Конспект урока по русскому языку
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему

Мартынова Райхана Рифовна

Конспект урока по русскому языку в 1 классе на тему Произношение и написание слов с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_russkiy_yazyk_1_klass.doc113.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка( 1 класс)

Тема: Произношение и написание слов с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу.

Цели:1. Обобщить и закрепить знания детей о произношении и правописании сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу. Формировать навык правильного написания слов с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу. Формировать орфографическую зоркость.

 2. Упражнять в правописании слов с этими сочетаниями, способствовать развитию логического мышления, внимания , самостоятельности.  

3. Воспитывать уважительное отношение  друг к другу, способствовать развитию интереса учащихся к урокам русского языка, аккуратности, способствовать воспитанию бережного отношения к природе.

Оборудование : 3 нарисованных домика с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу –щу, карточки с заданиями для групп, Незнайка, карточки со словами: внимательность, аккуратность, умение считать, наблюдательность, умение решать примеры.;картинки: чучело , шишка, роща, жираф, щука, часы.; слайды со словами, текстами, заданиями, , карточки со словами предложения Большая щука живёт в реке.; карта путешествия Незнайки в город Знаек., компьютер, проектор, экран , сигнальные индивидуальные карточки.

                                                  Ход урока

1.Организационный момент.

Заливается звонок,

Начинается урок.

Книжки , ручки и тетрадки

Посмотри, они в порядке?

Проверили ? Садитесь.

Старательно трудитесь!

-Сегодня в классе у нас гости. Поздоровайтесь. Теперь внимание только на меня. Мы начинаем урок русского языка. Ребята, к нам на урок пришёл Незнайка. Он решил стать настоящим грамотеем. Он отправляется в путешествие в город Знаек. Что бы стать грамотным ему предстоит выполнить много трудных заданий. Поможем Незнайке , ребята? Научим его всему тому, что сами знаете?

_ Как вы думаете какие качества  понадобятся Незнайке и нам в путешествии?(

На доске написаны карточки : внимательность, наблюдательность, аккуратность, старание , умение решать задачи , знание правил, умение считать)                        

Дети выбирают качества ( внимательность, наблюдательность, аккуратность, )

- Будьте внимательными , наблюдательными, аккуратными.

Итак наш Незнайка отправился в путь. А на пути его ждёт речка Грязнулька. Чтобы переправится через неё есть мостик чистописания. Ребята, чтобы Незнайка прошёл по мостику мы должны с вами постараться красиво и аккуратно  написать буквы.

2 Минутка чистописания.

На доске: И ,Ш,Щ     Шилов Щуков

-Посмотрите на буквы.  Назовите общий элемент в этих буквах. Что можете сказать о звуках , которые обозначают  буквы Ш Щ. Какие ещё всегда твердые  звуки знаете? Какие всегда мягкие звуки знаете?

-Что заметили в словах Шилов , Щуков? (ши-щу)

-Почему слова записаны с заглавной буквы?( фамилии людей – имена собственные)

Открываем мы тетрадь

Начинаем все писать!

Прописываем вместе со мной  с комментарием

- Покажите Незнайке как вы хорошо все написали!

- Молодцы. Все справились, а значит Незнайка продолжает своё путешествие.

4 . Актуализация опорных знаний.        

-Ребята, путь Незнайке преградил Буквоед  . Он выкрал из слов буквы. Поможем Незнайке найти и вставить эти буквы в слова.

Работа в группах:

Вы работали в группах, вставляли пропущенные буквы. На какие правила эти слова?

- Сформулируйте тему нашего урока.( дети называют тему урока)

- Правильно « Правописание сочетаний жи-ши,ча-ща,чу-щу)

Я грамотно писать хочу

Все сочетания учу

И жи и ши и ча и ща и чу и щу.

- Сегодня на уроке мы продолжим работу над написанием этих сочетаний и научим правильно писать эти сочетания нашего Незнайку, что бы он попал в город Знаек.

4. Работа по теме урока.

-Ребята , нашему Незнайке встретился Вопросик. Он спросил Незнайку

- почему ж,ш твердые звуки, а рядом с ними мы всегда пишем и?

-Почему ч,щ всегда мягкие, а мы пишем рядом с ними а и у?

Незнайка почесал затылок .ему нечего было сказать он не знал, но тут ему на помощь прилетела Василиса Премудрая и рассказала умную сказку:

Послушайте сказку о том , как поссорились буквы.

