Своя игра по русскому языку на тему:"Фразеологизмы"
план-конспект занятия по русскому языку (3 класс) на тему

Сальникова Ольга Викторовна

Данное мероприятие позволяет в игровой форме обобщить знания и представления детей о фразеологических  сочетаниях. Обогатить фразеологический запас учащихся; активизировать познавательную деятельность учащихся; способствовать развитию  любознательности, творческой активности;

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл svoya_igra_.docx 38.38 КБ
Файл svoya_igr_2.pptx2.19 МБ

Предварительный просмотр:

                                    Внеклассное мероприятие по русскому языку

                                                               В 3 классе

            Цель урока: 1.В игровой форме обобщить знания и представления детей о             фразеологических  сочетаниях.

                                   2.Формировать навыки усвоения и распознавания фразеологизмов.

                                   3. Обогатить фразеологический запас учащихся; активизировать познавательную деятельность учащихся; способствовать развитию  любознательности, творческой активности;

                                  4. Развивать умение работать сообща, согласовывать свои действия; воспитывать интерес учащихся к русскому языку.

Задачи: Развивать речевые умения, познавательный интерес к изучению   русского языка, совершенствовать коммуникативные умения учащихся.

Способствовать более прочному и осознанному усвоению изученного языкового материала, обогащению словарного запаса обучающихся, повышению культуры речи.

Приобщать учащихся к миру устного народного творчества - пословиц, поговорок, крылатых выражений.

Создание условий для самопознания и самореализации. Организация досуговой деятельности среди школьников начального звена.

             Оборудование: компьютерная разработка игры;  иллюстрации, рисунки с фразеологизмами,  карточки с заданиями, оценочные листы;

                                                   Ход мероприятия

     Под музыкальное сопровождение участники игры, педагоги, болельщики входят в зал и рассаживаются. Каждая команда сидит за своим столом. В каждой команде выбирается капитан, название команды придумывают сами участники.

Организационный момент.  

-    Мы порой не замечаем,

     Как мы речь обогащаем:

     В выраженьях не скупимся,

     Фразами мы все гордимся.

 - Добрый день, дорогие ребята, уважаемые гости! Мы рады приветствовать вас на нашей игре, посвящённой самому интересному, самому увлекательному  и самому трудному предмету в школе – русскому языку. Игра окунёт нас в мир родного языка, заставит задуматься, взглянуть на привычные вещи с новой точки зрения, даст простор чувству юмора, обогатит нашу речь. Мы сейчас и проверим, насколько эрудированны и сообразительны вы.

        «Своя игра» – это известная телевизионная игра, её многие видели и знают. Мы немного   изменили правила.

Будем отвечать активно,

Хорошо себя вести,

Чтобы гости дорогие.

Захотели вновь прийти!

 Вот и мы с вами попробуем  активно с увлечением, бойко и животрепещуще поиграть в русские слова. Но в слова не обычные, а в необычные. А что это за необычные слова, я надеюсь, вы догадаетесь сыграв 1 раунд :  Разминка

1 тур: Разминка

         В первом раунде все игроки разгадывают слова. По начальным буквам вы узнаете тему нашей игры. За каждый правильный ответ игроку зачисляется на счёт по 10 баллов.

        – Это старый мой знакомый,                             ЕГО именем называют пустую бумажку,

          А зовут его Ерёмой                                           не имеющую никакой реальной ценности.

         ЭТО брат его родной,                                      (Филя. Филькина грамота.)

         А зовут его… (Фомой) 

        – В НЕГО набирают воды, когда нужно молчать. ЕГО широко открывают, когда сильно удивляются. (Рот.)

