конспект урока русского языка в 3 классе
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему
конспект урока русского языка в 3 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект урока русского языка в 3 классе | 150.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока русского языка в 3 классе
Тема урока: Изменение имён существительных по падежам. (Общее понятие о склонении)
Цели:
- Формировать первоначальное представление о склонении имен существительных; познакомить учащихся с названием падежей, шестью парами падежных вопросов.
-учить склонять имена существительные, анализировать, обобщать и делать выводы, применять полученные знания на практике;
- повторить и систематизировать знания об имени существительном;
- развивать орфографическую зоркость, память, мышление, внимание, речь, формировать потребности к новым знаниям через столкновение с проблемой;
- воспитывать интерес к русскому языку, чувство товарищества.
Предметные:
- познакомить с падежами имен существительных;
- формировать умение изменять имена существительные по падежам;
Формировать УУД:
- Личностные УУД: способствовать самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
- Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действий; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.
- Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения на уроке и следовать им.
- Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Тип урока:
Урок «открытия» новых знаний
Ход урока
I самоопределение деятельности
-Итак, друзья, внимание!
Ведь прозвенел звонок.
Садитесь поудобнее.
Начнем скорей урок!
– Сегодня нас ждет большая работа. Справиться с ней могут внимательные, любознательные, трудолюбивые и дружные ребята.
-Я желаю вам успеха в работе на уроке и приглашаю вас в лес.
1) Работа с картиной ( Слайд 2)
Здравствуй лес,
Могучий лес!
Полон сказок и чудес!
– Какое время года изображено? По каким признакам вы это определили?
–А ещё я хочу поздравить вас с наступающим новым годом!
– Вы удивлены?
-Давайте вспомним книгу В. Бианки «Лесная газета»
-У людей новый год начинается 1 января, а в природе новый год наступит…
– Как вы думаете, почему именно с весны идёт отсчёт нового года в лесу?
– Вы правы, весна – это свет и радость, надежды и мечты о чём – то новом.
– Как вы думаете, на сегодняшнем уроке , таком весеннем и предновогоднем мы узнаем о чём-то новом?
– Вы готовы к открытию тайн языка и природы?
– Тогда вперёд! Я слышу, как мышонку Пику не терпится пуститься в плавание. А мы вслед за ним на его волшебном кораблике попадём в весенний предновогодний лес.
2) Минутка чистописания
1) – Зажурчал ручеёк. Он подхватил наш кораблик и понёс его по весенним волнам
Это элемент весенний ручеёк. Слайд 3
2)– На следующей строке мы выполним написание элементов строчной и заглавной букв К, к. Слайд 4
По тонкой нитке ручейка
Сбежал с пригорка снег.
И на пригорке вдруг цветок
Раскрылся раньше всех.
– К элементам букв добавим цветы. Слайд 5
3.) Словарная работа слайд 6
Запишите слова, вставьте пропущенные буквы
К…лендарь, к…ртина, к…раблик, к…ричневый
– Проверьте себя! Слайд 7
Какое слово вам кажется “лишним”? Почему? (Слово “коричневый ”, т.к. это прилагательное, а все остальные слова – это имена существительные.)
– Верно
II. Актуализация знаний и фиксация затруднений.
-Отгадайте загадку Слайд 8
– Есть один седой старик,
Превращаться он привык
В шляпу, в дерево, в конфеты –
В общем, в разные предметы.
– как вы думаете, о какой части речи мы сегодня будем говорить на уроке? (Об имени существительном.)
Давайте вспомним, что мы уже знаем об имени существительном. Слайд 9
Имя существительное |
одушевлённое неодушевлённое | собственное нарицательное | муж. р. женск. р. сред. р. | изменяется по числам |
В нашей схеме осталось что-то неоткрытым. Посмотрим, сможем ли мы сегодня разгадать ещё одну загадку русского языка.
