Конспект урока по теме состав слова
учебно-методический материал по русскому языку (3 класс) по теме

Разработка урока по теме "Состав слова"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekty_urokov_po_teme_sostav_slova.docx189.69 КБ

Предварительный просмотр:

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

Учитель начальных классов        Коробкина Елена Давидовна

Предмет: Русский язык

Класс: 3

Тема урока: «Состав слова. Приставка как часть слова».

УМК «Перспектива»

Авторы учебника: Л.Ф. Климанова  Т.В. Бабушкина

Цель  урока:расширить знания учащихся о приставке как части слова.

 Задачи:

1)формировать умение находить приставку среди других частей слова;

2) научить детей определять (в некоторых случаях) значения приставок в словах;

3) формировать представления о приставке как о значимой части основы слова, с помощью которой можно образовывать родственные слова;

 4) развивать у учащихся память, мышление, внимание, речь;

 5) воспитывать интерес к русскому языку, чувство коллективизма и индивидуальности учащихся, взаимовыручки.          

 Тип урока: урок открытия нового знания

Формы работы учащихся:фронтальная, индивидуальная, групповая, парная.

 Методы обучения: словесно-наглядный,  проблемно-поисковый (эвристический), самостоятельная работа, иллюстративный.

Необходимое техническое оборудование:  мультимедиа проектор, компьютер, экран, компьютеры  для учащихся.

Оборудование:

  • учебник русского языкаЛ.Ф. Климанова  Т.В. Бабушкина;
  • рабочая тетрадь Л.Ф. Климанова  Т.В. Бабушкина;
  • электронное приложение к учебнику Л.Ф. Климановой, Т.В. Бабушкиной;
  • толковый словарь С.И. Ожегова
  • презентация «Приставка»;
  • листы с заданиями для групповой работы;
  • карточки  с таблицами

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

I Организацион-ный момент

Пусть день начнется с доброты,

Пусть будет больше теплоты.

Пусть день наполнится делами,

Прибудет новыми друзьями.

И важно сохранять покой,

Ведь завтра будет день другой.

Я желаю вам хорошей работы на уроке и новых открытий.Сегодня мы с вами будем открывателями, исследователями, помощниками.

     - Кто такие исследователи?

     - Какими близкими по значению словами их можно заменить?    

А открытия сделаем во время путешествия по Стране Знаний в царство «Морфемику».

 На уроке окружающего мира мы говорили, как надо подготовиться к путешествию?

На слайде №1 появляется план подготовки к путешествию после озвучивания детьми каждого этапа.

  1. Какую цель поставим?

2. В какое место мы отправимся за знаниями о частях слова и на каком транспорте?

 (На слайде появляется поезд «Состав слова», с которым дети познакомились на первом уроке раздела «Состав слова»).

Ну а я буду вашим экскурсоводом.

Какие правила поведения в транспорте существуют?

Кого называют собеседниками?

Какие правила ведения беседы вы знаете?

– Итак, в путь! Наш поезд отправляется. Весело застучали по рельсам его вагоны.

А теперь откройте тетради, запишите дату нашего отправления в путешествие, классная работа.

Приветствуют друг друга. Проверяют готовность к уроку

Работа с толковым словарём

путешественник, первопроходец,...

1.Надо поставить перед собой цель путешествия.

2. Важно определить, куда именно надо отправиться, чтобы достичь цели и на каком транспорте.

3. Необходимо запастись словарями и путеводителями.

4.Чтобы вести дневник путешествия, нужны тетради, авторучки, карандаши. Хороший помощник современному путешественнику - фотоаппарат.

5. Необходима маршрутная карта .

Узнать больше о частях слова.

В царство Русского языка.

Путешествоватьотправимсяна поезде «Состав слова»

Нельзя кричать, вскакивать с места, надо помнить, что ты не один, уважать мнение других, уметь слушать и договариваться с собеседниками.

Люди, которые ведут беседу -собеседники.

Беседовать с людьми надо доброжелательно, внимательно относиться к их словам. Только тогда собеседники смогут понять друг друга.

Коммуникативные УУД.

1.Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

2.Осознавать речь (говорение, слушание, письмо, чтение) как способ устного и письменного общения людей; 3.Участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения, культуры речи; 4.Понимать зависимость характера речи от ситуации общения, стараться строить свои диалогические и монологические высказывания, выбирая для них средства языка с учётом этой ситуации и конкретных речевых задач.

Регулятивные УУД Целеполагание

ЛичностныеУУД Самоопределение

II Актуализация знаний

  1. Словарная работа

Ну а пока мы в пути,  чтобы не было скучно, можно побеседовать с попутчиками.

Прочитайте слова. Какое общее название можно дать этой группе слов?

Трамвай, поезд, троллейбус, катер, самолёт, ракета.

На какие группы можно разделить эти слова?

Запишите только слова, обозначающие сухопутный вид транспорта. Объясните написание.

Какое слово лишнее? Почему?

Дополним эту группу новым словарным словом на тему «Транспорт».

Отгадайте загадку:

Дом по улице идёт.

На работу всех везёт.

 Не на тонких курьих ножках,

А в резиновых сапожках. (автобус)

Дайте характеристику звуков и букв.

Транспорт

Сухопутный, водный, воздушный, космический

Поезд. Не относится к словарным словам.

Отгадывают загадку

Регулятивные УУД Уметь проговаривать последовательность действий на уроке .

