План - конспект урока обучение грамоте «Звуки [й’э], [‘э]. Буквы Е, е» (УМК «Школа России»)
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему
План - конспект урока обучение грамоте (УМК «Школа России») «Звуки [й’э], [‘э]. Буквы Е, е»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект | 89 КБ |
презентация | 1.42 МБ |
схема | 44.69 КБ |
наглялядные пособия | 1.98 МБ |
Предварительный просмотр:
План - конспект урока обучение грамоте (УМК «Школа России»)
Школа: МБОУ «СШ№8», Класс: 1 «А»
Студентки группы Ш-31: Обуховой Виктории Дмитриевны
Учитель: Нохрина Е.А.
Методист: Гаврилова В.Ю.
Тема урока: «Звуки [й’э], [‘э]. Буквы Е, е»
Тип урока: открытие нового знания
Целевые установки уроков: учащийся рассказывает о двойной роли буквы Е, находит место буквы Е на ленте букв; определяет роль буквы Е в каждом из случаев, читает слоги и слова с буквой Е; моделирует слова и предложения с этой буквой; находит букву Е в тексте, моделирует предложения по схеме; пересказывает сказки, анализирует смысл пословиц, подбирает антонимы, составляет рассказы по опорным словам.
ХОД УРОКА
Этапы | Деятельность учителя | Деятельность ученика | УУД |
I. Орг. момент | Прозвенел звонок весёлый, И вошли вы в светлый класс! Что здесь нужно? Не лениться И старательно учиться. Здравствуйте! Меня зовут Виктория Дмитриевна (имя на доске). Начинаем урок. Присаживайтесь. | Приветствуют. Организовывают своё рабочее место. | РУУД: -умение организовать рабочее место; КУУД: -умение слушать и понимать речь учителя. |
II. Актуализация 1 СЛАЙД | - Взгляните на ленту букв: на какие две группы делятся все буквы? - Что обозначает синий цвет? - А что обозначает красный цвет? - Назовите согласные буквы верхнего ряда. Что они обозначают? Назовите звуки, которые они обозначают? - Назовите согласные буквы нижнего ряда. Что они обозначают? Назовите звуки, которые они обозначают? - Назовите гласные буквы верхнего ряда. Что они обозначают? Назовите звуки, которые они обозначают? - Как можно определить, что звук является гласным? - Если слог состоит из одного звука, то каким является этот звук? - Какие бывают гласные звуки? - Что можно определить по количеству гласных в слове? - Какой вы уже знаете гласный звук, который обозначает мягкость предшествующего согласного? Мы недаром вспомнили, что звук [и] обозначает мягкость предшествующих согласных звуков. Сегодня на уроке познакомимся с ещё одной буквой, она особая, "хитрая", так что будьте внимательны! | Ответы учащихся Согласные звуки Гласные звуки Эн, эль, эр, вэ, Согласные, звонкие [н’] [л’] [р’] [в’] [н] [л] [р] [в] Согласные, глухие [к’] [т’] [с’] [к] [т] [с] Гласные. Обозначают твёрдость предшествующего согласного [а] [о] [у] [ы] Тянется, воздух проходит свободно Гласным Ударные и безударные Количество слогов в слове [и] | КУУД: -умение слушать. РУУД: -умение выполнять учебные действия. ПУУД: -умение анализировать; -находить ответы на вопросы опираясь на свой жизненный опыт; -умение извлекать информацию, представленную в разных формах. |
Постановка темы. Целеполагание 2 СЛАЙД | Хотите узнать, в чем ее хитрость? Прочитайте буквы, назовите звуки, которые они обозначают? Откройте Азбуку на стр. 73. Прочитайте тему урока. Что заметили? Так как вы думаете, о чём будем говорить на уроке? Сегодня познакомимся с гласной буквой Е, е (тема на доске) Скажите, а чему вы хотите научиться на уроке? | А О У И [а] [о] [у] [и] Что буква Е может обозначать два звука и более, причем необычные Узнаем в каких случаях, буква Е обозначает 2 звука, а в каких 1. | РУУД: прогнозирование предстоящей работы. КУУД: слушать и понимать речь учителя; оформлять свою мысль в устной форме. |
III. Открытие новых знаний | Отгадайте загадку. Ее всегда в лесу найдешь - - Правильно, это ель. - А как мы скажем, если их много? - Давайте произнесём слово ЕЛИ по слогам. - Сколько слогов вы услышали? - Произнесём только первый слог. - Давайте произнесём первый слог протяжно. - Сколько звуков вы услышали? - Давайте ещё раз протяжно произнесём первый слог. - Сколько звуков вы услышали? (на доске появляется схема слова). Посмотрите на первую часть схемы, она поможет вам правильно ответить на вопрос. Так сколько звуков в первом слоге? - Какие? - Давайте произнесём их по отдельности, чтобы выяснить, к какой группе звуков они относятся: к гласным звукам или согласным. - Рассмотрите схему слова ЕЛИ. - Сколько надо взять букв, чтобы обозначить первый слог слова ЕЛИ, в котором два звука? - Какую? Какой сделаем вывод: Буква Е в начале слова обозначает два звука [й’] и [э] Почему же букву е можно назвать хитрой? | ЕЛЬ ЕЛИ Е-ЛИ Два е йээээээ (ответы детей) йээээээ Два [й’] и [э] [й’] - согласный звук [э] - гласный звук Одну Е слышатся два звука, а пишется не две буквы, а одна | Познавательные: выполнение звукового анализа слов Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу КУУД: -умение слушать. РУУД: -умение выполнять учебные действия. ПУУД: -умение анализировать; -находить ответы на вопросы опираясь на свой жизненный опыт; -умение извлекать информацию, представленную в разных формах. |
