Формы, методы, методические приемы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Приемы контроля |
осуществляемые действия | формируемые умения |
I. Мотивирование к учебной деятельности. (Организационный момент) |
Фронтальная. Словесный. Слово учителя | Приветствие учащихся. – Торопимся мы на урок, Будут знания нам впрок. Будем руки поднимать, Четко, бойко отвечать! – Проверим готовность к уроку. – Ребята на каждом уроке мы с вами убеждаемся, что русский язык интересен, красив и сложен. Вот и сегодня постараемся помочь друг другу открыть для себя ещё один секрет русского языка. Повернитесь друг к другу, улыбнитесь. Только с хорошим настроением мы преодолеем все задачи, поставленные на уроке. – Как вы его понимаете? Что нужно делать, если хочешь получать новые знания? (Трудиться, работать самому.) – Зачем нужны знания? (Чтобы быть умным, образованным.) На партах у вас лежат листы для самоконтроля со смайликами. Выберите и раскрасьте, с каким настроением вы пришли на урок. - Начнём с повторения знаний, которые нам помогут узнать новое. | Вместе с учителем обмениваются друг с другом словами — эмоциональный настрой на урок. Дети раскрашивают своё настроение смайликом | Личностные: Формировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности |
|
II. Чистописание |
Фронтальная работа. Работа по чистописанию. | Урок русского языка начнём с минутки чистописания. — Откройте тетради, положите правильно перед собой. Запишите число и классная работа. — А отправимся мы за знаниями вместе с Вовкой из Тридевятого царства, который отправился к Двоим из ларца одинаковых с лица. — Что ждал от встречи Вовка? — Вот и сейчас Вовка пришел за помощью. Поможем? — На экране: бб вв гг дд — Что вы можете сказать о буквах? (Все согласные, строчные, расположены по алфавиту) — Назовите три основных признака согласных звуков. -Определите закономерность написания букв. (Каждая буква соединяется с точно такой же, как буквы-близнецы) — Можно ли сказать, что это слоги? — Ваши глазки сейчас внимательно смотрят за мной, а руки повторяют в воздухе. -Запишите буквы очень аккуратно на строке в тетрадь. — Оцените самостоятельно свою работу в листах самоконтроля, во второй строке. | Выполняют задание по чистописанию, отвечают на вопросы. — Он хотел все сразу. Чтобы за него всё сделали. Да 1. Произносятся и шумом или с шумом и голосом. 2. При произнесении воздух встречает преграду. 3. Только вместе с гласным образуют слог. — Нет, состоят из двух согласных, а должен быть гласный. | Познавательные: осознанно строят речевое высказывание в устной форме о согласных звуках. Предметные: Различать звуки и буквы; характеризовать согласные звуки русского языка; знать последовательность букв в русском алфавите. | Устные ответы, записи в тетради
Листы самоконтроля |
III. Актуализация опорных знаний |
Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала. | Словарная работа. Игра «Вставь букву» Слайд 1 П.суда, с.бака, .дежда, к.рова, м.роз, кла.., ру..кий. - Найдите слова, которые отличаются от других. Чем? Оцените свою работу в игре и раскрасьте смайлик. | Словарные. Лишнее слово – класс, русский т. к. 1 слог, отвечает на вопрос что?, пропущена согласная буква. В орфографическом словаре 1.Класс — комната для занятий в школе. 2.Класс — группа учеников, обучающихся совместно в школе. 3.Класс- это когда тебе все нравиться.
| Предметные: определять из предложенных заданий слова с удвоенными согласными, объясняют правильность написания. Познавательные: проводить сравнение слов; осуществлять поиск необходимой информации для решения поставленной задачи (работа со словарем) Личностные: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу Познавательные: использовать знако-символические средства для решения задач. | Оценивание работы в листе самоконтроля. |
VI. Формулирование проблемы, планирование деятельности. Поиск решения (открытие нового знания, формулирование правила (определения) |
Практическая. Фронтальная. Словесный. Беседа | - Давайте вернёмся к минутке чистописания. Как вы думаете, случайно ли я вам подобрала именно эти буквы? ( На чистописании писали удвоенные согласные) — Догадались ли вы, какая тема нашего урока? Посмотрите на экран. Слайд 2 Назовите предметы. Что объединяет эти слова? — Что вы сегодня хотите узнать о словах с удвоенными согласными? — А для чего нам нужны все эти знания? Где мы их можем применить? Приём «Верите ли вы?» (Приложение 3) 1.В русском языке нет слов с удвоенными согласными. НЕТ 2.Удвоенные согласные могут быть в конце слова? ДА 3.Удвоенные согласные могут быть в середине слова? ДА 4.Удвоенные согласные могут быть в начале слова? Да (например, ссора) 5. В русском языке много слов с удвоенными согласными? ДА
| Отвечают на вопросы. Заполняют таблицу (+, -) | Познавательные УУД Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов. . На основе анализа объектов делать выводы. Регулятивные УУД 1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника, доски, дополнительной литературы. Коммуникативные УУД: Оформлять свои мысли в устной форме и письменной форме. 4. Умение работать в паре. |
Работа с таблицей с целью осознания своего незнания. Заполнение листа самоконтроля |
V. Самоопределение к деятельности |
Практическая. Фронтальная. Словесный. Беседа | - Давайте проверим, верно, ли мы сформулировали тему урока? - Откройте учебник на стр. 117. - Объясните значение слова «удвоенные». (Две одинаковые буквы рядом) - Отталкиваясь от темы урока, сформулируйте цели, опираясь на опорные слова Слайд 3. •Познакомиться…со словами с удвоенной согласной •Научиться…правильно, писать эти слова •Повторить…правило переноса слов с удвоенной согласной - Да, мы попытаемся разобраться с этими непростыми словами, узнаем, как можно больше слов.
