Разделительные твердый и мягкий знаки
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему
Урок повторения и обобщения знаний.Цель: Повторить правила правописания слов с разделительными твердым и мягким знаками; учить различать части слова; учить находить орфограммы в словах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razdelit._i_znaki.docx | 34.94 КБ |
razdelitelnye_i_znaki_-_chast_1.pptx | 1.38 МБ |
razdelitelnye_i_znaki_-_chast_2.pptx | 2.97 МБ |
razdelitelnye_i_znaki_-_chast_3.pptx | 2.58 МБ |
Предварительный просмотр:
(Слайд 1) Тема: Разделительные твердый и мягкий знаки
Цели:
Обучающие. Повторить правила правописания слов с разделительными твердым и мягким знаками; учить различать части слова; учить находить орфограммы в словах.
Развивающие. Создать условия для развития познавательной активности, развитие умения работать в паре, развитие логического мышления, культуры речи, развитие каллиграфических навыков.
Воспитывающие. Воспитывать доброжелательное отношение к собеседнику, умение договариваться, самостоятельность, воспитывать чувство красоты, любви к родной природе.
Формируемые УУД:
Предметные: повторить знаний о ъ и ь знаках, научиться правильно писать слова с ъ и ь знаками, объяснять почему в словах с приставками в одних случаях пишется ъ знак, а в других- нет; выполнять разбор слова по составу, различать орфограммы в корне слова.
Метапредметные:
Регулятивные: учиться принимать и сохранять в памяти цели и задачи учебной деятельности, учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале, адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами.
Познавательные: умение использовать знаково-символические средства (схемы) представления информации; извлекать необходимую информацию из текста, анализировать, сравнивать, обобщать.
Коммуникативные: уметь слушать и слышать собеседника, ориентироваться в целях и условиях общения, плодотворно сотрудничать, проявляя доброжелательное отношение к партнеру, уметь договариваться.
Личностные: формирование мотивации к творческому труду, развитие самостоятельности, навыков сотрудничества со сверстниками, умения пользоваться формами самооценивания и взаимооценивания на уроках.
Оборудование: компьютер, проектор, презентация.
Ход урока:
1. Организационный момент.
- Сегодня у нас необычный урок, на нем присутствуют гости, повернитесь к ним, поздоровайтесь кивком головы, улыбнитесь и садитесь.
- Я желаю вам всем успеха!
- Давайте улыбнемся и подарим улыбку и хорошее настроение друг другу. Спасибо. Садитесь.
2. Постановка учебной задачи и самоопределение к деятельности.
Формирование обучающимися темы и цели урока.
(Слайд 2-3) Девиз нашего урока:
«Друз…я, учен…е нас об…единяет!»
- Что вы видите? (предложение)
- Из чего оно состоит? (из слов)
- Попробуйте догадаться, над какой проблемой мы будем работать.
- Какие цели мы поставим перед собой на этом уроке?
(Слайд 4) Цели: -повторить правила употребления ъ и ь знаков;
- научиться правильно писать слова с ъ и ь знаками.
- Но прежде я хотела бы рассказать вам историю, которая произошла в обычной квартире с обычной девочкой.
- Пришла Света из школы. Опять у неё за диктант по русскому языку ошибки на правописание разделительных ъ и ь знаков. Всё вроде бы знала, а опять неудача!
Расстроилась Света. (Слайд 5) Посмотрела на картину в детской комнате, где среди зеленых деревьев и кустарников, покрытых снегом, приютился маленький зайчик, беленький с черными глазками – бусинками.
- Ну, что ж ты зайчик, не помог мне во время диктанта?
Я опять написала с ошибками! Не можешь ты помогать детям, а жаль!
Света легла спать не в самом хорошем настроении.
Пробило 12 часов. (Слайд 6) Вдруг картина ожила. Зайка встрепенулся, отряхнулся и очутился на середине огромной лесной поляны, на которой прыгали белочки, сидели волк с лисой, летали совы.
