Этап урока | Решаемая задача | Деятельность учителя | Деятельность учеников |
Мотивация к учебной деятельности | Создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебный процесс | Начинаем урок. Вас ждут удивительные открытия. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь и пожелайте друг другу успехов. | Приветствуют друг друга |
Актуализация знаний
| Организовать актуализацию изученных способов действий, достаточных для проблемного изложения нового знания | Для урока я приготовила пословицы, прочитайте их. Выберите пословицу, которую вы хотите сделать девизом урока и запишите её в тетрадь. - С книгой поведешься, ума наберешься.
- Учить - ум точить.
- Сделали дело – гуляем смело!
- Незнайка лежит, а знайка далеко бежит.
- Одному всей премудрости не пройти.
Прочитайте свои девизы. Я вижу, вы серьёзно настроены на урок. Приступим. Однажды, у одного господина корреспондент взял интервью. Послушайте его и догадайтесь, кто этот господин. - Кор.: Что вы больше всего любите делать?
- Часть речи: Люблю действовать!
- Кор.: Что вы больше всего не любите?
- Часть речи: Не люблю предлоги и частицу НЕ!
- Кор.: Какими необыкновенными талантами обладаете?
- Часть речи: Могу путешествовать во времени!
Кто же этот господин? Верно - это глагол, наш знакомый незнакомец. Почему я его так назвала? | Читают пословицы и записывают девиз урока в тетрадь
Слушают, анализируют
Это глагол
Мы не всё знаем о глаголах |
Проблемная ситуация.
Выявление места и причины затруднения.
| Создание условий для проявления познавательной активности учащихся | Вернемся к пословицам. Выпишите глаголы из пословиц. Укажите форму времени.
Что же у вас получилось? У всех глаголов смогли определить время? В чем возникло затруднение?
| Один ученик у доски: поведешься (б.в.), наберешься (б.в.), учить (?), точить(?), сделали (п.в.), гуляем(н.в.), лежит(н.в.), бежит(н.в.), пройти (?)
Не у всех глаголов можем определить время и число |
Определение темы и цели урока
| Сформулировать и согласовать тему и цель урока | Что сегодня вы будете исследовать?
А как бы вы назвали форму глагола, у которого нельзя определить время и число? Сформулируйте тему нашего урока На доске тема: Неопределенная форма глагола (начальная форма, инфинитив)
Какую цель перед собой поставите?
| Глаголы, у которых нельзя определить время и число.
Неопределенная форма глагола
Узнать, чем неопределенная форма глагола отличается от других глаголов. Почему неопределённую форму глагола так назвали? На какие вопросы отвечает? Особенности неопределённой формы глагола.
|
Поиск выхода из проблемной ситуации Практическая работа в группах.
| Организовать исследовательскую работу детей, чтобы они сами нашли решение проблемы урока и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях | Чтобы это узнать, выполните исследовательскую работу. Работать будете в группах. ( Назначить ответственных). Работать будете по плану: План. - Прочитайте текст.
- Определите время выделенных глаголов.
- На какие вопросы они отвечают?
- Какие суффиксы в этих словах повторяются?
- Заполните таблицу. Сделайте вывод.
Результаты вашего исследования запишите в исследовательскую карточку, которая станет для вас памяткой. Текст карточки Трудно найти в лесу дикое животное. Зверя можно узнать по следам. Лучше всего читать следы зверей на свежем снегу. Следы зайца трудно спутать со следами других зверей. Надо беречь природу!
Неопределённая форма глагола (начальная форма глагола, инфинитив) | 1.Почему так называется? | ________________ ________________ ________________ | 2. Глаголы неопределённой формы отвечают на вопросы | _________________,___________________
| 3.Глаголы неопределённой формы имеют суффиксы | _________________ |
Где можем проверить свои выводы?
Какое затруднение было в начале урока?
