Словосочетание
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Полянская Эльвира Николаевна

Технологическая карта урока русского языка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehkrta_russkiy.docx45.1 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока русского языка

1. Класс:  3 «Е»    

2. Тема урока: Словосочетание.

Цель деятельности учителя

(цель урока)

познакомить с понятием «словосочетание» как языковой единицей.

Тип урока

Открытие нового знания

Планируемые образовательные результаты

Предметные: Познакомятся с понятием «словосочетание», научатся выделять словосочетания в предложении; различать основу предложения и словосочетание;

Метапредметные: Познавательные: составлять устно монологическое высказывание по предложенной теме (рисунку); осуществлять сравнение, сопоставление,

регулятивные: принимать и сохранять цель и учебную задачу, соответствующую этапу обучения (определенному этапу урока), с помощью учителя; понимать выделенные ориентиры действий (в заданиях учебника, справочном материале учебника – памятках) при работе с учебным материалом; высказывать свое предположение относительно способов решения учебной задачи;

 коммуникативные: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом учебных и жизненных речевых ситуаций из собственного опыта; критично относиться к своему мнению; уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми, придерживающимися другого мнения

Личностные: проявлять положительную мотивацию и желание выполнять учебное действие, осознавать язык как основное средство человеческого общения, понимать важность общения как значимой составляющей жизни общества

Формы обучения

фронтальная, парная, индивидуальная

Образовательные ресурсы

 «Русский язык» учебник для 3 класса ,авторы Л.Ф.Климанова, С.Г.Макеева, электронное приложение к учебнику Л.Ф.Климановой, С.Г.Макеевой, поурочные разработки по русскому языку  Н.Ю. Васильева «Русский язык»

Оборудование

Мультимедийный проектор, компьютер

Основные понятия

Словосочетание, предложение

Организационная структура урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Формы организации взаимодействия

УУД

1.Организационный момент

Создает условия для возникновения у учащихся внутренней потребности включения в деятельность.

- Проверьте свою готовность к уроку. На партах у вас должны лежать учебник, рабочая тетрадь, пенал.

-Какое у вас настроение? Посмотрите друг на друга, улыбнитесь друг другу. И мысленно пожелаем друг другу удачи. Будем работать дружно, и у нас всё получится!

Настраиваются на предстоящую совместную деятельность.

Фронтальная

Л.: формирование положительной мотивации, внутренней потребности

Р.: Формирование саморегуляции

2.Актуализация знаний

Проверяет понимание изученной на прошлом уроке темы.

-Ребята, прочитайте текст.

-Что вы заметили?

-Так вот я вам предлагаю отредактировать его, то есть построить слова так, чтобы данного повторения не было.  

-Итак, в каких предложениях вы  заменили слово «морж»? (ученики читают по одному исправленному предложению)

-Какие слова мы использовали?

-Молодцы, все справились.

Актуализируют знания, полученные на прошлом уроке

Работают в парах, редактируют текст

Отвечают на вопросы

Фронтальная

Парная

Р: принятие и сохранение учебной задачи

 К: Понимание возможности различных позиций других людей, отличных от собственной, и ориентировка на позицию партнёра в общении

и взаимодействии;

3.Постановка темы и цели урока.

Организует работу над словами с непроверяемым написанием. Подводит к определению учащимися темы и цели урока.

-Запишите слова

собака, ласточка, огурец, вагон, овощи, соловей, огурец, четверг, ель, трактор, адрес, ноябрь, игла, Ева

-Как одним словом назвать эти слова?

( словарные)

-Какое слово было лишним? (Ева)

- Запишите красиво первые буквы слов:

-Посмотрите на строку чистописания и определите тему урока. СЛОВОСОЧЕТАНИЕ

Записывают слова в тетрадь, определяют тему и цель урока

Фронтальная

Л.: определение границ собственного знания и незнания.

Р.: постановка учебной задачи в сотрудничестве с учителем

4.Открытие нового знания

Осуществляет подводящий диалог, приводящий к пониманию темы урока.

- назовите предмет (карандаш)

Опишите его более подробно (красный карандаш, новый карандаш, сломанный карандаш)

Опишите одним словом, что вы любите делать (петь, читать, рисовать)

А теперь расскажите о вашем любимом занятии двумя словами.

- когда мы говорим о чем-то более подробно, что мы для этого используем?

- послушайте сообщение профессора Самоварова.

Работают в диалоге с учителем, отвечают на вопросы, подходят к пониманию понятия словосочетание.

Смотрят ролик и слушают профессора

Фронтальная

Л.: осмысление

П.: подведение под понятие

Р.: принятие и сохранение учебной задачи

К.: учет разных мнений и стремлений.

5.Превичное закрепление.

Уточняет понимание учащимися темы.

-Что такое словосочетание?