Видит Света, правда, сказать ничего не может, что собрал зайчик совет лесных обитателей и предложения им помочь Свете в изучении правописания разделительных знаков. Каждый из членов совета должен придумать что-то интересное. Своеобразное и легко запоминающееся, а в сегодняшнюю волшебную ночь, всё может сбыться.
Закипела работа. Построили волшебный дом. Написали большой плакат. (Слайд 7)
Повторенье – мать ученья.
На всякое объявление есть объяснение.
-Что написано на плакате? (пословицы) (Слайд 8)
Света стоит вроде рядом с учителем и слышит, что он спрашивает на уроке?
Учитель:
-Какая орфограмма объединяет все выделенные слова (разделительные Ъ и Ь знаки).
3. Работа над правописанием разделительных ъ и ь знаков.
- Света стояла перед картиной, наблюдая за действиями лесных обитателей, а сама думала: «Неужели картина может оживать, и все звери могут разговаривать? Да ещё правила помогать мне учить? Это просто невероятно!»
(Слайд 9) - Сделала Света шаг и очутилась в сторонке на этой же лесной полянке. Начала наблюдать. А давайте и мы с вами присоединимся к Свете?
4. Работа по теме урока.
1. Работа со схемами (на доске)
- А тем временем лесные зверушки добавили на домике две таблички. (Слайд 10)
«Что-то ничего не понимаю», - подумала Света.
- Ребята, посмотрите на схемы и расскажите правила правописания разделительного Ъ знака и разделительного Ь знака.
- Что общего есть в написании? В чем отличие?
- Для чего нужны нам эти знания?
5. Самостоятельная работа с взаимопроверкой
Первое задание принесла мудрая сова. (Слайд 11)
Полёт совы совершенно бесшумен благодаря её особенным перьям. Это полезное свойство помогает совам в их ночной охоте. Большинство сов — ночные птицы, днём они предпочитают спать Сова может повернуть голову на 270 градусов, то есть сделать три четверти полного оборота.
Глаза сов полностью неподвижны, именно поэтому природа наградила их такой подвижной шеей. У сов целых три пары век. Первая служит для моргания, вторая — для защиты глаз, третья — для сна.
1. Игра «Узнай слово»
- Подберите слова с разделительными Ъ и Ь знаками, объясняющие значение выражений, обозначьте орфограмму.
- Вход во многоэтажный дом … (подъезд)
- Снежная буря …. (вьюга)
- Растолковать, сделать понятным … (объяснить)
- Человек, который разносит почту … (почтальон)
- Пригодный для еды … (съедобный)
- Ягоды, сваренные в сахаре … (варенье)
- Место в пути, где дорога поднимается … (подъём)
- Орудие для охоты … (ружьё)
- Поменяйтесь тетрадями с соседом по парте, возьмите простой карандаш, проверьте работу друг друга по слайду. (Слайд 12)
Следующее задание принесла нам рыжая лисичка. (Слайд 13)
Лисица – зверь, являющийся синонимом хитрости. И, кстати, совершенно заслуженно – лисы действительно не только умны, но и хитры, что и позволяет им выживать в суровой природе. Лиса может услышать и почуять мышь под слоем снега толщиной в метр. Лиса способна бежать быстрым шагом всю ночь напролёт, не останавливаясь. Лисица может произносить около сорока различных звуков.
(Слайд 14) 2. Распределите слова в два столбика. Какое из выписанных слов прилагательное?
Семья, подъехать, съёмка, льётся, разъяснить, съедобный, муравьи, объявить, барьер, воробьи.
(Слайд 15)
разделительный Ъ | разделительный Ь. |
подъехать | семья |
съёмка | льётся |
разъяснить | муравьи |
подъёмный | бурьян |
объявить | воробьи |
Сравните эти два столбика.
1 столбик - все слова с приставками, приставки, оканчиваются на согласный звук, корень слова начинается на я, е, ё, и, ю, согласный перед Ъ - слышится твёрдым.
2 столбик - Ь разделяет согласный и гласный звуки, согласный - слышится мягко, Ь - пишется в любой части слова.
