Тема: «Согласные звуки [д], [д`], буквы Д»
план-конспект урока по русскому языку на тему
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока русский язык
Тема: «Согласные звуки [д], [д`], буквы Д.»
Цель: Познакомить с согласными звуками [д], [д’], буква Д. Написание строчной буквы д, наблюдение над однокоренными словами.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ УРОКА:
Метапредметные (развивающие):
- Коммуникативные: умение слушать и понимать других; строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; оформлять свои мысли в устной форме и письменной речи.
- Регулятивные: умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; прогнозировать предстоящую работу (составлять план.); осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
- Познавательные: умение извлекать информацию из текстов; выявлять сущность, особенности объектов на основе анализа объектов делать выводы; обобщать и классифицировать по признакам.
Предметные (образовательные): познакомиться с новой согласной буквой Д., научиться писать строчную букву д.
Личностные (воспитательные): умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией; формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная.
Оборудование: мультимедийный проектор, букварь, пропись
Оформление доски:
Презентация |
План урока:
№ | Этапы урока | Регламент (мин) |
1 | Орг. момент | 1 |
2 | Актуализация знаний | 5 |
3 | Постановка проблемы урока и проекта решения | 3 |
4 | Звуковой анализ слов, объяснение нового | 5 |
5 | Знакомство с буквой | 10 |
6 | Работа со страницей учебника | 10 |
7 | Закрепление нового материала во внешней речи | 9 |
8 | Итог | 1 |
9 | Домашнее задание | 1 |
Этапы | Деятельность учителя и учащихся | Формируемые УУД |
Орг. момент | - Ребята, сегодня у нас будет интересный урок, на нашем занятии вам потребуется ваши знания и умения, но перед тем, как приступить, проверим, что у вас должно быть на партах: пропись, букварь, пенал, дневник, ну и, конечно же, ваше хорошее настроение. - У всех все есть? (Да) - Итак, начнем. | Личностные УУД: приучение к порядку Регулятивные УУД: Формирование положительного отношения к учению |
Актуализация знаний | - На доске: Это… . Из трубы идёт… . У дома растёт … . В дубе … . У дупла … . У дома сидит … . К дому ведёт … . У дорожки … . У дома играют … . – Какие слова понадобились, чтобы создать эту картину? (Дом, дым, дуб, дупло, дятел, дед, дорожка, дрова, дети.) | Регулятивные УУД: Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения; совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему; Познавательные УУД: Осуществлять анализ; устанавливать причинно-следственные связи; Коммуникативные УУД: Формулировать свои мысли в устной форме с учётом речевой ситуации; |
Постановка проблемы урока и проекта решения | – Послушайте внимательно и произнесите сами слова: дом, дым, дуб, дупло, дорожка, дрова. – Что общего в этих словах? (Все слова начинаются с твёрдого согласного звука [д].) – Произнесите эти слова. Назовите звук, с которого они начинаются. (С твёрдого согласного звука [д].) – Послушайте внимательно слова: дед, дятел, дети. – Что общего в этих словах? (Все слова начинаются с мягкого согласного звука [д’].) – Как вы думаете, какая будет тема урока? (Буква д) - Какие цели вы можете перед собой поставить на этом уроке? - Что должны знать и уметь? | Регулятивные УУД: Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения; совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему; Познавательные УУД: Осуществлять анализ; устанавливать причинно-следственные связи; Коммуникативные УУД: Формулировать свои мысли в устной форме с учётом речевой ситуации; |
