Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов | Планируемые результаты |
|
Предметные | УУД |
I. Самоопределение к деятельности Цель. Включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне. | Мотивирует учащихся на работу. | Приветствуют учителя. | Приветствую учащихся. Читаю стихотворение. А теперь проверь, дружок, Ты готов начать урок? Всё на месте, всё в порядке: Книжки, ручки и тетрадки? Все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят? - Давайте улыбнёмся друг другу. Пусть сегодняшний урок принесёт всем радость общения друг с другом. |
| Внутренняя позиция школьника. |
II. Актуализация знаний Цель.
Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания»
| Организует повторение изученного. | Повторяют изученный ранее материал.. | игра «Вопрос- ответ» . - часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что? - имя существительное изменяется по…- что такое склонение? - сколько падежей в русс.яз? - какой падеж никогда не употребляется с предлогом? -На какие вопросы отвечает Р.п? С какими предлогами употребляется Д.п? - сколько склонений в русском языке? - какие сущ. относятся к 1 скл?
| Знать признаки имени существительного как части реч, падежи, падежные вопросы,склонение. | Мотивационная основа учебной деятельности; анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации.
|
III. Постановка учебной задачи Цель. Формулирование темы урока. | Организует работу учащихся в изменении слов по падежам, В форме подводящего диалога организует работу с таблицей, подводит учащихся к формулированию темы урока. | Склоняют имена существительные, указывают их род, выделяют окончания. Сравнивают Анализируют таблицу. Формулируют тему урока. |
И. п. | Весна, юноша, земля | дождь,солнце, лето | Р. п. | Весны, юноши, земли | дождя,солнца, лета | Д. п. | Весне, юноше, земле | дождю,солнцу, лету | В. п. | Весну, юношу, землю | дождь,солнце, лето | Т. п. | Весной, юношей, землёй | дождём,солнцем, летом | П. п. | о Весне, юноше, земле | о дожде, о солнце, о лете |
- по какому признаку сущ. распределены по двум группам? | Уметь изменять имена существительные по падежам. | анализ, синтез, сравнение, обобщение, сериация, классификация, аналогия; структурирование знаний; подведение под понятие; постановка и формулирование проблемы. |
IV. «Открытие» учащимися новых знаний Цель. Познакомить с делением существительных на две группы . | В форме поводящего диалога организует наблюдение над склонением имен существительных, делают вывод почему сущ. распределили в две группы | Определяют, по каким признакам объедены имена существительные в группы. Составляют алгоритм определения склонения имен существительных. | - назовите нач. форму сущ. в 1 столбике, к какому скл. они относятся? - назовите грамматические признаки слов 2 столбика, к какому склонению они относятся? - определите тему, назовите цели, чему должны научиться? | Уметь определять склонение имени существительного. | познавательная инициатива; структурирование знаний; самостоятельное создание алгоритмов деятельности; рефлексия способов и условий действия; построение речевых высказываний |
V. Первичное усвоение новых знаний Цель. Закрепить знания в определении склонения.
| Проводит инструктаж обучающихся. | Работают по учебнику. Графически обосновывают правильность определения склонения. | Работа по учебнику Учебник с. 93, упр. 162 Нахождение сходства и отличий. Определение грамматических признаков слов, определение склонения. Сравнение с выводом в учебнике.
| Уметь выделять грамматические признаки имени существительного и определять их склонение. | подведение под понятие; -использование общих приемов решения задач ;
|
VI.Физминутка. Цель.Снятие мышечного напряжения, повышение продуктивности работы.
|
Наблюдает, контролирует и помогает по необходимости. |
Физорг проводит физминутку.Учащиеся выполняют команды физорга. |
Если мы чуть- чуть устанем, все тихонько вместе встанем. И похлопаем в ладоши 1, 2, 3, 4, 5. С каждым разом будем выше наши ручки поднимать. Мы потопаем ногами 1,2,3,4.5. С каждым разом будем с вами ниже, ниже приседать. Отдохнули мы немного 1,2.3.4,5. Мы теперь готовы снова все заданья выполнять. |
|
Коммуникативная технология, наблюдение |
VII .Первичная проверка понимания. Цель. Включение нового знания в систему изученного материала. | Организует выполнение учащимися работы, самопроверку, самооценку.
