Конспект по русскому языку «Правописание мягкого знака после шипящих на конце имён существительных женского рода»
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему
Конспект открытого урока в 3 классе по теме "Правописание мягкого знака после шипящих на конце имён существительных женского рода.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект открытого урока
Ф.И.О Панкратовская Е.А.
Образовательное учреждение: МОУ « СОШ» п. Каджером
Учебный предмет: русский язык
Дата проведения: 26.01.16г
Класс: 3
Тема урока: «Правописание мягкого знака после шипящих на конце имён существительных женского рода»
Тип урока: усвоение новых знаний
Вид урока: урок -исследование.
Основные понятия: мягкий знак, имя существительное, женский род, мужской род, буквы,шипящих согласных.
Формы организации работы детей: фронтальная, индивидуальная, групповая, парная.
Образовательные технологии: технология развития критического мышления (ТРКМ), ИКТ технология, технология сотрудничества.
Ресурсы:
основные: учебник Русский язык. Учеб. для 3 кл. нач. шк. В 2ч. / В.П.Канакина, тетрадь.
дополнительные: презентация к уроку, карточки.
Оборудование: АРМ учителя
Цели урока:
Образовательные:
Изучить орфограмму «Правописание мягкого знака после шипящих на конце имён существительных женского рода»,
выявить грамматическую функцию мягкого знака как показателя женского рода путем исследовательской работы учащихся;
совершенствовать умение распознавать существительные по родам;
проверить сформированность понятий “Мягкий знак обозначает мягкость согласного на письме”, “Разделительный мягкий знак”;
Воспитывающие:
Формировать УУД:личностные:
Учебнопознавательный интерес к новому учебному материалу и
способам решения новой частной задачи.
Развивающие:
Формировать УУД:
-познавательные
УУД: осуществлять анализ объектов с выделением существенных и
несущественных признаков; делать выводы о результате совместной работы класса и учителя;
-коммуникативные
УУД: слушать и понимать речь других, договариваться и приходить к
общему решению в совместной деятельности с одноклассниками;
-регулятивные
УУД: принимать и сохранять учебную задачу, определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;
Ход урока
1.Организационный момент (1 мин.)
– Добрый день! Все готовы к уроку? Проверьте своё рабочее место. Думаю, что наша совместная работа будет полезной и интересной. Давайте улыбнёмся друг другу, настроимся на поиск и творчество и начнём наш урок.
Мягкий голос, мягкий шаг…
Это буква …мягкий знак
2.Стадия вызова (6 мин.)
Посмотрите
на эпиграф к уроку. (Слайд №1 )
Просит знаний настоящих
Мягкий знак после шипящих.
О чем пойдет речь на уроке? (правописание мягкого знака после шипящих)
Обозначу тему урока на доске: «Правописание мягкого знака после шипящих…»
Я не дописываю, вы сделаете это сами позже.
Запишите
в тетрадях сегодняшнее число «26 января», «Классная работа»,
подчеркните орфограммы.
(Слайд №2)
Ш, Ж, Л,Ч, Щ
-Какая буква в ряду лишняя Ш, Ж, Ч, Л, Щ? ( Л)
-Почему? ( Ш, Ж, Ч,Щ обозначают шипящие звуки)
Запишите эти буквы парами – заглавная со строчной: Шш, Жж, Чч, Щщ.
Прочитайте пословицы. (Слайд №3)
Хорошую речь хорошо и слушать.
Ученье- луч света, а неученье -тьма.
-Как вы их понимаете?
Что общего в этих пословицах? ( Встречаются слова с ь, встречаются шипящие.)
А что это за буква “ь знак”? (Буква, не обозначающая звук).
Зачем же она тогда нужна в русском языке? ( Обозначает мягкость согласного звука, разделяет гласный и согласный.)
Давайте отразим наши имеющиеся знания на доске в таблице.
Знаю Хочу знать Узнал новое
Ь показатель мягкости согласных
Ь–разделительный
Найдите в пословицах слова, где он указывает на мягкость согласного. (Слушать, тьма)
Запишите в тетрадь , подчеркните мягкий знак.
Найдите в пословицах слова, где ь отделяет гласную от согласной.
( Ученье, неученье)
Знаю Хочу знать Узнал новое
Ь показатель мягкости согласных
- слушать,тьма
-Ь разделительный – ученье, неученье
Запишите эти слова, подчеркните мягкий знак в них.
3. Стадия осмысления (15мин.)
-В какую группу вы запишите слово речь?
-Почему? ( Сомневаются)
-Для чего в нем пишется ь знак? (Наблюдение над словом.)
На какой звук оканчивается слово речь? (Мягкий, непарный).
-Если я закрою ь знак, что произойдет с произношением данного слова?
