Важная роль отводится формированию представлений о грамматических понятиях: словообразовательных, морфологических, синтаксических. Усвоение грамматических понятий становится процессом умственного и речевого развития: у школьников развиваются интеллектуальные умения анализа, синтеза, сравнения, сопоставления, классификации, обобщения, что служит основой для дальнейшего формирования общеучебных, логических и познавательных универсальных действий.
Программой предусмотрено целенаправленное формирование первичных навыков работы с информацией. В ходе освоения русского языка формируются умения, связанные с информационной культурой: читать, писать, эффективно работать с учебной книгой, пользоваться лингвистическими словарями и справочниками.
Программа предполагает организацию проектной деятельности, которая способствует включению учащихся в активный познавательный процесс. Проектная деятельность позволяет закрепить, расширить, углубить полученные на уроках знания, создаёт условия для творческого развития детей, формирования позитивной самооценки, навыков совместной деятельности со взрослыми и сверстниками, умений сотрудничать друг с другом, совместно планировать свои действия, вести поиск и систематизировать нужную информацию.
3. Место предмета в учебном плане
В Федеральном базисном образовательном плане на изучение русского языка в 3 классе начальной школы отводится 5 часов в неделю, всего 170 часов.
4. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Одним из результатов обучения русскому языку является осмысление и интериоризация (присвоение) учащимися системы ценностей.
Ценность добра – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, в том числе с помощью языка;
осознание постулатов нравственной жизни (будь милосерден, поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой).
Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.
Ценность красоты и гармонии – осознание красоты и гармоничности русского языка, его выразительных возможностей.
Ценность истины – осознание ценности научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений; приоритетности знания, установления истины, самого познания как ценности.
Ценность семьи. Понимание важности семьи в жизни человека; осознание своих корней; формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, взаимной ответственности, уважение к старшим, их нравственным идеалам.
Ценность труда и творчества – осознание роли труда в жизни человека, развитие организованности, целеустремлённости, ответственности, самостоятельности, ценностного отношения к труду в целом и к литературному труду, творчеству.
Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своего языка; интерес к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.
Ценность человечества – осознание себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур и языков.
5. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета 3-й класс
Личностные результаты:
- представление о своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России;
- осознание своей этнической и национальной принадлежности;
- развитие чувства любви и гордости к Родине, его народу, истории, культуре;
- развитие чувства любви и уважения к русскому языку как великому ценностному достоянию русского народа; осознание себя носителем этого языка;
- становление внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, изучению русского языка, понимания необходимости учения;
- становление элементов коммуникативного, социального и учебно-познавательного мотивов изучения русского языка;
- развитие интереса к познанию русского языка, языковой деятельности; интерес к чтению и читательской деятельности;
- формирование мотивации к творческому труду (в проектной деятельности, к созданию собственных информационных объектов и др.);
- развитие способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; ориентация на понимание причин успеха и неуспеха в учебной деятельности по языку;
- ориентация на развитие целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур, религий;
- развитие этических чувств (доброжелательность, сочувствие, сопереживание, отзывчивость, совесть и др.); понимание чувств одноклассников, собеседников; сочувствовать другим людям, сопереживать (в радости, горе и др.).
- понимание нравственного содержания собственных поступков и поступков окружающих людей; ориентация в поведении на принятые моральные и этические нормы;
- .осознание ответственности за свои поступки, ответственности за произнесённую в общении речь;
- осознавать свои эмоции и чувства, контролировать их; определять эмоции собеседников, сочувствовать другим людям, сопереживать чувства радости и горя;
- развитие чувства прекрасного и эстетических чувств через выразительные возможности языка, анализ пейзажных зарисовок и репродукций картин и др.;
- ориентация на развитие навыков сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке и вне урока;
- представление о здоровом образе жизни, бережном отношении к материальным ценностям.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД
- принимать и сохранять цель и учебную задачу; в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
- овладевать способами решения учебной задачи, выбирать один из них для решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном, словесно-образном и словесно-логическом уровнях; проявлять познавательную инициативу;
- планировать (в сотрудничестве с учителем и самостоятельно) свои действия для решения задачи;
- учитывать правило (алгоритм) в планировании и контроле способа решения;
- выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации (в заданиях учебника, справочном материале учебника — в памятках);
- выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме;
- контролировать процесс и результаты своей деятельности с учебным материалом, вносить необходимые коррективы;
- оценивать свои достижения, определять трудности, осознавать причины успеха и неуспеха и способы преодоления трудностей;
- адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами.
Познавательные УУД
- осознавать познавательную задачу, решать её (под руководством учителя или самостоятельно);
- самостоятельно находить в учебнике, учебных пособиях и учебной справочной литературе (с использованием ресурсов библиотек и Интернета) необходимую информацию и использовать её для выполнения учебных заданий;
- понимать информацию, представленную в изобразительной, графической форме; переводить её в словесную форму;
- использовать такие виды чтения, как ознакомительное, изучающее, поисковое; осознавать цель чтения;
- воспринимать смысл читаемых текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов (художественного и познавательного); передавать устно или письменно содержание текста;
- анализировать и оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста, определять место и роль иллюстративного ряда в тексте;
- осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; выступать перед аудиторией одноклассников с небольшими сообщениями, используя иллюстративный материал (плакаты, презентацию);
- использовать знаково-символические средства (в том числе модели, схемы, таблицы) для решения учебных и практических задач; создавать и преобразовывать модели и схемы для решения лингвистических задач;
- пользоваться словарями и справочным материалом учебника;
- анализировать изучаемые языковые объекты с выделением их существенных и несущественных признаков;
- осуществлять синтез как составление целого из их частей;
- овладевать общими способами решения конкретных лингвистических задач;
- ориентироваться на возможность решения отдельных лингвистических задач разными способами; выбирать наиболее эффективный способ решения лингвистической задачи;
- находить языковые примеры для иллюстрации изучаемых языковых понятий;
- осуществлять анализ, синтез, сравнение, сопоставление, классификацию, обобщение языкового материала как по заданным критериям, так и по самостоятельно выделенным основаниям;
- осуществлять подведение фактов языка под понятие на основе выделения комплекса существенных признаков и их синтеза;
- осуществлять аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом;
- составлять простейшие инструкции, определяющие последовательность действий при решении лингвистической задачи;
- строить несложные рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, формулировать их.
