Технологическая карта урока обучение грамоте "Звуки [й’а], [‘а]. Буква Я я" 1 класс
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)
Тип урока: открытие нового знания
Цель урока: формирование представления у обучающихся о характеристике гласного звука [й’а] [‘а], буквах Яя.
Задачи урока | Планируемые результаты |
Дидактические:
| Предметные:
|
Развивающие:
| Личностные:
|
Воспитательные: 1.Прививать интерес к изучению учебного материала; 2. Воспитывать адекватное понимание причины успеха/неуспеха в учебной деятельности. |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 50.31 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ
Дата: 29.11.2024 Студент: Кондратенко Варвара Евгеньевна
Школа: МАОУ «Многопрофильный лицей №148 г.Челябинска» Группа: 41
Класс: 1а Учитель: Макаренко Марина Александровна
Урок: 1 Методист: Курбанова Ольга Файзуллоевна
Время: 8:00-8:30 Кабинет: 222
Тема урока: «Звуки [й’а], [‘а]. Буква Я я»
Тип урока: открытие нового знания
Цель урока: формирование представления у обучающихся о характеристике гласного звука [й’а] [‘а], буквах Яя.
Задачи урока | Планируемые результаты |
Дидактические:
| Предметные:
|
Развивающие:
| Личностные:
|
Воспитательные: 1.Прививать интерес к изучению учебного материала; 2. Воспитывать адекватное понимание причины успеха/неуспеха в учебной деятельности. |
УМК: «Школа России» Русский язык. 1 класс. Учебник в 2 частях, 1 часть - Канакина В.П., Горецкий В.Г.
ЭТАПЫ УРОКА
Образов а- тельная цель этапа урока | Формы организаци и учеб. деятельност и, методы и приемы, формы контроля | Деятельность учителя, его речь | Деятельность обучающегося | Планируе мые метапред метные результат ы | Дидактиче ские средства и интеракти вное оборудован ия | |
Самооп ределен ие к деятель ности (1-2 мин) | Включе ние в учебную деятельн ость на личност но значимо м уровне | Фронталь ная Группа словесных методов: слово учителя Группа наглядных методов: показ презентац ии | Психологически настраивает учащихся класса на урок. - Здравствуйте ребята. Меня зовут Варвара Евгеньевна и сегодня я проведу у вас урок обучения грамоте. - Соедините свой мизинец с мизинцем соседа и поделитесь своей энергией и положительным настроем на урок. - Я пожелаю вам хорошего настроения и успеха на урок. | Приветствуют учителя. Выполняют эмоциональный настрой. Дети выполняют действие. | УУКД: настраива ть на урок, планирова ть учебное сотруднич ества с преподава телем и сверстник ами | Учебная презентация |
Актуализ ация знаний и мотивац ии (3 мин) | Готовно сть мышлен ия и осознан ие потребн ости к построе нию нового способа действи й | Фронталь ная Группа словесных методов: беседа Группа наглядных методов: показ презентац ии Внешний контроль | Мотивирование обучающихся к учебному процессу. -Ребята, перед тем, как мы с вами начнем работать, предлагаю вам выполнить речевую разминку. -Послушайте скороговорку. На дворе трава, на траве дрова. Не руби дрова на траве двора. -Теперь я буду читать вам по строчке, а вы должны повторить. -Слушаем 1 строчку: На дворе трава, на траве дрова. -Хорошо, теперь 2 строчку: Не руби дрова на траве двора. -Отлично, соединяем все вместе и повторяем сначала медленно, затем быстрее и быстрее. -Хорошо, теперь повторяет только 1 ряд, затем 2 и 3 ряд. -Молодцы! -Ребята, посмотрите на экран, у нас сегодня гости, кто это? -Верно, они будут нашими помощниками на этом уроке, а за активную и грамотную работу наградят звездами. -Давайте вспомним, с какой буквой вы познакомились на прошлом уроке ? -Верно, тогда сейчас я предлагаю вам найти на слайде слова на букву Д и назвать их. -А какой звук обозначает буква «Д» гласный или согласный? -Правильно, как определить, что звук согласный? -Верно, сейчас Маша предлагает отгадать нам загадку. Слушайте внимательно. Яблочко растёт на ветке, Его любят наши детки. Яблочко люблю и я – С ним запомню букву ... -Верно. Скажите, какой звук встречается в этой загадке? -Правильно, молодцы. | Отвечают на вопросы учителя. Повторяют строчки. Читают скороговорку. -Маша и Медведь. -С буквой «Д». -Дерево, дрова, дом, дверь. -Согласный. -Воздух при произношении встречает преграду. -Я. -Звук [й‘а]. | УУПД: строить речевое высказыва ние в устной форме; делать обобщени е. УУКД: слушать и понимать речь других. | Учебная презентация |
Постанов ка учебной задачи (4-5 мин) | Выявлен ие места и причины затрудне ния, постанов ка цели урока | Фронталь ная Парная Группа словесных методов: учебный диалог Группа наглядных методов: показ презентац ии Внешний контроль | Создаёт условия для формулирования темы и цели урока. -Ребята, как вы думаете, звук [й‘а] гласный или согласный? Докажите это. -Хорошо, кто догадался, какая же тема нашего урока? -Верно, а какую цель на урок мы поставим? У вас на экране есть слово-помощник: познакомиться… -Хорошо, Медведь подготовил для нас план урока, но половина слов потерялась. Давайте поможем ему дополнить их, чтобы он не грустил.