Познавательные УУД

Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую .

Коммуникативное УУД

Уметь оформлять свои мысли в устной форме

IIICамоопреде-ление к деятельности

В нашем поезде уже есть один вагончик. Мы его прицепили к составу на станции «Корневая». 

Как он называется?

 Если всё правильно сделаем, то к нашему поезду добавится ещё один вагончик – ещё одна часть слова.

Назовите все части слова, которые нам необходимо прицепить к поезду «Состав слова».

Как вы думаете, для чего мы изучаем части слова?

С помощью какого способа будем изучать части слова?

Какая часть является самой главной? Почему?

Значит для того, чтобы двигаться дальше за знаниями о составе слова вы должны знать всё о корне.

Какая часть слова называется корнем?

Как он пишется в родственных словах?

Как определить корень?

А сейчас подтвердим свои знания умением выделять корень.

Упражнение «Корень». Работа на компьютере.

Корень.

Корень, приставка, суффикс, окончание.

Для того, чтобы правильно писать слова.

Наблюдение

Корень, потому что  в нём заключено значение слова.

Дети отвечают на вопросы.

Парная работа.

Познавательные УУД

1.Формирование целостной картины мира, познавательной цели всего урока

Метапредметные результаты:

Анализировать учебную ситуацию и ставить задачу урока, высказывать свои мнения, слушать ответы других

IVВыявление места и причины затруднений

Мы прибыли на станцию «Садовая»

- Послушайте интересную историю, которую нам хотят рассказать местные жители :

 «Как растут слова»

Как-то много лет назад

Посадили странный сад.

Не был сад фруктовым

Был он только словом.

Это слово было корень,

Разрастаться стало вскоре

И плоды нам принесло-

Стало много новых слов.

Вот из садика рассада,

Вот ещё посадки рядом.

А вот садовод

С ним садовник идёт

Очень интересно

Гулять в саду словесном.

Е. Измайлов

Что вы можете сказать об этих словах?

Докажите.

 Выделите в этих словах корень.

- Все ли части слова выделены в этих словах? Почему  мы их не выделили?

-Где расположены невыделенные части слова?

- Выясним, какая часть слова будет являться объектом нашего наблюдения на уроке?

Слушают стихотворение, думают над ответом на вопрос.

Дети называют слова: сад, садик, рассада, посадки, садовник.

Это однокоренные (родственные слова),имеют общую часть и общее значение.

Сад , садок, рассада, посадка, садовник.

Нет. Надо уточнить знания об этих частях слова.

Перед корнем и после корня.

Коммуникативные УУД

1.Уметь оформлять свои мысли в устной форме .

Познавательные УУД

1.Уметь ориентироваться в своей системе знаний:отличать новое от уже известного с помощью учителя .

IVПостроение проекта выхода из затруднения

Прочитайте записи на листе №1. Какие члены предложения пропущены?

Какой частью речи выражены сказуемые?

Работа в группах:

Дополните предложения глаголами:

1.Ученики третьего класса... (поехали) на экскурсию.

2.Автобус со школьниками … (отъехал) от города.

3 Мы ... (приехали) на станцию вечером. 4.Утром мы …(уехали) со станции.

И мы отправляемся со станции «Садовая» дальше в путь.

Что получилось? Какой тип текста?

Как можно озаглавить?

Запишем глаголы, которые вставили в предложения.

Поехали, отъехал, приехали, уехали.

Что можете сказать об этих словах?

Чем отличаются эти глаголы?

- Какой возникает вопрос?

У кого есть предположения?

-  Над какой частью слова будем вести наблюдения?

А какова цель нашего урока?

Сказуемые.

Сказуемые выражены глаголами.

Групповая работа

Каждая группа читает предложение.

Текст.Текст –повествование.

Экскурсия.

Это однокоренные слова.

Высказывания детей.

Как называется эта часть слова? Для чего она служит?

Приставка.

Научиться выделять приставку в корне.

Познавательные УУД

1. Развитие умения извлекать информацию из схем, иллюстраций , текстов

2. Выявлять сущность особенности объектов

3. На основе анализа объектов делать выводы. Обобщать и квалифицировать по признакам.

5. Находить ответы на вопросы

V Реализация построенного проекта

  1. Открытие нового знания

Мы прибыли на станцию «Приставкино»

Запишем однокоренные слова с приставками к слову ЛЁТ, воспользуемся любыми  приставками которые мы знаем.

По

За

При

Про

Пере                ЛЁТ

До

От

На

Об

С

Что образовали с помощью приставок? Для чего служит?

Выслушаем профессора Самоварова, что он хочет сообщить вам об этой части слова.

Анимация «Приставка»№4

Совпали ваши предположения ссообщением профессора.

Прочитайте правило в учебнике на с. 103 и придумайте вопросы для другой группы.

Работа в группах

-Задайте вопросыдругой группе по новой теме.

А сможете ли вы выделить приставку в любом слове?

Для этого необходимо знать алгоритм нахождения приставки в слове.

2) Составление алгоритма нахождения приставки в слове. Работа в группах.

- Давайте подумаем и составим алгоритм нахождения приставки в слове.

Каждой группе надо выделить приставку в слове на листе №2

1.        приморский

2.        написали

3.        подберёзовик

4.        пришкольный

-Выделите шаги к умению определения приставки. Для этого ещё раз обратите внимание, где стоит приставка. Заполните схему алгоритма:

 -Какой первый шаг ?

