урок русского языка во 2 классе по теме "Правописание разделительного твердого и мягкого знака." УМК "Гармония"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме

Шрам Ирина Васильевна

Тип урока: открытие новых знаний.

Использованные технологии:

Исследовательский метод в технологии деятельностного обучения.

Методы проведения урока: исследовательская деятельность учащихся, постановка проблемных вопросов, беседа с закреплением материала в ходе урока, самостоятельная работа учащихся под контролем учителя.

Формы работы учащихся: фронтальная, групповая, работа в парах,  индивидуальная.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МОБУ «Средняя общеобразовательная школа №60» г.Оренбурга

Конспект урока русского языка

 2 класс по программе «Гармония»

учителя начальных классов

I категории

Шрам Ирины Васильевны

технологическая  карта  урока

ФИО учителя: Шрам Ирина Васильевна                                                                                                                    

2 класс.  Дата: 16 апреля 2014г.

Предмет: русский язык, УМК «Гармония»

Место и роль урока в изучаемой теме:  1 урок по теме.

Тема урока. Правописание разделительного твердого и мягкого знака.

Тип урока: открытие новых знаний.

Использованные технологии:

Исследовательский метод в технологии деятельностного обучения.

Методы проведения урока: исследовательская деятельность учащихся, постановка проблемных вопросов, беседа с закреплением материала в ходе урока, самостоятельная работа учащихся под контролем учителя.

Формы работы учащихся: фронтальная, групповая, работа в парах,  индивидуальная.

Цель урока: научить правильно писать слова с разделительным твёрдым  и мягким знаком.

Задачи урока :

Образовательные:
• создать условия для учебной деятельности, в ходе которой учащиеся познакомятся с новой орфограммой
• отработать навык правописания слов с разделительным ъ и ь знаком.
Развивающие:
• создать условия для развития познавательной активности детей, умения рассуждать, делать выводы
• способствовать развитию орфографической зоркости
• развивать умение работать в паре, в группе.
Воспитательные:
• воспитывать доброжелательное отношение друг к другу
• воспитание мотивов учения, положительного отношения к знаниям,

Планируемые результаты:
Личностные результаты учащихся:
• осознавать смысл изучения правописания разделительного твердого и мягкого  знака и успешного использования его в словах,
• понимать значимость правильного написания твердого знака,
• развитие навыка сотрудничества со взрослыми и сверстниками на уроке,
Метапредметные результаты:
Регулятивные:

-оценивать ход и результат выполнения задания;

  • - сравнивать свои ответы с ответами своих одноклассников
    Познавательные:
    • строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей,
    • самостоятельное создание алгоритма деятельности о правописании твердого и мягкого  знака,
    • уметь формулировать правило по написанию разделительного твердого и мягкого знака в словах.
    Коммуникативные:
    • внимательно слушать друг друга,
    • уметь  работать в паре , группе.
    Предметные результаты:
    Обобщить и закрепить знания о правописании разделительных ь и ъ знаков;
  • тренировать способность к умению различать написания Ъ и Ь;
  • совершенствовать навыки работы со словарём.


Оборудование: ноутбук, проектор, учебник, рабочие тетради, карточки с текстом , в который включены слова с мягким и твердым знаком презентация к уроку, сигнальные карточки для оценки результатов работы, светофор.

Ход урока:

№пп

Этап урока

Цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

1

Самоопределение к деятельности

Организация направленного внимания на начало урока.

Учитель проверяет готовность детей к уроку. Создает условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность.

Громко прозвенел звонок начинается урок.

Слушаем, запоминаем, ни минуты не теряем.

Психологически настраиваются на урок, проверяют наличие принадлежностей.

Регулятивные:

- волевая саморегуляцияЛичностные:

смыслообразование (Я должен посмотреть...)

Коммуникативные:

-подготовка к учебному сотрудничеству с учителем и со сверстниками.

2

Актуализация знаний и фиксация затруднения деятельности.

Актуализировать знания о правописании твердого и мягкого знака в словах.