-Для чего оно служит?

-А теперь поработаем по учебнику. Выполним упр.135.

Прочитайте слова в 1-м столбике. Прочитайте слова во втором столбике.

 В каком из них то, что изображенное на рисунке описывается более точно?

-Как вы догадались?

-Все верно, во втором столбике дано точное описание предметов на рисунке. А как называются данные сочетания?

-Спишите словосочетания из второго столбика в строчку, через запятую. Запишите номер упр., переписывайте аккуратно без ошибок.

Физкультминутка

-А теперь выполним письмо с комментированием (ученика вызывает к доске).

Учитель диктует предложение: Задорные ребята  побежали в березовую рощу.

ребята (какие?) задорные

побежали (куда?) в рощу

в рощу (какую?) березовую

 Найди главные члены предложения, подчеркни их. Как ты думаешь, это словосочетание?

-Ребята запомните, главные члены предложения не являются словосочетанием, они образуют предложение, которое служит для сообщения, а словосочетание служит для названия предметов или действий.

-Теперь найди в предложении словосочетания и выпишите их отдельно, с новой строки в столбик.

 Чтоб найти словосочетания  вам поможет памятка.

-Итак, повторим, что такое словосочетание? Кому не понятно? Являются ли главные члены предложения словосочетанием? Почему?

Отыскивают словосочетания, определяют, в каком столбике более точно дается описание предмета

Записывают словосочетания в тетрадь

Ученик работает у доски, письмо с комментированием.

Выясняют, может ли грамматическая основа предложения быть словосочетанием.

Учатся находить словосочетания в предложении.

Фронтальная

Л.: формирование мотивов социального признания

К.: формулирование собственного мнения, позиции

П.: построение логической цепи рассуждений

Р.: использование речи для регуляции своего действия

6. Первичная проверка понимания.

Организует проверку первичного понимания темы.

-Вернемся к нашему тексту про моржа, который мы редактировали в начале урока. Найдите выделенные слова в тексте и составьте с ними словосочетания. Запишите их. Ученики по очереди выходят к доске и записывают словосочетание.

-Поставьте вопрос от слова к слову.

Морж- полярный житель. Этот великан не боится даже белого медведя. У него острые и могучие клыкиМорж совсем безобидный. Клыками зверь выкапывает из ила раковины и съедает их содержимое.

-Запишите словосочетания. От слова к слову ставьте вопрос.

Житель (какой?) ......... полярный

Клыки (какие?) ...........острые, могучие

Морж (какой?)............ безобидный

Упражнение № 2.

Морж- полярный житель. Этот великан не боится даже белого медведя. У него острые и могучие клыкиМорж совсем безобидный. Клыками зверьвыкапывает из ила раковины и съедает их содержимое.

-Запишите словосочетания. От слова к слову ставьте вопрос.

Житель (какой?) ......... полярный

Клыки (какие?) ...........острые, могучие

Морж (какой)..........безобидный

Выкапывает (из чего? )............ из ила

Составляют самостоятельно словосочетания, учатся ставить вопросы от слова к слову.

Индивидуальная

Р.: планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации и, в том числе во внутреннем плане;

Л.: формирование мотивов достижения и социального признания.

7. Закрепление

Организует закрепление и работу по теме.

Работа по учебнику упр. 136

Выполняют упражнение в тетради

Фронтальная

Л.: нравственно- этическое оценивание усваиваемого материала Р.: сличение способа действия с заданным эталоном

П.: структурирование знаний

8. Д/з,

инструктаж по его выполнению

Дает инструкцию по выполнению домашнего задания

Упр. 138

Слушают и запоминают домашнее задание

Фронтальная

Р.: Осознавать, принимать, сохранять учебные задачи

9.Рефлексия

Актуализирует внимание на пройденном материале, задает вопросы о задачах урока, побуждает к высказыванию своего мнения, соотносит достигнутые цели с поставленным результатом. 

- Найдите словосочетания.

Ученик пишет.

Писать в тетради.

Витя играет.

Играть в прятки.

Тарелка стоит.

Тарелка с супом

Осень наступила.

В осеннюю пору.

Тёплое молоко.

Молоко убежало.

Танцевать на сцене.

Ирина танцует.

– Что нового узнали на уроке?

– Какие открытия вы для себя сделали?

– Что особенно заинтересовало вас во время урока?

– Чем словосочетание отличается от предложения?

– Реализовали ли поставленные цели?

– С каким настроением уходите с урока?

– Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя

Формулируют результат работы на уроке, называют основные тезисы усвоенного материала. 

Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию. Проговаривают цель урока, определяют, достигнут результат или нет, высказываются о трудностях, с которыми столкнулись на уроке.

– Словосочетание отличается от предложения тем, что не выражает законченной мысли, не произносится с определенной целью и интонацией, не имеет грамматической основы. Словосочетание входит в состав предложения.