Слово произнесется так же, как и с ь знаком. (Да)
- Нужен ли ь знак для обозначения мягкости согласного [ч‘]? (Нет).
-Значит,в 1 группу это слово не отнесем,
-Нужен ли ь в этом слове для разделения? (Нет)
-И во вторую группу тоже не отнесем.
-Значит, это какая-то новая работа ь.
-В какой столбец таблицы запишем слово речь? (Хочу узнать)
Знаю Хочу знать Узнал новое
Ь показатель мягкости согласных
слушать,тьма Речь
Ь разделительный ученье,
неученье
(учитель вписывает слово речь в таблицу).
-Запишите слово речь в тетрадь.
-Давайте еще понаблюдаем за словами существительными
с шипящим на конце.
-Подберите синонимы к словам, чтобы они заканчивались на шипящий.
Спокойствие – (тишь)
Ребята – (молодежь)
Поддержка – (помощь) (Слайд № 4)
Тишь
Молодежь
помощь
С данными словами проводится аналогичная работа.
Какой можно сделать вывод? ( ь знак в этих словах не указывает на мягкость, [ч‘] [щ‘] и без
него мягкие. [ш] [ж] – как произносились твердо, так и произносятся твердо).
Какая возникла проблема? (Необходимо выяснить, почему в существительных, оканчивающихся на шипящий пишется ь знак).
-Я хочу предложить вам еще одно слово, которое оканчивается на шипящий, встретившееся впословицах. Найдите это существительное.
(Слайд 5)
Хорошую речь хорошо и слушать.
Ученье –луч света, а неученье - тьма. (Луч).
- Что вы можете сказать о написании этого слова? (оканчивается на шипящий, но ь не пишется.)
-В какой столбец запишу слово луч? (Хочу узнать)
Знаю Хочу знать Узнал новое
Ь показатель
мягкости согласных слушать тьма
Речь
Ь – разделительный – ученье,
Неученье Луч
-Кто может сформулировать цель нашего урока? (Нужно узнать, почему ь на конце имен существительных после шипящих пишется или не пишется) .
- Для того чтобы это выяснить, вам необходимо следуя алгоритму, выполнить задания (Работа в группах)
Алгоритм:
1. К какой части речи принадлежит слово?
2. Запишите слова в два столбика в тетради, определив род.
3. Понаблюдайте, где пишется ь, где не пишется.
4. Сделайте вывод.
Слова на карточке:
Вещь, дочь, врач, плащ, ложь, ёж, ключ, помощь, дочь, глушь.
Учащиеся в группах записывают в тетради слова, наблюдают и делают вывод: На конце существительных женского рода после букв шипящих согласных пишется ь.
Давайте допишем тему нашего урока (на конце имен существительных ж.р.)
-На конце сущ. какого рода после шипящих мягкий знак не пишется? (Существительных м.р.)
Вернёмся к слову речь. Почему же в слове речь пишется ь? (Оно ж.р.)
Какуюже функцию выполняет ь в этих случаях? ( Он показывает, что это сущ. ж.р.)
Запишем эту функцию в таблицу. (Показатель женского рода имен существительных)
Знаю Хочу знать Узнал новое
Ь показатель мягкости
согласных слушать, тьма.
Речь Ь показатель
женского
рода имен
существительных.
Ь – разделительный ученье,
неученье.
Луч Ь не пишется – сущ.м.р.
4 Физминутка
Мы задание выполняли
И немножечко устали.
А теперь пришла пора
Отдохнуть нам всем, друзья.
Я буду называть слова, а вы, если услышите слово женского рода, то хлопайте в ладоши, а мужского – топайте ногами.
Этаж, вещь, стриж, молодёжь, лещ, тишь, камыш, мелочь, шалаш, калач, кирпич, полночь, ёрш, матч, душ, печь.
Как напишите имена существительные женского рода с шипящими на конце?
5.Стадия рефлексии (5 мин.)
Откройте учебник на странице 31
-Прочитайте правило про себя.
-Зачитайте у сущ. какого рода на конце пишется ь?
А что вы можете сказать про сущ. м.р. с шипящим звуком на конце? (ь не пишется) .(слайд с правилом)
Работа по карточке в парах.
-Замени одним словом и напиши слова с шипящим на конце
Приспособление с помощью которого открывается замок (ключ)
Часть суток от вечера до утра (ночь)
Маленький ребёнок (малыш)
Человек с высшим образованием, который лечит больных (врач)
Каменное сооружение для отопления помещений (печь)
Суп со свёклой и другими овощами (борщ)
Растение, из зёрен которого выпекают ржаной хлеб (рожь)
Самопроверка.
Прочитайте существительные с мягким знаком на конце.