-Какой второй шаг?

После озвучивания каждого шага

на слайде  появляется алгоритм нахождения приставки.

Как найти приставку:

1)        Подбери однокоренные слова;

2)        Укажи корень;

3)        Отметь ту часть слова перед корнем, которой различаются слова; Это приставка.

4)        Назови приставку.   

Новые слова

 Читают правило.

- Часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования новых слов, - это приставка.

- Что такое приставка?

- Где она находится?

- Для чего она служит?

- Как обозначается?

Нет.

Перед корнем.

Надо выделить корень. Подберём  однокоренные слова (море, моряк, морской)

Выделим корень (мор).

Выделить ту часть в слове, которая стоит перед корнем, это и есть приставка.

Повторяют алгоритм нахождения приставки в группах .

Регулятивные УУД

1. Развивать умение высказывать свое предположение .

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план)

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию

VIПервичное закрепление с проговариванием во внешней речи

     2) Работа на карточках.

Упр.175 ( по заданию учебника)

- Какое значение придаёт каждая приставка новому слову? Определим значения приставок.

Приставка

Значение приставки

Вылетела

движение наружу

Перелетела

движение через преграду

Улетела

удаление от чего-то

- Приведите другие примеры глаголов с этими приставками.

- Сохранили приставки своё значение в приведённых вами примерах?

Какой можно сделать вывод о значении приставки?

Понаблюдаем ещё за приставками. Выясним, какое значение приставки могут придать словам.

Упр.176 (По заданию учебника)

Назовите слово с непроверяемым написанием.

Назовите однородные члены предложения. Какими  членами предложения они являются?

Какой частью речи выражены сказуемые?

Какую общую часть имеют эти глаголы?

Какой общий оттенок придаёт приставка при-   этим словам?

А какие глаголы вы можете назвать с этой же приставкой со значением присоединения?

Запишите несколько глаголов самостоятельно, выделите приставку.

Запишем значение приставки при-  в таблице.

Приставка

Значение приставки

Вылетела

движение наружу

Перелетела

движение через преграду

Улетела

удаление от чего-то

Прибегу

Прилечу

приплыву

Приклеить

Пришить

пристроить

приближение, присоединение

Значит можно сказать, что приставка – значимая часть слова, придаёт слову особое значение.

Вдруг.

Сказуемыми.

Сказуемые выражены глаголами.

Приставку при-.

Приближение

Дети называют глаголы (например: приклеить, пришить, пристроить и т.д.)

Регулятивные УУД Уметь проговаривать последовательность действий на уроке .

Коммуникативные УУД

Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других .

VII Физкульт-минутка

Загудел паровоз

И вагончик повез:

“Чу-чу-чу, чу-чу-чу!

Далеко я укачу!”

Вагончики зеленые

Бегут, бегут, бегут.

А круглые колесики:

“Тук-тук, тук-тук, тук-тук!”

VIIIСамостоя-тельная работа с проверкой по эталону

Выполните упр. 177

-Спишите текст, на месте пропусков вставьте нужную приставку:

  поставили, принесли, заполыхал, зашумел, забурлила, приплыл, накрыли, приплыл.

-Проверьте свою работу по эталону.

На слайде:

поставили, принесли, заполыхал, зашумел, забурлила, приплыл, накрыли, приплыл.

-Последнее предложение разберите по составу.

-Оцените свою работу.

«+» - справился

«?» -  сомневался

«- »  - не справился

- У кого есть вопросы по теме урока? Давайте ещё раз поищем ответы на них.

- Сделайте вывод, достаточно ли хорошо вы усвоили новую тему.

- Хватило ли вам одного упражнения для усвоения новой темы.

Самостоятельная работа

Самопроверка

Самооценка

Делают выводы.

Нет, надо потренироваться.

Регулятивные УУД 1.Уметь проговаривать последовательность действий на уроке .

2.Уметь выполнять работу по предложенному плану

3.Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок Личностные УУД Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности .

IXВключение в систему знаний повторение

- Я предлагаю выполнить вам упражнение №178 

- Образуйте от данных слов однокоренные слова с помощью приставок , которые указывали бы на начало, удаление, приближение и конец  движения. Работу выполним на карточках в таблице. Рассмотрите образец:

Глаголы

плыл

летел

полз

бежал

Начало движения

поплыл

Удаление

отплыл

Приближение

подплыл

Конец движения

приплыл

Проверьте выполнение задания в группах, обменяйтесь карточками и оцените работу.

Сделайте вывод, какую роль играет приставка?

А давайте проверим, могут ли слова быть без приставки?

Самостоятельная работа.

Самостоятельно выполняют упражнение.

Взаимопроверка.

Проверка и оценка в группах

Приставка придаёт словам значение.

.

Коммуникативные УУД

1. Развивать умение слушать и понимать других

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами

3. Оформлять свои мысли в устной форме

4. Умение работать в паре

5. Формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности

X Домашнее задание

правило ,Упр. 179 с. 104 учебника, Выполнить по заданию учебника, словарная работа

XI Итог урока. Рефлексия

Оцените свою работу в группе:

Я был открывателем –зелёный

Я был исследователем - жёлтый

Я был помощником- красный

Выйдите к доске открыватели.

- Какие новые знания вы смогли открыть на сегодняшнем уроке?

Выйдите к доске исследователи.

- Какую часть слова вы исследовали? С помощью какого способа?

Выйдите к доске помощники.

