«Словосочетание существительное + прилагательное. Главное и зависимое слово в словосочетании».
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме
Цели урока: - формирование представления о словосочетании сущ. + прил., о главном и зависимом слове в словосочетании ;
- формирование навыка словоизменения прилагательных, определения формы имени прилагательного, зависящего от существительного в словосочетаниях;
- развитие орфографической зоркости, логики, внимания, памяти, речи;
- формирование потребности и умения отстаивать свою точку зрения;
- воспитание интереса к предмету.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka.doc | 55.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка. 4 класс
Тема урока: «Словосочетание сущ. + прил. Главное и зависимое слово в
словосочетании».
Цели урока: - формирование представления о словосочетании сущ. + прил., о глав-
ном и зависимом слове в словосочетании ;
- формирование навыка словоизменения прилагательных, определения
формы имени прилагательного, зависящего от существительного в
словосочетаниях;
- развитие орфографической зоркости, логики, внимания, памяти, речи;
- формирование потребности и умения отстаивать свою точку зрения;
- воспитание интереса к предмету.
Оборудование: учебник по русскому языку для 4-го класса , «Дидактический
материал по русскому языку» , таблички для составления алгоритмов
о слове, словосочетании, предложении, схемы с орфограммами,
карточки для составления схемы словосочетания.
Ход урока.
- Оргмомент.
Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Всё ль на месте,
Всё ль в порядке:
Книжка, ручка и тетрадка?
Проверили? Садитесь!
С усердием трудитесь!
- Повторение.
1.) - Отгадайте анаграммы.
О С В Л О
П Ж Р Е Д Е Л О Н Е И
В О С О С Л О Т А Ч Е Н И Е
( На наборное полотно вывешиваются слова: слово, предложение, словосочетание.)
- Найдите слова, которые помогли бы рассказать о слове, словосочетании, предложении. Составьте алгоритмы.
Слово называет предметы, признаки,
действия, но более конкретно
Словосочетание выражает законченную мысль
Предложение называет предмет, признак. грамматическая
действие и т.д. основа
- Языковая разминка.
На доске запись:
К_лючие сн_ж_нки з_круж_лись в м_розн__ воздух_.
- Что записано на доске? (Предложение)
- Расскажите об этом предложении по алгоритму, составленному вами. ( В этом предложении говорится о снежинках; грамматическая основа – снежинки кружились )
- Из чего состоит предложение? (Из слов)
- Спишите предложение, вставляя пропущенные буквы в словах. Обозначьте орфограммы.
- Проверка. Найдите слова , в которых есть орфограмма , обозначенная на схеме (показываю схемы), назовите их. А также проверьте, правильно ли вы обозначили данную орфограмму.
Самостоятельная работа.
- Девочки выполнят разбор имени существительного в воздухе как части речи,
а мальчики выполнят разбор имени прилагательного морозном как части речи.
(Проверка: дети читают свои записи)
- Какие признаки у этих слов совпадают? (Число, род, падеж)
- Как вы думаете, почему?
- Можно ли эти два слова назвать словосочетанием? (Да)
- Почему?
- Посмотрите на алгоритм , который вы составили о словосочетании. Что вы можете по нему рассказать о нашем словосочетании? ( В нашем словосочетании называется не просто воздух, а конкретизируется воздух (какой?) морозный.)
- Запишите это словосочетание в тетрадь, а также выпишите другие словосочетания из этого предложения.
Проверка.
- На доске тоже выписаны словосочетания из этого предложения. Проверьте, нет ли ошибок?
какие? Х
Снежинки колючие
х в каком?
Закружились в морозном
х в чём?
В морозном воздухе
х что?
Закружились снежинки
Х где?
Закружились в воздухе
( Дети находят ошибки. Если возникнут трудности, перехожу к другому этапу, обещая через некоторое время вернуться.)
3. Формулирование темы и цели урока.
- Чтобы найти в данных словосочетаниях ошибки, надо вспомнить всё, что нам о них известно, и узнать новое.
- Я думаю, что вы уже догадались ,чему посвящен наш урок. (Словосочетанию)
- Вам уже знаком термин «словосочетание», он часто употребляется в учебнике и на уроках мы с ним тоже нередко встречались.
4. Изучение нового материала.
- Вспомните, что такое словосочетание? (Сочетание двух (а иногда и более) слов, связанных по смыслу и грамматически)
- Уточним это понятие на примере существительных и прилагательных.
- Откройте учебник на стр. 114.
- Прочитайте правило.
- Что нового вы узнали из правила? ( Словосочетание состоит из главного и зависимого слова. От главного слова к зависимому можно поставить вопрос.)
