Урок русского языка в 4 классе "Третье склонение имён существительных"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме
Тема: Третье склонение имён существительных.
Цель урока: знакомство учащихся с существительными третьего склонения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka_v_4_klasse.doc | 68 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 10 с.МАЛАМИНО
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ УСПЕНСКИЙ РАЙОН
УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 4 КЛАССЕ
Учитель начальных классов
Лихонина Евгения Алексеевна
Тема: Третье склонение имён существительных.
Цель урока: знакомство учащихся с существительными третьего склонения.
Задачи урока:
Обучающие – обеспечить усвоение правил о склонении имён существительных; уяснение важности распознавания склонения имён существительных; применение полученных знаний при выполнении заданий.
Развивающие – способствовать формированию учебного интереса к предмету, развитию умения участвовать в коллективной работе, формированию умения самоконтроля, развитию умений самостоятельно проверять правильность выполнения задания.
Воспитательные – создать условия для воспитания культуры общения, прилежности, дисциплинированности, активности на уроке.
Оборудование: компьютер; мультимедийная презентация PowerPoint (необходимые ресурсы для запуска: Windows 2003/XP/); карточки для самостоятельной работы «Лови ошибку»
Учебник: Рамзаева Т.Г. Русский язык: учебник для 4 класса в двух частях. – Москва: Дрофа, 2011г.
Ход урока.
I.Организационный момент
Учитель. Внимание! Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок!
Всё ли на месте? Всё ли в порядке:
Книжки, ручки и тетрадки?
Есть у нас девиз такой:
Всё, что надо под рукой!
II. Проверка домашнего задания.
1. Блиц-опрос
- Часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что?
- Имя существительное изменяется по … и …
- Сколько падежей в русском языке?
- Какой падеж никогда не употребляется с предлогами?
- Определите падеж существительного у дороги
- Какого рода существительное облако?
- Назовите предлоги Д.п.
- На какие вопросы отвечает Т.п.?
- Каким членом предложения являются существительные в И.п.?
III.Чистописание, словарная работа.
1. Загадка.
Учитель. Отгадайте и спишите загадку: (на доске)
Вдруг из ч.рной темноты
В небе выросли цветы.
Учитель. Какая буква пропущена в слове чёрной (темноты)?
Учитель. Напишите Ё, это слово надо запомнить.
Учитель. Кто отгадал загадку? Назовите отгадку. (Салют)
Мультимедийная поддержка. Слайд №1
2. Работа над значением слова.
Учитель. Дайте определение слову салют.
Мультимедийная поддержка. Слайды №2, 3
Салют – торжественная форма приветствия или отдания почестей (выстрелами, ракетами, флагами, фейерверками) в ознаменование торжественной даты, события.
Салют – пионерское приветствие, выраженное в поднятии над головой кисти правой руки с сомкнутыми пальцами.
Слово салют заимствовано из французского языка.
3. Подбор однокоренных слов.
Учитель. К слову «салют» подберите однокоренные слова, запишите их в тетрадь, выделите корень:
Салют, салютный, салютовать.
4. Синтаксический разбор предложения.
Учитель. Выполните разбор предложения по членам:
Вдруг из чёрной темноты
В небе выросли цветы.
Учитель. К какому склонению относится слово салют?
- Как вы определили?
- А как вообще можно определить склонение существительного?
Учитель. Сегодня на уроке мы продолжим знакомство со склонением имён существительных, будем учиться определять склонение существительных по их существенным признакам: роду и окончанию.
IV. Работа над новым материалом.
- Повторение правил о склонении имен существительных.
Учитель. Какие существительные относятся к 1 склонению? Приведите примеры. Какие существительные относятся ко 2 склонению? Приведите примеры.
2. Объяснение нового материала.
Мультимедийная поддержка. Слайд №4
Улица, дерево, дочь, лагерь, помощь, деревня, лошадь,
капуста, помидор, малина, степь, блюдце.
Учитель. Выпишите из данной группы слов те, которые относятся к 1 склонению в первый столбик, те, которые относятся ко 2 склонению во второй столбик.
(Проверка). Мультимедийная поддержка. Слайд №5
Учитель. Что вы заметили? (остались слова)
Учитель. Почему так вышло? (они не относятся ни к 1, ни ко 2 склонению)
Учитель. Сделайте вывод: что это за существительные? (это существительные 3 склонения).