  – Уязвимое место человека, слабая его сторона. (Ахиллесова пята)

  – ИХ кладут на полку голодные люди. ИХ скалят насмешники. ИХ заговаривают, когда хотят ввести в заблуждение, обмануть. (Зубы)

  – Держат в ЕГО рукавицах, когда строго и сурово обращаются с кем-либо. (Ежовы рукавицы)

 –   ЭТО делают, водя за нос, втирая очки, вводя в заблуждение. (Обманывают)

– На НЁМ всё написано. (Лоб)

– ЭТО надевают шиворот-навыворот, наизнанку. (Одежда)

- В НИХ пускают пыль, создавая ложное или лучшее впечатление о себе. ОНИ могут слипаться, разгораться и быть на мокром месте. (Глаза)

 – Небольшая ветхая и неказистая постройка. В русских народных сказках так часто называют жилище Бабы-Яги. (Избушка на курьих ножках)

– Дают, когда выполняют обещание. (Зарок)

– ЭТО делают, когда воды в рот набирают, или держат язык за зубами. (Молчат)

На доске постепенно появляется слово ФРАЗЕОЛОГИЗМ

Подведение итогов разминки. Объявление первых результатов.

Правила игры.

Игра проходит в 3 тура: разминка, основной тур и финальный раунд. Разминка, открывающая игру, состоит в том, что команды отвечают на 12 вопросов (по 10 баллов за каждый правильный ответ) и узнают тему текущей игры. Участники должны ответить по возможности на все вопросы и заработать наибольшее количество баллов ( максим. 120 баллов). После разминки начинается основная игра. В игре принимают участие 3 команды. Набравшие наибольшее количество баллов в 1 раунде команда, начинает первой 2 раунд, выбрав категорию и стоимость вопроса. На обдумывание отводится от 30 секунд. Если команда не дает правильного ответа или дает неправильный ответ, отвечает на этот вопрос первый подавший сигнал готовности, (сигнальный огонёк). В случае правильного ответа эта команда получает балл. Эта же команда выбирает категорию и стоимость следующего вопроса. В финальном  туре играют две команды, набравшие наибольшее количество баллов. Побеждает в игре команда, у которой по итогам всех туров наибольшее количество баллов.

        Помимо обычных вопросов, соответствующих выбранной категории, существуют специальные — «Кот в мешке». В этом случае на экране появляется картинка кота в мешке. Если команде достался «Кот в мешке», она обязана передать его кому-то из соперников. Отвечать на такой вопрос может только та команда, которой подбросили «Кота». Молчание приравнивается к неверному ответу.

2 тур  Выбираем категорию, стоимость вопроса и даем ответы.

Пословицы и поговорки

10

20

30

40

50

Гонка за лидером

10

20

30

40

50

Фразеологизмы

10

20

30

40

50

Хитрые вопросы

10

20

30

40

50

Загадки-складки

10

20

30

40

50

Весёлый тест

10

20

30

40

50

 Идет демонстрация презентации

1категория : Продолжи пословицу

  • Одна нога тут…(другая там).
  • Лучше  один раз увидеть…(чем сто раз услышать).
  • Не имей сто рублей,…(а имей сто друзей).
  • За двумя зайцами погонишься,…(ни одного не поймаешь).
  • Один с сошкой,…(семеро с ложкой)

2 категория: Замени одним словом фразу

  • Его вешают, приходя в уныние (НОС)
  • Её набирают в рот, когда молчат. (ВОДА)
  • Он хорощо подвешен у человека, который говорит бойко, легко. (ЯЗЫК)
  • Его советуют искать в поле, когда кто-нибудь бесследно исчез. (ВЕТЕР)
  • Её не сваришь с тем, с кем трудно сговориться. (КАША)

3 категория: Замени фразеологизм одним глаголом-синонимом.

  • Зарубить себе на носу -  (ЗАПОМНИТЬ)
  • Точить лясы – (БОЛТАТЬ)
  • Прикусить язык – (МОЛЧАТЬ)
  • Бить баклуши – (БЕЗДЕЛЬНИЧАТЬ)
  • Как в воду глядеть – (ПРЕДВИДЕТЬ)

4 категория: Хитрые вопросы

  • Ею кофе, чай мешают

 и медленное действие  

совершают (ЧАЙНАЯ ЛОЖКА)

  • В какой посуде чувствуют себя неловко? (ТАРЕЛКА)
  • В этой посуде воду не носят, зато в ней полно чудес? (РЕШЕТО)
  • Под какой музыкальный инструмент плясать никому не хочется? (ДУДОЧКА)
  • С этим овощем дружит горе. Что это? (ЛУК)

 5 категория: Загадки-складки

  • Сидит очень прямо

Гордец-господин –

Как будто сейчас

Проглотил он …(АРШИН)

  • «Двоек» у Борьки

В четверти две.

