Конспект урока по русскому языку
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему
Конспект урока по русскому языку в 1 классе на тему Произношение и написание слов с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_russkiy_yazyk_1_klass.doc | 113.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка( 1 класс)
Тема: Произношение и написание слов с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу.
Цели:1. Обобщить и закрепить знания детей о произношении и правописании сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу. Формировать навык правильного написания слов с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу. Формировать орфографическую зоркость.
2. Упражнять в правописании слов с этими сочетаниями, способствовать развитию логического мышления, внимания , самостоятельности.
3. Воспитывать уважительное отношение друг к другу, способствовать развитию интереса учащихся к урокам русского языка, аккуратности, способствовать воспитанию бережного отношения к природе.
Оборудование : 3 нарисованных домика с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу –щу, карточки с заданиями для групп, Незнайка, карточки со словами: внимательность, аккуратность, умение считать, наблюдательность, умение решать примеры.;картинки: чучело , шишка, роща, жираф, щука, часы.; слайды со словами, текстами, заданиями, , карточки со словами предложения Большая щука живёт в реке.; карта путешествия Незнайки в город Знаек., компьютер, проектор, экран , сигнальные индивидуальные карточки.
Ход урока
1.Организационный момент.
Заливается звонок,
Начинается урок.
Книжки , ручки и тетрадки
Посмотри, они в порядке?
Проверили ? Садитесь.
Старательно трудитесь!
-Сегодня в классе у нас гости. Поздоровайтесь. Теперь внимание только на меня. Мы начинаем урок русского языка. Ребята, к нам на урок пришёл Незнайка. Он решил стать настоящим грамотеем. Он отправляется в путешествие в город Знаек. Что бы стать грамотным ему предстоит выполнить много трудных заданий. Поможем Незнайке , ребята? Научим его всему тому, что сами знаете?
_ Как вы думаете какие качества понадобятся Незнайке и нам в путешествии?(
На доске написаны карточки : внимательность, наблюдательность, аккуратность, старание , умение решать задачи , знание правил, умение считать)
Дети выбирают качества ( внимательность, наблюдательность, аккуратность, )
- Будьте внимательными , наблюдательными, аккуратными.
Итак наш Незнайка отправился в путь. А на пути его ждёт речка Грязнулька. Чтобы переправится через неё есть мостик чистописания. Ребята, чтобы Незнайка прошёл по мостику мы должны с вами постараться красиво и аккуратно написать буквы.
2 Минутка чистописания.
На доске: И ,Ш,Щ Шилов Щуков
-Посмотрите на буквы. Назовите общий элемент в этих буквах. Что можете сказать о звуках , которые обозначают буквы Ш Щ. Какие ещё всегда твердые звуки знаете? Какие всегда мягкие звуки знаете?
-Что заметили в словах Шилов , Щуков? (ши-щу)
-Почему слова записаны с заглавной буквы?( фамилии людей – имена собственные)
Открываем мы тетрадь
Начинаем все писать!
Прописываем вместе со мной с комментарием
- Покажите Незнайке как вы хорошо все написали!
- Молодцы. Все справились, а значит Незнайка продолжает своё путешествие.
4 . Актуализация опорных знаний.
-Ребята, путь Незнайке преградил Буквоед . Он выкрал из слов буквы. Поможем Незнайке найти и вставить эти буквы в слова.
Работа в группах:
Вы работали в группах, вставляли пропущенные буквы. На какие правила эти слова?
- Сформулируйте тему нашего урока.( дети называют тему урока)
- Правильно « Правописание сочетаний жи-ши,ча-ща,чу-щу)
Я грамотно писать хочу
Все сочетания учу
И жи и ши и ча и ща и чу и щу.
- Сегодня на уроке мы продолжим работу над написанием этих сочетаний и научим правильно писать эти сочетания нашего Незнайку, что бы он попал в город Знаек.
4. Работа по теме урока.
-Ребята , нашему Незнайке встретился Вопросик. Он спросил Незнайку
- почему ж,ш твердые звуки, а рядом с ними мы всегда пишем и?
-Почему ч,щ всегда мягкие, а мы пишем рядом с ними а и у?
Незнайка почесал затылок .ему нечего было сказать он не знал, но тут ему на помощь прилетела Василиса Премудрая и рассказала умную сказку:
Послушайте сказку о том , как поссорились буквы.
Сказка.