Какую помощь группе оказали вы на уроке?

Мы провели наблюдение и в наш поезд на станции «Приставкино» добавляется вагончик «Приставка». В какой части поезда «Состав слова» следует его поставить?

-Открою вам секрет. Мы не всё узнали об этой части слова?

- Какую задачу поставим перед собой?

Поэтому мы остаёмся на  станции «Приставкино» для дальнейшего наблюдения за этой частью слова на следующем уроке.        

Открыли знания о составе слова

Исследовали новую часть слова – приставку.

Ответы детей

Перед вагончиком -  «корень».

- Надо продолжить работу над этой темой.

ЛичностныеУУД:

Самооценка личного вклада в общий результат деятельности.

МетапредметныеУУД:

РегулятивныеУУД:

Оценивать результат выполнения своей работы

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

        

Учитель начальных классов        

Русский язык

Класс: 3

Тема урока: «Состав слова. Приставка. Разделительный твердый знак ъ».

Номер урока по программе: 61 (по теме «Приставка» -второй)

УМК «Перспектива»

Авторы учебника: Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина

Цель: формирование умения правописания разделительного твёрдого   знака.

Задачи урока:

  1. создать условия для учебной деятельности, в ходе которой учащиеся познакомятся с новой орфограммой;
  2. отработать навык правописания слов с разделительным ъ знаком;
  3. создать условия для развития познавательной активности детей, умения рассуждать, делать выводы;
  4. способствовать развитию орфографической зоркости;
  5. развивать умение работать в паре;
  6. воспитывать доброжелательное отношение друг к другу,положительное отношение к знаниям.

Тип урока: урок открытия нового знания

Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая, парная.

 Методы обучения: частично- поисковый, практический, информационный.

Планируемый результат: воспроизведение своими словами правила, составление алгоритма; выполнение действий по алгоритму.

Представление о планируемых результатах:

Личностные результаты учащихся:

осознавать смысл изучения правописания разделительного твердого знака и успешного использования его в словах;

понимать значимость правильного написания твердого знака, развитие навыка сотрудничества со взрослыми и сверстниками на уроке.

Метапредметные результаты:

      Регулятивные:

оценивать ход и результат выполнения задания; сравнивать свои ответы с ответами своих одноклассников.

      Познавательные:

строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей;

 осуществлять поиск информации для выполнения учебного задания самостоятельное создание алгоритма деятельности о правописании твердого знака уметь формулировать правило по написанию твердого знака.

     Коммуникативные:

внимательно слушать друг друга, уметь выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Предметные результаты:

знать, когда следует писать разделительный твердый знак;

уметь правильно писать слова с разделительным твердым знаком.

Необходимое техническое оборудование:  мультимедиа проектор, компьютер.

Оборудование: учебник русского языкаЛ.Ф. Климанова  Т.В. Бабушкина;

  • электронное приложение к учебнику Л.Ф. Климановой, Т.В. Бабушкиной;
  • презентация «Разделительный твёрдый знак»;
  • листы с текстами для групповой работы;
  • памятки «Алгоритм написания разделительного твёрдого знака»;
  • карточки .

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД

I Организационный

момент

 У нас урок русского языка. Мы продолжаем путешествие на поезде «Состав слова». На какой станции мы остановились?

 Давайте настроимся на работу и улыбнёмся своим попутчикам.

 Открываем тетради. Записываем число. Классная работа.

Станция «Приставкино»

Записывают число и классная работа

Коммуникативные УУД.

1.Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Регулятивные УУД Целеполагание

ЛичностныеУУД Самоопределение

II Актуализация знаний

   Профессор Самоваров приглашает вас принять участие в учёном совете по теме «Приставка». Но чтобы участвовать в учёном совете, мы должны быть грамотными.

Следующее задание -  «Мозговой штурм»

Буквы, значки,

Как бойцы на парад,

В строгом порядке

Построены в ряд.

Каждый в условном

Месте стоит

И называется строй…    (алфавит)

-А сколько букв в русском алфавите? (33)

-Сколько гласных букв? (10)

-Сколько основных гласных звуков?

-А согласных? (21)

-А какие буквы не обозначают звука? (ъ, ь)

-Какие гласные буквы обозначают два звука? В каких случаях?

- Что такое приставка?

- Молодцы теперь я вижу, что вы  готовы работать дальше.

Включение детей в деятельность.

Выделение содержательной области.

Настроиться на работу, вспомнить пройденный материал

Регулятивные УУД

1.Понимать, принимать и сохранять учебную задачу; 2.Действовать по плану и планировать свои учебные действия;

3.Контролировать процесс и результаты деятельности, вносить коррективы;

4.Адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и стараться искать способы их преодоления.

III Самоопределение к деятельности

На слайде: поплыл, запеть, прибежать, закричать, приплыть, пропеть, побежать, прокричать,

-Что скажете о словах, которые записаны на доске?

- Назовите их. С помощью,  каких приставок глаголы обозначают начало действий, конец действий. Обратите внимание на приставки, на какие буквы они оканчиваются?

Это глаголы. У них есть приставки

На гласные буквы

Метапредметные УУД:

Анализировать учебную ситуацию и ставить задачу урока, высказывать свои мнения, слушать ответы других

IV Выявление места и причины затруднений

1) Создание проблемной ситуации.

- Сегодня вы не просто ученики, а  учёные-исследователи. Давайте подумаем, над какой проблемой нам предстоит работать, и   постараемся сообщить тему урока.