Да, БЕЗ ЦАРЯ мой дружок в…(ГОЛОВЕ)

  • Быть как все девчонки

С детства не хотела я.

Слёз не лью, не крашусь –

Я …(ВОРОНА БЕЛАЯ).

  • Делать нечего Илюше –

Целый день он бьёт…(БАКЛУШИ)

  • Всех убеждает повсюду Вадим:
    С Марса пришелец общается с ним.
    Только не верят Вадиму нигде –
    ВИЛАМИ ПИСАНО ВСЕ…(НА ВОДЕ)

6 категория: Весёлый тест

  • Какой становится меткая фраза, когда её все узнают?
    а) Крылатой;
    б) Бородатой;
    в) Шаблонной;
    г) Звёздной.
  • Как называют совершенно бесполезную работу?
    а) Мартышкин труд;

    б) Мышиная возня;
    в) Собачья радость;
    г) Медвежья услуга.
  • Как говорят о чьём-то бесследном исчезновении?
    а) След простыл;
    б) Отпечаток простудился;
    в) Колея заболела;
    г) Лыжня заразилась.
  • Какое из этих «рыбацких» выражений означает «дать себя обмануть, перехитрить»?
    а) Закинуть удочку;
    б) Сматывать удочки;
    в) Попасться на удочку;
    г) Поддеть на удочку.

КОТ В МЕШКЕ

  • - Оно пуще стрелы разит.

-Оно-серебро, молчание – золото.

-Оно не воробей, вылетит – не поймаешь. (СЛОВО)

Финал: Соотнесите фразеологизмы из одного столбика

 с фразеологизмами другого, подобрав синонимы.

  • Девать некуда
  • На всех парах
  • Не отходя от кассы
  • Откуда ни возьмись
  • Поминай  как звали
  • Далеко пойти
  • Держать камень за пазухой

  • Идти в гору
  • По горячим следам
  • Иметь зуб
  • Пруд пруди
  • Сломя голову
  • Как гром среди ясного неба
  • И след простыл

Рефлексия   деятельности:

 - Как оцените свою работу? Выберите подходящий фразеологизм вашей деятельности на данном мероприятии.

  • Шевелил мозгами
  • Слышал краем уха
  • Хлопал ушами
  • Ловил мух
  • Биться как рыба об лёд
  • Погрузился с головой в работу

Итог мероприятия: Наша игра  закончились. Теперь самое время подвести итоги игры. Учитель просит минуту для подсчета всех голосов и объявляет победившую команду.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Сальникова Ольга Викторовна, воспитатель ГПД, учитель высшей квалификационной категории БОУ «Должанская сош » ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ в русском языке 19.12.2017

Слайд 2

Правила игры На выполнение задания отводится 10 секунд. Побеждает тот, кто больше наберёт баллов. В игре участвуют 3 команды. Выбирается любая категория и называется цена вопроса. На обдумывание даётся 30 секунд. Отвечает любой игрок команды, первым нажавший сигнальный огонёк, после вопроса ведущего. Цена вопроса соответствует определённому количеству баллов – 10, 20, 30 и т.д. При правильном ответе на счёт команды записывается соответствующее цене вопроса число баллов. При неправильном ответе команда штрафуется на соответствующее число баллов. В игре есть сектор «КОТ В МЕШКЕ» игрок должен будет передать право ответа любому сопернику. Учащиеся могут играть индивидуально и в команде. 19.12.2017

Слайд 3

Категории 30 10 20 30 40 50 10 30 40 50 10 20 30 40 50 20 30 40 50 10 20 40 10 20 30 40 50 10 20 Финал 50 Весёлый тест 19.12.2017