Коммуникативные УУД
- выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, ориентируясь на задачи и ситуацию общения, соблюдая нормы литературного языка и нормы «хорошей» речи (ясность, точность, содержательность, последовательность выражения мысли и др.);
- ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; понимать зависимость характера речи от задач и ситуации общения;
- участвовать в диалоге, общей беседе, совместной деятельности (в парах и группах), договариваться с партнёрами о способах решения учебной задачи, приходить к общему решению, осуществлять взаимоконтроль;
- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
- контролировать действия партнёра, оказывать в сотрудничестве необходимую помощь;
- учитывать разные мнения и интересы и высказывать своё собственное мнение (позицию), аргументировать его;
- оценивать мысли, советы, предложения других людей, принимать их во внимание и пытаться учитывать в своей деятельности;
- строить монологическое высказывание с учётом поставленной коммуникативной задачи;
- применять приобретённые коммуникативные умения в практике свободного общения.
Предметные результаты:
К концу 3 класса учащиеся должны знать:
- Названия и определения частей слова ( корень, окончание, приставка, суффикс);
- Название и определения частей речи ( имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, предлог);
- Название и определения главных ( подлежащее и сказуемое) и второстепенных ( без деления на виды) членов предложения.
.
Учащиеся должны уметь:
- Орфографически грамотно и каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку текс (55-65 слов), включающий изученные орфограммы за 1-3 класс.
- Проверять написанное, находить в словах изученные орфограммы.
- Производить звуковой и звуко-буквенный разбор слова.
- Производить морфемный разбор ясных по составу слов. Подбирать однокоренные слова разных частей речи.
- Распознавать части речи и их грамматические признаки ( род, число, падеж имён существительных; род и число имён прилагательных; время и число глаголов; лицо и число местоимений).
- Изменять имена существительные, имена прилагательные, глаголы по числам; склонять в единственном числе имена существительные; изменять имена прилагательные по родам; изменять глаголы по временам.
- Интонационно правильно произносить предложения. Определять вид предложения по цели высказывания и интонации.
- Вычленять в предложении основу и словосочетания.
- Производить элементарный синтаксический разбор предложения.
- Определять тему текста, его основную мысль, подбирать заголовок к тексту, делить текст на части, под руководством учителя и самостоятельно составлять план текста.
- Определять тип текста.
- Писать изложение и сочинение (60 – 75 слов) по коллективно или самостоятельно составленному плану под руководством учителя.
Содержательные линии | Требования ФГОС планируемые | Результаты обучения |
Базовый уровень (обучающийся научится) | Повышенный уровень (обучающийся получит возможность научиться) | |
Развитие речи. Виды речи. Речь и её назначение. Речь – отражение культуры человека. |
строить монологическое высказывание на определённую тему, по результатам наблюдений за фактами и явлениями языка. |
|
Синтаксис. Виды предложений по цели высказывания и по интонации. Знаки препинания в конце предложения. Предложение с обращением. Простые и сложные предложения. Словосочетание | Обучающийся научится:
| Обучающийся получит возможность научиться:
|
Лексика. Слово в языке и речи. Лексическое значение слов. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Слова фразеологизмы. Работа со словарями. Прямое и переносное значение слов. | Обучающийся научится:
| Обучающийся получит возможность научиться:
|
Состав слова.(морфемика) Корень слова. Окончание. Суффикс. Приставка. Основа. | Обучающийся научится:
| Обучающийся получит возможность научиться:
|
Морфология. Части речи. Имя существительное. Имя прилагательное. Глагол. Числительное. Местоимение. | Обучающийся научится:
| Обучающийся получит возможность научиться:
|
Система языка (фонетика, орфоэпия, графика) Звуки и буквы. | Обучающийся научится:
| Обучающийся получит возможность научиться:
|
Орфография и пунктуация. | Обучающийся научится: — применять ранее изученные правила правописания, а также:
— подбирать примеры с определённой орфограммой; — обнаруживать орфограммы по освоенным опознавательным признакам в указанных учителем словах (в объёме изучаемого курса); — определять разновидности орфограмм и соотносить их с изученными правилами; — применять разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов, использование орфографического словаря; — безошибочно списывать текст с доски и учебника (объёмом 65—70 слов); — писать под диктовку текст (объёмом 55—60 слов) . | Обучающийся научится: — применять ранее изученные правила правописания, а также:
— подбирать примеры с определённой орфограммой; — обнаруживать орфограммы по освоенным опознавательным признакам в указанных учителем словах (в объёме изучаемого курса); — определять разновидности орфограмм и соотносить их с изученными правилами; — применять разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов, использование орфографического словаря; — безошибочно списывать текст с доски и учебника (объёмом 65—70 слов); — писать под диктовку текст (объёмом 55—60 слов) в соответствии с изученными правилами правописания; — проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки. |
6. Содержание учебного предмета.
Раздел программы. | Часы. | Содержание по ФГОС |
Наша речь и наш язык. | 2ч | Слушание (аудирование). Восприятие и понимание звучащей речи. Говорение. Использование средств языка в устной речи в соответствии с условиями общения. Отличие письменной речи от устной.. |
Текст. | 2ч | Различение предложения и текста. Признаки текста'. |
Предложение. | 12ч | Синтаксис. Различение слова, словосочетания и предложения. Разновидности предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. Главные и второстепенные члены предложения. Связь слов в предложении. Простое распространенное и нераспространенное предложения. Различение и употребление в речи простых и сложных предложений. |
Слово и его лексическое значение. | 6ч | Лексика. Слово и его значение. Словарное богатство русского языка. Слова однозначные и многозначные. Синонимы и антонимы. Прямое и переносное значение слова. Использование словарей русского языка. |
Части речи. | 5 ч | Морфология. |
Однокоренные слова. | 1 ч | Однокоренные слова, формы одного и того же слова. |
Слово, слог, звуки и буквы. | 7 ч | Фонетика. Графика Звуки и буквы: гласные, согласные. Различение согласных звонких и глухих, мягких и твердых, парных и непарных. Гласные ударные и безударные. Деление слов на слоги. Словесное ударение. Восприятие на слух и правильное произношение слов. |
Общее понятие о значимых частях слова. | 20 ч | Состав слова. Выделение значимых частей слова (корня, приставки, суффикса, окончания). Значение суффиксов и приставок (простейшие примеры). Однокоренные слова, формы одного и того же слова. Различение предлогов и приставок. |
Правописание частей слова. | 30 ч | Орфография. Правописание безударных гласных, парных звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных, удвоенных согласных в корне слова; Правописание сочетаний жи — ши, ча — ща, чу — щу, чк — чн. Разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов, использование орфографического словаря. |
