Конспект урока по русскому языку "Обозначение мягкости согласных на письме гласными буквами: Е,Ё,Ю,Я,И и ь."
план-конспект урока (3 класс) на тему
Конспект урока по русскому языку для обучающихся 3 класса школы VIII вида
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka.docx | 44.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Учебный предмет | Русский язык |
Класс. Учитель | 3 класс. Евилина О.В. |
Тип урока | |
Тема урока | Обозначение мягкости согласных на письме гласными буквами: Е,Ё,Ю,Я,И и ь. |
Цель урока | Формировать умение обозначать на письме мягкость согласных гласными буквами : Е,Ё,Ю,Я,И и ь. |
Задачи: | образовательная: совершенствовать знания о гласных звуках и согласных; показать роль гласных букв в слове; провести наблюдение над смыслоразличительной функцией гласных в слове; развивающая: развитие и совершенствование грамматического строя речи, связной устной и письменной речи, зрительной и слуховой памяти; развитие умения ставить и решать проблемы; выявлять главное; доказывать, объяснять, анализировать, сравнивать; развивать фонематический слух детей (умение различать твёрдые и мягкие согласные в слове), развивать орфографически грамотное письмо (обозначение мягкости согласных на письме). воспитательная: воспитание желания учиться и делать открытия; воспитание чувства взаимопомощи при работе в парах. Сохранять и укреплять здоровье. |
Планируемые результаты: | Предметные научатся: различать в слове гласные и согласные звуки по их признакам; соотносить количество звуков и букв; правильно произносить гласные и согласные звуки; записывать слоги, слова с мягкими и твёрдыми согласными. опираясь на знания о гласных е,ё,я,ю,и и ь , анализировать слова с целью выделения в них гласных звуков, мягких и твёрдых согласных; Получат возможность: Познавательные - развивать умение анализировать, сравнивать для решения познавательной задачи; - в сотрудничестве с учителем формулировать цель урока; - работать над формированием умений выполнения действий по образцу; Регулятивные: - развивать умение обучающегося контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания; - адекватно воспринимать оценку учителя по результатам своей работы на уроке. Коммуникативные: - уметь слушать учителя, отвечать на вопросы; формировать умение работать в группах, слушать и слышать товарища: - помочь учащемуся в аргументации своего мнения. Личностные: - сформировать мотивационную основу учебной деятельности, положительное отношение к уроку; - следовать установке на здоровый образ жизни и её реализации в реальном поведении; - способствовать проявлению самостоятельности в разных видах детской деятельности. |
Методы обучения: | объяснительно - иллюстративный метод (с использованием ТСО),частично-поисковый, практический, игровой, словесный. |
Формы работы: | фронтальная, парная, индивидуальная |
Оборудование: | проектор, интерактивная доска, ноутбук; презентация, тетрадь, разноуровневые карточки, раздаточный материал для работы в парах, магнитная доска, карточка для рефлексии. |
Организационная структура урока
Этап урока Время | Цель | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы | Универсальные учебные действия |
1мин | Проверка готовности обучающихся, их настроя на работу | Проверяю готовность к уроку, создаю эмоциональный настрой на изучение нового Оформление тетради. План урока 1.Повторяем. Вспоминаем. 2.Изучаем новое. 3.Упражняемся. Закрепляем. Применяем знания в новых условиях. | Проверяют готовность к уроку, создают эмоциональный настрой на изучение нового материала 15 декабря. Классная работа. | Ф | Личностные: - формирование положительного отношения к процессу познания. Регулятивные: - нацеливание на успешную деятельность; - организация своего рабочего места. |
5мин | Подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока. | - Чем обозначаются звуки на письме? - На какие две группы делятся все звуки? - Какую работу выполняют гласные звуки? - А как вы определяете твёрдый или мягкий звук обозначает согласная буква? Чтобы вспомнить, какие гласные указывают на мягкость, а какие на твёрдость, я предлагаю вам игру «Угадайка»: Слайд 1 и ы у й е а о я ю э ё - Какие буквы написаны? - На какие 2 группы их можно разделить? - Какие гласные указывают на твёрдость согласных? - Какие гласные указывают на мягкость? Выпишите эти гласные. Проверка. - А как вы думаете, какой буквы обозначающей мягкость согласных, здесь нет? | Буквами. Гласные и согласные. Обозначают гласный звук, указывают на твёрдость и мягкость согласных По гласным буквам, которые стоят после них Гласные. Гласные указывающие на твёрдость (мягкость) согласного Е,Ё,Ю,Я,И Ь | Ф | Личностные: -осознают свои возможности в учении; -способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием. Познавательные: общеучебные - извлекают необходимую информацию из рассказа учителя; логические - дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о изучаемом предмете. Коммуникативные: обмениваются мнениями, слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания |
4мин | Формулирование темы | Для чего нам понадобились знания о гласных? Особенно, гласные, которые указывают на мягкость согласных? Слайд 2 Будем учиться различать мягкие согласные в словах и обозначать их с помощью гласных е.ё,я, ю, и и ь. | Ученики отвечают на вопрос. Будем обозначать мягкость согласных звуков на письме гласными буквами: Е,Ё,Ю,Я,И Ь
| Ф | Познавательные: общеучебные - осознанно строят речевое высказывание в устной форме о гласных буквах и звуках; логические - осуществляют поиск необходимой информации. Коммуникативные: обмениваются мнениями, слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания. |
10 мин | Подведение детей к самостоятельному выводу | Чистописание и изучение словарных слов. Загадка. Дом для книг, тетрадей и пенала.(ранец, портфель) Слайд 3 Что это? Чем отличаются? Прочитай слова. Почему это слово попало в словарь? Почему написание надо запомнить? Нарисуй ранец. Нарисуй портфель. Подпиши рисунки. Поставь ударение. Подчеркни безударную гласную. Заполни портфель буквой о. Заполни ранец буквой е. Составим предложение со словом портфель, со словом ранец. -Дадим частичную характеристику звуков в слове портфель -Сколько гласных? -Сколько слогов? Дадим характеристику звуку «л» звонкий . мягкий. Почему? -«ф» глухой мягкий. -Как узнали? - Посчитаем буквы? 8 - Посчитаем звуки? 7 - Почему? -Определи в этом слове портфель мягкий согласный. - Обозначь зелёным карандашом. Вывод. Продолжим наблюдение за согласными Прочитайте на доске слова: Май, нос, диво. лук , мяч, нёс, мэр люк, метр, дым. Все ли значения понятны? мэр (глава администрации, глава исполнительной власти, должность) диво ( чудо) Я объединила в пару май- мяч. По какому признаку? Запишем 1 пару Что общего в парах слов? Чем они отличаются? От чего зависят мягкость и твердость согласных? Какие буквы обозначают мягкость согласных звуков? - Сформулируйте вывод об обозначении мягкости-твёрдости согласных Запишем 2 пару Запишите следующие пары самостоятельно. - Подчеркните согласную букву, которая произносится мягко зелёным цветом. -Какие гласные указывают на мягкость? - Какая ещё буква обозначает мягкость согласного звука? (Ь ) Запишите слово с мягким знаком. - Проверяем, кто выполнил без ошибок. Итог | Выполняют задание по чистописанию и изучают новые словарные слова. Дети отгадывают загадки и отвечают на вопросы.
Рисуют ранец, портфель. Подписывают, ставят ударение, подчёркивают безударную гласную Записывают гласную о,е. Составляют и записывают предложение.(Французов, Зинков списывает с карточки) Определяют мягкие согласные. Отвечают на вопросы. Мягкость согласных звуков на письме обозначила гласная буква Е и ь. Читают слова Объединяют парами Май- мяч Первые буквы. Произносятся твёрдо и мягко. Ученик у доски, другие самостоятельно. Самостоятельно выполняют 3 пары слов. Отвечают на вопросы: Приводят пример слов с Ь. (Французов, Зинков, Скобелева списывает с карточки) | Ф Ф.И. | Регулятивные: осуществляют пошаговый контроль своих действий, ориентируясь на показ учителя. Познавательные: общеучебные - извлекают необходимую информацию из рассказа учителя, из собственного опыта; логические - осуществляют поиск необходимой информации. Регулятивные: действуют с учетом выделенных учителем ориентиров, адекватно воспринимают оценку учителя. Коммуникативные: обмениваются мнениями, слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания. |
Физминутка 2мин | Реснички опускаются... Глазки закрываются... Мы спокойно отдыхаем... Сном волшебным засыпаем... Дышится ровно... глубоко... Раз, два, три, четыре. пять Но пора уже вставать! ( Дети встают) Крепче кулачки сжимаем! Их повыше поднимаем! Потянулись! Все встряхнулись(попрыгали) Улыбнулись! Окончательно проснулись. | Регулятивные: - проговаривание последовательности производимых действий. Личностные: - установка на здоровый образ жизни. | |||
2 мин | Развитие умения распозна-вать слоги с мягкими согласным | - Я читаю слова, а вы выпишите слоги, с мягким согласным звуком. КонИ, лЮстра, вёдра, полЯ, дЕтИ, мЕтла. Добавьте свои слоги. Проверка. Слайд | Записывают под диктовку: ни,лю,вё,ля,де,ти, ме. | Ф.И | Регулятивные: действуют с учетом выделенных учителем ориентиров, адекватно воспринимают оценку учителя, ориентируются в тетради. |
