Технологическая карта урока обучение грамоте "Звуки [й’а], [‘а]. Буква Я я" 1 класс
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)

Тип урока: открытие нового знания

Цель урока: формирование представления у обучающихся о характеристике гласного звука [й’а] [‘а], буквах Яя.

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

  1. Формировать представление обучающихся о характеристике звуков [й’а] [‘а] и с буквами Яя;
  2. Учить выделять звуки из речи, давать характеристику звуку, составлять слого-звуковую схему.

Предметные:

  1. Знать характеристику звуков [й’а] [‘а] и графическое обозначение буквы Яя;
  2. Уметь характеризовать звуки [й’а] [‘а] и составлять слого-звуковую схему.

Развивающие:

  1. Развивать умения формулировать с помощью учителя цель предстоящей работы;
  2. Развивать навык конструирования предложений.

 

Личностные:

  1. Объективно оценивать и стремиться реализовывать свои потенциальные возможности;
  2. Проявлять интерес к изучению темы и желание применить приобретённые знания и умения.

Воспитательные:

1.Прививать интерес к изучению учебного материала;

2. Воспитывать адекватное понимание причины успеха/неуспеха в учебной деятельности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obuchenie_gramote_1a.docx50.31 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ

Дата: 29.11.2024                                                                                        Студент: Кондратенко Варвара Евгеньевна

Школа: МАОУ «Многопрофильный лицей №148 г.Челябинска»        Группа: 41

Класс: 1а                                                                                                    Учитель: Макаренко Марина Александровна

Урок: 1        Методист: Курбанова Ольга Файзуллоевна

Время: 8:00-8:30    Кабинет: 222

Тема урока: «Звуки [й’а], [‘а]. Буква Я я»

Тип урока: открытие нового знания

Цель урока: формирование представления у обучающихся о характеристике гласного звука [й’а] [‘а], буквах Яя.

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

  1. Формировать представление обучающихся о характеристике звуков [й’а] [‘а] и с буквами Яя;
  2. Учить выделять звуки из речи, давать характеристику звуку, составлять слого-звуковую схему.

Предметные:

  1. Знать характеристику звуков [й’а] [‘а] и графическое обозначение буквы Яя;
  2. Уметь характеризовать звуки [й’а] [‘а] и составлять слого-звуковую схему.

Развивающие:

  1. Развивать умения формулировать с помощью учителя цель предстоящей работы;
  2. Развивать навык конструирования предложений.

Личностные:

  1. Объективно оценивать и стремиться реализовывать свои потенциальные возможности;
  2. Проявлять интерес к изучению темы и желание применить приобретённые знания и умения.

Воспитательные:

1.Прививать интерес к изучению учебного материала;

2. Воспитывать адекватное понимание причины успеха/неуспеха в учебной деятельности.

УМК: «Школа России» Русский язык. 1 класс. Учебник в 2 частях, 1 часть - Канакина В.П., Горецкий В.Г.

ЭТАПЫ УРОКА

Образов а-

тельная цель

этапа урока

Формы

организаци и учеб. деятельност

и, методы и

приемы, формы контроля

Деятельность учителя, его речь

Деятельность обучающегося

Планируе мые

метапред метные

результат ы

Дидактиче ские

средства и интеракти вное

оборудован ия

Самооп ределен ие к деятель ности

(1-2

мин)

Включе

ние в

учебную деятельн ость на личност но значимо м уровне

Фронталь ная

Группа словесных

методов:

слово

учителя

Группа наглядных

методов:

показ

презентац ии

Психологически настраивает учащихся класса на урок.

- Здравствуйте ребята. Меня зовут Варвара Евгеньевна и сегодня я проведу у вас урок обучения грамоте.

- Соедините свой мизинец с мизинцем соседа и поделитесь своей энергией и положительным настроем на урок.

- Я пожелаю вам хорошего настроения и успеха на урок.

Приветствуют учителя. Выполняют эмоциональный настрой.

Дети выполняют действие.

УУКД:

настраива ть на

урок, планирова ть учебное сотруднич ества с преподава телем и сверстник

ами

 Учебная презентация

Актуализ ация знаний и мотивац ии (3 мин)

Готовно

сть

мышлен

ия и осознан ие потребн ости к построе нию нового способа действи й

Фронталь ная

Группа словесных

методов: беседа

Группа наглядных

методов:

показ

презентац ии Внешний контроль

Мотивирование обучающихся к учебному процессу.

-Ребята, перед тем, как мы с вами начнем работать, предлагаю вам выполнить речевую разминку.

-Послушайте скороговорку.

На дворе трава, на траве дрова.

Не руби дрова на траве двора.