Имя существительное. | 30 ч | Морфология. Имя существительное, значение и употребление. Различение одушевленных и неодушевленных имен существительных; имен существительных мужского, женского и среднего рода. Изменение существительных по числам и падежам. |
Имя прилагательное. | 19 ч | Имя прилагательное, значение и употребление. Изменение по родам, числам и падежам. Согласование с именем существительным. |
Местоимение. | 5 ч | Местоимение, значение и употребление. |
Глагол. | 21 ч | Глагол, значение и употребление. Изменение по временам, числам в настоящем , по родам и числам в прошедшем времени. Правописание не с глаголами. Неопределенная форма глагола. |
Повторение изученного за год. | 10 ч |
Дата план | Дата факт | № урока |
Тема | Характеристика деятельности учащихся
| Кол-во часов | |
1 | Язык и речь (2 ч) | Наша речь. Виды речи. | Различать язык и речь. Объяснять, в каких случаях жизни мы пользуемся разными видами речи и что такое хорошая речь. Рассказывать о сферах употребления в России русского языка и национальных языков. Анализировать высказывания о русском языке (высказывание А.Куприна). Находить выразительные средства русской речи в поэтических строках А.Пушкина. Составлять текст по рисунку (рассматривать рисунок, определять его тему, обсуждать содержание предстоящего рассказа по рисунку, выделять части в содержании рассказа, записывать составленный текст). | 1 | ||
2 | Наш язык. | 1 | ||||
3 | Текст. Предложение. Словосочетание (14 ч) НРК | Текст. Типы текстов. Составление предложений о природе Р.К. | Различать текст и предложение, текст и набор предложений. Определять тему и главную мысль текста. Подбирать заголовок к заданному тексту и определять по заголовку содержание текста. Выделять части текста и обосновывать правильность их выделения. Различать типы текстов: повествование, описание, рассуждение. Восстанавливать деформированный текст (с нарушенным порядком предложений), подбирать к нему заголовок, определять тип текста, записывать составленный текст. Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику. Отличать предложение от группы слов, не составляющих предложение. Анализировать непунктированный текст, выделять в нем предложения. Выделять в письменном тексте диалог. Наблюдать над значением предложений, различных по цели высказывания (без терминологии), находить их в тексте, составлять предложения такого типа. Соблюдать в устной речи логическое (смысловое) ударение и интонацию конца предложения. Классифицировать предложения по цели высказывания и по интонации. Анализировать содержание таблицы и составлять сообщение о типах предложений. Обосновывать знаки препинания в конце предложений. Находить обращения в предложении и наблюдать за выделением обращения в письменной речи. Устанавливать при помощи вопросов связь между членами предложения. Различать и выделять главные и второстепенные члены в предложении, распространенные и нераспространенные предложения. Распространять нераспространенные предложение второстепенными членами. Читать и составлять модели предложения, находить по ним предложения в тексте. Работать с памяткой «Как разобрать предложение по членам». Планировать свои действия при разборе предложения по членам на основе заданного алгоритма. Обсуждать алгоритм разбора предложения по членам и разбирать предложение по членам. Различать простые и сложные предложения, объяснять знаки препинания внутри сложного предложения. Составлять из двух простых предложений одно сложное. Различать словосочетание и предложение. Выделять в предложении словосочетания. Устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении. Составлять предложения из деформированных слов, словосочетаний по рисунку, по заданной теме, по модели. | 1 | ||
4 | НРК | Что мы знаем о тексте. Составление текста – описания «Лес в сентябре». | 1 | |||
5 | Предложение Упражнения в озаглавливании коми текста | 1 | ||||
6 | Виды предложений по цели высказывания | 1 | ||||
7 | Виды предложений по интонации | 1 | ||||
8 | Предложения с обращением. | 1 | ||||
9 | Р/р Обучающее изложение «Путешественница» | 1 | ||||
10 | Работа над ошибками. Главные и второстепенные члены предложения. | 1 | ||||
11 | Главные и второстепенные члены предложения. Связь слов в предложении | 1 | ||||
12 | Понятие о простом и сложном предложении | 1 | ||||
13 | Развитие умения различать простые и сложные предложения | 1 | ||||
14 | Словосочетание | 1 | ||||
15 | Обобщение знаний о словосочетании. Проверочная работа 1по теме «Текст.Предложение.Словосочетание.» | 1 | ||||
16 | Контрольный диктант № 1 по теме «Предложение» | 1 | ||||
17 | Слово в языке и речи (19 ч) | Работа над ошибками. Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова | Узнавать в тексте незнакомые слова, определять их значение по толковому словарю. Распознавать многозначные слова, слова в прямом и переносном значении. Составлять сообщение по схеме на тему «Что я знаю о значениях слов русского языка». Находить синонимы, антонимы среди других слов, в предложении, тексте, подбирать к слову синонимы и антонимы. Работать с толковым словарем, словарями синонимов и антонимов; находить в них необходимую информацию о слове. Распознавать омонимы, объяснять их лексическое значение. Находить в тексте и в предложении фразеологизмы, объяснять их значение, отличать фразеологизм от неустойчивого словосочетания. Работать со словарем фразеологизмов. Выбирать слова в соответствии с целью и адресатом высказывания. Устранять однообразное употребление слова в данном и в собственном тексте. Узнавать изученные части речи среди других слов и в предложении, классифицировать их, приводить примеры слов изученных частей речи. Определять грамматические признаки изученных частей речи и обосновывать правильность их выделения. Распознавать имя числительное по значению и по вопросам (сколько? который?), объяснять значение имен числительных в речи. Распознавать однокоренные слова, выделять в них корень. Различать, сравнивать однокоренные слова и слова-синонимы, слова с омонимичными корнями. Различать слово и слог, звук и букву. Проводить звуковой и звукобуквенный разбор определенного слова. Определять наличие в слове изученных орфограмм. Находить и отмечать в словах орфограммы. Подбирать несколько проверочных слов с заданной орфограммой. Группировать слова по типу орфограммы. | 1 | ||
18 | Синонимы, антонимы. | 1 | ||||
19 | НРК | Омонимы. Творческий диктант «Растения нашего края –осинка» | 1 | |||
20 | Слово и словосочетание. Словарный диктант № 1. | 1 | ||||
21 | НРК | Фразеологизмы Коми фразеологизмы | 1 | |||
22 | Р/р Обучающее изложение по тексту Н. Сладкова «Ёлочка» . | |||||
23 | Работа над ошибками . Части речи. Имя существительное | 1 | ||||
24 | НРК | Имя прилагательное Упражнения в поиске прилагательных .И.Запорожцева «Ночная охота» | 1 | |||
25 | НРК | Глагол Упражнения в поиске глаголов .И.Запорожцева «Ночная охота» | 1 | |||
26 | Имя числительное | 1 | ||||
27 | Р/р Сочинение по картине И.Т Хруцкого «Цветы и плоды» | 1 | ||||
28 | Однокоренные слова | 1 | ||||
29 | Звуки и буквы. Гласные звуки | 1 | ||||
30 | Звуки и буквы . Согласные звуки. Словарный диктант № 2 | 1 | ||||
31 | Парные согласные. Разделительный Ь | 1 | ||||
32 | Р/р .Обучающее изложение по тексту М.Пришвина «Полянка» по коллективно составленному плану
