Имя прилагательное как часть речи.
учебно-методический материал по русскому языку (2 класс) на тему

Плотникова Ираида Анатольевна

 

Урок русского языка 2 класс. 

Тема: Имя прилагательное как часть речи.

Цель:  - создать условия для рассмотрения роли прилагательных  в речи;

           - развитие умения распознавать имена прилагательные.

Тип урока: изучение нового материала

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologicheskaya_karta_uroka.doc74 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка 2 класс.  

Тема: Имя прилагательное как часть речи.

Цель:  - создать условия для рассмотрения роли прилагательных  в речи;

           - развитие умения распознавать имена прилагательные.

Тип урока: изучение нового материала

Оборудование: учебник «Русский язык» А. В. Полякова,   карточки к заданию «Назови словечко»,  цветные карточки (светофор) для оценивания,  презентация к уроку,  ноутбук,  проектор,  экран.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемее результат

1. Орг. Момент.

Актуализация знаний.

Слайд № 1.

Умный, внимательный, любознательный старательный, наблюдательный.

- Ребята? Кто это?

Давайте  на уроке будем такими. Постараемся?

Что записано? Что можете о них сказать?

Что они означают?

На какой вопрос они отвечают?

Может вы догадались,  какая это часть речи?

Как вы думаете, какая же  тема сегодняшнего урока?

Это ученик.

Записаны слова.

Обозначают признаки предметов.

Отвечают на вопросы,  какой? какая? какое?

Это прилагательное.

Л. -  проявляют положительное отношение к школе и учебной деятельности, в частности к изучению русского языка.

2. Определение темы урока.

Целеполагание.

Молодцы! Вы правильно определили тему урока.

Что вы знаете об имени прилагательном?

Вот мы с вами и составили правило об имени прилагательном. Давайте сравним его с правилом в учебнике на странице 25.

Но нам еще сегодня предстоит путем исследования выяснить, какую роль играют в речи имена прилагательные.

Прилагательное – это часть речи, которая обозначает признаки предмета, отвечает на вопросы какой? какое? какая?

 Р. – принимают и сохраняют учебную задачу, соответствующую этапу обучения.

- оценивают результат своей деятельности совместно с учителем, вносят соответствующие коррективы.

3  Работа по теме.

Физминутка.

Слайд № 2.

Посмотрите на экран, перед вами текст.

Наступила весна. Тает снег. Журчат ручьи. Светит солнце.  Летят птицы.

О чем этот текст?

Сколько предложений в этом тексте?

Почему эту запись мы называем текстом?

А вот еще один текст. Прочтите его.

Наступила ранняя весна. Тает последний снег. Журчат говорливые ручьи. Светит ласковое солнце. Летят голосистые птицы.

А этот текст о чем?

Можно ли считать эти тексты одинаковыми?

Докажите, что же отличает  первый текст от другого текста? Как  вы думаете?

Какой текст вам больше нравится?  Почему?

Какую роль сыграли эти прилагательные в данном тексте?

Да, ребята, вы правы, прилагательные и делают нашу речь более яркой, красочной, выразительной.

Так для чего же нужны прилагательные в нашей речи?  Сделайте вывод.

Вывод: имена прилагательные  в речи нужны для точности описания предмета.

Проговорите еще раз вывод в парах, друг другу.

Давайте послушаем Артема с Екатериной.

Я называю слова, а вы, если услышите слово, обозначающее имя существительное – приседаете, если слово, обозначающее прилагательное – хлопаете в ладоши.

Самолет, весна, зеленая, большой, карандаш, цветной, летний, игрушка, учебник, спортивный.

Этот текст о весне.

В этом тексте 5 предложений.

Все предложения связаны по смыслу.

Этот текст о весне.

Тексты одинаковы тем, что оба о весне,

все предложения в текстах связаны по смыслу.

Во втором тексте есть признаки предметов, которые  описывают приход весны. Делают текст более выразительным.

Второй текс более точно описывает приход весны.

Прилагательные нужны в речи для точности описания предмета.

Работают  в парах.

Артем и Катя проговаривают вслух правило.

Выполняют движения:   существительное – приседают,   прилагательное – хлопают в ладоши.

