урок русского языка для 4 класса "Алгоритм определения склонения имен существительных"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему
Конспект урока русского языка с презентацией на тему "Алгоритм определения склонения имен существительных" для 4 класса. УМК "Школа России".
Скачать:
Предварительный просмотр:
Учебный предмет: русский язык
Класс: 4
Учитель: Пудченко Ольга Васильевна, учитель начальных классов МКОУ «СОШ № 17» ст. Новомарьевской, Шпаковского района, Ставропольского края.
Тема урока: «Типы склонения. Алгоритм определения склонения имени существительного»
Тип: урок формирования умений и навыков.
Цель обучения:
Образовательная: закреплять знания о типах склонения имен существительных, составить алгоритм определения склонения имени существительного; уметь понимать учебную задачу через выполнение самостоятельных задач.
Развивающая: обучение анализу, сравнению, умению доказывать и опровергать; развитие качества личности (активность, коммуникабельность) и навыки культуры труда (организация, планирование), формирование навыков самоконтроля и самооценки деятельности.
Воспитательная: привитие интереса к предмету, желание трудиться, чувство гордости за выполненную работу.
Задачи: создать условия для наблюдения, сравнить и обобщить новые знания; составить алгоритм применения новых правил; упражнять в применении алгоритма; закрепление знания о склонении существительных; содействовать развитию внимания, наблюдательности, привитие интереса к предмету.
Формируемые УУД: познавательные – самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; структурирование знаний; постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности; коммуникативные – инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками; разрешение конфликтов; контроль, коррекция, оценка действий партнёра; регулятивные – постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала;личностные – нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.
Оборудование: учебник В.П. Канакина, В.Г.Горецкий «Русский язык» 4класс; тетради, таблица «Типы склонений имён существительных», презентация, листы А4, фломастеры, карточки для создания алгоритма, карточки с признаками сущ. и склонения для групп, толковый словарь, рефлексивный лист «Ступени успеха».
Метод работы: решение учебных задач в учебном диалоге
Формы работы: общеклассная дискуссия, работа парами, индивидуальная работа, групповая работа, самостоятельная работа.
Приёмы работы: средства речевого взаимодействия учителя с обучающимися (обращение, побуждение, похвала), приём «Расскажи соседу»
Технологии: ЗОТ, игровые технологии, технология деятельностного подхода
Метапредметные связи: Литературное чтение, тема «Работа с текстом», «Работа над лексическим значением слова», Изобразительное искусство
Ход урока:
Этап | Ресурсы | Цель | Действия учителя | Действия ученика | УУД |
1.Мотивация | тетради | Создание ситуации успеха | -Здравствуйте, урок русского языка. Настроились на успешную работу. -Запишем число, классная работа, четверг. - Проверьте рабочие места, настройтесь на рабочий лад. Тихо сядьте. | Проверяют готовность к уроку, настраиваются на работу, записывают число, классная работа, четверг. | Регулятивные (Р): Нацеливание на успешную деятельность Личностные (Л): Положительное отношение к процессу знаний Коммуникативные (К): Формирование умения слушать и слышать |
2.Проверка домашнего задания | Таблица «Признаки имён существительных 1,2,3 склонений» (слайд №2) | Закрепление знаний. | Минутка чистописания. (На цифровой доске) - Написание, каких букв мы будем сегодня отрабатывать? -Расскажите своему соседу, какого склонения бывают имена существительные. -Молодцы. А теперь мы проговорим пройденное так, чтобы все нас услышали. (Ученику дается куб из картона, на сторонах которого записаны вопросы. ) | Работа в парах. Приём «Расскажи соседу»: рассказывают друг другу признаки склонений. Берет куб, на сторонах которого записаны вопросы по пройденному материалу. Читает, отвечает, передает, другому ученику. | Р.: самоконтроль П.: обобщение К.: полное и точное выражение своих мыслей |
3. Актуализация знаний | Презентация (слайд №3) | - Определите слово по его лексическому значению, запишите, поставьте ударение, подчеркните безударные гласные. 1. Приём пищи в середине дня. (Обед) 2. Растение семейства бобовых с круглыми семенами-зёрнами. (Горох) 3. Одна из четырёх сторон света противоположная югу. (Север) 4. Многолетнее травянистое растение, дающее сладкие ягоды красного цвета. (Земляника) 5. Зимняя вьюга (Метель) -Какой ч.р. являются словарные слова? Какого они склонения? Как определили? | Взаимопроверка. Работа в парах. Проверяют работу у соседа. . | Р.: волевая саморегуляция П.: анализ, квалификация К.: создание ситуации для обсуждения | |
