План - конспект урока обучение грамоте «Звуки [й’э], [‘э]. Буквы Е, е» (УМК «Школа России»)
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему

Маркова Виктория Дмитриевна

План - конспект урока обучение грамоте (УМК «Школа России») «Звуки [й’э], [‘э]. Буквы Е, е»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Конспект89 КБ
Файл презентация1.42 МБ
Файл схема44.69 КБ
Microsoft Office document icon наглялядные пособия1.98 МБ

Предварительный просмотр:

План - конспект урока обучение грамоте (УМК «Школа России»)

Школа: МБОУ «СШ№8», Класс: 1 «А»

Студентки группы Ш-31: Обуховой Виктории Дмитриевны

Учитель: Нохрина Е.А.

Методист: Гаврилова В.Ю.

Тема урока: «Звуки [й’э], [‘э]. Буквы Е, е»

Тип урока: открытие нового знания

Целевые установки уроков: учащийся рассказывает о двойной роли буквы Е, находит место буквы Е на ленте букв; определяет роль буквы Е в каждом из случаев, читает слоги и слова с буквой Е; моделирует слова и предложения с этой буквой; находит букву Е в тексте, моделирует предложения по схеме; пересказывает сказки, анализирует смысл пословиц, подбирает антонимы, составляет рассказы по опорным словам.

ХОД УРОКА

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

I.

Орг. момент

Прозвенел звонок весёлый,

И вошли вы в светлый класс!

Что здесь нужно?

Не лениться

И старательно учиться.

Здравствуйте!

Меня зовут Виктория Дмитриевна (имя на доске).

Начинаем урок. Присаживайтесь.

Приветствуют.

Организовывают своё рабочее место.

РУУД:

-умение организовать рабочее место;

КУУД:

-умение слушать и понимать речь учителя.

II.

Актуализация

1 СЛАЙД

- Взгляните на ленту букв: на какие две группы делятся все буквы?

- Что обозначает синий цвет?

- А что обозначает красный цвет?

- Назовите согласные буквы верхнего ряда. Что они обозначают?

Назовите звуки, которые они обозначают?

- Назовите согласные буквы нижнего ряда. Что они обозначают?

Назовите звуки, которые они обозначают?

- Назовите гласные буквы верхнего ряда. Что они обозначают?

Назовите звуки, которые они обозначают?

- Как можно определить, что звук является гласным?

- Если слог состоит из одного звука, то каким является этот звук?

- Какие бывают гласные звуки?

- Что можно определить по количеству гласных в слове?

- Какой вы уже знаете гласный звук, который обозначает мягкость предшествующего согласного?

Мы недаром вспомнили, что звук [и] обозначает мягкость предшествующих согласных звуков. Сегодня на уроке познакомимся с ещё одной буквой, она особая, "хитрая", так что будьте внимательны!

Ответы учащихся

Согласные звуки

Гласные звуки

Эн, эль, эр, вэ,

Согласные, звонкие

 [н’] [л’] [р’] [в’]

[н] [л] [р] [в]

Согласные, глухие

[к’] [т’] [с’]

[к] [т] [с]

Гласные. Обозначают твёрдость предшествующего согласного

[а] [о] [у] [ы]

Тянется, воздух проходит свободно

Гласным

Ударные и безударные

Количество слогов в слове

[и]

КУУД:

-умение слушать.

РУУД:

-умение выполнять учебные действия.

ПУУД:

-умение анализировать;

-находить ответы на вопросы опираясь на свой жизненный опыт;

-умение извлекать информацию, представленную в разных формах.

Постановка темы.

Целеполагание

2 СЛАЙД

Хотите узнать, в чем ее хитрость?

Прочитайте буквы, назовите звуки, которые они обозначают?

 Откройте Азбуку на стр. 73. Прочитайте тему урока. Что заметили? Так как вы думаете, о чём будем говорить на уроке?

Сегодня познакомимся с гласной буквой Е, е (тема на доске)

Скажите, а чему вы хотите научиться на уроке?

А    О     У     И

[а]  [о]   [у]   [и]

Что буква Е может обозначать два звука и более, причем необычные

Узнаем в каких случаях, буква Е обозначает 2 звука, а в каких 1.