П. – осуществляют анализ предложения, находят словосочетания;

- под руководством учителя осуществляют действия, подводят под понятие.

.4. Закрепление.

Слайд № 3.

Оказывается, если точно описать предмет с помощью прилагательных, то можно узнать его, даже не видя.

Давайте поиграем. Отгадайте что это?

Сам алый, сахарный,  кафтан зеленый, бархатный …

Маленький росток, длинный хвосток,
Серая шубка, острые зубки.

Мохнатенькая, усатенькая, 
Молоко пьет, песенки поет.

Хвост пушистый, мех золотистый,
В лесу живет, и кур в деревне крадёт.

Кто зимой холодной,
В лесу ходит злой и голодный?

Зимой — беленький, 
летом - серенький.

Что помогло вам отгадать?

Выпишите из каждой загадки по одному словосочетанию прилагательное + существительное

Попробуйте вы назвать признаки, а мы по этим признакам узнаем предмет.

Арбуз

Мышка

Кошка

Лиса

Волк

Заяц

Прилагательные, которые точно описывают предмет.

 

К.-  принимают участие в работе  парами;

- воспринимают мнения одноклассников;

- используют простые речевые средства;

- строят понятные для окружающих высказывания.

5.  Работа по учебнику.

Физминутка

6. Работа по карточкам в парах.

 

 Упражнение  51 страница 27.

Прочитайте задание, обсудите его в парах.

Всем ли понятно задание?  Просигнализируйте мне  с помощью светофоров.

Зеленый цвет -  все понятно;

Красный цвет – имеется вопрос.

Задайте вопросы по заданию.

Взаимопроверка.

 Игра «Запрещенное движение»

 Назови словечко:

Желтый, кислый …

Круглое, сочное, сладкое …

Белый, сыпучий, сладкий, растворяется в воде …

Желтое, круглое, яркое,  землю освещает …

Разделяют слова на три группы. Записывают каждую группу в отдельный столбик.

Подбирают на каждый случай по 1 примеру и записывают их в соответствующий столбик.

Правильность выполнения сигнализируют с помощью светофоров.

Оценивают : -согласен +

не согласен --  

 

7. Домашнее задание

Страница 28 упражнение 52.

Задание для друга: придумать загадку, используя прилагательные (опиши предмет)

Читают задание

Сигнализируют с помощью светофоров: понятно +, непонятно -

8. Итог урока.

 Что нового узнали на уроке?

- Трудно ли вам было на уроке?

 - Что вызвало у вас затруднения?

- Как вы думаете, пригодится ли вам это на следующем уроке? 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Безударные падежные окончания имён прилагательных».Цель: Формирование навыка правописания падежных окончаний имён прилагательных в единственном и множественном числе. Задачи: -совершенствовать знания об имени прилагательном как части речи; -Определить ле

Цель: Формирование навыка правописания падежных окончаний имён прилагательных в единственном и множественном числе.Задачи:-совершенствовать знания об имени прилагательном как части речи;-Определ...

"Имя прилагательное как часть речи в русском и английском языках. Изменение имён прилагательных по родам и числам. Сравнение категории числа имени прилагательного в русском и английском языках"

Цели:-учить определять  и формулировать тему и цели урока;-формировать умение  действовать по плану и планировать свои действия;-обобщить  знания  об  имени  прилагательн...

Конспект урока на тему «Имя прилагательное как часть речи: значение и употребление в речи. Связь имени прилагательного с именем существительным», разработанный в технологии критического мышления.

  Конспект урока  на тему  «Имя прилагательное как часть  речи: значение и употребление в речи. Связь имени прилагательного с именем существительным», разра...

Имя прилагательное как часть речи: значение и употребление в речи. Связь имени прилагательного с именем существительным

Имя прилагательное как часть речи: значение и употребление в речи. Связь имени прилагательного с именем существительным...

Урок русского языка "Имя прилагательное как часть речи. Роль имен прилагательных в речи"

систематизировать знания об имени прилагательном как части речи;пополнить практический опыт учащихся в употреблении имен прилагательных в словосочетаниях, предложениях и связном тексте;обратить вниман...