1. Игра «Рыбалка»

- С какого шага начинаем?    - В какой части слова вы умеете проверять орфограммы?

–двое у доски слово «вьюн».

-Проверка з-б, выявление трудности постановки знака буквы.

Вы уже догадались о чем сегодня пойдет речь?

Почему они в стороне от всех букв?

 

Так может быть они нам и не нужны?

Какую роль они выполняют в словах?

Работают с словами, в которых проверяемые орфограммы.

Проверяют и подсчитывают количество правильных ответов, –двое у доски слово «вьюн».

Отвечают на вопросы учителя:

-( с разминки)

(в корне)

-О буквах ъ, ь.

-(Они не имеют звуков)

-Нужны)

(Ь показатель мягкости согласного, Ъ разделяет согласный от гласного) - схемы

Познавательные:

- общеучебные умения структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

 Логические:

- анализ, сравнение, синтез.

Регулятивные:

- контроль и оценка прогнозирования (при анализе учебного действия).

Коммун: уметь выражать свои мысли, слушать ответы одноклассников, сравнивать со своими ответами.

3

Целеполагание.

Постановка учебной задачи.

Познакомить с учебной задачей.

Согласовать и зафиксировать тему и цель урока.

1. Организовывает актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения новых знаний.

2. Фиксирует актуализированные способы действия в речи (повторение правил).

3. Фиксирует актуальные способы действия в знаках (эталоны, схемы, опора по правилам).

4. Организовывает обобщение актуализир. способов действий. Мотивирует  к учебному действию.

Ребята, выдогадались, о чём мы будем говорить сегодня на уроке. Кто может назвать тему урока?

Сформулируйте цель урока (чему будем учиться?)

Какие задачи необходимо решить?

-Что вам поможет сделать открытие?

-Чтобы достигнуть цели урока, можно идти разными путями.
Путь 1: взять готовый алгоритм
Путь 2: Выработать самим  алгоритм работы над правильным написанием слов с разделительным ъ и ь знаком.
-Каким путём мы пойдём и почему?

-Хорошо! Итак, мы сами «откроем» правило написания слов с разделительными ь и ъ знаками

1. уч-ся ставят цель урока.

2. уч-ся определяют средства (алгоритмы, модели, справочники, Интернет...) вывод в учебнике .

3. уч-ся формулируют шаги, которые необходимо сделать для реализации поставленной цели

(правописание разделительных ъ и ь знаков)

Учиться писать слова с ь и ъ знаками

Красиво писать, внимательно слушать учителя, дружно работать в группе, в паре.

План.

(Лучше попробовать самим выявить правило, чтобы лучше им овладеть и запомнить его).

Личн:анализировать учебную ситуацию и ставить задачу урока

Коммун: высказывать свои мнения, слушать ответы других.

4

Построение проекта выхода из затруднения

Учить самостоятельно формулировать правило, организовать фиксацию преодоления затруднения.

1. Организовывает реализацию построенного проекта в соответствии с планом.

2.  Организовывает фиксацию нового способа действия в речи.

3. Организовывает фиксацию нового действия в знаках.

4. Обсуждение возможности применения нового способа действий для решения всех заданий данного типа.

5. Организовывает усвоение детьми нового способа действий во внешней речи

( в парах

- Что помогает в открытии нового?

-Составим план нашей работы.

- Расположите правильно части плана.

             План.

Сделаю вывод.

Построю схему.

Проанализирую слова

Учитель предлагает выполнить упр. 553 учебника, где предлагается слова разбить на 2 группы.( с комментированием) Какие? (Слайд2)

1)-А анализировать мы будем слова из упражнения учебника. (Слайд 2)

- Что значит проанализировать? (Найти признаки сходства и различия)

  – Что общего в каждой группе слов?

 -Выделим корни в словах.

- Какая часть стоит перед корнем?

- Что же разделяет ъ? Перед какими буквами пишется ъ разделительный?

.- Что общего в словах второго столбика?

- Перед какими буквами пишется ь разделительный знак?

2)- Построим схему. Работа в группах.