Фронтальная

Л.: самооценка на основе критериев успешности.

П.: рефлексия способов и условий действия

К.: формулирование собственного мнения, учет чужого мнения.

Р.: осознание качества усвоения

Конструктор для составления технологической карты урока

Таблица 1.

Материал для заполнения технологической карты урока.

Типы уроков

Оборудование:

Формы обучения

Методы обучения

Формулировки деятельности учителя

Формулировки деятельности ученика

Усвоение новых знаний        

Урок комплексного применения знаний и умений (закрепления).

Урок актуализации знаний и умений (повторения)        

Урок систематизации и обобщения знаний и умений        

Урок контроля знаний и умений        

Урок  коррекции знаний, умений и навыков.        

Комбинированный урок.

Приборы;

Интерактивная доска;

Мультимедийный проектор;

Технические средства обучения;

Электронные средства обучения;

Телевидение;

Компьютеры;

Локальная сеть;

Магнитная доска;

Карты;

Препараты;

Реактивы;

Демонстрационные модели по содержанию учебной дисциплины.

  1. индивидуальная;
  2. фронтальная;
  3. парная;
  4. групповая.

  1. наблюдение,
  2. эвристический,
  3. поисковый,
  4. создание проблемных ситуаций.

  1. Проверяет готовность обучающихся к уроку.
  2. Озвучивает тему и цель урока.
  3. Уточняет понимание учащимися поставленных
  4. целей урока.
  5. Выдвигает проблему.
  6. Создает эмоциональный настрой на...
  7. Формулирует задание...
  8. Напоминает обучающимся, как...
  9. Предлагает индивидуальные задания

  1. Записывают слова, предложения.
  2. Делят (звуки, слова и т. д.) на группы.
  3. Выполняют упражнение в тетради.
  4. По очереди комментируют...
  5. Обосновывают выбор написания...
  6. Приводят примеры.
  7. Пишут под диктовку.
  8. Проговаривают по цепочке.
  9. Выделяют (находят, подчеркивают, комментируют) орфограммы.

Таблица 2.

Типы и структура уроков

Тип урока

Усвоение новых знаний

Урок комплексного применения знаний и умений (закрепления).

Урок актуализации знаний и умений (повторения)

Урок систематизации и обобщения знаний и умений

Урок контроля знаний и умений

Урок  коррекции знаний, умений и навыков.

Комбинированный урок.

структура

1)Организационный этап.

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

3) Актуализация знаний.

4) Первичное усвоение новых знаний.

5) Первичная проверка понимания

6) Первичное закрепление.

7) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

8) Рефлексия (подведение итогов занятия)

1)Организационный этап.

2) Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний.

3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

4) Первичное закрепление

§    в знакомой ситуации (типовые)

§    в  изменённой  ситуации   (конструктивные)

5) Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания)

6) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

7) Рефлексия (подведение итогов занятия)

1)Организационный этап.

2) Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция знаний, навыков и умений учащихся, необходимых для творческого решения поставленных задач.

3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

4) Актуализация знаний.

§    с целью подготовки к контрольному уроку

§    с целью подготовки к изучению новой темы

5) Применение знаний и умений в новой ситуации

6) Обобщение и систематизация знаний

7) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

8) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

9) Рефлексия (подведение итогов занятия)

1)Организационный этап.

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

3) Актуализация знаний.

4) Обобщение и систематизация знаний

Подготовка учащихся к обобщенной деятельности

 Воспроизведение на новом уровне (переформулированные вопросы).

5) Применение знаний и умений в новой ситуации

6)Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

7) Рефлексия (подведение итогов занятия)

Анализ и содержание итогов работы, формирование выводов по изученному материалу

1)Организационный этап.

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

3) Выявление знаний, умений и навыков, проверка уровня сформированности  у учащихся обще учебных умений. (Задания по объему или степени трудности должны соответствовать программе и быть посильными для каждого ученика).

Уроки контроля могут быть уроками письменного контроля, уроками сочетания устного и письменного контроля. В зависимости от вида контроля формируется его окончательная структура

4) Рефлексия (подведение итогов заняти

1) Организационный этап.

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

3) Итоги диагностики (контроля) знаний, умений и навыков. Определение типичных ошибок и пробелов в знаниях и умениях, путей их устранения и совершенствования знаний и умений.

В зависимости от результатов диагностики учитель планирует коллективные, групповые и индивидуальные способы обучения.

4) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

5) Рефлексия (подведение итогов занятия)

1) Организационный этап.

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

3) Актуализация знаний.

4) Первичное усвоение новых знаний.

5) Первичная проверка понимания

6) Первичное закрепление

7) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

8) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

9) Рефлексия (подведение итогов занятия)

Таблица 3.

