Гласный звук |э|, буквы э, Э
учебно-методический материал по русскому языку (1 класс) на тему
Ознакомление учащихся с буквами э, Э и звуком |э|
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
glasnaya_bukva_e_dekabr_2017_g.docx | 18.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка (обучение грамоте). УМК « Школа России»
Тема урока: Гласный звук (э), буквы э, Э.
Учитель Елистратова Н. Б.
Г. Новокузнецк МБОУ «СОШ 49»
Цель урока: познакомить учащихся с новыми буквами Э, э и новым гласным звуком [э]
Задачи: совершенствовать навыки чтения, умение рассуждать, работать с текстом, развивать фонематический слух, мышление, внимание, любознательность, интерес к труду; поддерживать стремление к познанию нового.
Ход урока:
- Включить в учебную деятельность
_
-Сколько вы уже знаете гласных букв? (9)
-Рассмотрите ленту букв на стр. 55 учебника. У какой буквы нет пары? (у буквы Е)
II. Актуализация знаний.
_
- На слайде.
Цыплята и капуста.
В огороде напали на капусту гусеницы. Мама стала собирать вредителей – гусениц в банку. Вдруг она видит: идёт Виталик и несёт корзину, а в корзине много цыплят. Выпустил их мальчик на грядки. Цыплята стали клевать гусениц. Они быстро очистили капусту от гусениц.
(по В. Чаплиной.)
-Прочитайте текст и найдите слова, в которых есть звук [Ц]. Дайте характеристику этого звука.
Цвет, панцирь, пальцы, цепи.
-Прочитайте слова и сделайте вывод.
Выводы. Звук [Ц] всегда твёрдый, согласный, глухой. Буква И после Ц пишется в середине слова, на конце после Ц букву Ы. После Ц пишем букву Е: цепи, цена, цель, цемент, церковь, цех. (слова записаны на доске.)
-После буквы Ц написана буква Е. А какой звук мы слышим после звука [Ц]?
-Когда мы впервые познакомились со звуком [Э]? (Когда познакомились с буквой Е).
III. Постановка целей и определение темы урока.
_
-Кто догадался, какую букву мы сегодня будем изучать?
-Какую цель вы перед собой ставите?
IV. Работа по теме урока.
-Отгадайте загадки.
1. Никто его не видывал,
А слышать всякий слыхивал.
Без тела оживёт оно,
Без языка кричит. (Эхо.)
- Рученька – ручища,
Что в земле ты ищешь?
Ничего я не ищу,
Землю рою и тащу. (Экскаватор.)
-Сделайте фонетический анализ слов «эхо», «экран» и соотнесите со схемой.
Сделайте вывод.
Вывод: это звук гласный, может быть ударным и безударным.
- Игра «Кто внимательный».
-Найдите одинаковый звук в словах: экран, этаж, эскимо, эскалатор.
-Прочитайте имя девочки по первым звукам слов: экскаватор, мячик, медведь, автобус. Ответ. Эмма.
-Какие ещё слова пишутся с большой буквы?
V. Беседа на тему «О чём мечтали люди».
-Рассмотрите иллюстрацию на стр. 56 «Азбуки». На слайде иллюстрации к сказкам и выставка книг – сказок.
- Какие волшебные предметы помогают героям сказок?
(учитель читает загадки.)
-Когда человек научился летать?
(Легенда о Дедале и Икаре).
-Что из созданного человеком может передвигаться по воздуху?
-Рассмотрите рисунки и прочитайте стихотворение Р. Сефа.
-Как вы понимаете слово «Вселенная»?
-Кто из вас мечтает стать лётчиком или космонавтом?
VI. Работа в парах.
-Прочитайте слова «аэроплан», «аэробус».
-Найдите в словаре значение этих слов.
-Прочитайте стихотворение Я. Акима.
-Расскажите что вы знаете о космических ракетах. (Ответы учеников).
Слайд. (О полёте первого человека в космос).
-Ребята, вместе с родителями соберите информацию о космосе, космических ракетах, самолётах.
VII. Рефлексия.
-Дополните слово.
Эта… (этаж), …кран (экран), …пресс (экспресс), …кипа… (экипаж), …спорт (экспорт), …талон (эталон).
-Найдите слово в слове.
Этаж (это), эластик (ластик, так), электровоз (воз, ров, век, лев, зов, тело, лето) и т. д.
-Найдите место нового звука в словах.
-Дайте характеристику этого звука.
VII. Подведение итогов урока.
-Понравился ли вам урок?
-Что нового вы узнали на уроке? Чему научились? С какой гласной буквой познакомились?
Литература.
- В. Волина «Русский язык» М.: Просвещение, 1996 г.
- А. Бондаренко, И. В. Гуркова «Русский язык для весёлых мальчиков и девочек»
- С. А. Кузнецов «Современный толковый словарь русского языка». Москва, 2007 г.
- Ю. Г. Круглов «Русские народные загадки, пословицы, поговорки». М.: Просвещение, 1990 г.
- «Азбука» М.: «Просвещение» 2015 г.
- О.Е. Жиренко, А. А. Обухова «Поурочные разработки по обучению грамоте» М.: «ВАКО» 2015 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Гласные звуки и буквы, обозначающие гласные звуки. Буквы е, ё, ю, я и их функции в слове.
Урок русского языка Гласные звуки и буквы, обозначающие гласные звуки. Буквы е, ё, ю, я и их функции в слове. УМК «Школа России» Целевая установка: Понимать и сохранять учебную зад...
Гласные звуки и буквы гласных звуков
Презентация к урокам обучения грамоте в 1 классе...
Урок обучения грамоте в 1 классе. Согласный звук [ш], буква Ш. Строчная буква ш. Наблюдение над словами с буквами гласных звуков после букв шипящих звуков
Конспект урока обучения грамоте в 1 классе ...
Гласные звуки. Как определить гласные звуки? Какими буквами на письме обозначаются гласные звуки?
Технологическая карта урока русского языка , проведенного во 2 классе по программе "Школа России"...
1 класс Тема: Гласные звуки и буквы. Обобщение. 3 класс: Гласные звуки и буквы. Правописание слов с ударными и безударными гласными в корне.
Совмещённый урок русского языка в 1 и 3 классах...
презентация к уроку русского языка Гласные звуки. Буквы, обозначающие гласные звуки. Смыслоразличительная роль гласных звуков и букв, обозначающих гласные звуки. 1 класс
Школа России русский язык 1 класс...
Конспект урока русского языка ««Гласные звуки и буквы, обозначающие гласные звуки. Слогообразующая и смыслоразличительная роль гласных звуков»» (УМК "Школа России"1 класс)
Цели: формирование умений отличать буквы от звуков, соотносить количество звуков и букв в слове....