Жили-были на свете шипящие Ж, Ш, Щ Ч, а рядом гласные У,Ю,Ы, И,А,Я. Жили очень дружно. И вот однажды буквы решили сыграть в прятки. Выпало водить шипящим, остальные побежали прятаться. Сидят гласные буквы в укромных местах, ждут когда их найдут. Шипящие во все щели заглянули- многих нашли. Вот только не смогли найти буквы Ы,Ю,Я . Искали, с ног сбились , усталые и голодные поздно вечером возвращались они домой. Вдруг , видят: сидят гласные Я,Ы,Ю , пьют чай с пряниками и смотрят телевизор. Обиделись шипящие -и с тех пор дружба у них врозь . Никогда не стоят они больше рядом с гласными Ы,Я,Ю , а дружат только с И,А,У. Так в русском языке появились сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу. Запомните ребята правило: МЯГКО СЛЫШИМ- ТВЁРДО ПИШЕМ
ТВЁРДО СЛЫШИМ – МЯГКО ПИШЕМ
Физминутка
Чу-чу-чу – в самолёте я лечу
Щу-щу-щу- щуку в озере тащу
Ча-ча-ча –прыгаем , как саранча
Вот и припрыгали мы с Незнайкой в деревню слов. Дома здесь не простые. В каждом доме живут свои жители слова. Но вот некоторые потерялись и никак не найдут дорогу домой. Давайте поможем им отыскать дорогу домой(дети расселяют слова-картинки по домам)
2) Картинный диктант(На доске картинки: жираф, шишка, часы, роща, чучело, щука.)
- Распределите слова в соответствующие домики.( жи-ши, ча-ща ,чу-щу)
-Запишите слова в тетрадь. Первое слово с заглавной буквы, остальные с маленькой , через запятую. Подчеркните красным карандашом орфограммы.
-Проверьте правильность написания.
- сколько слов вы вспомнили и записали? Проверьте их ещё раз!
- Какие гласные нужно писать после Ж,Ш,Щ,Ч?
5.Работа над развитием речи.
- Ребята наш Незнайка шагает по дороге загадок.
Помогите ему отгадать загадку!
Хвостом виляет, зубаста , а не лает. (щука)
-Возьмите карточки и составьте предложение про щуку. Одно слово лишнее . Определите какое.( дети работают в паре и составляют из карточек предложение.
Большая щука живет в реке.
-что получилось ?
Почему выбрали (в реке) ? ( щука живет только в пресной воде, а в море вода солёная)
-Запишите это предложение. Какие правила записи предложения вы знаете ? ( Большая буква, в конце точка, слова в предложении пишутся отдельно друг от друга)
-Подчеркните орфограммы.
Придумайте ещё предложения о щуке.( ответы детей 2-3)
, -А вы знаете что в одном из музеев Германии находится скелет щуки длинной более 5 метров. Она весила 145 кг. Конечно это редкая щука, самая большая из известных ученым. Обычно щука весит 6-8 кг. Щука – хищная рыба. Она не гоняется за добычей , а ждёт когда добыча сама к ней подплывёт.
ФИЗМИНУТКА
6. Работа над орфографической зоркостью.
_ Ребята,мы приближаемся с Незнайкой к озеру ошибок. Поможем Незнайке исправить ошибки.
( на экране появляются слова :Ежы, ершы, щуки, чяйки, волчята )
- Догадайтесь –ка , ребята?
Отчего ежи, ерши,
Щуки, чайки и волчата
Рассмеялись от души?
-Ребята , давайте исправим ошибки, что –то буквы беспокойно ведут себя.
(исправление ошибок)
7.Работа с текстом.
- мы успешно переплыли озеро ошибок и не утонули в нём, а теперь нам предстоит взобраться на гору орфограмм.
( на экране появляется текст: Ч..дный день! Аня и Коля зашли в рощ…. . Там цвели ландыш…. . Они похож… на ч…шечки. Как хороши эти цветы!. Как они душ..сты! Берегите эти цветы!
- Покажите правильные буквы при помощи карточек.
- Молодцы ,ребята справились и с этим испытанием.
8 Итог урока.
-А теперь ребята Незнайке и вам предстоит последнее испытание. Что бы попасть в город Знаек нужно открыть ворота правил.
Скажем дружно: Сочетания жи-ши с буквой и всегда пиши.
Сочетанья ча и ща пишем только с буквой а.
Сочетанья чу и щу пишем только с буквой у.
- Молодцы , ребята ! Теперь Незнайка и мы настоящие Знайки и ворота города Знаек открыты для нас.
7.Рефлексия и оценивание.
-Чему мы учились на уроке?