| 1 | ||||
33 | Обобщение и закрепление изученного по теме «Слово в языке и речи».. Проверочная работа 2 | 1 | ||||
34 | Проект « Рассказ о слове» | 1 | ||||
35 | Контрольный диктант № 2 по теме ««Слово в языке и речи». | 1 | ||||
36 | Состав слова (16 ч) | Работа над ошибками. Что такое корень слова? | Формулировать определения однокоренных слов и корня слова. Различать однокоренные слова, группировать однокоренные слова (с общим корнем), выделять в них корень, подбирать примеры однокоренных слов. Различать однокоренные слова и синонимы, однокоренные слова и слова с омонимичными корнями, однокоренные слова и формы одного и того же слова. Находить чередующиеся звуки в корне слова. Различать сложные слова, находить в них корни. Формулировать определение окончания, выделять окончание в слове, доказывать значимость окончания в слове. Различать однокоренные слова и формы одного и того же слова. Формулировать определения приставки и суффикса. Объяснять значение приставок и суффиксов в слове. Выделять в словах приставки и суффиксы. Образовывать слова с помощью приставки или суффикса. Выделять в словах основу слова. Работать с памяткой «Как разобрать слово по составу». Обсуждать алгоритм разбора слов по составу. | 1 | ||
37 | НРК | Как найти в слове корень слова? Работа по тексту И.Коданёва «Когда кукует кукушка». | 1 | |||
38 | НРК | Сложные слова. Составление предложений на тему « Признаки поздней осени нашего края» | 1 | |||
39 | Что такое окончание? Как найти в слове окончание? | 1 | ||||
40 | Развитие умения находить в словах окончание | 1 | ||||
41 | Что такое приставка? Как найти в слове приставку? | 1 | ||||
42 | Значения приставок. Контрольный словарный диктант №1 | 1 | ||||
43 | Что такое суффикс? Как найти в слове суффикс? | 1 | ||||
44 | Значения суффиксов. Сочинение-описание животного по рисункам Е. Чарушина. | 1 | ||||
45 | Р/р Сочинение по картине А.А.Рылова «В голубом просторе» | 1 | ||||
46 | Работа над ошибками Что такое основа слова | 1 | ||||
47 | Обобщение знаний о составе слова. Проверочная работа 3по теме «Состав слова» | 1 | ||||
48 | Контрольный диктант № 3 по теме «Значимые части слова». | 1 | ||||
49 | Анализ контрольного диктанта. Обобщение знаний о составе слова. | 1 | ||||
50 | Р/р Обучающее изложение по тексту В.Бианки «Скворцы». | 1 | ||||
51 | Работа над ошибками Проект «Семья слов». | 1 | ||||
52 | Правописание частей слова (29 ч) | Орфограммы в значимых частях слова Словарный диктант № 3 | Определять наличие в слове изученных орфограмм. Находить и отмечать в слове орфограммы. Обсуждать алгоритм действий для решения орфографических задач и использовать алгоритм в практической деятельности. Подбирать несколько проверочных слов с заданной орфограммой. Группировать слова по типу орфограммы, по месту орфограммы в слове. Осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль при проверке выполненной письменной работы. Контролировать правильность записи текста, находить неправильно написанные слова и исправлять ошибки. Работать с орфографическим словарем. Восстанавливать содержание повествовательного деформированного текста, составлять письменный пересказ данного текста по самостоятельно составленному плану. | 1 | ||
53 | Правописание безударных гласных в корне слова | 1 | ||||
54 | Развитие умения видеть в словах орфограммы – безударные гласные | 1 | ||||
55 | Упражнения в правописании слов с безударными гласными в корне слова | 1 | ||||
56 | Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне. | 1 | ||||
57 | Упражнения в правописании слов с глухими и звонкими согласными в корне. | 1 | ||||
58 | Упражнения в правописании слов с глухими и звонкими согласными в корне. | 1 | ||||
59 | Контрольное списывание № 1 по теме «Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне». | 1 | ||||
60 | Р/р Обучающее изложение по тексту В. Вольского «Клесты» по коллективно составленному плану. | 1 | ||||
61 | Работа над ошибками Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне | 1 | ||||
62 | Упражнения в правописании слов с непроизносимыми согласными в корне | 1 | ||||
63 | Упражнения в правописании слов с непроизносимыми согласными в корне | 1 | ||||
64 | Правописание слов с удвоенными согласными Словарный диктант №4 | 1 | ||||
65 | Упражнения в правописании слов с удвоенными согласными | 1 | ||||
66 | Контрольный диктант №4 по теме «Правописание корней слов» | 1 | ||||
67 | Работа над ошибками. Правописание суффиксов и приставок Суффиксы –ек, -ик | 1 | ||||
68 | р/р. Сочинение по картине В.М. Васнецова «Снегурочка» | 1 | ||||
69 | Работа над ошибками. Правописание суффиксов и приставок. Суффикс –ок , -ёк | 1 | ||||
70 | Правописание суффиксов и приставок Суффиксы –оньк, -еньк | 1 | ||||
71 | Закрепление по теме «Правописание суффиксов и приставок». | 1 | ||||
72 | Правописание приставок и предлогов | 1 | ||||
73 | НРК | Правописание приставок и предлогов Слова с приставками в произведении И. Запорожцевой «Пастух и белый олень» | 1 | |||
74 | Правописание слов с разделительным твёрдым знаками | 1 | ||||
75 | Разделительный твёрдый и мягкий знаки. Контрольный словарный диктант №2 | 1 | ||||
76 | Правописание слов с разделительными твёрдым и мягким знаками. | 1 | ||||
77 | Упражнения в правописании слов с разделительными твёрдым и мягким знаками. | 1 | ||||
78 | Проверочная работа 4по теме «Правописание частей слова» | 1 | ||||
79 | Развитие умения видеть в словах орфограммы. | 1 | ||||
80 | Проект « Составляем орфографический словарь». | 1 | ||||
81 | Части речи (76ч) | Части речи | Распознавать имена существительные среди слов других частей речи, определять лексическое значение имен существительных. Различать среди однокоренных слов имена существительные. Выделять среди имен существительных одушевленные и неодушевленные (по вопросу и по значению). Находить среди имен существительных в тексте устаревшие слова, объяснять их значение. Распознавать собственные и нарицательные имена существительные, определять значение имен собственных. Обосновывать написание заглавной буквы в именах собственных. Определять число имен существительных. Изменить форму числа имен существительных. Распознавать имена существительные, изменение форму одного числа. Определять род имен существительных. Классифицировать имена существительные по роду и обосновывать правильность определения рода. Правильно записывать имена существительные с шипящим звуком на конце и контролировать правильность записи. Изменять имена существительные по падежам. Запоминать названия падежей. Определять падеж имен существительных. Распознавать именительный (родительный и др.) падеж, в котором употреблено имя существительное, по падежному вопросу и предлоге. Составлять предложение (словосочетание), употребляя в нем имя существительное в заданной падежной форме. Сопоставлять и различать внешние сходные падежные формы (именительный и винительный падежи, родительный и винительный падежи имен существительных одушевленных мужского рода и др.). Составлять сообщение об изученных падежах имен существительных. Определять начальную форму имени существительного. Распознавать, пользуясь памяткой, изученные признаки имени существительного по заданному алгоритму и обосновывать правильность их определения. Писать диктант и проверять написанное. | 1 | ||
82 | Имя существительное (31 ч.) | Имя существительное и его роль в речи | 1 | |||