Повторим правила работы в группе.

3) Сделайте вывод.( расскажите правило), опираясь на схему. Как вы будете пользоваться этим правилом? Расскажите по алгоритму.
– Давайте посмотрим, правильный ли мы сделали вывод?

- проводят наблюдение над словами в написании которых есть ъ и ь

- определяют роль ъ и ь в слове и их правописание.

- -самостоятельно формулируют правило и записывают его в виде опорной схемы.

План .

План работы.

1.Проанализирую слова.

2. Построю схему.

3. Сделаю вывод

Выполняют упражнение с комментированием.

-Найти сходства и различия.

(работают маркером на доске)

Отвечают на вопросы учителя

Работа в группах -  составление схем, проверка с исправлениями и дополнениями.

Делают вывод, пользуясь схемой.

(Читают правило по учебнику)

Коммуникативные:

Планирование учебного сотрудничества

Познавательные:

- поиск и выделение необходимой информации

- смысловое чтение

- построение логической цепи рассуждения

5

физминутка

6

Первичное закрепление во внешней речи.

формирование навыка правописания разделительного твёрдого знака.

. Организовывает самостоятельное выполнение уч-ся типовых заданий на новый способ действия.

- Ну что ж, начнём тренироваться ставить эти знаки в нужном месте.

И сейчас я вам предлагаю работу в  микрогруппах . (Паровоз)

Каждая группа получает задание. Прикрепить свой вагон к составу поезда, на котором записаны слова с пропущенной буквой. Вам надо подумать какой разделительный знак надо  вписать ь или ъ. Как только запишите, идёте и прикрепляете свой вагон.

Слова на вагонах: объявил, съехались, подъехал, отъезд, подъём, веселье, затишье, деревья, вьюга, варенье.

 Ну а теперь посмотрим, какой состав поезда у нас получился.

- работа в микрогруппах.

(учащиеся выполняют задание).

        Слова на вагонах: объявил, съехались,       подъехал, отъезд, подъём, веселье, затишье, деревья, вьюга, варенье.

Проверка работы групп.

Регулятивные:

- контроль и коррекция в форме сравнения способа действия и его результата с заданным эталоном.

Познавательные:

-умение осознанно и произвольно строить высказывания.

Личн:осознание смысла изучения правописания ъ  и ь знака и успешное использование его в словах.

7

Самостоятельная работа с самопроверкой

Учить детей в самоорганизации при выполнении учебного задания.

- Организовывает сопоставление работы с эталоном для самопроверки.

-По результатам выполнения самостоятельной организовывает рефлексию деятельности по применению нового способа деят-сти.

-А мы продолжаем учиться различать,  где писать разделительный ь, а где разделительный ъ. И сейчас я предлагаю вам поработать в паре с проверкой.

Положите перед собой лист с заданием. Ваша задача: внимательно прочитать слова. Решить орфографические задачи. Кто сможет составить из них предложение и записать на листочке. .

Вз…ерошенные прыгали у вороб…и руч…я

Приход солов…и весны   об…явил.

- самостоятельная работа по карточкам в парах с проверкой работы других пар.

(Взъерошенные воробьи прыгали у ручья. Соловьи объявили приход весны.)

 Регулятивные:

- контроль и коррекция в форме сравнения способа действия и его результата с заданным эталоном.

Познавательные:

-умение осознанно и произвольно строить высказывания.

Личност: самоопределение к деятельности, способность к самооценке.

Коммун: умение работать в группе и парами.

8I

Включение в систему знаний.

Закрепить изученный материал, проконтролировать умения учащихся использовать полученные умения и навыки.

Организует самостоятельную  работу по учебнику с последующей самопроверкой по образцу.

Работа по учебнику (самостоятельная)

Проверяют свою работу по образцу на экране..

9

Домашнее задание

Учитель предлагает выполнить дома разноуровневые задания (на экране)

Красный огонек – – упр .557

Желтый огонек - придумать и записать по 7 слов с   разделительным ъ и ь.

Зеленый огонек – найти стихи, в которых есть разделительный ъ.

