Конспект урока по русскому языку на тему "Фразеологизмы.Фразеологические обороты"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме
Конспект урока по русскому языку на тему "Фразеологизмы.Фразеологические обороты"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_frazeologizmy.ppt | 880.5 КБ |
russkiy_yazyk._2_klass.docx | 19.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Русский язык
2 класс
Уловкина Нина Анатольевна, учитель
Начальных классов, МКОУ «СОШ» д.
Тема урока: «Фразеологизмы. Фразеологические обороты».
Цель: овладение основами знаний по фразеологии русского языка; обогащение словарного запаса учащихся фразеологическими оборотами; развитие умения работать со словарями.
Прогнозируемые результаты: учащиеся должны уметь находить фразеологизмы в речи и правильно их употреблять; развивать познавательные способности и речь; расширять кругозор.
Оборудование: тетрадь, фразеологический словарь, карточки с фразеологизмами.
Ход урока.
1.Самоопределение к деятельности
«Громко прозвенел звонок – начинается урок!
Наши ушки на макушке, глазки широко открыты
Слушаем, запоминаем – ни минуты не теряем!»
Девиз нашего урока: «Новый день – новые знания!»
2.Актуализация знаний
- Ребята, скажите, из чего состоит наша речь?
- Сколько значений может быть у слова?
- А где мы можем узнать значение слова?
- А теперь послушайте интересную историю из книги К. Чуковского.
«Четырехлетняя девочка Света спросила у мамы, скоро ли наступит лето.
- Скоро, ты и оглянуться не успеешь.
Света стала как – то странно вертеться:
- Я оглядываюсь, оглядываюсь, а лета все нет…»
Ребята, ответьте на вопросы:
- Почему Света не увидела лета?
- Что имела в виду её мама?
- А вы слышали такое выражение?
- Что оно обозначает? Очень быстро что – то наступит.
- Что поймет иностранец, если будет дословно переводить это предложение?
В русском языке много устойчивых выражений и оборотов, свойственных только этому языку. Если их дословно перевести на другой язык – смысл будет потерян. Называются они фразеологизмы.
Прочитайте стихотворение. Какие фразеологизмы вы найдете?
Глеб у доски повесил нос,
Краснеет до корней волос.
Он в этот час, как говорится,
Готов сквозь землю провалиться.
О чем же думал он вчера,
Когда баклуши бил с утра?
- Попробуйте объяснить значение этих фразеологизмов.
Ответы детей.
- А теперь воспользуемся словарем и найдем грамотные объяснения.
( Работа идет по Большому фразеологическому словарю для детей. М…: ОЛМА Медиа Групп, 2010). Дети читают историю возникновения этих выражений. Учитель обращает внимание на слово «баклуши», которое ребятам незнакомо.
/ Баклуша – деревянная чурка, из которой раньше делали ложки, плошки и другую посуду. Расколоть полено на чурки считалось пустяковым занятием. Постепенно смысл изменился. Бить баклуши стало означать – бездельничать./
- Спишите первые две строчки стихотворения. Подчеркните изученные орфограммы.
3. Работа по теме урока.
- Русский язык чрезвычайно богат фразеологическими оборотами. Мы их употребляем, не задумываясь над их происхождением. А ведь в них отразилась история нашего народа. Давайте попробуем объяснить некоторые фразеологизмы. Почему так стали говорить? Ведь это очень интересно.
Представьте себе Россию, какой она была триста лет назад. Тогда и люди выглядели иначе, и одежда их, и внешний вид были иными…
За домом, едва пожелтела трава,
Два брата рубили дрова.
Один это делал спустя рукава,
Другой – засучив рукава.
- Эти крылатые выражения появились в те далекие времена, когда русские носили одежду с очень длинными рукавами: у мужчин они достигали 95 см, а у женщин – 135 см. Попробуйте поработать с такими рукавами – будет неудобно. Чтобы работа спорилась, рукава надо было засучить. Кто работал лениво, нехотя, про тех говорили, что они работают спустя рукава.
Мы часто говорим «остаться с носом» (потерпеть неудачу), «оставить с носом» (обмануть). Однако не все знают, что нос в этом выражении не имеет ничего общего с частью лица.
По древнему обычаю жених приносил родителям невесты нос, т.е. подарок, выкуп. Если жениху отказывали, то он оставался с носом.
4. Самостоятельная работа.
Детям раздаются карточки с частями фразеологизмов. Надо поободрать к фразеологизму объяснение его значения.
За тридевять земель | Наделать глупостей, ошибок |
Бить баклуши | Перекусить |
Бросать слова на ветер | Далеко |
Водить за нос | Говорить впустую |
Зарубить на носу | Мешать |
Наломать дров | Бездельничать |
Вставлять палки в колеса | Обманывать |
Заморить червячка | Запомнить очень крепко |
Проверка.
5. Рефлексия
- Что я узнал на уроке?
- Чему я научился?
- Что у меня вызывало трудности?
Самооценка.
- Ребята, а можно ли эти устойчивые выражения дословно перевести на иностранный язык? Нет.
- А давайте мы с вами сделаем проект на тему «Самые известные фразеологизмы».
Домашнее задание.
Записать в тетрадь 5 фразеологизмов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по русскому языку. Использование здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка. «Сравниваем части речи: имя существительное и имя прилагательное»
Урок - закрепление и обобщение знаний об имени существительном и имении прилагательном....
Русский язык. Конспект урока по русскому языку в 1 классе "Русский алфавит, или азбука".
Открытый урок по русскому языку в 1 классе "Русский алфавит, или азбука"...
Конспект урока по русскому языку на тему: " Вводный урок по курсу русского языка" 1 класс
Конспект урока по русскому языку на тему: " Вводный урок по курсу русского языка" 1 класс...
План - конспект урока по русскому языку (3 класс) . Открытый урок по русскому языку по теме "Двойные согласные"
Авторская разработка урока русского языка в 3 классе на тему "Двойные согласные" по учебнику С.В. Ивановой....
Конспект урока по русскому языку "Формирование чувства уважения к русскому языку, гордости за русский язык" 2 класс (УМК "Школа России")
Цели деятельности учителя: уточнение представления об имени прилагательном, как о части речи; формирование умений находить имена прилагательные в предложениях и тексте; установление связи имени прилаг...
Конспект урока по русскому языку (Русский язык. Учебник для 3 класса. Авторы: В.П. Канакина, В.Г. Горецкий) Тема: «Значение и употребление имён прилагательных в речи»(1 урок).
Конспект урока русского языка в 3 классе (УМК "Школа России") на тему "Значение и употребление имен прилагательных в речи" ....
Урок русского языка «Безударные гласные в корне слова» план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему
Урок по теме «Безударные гласные в корне слова" по учебнику А.В. Поляковой....