РУУД:

прогнозирование предстоящей работы.

КУУД: слушать и понимать речь учителя;

оформлять свою мысль в устной форме.

III.

Открытие новых знаний

Отгадайте загадку.

Ее всегда в лесу найдешь - 
Пойдем гулять и встретим:
Стоит колючая, как ёж,
Зимою в платье летнем.

- Правильно, это ель.

- А как мы скажем, если их много?

- Давайте произнесём слово ЕЛИ по слогам.

- Сколько слогов вы услышали?

- Произнесём только первый слог.

- Давайте произнесём первый слог протяжно.

- Сколько звуков вы услышали?

- Давайте ещё раз протяжно произнесём первый слог.

- Сколько звуков вы услышали? (на доске появляется схема слова). Посмотрите на первую часть схемы, она поможет вам правильно ответить на вопрос.

Так сколько звуков в первом слоге?

- Какие?

- Давайте произнесём их по отдельности, чтобы выяснить, к какой группе звуков они относятся: к гласным звукам или согласным.

- Рассмотрите схему слова ЕЛИ.

- Сколько надо взять букв, чтобы обозначить первый слог слова ЕЛИ, в котором два звука?

- Какую?

Какой сделаем вывод:  Буква Е в начале слова обозначает два звука [й’] и [э]

Почему же букву е можно назвать хитрой?

ЕЛЬ

ЕЛИ

Е-ЛИ

Два

е

йээээээ

(ответы детей)

йээээээ

Два

[й’] и [э]

[й’] - согласный звук

[э] - гласный звук

Одну

Е

слышатся два звука, а пишется не две буквы, а одна

Познавательные: выполнение звукового анализа слов

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу

КУУД:

-умение слушать.

РУУД:

-умение выполнять учебные действия.

ПУУД:

-умение анализировать;

-находить ответы на вопросы опираясь на свой жизненный опыт;

-умение извлекать информацию, представленную в разных формах.

Работа с разрезной азбукой.

- Составим слово ели и прочитаем.

Посмотрите на схему слова ели и скажите, какой слог надо добавить, чтобы получилось слово ели. 

Прочтите получившееся слово.

На доске появляются слова вы/со/ки

кра/си/вы.

Прочитайте слова.

Добавим справа по букве е. Прочитайте, какие слова получились.

Какое предложение можно составить с этими словами?

С какой буквы начинается предложение?

Что нужно поставить в конце предложения?

Прочитайте получившееся предложение.

ли

ученик добавляет слоговую карточку ли. 

Дети читают получившееся слово.

Дети читают слова вы/со/ки

кра/си/вы

Дети читают:

вы/со/ки/е

кра/си/вы/е

(варианты детей)

С заглавной

точку

Дети читают получившееся предложение: «Ели высокие и красивые».

Упражнение в чтении слов.

На стр. 73 находим столбики слов. Читаем вместе.

Найдите слово ЕЛОВЫЕ. О чём можно так сказать?

Найдите слово РОЕТ. Составьте со словом роет предложение.

Делаем вывод: чтобы прочитать букву е, ее надо просто назвать (произнести два звука — [й’ э]).

Читают столбики слов

Еловые шишки

Составляют предложения

Физ. минутка

ЕХАЛИ-ЕХАЛИ

На лошадке ехали,

В огород заехали.

Гоп-гоп-гоп!

На машине ехали,

До угла доехали.

Би-би-би!

Паровозом ехали,

До горы доехали.

У-у-у!

- Выполняют легкие приседания, руки вытянуты («держат вожжи»)

Хлопки.

- Повороты руками, которые «держат руль»

- Хлопки.

Руки согнуты в локтях; поочередное движение левой и правой руками вперед-назад.

Хлопки.

Рассматривание образца

3 СЛАЙД

Стр. 73. Правый верхний угол, рассмотрите, что изображено? Сколько? Почему? Из каких элементов состоит?

– На что похожа буква Е?

На дворе – такая жалость!

Наша лесенка сломалась.

Наша лесенка сломалась,

Буква Е зато осталась. (показываются картинки)

Высказывают предположения

 (пальчиковая гимнастика)

Этот пальчик в лес пошёл.
Этот ежевичку там нашёл.
Этот вымыл, этот мял,
Этот взял её и съел,
Потому и потолстел.