4. Самоопределение к деятельности | Карточка с текстом у каждой группы, листы А4, фломастеры, Презентация (слайд №5) Презентация (слайд №6) Карточки к алгоритму | -Прочитайте рассуждения ученика и найдите ошибку. В предложении «На отвесной скале не было гнезда поползня» три имени существительных: скале, гнезда, поползня. Выделяю окончания. В слове скале окончание –е. Это существительное 2-го склонения. В слове гнезда окончание –а. Это существительное 1-го склонения. В слове поползня окончание –я. Это существительное 1-го склонения. Проверка работы группы. -В чём заключается ошибка? -С чего надо начинать определение склонения существительного? -Назовите начальную форму -Что нужно сделать дальше? -Могут ли имена существительные одного рода относиться к разным типам склонения? -Составьте алгоритм рассуждения при определении склонения. -Сформулируйте задачи урока. | Работа в группах. Читают карточку с текстом, находят ошибку, рассуждают, записывают верный ответ на листе. Приём «Карусель» Передают свой листок в соседнюю группу, те проверяют работу. Оценивают. -не поставил в начальную форму, не определил род существительных -Поставить в н.ф. -И.П., ЕД.Ч -Определить род -Да, например, ж.р.-1 и 3 скл., а м.р. – 1 и 2 скл. Составляют на доске алгоритм из карточек -Упражняться в определении склонения существительных в косвенной форме, используя алгоритм. | Р.: саморегуляция, контроль, коррекция П.:построение логической цепи рассуждений К.:достаточно полное и точное выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации | |
5. Работа по учебнику | С100 -Прочитайте сведения по учебнику -Дайте оценку нашему алгоритму | Читают правило с 100 -Правильно составили алгоритм | Р.:учебно-познавательный интерес П.:структурирование знаний К.:формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации | ||
6. Физкультминутка с применением нового знания и первичного закрепления. | Поиграем. Я называю слово, если оно относится к 1 склонению, то вы поднимаете руки вверх, если ко 2 склонения-руки на пояс, если к 3-присесть. Будьте внимательны, есть «ловушки». | Дети выполняют движения согласно правилам игры. | Р.: волевая саморегуляция Л: снятие утомляемости, поддержание эмоционального настроя П.:самостоятельный учет установленных ориентиров действия в новом учебном материале К.:формулирование и аргументация своего мнения | ||
6 Самостоятельная работа | С 100 №177 | Списывают, определяют склонения по алгоритму. | Р.:саморегуляция,контроль, коррекция П.: построение логической цепи рассуждений К.: достаточно полное и точное выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации | ||
7 Словарная работа | Репродукция на презентации (слайд №7) Карточка словарного слова Толковый словарь | -Послушайте отрывок из стихотворения, доскажите слово хором. Если видишь на картине Нарисована река, Или ель и белый иней, Или сад и облака, Или снежная равнина, Или поле и шалаш,- Обязательно картина Называется…(пейзаж) -Определите по толковому словарю значение этого слова. (с. 153 учебника) -Прочитали слово, где слабая позиция? Запишите. | Читают значение слова. Пейза́ж -жанр изобразительного искусства, в котором основным предметом изображения является первозданная, либо в той или иной степени преображённая человеком природа. | ||
8. Закрепление изученного | - У вас на парте листочки, на которых записаны слова. Вам нужно составить предложение из этих слов. (укрыл, ковром , Снег, пушистым, землю, белым) Снег укрыл землю белым пушистым ковром. Определите склонение и падеж имён существительных. (Если допускает время, то разбор предложения по членам) | На индивидуальной доске работают 2 ученика. Проверка. Самопроверка. | Р.:учебно-познавательный интерес, контроль, коррекция П.:структурирование знаний К.:формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации | ||
9. Рефлексия | Карточки к алгоритму | -Соедините стрелками типы склонения и их признаки -Алгоритм определения склонения рассыпался. Соберите в нужном порядке. | Карточки-признаки имени существительного соединить стрелкой с карточкой нужного склонения Работа в группах. Собирают из карточек порядок определения склонений у имени существительного. | ||
10. Инструктаж домашнего задания | С101, №179 будете выполнять аналогично, как в №177 | ||||
11. Подведение итога урока | Рефлексивный лист «Ступени успеха» | - С какой задачей встретились? - Решили ли учебную задачу? Каждый ученик получает рефлексивный лист «Ступени успеха» Своей работой на уроке: «Я доволен» «Не совсем доволен» «Не доволен» Поясните свой выбор (выборочно) Продолжите предложения. Сегодня я узнал… Было интересно… Было трудно… Я понял, что… Теперь я могу… | Определять склонение имен существительных по алгоритму. Ребята заполняют рефлексивный лист, отмечают себя на «Ступени успеха». Рисуют человечка на ступеньке. Своей работой на уроке: Я доволен, потому что… Не совсем доволен, потому что… Не доволен, потому что… |
П.: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности К.: достаточно полное и точное выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации |
Список используемых ресурсов.
