Конспект урока по русскому языку "Корень слова" Школа XXI века
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему
Технологическая карта с использованием системно-деятельностного подхода
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
0000825a-c1f21ffa.docx | 30.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока Автор учебника: УМК | «КОРЕНЬ СЛОВА» С.В. Иванов, А. О Евдокимова «Школа 2100» | ||
Тип урока | Урок «открытия нового знания» | ||
2 класс | |||
|
сформировать умение находить корень в словах; распознавать и подбирать однокоренные слова; обогащать словарный запас детей.
Образовательные: познакомить учащихся с понятиями «корень», Развивающие: развивать наблюдательность, память совершенствовать навыки аргументированного и лаконичного изложения мыслей и умения вести учебный диалог, развивать творческие способности, речь. Воспитательные: воспитывать любовь к родному языку, потребность пользоваться его языковым богатством, воспитывать чувство ответственности за свой труд, умение работать совместно, помочь учащимся увидеть результаты своего труда. | ||
Цели урока: Задачи урока: | |||
Основные понятия: | Корень,однокоренные слова | ||
Межпредметные связи | Русский язык – развитие речи – литературное чтение | ||
Ресурсы: - основные – дополнительные | http://nsportal.ru/sites/default/files/2012/11/26/data_24.10_r.docx http://nsportal.ru/sites/default/files/2013/03/19/otkrytyy_urok_russkiy_yazyk_2_klassa.docx http://savrucha.ucoz.ru/konspekt/tekhnologicheskaja_karta_k_uroku_russkogo_jazyka_v.pdf | ||
ХОД УРОКА
тап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД, формирующиеся на данном этапе |
1.Мотивация учебной деятельности |
Ветхая избушка Вся в снегу стоит. Бабушка-старушка Из окна глядит. Внукам-шалунишкам По колено снег. Весел ребятишкам Быстрых санок бег... Бегают, смеются, Лепят снежный дом, Звонко раздаются Голоса кругом... (Александр Блок. Ветхая избушка) Какое настроение у вас вызывает это стихотворение? Думаю, что сегодняшний урок принесет нам всем прекрасное настроение радость общения друг с другом. Успехов вам и удач! У вас на столе лежат снежинки: синие- настроение отличное, белые- грустное . Отложите ту снежинку, которая, соответствует вашему настроению, свою работу на уроке тоже можно оценить с помощью снежинок. |
Какое время года упоминается стихотворении ? Хорошее, весёлое
Откладывают снежинки | Личностные: действие самоопределения.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками. |
2.Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии |
А какое время года упоминается стихотворении?
На доске слова ЗИМА, СНЕГ, ДЕКАБРЬ. Записать слова в алфавитном порядке, разобрать на слоги.
2.Работа у доски Вставь пропущенные буквы, подбери проверочное слово: Зимний, снега. Приходим к выводу , что слово –ДЕКАБРЬ- словарное.
3. Проверка работы: - Как мы называем слова в которых нужно запомнить написание букв?
На слайде слова : зимний, снежный, декабрьский, зима ,снежок, снег, декабрь, о декабре, зимовье, зимушка, - На какие три группы можно разделить эти слова?? По какому признаку вы разбили слова? |
Зима
Предположения детей - Надо повторить всё , что будет необходимо для открытия нового знания.
Повторяют правила проверки безударных гласных и парных согласных. Выполняютдифференцированные тренировочные задания.
Пары выполняют работу по карточкам.
СЛОВАРНЫЕ слова
Выполняют проверку выполненной работы. Выявляют проблему
1 ГР-. Зимний, зимовье, зима,2 ГР-. Снежный, снежок, снег, 3 ГР декабрь, о декабре, декабрьский
Высказывают предположения. Каждая группа включает в себя слова, которые имеют одинаковую часть Высказывают предположения . корень слова
.
| Познавательные: Логические: анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков. |
| .
| .
| Познавательные: Постановка и формулирование проблемы; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание. |
4.Построение проекта выхода из затруднения (постановка учебной задачи) | - Определим, тему нашего урока - Послушайте сказку и скажите, какому корню будет посвящен сегодняшний урок. (Демонстрация звукового слайда 9). - Что вырастает из корня слова? - Новые слова. - Как они называются? - Однокоренными. - Попробуйте сформулировать тему урока. (Слайд 10) - Будем говорить о корне слова. Ребята, скажите, что обозначает слово- корень? (Ответы учащихся учитель сопровождает иллюстрациями на слайде 7) - Давайте посмотрим значение этого слова в толковом словаре. - Слово корень – многозначное: корень – подземная часть растения; внутренняя, находящаяся в теле часть зуба, волоса; корень слова. (Слайд 8) - Что общего в значении этого слова? - Это важная, главная часть чего-либо. Например, корень учения – основа знаний. 5. Физминутка. (слайд 11) 1 – топнуть правой ногой, 2 – топнуть левой ногой, 3 – коснуться правой рукой правой ноги, 4 – коснуться левой рукой левой ноги, 5 – дотронуться правой рукой до правого плеча, 6 – дотронуться левой рукой до левого плеча, 7 – хлопнуть в ладоши за спиной, 8 – хлопнуть в ладоши над головой.
