Сценарий урока русского языка 3 класс "Школа РОССИИ", тема "Корень слова"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Казанцева Ирина Петровна

На уроке у учащихся сформируются умения распознавать однокоренные слова и выделять корень слова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon koren_slova_3_klass.doc78 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1»

Урок  русского языка

Тема. «КОРЕНЬ СЛОВА»

УМК «Школа России»

3 класс

Учитель: Казанцева Ирина Петровна

Тип  урока: Формирование новых знаний.

Результаты деятельности:

а) личностные: развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных ситуациях ,

способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

б) метапредметные

-регулятивные:  планировать решение учебной задачи,  оценивать  правильность выполнения действия по результату.

- познавательные: воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; классифицировать объекты по родовым признакам, сравнивать, обобщать ;

- коммуникативные:   участвовать в учебном диалоге и строить  монологические высказывания; работать в парах , допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной .

Предметные: - распознавать однокоренные слова, находить в словах корень;

                         - выделять морфему в соответствии с предложенным алгоритмом.

Цель: формирование у учащихся умения распознавать однокоренные слова и выделять корень слова.

Оборудование:  Проектор, экран, компьютер, карточки для работы в группах

Этап урока

Результат этапа

Цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

1 Организационный момент.

2.

Самоопределение к деятельности.

3. Актуализация знаний

( мотивация)

4.

Физминутка

5.

Постановка учебной задачи

6.

Решение учебной задачи

7.

Первичное закрепление

8.

Самостоятельная работа

9.

Рефлексия.

Готовность к уроку.

 

Понять свои интересы,  увидеть проблему, задачу, выразить её словесно

 

Осознание необходимости получения новых знаний.

 

Создание условий для формулировки цели урока  и постановки учебных задач.

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний, связей и отношений в объекте изучения.

Учатся пользоваться алгоритмом работы

Установление правильности и осознанности усвоения учебного материала, выявление пробелов, неверных представлений, их коррекция.

Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации.

Умение соотносить цели и результаты собственной деятельности

Создание атмосферы дружелюбия, умение оценивать готовность к предстоящей деятельности.

Умение оценивать готовность к предстоящей деятельности (на уроке)

Определение границ знания и незнания.

Обеспечение мотивации для принятия учащимися цели учебно-познавательной деятельности.

Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи

Участие в учебном диалоге и строить монологические высказывания

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний, связей и отношений в объекте изучения.

Уметь классифицировать объекты (объединять в группы по существенному признаку;

оценивать уровень владения тем или иным учебным действием

Анализ и оценка успешности достижения цели; выявление качества овладения знаниями

Приветствие. Прочитайте на слайде девиз урока.

«С малой удачи начинается большой успех! »        

- Я желаю вам удачи на уроке.

Подарите другу улыбку и пожелайте  удачи!

-Какие качества ученика помогают быть успешным?

- Какое важное умение вы развиваете на уроках русского языка?

В корне слова  смысл упрятан -

Это помните, ребята,

От него растут всегда быстро новые слова

Лес – лесник, лесной, лесок,

Дружный- друг, дружить, дружок.

В этих семьях есть глава,

Это корень слова. Да!

- Может ли это стихотворение помочь определить тему нашего урока?

-Эта тема для нас новая?

  - Какую цель мы поставим перед собой?

1 ученик у доски составляет цель (дана вразброс)

Корень учения горек, а плод сладок.                          

        

- Прочитайте пословицу и объясните, почему так говорят.                      

Какое значение у слова корень в пословице?

- Слово корень – многозначное: корень – подземная часть растения; внутренняя, находящаяся в теле часть зуба, волоса; корень слова.

-  Что общего в значении этого слова?

-Послушайте сказку про корень слова.

-Что же растет от корня слова?

-Как они называются?

Я называю пары слов, если слова однокоренные руки вперед, если нет, то руки в стороны.

Горный , горкий. Морской, моряк. Земля, земляк. Косичка, косолапый. Вода, водитель. Ива, ивушка.

-Откройте учебник стр.74

Прочитайте, на какие вопросы нам предстоит ответить на уроке?

Я предлагаю задать другие вопросы корню слова

- На какие поставленные вопросы вы уже можете ответить?

- Предлагаю найти ответы на оставшиеся вопросы. Проведём небольшое исследование группы слов.

У. 130 с. 74  - Прочитайте задание

     Осиновый , осинник, осинки, осины, подосиновик

- Запишите слова, выделите  корень, подчеркните непроверяемую орфограмму.

 Давайте ответим на первый вопрос: что такое корень?

Проведём опыт: закроем полоской бумаги корень слова и прочитаем то, что осталось незакрытым. Можно ли назвать то, что прочитали словами?

Вывод:  Корень в однокоренных словах  пишется ___________.

    В слове обязательно должен быть ____________ .  