-Теперь я буду читать вам по строчке, а вы должны повторить.

-Слушаем 1 строчку: На дворе трава, на траве дрова.

-Хорошо, теперь 2 строчку: Не руби дрова на траве двора.

-Отлично, соединяем все вместе и повторяем сначала медленно, затем быстрее и быстрее.

-Хорошо, теперь повторяет только 1 ряд, затем 2 и 3 ряд.

-Молодцы!

-Ребята, посмотрите на экран, у нас сегодня гости, кто это?

-Верно, они будут нашими помощниками на этом уроке, а за активную и грамотную работу наградят звездами.

-Давайте вспомним, с какой буквой вы познакомились на прошлом уроке ?

-Верно, тогда сейчас я предлагаю вам найти на слайде слова на букву Д и назвать их.

-А какой звук обозначает буква «Д» гласный или согласный?

-Правильно, как определить, что звук согласный?

-Верно, сейчас Маша предлагает отгадать нам загадку. Слушайте внимательно.

Яблочко растёт на ветке,

Его любят наши детки.

Яблочко люблю и я –

С ним запомню букву ...

-Верно. Скажите, какой звук встречается в этой загадке?

-Правильно, молодцы.

Отвечают на вопросы учителя.

Повторяют строчки.

Читают скороговорку.

-Маша и Медведь.

-С буквой «Д».

-Дерево, дрова, дом, дверь.

-Согласный.

-Воздух при произношении встречает преграду.

-Я.

-Звук [й‘а].

УУПД:

строить речевое высказыва ние в устной форме; делать обобщени

е.

УУКД: слушать и понимать речь других.

Учебная презентация

Постанов ка учебной задачи (4-5 мин)

Выявлен ие места и

причины затрудне ния, постанов ка цели урока

Фронталь ная

Парная

Группа словесных методов:

учебный диалог

Группа наглядных

методов:

показ

презентац ии Внешний контроль

Создаёт условия для формулирования темы и цели урока.

-Ребята, как вы думаете, звук [й‘а] гласный или согласный? Докажите это.

-Хорошо, кто догадался, какая же тема нашего урока?

-Верно, а какую цель на урок мы поставим? У вас на экране есть слово-помощник: познакомиться…

-Хорошо, Медведь подготовил для нас план урока, но половина слов потерялась. Давайте поможем ему дополнить их, чтобы он не грустил.

  1. Узнаем …
  2. Выполним…
  3. Подведем…

-Отлично, продолжим.

Формулируют тему и цель урока. Отвечают на вопросы учителя.

-Гласный

-Воздух при произношении, не встречает препятствий.

Тема урока: Звуки [й’а], [‘а]. Буква Я я.

Цель урока:         познакомиться со звуками [й’а], [‘а] и буквой Яя.

План урока:

  1. Узнаем характеристику звука  [й’а], [‘а];
  2. Выполним самостоятельную работу;
  3. Подведем итоги урока.

УУПД: Формулиро

вать цель

УУКД:

Корректно и аргументир ованно высказыват ь своё

мнение УУРД:

Выстраиват

ь

последоват ельность выбранных действий

Учебная презентация

Открытие нового знания

(7 -8 мин)

Построен ие детьми нового способа действий и

формиров ание

способно сти к его

выполнен ию

Фронтальн ая

Группа словесных методов:

учебный диалог

Группа наглядных методов:

Примеры, показ презентаци и внешний контроль

Организовывает «открытие»  новых знаний.

-  В русском языке есть интересный согласный звук Й (йот). Он любит «играть в прятки» – «прятаться» за другие буквы. Прочитайте слово на экране.

-Произнесите хором слово яблоко по слогам.

-Сколько слогов в слове яблоко?

-Верно, произнесите первый слог протяжно.

-Ребята, что вы слышите?

-Хорошо, теперь давайте произнесем 2-й слог. Из чего он состоит?

-Правильно. На экране вы можете увидеть схему слова.

-Давайте  поставим слоги под схемой. Что мы поставим под первым слогом?

-Такой слог – принято обозначать одной буквой я. Мы слышим 2 звука йа, а пишем одну букву а.

-Ребята, где стоит буква я ?

-Верно, а почему эта буква особенная? Вы знаете?

-Она обозначает 2 звука, когда стоит в начале слова.

-Вернемся к схеме этого слова. Сколько звуков и букв в слове яблоко? Давайте посчитаем.

-А сейчас ,ребята, давайте понаблюдаем ,какую ещё работу выполняет буква Я.

-Посмотрите на экран-это девочки, зовут их Рая и Зоя.

-С какой буквы пишутся такие слова? Что они обозначают?

