Тема: «Формирование навыка различения звуков [с] и [ш] при чтении»
план-конспект урока по русскому языку на тему
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока чтения
Тема: «Формирование навыка различения звуков [с] и [ш] при чтении».
Цель: Создание условий для формирование навыка различения звуков [с] и [ш] при чтении, развития навыка правильного чтения.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ УРОКА:
Метапредметные (развивающие):
- Коммуникативные: умение слушать и понимать других; строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; оформлять свои мысли в устной форме и письменной речи.
- Регулятивные: умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; прогнозировать предстоящую работу (составлять план.); осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
- Познавательные: умение извлекать информацию из текстов; выявлять сущность, особенности объектов на основе анализа объектов делать выводы; обобщать и классифицировать по признакам.
Предметные (образовательные):
Личностные (воспитательные): умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией; формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная, парная
Оборудование: мультимедийный проектор, учебник
Оформление доски:
Презентация |
План урока:
№ | Этапы урока | Регламент (мин) |
1 | Орг. момент | 1 |
2 | Актуализация знаний | 5 |
3 | Постановка проблемыурока и проекта решения | 3 |
4 | Звуковой анализ слов, объяснение нового | 5 |
5 | Знакомство с буквой | 10 |
6 | Работа со страницей учебника | 10 |
7 | Закрепление нового материала во внешней речи | 9 |
8 | Итог | 1 |
9 | Домашнее задание | 1 |
.
Этапы | Деятельность учителя и учащихся | Формируемые УУД |
Орг. момент | - Ребята, сегодня у нас будет интересный урок, на нашем занятии вам потребуется ваши знания и умения, но перед тем, как приступить, проверим, что у вас должно быть на партах: пропись, букварь, пенал, дневник, ну и, конечно же, ваше хорошее настроение. - У всех все есть? (Да) - Итак, начнем. | Личностные УУД: приучение к порядку Регулятивные УУД: Формирование положительного отношения к учению |
Актуализация знаний | - Какие гласные звуки вы знаете? (Дети называют) - Произнесите гласные звуки и понаблюдайте за движением губ. На доске появляются гласные- о, е, а, у, и. - Мы говорили об одной группе звуков. А какие звуки вы знаете ещё? (согласные) - А чем они отличаются от гласных? (их можно пропеть, при произношении воздух проходит свободно) Вывод: гласные звуки можно пропеть, при произношении воздух проходит свободно. Когда мы произносим согласные звуки Нет пропеть нельзя, воздух во рту встречает преграды. | Регулятивные УУД: Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения; совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему; Познавательные УУД: Осуществлять анализ; устанавливать причинно-следственные связи; Коммуникативные УУД: Формулировать свои мысли в устной форме с учётом речевой ситуации; |
Постановка проблемы урока и проекта решения | - Рассмотрите рисунки. Что на них изображено? (Шуруп, шалаш, совы, сосны) - Что общего в произношении этих слов? - Какой звук чаще других повторяется? [ш],[с] - Знакомы они вам? - Чем они похожи? - Чем отличаются? (Ш всегда твердый, ш шипит, с свистит) - Выскажите предположение о том, какой будет тема урока. (Понять в чем различие букв ш,с) - Что мы должны знать и уметь? (выделять звук из слова, произносить звук, соотносить звуки и буквы) - Дайте характеристику звука [ш]. (Согласный т.