Кодификатор универсальных учебных действий

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

Регулятивные УУД

Личностные УУД

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Общеучебные универсальные действия

Осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;

П1

Понимание возможности различных позиций других людей, отличных от собственной, и ориентировка на позицию партнёра в общении

и взаимодействии;

К1

К2

Принятие и сохранение

учебной задачи;

Р1

Самоопределение

Осуществлениегражданской

идентификации личности

(осознание своей этнической

принадлежности и культурной

идентичности на основе осознания «Я» как гражданина

России);

Л1

Л2

Л3

использование знаково-символических средств, в том числе моделей и схем для решения задач;

П2

учёт разных мнений и стремление  к координации различных позиций в сотрудничестве;

К3

К4

планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации и, в том числе во внутреннем плане;

Р2

формирование картины мира

культуры как порождения

трудовой предметно-преобразующей деятельности человека (ознакомление с миром профессий, их социальной значимостью и содержанием);

Л4

Л5

осознанное и произвольное

построениеречевого

высказывания в устной и письменной

форме;

П3

формулированиесобственного

мнения (позиции);

К5

учёт правила в планировании и контроле способа

решения;

Р3

развитие «Я-концепции» и самооценки личности (формирование самоиндентификации, адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия)

Л6

Л7

поискразнообразных

способов решения

задач;

П4

умение договариваться и приходить к общему решению в совместной

деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

К6

осуществление итогового и пошагового контроля по результату;

Р4

структурирование знания.

П5

построение понятных для партнёра высказываний, учитывающих, что он знает и видит, а что нет

К7

адекватное  восприятие

оценки преподавателя;

Р5

Продолжение  таблицы

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Логические  учебные действия

Осуществление смыслового чтения художественных и познавательных текстов;

П6

умение задавать вопросы;

К8

различение способа и результата действия;

Р6

Смыслообразование

Формированиеценностных

ориентиров и смыслов учебной

деятельности на основе:

развитияпознавательных

интересов, учебных мотивов;

формирования мотивов достижения и социального признания;

формирования границ собственного знания и «незнания»

Л8

Л9

Л10

Л11

выделение существенной информации из текстов разных видов;

П7

контроль действий партнёра;

К9

оценка правильности выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;

Р7

анализ  объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

П8

использование речи для регуляции своего действия;

К10

внесениенеобходимых

корректив в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;

Р8

осуществление синтеза

как составления целого из частей;

П9

адекватное  использование речевых средств для решения различных коммуникативных задач;

К11

выполнение учебных действий в материализованной,

громкоречевой и умственной форме

Р9

сравнение,  сериация

и  классификацияпо

заданным критериям;

П10

П11 П12

построение монологического высказывания;

К12

Морально-этическая ориентация

Освоение основных моральных

норм(справедливое распределение, взаимопомощь, естественность);

Л12

установление причинно-следственных связей;

П13

владение диалогической формой речи

К13

выполнение моральных норм;

Л13

построение рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

П14

решение моральных проблем на

основе децентрации,

оценка своих поступков в

соответствии с нормами нравственности

Л14

Л15

доказательство;

П15

выдвижение гипотез

и их обоснование.

П16 П17

Постановка и решение проблем

Формулирование

проблемы;

П18

самостоятельное создание способов решения проблем

П19


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Предмет: «Русский язык». Тема: «Словосочетание существительное + прилагательное. Главное и зависимое слово в словосочетании». Класс 4 Программа 2100

Тема: «Словосочетание существительное + прилагательное. Главное и зависимое слово в словосочетании».Цели:1)    познакомить с понятиями «основное», «зависимое» слово в словосочетании, ут...

«Словосочетание сущ. +прил. Главное и зависимое слово в словосочетании».

ОТКРЫТЫЙ УРОКПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 4-ОМ КЛАССЕ.Тема урока: «Словосочетание сущ. +прил.  Главное и зависимое слово в словосочетании»....

Открытый урок по русскому языку по теме : "Словосочетание. Способы связи слов в словосочетаниях." 4 класс

Урок - закрепление по теме : "Словосочетание. Способы слов в словосочетаниях"....

«Словосочетание существительное + прилагательное. Главное и зависимое слово в словосочетании».

Цели урока:     - формирование представления о словосочетании сущ. + прил., о главном и зависимом  слове в словосочетании  ;                ...

Технологическая карта урока русского языка, 3 класс, система Л.В. Занкова. Тема "Разбор словосочетаний: письменный и устный анализ строения словосочетания".

В разработке урока указаны планируемые результаты (УУД), система работы на уроке детей и учителя (виды деятельности), показаны этапы урока над новой темой, различные формы работы учащихся....

Урок русского языка "Словосочетание. Назначение зависимого слова в словосочетании"

На уроке применяется технология смешанного обучения в модели "Ротация станций"...