III. Постановка учебной задачи
-Прочитайте текст (на карточках) Слайд 10
Весна прилетела к нам на солнечных крыльях. Каждая былинка чувствует приход (весна)____. Всякая букашка рада (весна)______. Грачи открыли (весна)______. Воздух пахнет (весна)_____. Звонко запела синичка о (весна)____.
- Какое слово встречается в каждом предложении?
- Что заметили? (слово весна стоит в начальной форме и нет смысла в предложениях)
- Как выдумаете, что надо сделать для того, чтобы текст стал понятен? (изменить форму слова «весна»)
Далее работа в парах – написать рядом измененное слово.
-Давайте проверим. Что помогло вам выбрать ту или иную форму существительного «весна»? (вопрос) Слайд 11
- Определите, с какими словами связано по смыслу существительное весна в каждом предложении?
IV. Построение проекта выхода из затруднения (Открытие нового)
- Выпишите в столбик словосочетания с вопросом. Выделите окончания.
-о чём говориться в первом предложении? (о весне)
-какой вопрос зададим к слову «весна»? (что?)
что? Весна Слайд 12
Приход чего? Весны
Рада чему? Весне
Открыли что? Весну
Пахнет чем? Весной
Запела о чём? О весне
– Какой вид работы мы сейчас выполняли? (изменяли слово по вопросам)
- Может, кто-то из вас знает, как по-другому назвать изменение сущ-х по вопросам?
- Где мы можем найти эту информацию? (спросить у учителя, в учебнике)
(В учебнике.) с. 79
-Найдите ответ в учебнике.
-Так какая тема нашего сегодняшнего урока? (изменение имен существительных по падежам) СЛАЙД 13
-Можем ли мы определить падеж выписанных сущ-? Почему?
- Как вы думаете, тогда цель нашего урока какая? /Узнать название падежей и научиться изменять существительные по падежам/ СЛАЙД 14
Беседа – сказка Слайд 15
У гнома Слова шесть друзей -
Шесть верных эльфов – падежей.
Пока он спал в лесной тиши,
Пришли к нам в гости падежи,
Чтоб о себе рассказать,
И смысл Слова передать,
Слово падеж произошло от латинского слова cаsus (казус) – падение. Учёные заметили , что слова , употребленные в речи, «падают» той или иной формой. Слайд 16
– В русском языке 6 падежей. У немцев – 4. У финнов – 15 , а наша задача– выучить и понять свои шесть, чтобы говорить легко, грамотно и красиво.
– Хотите услышать сказку о падежах?
Знакомство с падежами Слайд 17-28
-Попробуйте повторить эти названия по-порядку. (Дети путаются, мало у кого получается).
- Предлагаю вам шутливую подсказку, чтобы не перепутать порядок.
Иван
Рубит Слайд 29
Дрова
Варвара
Топит
Печь
V. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
– Давайте еще раз прочитаем названия падежей СЛАЙД 30
- Для верного определения падежей очень важно запомнить, на какие вопросы отвечают существительные в разных падежах.
- Для указания падежей в работе принято их сокращенно писать, а поставить вопросы помогут нам слова-помощники
И.п. (есть) кто? Что?
Р.п. (нет) кого? Чего?
Д.п. (рад) кому? Чему?
В.п.(вижу) кого? Что?
Т.п.(любуюсь) кем? Чем?
П.п.(думаю) о ком? О чем?
– Почему задается 2 вопроса? (Что? – к неодушевленным существительным, кто? – к одушевленным.)
ФИЗМИНУТКА (музыкальная) слайд 31
Руки подняли и покачали –
это деревья в лесу.
Руки согнули,
кисти встряхнули-
ветер сбивает росу
В стороны руки-
плавно помашем-
это к нам птицы летят.
