Урок русского языка по теме: «Упражнение на повторение. Правописание безударных гласных в падежных окончаниях существительных", 4 класс
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему
Урок русского языка в 4 классе проводился в рамках метапредметной недели "Я - турист". УМК "Школа 2100". Урок постороен в технологии проблемного диалога.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ЧОУ «Средняя школа №23 «Менеджер»
«Упражнение на повторение. Правописание безударных гласных в падежных окончаниях существительных"
(Урок русского языка в рамках метапредметной недели «Я – турист»)
4 класс
Подготовила
Учитель начальных классов
1 категории
Раудина Л.А.
Альметьевск, 2017
Предметная цель: развитие умения писать слова с изученной орфограммой, умение обнаруживать орфограмму, графически объяснять свой выбор.
Метапредметная цель: формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности
Предметный результат: используя алгоритм объяснять выбор буквы правописания падежных безударных окончаний имён существительных, графически обозначать орфограмму.
Метапредметный результат:
- представлять информацию в виде таблицы
- на основе анализа объектов делать выводы
- развитие умения слушать и понимать друг друга
- строить речевое высказывание в устной форме в соответствии с поставленной задачей
- работать в паре и группе
- оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей
Оборудование: интерактивная доска, презентация, карточки для работы в паре, тексты для работы в группе
Ход урока
- Мотивация к деятельности
Просмотр отрывка из мультфильма «Турист»
- Кто же такие туристы? Откройте словари и посмотрите значение этого слова
(1.турист, - муж. Человек, занимающийся туризмом, путешествующий для отдыха, развлечения и удовлетворения своей любознательности
2 Турист - по законодательству РФ - гражданин, посещающий страну или место временного пребывания в оздоровительных, познавательных, профессионально-деловых, спортивных, религиозных и иных целях без занятия оплачиваемой деятельностью в период от 24 часов до 6 месяцев подряд или осуществляющий не менее одной ночевки. ).
– Мы тоже сегодня будем туристами, только путешествие наше будет виртуальным. А отправимся мы к карстовому озеру, недалеко от нашего города. Какие озёра называют карстовыми и где оно находится в Альметьевском районе вы узнаете чуть позже. Хотите?
- Актуализация знаний
Вспомните, чему были посвящены последние уроки русского языка?
(правописанию падежных безударных окончаний имён существительных)
- Сегодня мы продолжим работать с темой……….
(правописание безударных гласных в падежных окончаниях существительных).
Учитель вывешивает тему на доску
- Какую цель поставите перед собой?
(тренироваться в написании без.окончаний, не допускать ошибок, улучшить результат)
- Вспомните алгоритм написания без.окончания
(Шаг 1 Определи склонение
Шаг 2. Подбери соответствующее слово – помощник: 1 ск. Земля, 2 скл. –конь, 3 скл. – степь и поставь на место проверяемого слова в той же форме
Шаг 3. Запиши соответствующее окончание по слову – помощнику)
-- Окончания каких падежей мы рассматривали очень подробно
(Р.п., Д. п., П.п.).
(1 слайд)
- Посмотрите на слайд и восстановите таблицу окончаний
(затем учитель открывает схему с окончаниями)
(2 слайд)
- Ну, что, пора отправляться в виртуальное путешествие
А путь наш лежит в Альметьевский район. Недалеко от города находится одна из достопримечательностей нашего города, памятник природы регионального значения – озеро Акташский провал. Это карстовое озеро. Карстовое озеро - это котлован, заполненный подземными водами. Образуется он в результате провала слоя земли, состоявшего из мягких известковых пород
- Ну а мы продолжим тренировку в правописании без.окончаний имён сущ.
3. Работа по теме урока
А) Словарная работа
- Я буду называть значение слова, а вы должны записать словарное слово в указанном падеже с предлогом. Ваша задача записать без ошибок, обосновав свой выбор.