Слайд 4

Пословицы и поговорки 10 баллов Продолжи пословицу: Одна нога тут… 19.12.2017

Слайд 5

Одна нога тут другая там. 19.12.2017

Слайд 6

Пословицы и поговорки 20 баллов Продолжи пословицу: «Лучше один раз увидеть… 19.12.2017

Слайд 7

Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. 19.12.2017

Слайд 8

Пословицы и поговорки 30 баллов Продолжи пословицу: «Не имей сто рублей, а…» 19.12.2017

Слайд 9

Не имей сто рублей, а имей сто друзей. 19.12.2017

Слайд 10

Пословицы и поговорки 40 баллов Продолжи пословицу: «За двумя зайцами погонишься… 19.12.2017

Слайд 11

За двумя зайцами погонишься - ни одного не поймаешь . 19.12.2017

Слайд 12

Продолжи пословицу: «Один с сошкой… Пословицы и поговорки 50 баллов 19.12.2017

Слайд 13

Один с сошкой, семеро с ложкой . 19.12.2017

Слайд 14

Гонка за лидером 10 баллов Замени одним словом фразу: «Его вешают, приходя в уныние» 19.12.2017

Слайд 15

НОС 19.12.2017

Слайд 16

20 баллов Её набирают в рот, когда молчат. Гонка за лидером 19.12.2017

Слайд 17

Вода 19.12.2017

Слайд 18

30 баллов Он хорошо подвешен у человека, который говорит бойко, легко Гонка за лидером 19.12.2017

Слайд 19

Язык 19.12.2017

Слайд 20

40 баллов Его советуют искать в поле, когда кто-нибудь бесследно исчез. Гонка за лидером 19.12.2017

Слайд 21

Ветер 19.12.2017

Слайд 22

50 баллов Гонка за лидером Её не сваришь с тем, с кем трудно сговориться. 19.12.2017

Слайд 23

Каша 19.12.2017

Слайд 24

Фразеологизмы 10 баллов Замени фразеологизм одним глаголом- синонимом: «Зарубить себе на носу.» 19.12.2017

Слайд 25

Запомнить 19.12.2017

Слайд 26

Фразеологизмы 20 баллов Замени фразеологизм одним глаголом-синонимом: «Точить лясы» 19.12.2017

Слайд 27

Болтать 19.12.2017

Слайд 28

Фразеологизмы 30 баллов Замени фразеологизм одним глаголом-синонимом: «Прикусить язык.» 19.12.2017

Слайд 29

Молчать 19.12.2017

Слайд 30

Фразеологизмы 40 баллов Замени фразеологизм одним глаголом-синонимом: «Бить баклуши». 19.12.2017

Слайд 31

Бездельничать 19.12.2017

Слайд 32

Фразеологизмы 50 баллов Замени фразеологизм одним глаголом-синонимом: «Как в воду глядеть». 19.12.2017

Слайд 33

Предвидеть 19.12.2017

Слайд 34

Хитрые вопросы 10 баллов Ею кофе, чай мешают и медленное действие совершают. Что это? 19.12.2017

Слайд 35

Чайная ложка 19.12.2017

Слайд 36

Хитрые вопросы 20 баллов В какой посуде чувствуют себя неловко? 19.12.2017

Слайд 37

Тарелка 19.12.2017

Слайд 38

Хитрые вопросы 30 баллов В этой посуде воду не носят, зато в ней полно чудес. Что это? 19.12.2017

Слайд 39

Решето 19.12.2017

Слайд 40

Хитрые вопросы 40 баллов Под какой музыкальный инструмент плясать никому не хочется? 19.12.2017

Слайд 41

Дудочка 19.12.2017

Слайд 42

Хитрые вопросы 50 баллов С этим овощем дружит горе. Что это? 19.12.2017

Слайд 43

Лук 19.12.2017

Слайд 44

Загадки-складки 10 баллов Сидит очень прямо Гордец-господин – Как будто сейчас ПРОГЛОТИЛ он … 19.12.2017