Как они сядут –
тоже покажем –
крылья сложим назад
-А знаете ли вы, что в новогоднем лесу ещё снег не сошел с полей, а там уже появились первые новорожденные? Кто это? (зайчата из рассказа В. Бианки «Сосунки в снегу»)
-Зайчата так разрезвились, что перепутали все карточки, которые я вам приготовила. Помогите их расположить по порядку (карточки с падежами и вопросами) слайд 32
-А теперь зная названия падежей, падежные вопросы можем ли мы просклонять существительные?
- давайте просклоняем существительное «земля». Первые буквы названий падежей уже записаны в столбик (показ на доске). Слова-помощники мы не пишем при склонении слова, а проговариваем, затем пишем вопрос, слово, выделяем окончание. слайд 33
-Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы определить падеж существительного?
(найти слово , к которому относится имя существительное, поставить вопрос и по вопросу , предлогу и слову помощнику определить падеж) слайд 34
-можем ли мы определить падеж слова весна (возвратиться к предыдущей записи) слайд 35
что? Весна-И.п.
Приход чего? Весны-Р.п.
Рада чему? Весне-Д.п.
Открыли что? Весну-В.п.
Пахнет чем? Весной-Т.п.
Запела о чём? О весне-П.п.
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой
– Тает снег, реки выходят из берегов. Животным нужна помощь, давайте их переправим на безопасный берег.
- Игра “ Половодье” определить падеж слайд 36
Хожу по тропинке.
Добежал до черёмухи.
Появилось на дереве.
Скрылся под водой.
Плыл по озеру
- Работа по вариантам с взаимопроверкой слайд 37
1 вариант- лететь над лесом, сидел в дупле, вылетела из гнезда
2 вариант- спрятался за деревом, потекла с горы, подошёл к дереву.
(четверо учащихся получают более лёгкие задания)
Итог урока
Ну что ж , друзья, подведем итог.
Что нового открыл вам наш урок?
Что изучили мы сегодня, расскажите,
Как были вы внимательны, нам подтвердите.
-Что нового узнали на уроке?
-Что можем теперь добавить в нашу схему? слайд 38
VII. Рефлексия
-Прикрепите свой смайлик если: слайд 40
Д/З Стр.79 выучить правило, название падежей и их вопросы;
Упр.105
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка 2 класс УМК "Школа России". Урок-сказка.
Цели и задачи урока:Образовательные:- закрепить знания, умения, навыки учащихся о проверяемых и непроверяемых безударных гласных в корне слова. 2. Развивающие:- развивать...
План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме: Русский язык 4 класс "О словарях разнообразных, поучительных и важных"
" 4 класс Русский язык «О словарях разнообразных, поучительных и важных»Соколова Е.Я.Урок направлен на актуализацию и расширение знаний учащихся о словарях русского языка. Основ...
Конспект урока русского языка 2 класс Тема : «Звуки буквы родного языка. Природа весной.»
Урок развития речи. На уроке формируются умения рассматривать и анализировать картины, фиксировать свои наблюдения, находить нужный материал для раскрытия темы, пробуждение творческой активности и фан...
Конспект урока русского языка 1 класс и презентация к уроку
Надеюсь, что составленный мною конспект урока покажется интересным и может быть, кто-то его частично использует в своей работе...
Конспект урока русского языка 2 класс Тема урока: «Правописание суффиксов –онок-, -енок- »
Конспект урока русского языка 2 классТема урока: "Правописание суффиксов –онок-, -енок-" Образовательная система “Начальная школа XXI века”....
Конспект урока русского языка 4 класс по теме "Мягкий знак на конце наречий после шипящих" урок изучения нового материала
Конспект урока русского языка по теме "Мягкий знак на конце наречий после шипящих" в 4 классе. Это урок изучения нового материала по программе "Школа 21 век". Урок соответствует требованиям ФГОС....
Конспект урока русского языка 2 класс по теме "Русский алфавит или азбука".
Урок русского языка 2 класс по теме "Русский алфавит или азбука".Цель: создать условия для обобщения и расширения знаний обучающихся о русском алфавите (азбуке); создать условия дл...