    Я прочту строки из стихотворения, вы - внимательно слушайте.

Закончите  рифмованное  упражнение  дружным  ответом.

Было  сели,  стало  с?ели.

Догадаться  вы  сумели

Почему  случилось  так?

Кто  виновник?  (Твёрдый  знак)

Объясните, что произошло со словом «сели»?

- Можете ли вы, объяснить правописание разделительного  ъ?

- Бывает ли трудность при выборе знака?

-Почему мы допускаем ошибки в таких словах?

Что необходимо выяснить, чтобы больше не допускать ошибок на данную орфограмму?

-Сформулируйте тему урока.

 - Какие  задачи  поставим перед собой?

Ответы ребят

Где или в какой части слова  пишется разделительный Ъ знак

Написание разделительного Ъ знака

Надо выяснить, в какой части слова пишется разделительный Ъ

Познавательные УУД

1. Развитие умения извлекать информацию из схем, иллюстраций , текстов

2. Выявлять сущность особенности объектов

3. На основе анализа объектов делать выводы. Обобщать и квалифицировать по признакам.

5. Находить ответы на вопросы

Регулятивные УУД

1. Высказывать предположения на основе наблюдений.

2. Формулировать тему урока.

V Построение проекта выхода из затруднения

1) Составление плана исследования.

Наметим план нашего исследования.

Слайд №2

На слайде появляется озвученный детьми план.

1.Понаблюдать за словами.

2. Узнать,  в какой части слова, пишется  разделительный ъ.

3. Вспомнить, перед какими буквами  пишется  разделительный ъ.

Регулятивные УУД

1. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

2. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план)

3.Осуществлять познавательную и личностную рефлексию

VI Реализация построенного проекта

Изучение новых знаний и способов действий. Наблюдение над правописанием слов с разделительным твердым знаком.

Слайд №3

- Перед вами два столбика слов. Какие это слова? Докажите.

 выезд                            съезд

переезд                         подъезд

заезд                              отъезд

-Сравните слова двух столбиков. На что необходимо обратить внимание?

- Почему в словах первого столбика мы не пишем твердый знак, а в словах второго – пишем?  Сделайте вывод..

-После каких приставок пишется твердый знак?

- Перед какой частью слова пишется разделительный Ъ?

- С каких букв начинается корень?

А теперь выслушаем сообщение профессора Самоварова по этому вопросу.

2) Анимация «Разделительный Ъ» №6.

- Совпадает ли ваш вывод с сообщением профессора?

- Обратимся к путеводителю. Откройте учебники на странице 105, прочитайте  правило.      

Приведите примеры таких слов с разделительным ъ.

Однокоренные

Новое знание дети получают в результате самостоятельного исследования, проводимого под руководством учителя. Новые правила они пытаются выразить своими словами.

Приставки в словах левого столбика оканчиваются на гласную букву, а в словах второго – на согласную.

Вывод: ъ – знак пишется после приставок, которые оканчиваются на согласную и только перед буквами е ё ю я.      

Фронтально

Приводят примеры слов

Познавательные:

1.Строить логические  рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей

2.Осуществлять поиск информации для выполнения учебного задания

3.Самостоятельное создание алгоритма деятельности о правописании твердого знака

4.Уметь формулировать правило по написанию твердого знака

Регулятивные УУД

1. Развивать умение высказывать свое предположение .

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные УУД

1.Владеть монологической речью.

2.Адекватно использовать речевые средства для решения задач.

Личностные УУД

1.Осознавать смысл изучения правописания разделительного твердого знака и успешного использования его в словах

 2.Понимать значимость правильного написания твердого знака

3.Развитие навыка сотрудничества

VII  Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Первичное закрепление.

Работа в группах

Выполним упражнение №181 по заданию учебника. Прочитайте его.

Какое задание вы можете предложить каждой  группе?

Верно. Докажите графически употребление Ъ в словах.

Один человек от группы записывает по одному слову на доске, а группа контролирует выполнение задания.

Какие правила необходимо соблюдать при такой работе?

2) Работа с текстами

- У вас на столах лежат необычные тексты. Внимательно прочитайте их. Подумайте и обсудите в группах, что в них необычного и какую работу вы можете предложить к данному тексту?

 Выполните комментированное письмо с графическим объяснением орфограмм.

1. Не за то волка бют, что сер, а за то, что овцу сел.

 2. Ручьи солются – река будет, люди обединятся – силу их не победить.

-   Объясните смысл пословиц.

3. Нет в лесу прежнего звонкого веселя. Лишь взерошенныевороби сидят на ветках, да зайка сёжился под елю.

4 . Воробиха  воробёнка

 Выводила погулять.  

По дороге потихоньку

Стала мама обяснять.

5.                            Обявление.

Третего декабря, в воскресене,   состоится лыжная прогулка. Сбор у подезда школы в девять часов.

- Прошу группы рассказать о проделанной работе с текстом.

-Сделаем вывод: при помощи КЛАСТЕРА

Перед вами лежат конверты, откройте их, найдите в них формулировки и приклейте к нужному знаку.

Слайд №6

После работы групп, на слайде появляется кластер

Каждой группе надо образовать новые слова при помощи приставок, указанных в скобках.

Поехал- отъехал, объехал, подъехал и т.д

Групповая работа

Каждая группа детей читает и обсуждает один из текстов, исправляет ошибки, выполняет комментированное письмо.