Слушают учителя, выбирают  и записывают домашнее задание.

Познавател:

- умение структурировать знания

- оценка процессов и результатов деятельности

 Регулятивные:

- волевая саморегуляция

- осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению

10

Рефлексия учебной деятельности

Сформировать личную ответственность за результат  своего труда.

1. Организовывает рефлексию уч-ся по поводу своего психоэмоционального состояния, мотивации, своей деятельности, взаимодействия с учителем и одноклассниками.

С какой новой орфограммой познакомились?

-Что нового узнали?

-Какие задачи мы ставили? Какой вывод мы можем сделать?

-Удалось ли нам достичь поставленных цели?

- Оцените свою работу  на уроке в листах самооценки.

-Выставление оценок за урок. Комментирование оценок.

-Подумайте и сделайте вывод о результатах своего труда на уроке с помощью дешефратора :

-Пусть каждый из вас выберет себе утверждение.

Перед вами карточки разного цвета. Выберите утверждение с которым  вы согласны, поднимите соответствующийцвет дешефратора

  Спасибо за работу. Сегодня вы хорошо потрудились, молодцы!                                                                    

Оценивают свою деятельность, взаимодействие с учителем и одноклассниками.

Коммуникативные:

- умение выражать свои мысли

- оценивание качества своей и общей учебной деятельности

Личн:осознать смысл правописания разделительного ъ и ь, понимать значимость правильного написания разделительного твёрдого и мягкого знака.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема урока: «Правописание разделительных ъ , ь знаков.» Цель урока: Научиться определять, когда нужно писать разделительный ъ или ь знак в словах.

Слайд 2

ъ ь в ъ ехал с ъ еду об ъ явление под ъ езд в ь юга п ь еса в ь ют вороб ь и

Слайд 3

ь е ё ю я и согл . глас. е ё ю я ъ согл . глас . Прочитайте правило на с. 79

Слайд 4

Проверь себя! Съехал, поехал , въехал, доехал , подъехал, отъехал, заехал.

Слайд 5

Домашнее задание (по выбору) : – упр .557 - придумать и записать по 7 слов с разделительным ъ и ь . – найти и записать стихи, в которых есть разделительный ъ и ь .

Слайд 6

Повторяй! Не зевай! До встречи!

Слайд 7

бодрости здоровья успехов счастья друзей исполнения желаний красоты Цветик-семицветик желает:

Слайд 8

Домашнее задание (по выбору) : – упр .557 - придумать и записать по 7 слов с разделительным ъ и ь . – найти и записать стихи, в которых есть разделительный ъ и ь .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку. 2 класс по теме "Разделительные Ъ и Ь знаки"

Конспект по русскому языку составлен с учетом УУД. Цель урока: формирование умения употреблять слова с разделительными Ъ и Ь знаками в устной и письменной речи. На уроке предусматривается инсцени...

Урок русского языка - 2 класс по теме Разделительные Ъ и Ь разделительные знаки.

Технологическая карта урока с отработкой УУД по каждому этапу урока....

разработка урока русского языка 4 класс по теме "Простые и сложные предложения. Знаки препинания."

Урок составлен по УМК "Перспектива" в технологии системно-деятельностного подхода....

Технологическая карта урока русского языка. 2 класс. УМК "Перспектива". Тема: "Твёрдые и мягкие согласные звуки. Обозначение их на письме."

Технологическая карта урока русского языка. 2 класс. УМК "Перспектива". Тема: "Твёрдые и мягкие согласные звуки. Обозначение их на письме."...

Презентация к уроку русского языка 3 класс УМК «Планета Знаний»Тема: Употребление мягкого знака после шипящих на конце существительных женского рода (в именительном падеже)

Эта презентация поможет систематизировать подачу нового материала по теме: Употребление мягкого знака после шипящих на конце существительных женского рода (в именительном падеже)...

Урок русского языка 2 класс по теме Разделительный мягкий знак

Урок русского языка 2 класс по теме  Разделительный мягкий знак...