6. Физминутка. (Слайд 16)
- Определи на слух, какой знак пишется в данном слове. Ученики делают хлопок над головой - если в слове Ь), приседают - если в слове Ъ, стоят на месте - если в слове нет этих знаков.
- Съедет
- Мальчик
- Бьющийся
- Воробьи
- Спеть
- Объединение
- Овечьи
- Подъезд
- Съемка
- Хлопья
- Вьется
7. Работа в парах. (Слайд 17)
Следом за лисичкой прискакал и волчок-серый бочок.
Волки — гордые создания, для многих людей ставшие символом гордости и свободолюбия. Даже в неволе волки не поддаются дрессуре.
Волки отлично плавают — они вполне способны преодолеть по воде расстояние в несколько десятков километров. Волчьи уши способны уловить звук на расстоянии до девяти километров.
Волки стали первыми животными, которые были взяты под охрану как виды, которым угрожает вымирание.
(Слайд 18) 1. Образуй от данных слов однокоренные слова, заменив в них приставки указанными в скобках.
Поехал (под-), приезд (под-), заявил (об-), выяснил (об-), соединил (раз-), приём (под-), приехал (от-).
Запиши образованные однокоренные слова. Подчеркни ъ, выдели приставки.
(Слайд 19) Проверьте себя.
(Слайд 20) А вот и наш зайчик прискакал. Какое же задание он нам принес?
Зайцы — милейшие животные. Их можно встретить на всех континентах, кроме Антарктиды.
Вопреки распространённому мнению, зайцы не являются вегетарианцами — они охотно употребляют в пищу мясо.
Кроме того, зайцы отнюдь не так безобидны, как кажется. Их мощные задние лапы с острыми когтями — страшное оружие. Хотя, конечно, заячья натура такова, что защищаться заяц будет, только будучи загнанным в угол, в противном случае он будет до последнего стараться сбежать от источника опасности.
Вопреки закрепившемуся прозвищу «косой», косоглазием зайцы не страдают. Косым зайца прозвали охотники из-за его петляющего бега и привычки путать след.
Во время бега зайцы способны развивать скорость до семидесяти километров в час.
2. Прочитайте отрывок. Вставьте пропущенные буквы и объясните. Найдите и подчеркните слова, в которых есть разделительные Ъ и Ь знаки. Почему в слове съежась количество букв и звуков одинаковое?
Волк ужасно раз..ярен, С...есть ежа не может он. Еж..., хотя он и с...едобен, Для с...еденья неудобен: С...ежась, выставил иголки - Об...егорил злого волка. | С необъяснимою печал...ю Стою в раздум...е сам не свой: В лугах цветок иван-да-мар...ю Я не могу косить косой. |
Проверка. Волк ужасно разъярен, Съесть ежа не может он. Еж, хотя он и съедобен, Для съеденья неудобен: Съежась, выставил иголки - Объегорил злого волка | Проверка. С необъяснимою печалью Стою в раздумье сам не свой: В лугах цветок иван-да-марью Я не могу косить косой. |
Самооценка, выполненной работы.
(Слайд 21) - Проверьте и встаньте, кто не сделал ни одной ошибки? Поставьте себе оценку "5".
- 1 ошибка - "4".
- 2 ошибки - "3", и т. д.
8. Итог урока.
(Слайд 22) Проснулась утром Света и вспомнила чудный сон. Посмотрела она на картину над кроватью: все на своих местах. Но все, что было на полянке она запомнила крепко-накрепко.
-Спасибо, зайка! – прошептала Света и уверенно пошла в школу. С оценками по русскому языку теперь у неё всё в порядке!
(Слайд 23)
9. Рефлексия. Проанализируйте свою работу на уроке, воспользовавшись фразами:
- Я знаю, что разделительный Ъ знак пишется __________________.
- Я знаю, что разделительный Ь знак пишется ___________________.
- На этом уроке я узнал (а), что ________________________.
- Я не сделал(а) ошибки в ____________________.