к. его нельзя пропеть, глухой, твердый) - Дайте характеристику звука [с] (Согласный, твердый, глухой, свистящий) А сейчас мы поиграем в игру «Доскажи словечко» Сегодня все ликуют! В руках у детворы От радости танцуют Воздушные … (шары) -Дайте характеристику 1-му звуку. ([ш] – согл.,тв., глух..) Вертится, стрекочет, Весь день хлопочет. Говорунья, белобока, А зовут её …(сорока). - Дайте характеристику 1-му звуку. ([с] –Согласный, мягкий, глухой.) - Давайте подведём итог этой части урока. Что же мы узнали о звуке «Ш»? («Ш» согласный, звук [ш] всегда твердый) - А о звуке «С»? («С» согласная, твердая, всегда глухая) - Какой буквой на письме мы будем их обозначать? (Буквой Ш, С прописной, заглавной и строчной) - С заглавной будем писать имена или строчной? (с заглавной) - А с какой буквы напишем слово «шалаш»? (Строчной буквой «ш») - Почему? (Это имя нарицательное) - С какой буквы напишем слово «Светлана» (С заглавной буквы) - Почему? (Имя собственное) - Я сейчас буду называть вам слова. Если в слове есть интересующие нас звуки, вы должны хлопнуть в ладоши. А если нет – топать ногами (Кот, мышь, слон, кошка, школа, снеговик, картошка, мишка, роза) Вывод: («С» согласная, твердая, всегда глухая, а («Ш» согласный, звук [ш] всегда твердый. | Регулятивные УУД: Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения; совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему; Познавательные УУД: Осуществлять анализ; устанавливать причинно-следственные связи; Коммуникативные УУД: Формулировать свои мысли в устной форме с учётом речевой ситуации; |
Звуковой анализ слов, объяснение нового | - Прочитайте слова на доске, дайте характеристику всем звукам [ш], [с] в этих словах. . шепотом . шелест . сова . снегирь - Чем они похожи? - Чем отличаются?(Ш всегда твердый, ш шипит, с свистит) - Итак, ребята. Какой вывод мы можем сделать? (Звук [ш] всегда твердый, глухой, [с]всегда глухой) | Регулятивные УУД: Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения; совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему; Познавательные УУД: Осуществлять анализ; устанавливать причинно-следственные связи |
Знакомство с буквой | - Что напоминает буква ш? (гребешок, ковш экскаватора, вилы) - На что похожа буква с? (Наполумесяц) - Найдите на картинках предметы, которые напоминают букву ш, с | Познавательные УУД: Осуществлять анализ; устанавливать причинно-следственные связи. |
Работа со страницей учебника | – Посмотрите в «Буквари» на с. 88. 1) – Составление и чтение слов, отличающихся звуками [с] и [ш]. - На странице 90 найдите схему человечков и раскрасьте башмаки и дорисуйте шляпки. К доске пойдет 1 ученик и оденет человечка с буквой с. (Второй ученик разбирает звук (ш)) - Посмотрите на человечков, все ли правильно надели? - Почему у человечка с буквой ш оба башмака синие? (Он всегда твердый.) – Определите, где место [с], а где [ш]. - Подчеркните вставленную букву. – Какой цвет выбрали? – Прочитайте слова, в которых вставили букву С, букву Ш. – А есть ли слова, в которые можно вставить и С, и Ш? (Каска – кашка.) – Что обозначает слово опушка? - Составьте устно предложения. (Лесная опушка – край леса. У пальто меховая опушка – меховая обшивка по краю одежды.) – Сравните последнюю пару слов по звучанию и по смыслу: крыши, крысы. – Какими звуками отличаются эти пары слов? ([ш], [с].) - Какие еще слова отличаются одним звуком? - Значение какого слова вам не понятно? - В каких словах встретилось правило ши? Подчеркните. 2) Работа в парах. – Составьте устно предложения со словами крыши, крысы. 3) Чтение предложений и работа над чёткостью произношения, над интонацией. Наблюдение над звукописью. – Просмотрите все предложения. – Можно ли их назвать текстом? Почему? – Как звали ослика? – Кого пас Прошка? – А что было в крынках? – Кого нашла лиса? – С чем была окрошка? – Что делал старик? – У кого была пустышка? – К какому предложению подходит схема? – Где кормушка? – Про какое предложение я не спросила? – Какой звук придаёт предложениям выразительность? ([ш]) – Прочитайте выразительно ещё раз предложения с восклицательным знаком. – Теперь предложения с вопросительным знаком. – Заметили ли вы, какие звуки повторяются? – Какую роль они играют в этих предложениях? Вывод: повтор звуков, которые придают предложению, тексту выразительность, называют звукописью, от слов «писать звуками». | Регулятивные УУД: Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения; совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему; Познавательные УУД: Осуществлять анализ; устанавливать причинно-следственные связи; Коммуникативные УУД: Формулировать свои мысли в устной форме с учётом речевой ситуации; |
