Памятка определения склонения имени существительного и выбора безударной гласной в падежных окончаниях существительных.
материал по русскому языку (4 класс) по теме
Материал содержит памятку: 3 склонения существительных, алгоритм их определения и особые случаи, удобные формы запоминания и проверки безударных гласных в окончаниях родительного, дательного и предложного падежей.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Склонение существительных
Тип склонения | Род | Окончания | Пример |
1 склонение | м.р. ж.р. Общий род | -а, -я -а, -я -а, -я | юноша земля, звезда, плакса, молодчина, непоседа |
2 склонение | М.р. С.р. | окончание нулевое □, окончание –о,-е
окончание –о,-е | Автор□, герой □, соловей □, домище дело, село, поле, |
3 склонение | Ж.р. | окончание нулевое □, | Сирень□ , лазурь□, роскошь□ |
В отдельную группу выделим:
- разносклоняемые существительные среднего рода на -мя:
бремя, вымя, темя, пламя, стремя, время, знамя, имя, племя, семя —
и существительное мужского рода путь, среднего рода дитя.
- в отдельный тип склонения существительных такие слова: слагаемое, прохожий, ванная, запятая, горничная, горячее, склоняются как прилагательные.
- несклоняемые существительные, которые во всех падежах сохраняют одну и ту же форму, например: метро, пальто, кенгуру, колибри, сулугуни, драже.
Алгоритм действий при определении склонения имени существительного
Чтобы определить склонение имени существительного, нужно:
- Поставить существительное в н.ф. ( И.п., ед.ч.)
- Определить род.
- Выделить окончание существительного.
- По роду и по окончанию определить склонение.
Падежные окончания имен существительных (в Р., Д., П. падежах)
Чтобы легче запомнить, вводим правило большого и малого треугольников.
Падеж / Склонение | 1 скл. | 2 скл. | 3 скл |
Р.п. | –ы, -и | -и | |
Д.п | -е | -и | |
П.п. | - е | -е | -и |
Безударные окончания можно проверять ударными, например: рука (для 1 скл.), плечо (для 2 скл), грудь (для 3 скл.)
Рассуждаем так:
Птицы сидели на ветк. сирен.
Сидели (на чем?) на ветке- П.п., ставлю в н. ф. (что?) ветка- ж.р. окончание –а- 1 скл., пишу букву – е, проверяю ударным окончанием: на рукЕ;
на ветке (чего?) сирени- Р.п., ставлю в н. ф. – сирень- ж.р., окончание нулевое- 3 скл., пишу букву –и, проверяю ударным окончанием: грудИ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие умения писать безударные гласные в падежных окончаниях имен существительных, действовать по алгоритму.
Урок русского языка.Бунеев Р.Н. Русский язык 4 класс УМК «Школа 2100»/ Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина – Москва: Баласс, 2011Тип интерактивной доски: StarBoard FX-77 So...
Развитие стратегии правописания безударных гласных в падежных окончаниях имён существительных.
Известно , что одной из « болевых точек» начальных классов является проблема формирования умения безошибочно писать безударные падежные окончания имён существительных. На это правило отводится малое к...
Развитие умения писать буквы безударных гласных в падежных окончаниях имен существительных
Урок №72. Развитие умения писать буквы безударных гласных в падежных окончаниях имен существительных....
Урок русского языка по теме: «Упражнение на повторение. Правописание безударных гласных в падежных окончаниях существительных", 4 класс
Урок русского языка в 4 классе проводился в рамках метапредметной недели "Я - турист". УМК "Школа 2100". Урок постороен в технологии проблемного диалога....
Урок русского языка 4 класс «Повторение и закрепление знаний об имени существительном. Развитие умения писать слова с орфограммой буквы безударных гласных в падежных окончаниях имён существительных, графически объяснять выбор написания».
Материал содержит сценарий урока по данной теме...
Технологическая карта урока русского языка в 4 классеТема урока :«Развитие умений писать безударные гласные в падежных окончаниях имен существительных».
технологическая карта урока русского языка в 4 классе по теме "Развитие умений писать безударные окончания в падежных окончаниях имен существительных" УМК "Начальная школа 2100"...