Звуковой анализ слов, объяснение нового | – Какой буквой обозначают на письме эти звуки? Найдите её на доске (ленте букв). – На какие буквы похожа Д? (Л, П, А) - А на что похожа? (на дом, трактор) – Вот стоит, дымок пуская, Буква Д – труба печная. Этот домик – буква Д. – Звонкий звук или глухой? (предположения) – Какой головной убор нарисовать человечку? (Кладём ладонь на горлышко и произносим звуки, чувствуем дрожь, вибрацию – следовательно, эти звуки звонкие, потому нарисуем звоночек.) Работа в «Букваре», с. 92. Заполняем схему-«человечка» в «Букваре». – Итак, что мы узнали про новую букву Д? (звук может быть твердый, мягкий, звонкий) | Регулятивные УУД: Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения; совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему; Познавательные УУД: Осуществлять анализ; устанавливать причинно-следственные связи |
Знакомство с буквой | Работа в тетради для печатания, с. 30. – Прочитайте слоги. – Напечатайте их. – С печатной буквой познакомились, давайте посмотрим, как пишется прописная буква Д. Где мы сейчас будем работать? Работа в прописи. – Откройте прописи на с. 14. Посмотрите на табло. – Из каких элементов состоит буква? (Овал и линия с петлёй внизу). – В каких буквах эти элементы встречаются? (О, А, У, З.) – Пишу букву А, но не закругляю вправо, а веду вниз, как у буквы У. – Напишите элементы буквы Д разными цветными ручками. - Вы должны слушать меня очень внимательно, повторяйте за мной написание букв в воздухе. Учитель объясняет написание букв. (Ставлю точку на середине вспомогательной строки, веду вниз до нижней рабочей строки, закругляю влево – пишу укороченную петлю, веду до нижней рабочей строки, вверх – пишу полуовал, до верхней рабочей строки, закругляю до середины вспомогательной строки). - Повторю написание под счет в воздухе (Раз и два и.) Запишем букву в прописях. Сначала обведем образец, а потом допишем букву до конца строки. Считаем себе при записи букв - раз и два и – Посмотрите на картинку. Что нарисовано на картинке? – Кто нарисован на картинке? – Давайте составим текст по этой картинке. | Познавательные УУД: Осуществлять анализ; устанавливать причинно-следственные связи. |
Работа со страницей учебника | Работа в парах. Дети составляют текст и рассказывают его друг другу. (Несколько детей озвучивают текст – Озаглавьте этот текст. (Предположения детей) – Что мы сейчас с вами делали? – Обведите линии на рисунке. – Чему мы сейчас научились? (Познакомились с печатной и письменной буквой Д.) – Что теперь мы сумеем сделать? (Прочитать слоги.) | Регулятивные УУД: Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения; совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему; Познавательные УУД: Осуществлять анализ; устанавливать причинно-следственные связи; Коммуникативные УУД: Формулировать свои мысли в устной форме с учётом речевой ситуации; |
Закрепление нового материала во внешней речи | Работа в «Букваре». – Вернёмся к словам нашего рассказа (картинкам на слайде) – Назовите ещё раз слова с твёрдым согласным звуком. – Назовите слова с мягким согласным звуком. Составление рассказа. – А давайте проверим нашу память. Кто может вспомнить нашу картину с опорой на схемы? Повторение рассказа учащимися – 2–3 человека. – Можно ли сказать, что это текст? Почему? – Где происходили события? (Во дворе, в деревне.) – Как можно было бы назвать этот текст? – Озаглавьте. (Во дворе у деда. В деревне. Двор дедушки.) – Подберите имя дедушке. Вы догадались, с какой буквы должно начинаться имя деда? (Д: Денис, Дима, Демьян.) Повторение рассказа с названием и именем дедушки. 3) Чтение слогов (с. 92). – Подготовимся к чтению слогов: а) чтение про себя; б) девочки читают слоги с буквой Д, а мальчики – слоги с буквой Т; в) поменялись ролями; г) чтение вместе: с буквой Д – громко, а с буквой Т – тихо. – Что мы сейчас делали? (Читали слоги, составляли рассказ.) – Мы прочитали слова. Как вы думаете, что мы будем делать дальше? (Писать слоги.) – Давайте попробуем написать слоги. Работа в прописи. – Чем отличаются соединения в написании до и од? (До – о пишется сверху, в од – о начинаем писать снизу.) – Чем отличаются соединения в написании де и ду? (Ду – у пишется сверху, в де – е начинаем писать снизу. Работа в «Букваре». – Что читать легче: слоги или слова? – Почему? – Прочитайте слово, похожее по значению на слово мысль. (Дума.) – Слово, обозначающее