Закрепление нового материала во внешней речи | Работа с иллюстрацией. - Кто изображен на иллюстрации? (Волчата) - Почему вы решили, что это волчата? - Как они выглядят (Описание волка) - Что они делают? (Разговаривают с друг другом) – Кто написал текст? (Валентин Берестов) – Прочитайте название текста (Злое утро) – А как это утро может быть злым? Что вы предполагаете? - Чтобы до конца разобраться, сейчас мы прочитаем этот текст. Чтение учителем. Какие слова вам не понятны? Порядочные- честный Скулят- требуют внимания Рявкнул-сказал громко – Как просыпается лес? Как услышал это В. Берестов? (Шелестит, журчит, шумит, поёт, говорит: «Доброе утро!») – Оживите свои воспоминания: какие звуки, запахи леса вы слышали ранним утром? Представьте эту картину. – Кто проснётся сразу, как только оживёт лес и вся природа? (Животные. Просыпаются и волчата у себя в норе.) – Обратите внимание, какие волчата. (Маленькие, но воспитанные.) – Какие были мечты у родителей? – Что заставило волчицу ворчать? Повторное чтение по цепочке. – А нормальное ли это поведение для волков? – Какая важная мысль спрятана в тексте? (Дети-волчата настолько милые, что даже злые волки-родители перестали злиться.) – В стихах и сказках В. Берестова много света и тепла. Он обладает даром возвращать взрослых в мир детства, а детям открывать тайны природы, характеры лесных зверей. Во время чтения обводите карандашом буквы Ш, С в словах. - Посчитайте, сколько слов с буквой ш, с встретилось в тексте? Прочитайте их. - У вас на листах есть эти слова. Найдите их. Обозначьте самостоятельно звук, который обозначает буква Ш. Какого цвета точка? | Познавательные УУД: Осуществлять анализ; устанавливать причинно-следственные связи; Коммуникативные УУД: Формулировать свои мысли в устной форме с учётом речевой ситуации; |
Итог | - Поведём итог этому этапу урока. Что вы узнали нового на уроке? (звук ш всегда твердый) - Что вы теперь умеете? (Правильно произносить и читать буквы ш,с) - Что было сложно на уроке? - Что получилось? - Что не получилось? - А сейчас оцените свою работу сами: если вы считаете, что поняли тему и вам не Требуется помощь, поставьте на полях зелёный кружок, если поняли,нотребуются ещё объяснения- жёлтый, а кто испытывает затруднения -красный. | Регулятивные УУД: Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения; совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему; Коммуникативные УУД: Формулировать свои мысли в устной форме с учётом речевой ситуации |
Домашнее задание | Личностные УУД:смыслообразование |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок обучения грамоте. Тема: "Формирование навыка различения звуков С, Ш."
Урок учителя начальных классов совместно с педагогом-логопедом.Задания педагога-логопеда выполняют коррекционную функцию, способствуют развитию фонематического восприятия, направлены на эмоциона...
Открытый урок обучения грамоте в 1 классе "Формирование навыка различения звуков (с) и (ш) при чтении.
Открытый урок проведён в соответствии с ФГОС НОО. В ходе урока формировались коммуникативные, познавательные, регулятивные, личностные УУД учащихся. Особый акцент был сделан на развитие коммуникативны...
Формирование навыков различения изученных гласных и согласных звуков.
Данный урок является частью проекта (серии уроков, которые проводятся каждый раз после изучения учащимися нескольких букв). Результат работы: Книга «Весёлая азбука», презентация книги на празднике «Пр...
Доклад на тему «Формирование навыка смыслового чтения на уроках литературного чтения в начальной школе»
Научить детей правильному, беглому, осознанному чтению-одна из задач начального обучения....
План-конспект урока по литературному чтению на тему: «Формирование навыка слогового чтения»
Помощь в проведении урока...
Тема: Формирование навыка слогового чтения. Согласные звуки [з], [з,], буквы З, з.
Разработка урокалитературного чтения (обучение грамоте) в 1 классе...