урок русского языка, 3 класс. Третье склонение имен существительных
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Ляшенко Елена Ивановна

урок русского языка в 3 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_v_3_klasse._trete_sklonenie_im.sushch.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

Ляшенко Е.И., учитель высшей категории

   МБОУ «СО школы № 22» г. Кургана

Урок в 3 классе.                                              

Тема:       Третье склонение имен существительных в

               единственном числе. Изменение по падежам.

Цель урока: Познакомить с падежными окончаниями существительных

                      третьего склонения; составить таблицу падежных окончаний

                       имен существительных третьего склонения.

Ход урока.

  1. Минута чистописания:    

Учитель: Вспомните и назовите словарные слова, где встречается сочетание   мо.

Дети:       молоко, мороз, Москва, морковь. 

Учитель: Назовите и выделите орфограммы.

Учитель: Вспомните и назовите словарные слова, где встречается

                сочетание  ло.

Дети:       лопата, локомотив, лошадь.

Учитель: Назовите и выделите орфограммы. Вернемся к нашим

              рядам словарных слов. Внимательно  посмотрите и назовите

              «лишнее» слово в каждом ряду.

Дети:       «лишние» слова – морковь и лошадь, потому что это имена

                существительные  третьего склонения.

Учитель: Придумайте предложения с этими словами.

Дети говорят предложения. Одно предложение записать.

Учитель: Какие задания вы можете предложить для работы с этим

                предложением?

Дети:      - выделить орфограммы;

               - сделать синтаксический разбор;

               - выписать словосочетания;

               - сделать морфологический разбор им. существительных и т.д.

Учитель:  Выполните то задание,  которое вы выполните правильно и

                 вы уверены в этом.

  Дети выполняют задания по выбору. Обязательно проверить.

Учитель: Сейчас немного отдохнем, но с пользой. Вы послушаете

                музыку. Затем определите свои чувства с помощью имен

                существительных. Запишите эти имена существительные.

Звучит Песня Сольвейг из «Пер Гюнт».

Дети слушают фрагмент музыки, закрыв глаза. Записывают слова.

Учитель: Что общего в этих словах?

Дети:       Это имена существительные третьего склонения.

           Учитель: Может быть, назовете тему нашего урока?

Дети:      Третье склонение имен существительных.

Учитель: Сегодня изучим мы третье склоненье.

             Запомнить должны все его измененья!

             Необходимо это знать,

             Чтобы правильно писать,

             Конечно, грамотно сказать.

             Вот, например,

                  Хорошие колосья поспели у рожи.

             Тьфу, нет! Хорошие колосья поспели у ржи.

             Как написать?! Ну, как сказать?!

             Сейчас нам пригодятся падежи!

             Поможет нам третье склоненье!

             Пусть каждый подружиться с ним без сомненья!

             Учитель: С третьим склонением мы уже знакомы, но тогда мы еще не

                знали падежей. Значит, сегодня мы будем изменять

                существительные третьего склонения по падежам. Итак,

                давайте вспомним: какие существительные относятся к

                третьему склонению?

Дети:       К третьему склонению относятся имена существительные

                 женского рода с мягким знаком на конце.

         Учитель:   Цель нашего урока: создать таблицу окончаний имен

                 существительных третьего склонения. Сейчас вы поработаете

                 в группах. Итак, перед вами  таблица, где написано имя

                 существительное третьего склонения. Его нужно изменить по

                 падежам, поставить ударение, выделить окончание.

                 Сделать вывод:

                          -  какое окончание – ударное или безударное?

                          -  в каких падежах окончания вызовут сомнения

                             при  написании?

Дети работают в группах, заполняют таблицу. Затем, называя

окончания, на доске «выстраивается» таблица падежных окончаний имен существительных третьего склонения.

                 

И.п.

-

Р.п.

- и

Д.п.

- и

В.п.

-

Т.п.

- ю

П.п.

- и

Учитель: В каких падежах окончания вызовут сомнения

                 при написании?

Дети: В родительном, дательном и предложном падежах.

Учитель: Как это можно назвать, одним словом?

Дети: орфограмма.

Учитель: Назовите ее. И попробуйте озвучить.

Дети:  Буква и в родительном, дательном и предложном падежах.

           Имена существительные третьего склонения в родительном,

           дательном и предложном падежах в единственном числе имеют

           окончание и.

Учитель:   Итак, мы составили таблицу падежных окончаний имен

                существительных третьего склонения. Для правильного

                написания окончания в именах существительных, нам всегда

                поможет слово-ключик степь, так как в этих падежах в этом

                слове окончания всегда ударные. Для закрепления я

                предлагаю вам следующую работу:

                - из слов в каждой строчке  составить словосочетания;

                - правильно поставить окончания;

                - определить падеж имен существительных.

 На доске:       Из,  случай,  жизнь

                     На,  крошки,  скатерть

                     По,  шел,  площадь

                     С,  встретила,  радость

                     О,  мечтала,  ткань

          Дети выполняют построчно, вначале проговаривая, и называя падеж

          имени существительного.

          Учитель: какие еще орфограммы встретили?

        Дети называют орфограммы:

                        - ча-ща, жи-ши в словах случай и жизнь;

                        - правописание парных согласных на конце слова в слове

                           площадь;

                        - безударная гласная е в корне слова мечтала, непроверяемая

                          ударением.

            Учитель:  Давайте подведем итог: что мы сегодня узнали на уроке?

                            Зачем нам нужно знать написание окончаний имен

                            существительных? Зачем мы изучаем падежи? Перед вами

                            картинка, где написаны слова третьего склонения.

                            Подумайте и составьте свой рассказ, употребляя эти слова,

                            конечно, добавляя свои. Не менее 4 предложений. Можно

                            сказку. Фантазируйте! Запишите свой рассказ или сказку.

         Несколько человек заслушать. Спросить падеж в отдельных

         предложениях.

         Итог урока:     - Что делали на уроке?

                              -  Что нового узнали на уроке?

                              -  Зачем изучать падежи?

           

 

               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка по теме "Склонение имен существительных".

Конспект урока русского языка "Склонение имен существительных"....

Урок русского языка. Тема "2 склонение имен существительных"

Урок изучения нового материала. Цель познакомить с признаками имен существительных 2 склонения. В начале  урока  актуализация знаний. ( работа по карточкам), создается проблемная ситуация дл...

Конспект открытого урока русского языка "3-е склонение имен существительных"

Урок русского языка по УМК "Школа России". Конспект данного урока можно использовать при изучении раздела "Имя существительное"...

Открытый урок русского языка по теме "Склонение имен существительных" 3 класс

Открытый урок русского языка по теме "Склонение имен существительных" 3 класс...

Технологическая карта урока русского языка "2-е склонение имен существительных" (УМК "Школа России", 4 класс)

Тип урока: "открытие" нового знанияЦель урока: формирование умений определять имена существительные 2-ого склонения.Задачи урока:Дидактические:1. Познакомить обучающихся спризнаками имен сущ...