Сказка.

Жили-были на свете шипящие Ж, Ш, Щ Ч, а рядом гласные У,Ю,Ы, И,А,Я. Жили очень дружно. И вот однажды буквы решили сыграть в прятки. Выпало водить шипящим, остальные побежали прятаться. Сидят гласные буквы в укромных местах, ждут когда их найдут. Шипящие во все щели заглянули- многих нашли. Вот только не смогли найти буквы Ы,Ю,Я . Искали, с ног сбились , усталые и голодные поздно вечером возвращались они домой. Вдруг , видят: сидят гласные Я,Ы,Ю , пьют чай с  пряниками и смотрят телевизор. Обиделись шипящие  -и с тех пор дружба у них врозь . Никогда не стоят они больше рядом с гласными Ы,Я,Ю , а дружат только с И,А,У. Так в русском языке появились сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу. Запомните ребята  правило:            МЯГКО СЛЫШИМ- ТВЁРДО ПИШЕМ

ТВЁРДО СЛЫШИМ – МЯГКО ПИШЕМ

Физминутка

Чу-чу-чу – в самолёте я лечу

Щу-щу-щу- щуку  в озере тащу

Ча-ча-ча –прыгаем , как саранча

Вот и припрыгали мы с Незнайкой в деревню слов. Дома здесь не простые. В каждом доме живут свои жители слова. Но вот некоторые потерялись и никак не найдут дорогу домой. Давайте поможем им отыскать дорогу домой(дети расселяют слова-картинки по домам)

2) Картинный диктант(На доске картинки: жираф, шишка, часы, роща, чучело, щука.)

- Распределите слова в соответствующие домики.( жи-ши, ча-ща ,чу-щу)

-Запишите слова в тетрадь. Первое слово с заглавной буквы, остальные с маленькой , через запятую. Подчеркните красным карандашом орфограммы.

-Проверьте  правильность написания.

- сколько слов вы вспомнили и записали? Проверьте их ещё раз!

- Какие гласные нужно писать после Ж,Ш,Щ,Ч?

5.Работа над развитием речи.

- Ребята наш Незнайка шагает по дороге загадок.

Помогите ему отгадать загадку!

Хвостом виляет, зубаста , а не лает. (щука)

-Возьмите карточки и составьте предложение про щуку. Одно слово лишнее . Определите какое.( дети работают в паре и составляют из карточек предложение.

Большая щука живет в реке.

-что получилось ?

Почему выбрали (в реке) ? ( щука живет только в пресной воде, а в море вода солёная)

-Запишите это предложение. Какие правила записи предложения вы знаете ? ( Большая буква, в конце точка, слова в предложении пишутся отдельно друг от друга)

-Подчеркните орфограммы.

Придумайте ещё предложения о щуке.( ответы детей 2-3)

, -А вы знаете что в одном из музеев Германии находится скелет щуки длинной более 5 метров. Она весила 145 кг. Конечно это редкая щука, самая большая из известных ученым. Обычно щука весит 6-8 кг. Щука – хищная рыба. Она не гоняется за добычей , а ждёт когда добыча сама к ней подплывёт.

ФИЗМИНУТКА

6. Работа над орфографической зоркостью.

_ Ребята,мы приближаемся с Незнайкой к озеру ошибок. Поможем Незнайке исправить ошибки.

( на экране появляются слова :Ежы, ершы, щуки, чяйки, волчята )

- Догадайтесь –ка , ребята?

Отчего ежи, ерши,

Щуки, чайки и волчата

Рассмеялись от души?

-Ребята , давайте исправим ошибки, что –то буквы беспокойно ведут себя.

(исправление ошибок)

7.Работа с текстом.

- мы успешно переплыли озеро ошибок и не утонули в нём, а теперь нам предстоит взобраться на гору орфограмм.

( на экране появляется текст: Ч..дный день! Аня и Коля зашли в рощ…. . Там цвели ландыш…. . Они похож… на ч…шечки. Как хороши эти цветы!. Как они душ..сты! Берегите эти цветы!

- Покажите правильные буквы при помощи карточек.

- Молодцы ,ребята справились и с этим испытанием.

8 Итог урока.

-А теперь ребята Незнайке и вам предстоит последнее испытание. Что бы попасть в город Знаек нужно открыть ворота правил.