-Произносите протяжно слово Рая.

-Сколько звуков слышится в этом слове?

-А сколько в нём букв?

-Почему так?

-Хорошо, теперь произнесите протяжно слово Зоя.

-Сколько звуков слышится в нем?

-Верно, после какого звука следует Я?

-Отлично, давайте сделаем вывод.

-Правильно. Ребята, посмотрите на экран и выберите картинки, где есть буква я.

-Хорошо, давайте составим предложения с этими словами.

-Ребята, где расположилась буква Я?

-Отлично, произнесите протяжно слово мяч.

-Какой звук мы слышим?

-Хорошо, теперь давайте вместе составим схему этого слова.

-Теперь произнесите протяжно слово ягоды.

-Какой звук мы услышали?

-Давайте тоже составим схему этого слова.

-Отлично. Какой вывод мы можем сделать?

-Правильно. Теперь откройте учебник на стр. 111 и найдите слоги.

-Давайте прочитаем их.

- Какой гласный звук слышится в этих слияниях?

-А звук а гласный или согласный?

-Правильно, молодцы!

Отвечают на вопросы.  

Читают слово.

-Три.

-Й а б.

-Согласный и гласный звук и согласный.

-Из твердого согласного и гласного.

-В начале слова.

-Нет.

-В слове яблоко - 7 звуков, 6 букв.

Читают слоги.

-С буквы Р и З.

-4 звука.

-3 буквы.

-Потому что, буква Я обозначает 2 звука.

-4 звука.

-После гласного О.

-Буква Я обозначает два звука, если стоит в начале слова или после гласного.

-Мяч, ягоды.

 

-У меня есть мяч. В саду много ягод.

-После согласной буквы м и гласной я.

-Звук а.

-Мы слышим звук а. После согласных буква я обозначает 1 звук а.

-Мы можем сделать вывод о том, что буква я, обозначает мягкость предшествующего согласного.

-Гласный звук а.

-Гласный.

УУПД: Формулир

овать выводы и подкрепля ть их доказатель ствами

УУКД:

Восприни мать и формулир

овать суждения

УУРД:

Планирова

ть действия по решению учебной задачи.

Учебная презентация

Динамическая пауза (1 минута)

Яблоня в моём саду

Гнётся низко на ветру.

Наклонилась вправо, влево.

Покачаться захотела.

Ветки вниз и вверх качнула

И вперёд их протянула.

А как стихнет ветерок

Моя яблонька заснёт.

Первичн

ое

закрепле ние во внешней речи

Усвое ние

нового способ а

действ ий

Ф, П

С: беседа, опрос

Приёмы: организаци я  учебного общения, работа с текстом

Внешний контроль

Повторение материала.

-У вас на столах лежат карточки со словами. Ваша задача подчеркнуть красным карандашом слова обозначающие звук [‘а] и синим карандашом слова обозначающие звук [й’а].

Земляника               Язык

Яблоко                     Дятел

Маяк                         Земля

-Это задание вы будете выполнять в парах. Давайте повторим правила работы в парах.

-На выполнение его у вас есть 1 минута.

-Время вышло, давайте проверим, что у вас получилось.

-Какие слова вы подчеркнули красным? Какие синим?

-Молодцы, вы хорошо поработали.

Повторяют материал.

Правила работы в парах:

1.В группе должен быть ответственный.

2.Работай в группе дружно и активно.

3.Своё несогласие высказывай вежливо.

4.Следи за временем.

-Красным цветом: яблоко, маяк, язык. Синим цветом: земляника, дятел, земля.

ПУУД:

сравниват

ь

несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходя щий.

Самосто ятельная работа с самопров еркой

(3-5)

Интерио ризация нового способа действий,

индивид уальная рефлекс ия достиже

-ния цели, создание

ситуаци й успеха.

Индивиду альная

Группа практичес ких

методов Внешний контроль

 Организует самостоятельную работу с проверкой.

-Ребята, Маша решила проверить ваши знания. Она приготовила для вас самостоятельную работу.

-Ваша задача составить  звуковую схему слов и дать характеристику звукам [й’а], [‘а] . У 1 варианта слова: утята и мяч. У 2 варианта слова: шляпа и яхта.

-На выполнение задания у вас 3 минуты.

-Время вышло. Обменяйтесь вашими работами с соседом. Правильные ответы вы можете увидеть на экране.

-Тот, кто не допустил ни одной ошибки, ставит себе «5», 1 ошибку - «4», 2 ошибки - 3 «3», больше 2 ошибок - «2».

-Отлично, поднимите руку те, кто не допустил ни одной ошибки. А теперь те, кто допустил одну или больше ошибок. Хорошо, вы молодцы!