- www.it-n.ru "Сеть творческих учителей"
- www.nachalka.com
- nsportal.ru «Социальная сеть работников образования».
- festival.1september.ru "Открытый урок" - фестиваль педагогических идей
- Я.Ш. Гараева "Поурочные разработки по русскому языку" - Москва; "Вако" - 2007 г.
- В.П. Канакина учебник "Русский язык" 4 класс - Москва "Дрофа"
Прочитайте рассуждения ученика и найдите ошибки.
В предложении «На отвесной скале не было гнезда поползня» три имени существительных: скале, гнезда, поползня. Выделяю окончания. В слове скале окончание –е. Это существительное 2-го склонения. В слове гнезда окончание –а. Это существительное 1-го склонения. В слове поползня окончание –я. Это существительное 1-го склонения.
скале
гнезда
поползня
Прочитайте рассуждения ученика и найдите ошибки.
В предложении «На отвесной скале не было гнезда поползня» три имени существительных: скале, гнезда, поползня. Выделяю окончания. В слове скале окончание –е. Это существительное 2-го склонения. В слове гнезда окончание –а. Это существительное 1-го склонения. В слове поползня окончание –я. Это существительное 1-го склонения.
скале
гнезда
поползня
Составьте предложение из этих слов:
укрыл, ковром , Снег, пушистым, землю, белым
Составьте предложение из этих слов:
укрыл, ковром , Снег, пушистым, землю, белым
Составьте предложение из этих слов:
укрыл, ковром , Снег, пушистым, землю, белым
Составьте предложение из этих слов:
укрыл, ковром , Снег, пушистым, землю, белым
Составьте предложение из этих слов:
укрыл, ковром , Снег, пушистым, землю, белым
Составьте предложение из этих слов:
укрыл, ковром , Снег, пушистым, землю, белым
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Двадцать первое ноября. Классная работа.
О бед, г о рох, сев е р, з е мл я ника, м е тель
Прочитайте рассуждение ученика, найдите ошибку В предложении « На отвесной скале не было гнезда поползня » три имени существительных: скале, гнезда, поползня . Выделяю окончания. В слове скале окончание –е. Это существительное 2-го склонения. В слове гнезда окончание –а. Это существительное 1-го склонения. В слове поползня окончание –я. Это существительное 1-го склонения.
Типы склонения. Алгоритм определения склонения.
Алгоритм определения склонения 1 . Ставлю слово в начальную форму ( И.п . Ед.ч .) 2. Определяю р од 3. Нахожу окончание 4 . Определяю склонение
Алгоритм определения склонения 1. Определяю род 2. Ставлю слово в начальную форму (И.п. Ед.ч.) 3. Определяю склонение 4. Нахожу окончание
Алгоритм определения склонения 1. Ставлю слово в начальную форму (И.п. Ед.ч.) 2. Определяю род 3. Нахожу окончание 4. Определяю склонение
Спасибо за работу!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка 3 класс "Три склонения имени существительного"
Урок по развивающей системе Л.В. Занкова 3 класс "Три склонения имени существительного"...
Урок русского языка по теме: "Три склонения имени существительного"
Цель урока познакомить детей с тремя видами склонения существительных; выяснить роль склонений в написании безударных окончаний; научить детей определять склонение существительного; воспитывать интере...
Урок русского языка.3 класс. Тема"Склонение имен существительных".УМК "Начальная школа XXI века".
Урок русского языка составлен в соответствии с требованиями ФГОС.На этом уроке использовались элементы разноуровневой дифференциации.Тип и форма урока оптимальны для данного возраста учащихся да...
урок русского языка, 3 класс. Третье склонение имен существительных
урок русского языка в 3 классе....
Конспект урока русского языка по теме: "Три склонения имен существительных"
Урок- исследование. Урок введения нового материала. Использованы технология критического мыщления, технология проблемного диалога, технология исследования....
Урок русского языка по теме "Определение склонения имен существительных в косвенных падежах." 4 класс
Урок русского языка УМК "Школа России"...