Урок русского языка по теме: "Мягкий знак - показатель мягкости согласного звука на конце слова"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Урок русского языка, УМК  система Л.В. Занкова  

Класс: 2

Раздел программы: Твёрдые и мягкие согласные звуки.

Тема урока: Мягкий знак - показатель мягкости согласного звука на конце слова.

Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, презентация,  интерактивный тест,  интерактивная доска.

Раздаточный материал: карточки для работы в группах, в парах.

Цели:

- в совместной деятельности с учителем и одноклассниками учиться обозначать мягкость согласных звуков на письме мягким знаком;

- формировать умения различать твёрдые и мягкие согласные звуки; 

- совершенствовать умения обозначать на письме мягкость согласного буквой ь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka.doc113 КБ

Предварительный просмотр:

Ревенкова Татьяна Анатольевна, учитель начальных классов

МОУ «Железногорская средняя общеобразовательная школа № 3»

Урок русского языка, УМК  система Л.В. Занкова          

Класс: 2

Раздел программы: Твёрдые и мягкие согласные звуки.

Тема урока: Мягкий знак - показатель мягкости согласного звука на конце слова.

Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, презентация,  интерактивный тест,  интерактивная доска.

Раздаточный материал: карточки для работы в группах, в парах.

Цели: 

- в совместной деятельности с учителем и одноклассниками учиться обозначать мягкость согласных звуков на письме мягким знаком;

- формировать умения различать твёрдые и мягкие согласные звуки;  

- совершенствовать умения обозначать на письме мягкость согласного буквой ь.

УУД:

Регулятивные:

 - учиться принимать учебную задачу, сохранять ее в течение всего урока; выполнять под руководством учителя и самостоятельно учебные действия в практической и мыслительной форме (при выполнении заданий из учебника, на доске); фиксировать в диалоге с учителем в конце урока удовлетворенность/ неудовлетворенность своей работой на уроке;

Познавательные:

 - ориентироваться в информационном материале учебника; совместно с учителем или самостоятельно осуществлять поиск необходимой информации, понимать простейшие модели; учиться строить простые рассуждения;

Коммуникативные:

 – использовать простые речевые средства;

-  включаться в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное обсуждение; - отвечать на вопросы учителя.

Личностные:

- проявлять положительное отношение к учебному предмету «Русский язык», осознавать его значение, проявлять интерес к новому учебному материалу.

                                                      Ход урока.

I.Организационный момент. (2 слайд)

Чтоб водить корабли,

Чтобы в небо взлететь,

Надо многое знать.

Надо много уметь.

II. Мотивация. (3 слайд)

(работа в группах)

- Используя код православных монахов, разгадайте девиз нашего урока.

На доске код:

 б

 в

 г

 д

 ж

 з

 к

 л

 м

 н

 щ

 ш

 ч

 ц

 х

 ф

 т

 с

 р

 п

У каждой группы зашифрованное слово:

         рылсикь                      маллухцакь         цотафышакь  

 Ответ:    1 гр. - мыслить, 2 гр. - рассуждать, 3 гр. – доказывать

- Девиз нашего урока: мыслить, рассуждать, доказывать. (4 слайд)

III. Актуализация знаний.  (5 слайд)

На доске: Я И Ь Е Ё

_ Какое общее свойство у этих букв? (Обозначают мягкость согласного звука)

- Найдите среди них лишнюю букву и докажите. (Буква Ь. Она не обозначает звука)

IV. Постановка учебной задачи. Открытие нового знания.

- Как вы думаете, какое отношение к нашему уроку имеет эта лишняя буква?

- Сформулируйте тему нашего урока (слайд 6) 

- Отталкиваясь от темы и опираясь на записанные предложения, сформулируйте цель нашего урока (слайд 7)

 На доске:

Цель:

  • Повторить всё, что мы знаем о ……
  •  Учиться находить слова с …
  • Учиться правильно писать слова с …
  • Учиться читать слова с …

                                                                                                                           1.Минутка чистописания.  (8 слайд)                                                                             

- Нарисуем мягкий знак нежно капелькой

  Вот так: Ь (показ учителем на доске)

- Задание: прописать букву Ь пять раз.

- Оцените свою работу.  (Учащиеся рисуют на полях кружок соответствующим цветом, подчёркивают понравившуюся букву)

2. Словарно-орфографическая работа

- Рассмотрите картину И.И.Шишкина «Утро в сосновом лесу» (слайд 9)

- Что видите на картине?

На доске:  МЕДВЕДИ     ЛЕСУ      ЖИВУТ

- Какое задание вы предложили бы?(Ответы детей)

- Составить из слов предложение. (Заслушать все варианты ответов) 

- Найти в словах орфограммы.  Доказать правильность написания слов.

