«Словосочетание существительное + прилагательное. Главное и зависимое слово в словосочетании».
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

Цели урока:     - формирование представления о словосочетании сущ. + прил., о главном и зависимом  слове в словосочетании  ;

                           - формирование навыка словоизменения прилагательных, определения формы имени прилагательного, зависящего от существительного в словосочетаниях;

                           -  развитие орфографической зоркости, логики, внимания, памяти, речи;

                           -  формирование потребности и умения отстаивать свою точку зрения;

                           -  воспитание интереса к предмету.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_russkogo_yazyka.doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка. 4 класс

Тема урока: «Словосочетание сущ. +  прил.  Главное и зависимое слово в

                          словосочетании».

Цели урока:   - формирование представления о словосочетании сущ. + прил., о глав-

                              ном и зависимом  слове в словосочетании  ;

                       - формирование навыка словоизменения прилагательных, определения

                          формы имени прилагательного, зависящего от существительного в                                      

                              словосочетаниях;

                           -  развитие орфографической зоркости, логики, внимания, памяти, речи;

                           -  формирование потребности и умения отстаивать свою точку зрения;

                           -  воспитание интереса к предмету.

Оборудование:  учебник по русскому языку для 4-го класса  , «Дидактический

                                материал по русскому языку» , таблички для составления алгоритмов

                                о слове, словосочетании, предложении, схемы с орфограммами,

                                карточки для составления схемы словосочетания.

Ход урока.

  1. Оргмомент.

Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок?

Всё ль на месте,

Всё ль в порядке:

Книжка, ручка и тетрадка?

Проверили? Садитесь!

С усердием трудитесь!

  1. Повторение.

1.)  - Отгадайте анаграммы.   

О С В Л О

П Ж Р Е Д Е Л О Н Е И

В О С О С Л О Т А Ч Е Н И Е

( На наборное полотно вывешиваются слова: слово, предложение, словосочетание.)

- Найдите слова, которые помогли бы рассказать  о слове, словосочетании, предложении. Составьте алгоритмы.

Слово                                         называет предметы, признаки,

                                                    действия, но более конкретно

Словосочетание                        выражает законченную мысль

Предложение                            называет предмет, признак.                 грамматическая

                                                    действие и т.д.                                      основа

  1. Языковая разминка.

На доске запись:

К_лючие  сн_ж_нки  з_круж_лись  в  м_розн__  воздух_.

- Что записано на доске? (Предложение)

- Расскажите об этом предложении по алгоритму, составленному вами. ( В этом предложении говорится о снежинках; грамматическая основа – снежинки кружились )

- Из чего состоит предложение? (Из слов)

- Спишите предложение, вставляя пропущенные буквы в словах. Обозначьте орфограммы.

- Проверка. Найдите слова , в которых есть орфограмма , обозначенная на схеме (показываю схемы), назовите их.   А также проверьте, правильно ли вы обозначили данную орфограмму.

  Самостоятельная работа.

- Девочки выполнят разбор имени существительного в воздухе  как части речи,

а мальчики выполнят разбор имени прилагательного морозном как части речи.

(Проверка: дети читают свои записи)

- Какие признаки у этих слов совпадают? (Число, род, падеж)

- Как вы думаете, почему?

- Можно ли эти два слова назвать словосочетанием? (Да)

- Почему?

- Посмотрите на алгоритм , который вы составили о словосочетании. Что вы можете по нему рассказать о нашем словосочетании? ( В нашем словосочетании называется не просто воздух, а конкретизируется воздух (какой?) морозный.)

- Запишите это словосочетание в тетрадь, а также выпишите другие словосочетания из этого предложения.

Проверка.

- На доске тоже выписаны словосочетания из этого предложения. Проверьте, нет ли ошибок?

                какие?               Х

Снежинки         колючие

                                                    х       в каком?

Закружились в морозном

                                                   х          в чём?     

В морозном воздухе

                                                  х              что?

Закружились   снежинки

                                                    Х          где?

Закружились   в воздухе

( Дети находят ошибки.  Если возникнут трудности, перехожу к другому этапу, обещая через некоторое время вернуться.)

3.  Формулирование темы и цели урока.

- Чтобы найти в данных словосочетаниях ошибки, надо вспомнить всё, что нам о них известно, и узнать новое.

- Я думаю, что вы уже догадались ,чему посвящен наш урок. (Словосочетанию)

 

- Вам уже знаком термин «словосочетание», он часто употребляется в учебнике и на уроках мы с ним тоже нередко встречались.

4.  Изучение нового материала.

- Вспомните, что такое словосочетание? (Сочетание двух (а иногда и более) слов, связанных по смыслу и грамматически)

- Уточним это понятие на примере существительных и прилагательных.

- Откройте учебник на стр. 114.

- Прочитайте правило.