-Отлично, продолжим. | Формулируют тему и цель урока. Отвечают на вопросы учителя. -Гласный -Воздух при произношении, не встречает препятствий. Тема урока: Звуки [й’а], [‘а]. Буква Я я. Цель урока: познакомиться со звуками [й’а], [‘а] и буквой Яя. План урока:
| УУПД: Формулиро вать цель УУКД: Корректно и аргументир ованно высказыват ь своё мнение УУРД: Выстраиват ь последоват ельность выбранных действий | Учебная презентация |
Открытие нового знания (7 -8 мин) | Построен ие детьми нового способа действий и формиров ание способно сти к его выполнен ию | Фронтальн ая Группа словесных методов: учебный диалог Группа наглядных методов: Примеры, показ презентаци и внешний контроль | Организовывает «открытие» новых знаний. - В русском языке есть интересный согласный звук Й (йот). Он любит «играть в прятки» – «прятаться» за другие буквы. Прочитайте слово на экране. -Произнесите хором слово яблоко по слогам. -Сколько слогов в слове яблоко? -Верно, произнесите первый слог протяжно. -Ребята, что вы слышите? -Хорошо, теперь давайте произнесем 2-й слог. Из чего он состоит? -Правильно. На экране вы можете увидеть схему слова. -Давайте поставим слоги под схемой. Что мы поставим под первым слогом? -Такой слог – принято обозначать одной буквой я. Мы слышим 2 звука йа, а пишем одну букву а. -Ребята, где стоит буква я ? -Верно, а почему эта буква особенная? Вы знаете? -Она обозначает 2 звука, когда стоит в начале слова. -Вернемся к схеме этого слова. Сколько звуков и букв в слове яблоко? Давайте посчитаем. -А сейчас ,ребята, давайте понаблюдаем ,какую ещё работу выполняет буква Я. -Посмотрите на экран-это девочки, зовут их Рая и Зоя. -С какой буквы пишутся такие слова? Что они обозначают? -Произносите протяжно слово Рая. -Сколько звуков слышится в этом слове? -А сколько в нём букв? -Почему так? -Хорошо, теперь произнесите протяжно слово Зоя. -Сколько звуков слышится в нем? -Верно, после какого звука следует Я? -Отлично, давайте сделаем вывод. -Правильно. Ребята, посмотрите на экран и выберите картинки, где есть буква я. -Хорошо, давайте составим предложения с этими словами. -Ребята, где расположилась буква Я? -Отлично, произнесите протяжно слово мяч. -Какой звук мы слышим? -Хорошо, теперь давайте вместе составим схему этого слова. -Теперь произнесите протяжно слово ягоды. -Какой звук мы услышали? -Давайте тоже составим схему этого слова. -Отлично. Какой вывод мы можем сделать? -Правильно. Теперь откройте учебник на стр. 111 и найдите слоги. -Давайте прочитаем их. - Какой гласный звук слышится в этих слияниях? -А звук а гласный или согласный? -Правильно, молодцы! | Отвечают на вопросы. Читают слово. -Три. -Й а б. -Согласный и гласный звук и согласный. -Из твердого согласного и гласного. -В начале слова. -Нет. -В слове яблоко - 7 звуков, 6 букв. Читают слоги. -С буквы Р и З. -4 звука. -3 буквы. -Потому что, буква Я обозначает 2 звука. -4 звука. -После гласного О. -Буква Я обозначает два звука, если стоит в начале слова или после гласного. -Мяч, ягоды.