- Я сделал(а) ошибку, но я знаю, _____________________.
10. Домашнее задание.
- Найди и запиши несколько пословиц, в которых встречаются разделительные Ъ и Ь знаки.
Резерв:
От белочки.
Белки — милые зверки, которых многие с умилением кормят орешками в парках. Пугливые и шустрые, белки отличаются беззлобным нравом. Правда, приручению они не поддаются — заключенные в клетки белки чахнут, хоть и живут дольше, чем на свободе.
Хвост для белки служит рулём — при прыжках она с его помощью управляет своим полётом, а еще с помощью хвоста белки общаются.
Белки отлично плавают, но при этом они держат хвост на поверхности воды. Если вдруг хвост окажется намочен, например, волной — белка, скорее всего, утонет, так как намокшая пушистая шерсть потянет её на дно.
«Найди ошибки!» (работа по карточкам)
В солнечный осений динёк мы собралис в лес за гребами. Папа объяснил нам, какие гребы седобные, а какие ядовитые. Мы подошли к перрону и сели в электричку. Скоро мы подехали к нужной станции, преодолели небольшой подём и вошли в лес. Под елъю мы нашли несколько боровиков. А вот под деревями сьёжились от холода несколько сыроежек.
Источники:
1. Сычёва Г.Н. Лучшие нестандартные уроки в начальной школе: русский язык/ Г.Н. Сычева. – Ростов н/Д: Феникс, 2014.
2. 20 интересных фактов о совах. // Сто фактов.ру URL: http://xn--80aexocohdp.xn--p1ai/20-%D1%84%D0%B0%D0%BA%D1%82%D0%BE%D0%B2-%D0%BE-%D1%81%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%85/ (дата обращения: 12.12.2017).
3. Фото животных // Яндекс URL: https://yandex.ru/search/?text=%D1%84%D0%BE%D1%82%D0%BE%20%D1%81%D0%BE%D0%B2%D0%B0&lr=20156&clid=2055106&win=107 (дата обращения: 12.12.2017).
4. 12 интересных фактов о лисах // Сто фактов URL: http://xn--80aexocohdp.xn--p1ai/12-%D0%B8%D0%BD%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B5%D1%81%D0%BD%D1%8B%D1%85-%D1%84%D0%B0%D0%BA%D1%82%D0%BE%D0%B2-%D0%BE-%D0%BB%D0%B8%D1%81%D0%B0%D1%85/ (дата обращения: 12.12.2017).
5. 27 интересных фактов о волках. // Сто фактов URL: http://xn--80aexocohdp.xn--p1ai/27-%D0%B8%D0%BD%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B5%D1%81%D0%BD%D1%8B%D1%85-%D1%84%D0%B0%D0%BA%D1%82%D0%BE%D0%B2-%D0%BE-%D0%B2%D0%BE%D0%BB%D0%BA%D0%B0%D1%85/ (дата обращения: 12.12.2017).
6. 15 интересных фактов о зайцах. // Сто фактов URL: http://xn--80aexocohdp.xn--p1ai/15-%D0%B8%D0%BD%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B5%D1%81%D0%BD%D1%8B%D1%85-%D1%84%D0%B0%D0%BA%D1%82%D0%BE%D0%B2-%D0%BF%D1%80%D0%BE-%D0%B7%D0%B0%D0%B9%D1%86%D0%B5%D0%B2/ (дата обращения: 12.12.2017).
7. 27 интересных фактов о белках. // Сто фактов URL: http://xn--80aexocohdp.xn--p1ai/20-%D0%B8%D0%BD%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B5%D1%81%D0%BD%D1%8B%D1%85-%D1%84%D0%B0%D0%BA%D1%82%D0%BE%D0%B2-%D0%BE-%D0%B1%D0%B5%D0%BB%D0%BA%D0%B0%D1%85/ (дата обращения: 12.12.2017).