Смогли вы преодолеть затруднение? |
Изучают план
Работа групп. Читают текст, анализируют выделенные глаголы, заполняют таблицу
Ответы детей по заданному плану с опорой на карточку
Вывод: глагол имеет начальную форму. Н.Ф. не изменяется. Отвечает на вопросы что делать? Что сделать? И образуется при помощи суффиксов –ть, -ти,чь
В учебнике. Читают рубрику «Тайны языка» Не смогли определить форму глагола Да, смогли |
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи | Организовать усвоение детьми нового способа действий | Игра «Кто самый внимательный?» Хлопаем, если услышите глагол неопределённой формы: Решать, решает, решить, красить, кровать, закрасить, привезти, кости, везти, стеречь, ночь, бросал, испечь На какие две группы можно разделить глаголы неопределенной формы?
От чего это будет зависеть вид глагола?
Выделите суффиксы |
Глаголы совершенного и несовершенного вида
От вопроса Что делать? Что сделать? Несовер.вид Соверш. вид Решать решить Красить закрасить везти привезти Стеречь испечь
|
Физ. пауза
|
| Раз сегодня говорим о глаголах, то и физкультурная пауза будет связана с этой частью речи. - Как надо ходить? (Вот так)
- Как плыть?
- Как бежать?
- Как шалить?
- Как жить?
- Как сидеть?
Назовите глаголы, которые встретились в тексте физкультминутки? Что можете сказать об этих глаголах? |
Выполняют действия
Это глаголы неопределенной формы |
Включение в систему знаний |
| Прочитайте текст. (на слайде) О чем говориться в тексте?
Списать текст. Глаголы, данные в скобках, заменить глаголами неопределённой формы. Подчеркнуть глаголы, выделить суффиксы. Полезные советы. Важно (берегу) своё здоровье. Утром нужно (делаю) зарядку. Упражнения (выполняю) медленно. Между ними (делаю) небольшие паузы для отдыха. Нельзя (задерживаю) дыхание, надо (дышу) ровно, спокойно. Зарядку нужно (делаю) при открытой форточке.
Сделайте вывод. |
В тексте говорится о том, как сохранять свое здоровье
Записывают в тетрадь с комментированием
Глаголы неопределенной формы имеют суффиксы ть, ти,чь |
Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу
| Организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия. | Самостоятельная работа: задания по выбору - Учебник стр. 101 упр.3
- Карточка « Замените фразеологизмы глаголами»
Определитесь, какое задание вам выполнить под силу и начинайте Упр.№3. Запиши начальную форму глаголов. Обозначь суффиксы: 1) играют, играешь, играл - … и т.д. Карточка. Зарубить на носу-_____________________________ Пропустить мимо ушей-___________________________ Делать из мухи слона-____________________________ Водить за нос-____________________________________ Держать язык за зубами-_____________________________ Дать слово-_____________________________________ Вставлять палки в колёса _______________________
Самопроверка: проверьте свою работу по образцу (слайд) Если работа выполнена правильно, то поставьте «+», если – нет, то «?». Кто справился с заданием? Кто допустил ошибки? В чем причина ваших ошибок? | Выполняют задания по выбору |
Проектная работа | Структуировать полученные знания | Создадим мини проект: памятку по русскому языку. Используя лист бумаги, картинки, создайте проект по теме: «Неопределенная форма глагола!» Какая цель вашего проекта? Определите содержание проекта. Что вы разместите на своем плакате? После завершения работы, проведем защиту проекта
|
Закрепить свои знания по новой теме
Защита проектов (1-3 человека) |
Итог урока. Рефлексия деятельности | Выделение и осознание учащимися того, что усвоено на уроке, осознание качества и уровня усвоенного | Какую цель вы ставили перед собой?
Достигли ли вы цели? Остались ли у вас трудности? Оцените свою работу на уроке? (смайлик-колобок) Дайте эмоциональную оценку своей работе на уроке. | Узнать, чем неопределенная форма глагола отличается от других глаголов. Почему неопределённую форму глагола так назвали? На какие вопросы отвечает? Особенности неопределённой формы глагола.
Определяют степень усвоения материала, фиксируют, что еще осталось непонятным, определяют своё эмоциональное состояние после урока |
Домашнее задание |
| Задание по выбору: 1) Творческое задание: прридумать и записать упражнения утренней зарядки с использованием глаголов в неопределенной форме 2) Или выполнить упр 1 стр. 100 |
|