Выполняют самостоятельную работу.

1 вариант:

['а] – гласный, звонкий, ударный.

2 вариант:

[й’а] – гласный, звонкий, твердый.

Осуществляют взаимопроверку.

УУРД:

Сравниват

ь

результат ы своей деятельно сти с деятельно стью однокласс ников

Учебная презентация

Включен

ие в систему знаний и повторен

ие 7-8 мин.

Включ ение

"откры тия" в

систем у

знаний

,

повтор ение и

закреп ление ранее

изучен ного

И, Ф С: беседа

Приёмы: организаци я  учебного общения, Внешний контроль

Проводит работу с изученным материалом.

-Ребята, найдите в учебнике стр. 112 и найдите текст про маяк.

-Давайте прочитаем его.

-Хорошо, теперь я предлагаю вам выполнить задание в парах.

-Ваша задача составить вопросы по данному тексту со словом кто или что.

-На выполнение задания у вас будет 2 минуты. Можете приступать.

-Время вышло. Давайте проверим, что у вас получилось.

-Кто желает рассказать?

-Отлично, молодцы!

Повторяют изученный материал.

Читают текст.

РУУД: выполнят ь учебные действия в устной, письменн ой речи, во внутренне м плане;

Учебная презентация

Рефлекси

я

деятельн ости (по

продукту

)

(2-3 мин)

Самооце нка результа тов своей деятельн ости осознан ие метода построе ния  

Группа наглядных

методов:

показ

презентац ии, Внешний контроль

Проводит рефлексию по результатам деятельности учащихся.

-Ребята, давайте подведем итог нашей работы.

-С какими звуками мы сегодня познакомились?

-Верно, а с какой буквой?

-Хорошо, а буква «Я», гласная или согласная?

-Правильно. Какую цель мы ставили? Покажите «+» если вы считаете, что мы достигли этой цели.

-Посмотрите на экран. Остался ли пункт плана который мы не выполнили?

-Отлично, у вас на столах лежат яблоки. Давайте раскрасим их в зеленый цвет если вам было интересно и вы узнали что-то новое, в жёлтый – если вы не справились с некоторыми заданиями и в красный – если совсем ничего не узнали.

-Хорошо, молодцы. Спасибо вам за урок, до свидания!

Осуществляют рефлексию урока.

-[й‘а], [‘а].

-С буквой «Я».

-Гласная.

Цель урока:         познакомиться со звуками [й’а], [‘а] и буквой Яя.

-Нет.

Раскрашивают и показывают.

УУРД:

Оценивать свою работу.

КУУД: стремитьс я к более точному выражени ю собственн ого мнения и позиции

Учебная презентация


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока обучение письму " Письмо строчной письменной буквы "д"" ( 1 класс) ,УМК "Школа России"

Цель урока: формирование  первоначального графического навыка: обучение написанию строчной   буквы « д»,  её соединений с другими буквами в словах.Задачи урока:Дидактич...

Технологическая карта урока обучения письму «Письмо строчной письменной буквы «з»» (1 класс)

Цель урока: формирование  первоначального графического навыка: обучение написанию строчной   буквы «з»,  её соединений с другими буквами в словах.Задачи урокаПланируемы...

Технологическая карта урока обучение письму «Письмо заглавной письменной буквы «Р» » (1 класс)

Цель урока: формирование первоначального графического навыка: обучение написанию заглавный  буквы «Р» и её элементов.Задачи урокаПланируемые результатыДидактические:1) формировать пон...

Технологическая карта урока обучения письму "Письмо строчной письменной буквы а" 1 класс, УМК: системы Эльконина - Давыдова

Тип урока: "Открытие" нового знанияЦель урока: формирование первоначального графического навыка: обучение написанию строчной   буквы «а» и её элементов.Задачи урока:Дид...

Технологическая карта урока обучения письму «Письмо заглавной письменной буквы «Т», 1 класс, «Школа России»

Тип урока: «открытие» новых знанийЦель урока: формирование первоначального графического навыка: обучение написанию строчной   буквы «т», её соединений с другими буква...

Технологическая карта урока обучение письму "Письмо строчной письменной буквы «е»", 1 класс

Тема урока «Письмо строчной письменной буквы «е»»Тип урока: «открытие» новых знанийЦель урока: формирование первоначального графического навыка: обучение написанию ...

Технологическая карта урока обучение письму "Письмо строчной письменной буквы «п»" (1 класс)

Цель урока: формирование  первоначального графического навыка: обучение написанию строчной   буквы «п»,  её соединений с другими буквами в словах.Задачи урокаПланируемы...