|
Отвечают на вопросы
Работают в тетради. Записывают отгадки, подчеркивают удвоенную согласную, запоминают их написание.
| Познавательные УУД На основе анализа объектов делать выводы. Регулятивные УУД 1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника, доски, дополнительной литературы. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план). Коммуникативные УУД: Оформлять свои мысли в устной форме и письменной форме. |
|
VI. Физкультминутка для глаз |
VII. Работа по теме урока |
Индивидуальная. Практический. Письмо Фронтальная. Словесный. Беседа | 1)-В русском языке много слов с удвоенными согласными. Слайд 4 -17 — Отгадайте загадки и подчеркните удвоенные согласные. — Постарайтесь запомнить написание слов. -Прочитаем слова. - А теперь закройте одну букву, прочитайте слово. Что изменилось? -Как произносятся звуки? - Сделаем вывод. (На месте удвоенных согласных звук долгий, он тянется, поэтому в слове пишется удвоенная согласная) | Работают в тетради. Записывают отгадки, подчеркивают удвоенную согласную, запоминают их написание.
| Познавательные: расширяют словарный запас, научатся наблюдать за написанием и произношением слов с удвоенными согласными Регулятивные: воспринимают и сохраняют учебную задачу, планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей. | Взаимопроверка словарных слов |
Фронтальная. Словесный. Практическая работа. | 1. Работа со словарем. — Откройте орфографический словарь в учебнике на стр. 136, найдите слова с удвоенной согласной. -С каким словом мы еще не знакомы? — Запишите это слово с абзаца, подчеркните удвоенную согласную и придумаем еще несколько однокоренных слов. Суббота (делим на слоги делаем транскрипцию) Какое из этих слов является многозначным? — Что обозначает это слово? — Составьте устно предложение со словом суббота |
| Познавательные: расширяют словарный запас, научатся наблюдать за написанием и произношением слов с удвоенными согласными Регулятивные: воспринимают и сохраняют учебную задачу, планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей. | Самопроверка |
VIII. Физкультминутка |
Фронтальная, самостоятельная Словесный, наглядный, практический. Чтение, беседа, письмо | 2) Работа по учебнику. Упр. 188 - Прочитайте слова. Что обозначает каждое слово? Аппетит – желание есть. Вожжи – часть упряжи, ремни, веревки с 2 сторон прикрепленные к удилам для управления лошадью. Доллар – денежная единица США. Касса – аппарат, на котором отпечатываются талоны с указанием полученной суммы, а также место, где находиться этот аппарат. Килограмм – единица массы равная 1000 грамм. Профессия – основной род занятий, трудовой деятельности. Ссора – состояние взаимной вражды. Тонна – единица массы равна 1000 кг -Спишите слова, подчеркните удвоенные согласные. - Обменяйтесь тетрадями, проверьте работу соседа. Оцените работу знаками (!, +,- ) - Можно ли слова с удвоенными согласными тоже назвать словарными? Почему? (Их написание нужно запомнить или посмотреть в орфографическом словаре) | Под руководством учителя выполняют упражнение, ведут диалог с учителем и другими учениками.