Работают с Кластером

ЕЁЮЯ- в этих  словах обозначают два звука, но делают это  на письме с помощью разделительных  ъ и ь знаков

Познавательные УУД

Преобразовывать информацию из одной формы в другую (слова, текст в схему).

Коммуникативные УУД

1. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

2.Оказывать необходимую взаимопомощь и осуществлять взаимный контроль.

3.Работать совместно с партнером, систематизировать знания о правописании Ъ и Ь знаков; воспроизводить знания, удерживать в памяти, делать выводы

Личностные :

1.Чувствовать красоту и выразительность русского слова, его богатые возможности.

VIIIФизкультминутка

IX  Самостоятельная работа с проверкой по эталону

 - Путь к победе начинается с тренировок. Даже самые большие учёные и  самые известные спортсмены были когда- то учениками  стажёрами. Вот и мы открываем тренажёрный зал для начинающих. Если хочешь быть учёным – упражняйся.

  1. Применение   знаний и способов действий.

- Упражнение  №182.

-Прочитайте текст упражнения.

-Какое задание можете предложить?

Проверьте свою работу на слайде и оцените.

«+» - справился

«?» -  сомневался

«- »  - не справился

 Разноуровневые задания Упражнение183

Прочитайте словосочетания. Какое из них лишнее? Почему?

- Прочитайте задание ниже. Выберите то задание, с которым вы можете справиться.

Объясните графически написание разделительных Ъ и Ь. Проверьте работу своего соседа и скажите, что вам особенно понравилось в его работе.

Кто уже выполнил задание прочитайте вопрос Мудрого Совёнка и подумайте над ответом.

Самоанализ и самоконтроль

Самостоятельная работа

Выписать слова с ъ и ь разделительными знаками в два столбика.

Необъятные просторы.

Пропущена буква разделительный Ъ,  а в других словах   разделительный ь.

Взаимопроверка

Коммуникативные УУД

1. Свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме.

2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

3.Уметь самостоятельно работать с учебником, наблюдать, сравнивать, задавать друг другу вопросы

4. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

5.Оказывать необходимую взаимопомощь и осуществлять взаимный контроль.

X Домашнее задание

 с. 105 правило,  упражнение 184 выполнить  по заданию учебника .

Записывают в дневники

XI Итог урока

Рефлексия

Какую задачу ставили?

Удалось решить поставленную задачу?

Где можно применить новые знания?

Профессор Самоваров  остался доволен  вашей работой на учёном совете.

 Выяснить, в какой части слова пишется разделительный Ъ

Да

При написании диктанта, изложения, сочинения

Личностные УУД:

Самооценка личного вклада в общий результат деятельности.

Метапредметные УУД:

РегулятивныеУУД :

Оценивать результат выполнения своей работы

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

        

Учитель начальных классов        Коробкина Елена Давидовна

Предмет: русский язык

Класс: 3

Тема урока: «Состав слова. Приставка. Предлог».

Номер урока по программе:  62 (по теме «Приставка» - третий)

УМК «Перспектива»  

Авторы учебника: Л.Ф. Климанова  Т.В. Бабушкина

Цель  урока: создать условия для формирования умений распознавать и отличать предлог и приставку по внешней форме, функции, написанию со словами.

Задачи урока:

1.        Образовательная – обобщить знания о предлогах и приставках; об особенностях написания части слова – приставки и части речи – предлога

2.        Развивающая – развивать познавательный интерес, устную и письменную речь, операции мышления: анализ, сравнение, обобщение;

3.        Воспитательная  - содействовать  положительной  мотивации учебной деятельности, осознанию обучающимися ценности изучаемого предмета,  темы, привитию у воспитанников чувства любви и  интереса к русскому языку, культуры общения, доброму отношению к окружающей природе.

4.        Здоровьесберегающая - обеспечить необходимые условия для продуктивной познавательной деятельности учащихся, снятию умственного и физического напряжения.

Тип урока: урок обобщения и повторения полученных знаний.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.

Методы обучения: словесно-наглядный проблемно-поисковый (эвристический), самостоятельная работа, иллюстративный.

Методические приемы:

  • рассказ учителя,
  • проблемные вопросы,
  • работа над новыми понятиями,
  • творческие задания,
  • практические упражнения.

Педагогические технологии:

  • элементы технологии проблемного обучения,
  • элементы игровой технологии с использованием ИКТ
  • здоровье сберегающая технология (переход от одного вида деятельности к другому).

Оборудование для учителя:

  • Доска
  • Ноутбук
  • Проектор
  • Карточки

Предметные:

  • развитие умения различать сходные приставки и предлоги;
  • развитие умения правильного написания приставок и предлогов со словами.

Регулятивные:

  • развитие умения определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;
  • развитие умений строить алгоритмы действий, сравнивать, делать обобщения.

Коммуникативные:

создание условий  для формирования коммуникативных универсальных действий, (работать в паре, умение договариваться, действовать сообща, слушать других, высказывать и обосновывать свою точку зрения).

Познавательные:

  • находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
  • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

Необходимое техническое оборудование:  мультимедиа проектор, компьютер.

Оборудование:

  • учебник русского языка Л.Ф. Климанова  Т.В. Бабушкина;
  • электронное приложение к учебнику Л.Ф. Климановой, Т.В. Бабушкиной;
  • конверты с опорными словами для составления кластера
  • карточки  

Ход урока

Этапы урока

Содержание урока

Деятельность ученика

Формирование УУД

I

Орг.  момент

Тихо-тихо сели девочки, тихо-тихо сели мальчики.