Запись в тетради: Медведи живут в лесу. (У доски один человек)

- Подчеркнуть буквы, обозначающие мягкий согласный звук.  

- Почему согласные звуки в словах произносятся мягко? (Рядом с этими согласными стоят гласные – показатели мягкости)

- Кто нашел ловушку? (Мы не подчеркнули букву Ж в слове ЖИВУТ, т.к. согласный звук Ж – всегда твёрдый, хотя рядом с ним стоит показатель мягкости – буква И)

Самооценка.

Вопросы к ученику:

– Что тебе нужно было сделать?

– Удалось  выполнить работу?

– Ты выполнил всё правильно или есть недочёты?

– Ты выполнил всё сам или с чьей-то помощью?

- Где стоят мягкие согласные в данных словах? (В середине слова.)

- Как вы думаете, а на конце слов бывают мягкие согласные звуки?

V. Усвоение нового способа действия.

1. Работа в группах.

- Придумайте слова с мягким согласным на конце слов и запишите их.

(Дети зачитывают слова)

- Сделайте вывод о том, как обозначается мягкость согласного звука на конце слова.

Вывод: Мягкость согласного звука на конце слова обозначается … (буквой Ь)

(слайд 10)

 Оценивание работы в группе:  

 - Что вам нужно было сделать?

- Как вы распределили работу в группе?

- Все ли ребята в вашей группе справились с порученными заданиями?

-  Возникали ли во время работы споры?

- Как вам удалось их  разрешить?

- Вам было легко или были трудности?

- Как бы вы оценили свою работу?

                                                                                                                                                             

2.Физкультминутка. 

- Я буду называть слова: если согласный на конце слова произносится мягко – хлопайте в ладоши. А если согласный на конце слова произносится твёрдо – топайте.

Слова: дождь, снег, град, лень, тополь, зуб, ясень, клён, мел, зверь.

- Молодцы!

VI. Развитие умения применять новое знание.

 

1. Развитие наблюдательности. (слайд 11)

На доске: пень, дверь, олень, цепь, день

- Что общего в этих словах? (Имена существительные, с мягким знаком на конце слова)

- Как вы считаете, какое слово лишнее? Докажите. (Олень – одушевлённое существительное, два слога);

2.Самостоятельная работа.

- Выпишите односложные слова.

- Подчеркните буквы, которые обозначают мягкость согласного звука.

Проверка.

Самооценка.

Вопросы к ученикам:

– Что вам нужно было сделать?

– Удалось  выполнить работу?

– Вы выполнили всё правильно или есть недочёты?

– Вы выполнили всё сами или с чьей-то помощью?

- Определите количество букв и звуков в этих словах. Почему букв больше, чем звуков? (буква Ь – звука не обозначает)

3. Работа в парах (слайд 12) 

- У вас даны слова:

портфел?   куст?  ворот?   вратар? корабл? звер? пенал? лист?

- Сформулируйте задание. (Определить, где нужен Ь на конце слова, а где – нет.)

Проверка.

Оценивание работы в паре:  

 - Что вам нужно было сделать?

- Как вы распределили работу?

- Каждый  ли справился с порученным заданием?

-  Возникали ли во время работы споры?

- Как вам удалось их  разрешить?

- Вам было легко или были трудности?

- Как бы вы оценили свою работу?

- Сделайте вывод (слайд 13) 

 Вывод:

Если согласный звук на конце слова произносится мягко, то …(пиши букву Ь)

Если на конце слова стоит буква Ь, то…(согласный звук на конце слова произносится мягко)

VII. Закрепление нового материала. 

  1. Развитие наблюдательности. 

- Перед вами картинки. (слайд 14)

- Запишите слова, которые обозначают эти предметы. (Рысь, гном, конь, стол, гусь, сом, портфель, диван.)  

Проверка. (слайд 15)

- Докажите правильность написания мягкого знака в этих словах.  

 Самооценка.

Вопросы к ученикам:

– Что вам нужно было сделать?

– Удалось  выполнить работу?

– Вы выполнили всё правильно или есть недочёты?

– Вы выполнили всё сами или с чьей-то помощью?

- Найдите закономерность в придумывании слов и продолжите ряд. (Чередуются слова с Ь и без Ь. Следующее слово должно быть с Ь.)

2. Работа в группах (задание на карточках) (слайд 16)

 Ь

 Ь

 Ь

 Ь

- Придумай слова с Ь. Запиши их в кроссворд.

Проверка.

 Оценивание работы в группе:  

 - Что вам нужно было сделать?

- Как вы распределили работу в группе?

- Все ли ребята в вашей группе справились с порученными заданиями?