| Предметные: Находить удвоенные согласные, объясняют правильность написания. Познавательные: проводить сравнение слов; осуществлять поиск необходимой информации для решения поставленной задачи (работа со словарем) Личностные: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу Познавательные: использовать знако-символические средства для решения задач. | Обмениваются тетрадями, проверяют работу соседа. Оценивают работу знаками (!, +,- ) |
IX. Работа по теме урока. |
Групповая Фронтальная Самостоятельная (дифференцированная | 1)Работа в группах: игра “Подбери слова” (из конверта достаются карточки с удвоенными буквами). Бб, лл, мм, жж, сс, нн. Скоро Новый год! Слайд 19. Нарядим ёлочку. -Мы должны решить ещё одну учебную задачу. - Как разделить слова с удвоенной согласной для переноса? Какие у вас есть предположения? (Слова для переноса делятся на слоги. Одну согласную букву оставляем на строке, а другую переносим) Выполняют в группах (в тетрадях). Повторяют вывод 2) Составление памятки. – вспомнить всё, что знаем о двойных согласных и создать памятку, которая будет нам в дальнейшем помогать. (На листах у детей написана тема «Двойные согласные» и даны фразы). Подчеркните те фразы, которые соответствуют теме нашего урока. (Приложение 1) № Вопрос 1 чтобы проверить безударную гласную, надо подобрать однокоренное слово или изменить слово так, чтобы безударная стала ударной. 2 проверяй ударением 3 измени слова так, чтобы после согласной стояла гласная 4 надо чтобы после согласной стояли р, л, м, н, й 5 одну букву переносить нельзя 6 делим по слогам 7 при переносе одну букву оставляем, другую переносим 8 когда слышится долгий согласный звук, пишутся две буквы 9 пишутся в корне 10 на стыке приставки и корня 11 в суффиксах 12 на стыке корня и суффикса | Дети работают в группах и придумывают как можно больше слов.
Запись новых слов с делением для переноса.
Дети в группах выбирают подходящие фразы, подчеркивают их.
| Познавательные: расширяют словарный запас, научатся наблюдать за написанием и произношением слов с удвоенными согласными и определять способ переноса с удвоенными согласными; Регулятивные: воспринимают и сохраняют учебную задачу, планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей. Коммуникативные: обмениваются мнениями, понимают возможность существования различных точек зрения. | Оценка: зелёный карточка(правильно), красная карточка (неверно).
|
Самостоятельная работа по выбору с самопроверкой по эталону. | 3) Самостоятельная работа по выбору с самопроверкой по эталону. - Чтобы каждый из вас проверил себя, как научился переносить слова с удвоенными согласными, сейчас самостоятельно выполните задание по вашему выбору. 1 задание — спиши слова, разделяя чёрточкой для переноса, предлагают вам Двое из ларца на желтых карточках.(Приложение 2) Масса сумма., группа, 2 задание труднее – спиши только те слова, которые переносить нельзя. Это задание предлагают вам Двое из ларца на зеленых карточках. Суббота, грипп, Россия, кросс, класс. - Каждый из вас выбирает только одно задание и выполняет. Проверка Слайд 20 - Встаньте ребята, которые выполняли 1 задание. Проверьте по образцу и оцените работу по критериям. справился сомневался нужно ещё потренироваться Встаньте ребята, которые выполняли 2 задание. Проверьте по эталону и оцените работу. -Почему эти слова переносить нельзя? (1 слог) - У кого есть ошибки, не расстраивайтесь. Какую себе поставите задачу? (Больше тренироваться в выполнении таких заданий) |
Самостоятельная работа Дифференцированное задание | Познавательные УУД: Выявлять сущность, особенности объектов. На основе анализа объектов делать выводы. Обобщать и классифицировать по признакам. Регулятивные УУД: Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. Коммуникативные УУД: Развиваем умение слушать и понимать других. |
Проверка по эталону |
Графический диктант. | 4. Включение в систему знаний и повторение. - Сейчас вы напишете графический диктант «Плюс-минус». Знаком «+» обозначьте слова, которые можно перенести, а знаком «-» те, которые нельзя перенести. Слайд 21 Упражнение в каких словах надо писать удвоенные согласные Слайд 22 Сам. работа Аллея, алый, сумма, сумка, хоккеист, иллюминатор, коллекция, котлета. Слайд 23 проверка (+, -, + , - ,+ , + , +, -) Дополнительные упражнения Слайды 24-25 |
| Познавательные УУД Выявлять сущность, особенности объектов. На основе анализа объектов делать выводы. Обобщать и классифицировать по признакам. Регулятивные УУД Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
| Проверка на экране Самооценка. |
X. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности на уроке. |
| - С какой новой орфограммой мы сегодня познакомились? — Вспомним, какую цель мы с вами ставили на уроке. — Поднимите руки ребята, которые научились переносить слова с удвоенной согласной. — Вернитесь к таблице «Верю – не верю». Проверим сейчас правильность наших решений. — Посмотрите на свои маршрутные листы. Посчитайте сколько смайликов в каждом столбике. Кто набрал 7 и 6 смайликов похвалите себя. Молодцы! Закончите: Я – знаю… Я — запомнил … Я — смог… — Вовка очень рад, что попал сегодня к нам на урок. Он понял, если не можешь сделать один – сделаем все вместе. Спасибо за урок! Выставление оценок за урок. |
|
|
|
XI. Домашнее задание. Запомнить правило переноса слов. Упр.190. Учитель даёт краткие пояснения к выполнению. |