83 | Начальная форма имени существительного | 1 | ||||
84 | Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные | 1 | ||||
85 | Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные | 1 | ||||
86 | Р/р Обучающее изложение по тексту В. Бочарникова «Горностай». | 1 | ||||
87 | Работа над ошибками. Собственные и нарицательные имена существительные | 1 | ||||
88 | Проект « Тайна имени» | 1 | ||||
89 | Число имён существительных | 1 | ||||
90 | Число имён существительных | 1 | ||||
91 | Род имён существительных | 1 | ||||
92 | Род имён существительных. Словарный диктант № 5 | 1 | ||||
93 | Р/р Обучающее изложение по тексту Л.Толстого « Лев и мышь» по коллективно составленному плану. | 1 | ||||
94 | Работа над ошибками. Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих | 1 | ||||
95 | Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих | |||||
96 | Контрольный диктант № 5 по теме «Имя существительное» | |||||
97 | Работа над ошибками. Склонение имён существительных | |||||
98 | Падеж имён существительных. | |||||
99 | Изменение имён существительных по падежам. | |||||
100 | Изменение имён существительных по падежам. | |||||
101 | Именительный падеж | 1 | ||||
102 | Родительный падеж | 1 | ||||
103 | Дательный падеж | 1 | ||||
104 | Винительный падеж | 1 | ||||
105 | Творительный падеж | 1 | ||||
106 | Предложный падеж | 1 | ||||
107 | Все падежи | 1 | ||||
108 | Все падежи. Словарный диктант № 6 | 1 | ||||
109 | Обобщение знаний по теме «Падежи» Проверочная работа 5 | 1 | ||||
110 | Р/р Сочинение по картине К.Ф.Юона «Конец зимы.Полдень» | |||||
111 | Контрольный диктант № 6 по теме «Имя существительное» | 1 | ||||
112 | НРК | Работа над ошибками. Проект «Зимняя страничка» | 1 | |||
113 | Имя прилагательное (18ч) | Значение и употребление имён прилагательных в речи | Определять форму числа имен прилагательных, изменять имена прилагательные по числам. Подбирать имена прилагательные для сравнения признаков предметов. Анализировать таблицу в учебнике «Изменение имен прилагательных по падежам». Определять начальную форму имени прилагательного. Определять падеж имен прилагательных по падежу имен существительных. Правильно произносить и писать имена прилагательные мужского и среднего рода в родительном падеже. Разбирать имя прилагательное как часть речи в том порядке, какой указан в памятке «Порядок разбора имени прилагательного». Определять изученные грамматические признаки имени прилагательного и обосновывать правильность их выделения. | 1 | ||
114 | Сложные имена прилагательные | 1 | ||||
115 | Роль имен прилагательных в тексте | 1 | ||||
116 | Текст – описание | 1 | ||||
117 | Контрольное списывание 2по теме «Склонение имен существительных» | 1 | ||||
118 | Род имен прилагательных | 1 | ||||
119 | Изменение имён прилагательных по родам | 1 | ||||
120 | Изменение имён прилагательных по родам Словарный диктант № 7 | 1 | ||||
121 | НРК | Число имён прилагательных Текст – описание «Олени Севера» | 1 | |||
122 | Изменение имён прилагательных по числам | 1 | ||||
123 | Изменение имён прилагательных по падежам | 1 | ||||
124 | Изменение имён прилагательных по падежам | 1 | ||||
125 | Обобщение знаний об имени прилагательном | 1 | ||||
126 | Закрепление знаний об имени прилагательном. Контрольный словарный диктант № 3 | 1 | ||||
127 | Р/р. Отзыв по картине А.А.Серова «Девочка с персиками» | 1 | ||||
128 | Работа над ошибками. Обобщение знаний об имени прилагательном. Проверочная работа 6 | 1 | ||||
129 | Контрольный диктант № 7 по теме «Имя прилагательное» | |||||
130 | Работа над ошибками. Проект «Имена прилагательные в загадках» | 1 | ||||
131 | Местоимение (5 ч) НРК | Личные местоимения Запись предложений на тему « Мой посёлок» | Распознавать личные местоимения среди других частей речи. Определять грамматические признаки личных местоимений: лицо, число, род (у местоимений 3-го лица единственного числа). Заменять повторяющиеся в тексте имена существительные местоимениями. Работать с памяткой «Порядок разбора личного местоимения». Пользуясь памяткой, разбирать личное местоимение как часть речи. | 1 | ||
132 | Изменение личных местоимений по родам | 1 | ||||
133 | Роль местоимений в предложении. | 1 | ||||
134 | Местоимение. Р/р Составление письма | 1 | ||||
135 | Контрольное списывание № 3 по теме «Местоимение» | 1 | ||||
136 | Глагол (21 ч) | Значение и употребление глаголов в речи | Распознавать глаголы среди других частей речи. Различать глаголы, отвечающие на определенный вопрос. Определять лексическое значение глаголов. Узнавать неопределенную. форму глагола по вопросам. Образовывать от глаголов в неопределенной форме однокоренные глаголы. Распознавать число глагола. Изменять глаголы по числам. Распознавать время глагола. Изменять глаголы по временам. Образовывать от неопределенной формы глагола временные формы глаголов. Определять род и число глаголов в прошедшем времени. Правильно записывать родовые окончания глагола в прошедшем времени (-а, -о). Раздельно писать частицу НЕ с глаголами. Правильно произносить глаголы в прошедшем времени с частицей НЕ. | 1 | ||
137 | Значение и употребление глаголов в речи | 1 | ||||
138 | Значение и употребление глаголов в речи | 1 | ||||
139 | Неопределённая форма глагола | 1 | ||||
140 | НРК | Неопределённая форма глагола Выборочный диктант.Ю.Поляков «Зайчонок» | 1 | |||
141 | Число глаголов | 1 | ||||
142 | Число глаголов .Словарный диктант №8 | 1 | ||||
143 | Времена глаголов | 1 | ||||
144 | Времена глаголов. 2-е лицо глаголов. | 1 | ||||
145 | Изменение глаголов по временам | 1 | ||||
146 | НРК | Изменение глаголов по временам Составление текста «Весна стучится в наши двери» | 1 | |||
147 | Р/р. Обучающее изложение по тексту Г. Скребицкого «Лось». | 1 | ||||
148 | Работа над ошибками. Род глаголов в прошедшем времени | 1 | ||||
149 | Род глаголов в прошедшем времени | 1 | ||||
150 | Правописание частицы не с глаголами | 1 | ||||
151 | Правописание частицы не с глаголами | 1 | ||||
152 | Обобщение знаний о глаголе | 1 | ||||
153 | НРК | Обобщение знаний о глаголе Составление текста «Ледоход» | 1 | |||
154 | Обобщение знаний о глаголе | 1 | ||||
155 | Проверочная работа по теме «Глагол» 7 | 1 | ||||
156 | Контрольный диктант № 8 по теме «Глагол» | 1 | ||||
157 | Повторение (14 ч) | Работа над ошибками. Части речи. | 1 | |||
158 | Повторение по теме «Части речи».Словарный диктант №9 | 1 | ||||
159 | Р/р . Обучающее изложение по по тексту В.Сухомлинского «Бой в лесу». | 1 | ||||
160 | Работа над ошибками. Обобщение изученного о слове, предложении. | 1 | ||||
161 | Правописание окончаний имён прилагательных. | 1 | ||||
162 | Правописание приставок и предлогов. | 1 | ||||
163 | НРК | Правописание безударных гласных. Работа над деформированным текстом «Республика, в которой я живу». | 1 | |||
164 | Правописание значимых частей слов. | 1 | ||||
165 | Итоговый контрольный диктант № 9 по теме «Повторение изученного за год». | 1 | ||||
166 | Анализ контрольного диктанта. Однокоренные слова. | 1 | ||||
167 | Тест по теме: «Повторение изученного за год» | 1 | ||||
168 | Повторение по теме «Текст» Контрольный словарный диктант № 4 | 1 | ||||
169 | Повторение по теме «Текст» Сочинение на тему «Почему я жду летних каникул» | 1 | ||||
170 | КВН «Знатоки русского языка» | 1 |
8. Описание материально – технического обеспечения образовательного процесса.