женщину. (Дама.) – Действие, которое производят наши лёгкие, нос. – Какой вопрос можно задать к слову душа? – Найдите слова, близкие по смыслу. (Дол и долина.) – Чем отличаются слова дом и домик? (Значением, по составу.) – Можно ли объединить слова этого столбика в группы? – В какие? (По каким признакам?) – Прочитайте эти группы. – Что общего в словах 4-го столбика? – А что приятнее: дарить или получать в дар? – Можно ли сказать, что слова 5-го столбика тоже имеют что-то общее, похожее? – Прочитайте слова, где все согласные звуки звонкие. Работа в прописи. Списывание с письменного образца (с. 15). - Прочитайте слова (дом, дым). - Чем они отличаются? Обведите. - Обведение по образцу слов с комментированием (по выбору учителя): доска, дракон, Родина, род, родник, друг, подруга. – Какие соединения с буквой Д встретились в этих словах? – Сравните слова: о-город, город, из-городь, город-ить. - Все эти слова образовались от слова город, что означало «обнесённый частоколом». - Поставьте ударение к данным словам - Послушайте предложение. У Лиды подруга Лада. - В какой части слова встречается буква д? (корень, приставка, корень) | Познавательные УУД: Осуществлять анализ; устанавливать причинно-следственные связи; Коммуникативные УУД: Формулировать свои мысли в устной форме с учётом речевой ситуации; |
Итог | - Поведём итог этому этапу урока. - Что было сложно на уроке? - Что получилось? - Что не получилось? - А сейчас оцените свою работу сами: если вы считаете, что поняли тему и вам не требуется помощь, поставьте на полях зелёный кружок, если поняли, но требуются ещё объяснения- жёлтый, а кто испытывает затруднения -красный. | Регулятивные УУД: Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения; совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему; Коммуникативные УУД: Формулировать свои мысли в устной форме с учётом речевой ситуации |
Домашнее задание | Личностные УУД: смыслообразование |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
У дома сидит К дому ведёт … . У дорожки У дома играют ……
Дом , дым , дуб , дупло, дятел, дед , дорожка , дрова, дети .
Мягкими будут согласные, стоящие перед гласными ё, и, ю , е, я. Твёрдыми - стоящие перед а, э, о, у, ы .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обучение грамоте 1 класс Знакомство с буквой Х Тема: Согласные звуки [х], [х\'], буква Х, х.
Урок по обучению грамоте в 1 классе с использованием здоровьесберегающих технологий и педагогических технологий на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся (активные методы обучения):...
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Тема: «Согласные звуки [с] , [с\']. Буква с. Написание букв и слогов с буквой с»
Шкатова Виктория Николаевна2МБОУ «СОШ №20»3Учитель начальных классов4Русский язык. Литературное чтение (Обучение грамоте)5класс6Тема и номер урока в теме: 33 урок. «Согласные звуки [...
Урок обучения грамоте по теме:Согласные звуки [д], [д’], буква Д. Написание строчной буквы д, наблюде¬ние над однокоренными словами
Конспект урока, презентация, самоанализ....
Обучение грамоте Тема: Согласные звуки [к], [к’], буква К. Чтение слогов и слов с буквой К. Строчная буква к, соединения с различными буквами, написание слов.
Обучение грамотеТема: Согласные звуки [к], [к’], буква К. Чтение слогов и слов с буквой К. Строчная буква к, соединения с различными буквами, написание слов....
Урок обучения грамоте на тему «Согласные звуки [х], [х , ], буква Х. Слова-междометия. Написание строчной буквы х, слогов, слов с буквой х»
Данный урок разработан в системе УМК "Школа 2100"....
Конспект урока обучения грамоте в 1 классе. УМК "Школа 2100"Тема: Согласные звуки (к), (к), буква К. Чтение слогов и слов с буквой К.
Конспект урока обучения грамоте. УМК "Школа 2100". Тема: Согласные звуки (к), (к). буква К. Чтение слогов и слов с буквой К....
Обучение грамоте. Информационная карта урока по теме "Согласные звуки [д], [д’], буквы Д, д. Сопоставление слогов и слов с буквами Д и Т"
Информационная карта урока обучение грамоте (программа "Школа России")...