8. Конспект урока и презентация к уроку русского языка в 4 классе по теме "Разделительный твердый и мягкий знаки" // Знанио URL: https://znanio.ru/media/konspekt_uroka_i_prezentatsiya_k_uroku_russkogo_yazyka_v_4_klasse_po_teme_razdelitelnyj_tverdyj_i_myagkij_znaki-89848/106996 (дата обращения: 12.12.2017).
9. Урок русского языка в 4 классе по теме «Разделительные Ъ и Ь». // myshared.ru URL: http://www.myshared.ru/slide/323458/ (дата обращения: 12.12.2017).
10 Урок русского языка на тему "Разделительный твердый знак и разделительный мягкий знак". 4-й класс // Открытый урок 1 сентября URL: http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/663172/ (дата обращения: 12.12.2017).
Волк ужасно раз..ярен, С...есть ежа не может он. Еж..., хотя он и с...едобен, Для с...еденья неудобен: С...ежась, выставил иголки - Об...егорил злого волка. | С необъяснимою печал...ю Стою в раздум...е сам не свой: В лугах цветок иван-да-мар...ю Я не могу косить косой. |
Волк ужасно раз..ярен, С...есть ежа не может он. Еж..., хотя он и с...едобен, Для с...еденья неудобен: С...ежась, выставил иголки - Об...егорил злого волка. | С необъяснимою печал...ю Стою в раздум...е сам не свой: В лугах цветок иван-да-мар...ю Я не могу косить косой. |
Волк ужасно раз..ярен, С...есть ежа не может он. Еж..., хотя он и с...едобен, Для с...еденья неудобен: С...ежась, выставил иголки - Об...егорил злого волка. | С необъяснимою печал...ю Стою в раздум...е сам не свой: В лугах цветок иван-да-мар...ю Я не могу косить косой. |
Волк ужасно раз..ярен, С...есть ежа не может он. Еж..., хотя он и с...едобен, Для с...еденья неудобен: С...ежась, выставил иголки - Об...егорил злого волка. | С необъяснимою печал...ю Стою в раздум...е сам не свой: В лугах цветок иван-да-мар...ю Я не могу косить косой. |
Волк ужасно раз..ярен, С...есть ежа не может он. Еж..., хотя он и с...едобен, Для с...еденья неудобен: С...ежась, выставил иголки - Об...егорил злого волка. | С необъяснимою печал...ю Стою в раздум...е сам не свой: В лугах цветок иван-да-мар...ю Я не могу косить косой. |
«Найди ошибки!» В солнечный осений динёк мы собралис в лес за гребами. Папа объяснил нам, какие гребы седобные, а какие ядовитые. Мы подошли к перрону и сели в электричку. Скоро мы подехали к нужной станции, преодолели небольшой подём и вошли в лес. Под елъю мы нашли несколько боровиков. А вот под деревями сьёжились от холода несколько сыроежек. | |
«Найди ошибки!» В солнечный осений динёк мы собралис в лес за гребами. Папа объяснил нам, какие гребы седобные, а какие ядовитые. Мы подошли к перрону и сели в электричку. Скоро мы подехали к нужной станции, преодолели небольшой подём и вошли в лес. Под елъю мы нашли несколько боровиков. А вот под деревями сьёжились от холода несколько сыроежек. | |
«Найди ошибки!» В солнечный осений динёк мы собралис в лес за гребами. Папа объяснил нам, какие гребы седобные, а какие ядовитые. Мы подошли к перрону и сели в электричку. Скоро мы подехали к нужной станции, преодолели небольшой подём и вошли в лес. Под елъю мы нашли несколько боровиков. А вот под деревями сьёжились от холода несколько сыроежек. | |
«Найди ошибки!» В солнечный осений динёк мы собралис в лес за гребами. Папа объяснил нам, какие гребы седобные, а какие ядовитые. Мы подошли к перрону и сели в электричку. Скоро мы подехали к нужной станции, преодолели небольшой подём и вошли в лес. Под елъю мы нашли несколько боровиков. А вот под деревями сьёжились от холода несколько сыроежек. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
« Друз..я , учен..е нас об.. единяет !»