-Какие задания показались вам трудными?
-Какие задания вам понравилось выполнять больше всего?
- Что запомнили: сочетанья жи и ши с буквой и всегда пиши
Сочетанья чаи ща пишем только с буквой а
Сочетанья чу и щу пишем только с буквой у
- Как вы думаете хорошо мы поработали на уроке?
-Особенно хотелось бы отметить моих самых активных помощников
За работу на уроке я вам рисую…
-Возьмите оценочные листы и оцените своё настроение от урока
Задание для группы___________________________________________________________________
Прочитайте . Найдите и исправьте ошибки.
У нас за рекой берёзовая рощя. Я чясто гуляю в роще со своей собакой булькой. Звонко поют чижы. Цветут ландышы. Как они душысты! Берегите эти цветы. Не рвите их.
Задание для группы______________________________________________________________________
Прочитайте. Найдите и исправьте ошибки.
Летом я со своей собакой булькой был на даче. Дачя была у леса. Утром я пошёл на речку. Над водой кружылись чяйки. Я поймал щюку и два лещя.
Задание для группы___________________________________________________________________
Прочитайте . Найдите и исправьте ошибки.
У нас за рекой берёзовая рощя. Я чясто гуляю в роще со своей собакой булькой. Звонко поют чижы. Цветут ландышы. Как они душысты! Берегите эти цветы. Не рвите их.
Задание для группы______________________________________________________________________
Прочитайте. Найдите и исправьте ошибки.
Летом я со своей собакой булькой был на даче. Дачя была у леса. Утром я пошёл на речку. Над водой кружылись чяйки. Я поймал щюку и два лещя.
Технологическая карта конструирования урока с использованием средств информационных технологий.
Предмет, класс | Русский язык 1 класс | ||
тема урока, № урока по теме | произношение и написание слов с сочетаниями :жи,ши,ча,ща,чу,щу (3) | ||
Бралкова Людмила Михайловна | |||
Актуальность использования средств ИКТ | Возможность предоставления в мультимедийной форме упражнений , направленных на достижение учебных задач | ||
Цель урока | Обобщение и закрепление знаний и практических умений | ||
Задачи урока | обучающие | развивающие | воспитательные |
Обобщить и закрепить знания детей о произношении и написании жи-ши,ча-ща,чу-щу,; Формировать навык правильного написания слов с сочетаниями жи, ши, ча,ща,чу,щу. Формировать орфографическую зоркость | Упражнять в правописании слов с этими сочетаниями, способствовать развитию логического мышления, внимания, самостоятельности | Воспитывать уважительное отношение друг к другу, способствовать развитию интереса к урокам русского языка, аккуратности, способствовать воспитанию бережного отношения к природе | |
Вид используемых на уроке средств ИКТ | Отдельные упражнения | ||
Необходимое аппаратное и программное обеспечение | Компьютер, проектор, экран | ||
Организационная структура урока | |||
Этап 1 | Орг. момент | ||
Цель | Настроить на работу , сообщить о форме проведения урока | ||
Длительность этапа | 3 минуты | ||
Форма организации деятельности учащихся | Коллективная | ||
Функции преподавателя на данном этапе | Организационные | ||
Основные виды деятельности преподавателя | Управлять и нацеливать | ||
Этап 2 | Минутка чистописания | ||
Цель | Отработка каллиграфического навыка | ||
Длительность этапа | 5-6 минут | ||
Форма организации деятельности учащихся | Ииндивидуальная | ||
Функции преподавателя на данном этапе | Контролирующая | ||
Основные виды деятельности преподавателя | Организует деятельность учащихся, следит за правильным написанием букв, за правильной посадкой уч-ся | ||
Промежуточный контроль | Показ уч-ся своих работ | ||
Этап 3 | Актуализация опорных знаний ( встреча Незнайки с буквоедом) Повторение правил. Сообщение темы урока | ||
Цель | Выяснить опорные знания детей по теме | ||
Длительность этапа | 5- 6 минут | ||
Форма организации деятельности учащихся | Групповая | ||
Функции преподавателя на данном этапе | Разъяснение заданий, проверка результатов | ||
Промежуточный контроль | Карточки с заданиями проверка работы всех групп | ||
Этап 4 | ( встреча с Вопросиком ) сказка | ||
Цель | Объяснить откуда возникли правила :Мягко слышим –твёрдо пишем, твёрдо слышим – мягко пишем | ||
Длительность этапа | 3 минуты | ||
Форма организации детей | Коллективное слушание | ||
Основные виды деятельности преподавателя | Рассказ сказки | ||