1.Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)
Канакина В.П., Горецкий В.Г. и др. Русский язык. Рабочие программы. 1 – 4 классы
Учебники
Русский язык
Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. Учебник. 3 класс. Часть 1,2.
Рабочие тетради
Канакина В.П. Русский язык. Рабочая тетрадь. Рабочая тетрадь: 3 класс. Часть 1,2.
Методические пособия
Русский язык
1.Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. Методическое пособие. 3 класс.
2.Канакина В.П., Щеголева Г.С. Русский язык. Сборник диктантов и самостоятельных работ. 1 – 4 классы.
Проверочные работы
Контрольно-измерительные материалы. Русский язык: 3 класс / Сост. И.В.Позолотина, Е.А.Тихонова. – М.: ВАКО, 2012.
2. Технические средства обучения.
Магнитная доска
Экспозиционный экран.
Персональный компьютер с принтером, сканером.
Мультимедийный проектор.
3. Экранно-звуковые пособия.
Мультимедийные (образовательные) ресурсы, соответствующие содержанию обучения:
Электронное сопровождение к учебнику «Русский язык», 3класс
4. Оборудование класса
Ученические столы двухместные с комплектом стульев.
Стол учительский с тумбой.
Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий, учебного оборудования и пр.
9. Перечень обязательных контрольных, лабораторных, практических и других видов работ.
№ | № урока | дата | Темы проверочных и контрольных работ |
1 | 9 | Р/р Обучающее изложение «Путешественница» | |
2 | 22 | Р/р Обучающее изложение по тексту Н. Сладкова «Ёлочка» . | |
3 | 32 | Р/р .Обучающее изложение по тексту М.Пришвина «Полянка» по коллективно составленному плану | |
4 | 50 | Р/р Обучающее изложение по тексту В.Бианки «Скворцы». | |
5 | 60 | Р/р Обучающее изложение по тексту В. Вольского «Клесты» по коллективно составленному плану. | |
6 | 86 | Р/р Обучающее изложение по тексту В. Бочарникова «Горностай». | |
7 | 95 | Р/р Обучающее изложение по тексту Л.Толстого « Лев и мышь» по коллективно составленному плану. | |
8 | 147 | Р/р. Обучающее изложение по тексту Г. Скребицкого «Лось». | |
9 | 159 | Р/р . Обучающее изложение по по тексту В.Сухомлинского «Бой в лесу». | |
1 | 24 | Р/р Сочинение по картине И.Т Хруцкого «Цветы и плоды» | |
2 | 45 | Р/р Сочинение по картине А.А.Рылова «В голубом просторе» | |
3 | 66 | Р/р. Сочинение по картине В.М.Васнецова «Снегурочка» | |
4 | 110 | Р/р Сочинение по картине К.Ф.Юона «Конец зимы.Полдень» | |
5 | 127 | Р/р Отзыв по картине А.А.Серова «Девочка с персиками» | |
1 | 16 | Контрольный диктант № 1 по теме «Предложение» | |
2 | 35 | Контрольный диктант № 2 по теме ««Слово в языке и речи». | |
3 | 48 | Контрольный диктант № 3 по теме «Значимые части слова». | |
4 | 67 | Контрольный диктант № 4 по теме «Правописание корней слов» | |
5 | 96 | Контрольный диктант № 5 по теме «Имя существительное» | |
6 | 111 | Контрольный диктант № 6 по теме «Имя существительное» | |
7 | 129 | Контрольный диктант № 7 по теме «Имя прилагательное» | |
8 | 156 | Контрольный диктант по № 8 теме «Глагол» | |
9 | 165 | Итоговый контрольный диктант № 9 по теме «Повторение изученного за год». | |
1 | 59 | Контрольное списывание № 1 по теме «Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне». | |
2 | 117 | Контрольное списывание №2 по теме «Склонение имён существительных». | |
3 | 135 | Контрольное списывание № 3 по теме «Местоимение» | |
1 | 20 | Словарный диктант № 1. | |
2 | 30 | Словарный диктант № 2. | |
3 | 42 | Контрольный словарный диктант № 1 | |
4 | 52 | Словарный диктант № 3 | |
5 | 64 | Словарный диктант № 4 | |
6 | 75 | Контрольный словарный диктант № 2 | |
7 | 92 | Словарный диктант № 5 | |
8 | 108 | Словарный диктант № 6 | |
9 | 120 | Словарный диктант № 7 | |
10 | 126 | Контрольный словарный диктант №3 | |
11 | 142 | Словарный диктант №8 | |
12 | 158 | Словарный диктант №9 | |
13 | 168 | Контрольный словарный диктант №4 | |
Темы проектов | |||
1 | 34 | Проект « Рассказ о слове» | |
2 | 51 | Проект «Семья слов». | |
3 | 80 | Проект « Составляем орфографический словарь». | |
4 | 88 | Проект « Тайна имени» | |
5 | 112 | Проект «Зимняя страничка» | |
6 | 130 | Проект «Имена прилагательные в загадках» |
№ | № урока | Темы проверочных работ |
1 | 15 | Проверочная работа № 1по теме « Текст ,предложение, словосочетание». |
2 | 33 | Проверочная работа №2 по теме «Слово в языке и речи». |
3 | 47 | Проверочная работа №3по теме «Состав слова». |
4 | 78 | Проверочная работа № 4 по теме «Правописание частей слова». |
5 | 109 | Проверочная работа №5 по теме «Падежи». |
6 | 128 | Проверочная работа № 6 по теме «Имя прилагательное». |
7 | 155 | Проверочная работа №7 по теме «Глагол». |
10. Критерии и нормы оценки знаний и умений обучающихся .