Мультимедийная поддержка. Слайд №6
Учитель. Выделите у этих существительных окончание и укажите род.
Учитель. Сделайте вывод: какие имена существительные относятся к 3 склонению?
V. Физминутка.
Игра «Доскажи словечко»:
Учитель. Если вы произнесёте имя существительное 1 склонения – хлопок в ладоши; если имя существительное 2 склонения – два притопа; если имя существительное 3 склонения – присесть. (Учащиеся выполняют задание стоя у стола)
- Пышный хвост торчит с верхушки.
Что за странная зверушка?
Щёлкает орехи мелко.
Ну, конечно, это … (белка) хлопок
- На жарком солнышке подсох
И рвётся из стручков … (горох) два притопа
3. Шубка – иголки,
Свернётся он – колкий.
Рукой не возьмёшь.
Кто это? … (ёж) два притопа
4. Лесники её котят
Взять домой не захотят.
Ей не скажешь: «Кошка, брысь»,
Потому что это … (рысь) присесть
5. Кто же это ходит
В каменной рубахе?
В каменной рубахе
Ходит … (черепаха) хлопок
6. Чтобы было, где писать,
В школе нам нужна … (тетрадь) присесть
VI. Закрепление нового материала.
1. Распознавание склонения имён существительных.
Мультимедийная поддержка. Слайд №7
Учитель. Прочитайте имена существительные данной группы:
М.дведь, п.ртфель, к.рабль, меб.ль, к.ртофель, прист.нь, прору.ь, мес.ность, л.донь. к.л.ндарь.
Учитель. Что общего в этих словах по написанию? (они все с ь на конце слова)
- Что обозначает ь в этих словах? (мягкость согласных звуков)
- К какому склонению относятся эти существительные? (ко 2 и 3 склонению)
- Запишите их в два столбика. (Проверка)
Мультимедийная поддержка. Слайд №8
Учитель. Объясните вставленные буквы. (Проверка)
Мультимедийная поддержка. Слайд №9
Учитель. Подберите ещё по 2 слова в каждый столбик (с ь на конце)
Учитель. Сделайте вывод: как определить склонение существительных? (нужно знать род и окончание существительного)
2. Физминутка для глаз.
Мультимедийная поддержка. Слайд №10
3. Самостоятельная работа.
Игра «Лови ошибку!»
1 скл. 2 скл. 3 скл.
суббота товарищ радость
аллея город вещь
дорога уголь честь
билет яблоко медаль
яблоня малина словарь
автомобиль корень смелость
( Проверка)
Мультимедийная поддержка. Слайд №11
VII. Итог урока
Учитель. Выбери утверждение.
Мультимедийная поддержка. Слайд №12
Сегодня я на уроке:
Научилась (научился) …
Было интересно …
Было трудно …
Я понял (поняла), как …
VIII. Домашнее задание
Придумать и записать в 3 столбика по 5 существительных 1, 2, 3 склонения
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок русского языка по теме " Склонение имён существительных"
Урок- путешествие по теме " Склонение имён существительных" . Проводить желательно накануне Новогодних праздников....
Презентация к уроку русского языка по теме "Склонение имён существительных"
Урок русского языка в 4 классе "Склонение существительного"...
Урок русского языка (3 класс). Склонение имён существительных
Урок русского языка (3 класс). Склонение имён существительных...
Конспект урока русского языка на тему Склонение имён существительных мужского и среднего рода
Урок русского языка в 4 - ом классе компенсирующего обучения на тему Склонение имён существительных мужского и среднего рода.Цели урока: 1. Образовательные:§ Познакомить обучающихся с...
Конспект урока русского языка на тему Склонение имён существительных мужского и среднего рода
Урок русского языка в 4 - ом классе компенсирующего обучения на тему Склонение имён существительных мужского и среднего рода.Цели урока: 1. Образовательные:§ Познакомить обучающихся с...
Урок русского языка 3 кл. "Склонение имён существительных"
Здесь представлен конспект урока русского языка по системе "Начальная школа XXI века"...
Урок русского языка "Род и склонение имён существительных"
Презентация к уроку русского языка....