Функции преподавателя на данном этапе | Организационные | ||
Промежуточный контроль | |||
Этап 5 | Физминутка | ||
Цель Длительность этапа | Снятие напряжения 2 минуты | ||
Этап 6 | Картинный диктант | ||
Цель | Выявить умения уч-ся систематизировать знания, умения правильно записывать слова | ||
Длительность этапа | 5-6 минут | ||
Основной вид деятельности со средствами ИКТ | Показ слайда с правильным написанием | ||
Форма организации деятельности учащихся | Индивидуальная , коллективная, самостоятельная запись слов | ||
Функции преподавателя на данном этапе | Организационная, разъяснение заданий | ||
Основные виды деятельности преподавателя | Направление работы | ||
Промежуточный контроль | |||
Этап 7 | Работа над развитием речи | ||
Цель | Развивать речь, логическое мышление | ||
Длительность этапа | 5 минут | ||
Форма организации деятельности учащихся | Работа в парах, индивидуальная | ||
Функции преподавателя на данном этапе | Организационная, контролирующая, направляющая | ||
Основные виды деятельности преподавателя | Контролирует правильность выполнения заданий, сообщает интересные сведения о щуке | ||
Промежуточный контроль | |||
Этап 8 | Физминутка | ||
Цель | Снятие напряжения | ||
Длительность этапа | 2 минуты | ||
Этап 9 | Работа над орфографической зоркостью(Озеро ошибок) | ||
Цель | Развивать орфографическую зоркость | ||
Длительность этапа | 3-4 минуты | ||
Основной вид деятельности со средствами ИКТ | Выполнение упражнения « Исправь ошибки» | ||
Форма организации деятельности учащихся | Коллективная , фронтальный опрос | ||
Функции преподавателя на данном этапе | Организационная , разъяснение заданий | ||
Основные виды деятельности преподавателя | Контролирует правильное выполнение упражнения | ||
Этап 9 | «Гора орфограмм» Работа с текстом | ||
Цель | Проверка усвоения материала, воспитание любви к живой природе | ||
Длительность этапа | 4 -5минуты | ||
Основной вид деятельности со средствами ИКТ | Упражнение Вставь пропущенные буквы» | ||
Форма организации деятельности учащихся | Индивидуальная работа с сигнальными карточками | ||
функции преподавателя на данном этапе | Организационная и контролирующая | ||
Основные виды деятельности преподавателя | Контролирует правильное выполнение упражнения | ||
Этап 10 | Итог урока« Ворота правил» | ||
Цель | Обобщить знания , подведение итогов урока | ||
Длительность этапа | 4-5 минуты | ||
Форма организации деятельности уч-ся | Коллективная | ||
Функции преподавателя на данном этапе | Организационные | ||
Основные виды деятельности преподавателя | Анализ результативности урока | ||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по русскому языку "Роль этимологии в изучении русского языка"
Формировать представления детей о значении и происхождении слов русского языка, прививать любовь к родному языку....
Конспект урока по русскому языку. Использование здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка. «Сравниваем части речи: имя существительное и имя прилагательное»
Урок - закрепление и обобщение знаний об имени существительном и имении прилагательном....
Русский язык. Конспект урока по русскому языку в 1 классе "Русский алфавит, или азбука".
Открытый урок по русскому языку в 1 классе "Русский алфавит, или азбука"...
Конспект урока по русскому языку на тему: " Вводный урок по курсу русского языка" 1 класс
Конспект урока по русскому языку на тему: " Вводный урок по курсу русского языка" 1 класс...
План - конспект урока по русскому языку (3 класс) . Открытый урок по русскому языку по теме "Двойные согласные"
Авторская разработка урока русского языка в 3 классе на тему "Двойные согласные" по учебнику С.В. Ивановой....
Конспект урока по русскому языку "Формирование чувства уважения к русскому языку, гордости за русский язык" 2 класс (УМК "Школа России")
Цели деятельности учителя: уточнение представления об имени прилагательном, как о части речи; формирование умений находить имена прилагательные в предложениях и тексте; установление связи имени прилаг...
Конспект урока по русскому языку (Русский язык. Учебник для 3 класса. Авторы: В.П. Канакина, В.Г. Горецкий) Тема: «Значение и употребление имён прилагательных в речи»(1 урок).
Конспект урока русского языка в 3 классе (УМК "Школа России") на тему "Значение и употребление имен прилагательных в речи" ....