Проект урока "Бывают ли у согласных звуков сильные и слабые позиции?"
учебно-методический материал по русскому языку (2 класс) по теме
Урок разработан по программе Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, 2 класс
Скачать:
Предварительный просмотр:
Проект урока по русскому языку. 2 класс.
Тема: Бывают ли у согласных звуков сильные и слабые позиции?
Цель: Установить, бывают ли у согласных звуков сильные и слабые позиции.
Тип урока: Постановка учебной задачи.
Задачи:
образовательные: 1. Выяснить, чередуются ли согласные звуки.
2. Определить, какая позиция для согласных звуков является сильной, какая – слабой.
развивающая: Продолжить работу по формированию компонентов учебной деятельности на материале урока. Развивать коммуникативные умения учащихся
воспитательная: воспитывать уважительное отношение к одноклассникам, учителю в процессе работы на уроке.
Методы: анализ теоретического материала, схем, моделей.
Формы: работа в группах, парах, фронтальная.
Средства: материал теоретический и практический, зафиксированный в виде схем и моделей на слайдах презентации.
Этапы урока: 1. Создание ситуации успеха.
2. Возникновение ситуации интеллектуального конфликта.
3. Фиксация места разрыва в графико-знаковой форме.
4. Формулировка учебной задачи учащимися и педагогом.
Ход урока:
1 .Создание ситуации успеха.
Учащимся предлагается задание, которое они выполняют индивидуально известным способом.
Задание (см. слайд 1)
Сделайте буквенную запись данного текста, пропустите орфограммы слабых позиций гласных звуков, подчеркните их.
[в дом'и жыл'и мышы].[жыл там и кот рыжык].[вот б'ижыт мышка].[ рыжик цап мышку]!
Обсуждение вариантов написания слова «Рыжик» (см. слайд 2)
Маша: рыж_к
Петя: Рыжик
Алеша: Рыж_к
С кем из ребят согласны вы? Объясните, почему.
В качестве версий выступали варианты Пети и Алеши.
Дети - Я согласен с Петей, потому что жи и ши надо писать с буквой и.
-Я согласен с Алешей, т. к. после буквы ж слабая позиция гласного звука, поэтому его нужно пропустить.
В результате обсуждения в качестве верной была признана версия Алеши.
2. Возникновение ситуации интеллектуального конфликта.
Разговор между хорошо известными детям героями Машей, Петей, Алешей и Сам Самычем является тем материалом, на котором происходит «разрыв».
Однажды Петя записал такое предложение: «П-_ р-ке пл-вут б-льши-_ пл-ты.» (см. слайд 3)
Посмотрел на него и сказал:
-Какие вредные эти гласные звуки! То и дело они в слабой позиции. Вот и пропускай буквы. Все слова с «дырками»! То ли дело согласные! Никаких у них позиций нет. Как слышишь, так и пиши.
-Почему ты так думаешь? -спрашивает Сам Самыч.
-Какие же у них сильные позиции?- удивляется Петя. - Сильная позиция - это под ударением. А разве на согласные падает ударение? Нет. Значит сильных и слабых позиций у них нет.
Тут Алеша говорит:
-Так это у гласных звуков позиции различаются по ударению. А у согласных, может быть, по другому признаку?
-Вот еще!- не сдавался Петя.- Только что выучили, что сильная позиция - под ударением, слабая - без ударения.
-Но ты забыл главное, - заметила Маша. - В сильной[ позиции могут чередоваться любые звуки, а в слабой позиции любые звуки невозможны. Может быть, и согласные так же чередуются?
Сам Самыч предложил:
- Это нужно проверить. Вот тогда мы и узнаем, есть ли сильные и слабые позиции у согласных звуков и можно ли их обозначать по слуху.
3. Фиксация места разрыва в графико-знаковой форме. Задание (см. слайд 4)
Из каждой пары слов выпишите последние согласные звуки. Одинаковы ли они в каждой паре? (Нет, разные.) В какой паре они чередуются? (Во второй) Покажите это.
На доске и в тетрадях появляется запись:
[плут] [гот]
[плуты] [годы]
[т] [т] [т] // [д]
-Сравним позиции звука [т] в первой паре слов. Одинаков ли у них сосед слева? (Да.) А сосед справа? (Первый звук стоит в конце слова, а второй перед гласным) На доске появляются модели:
Точно так же разбирается вторая пара слов.
- В позиции «перед гласным» встречаются разные звуки? (Да) А в конце слова? (Одинаковые)
- Как называется позиция, в которой могут встречаться разные звуки? (Сильной) Значит позиция «перед гласным» - сильная для согласных звуков(см слайд 8).
-В какой позиции разные звуки могут заменяться одинаковыми? (В слабой) Значит, конец слова - слабая позиция для согласных звуков (см. слайд 5)
-Чем отличаются чередующиеся звуки [д] и [т] (звонкостью) Может ли на месте звука [т] появиться какой-либо другой звук (Нет, только глухой парный звук).
- Ниже сделайте буквенные записи этих пар слов, пропуская слабые позиции. Какие буквы по закону письма мы должны были записать на месте слабых позиций? (См. слайд 8) (По закону письма в слабой позиции звук обозначается той же буквой, что и звук в сильной позиции. Поэтому в слове плут нужно вставить букву т, а в слове год - букву д.)
4. Формулировка учебной задачи учащимися и педагогом.
- Что нового для себя вы узнали на уроке?
Дети: - У согласных тоже есть сильные и слабые позиции.
- Пропуски нужно ставить не только в слабых позициях гласных звуков, но и согласных.
- Перед гласными согласные пропускать не надо, т. к. это сильная позиция.
- В конце слова всегда нужно пропускать согласные, парные по звонкости-глухости.
- Как вы думаете, чем мы будем заниматься на последующих уроках?
Дети: - Будем учиться ставить пропуски на месте слабых позиций согласных звуков.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОБОБЩЕНИЕ ЗНАНИЙ О СИЛЬНЫХ И СЛАБЫХ ПОЗИЦИЯХ СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ. НАШ ГОРОД.
Урок русского языка во 2 классе (система Эльконина-Давыдова)...
"Есть ли у согласных звуков сильная и слабая позиции"
Методическая разработка урока по русскому языку, 2 класс, учебник Е.В. Восторговой...
Сильные и слабые позиции согласных звуков.Позиции согласных, парных по звонкости-глухости, перед сонорными.
Урок разработан по системе Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова....
УРОК Есть ли у согласных звуков сильная и слабая позиции?
УРОК Есть ли у согласных звуков сильная и слабая позиции?...
Конспект открытого урока "Сильные и слабые позиции согласных звуков"
Открытый урок по теме "Сильные и слабые позиции согласных звуков". Урок русского языка для второго класса (система развивающего обучения Д.Б.Эльконина, В.В. Давыдова)...
Урок обучения грамоте «Многозначные слова. Сильная и слабая позиция согласного звука».
Цеели урока :расширить знания о многозначных словах, учить наблюдать за позициями согласных звуков, за расхождением графического и фонетического образа слов, развивать речевую и мысл...
Технологическая карта урока русского языка "Согласные в сильной и слабой позиции" (УМК "Эльконина-Давыдова", 2 класс"
Цель урока: формирование умения определять позиции у согласных звуков; формирование навыка определения позиции согласных и гласных звуков.Задачи урока Планируемые результатыДидактические:1) учить...