Почему написали мягкий знак?
Что нужно уметь, чтобы грамотно писать существительные с шипящими на конце?
(уметь определять род имён существительных)
С одним из существительных составьте предложение и напишите его.
Чьё предложение вам понравилось?
-Оцените свою работу в паре.(смайлики)
Запишите слова в два столбика: (один ученик выполняет задание у доски)
с ь, без ь.
Чёрная птица, вестник наступающей весны …(грач).
Предмет, на котором ездил Емеля …(печь).
После вечера наступает …(ночь).
Дикие птицы и животные как предмет охоты …(дичь).
Суп со свёклой и другими овощами …(борщ).
В поле колосится золотая …(рожь).
Непроходимая,
лесная …(глушь).
Футбольное соревнование …(матч).
Плохое настроение вместе с капризами …(плач).
Место, где купаются и загорают …(пляж).
Для контроля усвоения темы урока я предлагаю вам выполнить задания разной степени трудности. Три уровня 1,2,3.
1уровень
Напиши имена существительные в единственном числе, укажи род.
Чертежи, вещи, дочери, трубачи, гаражи, моржи, мелочи, богачи, коржи.
2 уровень
Спиши, вставляя нужные слова с шипящей на конце.
Перочинный …, холодный …, полярная …, душистый …, скорая …, звонкий …
3 уровень
Напиши мини- сочинение на тему «На реке», используя слова:
Петрович, пейзаж, луч, тишь, камыш, лещ, помощь.
Выберите задание. Прочитайте его внимательно, определите задачу и приступайте к её решению. О результатах работы вы узнаете на следующем уроке русского языка.
6. Подведения итогов урока (2 мин.)
Урок пора нам завершить.
А чтоб пошёл он впрок –
Нам надо знания обобщить
И подвести итог.
Давайте вернёмся к проблеме урока: почему у одних имён существительных, оканчивающихся на шипящий, пишется мягкий знак, а у других нет?
О какой новой функции(работе) мягкого знака вы узнали сегодня на уроке?
(Мягкий знак на конце существительных после шипящих указывает, что они женского рода)
Что нужно уметь, чтобы правильно писать существительные с шипящими на конце?
(уметь определять род имён существительных)
Кому было легко?
Кто испытывал затруднения? В чём? Где пригодятся знания, которые вы сегодня получили на уроке?
Заполните лист самооценки
Лист самооценки
ФИ ученика_________________
1. На уроке я работал | активно | пассивно |
2. своей работой на уроке я … | доволен | не доволен |
3. урок для меня показался | коротким | длинным |
4. за урок я | устал | не устал |
5. мое настроение | стало лучше | стало хуже |
6. материал урока мне был | понятен полезен интересен | не понятен бесполезен скучен |
7. домашнее задание мне кажется | легким интересным | трудным не интересным |
Молодцы! Вы сегодня хорошо поработали.
7. Задание на дом.
-Откройте учебник на стр. 32 Упр .53
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Правописание мягкого знака после шипящих на конце имён существительных женского рода». «Снова о Ь».
Урок русского языка в 3 классе. Тема: «Правописание мягкого знака после шипящих на конце имён существительных женского рода». «Снова о Ь». Цели:* познакомить с ...
Урок русского языка "Правописание мягкого знака после шипящих на конце имён существительных женского рода".
На уроке дети знакомятся с новой орфограммой. Для этого перед ними ставится проблемная ситуация, с которой по ходу урока ученики успешно справляются....
Презентация к уроку по теме "«Правописание мягкого знака после шипящих на конце имён существительных женского рода»
Презентация к уроку русского языка....
урок русского языка по теме «Правописание мягкого знака после шипящих на конце имён существительных женского рода».
Тема: «Правописание мягкого знака после шипящих на конце имён существительных женского рода».Цели урока:- познакомить с новой орфограммой;-выявить грамматическую функцию мягкого знака как показателя ж...
Урок русского языка в 4 классе. Правописание мягкого знака после шипящих на конце имён существительных женского рода.
Урок разработан в соответствии с учебной программой ОС "Школа 2100". В содержание урока включён дополнительный развивающий материал, много интересных заданий. В уроке использованы проблемно-диалогичес...
презентация к уроку русского языка в 3 классе "Правописание мягкого знака после шипящих на конце имён существительных женского рода"
Данная презентация создана к открытому уроку русского языка в 3 классе....
Открытый урок в 3 классе по русскому языку на тему: "Правописание мягкого знака после шипящих на конце имён существительных женского рода". "Снова о Ь".
Задачи:Образовательная: познакомить с новой орфограммой «Правописание мягкого знака после шипящих на конце существительных женского рода, а также с написанием существительных...