Конкурсный урок по русскому языку
план-конспект занятия по русскому языку (4 класс) на тему

Исламова Марианна Рафиюллаховна

Конкурсный урок по русскому языку в 4 классе на тему:"Объявление как жанр речи"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл marianna_15.01.docx22.84 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока для 4класса по русскому языку

на тему: «Пишем объявления »

Цель урока: создание условий для знакомства с особенностями текста-объявления.

Задачи урока:

Личностные:

формирование

- ориентации на понимание предложений и оценок учителя и одноклассников;

- интереса к предметно-исследовательской деятельности, предложенной в учебнике;

- умения самооценки своей деятельности, удовлетворенности на уроке;

- стимулировать активность детей, их стремление к достижению успехов.

Метапредметные:

регулятивные:

- в сотрудничестве с учителем и классом находить несколько вариантов решения учебной задачи;

- на основе результатов решения практических задач делать теоретические выводы.

познавательные:

- строить сообщение в устной форме;

- выделять информацию из сообщений разных видов в соответствии с учебной задачей.

коммуникативные:

- воспринимать другое мнение;

- настроить детей на предстоящую работу;

- договариваться, приходить к общему решению.

 Предметные:

- создание условий для осознания детьми необходимости умения составлять объявления;

- обеспечить развитие и саморазвитие каждого ребенка; учить писать объявления;

-  учить их  определять значимые части объявления, на основе этих знаний учить составлять свои тексты объявлений.

Тип урока: личностно-ориентированный (изучение нового материала).

Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, коллективная, групповая, работа в парах.

                   

                                                                     Ход урока

Друзья мои, я очень рада
Войти в приветливый ваш класс,
И для меня уже награда
Внимание ваших умных глаз.
Я знаю, каждый в классе гений,
Но без труда талант не впрок.
Давайте проведем  урок!?
- Здравствуйте, ребята, присаживайтесь!

Приветствуют учителя.

-Сегодняшний  урок мы  проведем с вами  вместе меня зовут, Марианна Рафиюллаховна, я учитель начальных классов Красноманычской школы.

- Ребята, в русском языке существуют различные жанры речи, они помогают нам по разному передать информацию, которая нам необходима в повседневной жизни.

-Предлагаю вспомнить какие жанры речи вам известны.

-Перед вами ромашка, вы должны заполнить ее информацией об известных жанрах речи, для этого вы должны определить к какому жанру речи относятся тексты, которые вы видите на слайде?

Итак, первый текст:

1. Текст, написанный для общения с кем-то из близких, кого нет рядом.(письмо)

2.Текст - совет с указанием действий и порядка их выполнения (инструкция)

3.Приветствие, написанное по приятному, радостному событию (поздравление)

С Днём рождения! Желаю здоровья, успехов, удачи.

Выезжаю 5 мая. Встречайте!

4.Текст-совет, как приготовить какое-то блюдо (рецепт)

У нас остался пустым лепесток.

-Чтобы это значило?( не все  жанры речи изучены)

Значит сегодня на уроке познакомимся с новым жанром речи

А с каким вы определите сами?

-Я предлагаю вам посмотреть отрывок из  мультфильма : «Простоквашино». (01.00-01.20)

Что  прочитал дядя Федор в газете?( объявление )

Объявление-это тоже жанр речи.

Теперь мы сможем определить тему урока?

-Как она будет звучать? «Объявление»

-Высвечивается тема на слайде- Объявление, как жанр речи.

- Ребята, подумайте над вопросом: чему мы будем учиться сегодня на уроке?

(писать объявления)

Ребята, а что такое объявление, как вы думаете?

Для уточнения понятия предлагаю обратиться к толковому словарю. Я предлагаю вам словари разных авторов, словарь Ожегова, Ефремова и Ушакова.

Прочитайте определения про себя.

Найдите в словаре определение данного слова.

Скажите, какое определение дано в словаре Ожегова С.И., прочитайте вслух.

В   толковом  словаре  русского языка С.И. Ожегова написано:

Объявление  - это официальное извещение о чём-нибудь. Дать в газету, на доску объявлений, передать по  радио.

Какое определение дано в словаре Ефремова Т.Ф.

Объявление  - печатное сообщение, извещение о чем-либо.

Какое определение дано в словаре Ушакова Д.Н.

 Объявление - печатное сообщение, извещение о чем-нибудь, публикация.

Повесить на стене объявление. Доска для объявлений. Дать объявление в газету. Поместить объявление в газете.

-Ребята, а  что общего в данных определениях?

-Подводим итог…объявление – это извещение о чем либо

Мы узнали, что такое объявление.  Теперь я предлагаю прослушать песню и проанализировать  объявление.

-Звучит песня.(слайд с собаками)

определите, какая из представленных на экране собак  потерялась?

Почему?( по приметам)

Текст песни высвечивается на слайд

«Щенок белоснежный,

лишь рыжие пятна и кисточкой хвост.

Он очень занятный,

 совсем ещё глупый,

 доверчивый пёс»

А какая информация здесь лишняя?

Он очень занятный,

 совсем ещё глупый,

 доверчивый пёс»

- Можно ли отыскать щенка по этим приметам? Почему?