Работа с разрезной азбукой. | - Составим слово ели и прочитаем. Посмотрите на схему слова ели и скажите, какой слог надо добавить, чтобы получилось слово ели. Прочтите получившееся слово. На доске появляются слова вы/со/ки кра/си/вы. Прочитайте слова. Добавим справа по букве е. Прочитайте, какие слова получились. Какое предложение можно составить с этими словами? С какой буквы начинается предложение? Что нужно поставить в конце предложения? Прочитайте получившееся предложение. | ли ученик добавляет слоговую карточку ли. Дети читают получившееся слово. Дети читают слова вы/со/ки кра/си/вы Дети читают: вы/со/ки/е кра/си/вы/е (варианты детей) С заглавной точку Дети читают получившееся предложение: «Ели высокие и красивые». | |
Упражнение в чтении слов. | На стр. 73 находим столбики слов. Читаем вместе. Найдите слово ЕЛОВЫЕ. О чём можно так сказать? Найдите слово РОЕТ. Составьте со словом роет предложение. Делаем вывод: чтобы прочитать букву е, ее надо просто назвать (произнести два звука — [й’ э]). | Читают столбики слов Еловые шишки Составляют предложения | |
Физ. минутка | ЕХАЛИ-ЕХАЛИ На лошадке ехали, В огород заехали. Гоп-гоп-гоп! На машине ехали, До угла доехали. Би-би-би! Паровозом ехали, До горы доехали. У-у-у! | - Выполняют легкие приседания, руки вытянуты («держат вожжи») Хлопки. - Повороты руками, которые «держат руль» - Хлопки. Руки согнуты в локтях; поочередное движение левой и правой руками вперед-назад. Хлопки. | |
Рассматривание образца 3 СЛАЙД | Стр. 73. Правый верхний угол, рассмотрите, что изображено? Сколько? Почему? Из каких элементов состоит? – На что похожа буква Е? На дворе – такая жалость! Наша лесенка сломалась. Наша лесенка сломалась, Буква Е зато осталась. (показываются картинки) | Высказывают предположения | |
(пальчиковая гимнастика) | Этот пальчик в лес пошёл. | Лес, ежевичка, её, съел, потолстел | |
Печатание новой буквы | Поставили руку на локоток, смотрим на образец, прописываем в воздухе (2-3 раза) Взяли полоску с печатной буквой прописываем | Работа в тетрадях на печатной основе | |
Работа по теме урока Игра "Ты - мне, я - тебе". (Слог называет учитель, слово - учащиеся) 4 СЛАЙД Мэр (фр. Maire — старшина) или градоначальник — глава администрации, глава исполнительной власти населённого пункта, чаще всего города Пэры — в Англии, а также до 1848 г. во Франции — члены высшего дворянства, пользующиеся особыми политическими привилегиями. Сэр — почётное именование мужчины в англоязычном мире, имеющее два значения — титул и обращение. | - Давайте прочитаем слоги (на доске). СЕ РЕ ВЕ НЕ КЕ ТЕ ЛЕ - В каком столбике показаны слоги-слияния? - Почему? Чтение слогов-слияний с договариванием до целого слова. - Я называю вам слог, а вы должны придумать слово с этим слогом. Готовы? СЕ РЕ ВЕ НЕ КЕ ТЕ ЛЕ МЭР – МЕРА СЭР – СЕРА ПЭР – ПЕРО СЭМ – СЕЛО Прочитайте слова первого столбика, какие слова непонятны? Прочитайте первое (2-е,3-е,4-е) слово, назовите гласный звук? Какой буквой обозначается? Как произносим согласный? Почему? Прочитайте слова второго столбика. Прочитайте первое (2-е,3-е,4-е) слово, назовите первый слог, какая буква записана? назовите гласный звук? Какой буквой обозначается? Как произносим согласный? Почему? Вывод: если после мягкого согласного стоит буква Е, то она обозначает звук [‘э], или если после мягкого согласного слышим звук [‘э], то пишем букву Е. - Хорошо, давайте ещё раз протяжно произнесём слог СЕ. Какой звук обозначает буква Е? - Ещё раз произнесём слоги. - Скажите, как читается согласная буква, если за ней следует гласная Е? - Давайте прочитаем правило на странице 73. - Так, когда буква Е обозначает два звука? - Напомните, какие это звуки? - А когда буква Е будет обозначать один звук? | Чтение слогов по рядам, сверху вниз, снизу вверх, вразброс Потому что на первом месте согласный звук, а на втором