Скажем дружно: Сочетания жи-ши с буквой и всегда пиши.

Сочетанья ча и ща пишем только с буквой а.

Сочетанья чу и щу пишем только с буквой у.

 - Молодцы , ребята ! Теперь Незнайка и мы настоящие Знайки и ворота города Знаек открыты для нас.

 

7.Рефлексия и оценивание.

-Чему мы учились на уроке?

-Какие задания показались вам трудными?

-Какие задания вам понравилось выполнять больше всего?

- Что запомнили: сочетанья жи и ши  с буквой и всегда пиши

Сочетанья чаи ща пишем только с буквой а

Сочетанья чу и щу пишем только с буквой у

- Как вы думаете хорошо мы поработали на уроке?

-Особенно хотелось бы отметить моих самых активных помощников

За работу на уроке я вам рисую…

-Возьмите оценочные листы и оцените своё настроение от урока

                 

Задание для группы___________________________________________________________________

Прочитайте . Найдите и исправьте ошибки.        

У нас за рекой берёзовая  рощя.  Я чясто гуляю в роще со своей собакой булькой.  Звонко поют чижы.  Цветут ландышы. Как они душысты! Берегите эти цветы. Не рвите их.  

Задание для группы______________________________________________________________________

Прочитайте. Найдите и исправьте ошибки.

Летом я со своей собакой булькой был на даче. Дачя была у леса. Утром я пошёл на речку. Над водой кружылись чяйки.     Я поймал  щюку  и два лещя.

 Задание для группы___________________________________________________________________

Прочитайте . Найдите и исправьте ошибки.

У нас за рекой берёзовая  рощя.  Я чясто гуляю в роще со своей собакой булькой.  Звонко поют чижы.  Цветут ландышы. Как они душысты! Берегите эти цветы. Не рвите их.  

Задание для группы______________________________________________________________________

Прочитайте. Найдите и исправьте ошибки.

Летом я со своей собакой булькой был на даче. Дачя была у леса. Утром я пошёл на речку. Над водой кружылись чяйки.     Я поймал  щюку  и два лещя.  

Технологическая карта конструирования урока с использованием средств информационных технологий.

Предмет, класс

Русский язык 1 класс

тема урока,

№ урока по теме

произношение и написание слов с сочетаниями :жи,ши,ча,ща,чу,щу (3)

Бралкова Людмила Михайловна

Актуальность использования средств ИКТ

Возможность предоставления в мультимедийной форме упражнений , направленных на достижение учебных задач

Цель урока

Обобщение  и закрепление знаний и практических умений

Задачи урока

обучающие

развивающие

воспитательные

Обобщить и закрепить знания детей о произношении и написании жи-ши,ча-ща,чу-щу,;

Формировать навык правильного написания слов с сочетаниями жи, ши, ча,ща,чу,щу.

Формировать орфографическую зоркость

Упражнять в правописании слов с этими сочетаниями, способствовать развитию логического мышления, внимания, самостоятельности

Воспитывать уважительное  отношение друг к другу, способствовать развитию интереса к урокам русского языка, аккуратности,  способствовать воспитанию бережного отношения к природе

Вид используемых на уроке средств ИКТ

Отдельные упражнения

Необходимое аппаратное и программное обеспечение

Компьютер, проектор, экран

Организационная структура урока

Этап 1

Орг. момент

Цель

 Настроить на работу , сообщить о форме проведения урока

Длительность этапа

3 минуты

Форма организации деятельности учащихся

Коллективная

Функции преподавателя на данном этапе

Организационные

Основные виды деятельности преподавателя

Управлять и нацеливать

Этап 2

Минутка чистописания

Цель

Отработка каллиграфического навыка

Длительность этапа

5-6 минут

Форма организации деятельности учащихся

Ииндивидуальная

Функции преподавателя на данном этапе

Контролирующая

Основные виды деятельности преподавателя

Организует деятельность учащихся, следит за правильным написанием букв, за правильной посадкой уч-ся

Промежуточный контроль

Показ уч-ся своих работ

Этап 3

Актуализация опорных знаний ( встреча Незнайки с буквоедом) Повторение правил. Сообщение темы урока