Слайд 45

Аршин 19.12.2017

Слайд 46

Загадки-складки 20 баллов «Двоек» у Борьки в четверти две. Да, БЕЗ ЦАРЯ мой дружок В … 19.12.2017

Слайд 47

В голове 19.12.2017

Слайд 48

Загадки-складки 30 баллов Быть как все девчонки С детства не хотела я. Слёз не лью, не крашусь – Я ВОРОНА … 19.12.2017

Слайд 49

белая 19.12.2017

Слайд 50

Загадки-складки 40 баллов Делать нечего Илюше – Целый день он БЬЁТ … 19.12.2017

Слайд 51

Баклуши 19.12.2017

Слайд 52

Загадки-складки 50 баллов Всех убеждает повсюду Вадим: С Марса пришелец общается с ним. Только не верят Вадиму нигде – ВИЛАМИ ПИСАНО ВСЁ… 19.12.2017

Слайд 53

на воде 19.12.2017

Слайд 54

Весёлый тест 10 баллов Какой становится меткая фраза, когда её все узнают? а) Крылатой; б) Бородатой; в) Шаблонной; г) Звёздной. 19.12.2017

Слайд 55

Крылатой 19.12.2017

Слайд 56

Весёлый тест 20 баллов Как называют совершенно бесполезную работу? а) Мартышкин труд; б) Мышиная возня; в) Собачья радость; г) Медвежья услуга. 19.12.2017

Слайд 57

Мартышкин труд 19.12.2017

Слайд 58

Весёлый тест 30 баллов Как говорят о чьём-то бесследном исчезновении? а) След простыл; б) Отпечаток простудился; в) Колея заболела; г) Лыжня заразилась. 19.12.2017

Слайд 59

След простыл 19.12.2017

Слайд 60

«Четвёртое лишне»: Красный, рубиновый, коралловый, кумачовый. 19.12.2017

Слайд 61

- Оно пуще стрелы разит. -Оно-серебро, молчание – золото. -Оно не воробей, вылетит – не поймаешь. . КОТ В МЕШКЕ 19.12.2017

Слайд 62

Слово Слово 19.12.2017

Слайд 63

Весёлый тест 50 баллов Какое из этих «рыбацких» выражений означает «дать себя обмануть, перехитрить»? а) Закинуть удочку; б) Сматывать удочки; в) Попасться на удочку; г) Поддеть на удочку. 19.12.2017

Слайд 64

Попасться на удочку 19.12.2017

Слайд 65

ФИНАЛ 19.12.2017

Слайд 66

С К О О С Е Л 19.12.2017

Слайд 67

Молодцы! Завершить показ МОЛОДЦЫ ! 19.12.2017

Слайд 68

19.12.2017


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок Русского языка по теме: "Фразеологизмы"

познакомить учащихся с фразеологизмами, учить находить их в речи и правильно употреблять, формировать орфографический навык...

Урок русского языка по теме "Фразеологизмы" 4 класс

Урок русского языка был проведен в рамках дней открытых дверей для родителей в 4 классе "В"...

Конспект урока русского языка по теме "Фразеологизмы" 2 класс УМК "НШ 21 века"

Первый урок по новой теме "Фразеологизмы".На этом уроке учащиеся знакомятся с новыми фразеологизмами, с их значениями,вспоминают уже известные им фразеологические обороты, учатся применять их в своей ...

Конспект урока по русскому языку на тему "Фразеологизмы.Фразеологические обороты"

Конспект урока по русскому языку на тему "Фразеологизмы.Фразеологические обороты"...

Материал к уроку русского языка по теме "Фразеологизмы"

Этот материал поможет учителю интересно провести урок или внеклассное занятие по теме "Фразеологизмы"...

Технологическая карта урока русского языка по теме: «Фразеологизмы. Значение фразеологизмов и их использование»

В данном документе содержится разработка технологической карты урока русского языка для 3 класса по теме: «Фразеологизмы. Значение фразеологизмов и их использование»...