Организует работу над словами с непроверяемым написанием.
| Формулируют задание для самостоятельной работы, выполняют самопроверку по образцу, устраняют допущенные ошибки.
Подбирают однокоренные слова к словарному слову. Вспоминают пословицы, поговорки со словарным словом, составляют предложения | 1.выпишите сущ. 2 склонения.
Костёр, книга, болото, офицер,степь, мотор, самолёт,базар, молодёжь, кирпич, билет, бумага, деревня - сравнить с эталоном, оценить работу
2.запишите подходящие по смыслу слова 2-го скл, выделите окончание Телеграмма для ……. Рассказ о……. Сидит на …… Сок из…… Гулял в…….. 3. работа с о словом с непроверяемой орфограммой – Отгадайте загадку. Он науку изучил, Землю словно приручил. Знает он, когда сажать, Сеять как и убирать. Он знаток в краю родном И зовется … (агроном). АГРОНОМ – специалист в области земледелия. Слово образовано от греческого АГРОС – «поле, земля» и НОМОС – «закон». Изначально АГРОНОМ – «знающий законы земледелия». АГРОНОМ – АГРОС, НОМОС = «знающий законы земледелия». Однокоренные слова: агрономия, агрономический. Пословица: Слушай агронома – будет хлеба вдосталь дома.
| Уметь выделять грамматические признаки имени существительного и определять их склонение. | осуществление самоконтроля по результату и по способу действия; использование рефлексия способов и условий действия |
VIII.Первичное закрепление материала. Цель. Формирование умения использовать алгоритм (правило) определения типа склонения имени существительного | Задает вопросы. Комментирует ответы
Организует индивидуальную работу | Отгадывают загадки и распределяют слова по склонениям
Дописывают предложения, используя слова для справок, определяют склонение | Игра «Доскажи словечко»: - . Если вы произнесёте имя существительное 1 склонения – хлопок в ладоши; если имя существительное 2 склонения – два притопа. (Учащиеся выполняют задание стоя у стола) 1.Пышный хвост торчит с верхушки. Что за странная зверушка? Щёлкает орехи мелко. Ну, конечно, это … (белка) хлопок 2.На жарком солнышке подсох И рвётся из стручков … (горох) два притопа 3. Шубка – иголки, Свернётся он – колкий. Рукой не возьмёшь. Кто это? … (ёж) два притопа 4. Кто же это ходит В каменной рубахе? В каменной рубахе Ходит … (черепаха) хлопок 5. Ускользает, как живое, Но не выпущу его. Белой пенно пенится Руки мыть не ленится ( мыло) два притопа
6. В поле лестница лежит, Дом по лестнице бежит ( поезд) два притопа
- Допиши предложения, используя слова для справок. Определи склонение существительных. Вода в озере застыла ( как неподвижное тёмное озеро) Тихая луна плывёт в серебристых облаках( словно величавый лебедь) Глаза волчицы светились( как два маленьких огонька). Солнце (огненным колесом) закатилось за синюю гору.
| Уметь применять изученные правила, делать вывод
Обобщать способы действия по правилу, применять на практике алгоритмические предписания, инструкции. | Анализ, нахождение общее и различия.
Строить понятные для собеседника высказывания. Аргументировать свою точку зрения. |
IX.Д/з. Цель. Обеспечить понимание учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания | Разъясняет домашнее задание, отвечает на вопросы детей.
| Записывают задание на дом, задают вопросы по выполнению домашнего задания.
| Стр.94, упр.165. |
| Осознавать, принимать, сохранять учебные задачи |
X. Рефлексия Цель. Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.
| Ведёт диалог с учащимися, задаёт вопросы, предлагает оценить свою работу на уроке.
| Анализируют и оценивают свою деятельность и результат | - Над какой темой работали на уроке? - Какие существительные относятся ко 2 склонению? - Что такое склонение? - Как определить склонение имен существительных? ( по начальной форме) - Какую цель поставили перед собой в начале урока? - Достигли поставленной цели?
- А теперь приготовьте смайлики и оценили свою работу: -У меня отличное настроение, я хорошо поработал на уроке, могу оказать помощь одноклассникам. -У меня хорошее настроение. Я хорошо работал, но мне нужна ещё помощь. -Я расстроен, потому что мне было трудно, я не понял.
-
| Осуществлять итоговый контроль под руководством учителя. Строить речевое высказывание в устной форме. | адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности; рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности
|