| Научиться .анализировать, обобщать и усваивать материал | Задание.(работа в парах) Нужно разложить овощи в две корзины. В первую положим те, в названиях которых слышно какие-либо мягкие звуки, во вторую те, в названиях которых все согласные звуки твёрдые. Свёкла, репа, баклажан, капуста, лук, помидор, тыква, огурец. Слайд Проверка (на интерактивной доске 2 ошибки.) Запишите в тетрадь в два столбика. (Задание: красным карандашом подчеркни гласную, которая указывает на мягкость согласного и мягкий согласный зелёным карандашом. )
| Ученики обсуждают в парах и на парте раскладывают в корзины. Ученики исправляют (перетаскивают овощи) 1столбик-слова с мягким согласным. 2столбик – слова с твёрдыми согласными. (Французову, Скобелевой, Зинкову карточка со словами) | П | Коммуникативные: - умение работать в парах, делегировать полномочия, распределять роли, владение монологической и диалогической формами речи; Познавательные: - самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. Личностные: - ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях; - умение выделить нравственный аспект поведения; - готовность к сотрудничеству и дружбе; Регулятивные: - умение взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности, формирование установки на поиск способов разрешения трудностей. |
Физминутка 2мин | Упражнения для снятия усталости | ||||
5 мин | Выявление границ применимости нового знания | Слайд Вставь в предложении нужное слово, в котором будет хотя бы 1 мягкий согласный. Выдели его зелёным карандашом. Почему он мягкий? Мама купила в магазине…. У Эдика в портфеле лежит…… Проверка. Итог | Ученики выполняют работу самостоятельно | И | Коммуникативные: - умение работать в статичных и мигрирующих группах, делегировать полномочия, распределять роли, владение монологической и диалогической формами речи; Познавательные: - самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. Личностные: - ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях; - умение выделить нравственный аспект поведения; - готовность к сотрудничеству и дружбе; Регулятивные: - умение взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности, формирование установки на поиск способов разрешения трудностей. |
Домашнее задание 2мин | Подведение итогов. | Домашнее задание с 95 упр.20. Сильной группе карточка.(Власов, Цуварева, Павлова) Запишите заглавие и текст. Отметьте буквы на месте | Читают задание. Разбирают. Записывают. | Ф. | Личностные: - проявление самостоятельности; - участие в учебном процессе. Коммуникативные: - умение слушать и слышать. |
2мин. | Соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом, фиксация | Беседа по вопросам. Какую задачу ставили? Удалось решить поставленную задачу? Какие функции выполняют буквы е,ё,ю,и я, ь? Оцените свою работу на уроке. | Отвечают на вопросы. Оценивают точками на мишени. | Ф.И | Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по русскому языку (обучение грамоте письмо).Строчная буква ф .1 класс УМК ПНШ
Урок разработан на основе ФГОС нового поколения с формированием УУД у обучающихся....
Открытый урок по русскому языку. Тема: Обозначение ударного гласного буквой на письме.
Конспект составлен по прогрпмме "Школа России" 1 класс...
Конспект урока по русскому языку (обучение грамоте, письмо)Тема урока: Строчная буква ф.
Место урока в теме :76 урок в теме «Основной звуко-буквенный период»Тип урока : открытие новых знаний.Цель и ожидаемый результат (для учителя):1.Организовать деятельность детей на ознакомление с напис...
Конспект урока по русскому языку (обучение грамоте, письмо)Тема урока: Строчная буква ф.
Место урока в теме :76 урок в теме «Основной звуко-буквенный период»Тип урока : открытие новых знаний.Цель и ожидаемый результат (для учителя):1.Организовать деятельность детей на ознакомление с напис...
Конспект урока по русскому языку Тема: Обозначение ударного гласного буквой на письме
Тема: Обозначение ударного гласного буквой на письмеЦели: развивать умение сравнивать гласные в ударных и безударных слогах; познакомить с памяткой для определения ударного и безударного гласного звук...
Конспект урока на тему: «Обозначение мягкости на письме гласными и ь». (УМК "Школа России" 1 класс)
Обобщение знания об обозначении на письме мягкости согласных букв гласными буквами и мягким знаком....
Конспект урока по русскому языку с презентацией «Письмо строчной буквы ш»
Конспект урока по русскому языку с презентацией «Письмо строчной буквы ш»...