-  Возникали ли во время работы споры?

- Как вам удалось их  разрешить?

- Вам было легко или были трудности?

- Как бы вы оценили свою работу?

- Что общего у всех этих слов?

- Чем эти слова отличаются от слов, которые звучали сегодня на уроке? (Буква Ь находиться в середине слова.)

- Как вы думаете, о чем пойдёт речь на следующем уроке русского языка? (О правописании Ь – показателя мягкости в середине слова.)

3. «Живой опрос» (интерактивный тест) (слайд 17)

Вопросы:

  1. Если на конце слова стоит буква Ь, то согласный звук …  

               а) произносится мягко  б) произносится твёрдо  в) не произносится

2. Если согласный звук на конце слова произносится мягко, то пиши:

              а) букву И     б) букву Ъ   в) букву Ь

3. В каком слове на конце пишется буква Ь:

              а) нол?   б) стул?   в) комод?

4. В каком слове на конце не пишется буква Ь:

             а) рыс?      б) лев?   в) лошад?

5. Назовите слово, в котором все согласные звуки мягкие:

            а) жить     б) часики    в) вечер

VIII. Подведение итогов урока.

- Вспомните, была цель нашего урока?

- Достигли мы её?

- А девиз?

- Справились с поставленной задачей?

- Молодцы, ребята! Вы очень хорошо потрудились.

(слайд 18)

Мягкий знак- хитрый знак.

 Не назвать его никак.
Он не произносится,
но в слово часто просится.

 IX. Рефлексия.

 – Что у вас получилось лучше всего?

– В чём испытали затруднения?

- Кто может похвалить своего товарища, соседа за работу на уроке?

- Кто  может похвалить себя? А за что?

- Покажите мне с каким настроением вы уходите с урока русского языка? (светофоры)   (слайд 19)                                                                                                   

- Спасибо за работу. Всего доброго. (слайд 20)

Интернет-ресурсы: (слайд 21)

http://www.liveinternet.ru-КлипАрт Детский алфавит

http://www.crosti.ru/pattern/66057

http://mirvokrug.com.ua

http://therules.ru/soft-sign/#

http://aquascope.ru/rechnye-ryby/24/

http://mamaschool.ru/stixi/stixi-pro-bukvu-i-znak

http://www.stihi.ru/2010/08/27/7318

htt http://festival.1september.ru/articles/610537/

http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkii-yazyk

http://kopilkaurokov.ru

http://www.uchportal.ru

Список литературы:

  1. Асмолов, А. Г. Стандарты второго поколения. Формирование универсальных действий в основной школе : от действия к мысли. Система заданий / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская. - М. : Просвещение, 2011.
  2. Курганов, С. Ю. Русский язык для начальной школы в таблицах и схемах : правила и орфограммы, определения и примеры, разбор слов и предложений / С. Ю. Курганов. - Ростов н/Д. : Феникс, 2011. - 64 с. - («Здравствуй, школа!»).
  3. О.Е. Жиренко, Л.И. Гайдина, А.В. Кочергина методическая книга «Учим русский язык с увлечением» М.: За знания, 2005г.
  4. Занимательная грамматика.- М., Омега, 1995.
  5. Волина В.В. «Учимся играя» М., Новая школа», 1994г.
  6. Полякова А.В. Русский язык: учебник. 2 класс, 2010г.
  7. Полякова А.В. Русский язык: Рабочие программы. 1-4 классы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка по теме "Мягкий знак на конце слова как показатель мягкости согласного звука" 2 класс по учебнику Рамзаевой.

Урок изучения нового материала.Ничего не дается в готовм виде.На уроке перед детьми ставится проблема. и в виде проблемных заданий, (учитывая индивидуальные особенности учащихся даны два уровня ...

Урок русского языка 2 класс Мягкий знак - показатель мягкости

Урок закрепления умения смягчать согласный звук мягким знаком в конце и в середине слова....

Урок русского языка во 2 классе "Способы обозначения мягкости согласных звуков на письме"

Урок русского языка во 2 классе "Способы обозначения мягкости согласных звуков на письме"...

Конспект урока русского языка по теме: "Различение твёрдых и мягких согласных звуков. Звуковая схема слова. Предложение." 1 класс, ПНШ.

Цели деятельности учителя: Закрепление навыков различения твёрдых и мягких согласных звуков:[р]-[р,],[л]-[л,],[б]-[б,],формирование умения соотносить звучащее слово с его звуковой схемой.Планируемые р...

Урок русского языка по теме "Буква ь - показатель мягкости согласных на письме"

hellip;Цель учения — достичь наибольшего удовлетворения в получении знаний.Сюнь-цзы          Актуальным вопросом сегодня является то, каким должен б...