Цель

Выяснить опорные знания детей по теме

Длительность этапа

5- 6  минут

Форма организации деятельности учащихся

Групповая

Функции преподавателя на данном этапе

Разъяснение заданий, проверка результатов

Промежуточный контроль

Карточки с заданиями проверка работы всех групп

Этап 4

( встреча с Вопросиком ) сказка

Цель

Объяснить откуда возникли правила :Мягко слышим –твёрдо пишем, твёрдо слышим – мягко пишем

Длительность этапа

3 минуты

Форма организации детей

Коллективное слушание

Основные виды деятельности преподавателя

Рассказ сказки

Функции преподавателя на данном этапе

Организационные

Промежуточный контроль

Этап 5

Физминутка

Цель

Длительность этапа

Снятие напряжения

2 минуты

Этап 6

Картинный диктант

Цель

Выявить умения уч-ся систематизировать знания, умения правильно записывать слова

Длительность этапа

5-6 минут

Основной вид деятельности со средствами ИКТ

Показ слайда с правильным написанием

Форма организации деятельности учащихся

Индивидуальная , коллективная, самостоятельная запись слов

Функции преподавателя на данном этапе

Организационная, разъяснение заданий

Основные виды деятельности преподавателя

Направление работы

Промежуточный контроль

Этап 7

Работа над развитием речи

Цель

Развивать речь, логическое мышление

Длительность этапа

5 минут

Форма организации деятельности учащихся

Работа в парах, индивидуальная

Функции преподавателя на данном этапе

Организационная, контролирующая, направляющая

Основные виды деятельности  преподавателя

Контролирует правильность выполнения заданий, сообщает интересные сведения о щуке

Промежуточный контроль

Этап 8

Физминутка

Цель

Снятие напряжения

Длительность этапа

2 минуты

Этап 9

Работа над орфографической зоркостью(Озеро ошибок)

Цель

Развивать орфографическую зоркость

Длительность этапа

3-4 минуты

Основной вид деятельности со средствами ИКТ

Выполнение упражнения « Исправь ошибки»

Форма организации деятельности учащихся

Коллективная , фронтальный опрос

Функции преподавателя на данном этапе

Организационная , разъяснение заданий

Основные виды деятельности преподавателя

Контролирует правильное выполнение упражнения

Этап 9

«Гора орфограмм»  Работа с текстом

Цель

Проверка усвоения материала, воспитание любви к живой природе

Длительность этапа

4 -5минуты

Основной вид деятельности со средствами  ИКТ

Упражнение Вставь пропущенные буквы»

Форма организации деятельности учащихся

Индивидуальная работа с сигнальными карточками

функции преподавателя на данном этапе

Организационная и контролирующая

Основные виды деятельности преподавателя

Контролирует правильное выполнение упражнения

Этап 10

 Итог урока« Ворота правил»

Цель

Обобщить знания , подведение итогов урока

Длительность этапа

4-5 минуты

Форма организации деятельности уч-ся

Коллективная

Функции преподавателя на данном этапе

Организационные

Основные виды деятельности преподавателя

Анализ результативности урока


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку "Роль этимологии в изучении русского языка"

Формировать представления детей о значении и происхождении слов русского языка, прививать любовь к родному языку....

Русский язык. Конспект урока по русскому языку в 1 классе "Русский алфавит, или азбука".

Открытый урок по русскому языку в 1 классе "Русский алфавит, или азбука"...

Конспект урока по русскому языку на тему: " Вводный урок по курсу русского языка" 1 класс

Конспект урока по русскому языку на тему: " Вводный урок по курсу русского языка" 1 класс...

План - конспект урока по русскому языку (3 класс) . Открытый урок по русскому языку по теме "Двойные согласные"

Авторская разработка урока русского языка в 3 классе на тему "Двойные согласные" по учебнику С.В. Ивановой....

Конспект урока по русскому языку "Формирование чувства уважения к русскому языку, гордости за русский язык" 2 класс (УМК "Школа России")

Цели деятельности учителя: уточнение представления об имени прилагательном, как о части речи; формирование умений находить имена прилагательные в предложениях и тексте; установление связи имени прилаг...

Конспект урока по русскому языку (Русский язык. Учебник для 3 класса. Авторы: В.П. Канакина, В.Г. Горецкий) Тема: «Значение и употребление имён прилагательных в речи»(1 урок).

Конспект урока русского языка в 3 классе (УМК "Школа России") на тему "Значение и употребление имен прилагательных в речи" ....