Откройте  тетради и запишите число и  классная работа.

 Проверяют  рабочие места

Записывают число и классная работа

Коммуникативные УУД

 Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Регулятивные УУД Целеполагание

ЛичностныеУУД

Самоопределение

II

самоопределение к деятельности

III. Введение в тему и целеполагание

А  начнём мы наш урок с разминки для ума. Отгадайте загадки:

https://ds02.infourok.ru/uploads/ex/0aad/00075dac-fe40dcdc/img20.jpg

Она образует новое слово:

 Встанет пред корнем-

И слово готово!         (Приставка)

Часть слова, известная всем.

Не быть его может совсем,

Оно может быть звуковое,

А может быть и нулевое. (Окончание)

Она выражает значение слова

И называется просто — ... (основа)

- Что объединяет все эти отгадки?

-Чтобы определить тему нашего урока предлагаю вам послушать сказку:

Жила-была в волшебной стране Грамматике Приставка. Она была доброй и весёлой. У Приставки были друзья, которые жили  за дремучим лесом. Друзей звали: Корень, Суффикс, Окончание. Друзья часто собирались вместе поиграть в любимую игру «Слова».Однажды друзья пригласили Приставку в гости. Путь проходил через дремучий лес. Приставка шла, любовалась лесной красотой и не заметила, как заблудилась. Она испугалась и расплакалась. Тут, откуда ни возьмись, появился коварный Предлог, который жил в лесу отдельно от других, и ни с кем не дружил. Он сказал:

         - Не плачь, Приставка, я покажу тебе тропинку, которая выведет тебя из леса. Приставка  обрадовалась, она не

догадалась, что коварный Предлог решил испортить всем праздник и поссорить друзей. Предлог привязал бедную Приставку к дереву, а сам пошёл к её друзьям.

Друзья не заметили подмены, потому что Предлог был очень похож  на Приставку. Вскоре начали играть в свою любимую игру, но у них  ничего не получалось. Все стали ссориться друг с другом. Одному  Предлогу было весело. Друзья, наконец, поняли, в чём дело, прогнали Предлога и вернули свою подружку. Так и остался Предлог жить один, а Приставка переехала поближе к друзьям, чтобы помогать ребятам, играть в любимую игру «Слова»

-Кто догадался, о чём пойдёт речь на уроке?

- Где приставка? Где предлог?   Кто бы нам понять помог!

- Как  отличить предлог от приставки?

-

В этом нам сегодня и предстоит  разобраться.

Какие цели и задачи мы перед собой поставим на урок?

(ЦЕЛИ ВЫВЕСИТЬ НА ДОСКЕ)

Поработаем в паре:

-Перед вами лежат карточки. Запишите слова в 2 столбика по правилам. В первый столбик слова с приставкой, а во второй с предлогом.  Выделите приставки, подчеркните предлоги. Будьте внимательны не попадитесь в ловушку, как герои сказки. (технология проблемного обучения)

(за)горой  (по)бежать   (под)сосной      (за)мерзнуть    (под)снегом  (с)катиться    (на)катке    (за)морозить

- Так  как отличить предлог от приставки?

- По заданию вы увидели , что есть одинаковые предлоги и приставки, как  же  их различить?

Корень, приставка, суффикс,окончание.

Это части слова

Включение  в активное восприятие речи

О предлоге и приставке

Ответы детей (О предлоге и приставке)

Дети затрудняются ответить

Уметь  распознавать и отличать предлог и приставку

 Правильно   писать их со словами

Работа в паре

Ответы детей

Регулятивные УУД 1.Уметь проговаривать последовательность действий на уроке .

Познавательные УУД

Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую .

Коммуникативное УУД

Уметь оформлять свои мысли в устной форме .

IV. Актуализация знаний

Рефлексия

  Выслушаем профессора Самоварова? СД диск (урок «Состав слова»)  Слова Ивана  Самоварова 5-6  

Прочитаем в учебнике подсказку Мудрого Совёнка на с.107.

 (технология ИКТ)

Выполните задание на карточке, проверьте себя

ПРОВЕРОЧНАЯ работа:  4 задание

Найди  слова с предлогами:

1         (до)ехал                       5         (в)пустил

           (до)школы                              (в)дверь

2         (с)катился                    6         (из)гнал

 (с)горки                                 (из)леса

3         (на)клеил

           (на)бумагу

4         (у)строил        

           (у)окна

Прочитайте первую цель, достигли ли мы её? У кого ещё есть трудности?

Работают по карточкам, проверяют по эталону

Ребята поднимают руки.

Познавательные УУД

1. Развитие умения извлекать информацию из схем, иллюстраций , текстов

2. Выявлять сущность особенности объектов

3. На основе анализа объектов делать выводы. Обобщать и квалифицировать по признакам.

5. Находить ответы на вопросы

Физ. минутка

С ПРИ- приставкою – присесть,               (здоровьесберегающая технология)
С ПО- приставкою – подняться
С ПОД- – подпрыгнуть, подмигнуть,
С ПО- приставкой – повернуться,
С ВЫ- – вытягиваем руки,
С О- – опустим их опять.
Вот и все настало время
С ПО- – зарядку повторять.
С ЗА- – зарядку завершать.