| Определяют тему урока
Корень слова
Формулируют цель урока
Составляют план урока | Регулятивные: Целеполагание как постановка учебной задачи, планирование, прогнозирование. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками |
5.Реализация построенного проекта |
Карточки со словами. 1 карточка – лес, лесочек, лесник, лесок. 2 карточка – вода, водяной, водица, подводная. 3 карточка – гриб, грибница, грибочек, грибник. 4 карточка – вишня, вишневый, вишенка. 5 карточка – лимон, лимонница, лимончик, лимонный. (карточки дети вешают на доску и комментируют свой ответ.) Назовите общую часть в ваших словах и её признаки Отложите ту снежинку, которая, соответствует вашему настроению |
Формулируют правило о словах названиях пр Работают в парах, обсуждают проблему
Лес, вод,гриб, вишн, лимон.
Не изменяется Главный смысл слова Делают самостоятельные выводы Проверяют самостоятельные выводы по тексту учебника
| Познавательные: использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами . |
6. Первичное закрепление во внешней речи | Как вы считаете, вы умеете подбирать однокоренные слова Работа с текстом учебника стр. 140 Запись слов в тетрадь с комментированием:
ФИЗМИНУТКА Для глаз
| Подбирают однокоренные слова к слову МОРОЗ Делают самостоятельные выводы Чтобы выделить , корень слова, нужно подобрать однокоренные слова Обозначение корня. | Познавательные: Общеучебные: умение структурировать знания; оценка процесса и результатов деятельности. Коммуникативные: умение выражать свои мысли. |
7. Включение в систему знаний и повторение | 1игра «Третий лишний» (слайд 13)(слайд 12) - Найди в каждой группе слов лишнее слово. Объясни. Лес, лесник, леска, лесной Парк, парковый, паркет Водичка, вода, водитель, водяной
Работа в парах. Взаимопроверка по шаблону. Отложите ту снежинку, которая, соответствует вашему настроению | Подбирают слова, комментируют,объясняют своё утверждение
Слова являются однокоренными, т. к. общая часть у них лес и значение всех слов связано с лесом. Лес – это корень слова, обозначаем значком (дугой). Прочитав все слова без корня лес, убедились, что нет таких слов, значит, корень - главная часть слова, в нем заключен общий смысл всех однокоренных слов. Корни пишутся одинаково.
| Коммуникативные – умение излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения , допускать существование различных точек зрения, принимать позицию партнера ( оппонента) |
9. Рефлексия учебной деятельности | - Какая проблема у нас возникла в начале урока? - Как теперь вы её решите? - Какие знания открыли?
Снежинкой определенного цвета демонстрируют учителю уровень своей успешности Д, З.стр. 140,правило, упр. 1
| Рефлексия учебной деятельности
учащиеся показывают учителю.
| Личностные : осознание своих возможности в учении, способность адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по русскому языку 4 класс по программе «Начальная школа 21 века» (речевой класс)
Материал представляет собой конспект урока по русскому языку. Цель урока: Закрепить знания учащихся о сложном предложении....
Конспект урока по русскому языку "Словообразование глагола" 3 класс "Школа "21 века"
Урок по теме "Словобразование глагола". Буду рада, если кому-то понадобится....
Конспект урока по русскому языку 4 класс по программе «Начальная школа XXI века»
обучение написанию сочинений...
Конспект урока по русскому языку в 3 классе УМК «Начальная школа ХХІ века»Тема урока: Правописание приставки С-
Цели урока: Знакомство с правилом написания приставки с-; Развитие умения грамотно писать слова с приставкой с- и ранее изученными приставками...
План-конспект урока по русскому языку (3 класс, «Начальная школа XXI века») Тема урока: «Повторение правил правописания безударных гласных в корне слова».
Тема урока: «Повторение правил правописания безударных гласных в корне слова».Тип урока: урок актуализации изученного.Цель: создать условия на уроке для организации деятельност...
План-конспект урока по русскому языку (3 класс, «Начальная школа XXI века») Тема урока: «Изменение имен существительных по числам».
Тема урока: «Изменение имен существительных по числам».Тип урока: урок изучения новых знаний.Цель: создать условия на уроке для организации деятельности учащихся по знакомству с изменением...
План-конспект урока по русскому языку (3 класс, «Начальная школа XXI века») Тема урока: «Имена существительные одушевленные и неодушевленные».
Тема урока: «Имена существительные одушевленные и неодушевленные».Тип урока: урок изучения новых знаний.Цель: создать условия на уроке для организации деятельности учащихся по знакомству с...