- Набор медикаментов для оказания доврачебной помощи (аптечка)
- Тот, кто путешествует (путешественник)
- горящая куча дров, сучьев, хвороста (костёр)
- Оно образовано сложением двух латинских основ, одна из которых означает «быстрый», а другая – «нога» (велосипед)
- свободное, ничем не стесненное пространство (свобода, раздолье) –простор
( на доске висят падежи, дети выбирают и записывают в указанном падеже)
- Что сейчас делали? Что повторили?
Б) Работа в парах
- А теперь поработает в паре. Найди «третье лишнее» в каждой группе слов:
- о народ_, к корон_, без туч_. (окончание –и)
- о клумб_, на посылк_, о ел_. (П.п., но окончание -и)
- к клетк_, к дочер_, к ям_ (Д.п. , но окончание –и)
-Что повторили?
(3слайд)
- Когда возникло озеро не могут сказать даже учёные. На сегодняшний день оно имеет круглую форму, длина которой 30 м., что касается глубины, эта цифра достигает 11 м, но в середине доходит до отметки 28 м. Само озеро привлекает сотни туристов, которые едут к водоёму не только чтобы полюбоваться , но и …..
- А для чего ещё приезжают туристы узнаем чуть позже
- Как проверить смогли ли вы улучшить свой результат?
(выполнить самостоятельную работу)
4.Самостоятельная работа с последующей проверкой
Упр.3 стр.29 (слова находим вместе, дети только записывают)
- У кого были ошибки? Сделайте вывод.
(Местные жители утверждают, что если в озеро бросить камень с окружающей гористой местности и загадать желание, то оно обязательно сбудется. Существует легенда, что когда – то пахал поле тракторист. Вдруг земля под трактором провалилась и образовавшийся котлован мгновенно заполнился водой. Трактор так и не нашли, а механизатору удалось спастись. Вот такая легенда.)
5.Групповая работа с текстами
- Каждая группа получит текст. Первая ваша задача озаглавить текст, вторая – найти слова на изучаемую орфограмму, графически её обозначить и обосновать написания окончания. Затем от каждой группы нужно выбрать одного ученика для защиты групповой работы.
(во время защиты учитель вывешивает образцы слов с обозначениями)
- Что вы сейчас делали?
- Молодцы. Сделайте вывод.
6.Рефлексия
- Назовите тему урока
- Какие цели ставили перед собой?
- Кто достиг целей?
Оцените свою работу на уроке
(слайд)
Показ карстовых озёр России и Кабардино – Балкарии
(оценка деятельности и результативности учащихся учителем)
7.Домашнее задание
упр.4 стр.28
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка на тему "Упражнения в правописании слов с безударной гласной в корне слова"
Дети упражняются в умении подбирать проверочные слова с безударной глассной....
Развитие стратегии правописания безударных гласных в падежных окончаниях имён существительных.
Известно , что одной из « болевых точек» начальных классов является проблема формирования умения безошибочно писать безударные падежные окончания имён существительных. На это правило отводится малое к...
Урок русского языка по теме: "Нахождение проверочных слов для безударной гласной в корне слова из ряда однокоренных". 2 класс в рамках конкурса "Учитель года 2015"
Урок составлен в соответствии с требованиями ФГОС. На уроке открытия новых знаний используются различные методы и приёмы обучения. Использование интерактивной доски активизирует деятельност...
Правописание безударных гласных в падежных окончаниях имён существительных.
Проверочная работа по русскому языку. 4 класс....
Памятка определения склонения имени существительного и выбора безударной гласной в падежных окончаниях существительных.
Материал содержит памятку: 3 склонения существительных, алгоритм их определения и особые случаи, удобные формы запоминания и проверки безударных гласных в окончаниях родительного, дательно...
Проверочная работа №5. Правописание безударных гласных в падежных окончаниях имён существительных.
Правописание безударных гласных в падежных окончаниях имён существительных....
Конспект урока русского языка по теме: "Развитие умения писать буквы безударных гласных в окончаниях имён прилагательных".
Конспект урока по русскому языку....