« Друз ь я , учен ь е нас об ъ единяет !»
Цели: - повторить правила употребления Ъ и Ь знаков; - научиться правильно писать слова с Ъ и Ь знаками .
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Повторенье – мать ученья . На всякое объявление есть объяснение.
Повторенье – мать ученья . На всякое объявление есть объяснение.
Повторенье – мать ученья . На всякое объявление есть объяснение.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Под ъ езд, в ь юга, об ъ яснить, почтал ь он, с ъ едобный, варен ь е, под ъ ём, руж ь ё.
В..юга , под..ехать , с..ёмка , л.. ётся , раз.. яснить , с.. едобный , мурав ..и , об..явить , бар..ер , вороб ..и .
разделительный Ъ разделительный Ь. под ъ ехать сем ь я с ъ ёмка л ь ётся раз ъ яснить мурав ь и под ъ ёмный бур ь ян об ъ явить вороб ь и
Физминутка
Образуй от данных слов однокоренные слова, заменив в них приставки указанными в скобках. Поехал (под- ) - подъехал приезд (под- ) - подъезд заявил (об- ) - объявил выяснил (об- ) - объяснил соединил (раз- ) - разъединил приём (под- ) - подъём приехал (от- ) - отъезд
Образуй от данных слов однокоренные слова, заменив в них приставки указанными в скобках. Поехал (под- ) - подъехал приезд (под- ) - подъезд заявил (об- ) - объявил выяснил (об- ) - объяснил соединил (раз- ) - разъединил приём (под- ) - подъём приехал (от- ) - отъезд
Волк ужасно раз ъ ярен, С ъ есть ежа не может он. Еж, хотя он и с ъ едобен, Для с ъ еденья неудобен: С ъ ежась , выставил иголки - Об ъ егорил злого волка С необъяснимою печал ь ю Стою в раздум ь е сам не свой: В лугах цветок иван-да-мар ь ю Я не могу косить косой.
Проанализируйте свою работу на уроке, воспользовавшись фразами: - Я знаю, что разделительный Ъ знак пишется … - Я знаю, что разделительный Ь знак пишетс … - На этом уроке я узнал (а), что … - Я не сделал(а) ошибки в … - Я сделал(а) ошибку, но я знаю ...
Домашнее задание: Найди и запиши несколько пословиц, в которых встречаются разделительные Ъ и Ь знаки.
Спасибо за урок!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Правописание слов с разделительными твердым и мягким знаками
Тема: Правописание слов с разделительными твердым и мягким знаками.Цели: Совершенствование правописания в словах разделительного твердого и мягкого знаковРазвивать орфографическую зоркость, внимание, ...
Презентация к уроку русского языка по теме "Разделительные твердый и мягкий знаки" 3 класс
Правило написания разделительного ъ и ь знаков, задания...
урок русского языка во 2 классе по теме "Правописание разделительного твердого и мягкого знака." УМК "Гармония"
Тип урока: открытие новых знаний.Использованные технологии:Исследовательский метод в технологии деятельностного обучения.Методы проведения урока: исследовательская деятельность учащихся, постановка пр...
Разделительный твердый и мягкий знак
Тип урока: Закрепление изученного материала.Тема: «Разделительный твердый и мягкий знак»Цель: научиться правильно писать слова с разделительным твердым знаком.Задачи:1. организ...
Конспект урока: «Разделительные твердый и мягкий знаки» 4 класс
Урок русского языка 4 класс Цель: Повторить правила правописания слов с разделительными твердым и мягким знаками; учить различать части слова; учить находить орфограммы в словах....
Правописание разделительного твердого и мягкого знака
Правописание разделительного твердого и мягкого знака....
Технологическая карта урока русского языка «Разделительный твердый и мягкий знаки» ( УМК «Перспектива» , 3 класс)
Цель урока: формирование орфографического навыка правописания разделительного твердого и мягкого знаков в корнях слов и на границе приставки и корня.Задачи урокаДидактические:Закрепить знание правил о...