Лес, ежевичка, её, съел, потолстел

Печатание новой буквы

Поставили руку на локоток, смотрим на образец, прописываем в воздухе (2-3 раза)

Взяли полоску с печатной буквой прописываем

Работа в тетрадях на печатной основе

Работа по теме урока 

Игра "Ты - мне, я - тебе". (Слог называет учитель, слово - учащиеся)

4 СЛАЙД

Мэр (фр. Maire — старшина) или градоначальник — глава администрации, глава исполнительной власти населённого пункта, чаще всего города

Пэры — в Англии, а также до 1848 г. во Франции — члены высшего дворянства, пользующиеся особыми политическими привилегиями.

Сэр — почётное именование мужчины в англоязычном мире, имеющее два значения — титул и обращение.

- Давайте прочитаем слоги (на доске).

СЕ РЕ ВЕ НЕ КЕ ТЕ ЛЕ

- В каком столбике показаны слоги-слияния?

- Почему?

Чтение слогов-слияний с договариванием до целого слова.

- Я называю вам слог, а вы должны придумать слово с этим слогом. Готовы?

СЕ

РЕ

ВЕ

НЕ

КЕ

ТЕ

ЛЕ

МЭР – МЕРА

СЭР – СЕРА

ПЭР – ПЕРО

СЭМ – СЕЛО

Прочитайте слова первого столбика, какие слова непонятны?

Прочитайте первое (2-е,3-е,4-е) слово, назовите гласный звук? Какой буквой обозначается? Как произносим согласный? Почему?

Прочитайте слова второго столбика. Прочитайте первое (2-е,3-е,4-е) слово, назовите первый слог, какая буква записана? назовите гласный звук? Какой буквой обозначается? Как произносим согласный? Почему?

Вывод: если после мягкого согласного стоит буква Е, то она обозначает звук [‘э], или если после мягкого согласного слышим звук [‘э], то пишем букву Е.

- Хорошо, давайте ещё раз протяжно произнесём слог СЕ. Какой звук обозначает буква Е?

- Ещё раз произнесём слоги.

- Скажите, как читается согласная буква, если за ней следует гласная Е?

- Давайте прочитаем правило на странице 73.

- Так, когда буква Е обозначает два звука?

- Напомните, какие это звуки?

- А когда буква Е будет обозначать один звук?

Чтение слогов по рядам, сверху вниз, снизу вверх, вразброс

Потому что на первом месте согласный звук, а на втором гласный.

(селедка, семечко, семья, селитра - удобрение);

(ребро, ребята, редька, решение);

(весенний, верхушка, вести, ветеран, вешалка, приведение);

(недолёт, недоспелый, недруг - враг, некогда);

(океан, кефир, кепка, кеды, кемпинг - место для отдыха автомобилистов);

(тележка, телефон, телевизор, терем);

(олень, колено, лезвие, лекарство, лес).

Обращаются к ленте букв, объясняют Э-буква верхнего ряда, обозначает твердость предшествующего согласного

Е

Буква Е обозначает звук [‘э]

Мягко

Буква Е обозначает два звука в начале слова и после гласного и один звук после мягкого согласного.

В начале слова и после гласной

[й’] и  [э]

После мягкого согласного

КУУД:

-умение строить речевые высказывания;

-слушать и понимать речь учителя;

-оформлять свою мысль в устной форме.

ПУУД:

- делать выводы на основе совместной работы класса.

Работа по теме урока 

Работа над пословицами.

  • Откройте «Азбуку» на с. 72. К какой сказке нарисована иллюстрация?
  • Кто изображен в центре?
  • Чему удивляются люди?
  • Как они одеты?
  • Какое время года изображено?
  • По каким признакам вы это определили?
  • Какая птица нарисована?
  • Какой зверь изображен?
  • О чем мечтали люди, когда придумывали сказку о Емеле, который ездил на санях без лошадей?
  • Люди свои мечты воплощали в сказках. О чем они еще мечтали?

- Рассмотрите иллюстрацию и назовите слова, в которых есть звук [й’э], [’э].