   Он сохраняет  __________________ всех однокоренных слов.

- Как вы считаете, вы умеете подбирать однокоренные слова?

-  Тогда поиграем в игру «Кто больше?» карточки

- Я убедилась в том, что вы хорошо умеете подбирать однокоренные слова.

Учащиеся получают карточку корня слова:

I ряд – цвет.

II ряд –зим.

III ряд –берёз

- Теперь попрошу представителя от каждого ряда представить результаты исследования

Вывод: чтобы найти _______ в слове, надо подобрать       _________________        и выделить в них _________   часть.

- А теперь предлагаю ваши выводы сравнить с выводами учебника на стр. 74,75.

- Итак, на все поставленные вопросы ответили. Можно заканчивать урок?

Гном и дом
Жил да был веселый гном.
Он в лесу построил дом.
Рядом жил поменьше гномик.
Под кустом он сделал домик.
Самый маленький гномишко
Под грибом сложил домишко.
Старый, мудрый гном-гномище
Выстроил большой домище.

- В завершении урока поработайте с рефлексивной карточкой. Поставьте знак «+» в квадратике напротив того утверждения, с которым вы согласны.

Солнышко и лучики красный, желтый, синий.

Нарисовать лучи солнышку.

Дети приветствуют друг друга.

-Внимательность, целеустремленность, желание узнавать новое, трудолюбие.

-  Умение грамотно писать.

Развиваем орфографическую зоркость.

-Да, тема урока «Корень слова»

-Нет.

Цель: формирование у учащихся умения распознавать однокоренные слова и выделять корень слова.

Ответы учащихся.

«Корень учения» - это основа знаний. Каждый человек прекрасно знает об этом корне, соприкасаясь с ним в школе. Он бывает горек и студентам  тем, что отнимает много времени. Горький  вкус его объясняется и не всегда положительными оценками, и волнениями при сдаче экзаменов.

«Плод сладок» -  это напоминание о том, что результаты труда стоят его. Обучение не бывает вечным, и когда оно завершится, человеку станет приятно и легко.

- Это важная, главная часть чего-либо. Например, корень учения – основа знаний.

-Новые слова.

-Однокоренные

- Что такое корень слова? Как его находить?

Какова его роль в слове? Как пишутся корни? Для чего нужно находить корень?

- Мы знаем, для чего нужно уметь находить в слове корень. Мы знаем, что это часть слова. Мы уже знаем, каким значком он обозначается.

Учащиеся работают по учебнику, 1 ученик у доски

Как вы определили однокоренные слова?

Во всех словах есть одинаковая часть.

Общая часть родственных слов

Корень – это главная значимая часть слова.

Работа в паре

Да /Нет. Нам нужно упражняться в подборе однокоренных слов.

Учащиеся называют как можно больше однокоренных слов (фронтальная работа).

Один учащийся из каждого ряда работает на доске

Дети работают в паре, обсуждая  и оценивая результат своей работы.

Учащиеся делают вывод.

По слайду

Рефлексия

Я знаю

  • что такое корень слова          
  • как обозначается корень слова
  • для чего надо уметь подбирать однокоренные слова

Я умею

  •  подбирать однокоренные слова
  • находить в слове корень

Я не понял: _________________________

                                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий урока русского языка 3класс "Основа. Окончание слова"

Урок русского языка по образовательной программе "Школа 2100". Составлен в рамках реализации ФГОС. Исрользутся системно-деятельностный метод. Учащиеся работают парами, группами, учаться добывать инфор...

Урок русского языка « Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова?» УМК «Школа России» .2 класс

Урок русского языка « Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова?»УМК «Школа России» .2 класс...

Урок русского языка по теме: "Корень слова. Однокоренные слова" УМК "Школа России"3 класс

Конспект открытого урока по русскому языку по теме: « Корень слова. Однокоренные слова» 3 класс...

Технологическая карта урока русского языка «Школа России» "Правописание слов с суффиксами – ек, - ик "

Технологическая карта урока русского языка «Школа России»  "Правописание слов с суффиксами – ек, - ик "...

Методическая разработка урока русского языка по теме "Корень слова. Однокоренные слова." 2 класс , "Школа России.

Разработка урока русского языка по теме "Корень слова. Однокоренные слова" составлена для 2 класса в виде технологической карты....

Сценарий урока русского языка Тема урока: «Сложные слова, соединительные гласные о, е в сложных словах»

Тип урока: «открытие» нового знания • Дидактическая цель: создать условия для формирования нового понятия «сложные слова» учебник «Русский язык» Чура...

Технологическая карта урока русского языка по теме «Корень слова. Однокоренные слова.» Предмет: Русский язык Класс: 3 , УМК «Школа России». В.П. Канакина, В.Г. Горецкий

Технологическая карта урока русского языка в 3 классе УМК "Школа России" по теме "Корень слова. Однокоренные слова"...