-У меня есть мяч. В саду много ягод. -После согласной буквы м и гласной я. -Звук а. -Мы слышим звук а. После согласных буква я обозначает 1 звук а. -Мы можем сделать вывод о том, что буква я, обозначает мягкость предшествующего согласного. -Гласный звук а. -Гласный. | УУПД: Формулир овать выводы и подкрепля ть их доказатель ствами УУКД: Восприни мать и формулир овать суждения УУРД: Планирова ть действия по решению учебной задачи. | Учебная презентация |
Динамическая пауза (1 минута) Яблоня в моём саду Гнётся низко на ветру. Наклонилась вправо, влево. Покачаться захотела. Ветки вниз и вверх качнула И вперёд их протянула. А как стихнет ветерок Моя яблонька заснёт. |
Первичн ое закрепле ние во внешней речи | Усвое ние нового способ а действ ий | Ф, П С: беседа, опрос Приёмы: организаци я учебного общения, работа с текстом Внешний контроль | Повторение материала. -У вас на столах лежат карточки со словами. Ваша задача подчеркнуть красным карандашом слова обозначающие звук [‘а] и синим карандашом слова обозначающие звук [й’а]. Земляника Язык Яблоко Дятел Маяк Земля -Это задание вы будете выполнять в парах. Давайте повторим правила работы в парах. -На выполнение его у вас есть 1 минута. -Время вышло, давайте проверим, что у вас получилось. -Какие слова вы подчеркнули красным? Какие синим? -Молодцы, вы хорошо поработали. | Повторяют материал. Правила работы в парах: 1.В группе должен быть ответственный. 2.Работай в группе дружно и активно. 3.Своё несогласие высказывай вежливо. 4.Следи за временем. -Красным цветом: яблоко, маяк, язык. Синим цветом: земляника, дятел, земля. | ПУУД: сравниват ь несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходя щий. | |
Самосто ятельная работа с самопров еркой (3-5) | Интерио ризация нового способа действий, индивид уальная рефлекс ия достиже -ния цели, создание ситуаци й успеха. | Индивиду альная Группа практичес ких методов Внешний контроль | Организует самостоятельную работу с проверкой. -Ребята, Маша решила проверить ваши знания. Она приготовила для вас самостоятельную работу. -Ваша задача составить звуковую схему слов и дать характеристику звукам [й’а], [‘а] . У 1 варианта слова: утята и мяч. У 2 варианта слова: шляпа и яхта. -На выполнение задания у вас 3 минуты. -Время вышло. Обменяйтесь вашими работами с соседом. Правильные ответы вы можете увидеть на экране. -Тот, кто не допустил ни одной ошибки, ставит себе «5», 1 ошибку - «4», 2 ошибки - 3 «3», больше 2 ошибок - «2». -Отлично, поднимите руку те, кто не допустил ни одной ошибки. А теперь те, кто допустил одну или больше ошибок. Хорошо, вы молодцы! | Выполняют самостоятельную работу. 1 вариант: ['а] – гласный, звонкий, ударный. 2 вариант: [й’а] – гласный, звонкий, твердый. Осуществляют взаимопроверку. | УУРД: Сравниват ь результат ы своей деятельно сти с деятельно стью однокласс ников | Учебная презентация |
Включен ие в систему знаний и повторен ие 7-8 мин. | Включ ение "откры тия" в систем у знаний , повтор ение и закреп ление ранее изучен ного | И, Ф С: беседа Приёмы: организаци я учебного общения, Внешний контроль | Проводит работу с изученным материалом. -Ребята, найдите в учебнике стр. 112 и найдите текст про маяк. -Давайте прочитаем его. -Хорошо, теперь я предлагаю вам выполнить задание в парах. -Ваша задача составить вопросы по данному тексту со словом кто или что. -На выполнение задания у вас будет 2 минуты. Можете приступать. -Время вышло. Давайте проверим, что у вас получилось. -Кто желает рассказать? -Отлично, молодцы! | Повторяют изученный материал. Читают текст. | РУУД: выполнят ь учебные действия в устной, письменн ой речи, во внутренне м плане; | Учебная презентация |