- Емеля наш был ленив, но любил поесть, поэтому про него можно было сказать: "К работе "ох!", а ест за трех".

Чтение первых трех пословиц под иллюстрацией.

- Как вы понимаете смысл: "Сладкая еда не приходит лёжа".

«По щучьему веленью»

Емеля

Требовать полные ответы!

О транспорте на колесах: машинах, мотоциклах. Чтобы они сами перевозили людей и грузы.

О телевизоре, когда придумывали сказку о тарелке и яблочке. О самолетах, когда придумывали сказку о ковре- самолете и т. д.

Ели, лес, снег, белка, снегирь, Емеля, лает, берёзы, машет, валенки

Дифференцированная работа: читающие про себя, слабо читающие с учителем

Это только в сказке происходит чудо, чтобы вкусно поесть, надо потрудиться).

  • Прочитайте пословицы на с. 72 «Азбуки». Подчеркните все буквы Е.
  • Прочитайте слова и предложения на с. 73.
  • Повторите, когда Е обозначает два звука.

VII.

Итог урока

5 СЛАЙД

Итак, какую новую букву вы сегодня узнали?

Сколько звуков она может обозначать?

В каких случаях обозначает два звука?

Где место буквы Е на ленте букв?

Е е

Один и два

Буква Е обозначает два звука в начале слова и после гласного

С гласными нижнего ряда

VIII.

Рефлексия

Какие цели ставили? Какие достигли?

Кто доволен / не доволен своей работой? Почему?

Ребята, вы хорошо потрудились! Спасибо за урок.

КУУД: умение строить речевые высказывания;

слушать и понимать речь учителя;

оформлять свою мысль в устной форме.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

А О У И

Слайд 4

м э р – м е ра с э р – с е ра п э р – п е ро С э м – с е ло

Слайд 5

е



Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока обучения грамоте и развития речи в 1 классе по программе Школа России.

Конспект урока обучения грамоте и развития речи в 1 классе. Тема урока "Согласные звуки [г], [г\'] . Буква Гг. Цель урока познакомить с согласными звуками [г], [г\']. Буквой Гг. Работать над развитием р...

План – конспект урока Обучения грамоте в 1 классе. Тема: «Буквы Ж, ж, обозначающие согласный звук (ж ).

Цель: Создать условия для ознакомления учащихся с твердым согласным звуком [ж], буквами Ж, ж, развития речи, памяти, логического мышления.Планируемые результаты (предметные) овладевают навыками п...

Конспект урока обучения грамоте "Звук "ч", письмо строчной буквы "ч""

КОНСПЕКТ УРОКА  ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕТема: «Звук [ч‘], письмо строчной буквы ч» Цели деятельности учителя: формирование знаний о звуке [ч‘] и графическом облике буквы [ч] , нав...

Конспект урока обучения грамоте: "Звуки [д][д*] и буква Дд (закрепление). Сопоставление букв д т в слогах и словах." ( УМК " Школа России" , 1 класс)

Тема: Звуки [д][д*] и буква Дд (закрепление). Сопоставление букв д т  в слогах и словах.Цели деятельности учителя: формирование знаний о звуках [д] [д*], о букве Дд, развитие умений сопоставлять ...

Технологическая карта урока по обучению грамоте «Звуки [й’а], [а]. Буквы «Я я» (УМК "Школа России", 1 класс)

Дата: 16.11.2021Школа: №152Класс: 1 «в»Урок: 2Время: 8.50-9.30   Кабинет: 110Студент: Закирова ЭльвираГруппа: 45Учитель: Берсенева Е.М._________________________Методист: Кошкаров...

Конспект урока обучения грамоте "Звук [о]. Обозначение его буквами Оо,Ёё."

Данный урок обучения грамоте (чтение) в 1 классе по программе «Гармония», авторы учебника М.С. Соловейчик, Н.М. Бетенькова имеет №46 в системе уроков второго основного периода обучения гра...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ. "Звуки [н, н’], [т, т’], [с, с’]", УМК "Школа России", 1 класс

Тема урока «Звуки [н, н’], [т, т’], [с, с’]»Тип урока: урок общеметодологической направленности.Цель урока: Обобщение и закрепление знаний обучающихся о звуках [н, н&rsqu...