- Составьте на доске схему из опорных слов.
Вопрос
главное слово зависимое слово
- Как вы думаете, почему главное и зависимое слово в словосочетании называются именно так? ( От главного слова ставится вопрос; какую форму имеет главное слово , такую будет иметь и зависимое, оно от него зависит)
Чем интересно само слово «словосочетание»? Как оно образовано?
Как вы думаете, почему главное и зависимое слово вместе получили такое название?
- А теперь вернёмся к нашим словосочетаниям. Проверим ещё раз правильно ли выписаны словосочетания.
- Какие ошибки допущены? ( Неправильно указано главное слово; выписано не словосочетание; вопрос поставлен не от главного слова; подлежащее и сказуемое не являются словосочетанием.)
- Какие словосочетания вы записали? Какие из них соответствуют схеме: сущ. + прил.? Обозначьте главное слово.
5. Физкультминутка.
Игра в мяч.
- Поймай мяч и перестрой сочетание слов в соответствии со схемой сущ. + прил.
Цветок из стекла (стеклянный цветок)
Сок из малины (малиновый сок)
Окунь из моря (морской окунь)
Дождь летом (летний дождь, дождливое лето)
Дорога у деревни (деревенская дорога)
Мороз ночью (морозная ночь, ночной мороз)
Рано утром (раннее утро)
6. Закрепление.
- Прочитайте задание к упражнению198. ( Ученик читает вслух.)
Кому непонятно задание?
Юля, иди к доске, выполняем задание, а вы в тетради.
Запись: Р.п. родного края (ед.ч.)
Т.п. родным краем (ед.ч.)
В.п. родные края (мн.ч.)
Второе словосочетание записываем с комментированием на месте.
Запись: В.п. прекрасную погоду
Т.п. прекрасной погодой
Т.п. мн.ч. ------------------
Третье словосочетание запишите самостоятельно.
Какие признаки совпадают у имени существительного и прилагательного? (Род, число и падеж)
Вывод: имена прилагательные согласуются с именами существительными в роде, числе и падеже.
- - Откройте дидактический материал на стр. 56.
- Прочитайте текст. (Один ученик читает вслух)
- О чём вы узнали из этого текста? Кто из вас знал об этом раньше? Откуда?
- Подчеркните в тексте словосочетания сущ. + прил.
- Проверка: чтение словосочетаний цепочкой с указанием главного слова.
( Дополнительно: Запишите словосочетания сущ. + прил. с вопросами из первого абзаца.)
- Итог урока.
- Я прочитаю стихотворение о словосочетании. Вы назовите ключевые слова.
Внимание! Внимание!
Вот словосочетание.
В нём ходят парою слова,
Но неравны у них права.
В нём слово главное всегда
С зависимым шагает.
А кто тут главный – без труда
Вопрос определяет.
Вопрос от главного идёт
К зависимому слову.
И никогда - наоборот.
Запомни как основу.
- Ребята, давайте посмотрим ещё раз на наш алгоритм о словосочетании. Что мы теперь можем добавить? Что нового вы узнали о словосочетании? (Словосочетание состоит из главного слова и зависимого слова)
- Выставление отметок.
- Домашнее задание.
Стр.114 (пр.)
Стр.70 упр. 5 (Дид.материал)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Предмет: «Русский язык». Тема: «Словосочетание существительное + прилагательное. Главное и зависимое слово в словосочетании». Класс 4 Программа 2100
Тема: «Словосочетание существительное + прилагательное. Главное и зависимое слово в словосочетании».Цели:1) познакомить с понятиями «основное», «зависимое» слово в словосочетании, ут...
«Словосочетание сущ. +прил. Главное и зависимое слово в словосочетании».
ОТКРЫТЫЙ УРОКПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 4-ОМ КЛАССЕ.Тема урока: «Словосочетание сущ. +прил. Главное и зависимое слово в словосочетании»....
Назначение зависимого слова в словосочетании.
Урок русского языка в 3 классе с применением структур сингапурского метода обучения. УМК "Планета знаний"...
урок русского языка в 4 классе по теме: Словосочетание прилагательное + существительное. Главное и зависимое слово.
Интегрированный урок русского языка и технологии. С применением различных форм организации учебной деятельности. Сопровождается презентацией.Цели урока: изучение и первичное осознание нового уче...
Назначение зависимого слова в словосочетании.
Презентация на тему "Что такое словосочетание?"...
Урок русского языка "Словосочетание. Назначение зависимого слова в словосочетании"
На уроке применяется технология смешанного обучения в модели "Ротация станций"...