- Что нового вы узнали из правила? ( Словосочетание состоит из главного и зависимого слова. От главного слова к зависимому можно поставить вопрос.)

- Составьте на доске схему из опорных слов.

Вопрос

главное слово           зависимое слово

- Как вы думаете, почему главное и зависимое слово в словосочетании называются именно так? ( От главного слова ставится вопрос; какую форму имеет главное слово , такую будет иметь и зависимое, оно от него зависит)

Чем интересно само слово «словосочетание»? Как оно образовано?

Как вы думаете, почему главное и зависимое слово вместе получили такое название?

- А теперь вернёмся к нашим словосочетаниям. Проверим ещё раз правильно ли выписаны словосочетания.

- Какие ошибки допущены? ( Неправильно указано главное слово; выписано не словосочетание; вопрос поставлен не от главного слова; подлежащее и сказуемое  не являются словосочетанием.)

- Какие словосочетания вы записали? Какие из них соответствуют схеме: сущ. + прил.? Обозначьте главное слово.

5.  Физкультминутка.

Игра в мяч.

- Поймай мяч и перестрой сочетание слов в соответствии со схемой сущ. + прил.

Цветок из стекла  (стеклянный цветок)

Сок из малины  (малиновый сок)

Окунь из моря   (морской окунь)

Дождь летом   (летний дождь, дождливое лето)

Дорога у деревни  (деревенская дорога)

Мороз ночью  (морозная ночь, ночной мороз)

Рано утром   (раннее утро)

6. Закрепление.

  1. Прочитайте задание к упражнению198. ( Ученик читает вслух.)

Кому непонятно задание?

Юля, иди к доске, выполняем задание, а вы в тетради.

Запись: Р.п.   родного края  (ед.ч.)

              Т.п.  родным краем  (ед.ч.)

              В.п.  родные края   (мн.ч.)

Второе словосочетание  записываем с комментированием на месте.

Запись:    В.п.  прекрасную погоду

                 Т.п.  прекрасной погодой

                 Т.п. мн.ч. ------------------

Третье словосочетание запишите самостоятельно.

Какие признаки совпадают у имени существительного и прилагательного? (Род, число и падеж)

Вывод: имена прилагательные согласуются с именами существительными в роде, числе и падеже.

  1. - Откройте дидактический материал на стр. 56.

- Прочитайте текст. (Один ученик читает вслух)

- О чём вы узнали из этого текста? Кто из вас знал об этом раньше? Откуда?

- Подчеркните в тексте словосочетания сущ. + прил.

- Проверка: чтение словосочетаний цепочкой с указанием главного слова.

(  Дополнительно: Запишите словосочетания сущ. + прил. с вопросами из первого абзаца.)

  1.  Итог урока.

- Я прочитаю стихотворение о словосочетании. Вы  назовите ключевые слова.

Внимание! Внимание!

Вот словосочетание.

В нём ходят парою слова,

Но неравны у них права.

В нём слово главное всегда

С зависимым шагает.

А кто тут главный – без труда

Вопрос определяет.

Вопрос от главного идёт

К зависимому слову.

И никогда - наоборот.

Запомни как основу.

- Ребята, давайте посмотрим ещё раз на наш алгоритм о словосочетании. Что мы теперь можем добавить? Что нового вы  узнали о словосочетании? (Словосочетание состоит из главного слова и зависимого слова)

  1. Выставление отметок.

  1. Домашнее задание.

Стр.114 (пр.)

Стр.70 упр. 5 (Дид.материал)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Предмет: «Русский язык». Тема: «Словосочетание существительное + прилагательное. Главное и зависимое слово в словосочетании». Класс 4 Программа 2100

Тема: «Словосочетание существительное + прилагательное. Главное и зависимое слово в словосочетании».Цели:1)    познакомить с понятиями «основное», «зависимое» слово в словосочетании, ут...

«Словосочетание сущ. +прил. Главное и зависимое слово в словосочетании».

ОТКРЫТЫЙ УРОКПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 4-ОМ КЛАССЕ.Тема урока: «Словосочетание сущ. +прил.  Главное и зависимое слово в словосочетании»....

Назначение зависимого слова в словосочетании.

Урок русского языка в 3 классе с применением структур сингапурского метода обучения. УМК "Планета знаний"...

урок русского языка в 4 классе по теме: Словосочетание прилагательное + существительное. Главное и зависимое слово.

Интегрированный урок русского языка и технологии. С применением различных форм организации учебной деятельности. Сопровождается презентацией.Цели урока:  изучение и первичное осознание нового уче...

Назначение зависимого слова в словосочетании.

Презентация на тему "Что такое словосочетание?"...

Урок русского языка "Словосочетание. Назначение зависимого слова в словосочетании"

На уроке применяется технология смешанного обучения в модели "Ротация станций"...