Диктант
«5» (отлично) ставится за диктант, в котором нет орфографических и пунктуационных ошибок на текущий и ранее изученный материал. Допускается не более одного недочета: «отсутствие знаков препинания в конце предложения, если следующее предложение написано с заглавной буквы, неправильное и верное написание одного и того же слова при наличии в работе нескольких таких слов на одно и то же правило».
«4» (хорошо) ставится за диктант, в котором допущено 2-3 ошибки по текущему материалу или не более двух ошибок по изученному ранее материалу.
«3» (удовлетворительно) ставится за 4—6 ошибок по текущему материалу или за 3-5 ошибок по изученному ранее материалу.
«2» (плохо) ставится за семь ошибок по текущему материалу или за шесть ошибок по изученному ранее материалу.
В текущих работах вводится дополнительная отметка (в знаменателе) за общее впечатление от работы, учитываются также аккуратность выполнения всей работы, четкость исправлений, красота оформления и расположения материала.
За исправления учащихся в работах отметка не снижается (формируется навык самоконтроля и самооценки).
Нормы оценки за списывание с пропущенными орфограммами соответствуют нормам оценки за диктант.
За списывание без задания критерии оценки следующие:
Класс | Оценки | |||
«5» | «4» | «3» | «2» | |
2 | Без ошибок | 1-2 ошибки | 3 ошибки | 4 ошибки |
3-4 | Без ошибок | 1 ошибка | 2 ошибки | 3 ошибки |
Изложение
При выставлении отметки за изложение учитываются точность передачи авторского текста (без искажений и пропусков важного), а также орфографическая и пунктуационная грамотность.
«5» (отлично) — полно и логично передано содержание текста, нет орфографических и пунктуационных ошибок. Допускается не более одного недочета (отсутствие красной строки, неточное использование слова и т. д.).
«4» (хорошо) — полно и логично передан авторский текст с незначительными нарушениями последовательности изложения, неточностями в использовании слов и построении предложений: возможны четыре лексиче-. ских недочета или 2-3 ошибки (две орфографические и одна пунктуационная).
«3» (удовлетворительно) — есть отклонения от авторского текста, искажающие его смысл и логику, неточности в построении предложений; употребление слов без учета их оценочной окраски; нарушения сочетаемости слов; неоправданные повторы одного и того же слова; использованы диалектные, просторечные слова (беден словарь); неполно раскрыто содержание. Количество допущенных орфографических и пунктуационных ошибок — 4-6.
«2» (плохо) — пропущена главная часть, имеются значительные отступления от авторского текста, нарушена последовательность изложения, крайне беден словарь; содержание не раскрыто; допущено более шести орфографических ошибок.
Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки
Ошибки:
- нарушение правил написания слов, включая грубые случаи пропуска, перестановки, замены и вставки лишних букв в словах
- неправильное написание слов, не регулируемых правилами, круг которых очерчен программой каждого класса (слова с непроверяемыми написаниями);
- отсутствие изученных знаков препинания в тексте (в конце предложения и заглавной буквы в начале предложения);
- наличие ошибок на изучение правила по орфографии;
- существенные отступления от авторского текста при написании изложения, искажающие смысл произведения;
- отсутствие главной части изложения, пропуск важных событий, отраженных в авторском тексте;
- употребление слов в несвойственном им значении (в изложении).
Недочеты:
- отсутствие знаков препинания в конце предложения, если следующее предложение написано с большой буквы;
- отсутствие "красной" строки;
- неправильное написание одного слова (при наличии в работе нескольких таких слов) на одно и тоже правило;
- незначительные нарушения логики событий авторского текста при написании изложения.
С учетом современных требований к оценочной деятельности в начальной школе вводится четырехбалльная система цифровых оценок Нормы оценок за контрольные работы по русскому языку соответствуют общим требованиям, указанным в данном документе
Вводится оценка "за общее впечатление от письменной работы".
Сущность ее состоит в определении отношения учителя к внешнему виду работы (аккуратность, эстетическая привлекательность, чистота, оформленность и др.). Эта отметка ставится как дополнительная, в журнал не вносится.
Таким образом, в тетрадь (и в дневник) учитель выставляет две отметки (например, 5/3): за правильность выполнения учебной задачи (отметка в числителе) и за общее впечатление от работы (отметка в знаменателе). Снижение отметки "за общее впечатление от работы" допускается, если:
- в работе имеется не менее 2 неаккуратных исправлений;
- работа оформлена небрежно, плохо читаема, в тексте много зачеркиваний, клякс, неоправданных сокращений слов, отсутствуют поля и красные строки.
Данная позиция учителя в оценочной деятельности позволит более объективно оценивать
результаты обучения и "развести" ответы на вопросы: "Чего достиг ученик в освоении предметных знаний?" и "Каково его прилежание и старание?"
В соответствии с требованиями стандарта, при оценке итоговых результатов освоения программы по русскому языку должны учитываться психологические возможности младшего школьника, нервно-психические проблемы, возникающие в процессе контроля, ситуативность эмоциональных реакций ребёнка.
Система оценки достижения планируемых результатов изучения предмета предполагает комплексный уровневый подход. Объектом оценки предметных результатов служит способность второклассников решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи. Оценка индивидуальных образовательных достижений ведётся «методом сложения», при котором фиксируется достижение опорного уровня и его превышение.
В соответствии с требованиями Стандарта, составляющей комплекса оценки достижений являются материалы стартовой диагностики, промежуточной и итоговой работ по русскому языку.
Текущий контроль по русскому языку осуществляется в письменной и в устной форме. Письменные работы для текущего контроля проводятся не реже одного раза в неделю в форме самостоятельной работы или словарного диктанта. Работы для текущего контроля состоят из нескольких однотипных заданий, с помощью которых осуществляется всесторонняя проверка только одного определённого умения.
Тематический контроль проводится в письменной форме. Для тематических проверок выбираются узловые вопросы программы.
Оценивание работ проводится по уровням:
НБ (ниже базового) – выполнено верно менее 50 % объёма работы базового уровня.