гласный. (селедка, семечко, семья, селитра - удобрение); (ребро, ребята, редька, решение); (весенний, верхушка, вести, ветеран, вешалка, приведение); (недолёт, недоспелый, недруг - враг, некогда); (океан, кефир, кепка, кеды, кемпинг - место для отдыха автомобилистов); (тележка, телефон, телевизор, терем); (олень, колено, лезвие, лекарство, лес). Обращаются к ленте букв, объясняют Э-буква верхнего ряда, обозначает твердость предшествующего согласного Е Буква Е обозначает звук [‘э] Мягко Буква Е обозначает два звука в начале слова и после гласного и один звук после мягкого согласного. В начале слова и после гласной [й’] и [э] После мягкого согласного | КУУД: -умение строить речевые высказывания; -слушать и понимать речь учителя; -оформлять свою мысль в устной форме. ПУУД: - делать выводы на основе совместной работы класса. |
Работа по теме урока Работа над пословицами. |
- Рассмотрите иллюстрацию и назовите слова, в которых есть звук [й’э], [’э]. - Емеля наш был ленив, но любил поесть, поэтому про него можно было сказать: "К работе "ох!", а ест за трех". Чтение первых трех пословиц под иллюстрацией. - Как вы понимаете смысл: "Сладкая еда не приходит лёжа". | «По щучьему веленью» Емеля Требовать полные ответы! О транспорте на колесах: машинах, мотоциклах. Чтобы они сами перевозили людей и грузы. О телевизоре, когда придумывали сказку о тарелке и яблочке. О самолетах, когда придумывали сказку о ковре- самолете и т. д. Ели, лес, снег, белка, снегирь, Емеля, лает, берёзы, машет, валенки Дифференцированная работа: читающие про себя, слабо читающие с учителем Это только в сказке происходит чудо, чтобы вкусно поесть, надо потрудиться). |
|
VII. Итог урока 5 СЛАЙД | Итак, какую новую букву вы сегодня узнали? Сколько звуков она может обозначать? В каких случаях обозначает два звука? Где место буквы Е на ленте букв? | Е е Один и два Буква Е обозначает два звука в начале слова и после гласного С гласными нижнего ряда | |
VIII. Рефлексия | Какие цели ставили? Какие достигли? Кто доволен / не доволен своей работой? Почему? Ребята, вы хорошо потрудились! Спасибо за урок. | КУУД: умение строить речевые высказывания; слушать и понимать речь учителя; оформлять свою мысль в устной форме. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
А О У И
м э р – м е ра с э р – с е ра п э р – п е ро С э м – с е ло
е
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока обучения грамоте и развития речи в 1 классе по программе Школа России.
Конспект урока обучения грамоте и развития речи в 1 классе. Тема урока "Согласные звуки [г], [г\'] . Буква Гг. Цель урока познакомить с согласными звуками [г], [г\']. Буквой Гг. Работать над развитием р...
План – конспект урока Обучения грамоте в 1 классе. Тема: «Буквы Ж, ж, обозначающие согласный звук (ж ).
Цель: Создать условия для ознакомления учащихся с твердым согласным звуком [ж], буквами Ж, ж, развития речи, памяти, логического мышления.Планируемые результаты (предметные) овладевают навыками п...
Конспект урока обучения грамоте "Звук "ч", письмо строчной буквы "ч""
КОНСПЕКТ УРОКА ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕТема: «Звук [ч‘], письмо строчной буквы ч» Цели деятельности учителя: формирование знаний о звуке [ч‘] и графическом облике буквы [ч] , нав...
Конспект урока обучения грамоте: "Звуки [д][д*] и буква Дд (закрепление). Сопоставление букв д т в слогах и словах." ( УМК " Школа России" , 1 класс)
Тема: Звуки [д][д*] и буква Дд (закрепление). Сопоставление букв д т в слогах и словах.Цели деятельности учителя: формирование знаний о звуках [д] [д*], о букве Дд, развитие умений сопоставлять ...
Технологическая карта урока по обучению грамоте «Звуки [й’а], [а]. Буквы «Я я» (УМК "Школа России", 1 класс)
Дата: 16.11.2021Школа: №152Класс: 1 «в»Урок: 2Время: 8.50-9.30 Кабинет: 110Студент: Закирова ЭльвираГруппа: 45Учитель: Берсенева Е.М._________________________Методист: Кошкаров...
Конспект урока обучения грамоте "Звук [о]. Обозначение его буквами Оо,Ёё."
Данный урок обучения грамоте (чтение) в 1 классе по программе «Гармония», авторы учебника М.С. Соловейчик, Н.М. Бетенькова имеет №46 в системе уроков второго основного периода обучения гра...
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ. "Звуки [н, н’], [т, т’], [с, с’]", УМК "Школа России", 1 класс
Тема урока «Звуки [н, н’], [т, т’], [с, с’]»Тип урока: урок общеметодологической направленности.Цель урока: Обобщение и закрепление знаний обучающихся о звуках [н, н&rsqu...