А можем ли мы с вами  вернуть хозяину его питомца?(нет)

Мы не знаем адреса хозяина – куда сообщить? Не знаем, кто хозяин, как его зовут, т.е. – к кому обратиться?

-А может содержание  объявления быть очень большим?

-Каким оно должно быть? (точными, но краткими)

-Я предлагаю выяснить чем объявление отличается от других текстов для этого поработаем в парах. Выберите из предложенных признаков тот  который характеризует объявление как жанр речи.

1)Деловой текст или художественный;

2)Точная информация-недостоверная информация ;

3)Краткий текст-объёмный текст;

4)Дополняем просьбой, предложением-дополняем интересными фактами.

5)  размещение в сети интернет,

6) на доске объявлений.

-Ребята, предлагаю выбранный признак поместить на доске.

Итак, с какими же правилами написания объявлений познакомились?

(читаю, что прикрепили  на доску)

-Ребята предлагаю посмотреть отрывок мультфильма  и выяснить правильно ли герой мультфильма составил объявление.

-Просмотр мультфильма

-Анализ объявления ( назовите ошибки …Какие ошибки допущены в написании объявления? не указан адрес, кому обратиться.) 

-Вы молодцы!

-Ребята, посмотрите на эти объявления в них перепутались слова.

Восстановите объявление, а для этого мы поработаем в группах

(сформируем 3группы по 4 человека)

-запишите готовое объявление на чистом листе.

- в презентации беспорядки слов для жюри все три .

1)Милые, 8 марта, праздничный концерт,  поздравляем,  наступающим, праздником, приглашаем, с, 7 марта, в 14.00, в актовый зал, на, женщины.

2)Подарю, черного, с,  хвостом,  пушистым,  красивого, длинными, котенка, усами, зелеными, глазами мисочку, Дам, корм, и Петровна, Марфа т. 87-345-45

3)Утеряны, тел: 8 (906)7864781, на, паспорт, имя,  Коптева Николая Александровича, водительское удостоверение, документы, просьба, нашедших, вернуть,  по , позвонить.

-Послушаем какое объявление  у вас получилось.

-Хорошо, молодцы!

А теперь попробуем написать объявление, а для этого я подготовила карточки с изображениями, которые помещены в конверт.

-Предлагаю Вам  открыть конверт, и каждому выбрать по изображению.

-Выбрали?

-Теперь выйдите к доске с выбранными изображениями и  встаньте в круг

-Посмотрите изображения друг друга

-Прошу Вас объединиться в группы по содержанию изображения.

-Ребята, согласно выбранному изображению определите свое рабочее место.

На обратной стороне карточки даны слоги, из которых вы должны составить ключевое слово для вашего объявления.

-Какое слово получилось в первой группе?

-У второй группы?

-В третьей группе?

-В четвертой?

-Ключевое слово найдено, а теперь приступим к написанию объявления.

 (написать цветным мелом –доска объявлений)

5. Презентация объявлений.

- Ребята, доска объявлений готова наполним ее содержанием, прошу вас разместить свои объявления.

(один ученик с группы  выходят с картинкой и объявлением, зачитывает  и помещает на доску)

- Как вы думаете, если мне нужно узнать о каком-то событии, то, где я могу найти объявление о нём?

6. Рефлексия. Итог урока

-Давайте вспомним о нашей ромашке. (на слайде показать пустой лист)

-Какой жанр речи мы теперь сможем вписать в этот лепесток. (на слайде заполняется листок пустой)

-Обратите внимание на слайд, где мы можем увидеть такие объявления.(ответы детей)

-Ребята, вы мне очень понравились, с вами  было интересно.

-А теперь я хотела бы узнать ваше настроение на уроке.

(На ватмане прикрепляют оценочные листочки)

-И на память о нашей встрече хочу подарить вот этот замечательный словарь, в нем вы найдете много интересной и полезной информации.
-Спасибо за урок, до свидания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Вводный урок по русскому языку в 1 классе. Закомство с учебником "Русский язык(первые уроки)" Школа 2100 "

На вводном уроке русского языка ребята знакомятся с новым учебником"Русския язык", с правилами работы с учебником, символами, знаками при работе....

Урок по русскому языку в 3 классе «Приставка» Урок по русскому языку в 3 классе «Приставка»

Урок по русского языка преднозначен для учителей начальной школы. На уроке уточняется  понятие «приставка» и её роль в словообразовании...

Русский язык. Конспект урока по русскому языку в 1 классе "Русский алфавит, или азбука".

Открытый урок по русскому языку в 1 классе "Русский алфавит, или азбука"...

Конспект урока по русскому языку на тему: " Вводный урок по курсу русского языка" 1 класс

Конспект урока по русскому языку на тему: " Вводный урок по курсу русского языка" 1 класс...

Конспект урока по русскому языку "Формирование чувства уважения к русскому языку, гордости за русский язык" 2 класс (УМК "Школа России")

Цели деятельности учителя: уточнение представления об имени прилагательном, как о части речи; формирование умений находить имена прилагательные в предложениях и тексте; установление связи имени прилаг...