Б (базовый) – выполнено верно от 50 % до 65 % объёма работы базового уровня.
ВБ (выше базового) - выполнено верно от 65% до 100 % объёма работы базового уровня.
П (повышенный) – выполнено верно от 65% до 100 % объёма работы базового уровня и не менее 50 % объёма работы повышенного уровня.
Основанием для выставления итоговой оценки знаний служат результаты наблюдений учителя за повседневной работой учеников, устного опроса, текущих, диагностических и итоговых контрольных работ. В конце года проводится итоговая комплексная работа.
Диктант.
«5» – ставится. если нет ошибок и исправлений; работа написана аккуратно в соответствии с требованиями каллиграфии (в 3 классе возможно одно исправление графического характера).
«4» – ставится, если не более двух орфографических ошибок; работа выполнена чисто, но есть небольшие отклонения от каллиграфических норм.
«3» – ставится, если допущено 3 – 5 ошибок, работа написана небрежно.
«2» – ставится, если допущено более 5 орфографических ошибок, работа написана неряшливо.
«1» – ставится, если допущено 8 орфографических ошибок.
Ошибкой в диктанте следует считать:
- нарушение правил орфографии при написании слов;
- пропуск и искажение букв в словах;
- замену слов;
- отсутствие знаков препинания в пределах программы данного класса;
- неправильное написание слов, которые не проверяются правилом (списки таких слов даны в программе каждого класса).
За ошибку не считаются:
- ошибки на те разделы орфографии и пунктуации, которые ни в данном классе, ни в предшествующих классах не изучались;
- единичный пропуск точки в конце предложения, если первое слово следующего предложения написано с заглавной буквы;
- единичный случай замены одного слова без искажения смысла.
За одну ошибку в диктанте считаются:
- два исправления;
- две пунктуационные ошибки;
- повторение ошибок в одном и том же слове, например, в слове «ножи» дважды написано в конце «ы». Если же подобная ошибка встречается в другом слове, она считается за ошибку.
Негрубыми ошибками считаются следующие:
- повторение одной и той же буквы в слове;
- недописанное слово;
- перенос слова, одна часть которого написана на одной строке, а вторая опущена;
- дважды записанное одно и то же слово в предложении.
Грамматическое задание.
«5» – ставится за безошибочное выполнение всех заданий, когда ученик обнаруживает осознанное усвоение определений, правил и умение самостоятельно применять знания при выполнении работы;
«4» - ставится, если ученик обнаруживает осознанное усвоение правил, умеет применять свои знания в ходе разбора слов и предложений и правильно выполнил не менее 3/4 заданий;
«3» – ставится, если ученик обнаруживает усвоение определённой части из изученного материала, в работе правильно выполнил не менее 1/2 заданий;
«2» – ставится, если ученик обнаруживает плохое знание учебного материала, не справляется с большинством грамматических заданий;
«1» – ставится, если ученик не смог правильно выполнить ни одного задания.
Списывание текста.
«5» - ставится за безошибочное аккуратное выполнение работы;
«4» – ставится, если в работе 1 – 2 орфографические ошибки и 1 исправление (1 кл.); 1 ошибка и
1 исправление (2 и 3 кл.);
«3» – ставится, если в работе допущены 3 орфографические ошибки и 1 исправление (1 кл.);
2 ошибки и 1 исправление (2 и 3 кл.);
«2» – ставится, если в работе допущены 4 орфографические ошибки (1 кл.); 3 ошибки (2 и 3 кл.);
«1» – ставится, если в работе допущено более 4 орфогр. ошибок (1 кл.); более 3 ошибок (2 и 3 кл.).
Контрольный диктант.
- Объём соответствует количеству слов по нормам чтения (за 1 минуту).
- Негрубые ошибки: исключения из правил; повторение одной и той же буквы (букварь);
перенос слов; единичный пропуск буквы на конце слова;.
- Однотипные ошибки: первые три однотипные ошибки = 1 ошибке, но каждая следующая подобная считается за отдельную ошибку.
- При трёх поправках оценка снижается на 1 балл.
Оценки за контрольный диктант.
«5» – не ставится при трёх исправлениях, но при одной негрубой ошибке можно ставить;
«4» – 2 орфограф. и 2 пунктуац. ошибки или 1 орфограф. и 3 пунктуац.;
«3» – 3 – 4 орфограф. и 4 пунктуац. ошибки, а также при 5 орфограф. ошибках;
«2» - более 5 – 8 орфограф. ошибок;
«1» – более 8 орфограф. ошибок.
Оценки за грамматические задания.
«5» – всё верно;
«4» – не менее 3/4 верно;
«3» – не менее 1/2 верно;
«2» – не выполнено больше половины общего объёма заданий;
«1» – не выполнено ни одно задание.
Словарный диктант Количество слов
(оценивается строже контрольного диктанта). для словарного диктанта.
«5» – нет ошибок; 1 класс – 7 – 8 слов;
«4» – 1 – 2 ошибки; 2 класс – 10 – 12 слов;
«3» – 3 – 4 ошибки (если 15 – 20 слов); 3 класс – 12 – 15 слов;
«2» – 5 – 7 ошибок; 4 класс – до 20 слов.
«1» – более 7 ошибок.
Контрольное списывание.
«5» – нет ошибок;
«4» – 1 – 2 ошибки или 1 исправление (1 кл.), 1 ошибка или 1 исправление (2 – 4 кл.);
«3» – 3 ошибки и 1 исправление (1 кл.), 2 ошибки и 1 исправление (2 – 4 кл.);
«2» – 4 ошибки (1 кл.), 3 ошибки (2 – 4 кл.);
«1» – более 4 ошибок (1 кл.), более 3 ошибок (2 – 4 кл.).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и «Астрель», 2011.
Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и ...
Рабочая программа по русскому языку 3 класса авторской программы Л.Ф. Климанова «Русский язык»
Рабочая программа разработана на основе авторской программы Л.Ф. Климанова «Русский язык» утвержденной в соответствие с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начал...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Класс 1 Б
В системе предметов общеобразовательной школы курс «Русский язык» реализует познавательную и социокультурную цель.Познавательная цель предполагает ознакомление учащихся с основными положениями науки о...
Рабочая программа по русскому языку На основе авторской программы М.С.Соловейчик, Н. С.Кузьменко ( к курсу Русский язык для 1-4 классов общеобразовательных учреждений, 2-е изд. Смоленск: Ассоциация ХХ/ век, 2011 год.) (УМК «Гармония»)для 2 класса
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по русскому языку разработана в соответствии с программой к курсу « Русский язык» для 1-4 классов общеобра...
Рабочая программа по русскому языку по образовательной системе «Школа России» Русский язык 2 класс. Канакина В. П. , Горецкий В. Г. Русский язык.
Рабочая прогр...

Рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 4 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

Рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 3 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...