Выполняют движения

V Выявление места и причины затруднений

Чтобы достичь нашей следующей цели (правильное написание   предлога и приставки) предлагаю вам выполнить задание в учебнике упр. 186, но оно будет не для всех одинаковым.  

  • У каждого из вас на столах лежат их условные обозначения, посмотрите на экран, найдите свой условный знак 
  • Прочитайте задание, посмотрите на образец.
  • Выполните только то, что вам выделено
  • Кто остался без знака, работают у доски

- Что вы  заметили?

- А в чем различие  этих частей?

Выполняют упр. 186 (самостоятельно) ОВЗ только 3 предложения.

Существуют одинаковые предлоги и приставки

Предлог – это самостоятельная часть речи, а приставка часть слова

Метапредметные результаты:

Анализировать учебную ситуацию и ставить задачу урока, высказывать свои мнения, слушать ответы других

VI. Построение проекта выхода из затруднения

V Реализация построенного проекта

-Предлагаю вам поработать в группах (Составление кластера).

-В конвертах находятся опорные слова о приставке и предлоге,:

  • часть слова
  • отдельное слово
  • отдельно
  • слитно
  • для связи слов в предложении
  • для образования новых слов

                 (на)писал

(на)доске

На доске кластер:

Обратите внимание, какой частью речи являются эти

(на)писал

(на)доске

1. приставка

1. предлог

2. часть слова

2. отдельное слово

3. слитно

3. отдельно

4. для образования

новых слов

4. для связи слов

в предложении

слова?

Сделаем вывод.   Что можно предположить?

        

Групповая работа

Составляют кластер

Как отличить одинаковые по написанию приставки и предлоги?

Групповая работа

Значит, чтобы определить, как правильно написать, нужно выяснить какой частью речи является слово.          

Написал – глагол.

На доске –сущ. с предлогом.

С глаголами пишутся только приставки.

Регулятивные УУД

1. Развивать умение высказывать свое предположение .

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план)

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

 Познавательные УУД

1.Искать, получать и использовать информацию: 2.Осознавать познавательную задачу; читать и слушать, извлекая нужную информацию, соотносить её с имеющимися знаниями, опытом; 3.Фиксировать информацию разными способами;

4.Понимать информацию, представленную в разных формах: изобразительной, схематичной, модельной; 5.Выполнять логические действия с языковым материалом: 6.Проводить анализ, синтез, сравнение, классификацию, обобщение; 7.Подводить под понятие, доказывать, делать выводы и т.д.

VI Физкульт-минутка

С ПРИ- приставкою – присесть,               (здоровьесберегающая технология)
С ПО- приставкою – подняться
С ПОД- – подпрыгнуть, подмигнуть,
С ПО- приставкой – повернуться,
С ВЫ- – вытягиваем руки,
С О- – опустим их опять.
Вот и все настало время
С ПО- – зарядку повторять.
С ЗА- – зарядку завершать.

Выполняют движения

VII Первичное закрепление

 Творческое задание  Технология творческого обучения

Упр. 187  выполните по заданию в учебнике

-Какое ещё задание можно выполнить?

Групповая  работа

Коммуникативные УУД

1. Развивать умение слушать и понимать других

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами

3. Оформлять свои мысли в устной форме

4. Умение работать в паре

5. Формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности

XIДомашнее задание

Упражнение188,  с. 108

XII Итог урока

Рефлексия

1) Соотнесение планируемых результатов с  достигнутыми

-Давайте подведем итог урока.

-Какую цель мы перед собой ставили?

-Удалось ли нам достичь поставленной цели?

-Чему вы сегодня научились на уроке?

Подведение итогов работы в группах, организация внутри группы, включенность всех участников, кто быстро и без ошибок справлялся с заданиями. Выставление оценок.

ЛичностныеУУД  :

Самооценка личного вклада в общий результат деятельности.

Метапредметные  УУД:

Регулятивные УУД:

Оценивать результат выполнения своей работы



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока по теме "Состав слова"

1.  ПредметРусский язык2.  Класс3 класс3.  Тема и номер урока в темеСостав слова. II урок4.  Базовый учебникШкола России. Рамзаева Т. Г.Русский язык. 3 класс. 5....

Конспект урока по теме "Состав слова" 2 класс

Урок по русскому языку по теме "Состав слова" для 2 класса...

Конспект урока по теме "Состав слова"

Конспект урока по теме "Состав слова". Гармония. 2 класс....

Конспект урока русского языка "Состав слова. Разбор слова по составу"

Тема урока: Состав слова. Разбор слов по составу. Цель деятельности учителя: - организовать совместную деятельность учащихся с целью повторения и углубления знаний . Планируемые результаты: - Пред...

Конспект урока русского языка "Состав слова. Способы образования слов" (УМК "Перспективная начальная школа", 2 класс)

Цели деятельности учителя: развитие умения распознавать однокоренные слова, находить в слове основные части: корень, приставку, суффикс, окончание и основу; совершенствование навыков образования слов ...

Конспект урока русского языка: " Состав слова. Значимые части слова" ( УМК " Школа России" , 4 класс)

Тема: Состав слова. Значимые части слова.Цели деятельности учителя: совершенствование знаний учащихся о морфемном составе слова и каждой  значимой части слова.Планируемые результаты:Предметные: з...

Конспект урока на тему "Состав слова. Приставка"

Конспект урока по русскому языку на тему "Состав слова. Приставка"...