Гласный звук |э|, буквы э, Э
учебно-методический материал по русскому языку (1 класс) на тему

Елистратова Наталья Борисовна

Ознакомление учащихся с буквами э, Э и звуком |э|

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл glasnaya_bukva_e_dekabr_2017_g.docx18.75 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка (обучение грамоте). УМК « Школа России»

Тема урока: Гласный звук (э), буквы э, Э.

Учитель Елистратова Н. Б.

Г. Новокузнецк МБОУ «СОШ 49»

Цель урока: познакомить учащихся с новыми буквами Э, э и новым гласным звуком [э]

Задачи: совершенствовать навыки чтения, умение рассуждать, работать с текстом, развивать фонематический слух, мышление, внимание, любознательность, интерес к труду; поддерживать стремление к познанию нового.

Ход урока:

  1. Включить в учебную деятельность

_

-Сколько вы уже знаете гласных букв? (9)

-Рассмотрите ленту букв на стр. 55 учебника. У какой буквы нет пары? (у буквы Е)

II. Актуализация знаний.

_

  1. На слайде.

Цыплята и капуста.

В огороде напали на капусту гусеницы. Мама стала собирать вредителей – гусениц в банку. Вдруг она видит: идёт Виталик и несёт корзину, а в корзине много цыплят. Выпустил их мальчик на грядки. Цыплята стали клевать гусениц. Они быстро очистили капусту от гусениц.

(по В. Чаплиной.)

-Прочитайте текст и найдите слова, в которых есть звук [Ц]. Дайте характеристику этого звука.

Цвет, панцирь, пальцы, цепи.

-Прочитайте слова и сделайте вывод.

Выводы. Звук [Ц] всегда твёрдый, согласный, глухой. Буква И после Ц пишется в середине слова, на конце после Ц букву Ы. После Ц пишем букву Е: цепи, цена, цель, цемент, церковь, цех. (слова записаны на доске.)

-После буквы Ц написана буква Е. А какой звук мы слышим после звука [Ц]?

-Когда мы впервые познакомились со звуком [Э]? (Когда познакомились с буквой Е).

III. Постановка целей и определение темы урока.

_

-Кто догадался, какую букву мы сегодня будем изучать?

-Какую цель вы перед собой ставите?

IV. Работа по теме урока.

-Отгадайте загадки.

1. Никто его не видывал,

А слышать всякий слыхивал.

Без тела оживёт оно,

Без языка кричит. (Эхо.)

  1. Рученька – ручища,

Что в земле ты ищешь?

Ничего я не ищу,

Землю рою и тащу. (Экскаватор.)

-Сделайте фонетический анализ слов «эхо», «экран» и соотнесите со схемой.

Сделайте вывод.

Вывод: это звук гласный, может быть ударным и безударным.

  1. Игра «Кто внимательный».

-Найдите одинаковый звук в словах: экран, этаж, эскимо, эскалатор.

-Прочитайте имя девочки по первым звукам слов: экскаватор, мячик, медведь, автобус. Ответ. Эмма.

-Какие ещё слова пишутся с большой буквы?

V. Беседа на тему «О чём мечтали люди».

-Рассмотрите иллюстрацию на стр. 56 «Азбуки». На слайде иллюстрации к сказкам  и выставка книг – сказок.

- Какие волшебные предметы помогают героям сказок?

(учитель читает загадки.)

-Когда человек научился летать?

(Легенда о Дедале и Икаре).

-Что из созданного человеком может передвигаться по воздуху?

-Рассмотрите рисунки и прочитайте стихотворение Р. Сефа.

-Как вы понимаете слово «Вселенная»?

-Кто из вас мечтает стать лётчиком или космонавтом?

VI. Работа в парах.

-Прочитайте слова «аэроплан», «аэробус».

-Найдите в словаре значение этих слов.

-Прочитайте стихотворение Я. Акима.

-Расскажите что вы знаете о космических ракетах. (Ответы учеников).

Слайд. (О полёте первого человека в космос).

-Ребята, вместе с родителями соберите информацию о космосе, космических ракетах, самолётах.

VII. Рефлексия.

-Дополните слово.

Эта… (этаж), …кран (экран), …пресс (экспресс), …кипа… (экипаж), …спорт (экспорт), …талон (эталон).

-Найдите слово в слове.

Этаж (это), эластик (ластик, так), электровоз (воз, ров, век, лев, зов, тело, лето) и т. д.

-Найдите место нового звука в словах.

-Дайте характеристику этого звука.

VII. Подведение итогов урока.

-Понравился ли вам урок?

-Что нового вы узнали на уроке? Чему научились? С какой гласной буквой познакомились?

Литература.

  1. В. Волина «Русский язык» М.: Просвещение, 1996 г.
  2. А. Бондаренко, И. В. Гуркова «Русский язык для весёлых мальчиков и девочек»
  3. С. А. Кузнецов «Современный толковый словарь русского языка». Москва, 2007 г.
  4. Ю. Г. Круглов «Русские народные загадки, пословицы, поговорки». М.: Просвещение, 1990 г.
  5. «Азбука» М.: «Просвещение» 2015 г.
  6. О.Е. Жиренко, А. А. Обухова «Поурочные разработки по обучению грамоте» М.: «ВАКО» 2015 г.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Гласные звуки и буквы, обозначающие гласные звуки. Буквы е, ё, ю, я и их функции в слове.

Урок русского языка Гласные звуки и буквы, обозначающие гласные звуки. Буквы е, ё, ю, я и их функции в слове.   УМК «Школа России» Целевая установка:   Понимать и сохранять учебную зад...

Гласные звуки и буквы гласных звуков

Презентация к урокам обучения грамоте в 1 классе...

Гласные звуки. Как определить гласные звуки? Какими буквами на письме обозначаются гласные звуки?

Технологическая карта урока русского языка , проведенного во  2 классе по программе "Школа России"...