Рефлекси я деятельн ости (по продукту ) (2-3 мин) | Самооце нка результа тов своей деятельн ости осознан ие метода построе ния | Группа наглядных методов: показ презентац ии, Внешний контроль | Проводит рефлексию по результатам деятельности учащихся. -Ребята, давайте подведем итог нашей работы. -С какими звуками мы сегодня познакомились? -Верно, а с какой буквой? -Хорошо, а буква «Я», гласная или согласная? -Правильно. Какую цель мы ставили? Покажите «+» если вы считаете, что мы достигли этой цели. -Посмотрите на экран. Остался ли пункт плана который мы не выполнили? -Отлично, у вас на столах лежат яблоки. Давайте раскрасим их в зеленый цвет если вам было интересно и вы узнали что-то новое, в жёлтый – если вы не справились с некоторыми заданиями и в красный – если совсем ничего не узнали. -Хорошо, молодцы. Спасибо вам за урок, до свидания! | Осуществляют рефлексию урока. -[й‘а], [‘а]. -С буквой «Я». -Гласная. Цель урока: познакомиться со звуками [й’а], [‘а] и буквой Яя. -Нет. Раскрашивают и показывают. | УУРД: Оценивать свою работу. КУУД: стремитьс я к более точному выражени ю собственн ого мнения и позиции | Учебная презентация |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока обучение письму " Письмо строчной письменной буквы "д"" ( 1 класс) ,УМК "Школа России"
Цель урока: формирование первоначального графического навыка: обучение написанию строчной буквы « д», её соединений с другими буквами в словах.Задачи урока:Дидактич...
![](/sites/default/files/pictures/2023/01/09/picture-1447819-1673255234.jpg)
Технологическая карта урока обучения письму «Письмо строчной письменной буквы «з»» (1 класс)
Цель урока: формирование первоначального графического навыка: обучение написанию строчной буквы «з», её соединений с другими буквами в словах.Задачи урокаПланируемы...
![](/sites/default/files/pictures/2023/01/10/picture-1447978-1673371559.jpg)
Технологическая карта урока обучение письму «Письмо заглавной письменной буквы «Р» » (1 класс)
Цель урока: формирование первоначального графического навыка: обучение написанию заглавный буквы «Р» и её элементов.Задачи урокаПланируемые результатыДидактические:1) формировать пон...
![](/sites/default/files/pictures/2023/01/10/picture-1448028-1673357118.jpg)
Технологическая карта урока обучения письму "Письмо строчной письменной буквы а" 1 класс, УМК: системы Эльконина - Давыдова
Тип урока: "Открытие" нового знанияЦель урока: формирование первоначального графического навыка: обучение написанию строчной буквы «а» и её элементов.Задачи урока:Дид...
![](/sites/default/files/pictures/2023/01/18/picture-1449233-1674055723.jpg)
Технологическая карта урока обучения письму «Письмо заглавной письменной буквы «Т», 1 класс, «Школа России»
Тип урока: «открытие» новых знанийЦель урока: формирование первоначального графического навыка: обучение написанию строчной буквы «т», её соединений с другими буква...
![](/sites/default/files/pictures/2023/01/09/picture-1448035-1673287042.jpg)
Технологическая карта урока обучение письму "Письмо строчной письменной буквы «е»", 1 класс
Тема урока «Письмо строчной письменной буквы «е»»Тип урока: «открытие» новых знанийЦель урока: формирование первоначального графического навыка: обучение написанию ...
![](/sites/default/files/pictures/2023/01/29/picture-1449230-1675025004.jpg)
Технологическая карта урока обучение письму "Письмо строчной письменной буквы «п»" (1 класс)
Цель урока: формирование первоначального графического навыка: обучение написанию строчной буквы «п», её соединений с другими буквами в словах.Задачи урокаПланируемы...